Меню Рубрики

Патриотическое воспитание средствами народного танца

Статья посвящена роли хореографического искусства в процессе воспитания патриотических ценностей в современном мире

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Детская школа искусств №9

« РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »

Одной из основных задач воспитания детей является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается уже с картинки, слышимой музыки, окружающей природы, жизни знакомых улиц. Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. У писателя Виктора Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».

Патриотическое воспитание – это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития человека. Патриотизм немыслим без нравственности, ответственности, любви. А все это должно быть каждодневной, ежечасной заботой современного общества. В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной дом»), Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко («Наследие»), О.Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников. Хореография – искусство синтетическое, в нем музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Графичность поз и положений танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет использовать хореографию как средство воспитания широкого профиля. Обращаясь к танцевальной культуре, человек проходит школу духовного, музыкально-танцевального воспитания. Хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления нравственно-патриотического воспитания. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.

Целью данной работы является определение роли русского народного танца в системе патриотического воспитания детей и молодежи.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время система патриотического воспитания подрастающего поколения требует совершенствования и системности, для соответствия новым реалиям.

Глава 1. Проблема патриотических ценностей в современном мире

Русский патриотизм всегда отличался от всякого иного своей беспредельной и безусловной, то есть не требующей ничего взамен, верностью государству. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям.

В настоящее время, в период глубокого раскола российского общества и естественного отсутствия единой государственной идеологии, нет и единого понимания патриотизма. Тем не менее, сейчас в российском обществе сложилась ситуация, при которой у молодежи наблюдается всплеск национальных, гражданских, патриотических чувств. По данным лаборатории политических исследований ВШЭ на 2015 год, 75% россиян считают себя патриотами. В 2006 году этот показатель составлял лишь 57%. Эта ситуация во многом является уникальной и резко контрастирует с показателями начала 1990-х гг., когда многие стыдились, что живут в России, и стремились покинуть родную страну. Эксперты объясняют небывалый патриотический подъем у россиян и рекордный рейтинг Президента успешным проведением Олимпиады в Сочи и присоединением Крыма к России. Именно культурные или спортивные события чаще всего становятся поводом для неоспоримой гордости россиян за свою страну, за свои силы, таланты, способности и достижения. Балет, литература или фигурное катание способны объединить всех без исключения людей в едином патриотическом порыве. У людей появляется то, чем можно гордиться. В России единение вокруг знаковых фигур культуры и спорта особенно ярко выражено среди всех европейских стран, потому что наша страна в каждом отдельном случае старается доказать свою уникальность в целом, а не просто талант какого-то одного русского.

Таким образом, на сегодняшний день сложилась ситуация, в которой формирование и воспитание у молодежи патриотических чувств может принести ощутимые результаты. Однако настойчивая догматическая пропаганда патриотизма не добьется своих целей, в то время как через прекрасное, в особенности через хореографическое искусство, отражающее окружающую жизнь в художественных образах, процесс патриотического воспитания подрастающего поколения может значительно ускориться.

Глава 2. Патриотическое воспитание детей в настоящее время.

В настоящее время Россия переживает непростой период своего развития – период духовного, ценностного кризиса. Стремительность процесса цивилизации в будущем грозит такими серьезными кризисами, как потеря духовности, невосприимчивость к культурному наследию, человеческая разобщенность и др. Информационный взрыв лишь на поверхностном своем уровне предстает как прогресс цивилизации. Преобладание чисто внешних соприкосновений-контактов, лишенных коммуникативной полноты и искренности, относится к числу существеннейших и коренных пороков человечества. Находясь вне общества, вне постоянного и всестороннего взаимодействия с окружающим миром, индивид не способен перерасти в личность, стать человеком культуры. Молодое поколение особенно остро реагирует на напряженную, социально и экономически неустойчивую обстановку, чем и обусловлен рост отклонений в личностном развитии молодых людей. А именно дети являются тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление производственного опыта и интеллектуального потенциала общества.

Особое место в социализации подрастающего поколения, формировании и развитии духовно-нравственной сферы личности ребенка, в том числе, чувства патриотизма, занимает семья. Через семью ребенок должен приобретать чувство любви к Родине, получать генетическую связь поколений, ментальность народов в оригинальном сочетании с их этническими и религиозными особенностями. Однако на практике видно, что большинство современных семей более ориентированы на удовлетворение материальных потребностей, чем на нравственное воспитание детей. А ведь семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций. Счастье семьи — счастье и благополучие народа. В формировании культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом воспитания. Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что они имеют наглядно-образное мышление, поэтому необходимо использовать наглядные предметы и материалы.

Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнения и суждения порой заслуживают уважения. В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Чувство Родины начинается у ребенка с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В последние годы государство стало уделять немало внимания воспитанию детей, так например, была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 5.10.10 г №795 федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.». Все это, безусловно, дает свои результаты, способствуя формированию гражданских и патриотических качеств молодого поколения. Однако принимаемых мер недостаточно. В условиях социального расслоения, экономического кризиса и отсутствия общей идеологии получили развитие такие негативные проявления, как националистические настроения, втягивающие в свою орбиту молодое поколение. Разрешить возникший клубок проблем можно благодаря разработке грамотной политики в сфере патриотического воспитания.

Воспитание гражданина и патриота, осознающего цели и задачи жизнедеятельности личности, общества и государства, их роли в культурно-историческом развитии, способного к сохранению и приумножению духовно-нравственных ценностей, традиций и достижений своего Отечества, является одной из приоритетных задач, без выполнения которой невозможно возрождение величия и будущее России.

3. Воспитательная роль хореографического искусства.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Через самобытные черты искусства того или иного народа проявляется тема Родины в песне, музыке, танце. Вот почему изучение национального искусства ненавязчиво прививает молодым людям чувство любви к родине, к своему народу – гражданско-патриотические чувства. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Пытливое, чуткое ко всему родному, любящее свою историю, стремящееся не оторваться от глубинных её истоков подрастающее поколение – надежда России на то, что тысячелетние народные традиции будут сохраняться, передаваясь из поколения в поколение.

Выдающийся танцор М. Эсамбаев, имевший в своем репертуаре танцы разных народов мира, отмечал: «Для меня узнать народ — значит узнать его танец, рожденный выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа. Танцы, которые издревле живут в народе, — подлинная энциклопедия жизни. В каком бы далеком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера». Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Постижение и осмысление прошлого является одним из факторов патриотического воспитания детей через приобщение к истокам народной культуры, к духовной жизни.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, песенное творчество и танцевальное искусство. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность. У А.С. Пушкина есть такая мысль: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». С древних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают и завораживают, заставляют переживать или радоваться, словом, не оставляют равнодушными никого. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

Русский народный танец получил наибольшее распространение и развитие. Он разнообразен. Его название может складывается по одноименной народной песне («Камаринская», «Сени»), по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), название может определять рисунок танца («Плетень», «Воротца»). Однако всем русским народным танцам свойственны общие черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства в танце. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность. Здесь особенно важен практический показ элементов педагогом и просмотр номеров известных ансамблей народного танца: государственного ансамбля танца «Березка», государственного ансамбля имени И. Моисеева и др. М. П. Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации». Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, знание культуры своего народа, воспитывает преданность и любовь к Отечеству, в том числе к своей малой Родине.

В заключение можно сделать выводы о том, что сегодня, как никогда актуальна проблема патриотического воспитания детей, сохранения русской нации и других народов России, сбережения культурного наследия, уважения к национально-патриотическому прошлому. Одно из самых выразительных и действенных средств патриотического воспитания – это введение ребенка в мир культуры и истории Родины через хореографическое искусство.

Танец отражает жизнь людей во всех ее проявлениях, создает красоту разнообразными средствами (пластическими и музыкальными, динамическими и ритмическими, зримыми и слышимыми), оказывает серьезное воздействие на духовно-нравственное состояние общества, располагая весьма мощным механизмом эмоционального воздействия на личность ребенка, на выработку у него высочайшей гражданственности и ответственности за судьбу Родины.

Соприкасаясь с народным искусством и традициями, дети духовно обогащаются, у них появляется интерес к истории, культуре и истокам своего народа. Хореографические коллективы решают определённую социальную задачу, гармонично развивая каждого участника духовно и физически. Полученное с детства эстетическое и нравственное воспитание сыграет несравненную положительную роль в его жизни. То, что было истинно великим, останется великим навсегда. Заботясь о культурном и нравственном воспитании детей, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа. А воспитание патриотизма, гражданственности, неравнодушия, активности молодого поколения — необходимое и достаточное условие возрождения России как великого процветающего государства.

Список использованных источников.

1. Баранов Н.А. Патриотизм в системе общероссийских ценностей [Текст] / Н.А. Баранов // Материалы межвузовской научной конференции 10 декабря 2002 г. — СПб.: БГТУ, 2003. — С.50-53

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с. 3. Боякова, Е.В. Художественное развитие детей [Электронный ресурс] / Е.В. Боякова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». – 2011. — № 1. – Режим доступа: http://www.art-education.ru 4. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. — 172 с. 5. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание [Текст] / — А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. — 119 с.

6. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии [Текст] / К.Я. Голейзовский. — М.: Искусство, 1964. – 364 с. 7. Григорович, Ю.Н. Балет. Энциклопедия [Текст] / под ред. Ю.Н. Григоровича. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с. 8. Иванова, С.Ю., Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм [Текст] / С.Ю.Иванова, В.И. Лутовинов. — Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. — 320 с.

Читайте также:  Народные средства лечения фаринголарингита

9. Кива, А. Национальная идея — обруч нации [Текст] / А. Кива. – М.: Ориентир,1996. — № 12. — С. 32.

10. Кольцова, В.А., Соснин, В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе [Текст] / В.А. Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. — 2005. — № 4. — С. 89-97.

11. Конорова, Е. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства [Текст] / Е. Конорова. — М.: Просвещение, 2000. – 60 с. 12. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: основания культурно-исторического подхода. Ч. I. Дубна, 1997. – 174с. 13. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений [Текст]: т. 37 / В.И. Ленин. – 5-е изд. – М.: Изд-во политической литературы, 1969, С. 190. 14. Лобов, В.Н. О долге и чести воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей [Текст] / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников: Под ред. В.Н. Лобова. — М.: Воениздат, 1990. — С.26. 15. Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления [Текст] / В.И. Лутовинов // Studia Humanitatis. – 2013. — № 2. – 27 с. 16. Малышева, Е. Память о войне [Электронный ресурс] / Е. Малышева // Журнал «Москва». — 2014. – май. – Режим доступа: http://www.moskvam.ru/publications/publication_1105.html 17. Матюшкин, Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика. — 1991. – 160 с.

18. В.С. Мухин, Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия/Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2001. – 624 с.

19. Нестеров, Ф. Связь времен [Текст] / Ф. Нестеров. — М.: Изд-во «Молодая Гвардия» – 1987. – 239 с.

20. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца [Текст] /В. М. Пасютинская. — М.: Просвещение, 1985. – 223 с.

21. Путин, В.В. О патриотическом воспитании [Электронный ресурс] / В.В. Путин // — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=135Pmj3ggZE 22. Пуртова, Т.В., Беликова, А.Н., Кветная, О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Владос. — 2003. — 256 с.

23. Реан, А.А. Психология детства [Текст]: Практикум. / Под ред. А.А. Реана. — М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. – 224 с.

24. Розанов, В.В. Уединенное [Текст]: т. 2. / В.В. Розанов. — М.: Правда, 1990. — С.117.

25. Ротерс, Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика [Текст] / Т. Ротерс. — М.: Просвещение. — 1989. – 175 с. 26. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко // НИИ школьных технологий. — Серия: Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006. – С. 816. 27. Сикевич, З.В. Национальное самосознание русских [Текст]: Учебное пособие / З.В. Сикевич. — М.: Механик, 1996. — 208 с. 28. Слонимский, Ю. В честь танца [Текст] / Ю. Слонимский. — М.: Искусство, 1988. — 402 с.

источник

Роль народного искусства в патриотическом воспитании детей. Восприятие танцевального образа. Значение народного танца как культурного феномена. Отражение в танце менталитета художественного воплощения характера, темперамента, эстетических идеалов народа.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: «Патриотическое воспитание посредством русского танца»

Ученица заочной формы обучения

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. О роли и значении народного искусства в патриотическом воспитании детей писали многие учёные (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Дети особенно любят устное народное творчество. Фольклорные произведения доступны им по содержанию, они создают своеобразное эмоциональное настроение. В процессе народных игр усваивается, шлифуется родной язык. Не следует забывать, что знакомить с культурой народа (его языком, историей, характером) — дело чести каждого, кто работает с детьми. Испокон веков для русских характерна толерантность, гостеприимство, милосердие. Почему об этом мало рассказываем детям? Язык — богатство нации, душа народа, выражение его характера, самобытности, основной элемент культуры. И очень важно вводить в обиход детей русское слово, национальные танцы, песни, игры. Пусть дети узнают о тех народных обрядах, семейных праздниках, которые на протяжении столетий радовали «русича», пусть примут в них участие. Так постепенно ребенок постигает жизненную культуру народа, общечеловеческие ценности как выражение духовности, чувство уважения к прошлому русского народа.

Задачи патриотического воспитания посредством русского танца:

В обучении: — обеспечить усвоение практических умений и навыков при изучении программного материала; — изучить терминологию в народном танце; — изучить историю танцевальной культуры, основ актерского мастерства танцоров; — учить ритмическим упражнениям под музыку, дающим представление о танце.

В воспитании: — воспитывать у обучающихся настойчивость и стремление преодолевать трудности, возникающие перед ними в выполнении тех или иных упражнений; — воспитание духовно-нравственных ценностей обучающихся; — воспитание любви и уважения к народным традициям

Танец — это квинтэссенция глубоких чувств и фантазий народа, включающая в себя яркое и красочное художественное отображение тех или иных эмоций, а также — четкое содержание, тему и идею, что свойственному любому народному танцу. При помощи тех или иных пространственных рисунков и разнообразных пластических движений возникает конкретный и обобщенный художественный образ в рамках сюжетной драматургической основы.

Восприятие танцевального образа может быть как непосредственным, так и ассоциативным. Характер, ритм, темп мелодии органически связаны с лексикой и содержанием танца, в которых отображаются те или иные танцевальные образы в их художественности, конкретности и правдивости.

Народное творчество — это квинтэссенция менталитета нации, характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее

Древнейших искусств много и одним из них выступает народный танец. Выражение своего эмоционального состояния с помощью тела — потребность, на которой основывается развитие древнего искусства народного танца. В танце отображаются будни и повседневная реальность человека. Определенным образом применяемый ритм (сначала без музыки, а после — вместе с музыкой) выражал впечатления радости и печали.

Народный танец демократичен. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, не надо быть профессионалом: народный танец доступен всем. Фольклорная пляска носит анонимный характер, у нее нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.

В условиях современных социокультурных изменений, глобализации мировых процессов и культурной конвергенции остро стоят проблемы формирования поликультурной личности — человека, ориентированного через свою культуру на другие, обладающего целостным мировоззрением, развитым историческим, географическим, правовым, художественно-эстетическим сознанием. Попытки решения этих вопросов поставили перед системой образования проблему адаптации образования к конкретным условиям региона с учётом этнического состава его жителей при сохранении фундаментальных основ педагогической науки и централизованного управления педагогическим процессом. При этом процесс социализации и интериоризации личности немыслим без глубокого усвоения общечеловеческих ценностей, знаний особенностей проявления различных культур в едином российском социальном пространстве. Модернизация образования выдвигает идею непрерывности, пересмотра содержания образования, в том числе и этномузыкального, через согласованность знаний, умений и навыков, получаемых человеком на разных уровнях личностного и профессионального становления. Непрерывное этномузыкальное образование способствует этноличностному развитию каждого субъекта образовательного процесса, передаче ему духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.

Однако для того, чтобы образование оказывало эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов. И в решении этой проблемы трудно переоценить значение такого культурного феномена, как народный танец. Народный танец, представляя собой жёстко отработанную систему телодвижений, как правило, органично слитую с выразительной музыкальной композицией, является идеально подходящим для решения целого ряда не только физических, но и эмоциональных, и воспитательных задач. Так, традиционный структурно- массовый обрядовый танец может являться достаточно эффективным и продуктивным средством, согласованно выравнивающим не только психоэмоциональные состояния, но и межличностные отношения.

Несмотря на значительную степень неизбежных эволюционных преобразований, обрядовые танцы сохраняют отдельные элементы весьма архаичных структур и глубинных мифологических смыслов и значений. Прослеживая изменения и инновации, происходящие с ними в различные периоды, в разных социальных средах, можно получить глубокое представление об этнической истории народа, эволюции его мировоззрения, связях с другими этносами, различных аспектах духовной и материальной культуры. Таким образом, обрядовые танцы являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение.

Особенностью народного танца является то, что посредством физических движений, жестов, поз и мимики человек высказывал свое мировоззрение и объяснял жизненные события, в конечном счете, выражая свой опыт, все взаимодействия в котором в последствии воспроизводил в форме танца, как особого способа самоощущения и самовыражения. Танцевальная культура является одной из наиболее устойчивых форм народного искусства. Поэтому введение учебной дисциплины «Народный танец» может служить эффективным средством решения ряда проблем обучения и воспитания, например, формирования психоэмоциональной сферы личности. Психоэмоциональная сфера, являясь стержневой среди множеств, определяющих внутренний мир человека и его поступки, оказывает прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, которые определяют успешность личности, раскрывая многообразие его качеств. С психологической точки зрения во время занятий народными танцами учащиеся приучаются не к простому общению со сверстниками, а умению выстраивать эти отношения. Хотелось бы заметить, что элементы обрядовых танцевальных движений в своих жестах, позах и мимике, в сочетании с темпами и ритмами на фоне особой энергетики мелодий, имеют не только удивительную слаженность, но и обладают свойством удовлетворять не какую-нибудь абстрактную людскую массовость, а органично вписываться в различные человеческие психотипы, учитывая все особенности возрастных категорий.

Традиционный структурно-массовый обрядовый танец именно своими образами, отражающими духовность, на основе воспроизводства нрава и стиля общечеловеческого и гендерного общения посредством применения специфических жестов, поз и мимики оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей и эффективность процесса общения. Заложенный в традиционных танцах огромный гуманистический потенциал является фундаментом нравственного и духовного воспитания молодёжи, привития им устойчивых образцов поведения и общения, культурных норм и ценностей.

Обрядовые танцы не оставались такими, какими они возникли в глубокой древности. Каждая эпоха накладывала свой отпечаток. Они трансформировались. При этом какие-то элементы выпадали, обогащаясь новым содержанием. Об этом ярко свидетельствуют варианты танцев. Обрядовый, и вообще народный танец столь же разнообразен, сколь различны уклады жизни и культура разных народов. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одного из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел самостоятельное значение. У каждого народа сложились танцевальные традиции, музыка и хореография. Например, цыганский танец. Цыгане — народ свободолюбивый, вольный, ни от кого не зависящий. Своеволие и своенравность проявляются через чувство самодостаточности, каждый — яркая индивидуальность, личность, знающая себе цену. Танцуют цыгане, как живут — свободно, искрометно, полностью отдаваясь танцу. Движения раздольные и зажигательные. Танцуют не по одному, и даже не парами — а целым табором. Испанцы — народ очень гордый и горячий. В танце движения четкие и страстные, в осанке — независимость и стать. В душе — буря, а внешне — собранность и сдержанность. Здесь все чувства подчинены воле. Русский народ отличается своей широкой душой, жаждой жизни. Танец в основном коллективный — хоровод, который связывает всех воедино и гармонизирует. В хороводе все связаны с центром — организующим началом, вокруг которого концентрируется вся сила и энергия. В традиционных осетинских танцах проявляется скромность, сдержанность, целомудрие: как бы партнеров не тянуло друг к другу, они соблюдают дистанцию. В них ярко отражается менталитет гордого народа, у которого главными достоинствами мужчины считались храбрость и отвага, сдержанность в проявлении чувств, уважение к женщине и почитание старших. патриотический воспитание танец

Народные танцы — это своеобразный пластический портрет народа. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. Какого бы характера ни были танцы, в них выражено художественное воплощение характера, темперамента, эстетических идеалов народа, его отношение к добру и злу, как в природе, так и в общественной жизни, ощущение субстанции бытия. Поэтому знакомство с народными танцами разных этносов, рассмотрение истории возникновения и развития видов танцев и их психологических и социально-психологических функций создает условия, которые выступают реальной основой формирования поликультурной личности, способной на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнокультурных ценностей.

Гуманитарные разделы, помещенные в предполагаемый предмет «народный танец», способны красочно рассказать об истории развития человеческих отношений, меняющихся в прямо пропорциональной зависимости от эволюции и соответственно изменении форм исконного народного танца, затрагивающего исторические особенности того или иного общественного строя, со своей спецификой быта или гендерных отношений. При этом эффективно может реализоваться междисциплинарное взаимодействие с такими учебными дисциплинами, как история, литература, мировая художественная культура и другими.

Таким образом, основываясь на принципах природосообразности, систематичности, последовательности и культуросообразности, можно представить процесс интеграции личности в культуру и формирование поликультурной личности посредством предмета «Народный танец» следующими этапами:

· изучение танцевальной культуры своего народа;

интериоризация (усвоение) культуры;

сравнение своей танцевальной культуры с танцевальной культурой других народов;

развитие культуры межнационального общения;

интеграция в мировую и национальную культуру.

Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, быт — все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Общество развивается и в ходе этого развития русский народный танец приобретает высокий уровень самостоятельного значения, стает своеобразной формой воспитания народной эстетики. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является максимально разнообразным.

Читайте также:  Как убрать усы народным средством

Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа.

На мой взгляд, этот вид творчества никогда не должен угасать. Это сердце русского народа, которое нужно бережно передавать из поколения в поколение. Самым плодотворным способом передачи опыта другому поколению — это передача его детям младших возрастов, начиная с 3х лет. Дети этого возраста отлично впитывают информацию. Главная задача педагога-танцовщика заинтересовать ребенка, показать русский танец во всех красках. Ребенок должен изначально гордиться своей родиной, что в свою очередь должны сделать родители, раскрывая ребенку загадки истории. Последующая работа лежит на педагогах, которые должны не только научить ребенка двигаться под музыку, а чувствовать танец, но и любить его как и свою родину, чувствовать в этой музыке и движениях отголоски истории нашего народа.

Казалось бы это всего лишь уроки танцев, уроки истории. Но это фундамент личности уже не ребенка, а будущего человека, укрепленный патриотизмом. В следствии плодотворной работы педагога и непосредственно родителей обучаемого, можно увидеть стремление его передать свои знания, поделиться со сверстниками, а возможно в будущем и со своими детьми. На мой взгляд это и является главной целью воспитания ребенка посредством русского танца, поскольку именно тогда у русской культуры есть надежда никогда не угаснуть.

История развития танцевальной культуры немецкого народа и процесс постановки народного танца. Хореография среди форм художественного воспитания, её народная форма среди немцев: бранль, вальс. поэтапная постановка народного танца и работа с исполнителями.

дипломная работа [33,5 K], добавлен 19.11.2012

История становления и развития русского народного танца как предмета обучения. Содержание и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца. Понятие и основные задачи педагогического эксперимента.

курсовая работа [78,8 K], добавлен 30.05.2014

Использование русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания детей, определение уровня сформированности знаний о социальной действительности.

курсовая работа [209,9 K], добавлен 16.11.2009

Возрастные особенности младших школьников. Принципы, формы построения и содержание занятий по хореографии. Опытно-экспериментальная работа по исследованию роли средств народного танца на физическое развитие детей в условиях хореографического класса.

дипломная работа [748,8 K], добавлен 21.02.2009

Система задач и принципов патриотического воспитания граждан. Определение понятия «патриот» (из разных словарей). Значение фольклора в патриотическом воспитании. Система средств, способствующих патриотическому воспитанию: аудиальный, визуальный и кинестет

курсовая работа [44,8 K], добавлен 14.12.2010

Исторические аспекты в изучении русского народного костюма. Основные элементы русского народного костюма. Знаки и символы русской вышивки. Значение изучения русского народного костюма для воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 04.05.2014

Роль искусства в эстетическом воспитании. Эстетическое воздействие книжной иллюстрации. Основные формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством. Роль народного декоративно-прикладного искусства в формировании изобразительного творчества детей.

контрольная работа [33,4 K], добавлен 05.02.2012

Формирование моторно-двигательных функций детей 6-7 летнего возраста. Влияние двигательного анализатора на общее развитие ребенка. Особенности развития координации движений у детей 6-7 лет. Значение танца в развитии двигательной моторики детей 6-7 лет.

дипломная работа [48,2 K], добавлен 17.10.2005

Понятие, свойства и типы «художественного восприятия», ступени его развития у ребенка на уроках изобразительного искусства и литературы. Основы и принципы эстетичного воспитания школьников. Роль учителя в ознакомлении детей с произведениями искусства.

курсовая работа [51,2 K], добавлен 18.11.2013

Принципы и задачи работы по воспитанию патриотической культуры дошкольников. Роль семьи в патриотическом воспитании. Изучение уровня патриотической культуры дошкольников. Потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия народной музыки.

курсовая работа [59,0 K], добавлен 29.11.2015

источник

Опыт работы «Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника»

Инна Куликова
Опыт работы «Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника»

МАДОУ «Детский сад № 22-Центр развития ребенка»

Опыт работы по теме:

«Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника»

Подготовила: педагог дополнительного образования

Куликова Инна Александровна

«Трудно представить себе лучший метод воспитания,

чем тот, который открыт и проверен опытом веков

он может быть выражен в двух положениях:

это гимнастика для тела и музыка для души…»

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в настоящее время стало чрезвычайно актуально, в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей, подростков и молодёжи.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа» — писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.

Большие потенциальные возможности нравственно — патриотического воздействия заключаются в познании фольклора, в русской народной музыке, играх, танцах, поскольку они способны воздействовать на чувства, настроения ребенка, способны преобразовывать его нравственный и духовный мир.

На сегодняшний день естественна значимость русского народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом и заключается значимость русского народного танца в духовной жизни дошкольника.

Актуальность выбранной мной темы очевидна: в сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают забываться, уходить в прошлое традиции и обычаи нашей Родины. Всё реже транслируются передачи, в которых показывают русские народные танцы, традиции, звучат народные песни. В связи с этим очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России и это является существенной проблемой.

Решить данную проблему возможно, если ввести маленьких детей в прекрасный мир хореографии, познакомить с выразительной лексикой русского танца, народными традициями, приобщая детей к истокам народной культуры. Русский народ на протяжении веков свою культуру и опыт передавал «изустно и действенно» из поколения в поколение.

Сущность представленного мной опыта состоит в гибком сочетании традиционных, современных методик и новых интеграционных технологий.

Новизна обобщенного опыта состоит в организации художественно-эстетической деятельности — через организацию цикла занятий, в которых дошкольники знакомятся с народным костюмом, приобщаются к народной музыке, обогащают свой танцевальный опыт выразительными движениями и лексикой русского народного танца.

Качественно новой ступенью воспитания в детском саду является интеграция разнообразных видов детской деятельности способствующей обогащению духовного опыта, развитию личностных качеств и нравственно-патриотических чувств ребёнка.

В представленном опыте работы ставлю перед собой цель: формировать у дошкольников нравственно – патриотические чувства посредством русского народного танца.

Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа в системе образовательного процесса;

формировать творческие проявления и танцевальные навыки в исполнении русского народного танца разнообразного по жанру и содержанию;

— развивать танцевально-игровое творчество: формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок;

— поддерживать интерес к культуре России, используя фольклорные жанры: заклички, игровые и хороводные танцы, народные игры.

Таким образом, именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

1. Особенности работы по формированию нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с русским народным танцем

выражающая сущность ребёнка»

Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию России. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих предков — таким видится путь познания национальных культурных ценностей.

Участие детей в системе нравственно-патриотического воспитания в процессе освоения русского народного танца открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Таким образом педагогу предоставляется возможность широко приобщать дошкольников к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на нравственное воспитание, формирование культуры детей. Широкое использование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе освоения народного танца способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей дошкольников, воспитывает у них интерес к исполнительской деятельности.

Народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-патриотического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит нравственные качества, воспитывает художественный вкус и поддерживает интерес к культуре России.

При помощи народного танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления.

Ребенок имеет право на творчество, на получение дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими его личность. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности, поэтому моя работа — обеспечить ему высокий уровень освоения образовательного стандарта.

Творчество дошкольника в танце — это своеобразная сфера самовыражения, самоутверждения, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого и как следствие, становится естественным стремление детей танцевать.

2. Русский народный танец — как средство воспитания патриотизма у дошкольников

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Известные деятели искусства все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями и обычаями.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных и танцевальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.

Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка, поэтому нельзя не отметить благотворное влияние фольклора на здоровье дошкольников.

Исполнение народных танцев способствует формированию правильной осанки, развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют развитию волевых качеств, активизируют память, внимание, снимают страхи, агрессию, замкнутость.

В настоящее время современные городские дети, не знают народные танцы, песни, музыку и мало знакомы с русским фольклором. Данная проблема очень актуальна, так как дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что с ней непосредственно связано.

Решить данную проблему мне помогает цикл занятий по теме: «Русский народный танец». Для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер я использую три основных метода работы с детьми – наглядный, словесный, практический и каждый из них применяю с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление упражнений (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций). Педагогические методы тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.

В своей деятельности, на протяжении уже нескольких лет, я использую фольклорный материал как часть занятия, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Структура построения и освоения детьми материала заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, через освоение простых музыкально-ритмических движений к более сложным комбинациям русского народного танца и исполнению различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

И как итог, закрепления пройденного материала – являются календарные праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, приобщиться к его обычаям и традициям.

Через организацию праздника осуществляется интеграция различных видов детской деятельности — сочетание музыки, живописи, движений, драматического искусства, фольклора. При проведении праздников дети одеты в национальные костюмы, обязательными элементами которых является русский сарафан, кокошник, рубашка-косоворотка, кушак, сапожки.

Мы стараемся, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь нашего детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Многообразны формы и методы деятельности детей, взаимно дополняя друг друга, они обогащают процесс нравственно-патриотического воспитания, способствуют разнообразию впечатлений, развитию танцевальных способностей, вкуса, творческого потенциала.

Работая с дошкольниками над музыкально — ритмическими движениями я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, использую разнообразие подвижных народных игр, игр-хороводов. Использую предметы быта в танцах: платки, ложки, матрешки, ввожу различные музыкальные инструменты (ложки, треугольники, трещотки, бубны, колокольчики). Они вызывают у ребенка большой интерес.

Приобщаю родителей к изготовлению костюмов, бутафории, реквизита к праздникам и развлечениям, в которых они принимают активное участие. В уголках для родителей размещаются материалы рекомендательного характера по организации и проведению народных праздников в семейном кругу.

Одной из эффективных форм моей работы с детьми — является метод проектов. Использование в работе технологии проектной деятельности помогает мне организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Используя новые интеграционные технологии, совместно с музыкальным руководителем Москаленко И. П. разработали и реализовали творческий долгосрочный проект «Русские чудо — инструменты». Он нацелен на создание условий для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения музыкальных инструментов, развитие танцевально-игрового творчества и воспитание нравственно-патриотических чувств.

Основополагающим принципом развития современного дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей и детских видов деятельности. Прослушивание музыкального материала, разучивание элементов танца и исполнение самого танца является средством обогащения образовательного процесса в таких образовательных областях, как: «Физическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие».

Читайте также:  Народные средства от пневмонии для грудничков

Адекватность интегративного подхода в дошкольном образовании способствует формированию нравственно-патриотического, гендерного воспитания, социального, личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития. Благоприятно влияет на формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Во время реализации проекта мы использовали ряд современных педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, игровые, здоровьесберегающие, исследовательские.

Участники проекта получили не только новые знания, но и продемонстрировали танцевальные умения в исполнении русского танца на краевом конкурсе «Маленькая страна».

Результаты, полученные в ходе мониторинга, свидетельствуют о динамике развития достаточно высокого уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дети стали более доброжелательные, отзывчивые, научились уважать друг друга, взаимодействовать в коллективе.

В процессе освоения народного танца, дети достигли хороших результатов, по таким показателям как:

— восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности: основных, сюжетно-образных и танцевальных;

— восприятие ориентировки в пространстве;

— выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца;

— наличие развитого чувства ансамбля;

— самостоятельность исполнения упражнений и танцевальных композиций;

— творческая импровизация в передачи игрового образа.

Таким образом, ребёнок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления общественной жизни, традиции, праздники, танцы и предметы быта, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития нравственных и патриотических чувств ребенка.

Народный танец есть душа народа,

И создаёт его сама природа.

На свете существует много танцев,

Но русский танец ближе нам всего

Он прославляет лишь свою страну,

Любимую Россию, лишь её одну!

Список использованной литературы

1. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа:Уч. пособие. — СПб.: Планета музыки, 2012.- 125с.

2. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни:Уч. пособие. -М.: Музгиз,1998.-100с.

3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии:Уч. пособие. — М.: Искусство, 1964.-224с.

4. Терещенко А. И. Быт русского народа:Уч. пособие. — СПб.: Дрофа 1998.-300с.

5. Устинова Т. А. Русский народный танец:Уч. пособие. — М.: Искусство, 1996.-593с.

6. Климов А. А. Основы русского народного танца:Уч. пособие. — М.:Искусство,2008.-270с.

7. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. Уч. пособие. — М.: ВНМЦНТИКПР, 2003.-453с.

8. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей — в книге. Художественное творчество и ребенок:Уч. пособие. — М.:Знание, 200.-568с.

9. Уральская В. И. Рождение танца:Уч. пособие. — М.:Просвешение, Советская Россия, 2001.-242с.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям:Уч. пособие. — Киев, Радянська школа, 2006.-321с.

Игра как ведущая деятельность дошкольника в воспитании нравственно-патриотических основ Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое.

Искусство как мощное средство воспитания чувств ребёнка-дошкольника Аннотация: эстетическое воспитание детей надо начинать с раннего возраста. Очень важно приобщение ребёнка ко всем видам искусства: музыке,.

Краеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги, в предыдущих публикациях много и подробно было рассказано и показано по этой теме. Сегодня и я хотела бы предложить Вашему.

Музейно-образовательное пространство как способ формирования патриотических чувств у дошкольников Музейно – образовательное пространство как способ формирования патриотических чувств воспитанников Музейная педагогика в настоящее время.

Проект «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Проект «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста». Подготовил воспитатель: Казип А. П. Актуальность.

Роль мордовского фольклора в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников РОЛЬ МОРДОВСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ нравственно-патриотических чувств дошкольников. Наше общество на современном этапе характеризуется.

Опыт работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей» Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,.

источник

«Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика,
формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир,
его позиции и не только в искусстве, а и в жизни.»

Ростислав Захаров

Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части подрастающего поколения — характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве. Негативные процессы в обществе за последние годы привели к тому, что у подростков оказались разрушены или утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты как самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В обществе, массовом сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», померкли такие понятия, как «воинская честь и достоинство».

Упал престиж воинской службы.

В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма как основы укрепления государства.

Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания.

Одной из основных задач воспитания детей является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается уже с картинки, слышимой музыки, окружающей природы, жизни знакомых улиц.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы дети почувствовали личную ответственность за родную землю и ее будущее.

У писателя Виктора Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».

Патриотическое воспитание – это процесс,который должен пронизывать все слои становления и развития ребенка.

Патриотизм немыслим без нравственности, ответственности, любви. А все это должно быть каждодневной, ежечасной заботой воспитателей, родителей и всех взрослых, окружающих ребенка.

Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордится страной, в которой родились, заботиться о ее благосостоянии.

Развитие понимания Родины ребенком всегда тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести все это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духовному наследию России.

Задавая вопрос обучающимся, знают ли, любят ли они песни и танцы родного края, и считают ли они необходимым сохранение народных традиций, — то многие из них отвечают, что никому не нужны эти старые, давно отжившие свое мотивы. Однако, сохранение и изучение народных традиций — это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного образования должен научить любить и беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного народом, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства, в частности хореографического.

Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине.

Усиливается значение народных танцев в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.

В изучении народного танца накоплен значительный материал. Мастерами народной хореографии — Т.Д.Устиновой, И.А.Моисеевым, Н.С.Надеждиной, М.С.Годенко, Г.Я.Власенко, Н.И.Заикиным и многими другими собирался, изучался и обрабатывался русский танцевальный фольклор.

Большой вклад в исследование народных танцев внесли: Г.Ф.Богданов, Н.И.Заикин, Н.А.Заикина, Г.В.Иноземцева, К.Зацепина, А.Климов, К.Рихтер, Н.Толстая, Е.Фарманянц и др.

Вопросы гражданско-патриотического воспитания исследовались А.А.Ароновым, В.В.Артамчуком, В.Г.Бирковским, Д.М.Водзинским, A.M.Ветоховым, О.И.Волжиной, А.Н.Вырщиковым, Н.П.Дунаевым, Л.М.Архангельским, Л.П.Буевой, P.M.Гуровой, С.М.Иконниковой, и другими учеными.

Без интереса к народному творчеству учащиеся не смогут правильно передать характерные особенности изучаемого танца.
Поэтому столь важно познакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа. Перед знакомством с каждой народностью педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.

Создание фольклорного сценического танца — это не просто перенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену — это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обусловливая его ценность и необходимость.

Естественно, первое место у каждого народа занимает его родной танец. Русский народный танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев — привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Занятия ,кроме того, что формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.

Поэтому в ансамбле «Сюрприз» русским танцам уделено особое внимание. Они играют важную роль в репертуаре коллектива. О русских «дробях», «вертушках», «припаданиях» знают даже самые маленькие участники коллектива.

Русские танцы сильно различаются между собой по настроению, по рисунку и по темпу. В ансамбле есть танцы — «Матрешки» (рисунок №1), «Ой, как ты мне нравишься» На данный момент находится в разработке идея создания интегрированной сюиты (русский народный танец с элементами модерна) под музыку группы «Иван Купала».

За годы своего существования коллектив принимал участие в городских праздниках, и Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях. Международный фестиваль «Малахитовая шкатулка», который ежегодно проходит в городе Санкт-Петербург- яркий пример бережного отношения к русскому фольклору ,к народному творчеству. народов мира и ближнего зарубежья.

Русский народный танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев — привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Занятия формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.

Тема Родины в песне, музыке, танце проявляется через самобытные черты искусства того или иного народа. Вот почему изучение национального искусства прививает чувство любви к родине, патриотическое чувство. Хореографическая композиция «Ромашковая Русь»(рисунок №2) — яркое свидетельство воплощения красоты родного края через хореографические образы.

Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования гражданственности и патриотизма, воспитания любви к Родине.

Гражданско-патриотическое воспитание призвано формировать в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре других народов, побуждать чувство гордости за свой народ.

Уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа — одна из ключевых сфер проявления патриотизма человека. Патриотизм опирается на героическое начало, базируется на принципах органического восприятия высоких героических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы героико-патриотического начала любого народа.

Поэтому неотъемлемая задача педагога — формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому и настоящему на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Поскольку, без этих знаний невозможно полноценно знать заботы страны, её трудности.

Реализация данного направления осуществляется в коллективе через подбор танцевального репертуара, («У войны не детское лицо» (рисунок №3), «Фронтовые письма» (рисунок №4), «Мир нужен всем»), участия в патриотических и социально-значимых акциях, концертах, фестивалях и конкурсах патриотической направленности: «Мы — будущее России», «Великая Россия» и др.

Важная цель гражданско-патриотического воспитания — как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у обучающихся такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога.

Поэтому в своей практике, при постановке того или иного танцевального номера я стараюсь совместно с детьми изучить исторический материал и содержание постановки, чтобы они понимали, что они хотят донести до зрителя и какими средствами хореографии, пропустив через себя духовно-нравственные идеи. Тема духовности, возвращения к своим религиозным истокам сейчас очень актуальна. И это ярко прослеживается в таких постановках, как: «Святая Россия». (рисунок №5)

Еще одной важной задачей патриотического воспитания является знакомство с символикой нашего государства: герб, флаг, гимн (хореографическая композиция «Россия-матушка» (рисунок №6) и развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; (хореографическая сюита «Олимпиада» (рисунок №7), любовь к родному городу (хореографическая композиция «Каравелла» (рисунок №8).

Как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у обучающихся такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Любовь к Родине — это необыкновенно прекрасное и совершенное по своему благородству и бескорыстию чувство. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога. Решая задачи воспитания патриота и гражданина, хореографический ансамбль «Сюрприз» работает в четырех направлениях, тесно взаимосвязанных между собой. И это отражается в репертуаре ансамбля, который постоянно обновляется.

Первое направление. Развитие интереса к русским и национальным традициям и промыслам:

  • «Матрешки»
  • «Ой, как ты мне нравишься»
  • «Валенки»

Второе направление – «Мой край родной»:

Третье направление «Растим патриота и гражданина России»:

  • «Святая Россия»
  • «Россия-Матушка»
  • «Олимпиада»
  • «У войны не детское лицо»

4 направление Проекты в хореогрфии:

источник