Меню Рубрики

Потешки к народными средствами

Автор: · Опубликовано · Обновлено

Ай качи качи качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки

Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфету дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем!

Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси — в гусли,
Утки — в дудки,
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны.

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба

Как у нас-то козёл,
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе пирога.

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.

Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.

Барашеньки — крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ

Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!

У бабы Фроси пяток внучат.
Все каши просят. Все криком кричат.
Акулька в люльке, Аленка в пеленке,
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила, кашу варила,
Молоко топила, внучат кормила.
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились!

источник

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.
учебно-методический материал на тему

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.

«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М.Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И. Даля сказано, что пестовать – значит «нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить, ходить за ним». Поэтому пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения.

Распеленав ребенка, пестуют, делая своего рода массаж:

Малыша учат осознанному движению руками:

А Ванюшеньке – Большую, пребольшую.

Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях, приговаривают:

Так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.

Утешают ребенка при первых ушибах, воспитывая выносливость и терпение:

Уча ребенка плясать, топать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку:

Большие ноги шли по дороге:

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.

Потешки – песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение – сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная – в «ладушки». По ней малыш распознает доброту и строгость:

Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.

Игра в «сороку-ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать – игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду. Мораль: получил больше тот, кто трудился – воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал, тот ничего и не получил:

Этому дала – он воду носил.

Этому дала – он баньку топил,

Этому дала – он дрова колол,

Этому не дала – он воду не носил,

А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его, идет в ход концовка:

Стимулом во время кормления детей служит такая припевка:

Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него уроками трудового, нравственного и умственного воспитания.

Дети растут, и на смену потешкам приходят прибаутки – смешные короткие рассказы, чаще всего в стихотворной форме, или смешные рифмованные выражения, придающие речи юмористический оттенок. Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек их отличает то, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями.

Потешки, подготовив ребенка к игре, дали ему необходимый запас слов, чтобы узнавать многие предметы и явления окружающего мира. Так заканчивается колыбельный период. Прибаутки же развивают богатое воображение детей, в них много фантастики, они схожи со сказкой, так как птицы, насекомые и звери наделены человеческими качествами, ворон играет на трубе, таракан колет дрова, кошка шьёт ширинку (полотенце), коза собирает орехи, утка играет на дудке и т.п.

Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку, возможность поставить его в пример:

Такие хвалебные песенки имеют большое воспитательное значение: они заставляют детей обратить на себя внимание и поступать таким образом, чтобы оправдать добрые слова. Осмысление прибауток расширяет мировоззрение ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений, элементарных философских категорий, что для него жизненно необходимо», – замечает В. А. Николаев.

Различают прибаутки-шутки, схожие с колыбельными песнями, в которых действуют насекомые, птицы, животные, выполняющие человеческие дела. Они ненавязчиво внушают ребенку мысль о необходимости трудиться членам всей семьи, чтобы жить в достатке:

Прибаутки также учат строить диалогическую речь. Например:

Где ты была? – Коней стерегла,

Наиболее же поучительны занимательные прибаутки-притчи, высмеивающие лодырей, глупых, нерасторопных, людей. К примеру: – Федул, а Федул,

Тем детям, что вечно торопятся, делают все кое-как, наспех, часто приговаривают:

– Ах, хорошо! Оглянулся назад

Резюмировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что потешки, пестушки и прибаутки могут служить не только средством развлечения малыша. Как подтверждают приведенные выше тексты, пестушки кроме этого помогают стимулировать физическое развитие, потешки – развить мелкую моторику. Прибаутки хорошо организованы, они легко запоминаются, так как сложены в рифму, содержат много повторов, интересных сравнений. Подобно другим жанрам детского творчества, пестушки, потешки и прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире, подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.

источник

Потешка — это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей.

Потешка не только развлекает, но и развивает малыша. Она учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия.

Родитель вместе с малышом проговаривают потешку, при этом выполняют определенные действия и жесты, упоминающиеся в потешке.

Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что вы ели?
— Кашку.
Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушки дадим.
Всем по одному,
А Лёшеньке — два.

Комары и мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут на дорожке.
Ножками — топ-топ!
Ручками — хлоп-хлоп!
Близко ночь —
Улетели прочь!

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
За малыми ребятами,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт —
Забодает, забодает, забодает!

Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок!

— Гуси вы, гуси!
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?

— Мы видали волка:
Унёс он гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!

— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасите гусёнка!

— Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну, летите все сюда!
— Нам нельзя лететь домой,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
— Ну, летите куда ходите!
Фр-р, гуси полетели,
На головку сели!

— Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну летите!
— Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.

Утка-гагара
Утят потеряла,
Утята нашлись —
Сразу окунись.

Уж я, утка, хожу,
Малых деток вожу.
Вот я, утка, поплыву,
Малых деток поведу

Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —
Грру-грру-у, грру-у, грру-у!
Наши курочки в окно —
Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!

Поехали, поехали,
В лес за орехами,
В ямку — бух!
Раздавили сорок мух.

Поехали-поехали
За грибами, за орехами,
Приехали-приехали
С грибами да с орехами.

Поскакали, поскакали
В Москву за калачами!
Вприпрыжку, вприскочку,
Упали на кочку — бух!

Ехал мальчик маленький
На лошадке каренькой —
По ровненькой дорожке.
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам, —
Прямо в яму —
Бух!

Баба сеяла горох
Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок.
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села — поела,
Опять пошла.

Скок-поскок,
Сколочу мосток.
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели, —
На головушку присели!

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.

Еду-еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
По маленьким пенёчкам,
Прямо в яму — бух!
Раздавили сорок мух!

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воду не носил,
Печь не топил, —
Нет тебе кашки!

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через тёмный лесок,
Через лес за реку́
Покричи: ку-ка-ре-ку!

А коток, а коток,
Кучерявенький лобок,
Украл бабушкин клубок
Да и спрятал в уголок.
А бабушка догнала
И за ушко подрала.

Тра-та-та, тра-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по диванчику,
Ловит кота за лапочки:
— Ох, ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Муркой, киской молодой!

— Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь,- гудит,-
Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-усь!

Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает.
— Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!

Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой.
После — правою ногой,
После левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут — поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели —
Шшу-у-у. — и улетели.

источник

Татьяна Кабарухина
Народные потешки как средство развития образной речи детей

«Народные потешки как средство развития образной речи детей»

Воспитатель: Кабарухина Т. Н.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращённую к ним образную речь. Важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки.

Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей.

Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов).

Читайте также:  Народные средства при боли опоясывающем лишае

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух, т. к. они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Всё это способствует образности речи дошкольников.

Среди выразительных средств языка определённое место занимают олицетворения и фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности, эмоциональности. Рассмотрим на примере потешек.

Используются повторы, фразеологизмы «с пылу, с жару» и олицетворения «налетели тут грачи, подхватили калачи». При чтении потешки дети представляют себе вкусные и румяные калачи, баранки «с пылу, с жару из печи», что способствует развитию фантазии и образному мышлению детей. Наличие повторяющейся фонемы-ч-, звукоподражаний (ай, качи, качи, качи, звукосочетаний – чи-ка- (качи, калачи, из печи, горячи, грачи) способствуют развитию фонематического слуха, а так же развитию речи детей.

Так же присутствует олицетворение: котик «очеловечивается»«покупает» пирожок и булочку, «идёт» на торжок, на улочку. В стихотворении решается вопрос: или самому съесть булочку и пирожок, или Бореньке снесть. В следующей строчке даётся ответ: и самому отведать, и Бореньку угостить.

Потешка как будто подсказывает образец поведения для детей – что нужно делиться с другими. Чёткая рифмо-ритмическая структура (пирожок – торжок, улочку – булочку, есть — снесть) потешки, её лаконичность, приобщают детей именно к такой форме изложения собственных мыслей.

Через монолог с улиткой происходит знакомство детей с разнообразными хлебо-булочными изделиями: пирогами, пышками, ватрушками, сдобными лепёшками и т. д., особенно любимыми русским народом.

Наличие повторяющихся фонем: — р -; — г- (рога, пирога, — ш (пышки, ватрушки, лепёшки) способствует развитию фонематического восприятия. Чёткая рифмо-ритмическая структура потешки создаёт бодрое и радостное настроение у детей, учит ясно и лаконично излагать свои мысли.

В потешке «Сегодня день целый

все звери выполняют дела, связанные с жизнью человека. Они как бы «очеловечиваются»: лисичка-сестричка шубку подшивает; медведь сапог подбивает; медведица Маша варит детям кашу; зайчиха метёт метёлкой; кошка лыки дерёт, коту лапотки плетёт; кулик ходит с посошком; сорока-белобока (фразеологизм) мушек отгоняет.

В потешке содержится информация о жизни и быте людей, но чтобы донести её в более интересной и доступной форме для детей, автор – народ использует образы животных, которые «очеловечиваются» и выполняют действия, которые присущи человеку. А так же смысл потешки в том, что нужно трудиться, заниматься полезным делом, чтобы преобретать жизненный опыт, умения и навыки, необходимые для жизни. Композиционная целостность потешки, её чёткий ритм, наличие рифмы учат детей лаконично и выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать речь.

В потешке «Идёт лисичка по мосту,

В форме вопросов и ответов происходит знакомство детей с окружающим миром «для чего что нужно». Лисичка предстаёт перед нами в образе хозяйки, которая готовит обед для гостей, и в число гостей входят и читатели – «да мы с тобой».

В потешке «Петушок, петушок,

эпитеты «золотой», «масляна», «шелкова» используются в переносном значении и помогают передать образ петушка, как красивой, гордой птицы, которая очень важна для людей в домашнем хозяйстве. Ведь петушок рано встает, голосисто поет, будит людей на работу и дает возможность иметь у людей на столе куриные яйца.

В словах петушок, гребешок, головушка, бородушка использованы суффиксы ок, ушк с уменьшительно-ласкательным значением, что позволяет передать любовь и уважительное отношение людей к петушку, не смотря на то, что он «деткам спать не дает».

Кому в платок, Кому в зобок,

используется прием олицетворения;

белка как бы очеловечивается: она «сидит» на тележке, «продает» орешки, а так же используются фразеологизмы: лисичка-сестричка, заинька усатый, мишка толстопятый; в словах: лисичка-сестричка, заинька, зобок, лапочка есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, что характерно для устного народного творчества. Четкий ритм, лаконичность повествования служат примером для лаконичной, четкой речи детей.

В потешке «Кисонька-Мурысенька» автор – народ так же использует прием олицетворения.

Кисонька-Мурысенька отождествляется с хозяйкой, которая, прежде чем испечь прянички, идет на мельницу, чтобы смолоть муку, и только потом печет прянички.

Но вкусные прянички она ест одна. В последней строчке мы «слышим» прямое указание, которое повторяется два раза:

— Почему? Наверное, автор – народ учит, что нужно делиться с другими, уметь дружить, потому что друзья всегда придут на помощь.

Как это было в потешке

Здесь особенно ярко виден прием олицетворения.

Прием «опускания» глаголов — действия, прием повтора слов придают стихотворению четкий ритм, динамику, стройность, кажется, что все пришло в движение, все спешат потушить пожар.

Даже слова «Тили-бом! Тили-бом!» звучат, как звон колокола. Чему учит потешка? Народная мудрость гласит: нужно помогать друг другу в трудную минуту, особенно во время пожара. Если ты поможешь, то помогут и тебе. Взаимовыручка, взаимопомощь – всегда были основой взаимоотношений русских людей.

В потешке «Водичка, водичка

вода «оживает», автор – народ обращается к ней, как к «мыслящему существу»: оживают роток и зубок. В словах водичка, личико, щечки, роток, зубок используются суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, которые подчеркивают бережное отношение к себе, к своему организму. В потешке говорится о пользе умывания для здоровья человека и, вообще, о ценности человеческой жизни. Чем лучше человек будет заботиться о своем организме, тем он дольше проживет – в этом заключается народная мудрость.

В потешке «Как у нашего соседа

Тараканы – в барабаны» так же используется прием олицетворения. Мы как будто слышим целый оркестр, в котором гуси «играют» на гуслях, утки «дудят» в дудки, овцы «стучат» в донцы, тараканы «бьют» в барабаны.

В потешке ощущается народный юмор, желание повеселить других людей, это подкреплено ритмом, рифмой и композиционной четкостью. Желание представить этот веселый «оркестр» развивает воображение и образное мышление детей.

В потешке «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Во серебряную» тоже есть олицетворение. Ворон превращается в музыканта-трубача и «играет во трубу во серебряную». Потешке особый ритм и напевность придают звукоподражания – ду-ду, ду-ду, ду-ду – и рифмы ду-ду; на дубу; во трубу, что позволяет усилить ее мелодичность, музыкальность, а «убаюкивающий» ритм делает ее похожей на колыбельную песню.

Народные потешки позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Русские народные песенки, потешки, прибаутки развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, способствуют гармоничному развитию личности ребенка, способствуют образности речи дошкольников.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Поддержка одаренных детей в ДОО Современное состояние системы образование характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности.

источник

«Русские народные потешки — как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Актуальность проекта:

Фольклор — является действенным и ярким средством для знакомства детей с народными произведениями, обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Поэтому и возникла идея разучить с детьми самые интересные потешки, песенки, прибаутки.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Потешки — малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.

  • Знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества.
  • Развивать наглядно — действенное мышление
  • Повышать интерес к русским народным потешкам.
  • Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации.
  • Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
  • Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
  • Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

Тип проекта: познавательно — игровой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: воспитатели группы, родители и дети первой младшей группы.

Предполагаемый результат:

У детей будут сформированы знания о фольклоре. Дети познакомятся с русскими потешками, песенками, прибаутками. Научатся эмоционально их рассказывать и использовать в разных игровых ситуациях. Вместе с родителями чаще станут использовать их в жизни детей.

Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

1-й этап. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА

Подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

составить картотеку потешек для всех режимных моментов;

подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ

  1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
  2. Беседы по содержанию потешек.
  3. Рассматривание иллюстраций к потешкам.
  4. Дидактические и развивающие игры: «Кто что ест», «Чей малыш», «Спрячь мышку», лото «Веселые зверята».
  5. Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь», «Собачка Жучка», «Ай, качи-качи-качи», «Солнышко – ведрышко», «Сорока-сорока», «Ладушки, ладушки».
  6. Изготовление руками детей оладушек и бубликов; рисование «Зернышки для петушка», «Баранки-калачи».
  7. Игровые ситуации: «Вышла курочка гулять», «Кошка с котятами», «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки».

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Чтение потешек детям дома.
  2. Заучивание потешек вместе с детьми.
  3. Беседа на тему: «Дети любят потешки».
  4. Консультация на тему: «Потешка в помощь маме».

2-й этап. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА

На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дидактические игры: «Помоги петушку», «Найди пару», «Чей домик»,

Театрализованная деятельность

Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Вышла курочка гулять»

«Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки»

Конструирование

«Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды.

Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках». Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?» Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.

Подвижные игры: «Ладушки — оладушки», «Заинька, выйди в сад», «Идет коза рогатая», «Догони колобка».

Музыкальное развитие

Песни: «Серенькая кошечка», «Жили у бабуси два веселых гуся».

Пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая», «Капустка», «Водичка, водичка.

Непосредственно образовательная деятельность

Коммуникация

Тема: «В гостях у семьи кошки». Чтение потешки «Киска, киска брысь».

Цели: формировать у детей понятие о семье: мама, папа, дети – на примере домашних животных. Побуждать детей отвечать на вопросы, упражнять в звукоподражании. Учить детей повторять строчки потешки вместе воспитателем или за ним, говорить достаточно громко.

Художественное творчество (лепка)

Тема: «Бублики для кота»

Цели: учить детей раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, соединять концы палочек, образуя кольцо; развивать мелкую моторику рук.

Коммуникация

Тема: «Водичка, водичка».

Цели: учить слушать народные потешки, сопровождая текст игровыми действиями. Вызывать у детей радость от слушания потешки, желание послушать её ещё раз и участвовать в рассказывании. Воспитывать эстетические чувства средствами народных потешек.

Художественное творчество (рисование)

Тема: «Зернышки для петушка»

Цели: учить детей пользоваться изобразительным материалом – красками; применять способ рисования пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумагу; вызывать интерес к русской народной потешке «Петушок, петушок», к рисованию.

Тема: «Наблюдение за собакой». Чтение потешки «Собачка Жучка».

Цели: продолжать знакомить детей с характерными признаками домашнего животного – собакой. Обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами в ходе рассматривания. Познакомить детей с новой потешкой, учить слушать текст, понимать содержание, повторять строчки потешки вместе с воспитателем.

Коммуникация

Тема: «Баю, бай, ты, собачка, не лай».

Цели: приучать детей слушать народную потешку, сопровождать чтение игровыми действиями. Учить детей договаривать слова в коротких стихах. Развивать внимание, память, умение действовать по указаниям воспитателя. Воспитывать интерес к чтению потешек.

Художественное творчество (лепка)

Тема: «Испечем оладушки».

Цели: научить детей скатывать шарик из теста и слегка расплющивать его; соблюдать правила работы с тестом. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Коммуникация

Тема: «С утра до вечера». Повторение знакомых потешек.

Цели: закреплять в памяти детей знакомые потешки, предоставить им возможность повторять за воспитателем, читать самостоятельно или всем вместе. Активизировать активный словарь детей, умение проговаривать знакомые строчки из стихов. Развивать внимание, память, использовать звукоподражания. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Художественное творчество (рисование)

Тема: «Ай, качи-качи-качи, глянь, баранки, калачи».

Цели: закреплять с детьми умение рисовать замкнутые линии, похожие на круги (баранки); учить вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на кисть. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Результаты работы:

Положительные эмоции, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать.

Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность

источник

Людмила Филькина
Русские народные потешки в жизни малышей

Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в так произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, веселые _ радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Народные пословицы, потешки, игры, хороводы способствуют так же в развитии познавательной деятельности, речи, движений, любознательности, любви к родному слову. Особую значимость фольклорный материал представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливает первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Так перебирая пальчики малыша воспитатель приговаривает:

Читайте также:  Как лечить мозоль между пальцами ног народными средствами

А вот этот – наш малыш,

Ребенок прислушивается к словам потешки, веселеет. Маленькие фольклорные шедервы, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Потешки, приговорки, попевки должны быть просты, коротки, с четким ритмом, побуждающие к действию, движениям. Разумеется надо произносить их соответствующей интонацией: колыбельную – нараспев, ласково, негромко; веселую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой.

С помощь потешки можно привлечь ребенка к играм с той или иной игрушкой, так сажая ребенка на лошадку можно приговаривать:

Показывая заводную курочку:

Малых деток потешает.

При этом надо учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого ребенка радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколь веселья вызывает у ребенка зайка, скачущий по комнате под слова русской народной потешки:

С помощью ритмичного текста потешки можно вовлечь ребенка к движению и созданию радостного настроения:

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы ребенок умывался, ел, раздевался, с удовольствием готовился ко сну можно прибегнуть к потешке. Так, во время умывания произносим:

Потешка способна корректировать поведение ребенка, создать у него хорошее настроение. Помогает потешка и в процессе кормления, вызвать у ребенка желание есть:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Не все дети охотно ложатся в постель, испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме в первые дни пребывания в детском саду, поможет потешка-колыбельная:

Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания можно использовать потешки:

Используя потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями, вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Использование малых форм фольклора в развитии общей и тонкой моторики рук Ученые, изучая деятельность детского мозга,отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая зависимость.

Консультация для воспитателей «Русские народные потешки в жизни малышей» Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь.

источник

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?

Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки * , потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

_________
* Пестушка — это от слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs — поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства — от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.

Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки — ходунюшки
А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок».

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки — хватушечки.
Ноги — бегушечки».

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:

«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку — валяй, валяй!»

происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!

Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).

Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!

Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ — топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

«Ладушки-ладушки,
Где были? — У Аннушки.
Что ели? — Оладушки.
Где оладушки? — Съели .
Нет оладушек!»
(Руки ребенка разводятся в стороны).

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,
Где были? —У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели.
Нет пряничков!
(Руки ребенка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.

Исполняя потешки, маленького ребёнка берут на руки, перемещаются с ним, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой. В этих играх малыш не только запоминает слова и мелодии потешек, не только сам их повторяет, но и получает физическое развитие.

Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
(Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!
(Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!

Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:

«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку.

С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го — 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Читайте также:  Как уменьшить миому народными средства

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:

«А нашей Галеньке — в ручку.
Угощайся, Галенька, на здоровье!»

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

Особый вид прибауток — песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днем
Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

В люлечке малютка лежит. Рады, что он там бубнит, гуркует, что голубок. Подойдёшь тихохонько к нему и ласково так:

«Гуркуй, гуркуй,
Мой сыночек!
Гуркуй, гуркуй,
Гуркуночек!
Будешь гурку-гурковать,
Буду кашечкой питать!

Кашка-то варится, молочко квасится. Буду тебя, сыночек, кашкой кормить, молочком поить. Гуркуй, гуркуй, мой хорошенький, хорошенький, пригоженький! Что же ты замолчал? Мамку свою учул?» Он тебе и улыбается. Возьмёшь тут его из люльки покормить.

Потягушечки! В пелёночке положешь дитёнка. Я просто говорю: «Давай ложись, вытягивайся! Давай померяю, какой ты большой уже вырос». Он уж тогда заранее руки из пелёнки выбирает. Ну и начинаю мерить: «Потягушечки, порастушечки, чтоб был здоровенький да хорошенький, раз, два, три. » А он грохочет — щекотно ему. А мерить начинаешь с пальчика вытянутой его ручки и до пяточки. И меряешь пядью — вытягиваешь свой большой и средний палец. А бывает, меряешь и с гнутым пядем — это когда большой палец сгибаешь и ставишь его на костяшку. Померяешь и говоришь: «Сынок Витя-то уже большой вырос — пять пядев с гнутом, то есть пять с половиною».

Когда распеленаешь малышоночка, тянешь голосом: «Потягу-ушечки» — начинаешь гладить ладонью вдоль его тельца. «Подрасту-ушечки» — тельце вот этак сожмёшь комочком, распрямишь и опять проводишь по нему ладонью, всё вдоль гладишь, вот так вот за бочка обоймёшь, за подмышечки, ему щекотно, он и смеётся.

И ножки разглаживаешь, чтоб пряменькие были:

Потягу-у шечки,
Да расту-ушечки!
Растянитесь, ножки.
Вырастайте, ножки,
Да побегу-ушечки —
Не кривы, а прямы!

Вот он в люльке там потягивается, а ты вот так станешь его по грудке гладить. Гладишь его и припеваешь:

Потягушеньки,
Да порастушеньки,
Мои дорогушеньки!
Расти, Ваня, большой,
Да не будь лапшой!
Когда вырастешь большой,
Будешь бегать да ходить,
Ручки в пазушке носить,
Маме да папе прянички дарить.

Пазушки — это раньше у ребят рукавички-то не всегда были, так в мороз туда в пазухи (подмышки) запихивали руки, так и бегали. Вот припеваешь ему это, гладишь-трёшь по животику и ножкам. Ему и хорошо, приятно.

Положишь малышонка на животик, он головку вверх загибает, что-то там лепетает. Вот разглаживаешь ему спинку, ножки легонько трёшь, говоришь: «Расти большой, будь хорошой, маму слушай, будь послушный!» Он, маленький, воркует, довольный. Его на спинку перевернёшь, он тянется, ручками, ножками буртыхается. Растираешь его всего-то и так и эдак, он же в пелёночках-то замотанный залежался, как полешко стал, его и разминаешь, кровушку разгоняешь, выговариваешь: «Потянись, детка, потянись! Подрасти-подрасти, побольше вырасти:

Потягушечки,
Порастушечки,
Вдоль да поперёк
Толстушечки!
Ручки-хватушечки,
Ножки-ходушечки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!»

Хороший у Марьи был сынок. Она его жалела и так вот ласкала. Всё, бывало, дивуется им, так вот подколыхивает его и ему такую вот песенку поёт:

Хорошеньким хорошок!
Пригоженьким пригожок!
Стройненьким стройняшок!
Родненьким родняшок!

А он улыбается, радуется. Когда мать сильно любит своего ребёнка, она уж его и приласкает, и приголубит, и родименьким назовёт.

Ласкать дитя — бабье дело. Отцу-то недосуг. Верно говорят: «При солнце тепло, а при матери добро». Она всегда своего приласкает, по головке погладит, скажет: «Ой ты, мой миленький, мой любименький, голубочек сизенький, красное солнышко, житное зёрнышко, дитятко моё прекрасно-дорого!» И жемчужинкой его называет, и ягодиночкой, и хорошеньким-пригоженьким. Зацелует его, крохотинушку, затютюшкает.

У нас так скажут: «Мать дитя у корзины накормит, отец у сусека заморит». Если нет матери, отец плохо о ребёнке заботится. Он всё на работах, в заботах. А мать-то есть мать. У неё дитя в дому, что оладышек в меду: и напоен, и накормлен, и прибран. Я вот своего малого уж так оберегала, так холила, из зыбки возьму на руки, к сердцу прижму и заласкиваю:

Любашечка,
Дорогашечка,
Дороганно моё,
Серебряно моё,
Золотиночка,
Дорогиночка!

Кто ж его приласкает, если не мать. А созорничает что-то там малый, шалость-то и скроешь: и плачешь да прячешь, чтоб от отца не досталось ему. Жалко.

Бывает, что привидится во сне маленькому там что-то нехорошее, вот он проснётся и плачет. Как только закричит, что только с ним не делаешь: и в люльке качаешь, и на руках таскаешь, и ласкаешь. А всё ж больше словами успокаиваешь:

«Тихо-тихо, не плачь,
Я куплю тебе хохлач!
Тихо-тихо, не вой,
А то дам тебе помой!

Ну, рёва-корова сено поела, опять заревела!» — и так кулюкаешься с ним, пока не замолчит.

Когда детка расплачется, говоришь: «Не плачь, а то цыган придёт, он тебя к себе заберёт, и не будет у тебя ни мамы, ни папы. Ну, не плакай, послушай:

Ко’кли-мо’кли,
Глазыньки промокли,
Кто будет плакать,
Лягушкой будет квакать!

Ну, что же ты плакаешь, людям спать не даёшь. Вон котик сидит на дубу и играет во трубу. Если будешь плакать, схватит тебя котик за чубок и утащит на дубок, чтобы ты молчал и не кричал». Глядишь, он и успокаивается.

Уговариваю: «Оленька, доченька моя, не плачь. Я буду печь калачи и тебе испеку. Будешь есть хорошие, мягкие калачики:

Не плачь, не плачь,
Дам калач!
Не реви, не реви —
Дам все три!
Не швы’ркай, не швыркай —
Дам с дыркой!

А если будешь плакать, дам худой лапоть! Вот умница, замолчала, плакать перестала. И глазыньки просохли, как солнышки засияли».

Пою, когда малец мой плачет, ревит:

Рёва-корова,
Дай молочка!
А не дашь молочка —
Вдарю тебя под бочка!

И тут когда как придётся, когда из люльки и на руки возьмёшь, утешаешь: «А ну-ну, Ванечка, не плачь, испеку тебе калач. Ну-ну, не завой, испеку тебе другой. Ну-ну, не реви — испеку тебе три! Если понимаешь по-русски — не кричи! А то вон Бука идёт, тебя в мешок посадит и унесёт. Не плачь, от Буки не спрячешься!» Ну и утешишь его, уговоришь, угомонится он.

Гляжу, плачет внучка — мамка отшлёпала. Я и успокаиваю:

Я, коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Олю будет бить.
Тому худо будет жить!

Она ушки топориком сделает, глазёнками зырк-зырк на меня и замолкает, не плачет больше.

Прутиком успокаивали, чтоб не плакал. И Бабой Ягой пугали: «Не реви! А то Баба Яга — старая карга придёт, тебя отнесёт в лесок и зароет во песок. А медведи найдут, на тебя заревут. Кабаны придут, под дубок отнесут. Будешь под дубком лежать, будут птички прилетать, тебе кушать не давать. Не будешь расти и помрёшь в напасти! Ну, замолчи, не реви! Вон Бабка Яга — порота нога за дверьми стоит, на тебя глядит. Поди-поди, Бабка Яга, сюда! Алёшка-то не затихает!» А этот Алёшка уже и прислушивается, примудряется-пригадывает что-то там про себя, на дверь поглядывает. Ну, и замолчит. Положишь его в кроватку на бочок, он и уснёт.

Чтобы не плакали, пугали. Были Буки-ти, Чиликуны — дети их боялись. В Игнатьев день Чиликуны в острых шапках выходили из проруби, а потом на Крещение уходили. В то время по Святкам ходили наряженными по деревне колядовщики. И вот этими пугали малышей: «Гляди, Чиликуны вышли! Вот всех-то озорников да рёв с собой в прорубь утягивают». А в бане Обдирихи боялись, под полком тогда всё с лучиной она. Заплачет малышонок, а ему: «Обдериха-то под полком, за пяточку укусит, за чубок подерёт». Там же черняше всё в бане-то, ну и они боялись.

Чтоб внучечка не озорничала, не баловала, всё козой пугаешь: «Коза рогатая идёт, рожками забодёт, ножками затопчет, хвостиком заметёт!» А испугается шибко она, то и говоришь: «Не бодай, коза , Танечку! А коза бодается-бодается, а мужик ругается-ругается. Стой, стой, коза, стой, безрогая моя! Не бодай деток! Детки ещё маленькие. »

А когда малой, бегая да мудруя, кричит, и не сделаешь уже ничего, говоришь: «Замолчи! А то дед Бабай с мешком сейчас придёт и заберёт. Отнесёт за кустик и назад не пустит». Гуляешь с ним, а там лошади-ти, коровы на выпасе. А он пальцем тыча: «Баба, к коське, к коське!» Хотит к лошади подойти. А я ему:

Кыш, кыш, ком,
Не ходи, Ваня, лужком!
Тебя кони залягают,
Коровы забодут,
Маленьки телятки
На рожках унесут!

Я когда выведу Катьку, свою внучку, гулять, и она заупрямится что-то там и далеко отбегает поиграть, тут я ей сказываю:

Уж ты, крошка моя,
Не ходи туда одна!
Там мышки сидят,
Горностайчики сидят.
Тебя, внученька, съедят!

Она испугается, скорей бежит ко мне и под юбку прячется. А как закуролесит, разбукусится, я ей:

Ай цугу, цугу, цугу,
Не кружися на лугу.
На лугу лужица,
Голова закружится.
В лужицу ты упадёшь
И потонешь, пропадёшь!

И она не балуется, утихомиривается.

Ванька что-нибудь закапризничает, захнычет: «У меня тут бо-бо». А я: «Ну, давай я тебя полечу!» Ну и начинаешь. Вот, значит, он тогда ляжет, вытянется и прислухивается, а я ему причитываю: «У кошки боли, у собачки боли, а у Ванечки заживи! Чтоб не горело, не болело, не кололо, не пороло, зажило! Во веки веков!» И дую на больное место, и поглаживаю. Не отойду, пока он жалится.

Если у ребёнка какая-то боль, то ль он там пальчик прибил, или упал и ушибся, то своим указательным пальцем водишь вокруг больного места — округ-оберёг. Потом по больному месту приглаживаешь ладонью и при том три раза запеваешь:

У кыски боли,
У мышки боли,
У собачки боли,
У рассомачки боли.
А у Вовочки —
Никогда не боли,
Всё заживи!

Ушибётся, а я его утешаю: «Ой, бо-бо! У волка боли, у зайца боли, у медведя боли, а у Никитки поправей! Подьте, подьте, все боли, за чистое поле, за тёмный лес, там вам умереть и дня не болеть!» Ну, тут ещё подуешь на ранку, погладишь, три раза плюнешь. И всё оправится, всё отвалится, не будет болеть.

Спать и днём сыночка уложишь. А когда проснётся, чуть-чуть отойдёт, полежит в люльке, подойдёшь к нему, качаешь и забавлянку запеваешь:

Кочки-вочки,
Ехали хохлочки
На серой собачке!
Зацепили за пянёк,
Простояли весь дянёк.
А вечером отцепили
И назад покатили.

Он рассмешится, разулыбается. Тогда берёшь его на руки, подержишь чуток, поносишь. Потом покормишь, положишь в зыбку, и он лежит. Когда он лежит спокойно, не тревожит, что-то по хозяйству делаешь, без дела не сидишь. Думаешь: «Ну и хорошо, пусть полежит». А когда уж он начнёт там в зыбке кряхтеть-пыхтеть, тогда всё бросаешь, подходишь к нему, вынаешь из зыбки и забавляешь.

Придут ко мне, скажут: «Ой, Авдотья, поводись-ка с робятками-то. В поле надо идти, ведь не с кем оставить. Авдотья, поводись, дорогая». А я и не откажусь: «Ну да ладно уж, повожусь». Придёшь — один малый в зыбке лежит, другой под лавкой сидит, третий на полу играется. Вот и забавляешь их:

Чебатуха, чебатуха,
Хорошая баба,
Наварила кулешу,
Нажарила сала.
Поставила у чулан,
А кошка похватала.

И про эту кошку чего там им ещё не наплетёшь:

Я этой кошке
Купила сапожки,
Причесала усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать —
Хвостик некуда девать.

Весь день с ними водишься. И за это деньги не брала. Хозяева что-нибудь испекут, состряпают и угостят чем-то вкусным. Кто принесёт еды какой. Говорят так: «Дитя любит качку, пестунья подачку, дитя любит рожок, а пестунья пирожок».

Ребёнок проснётся и захныкает в качке. Вот подойдёшь и качку сильно поперёк от себя раскачиваешь: «Гойда-гойдоша, съел кобылку и лоша! Гойда-гойдоша, съел кобылку и лоша!»

Гойда-гойдоша,
Где кобылка, там лоша!
Поскакали до воды,
Объелися лебеды!

Надо из качки его брать. Распеленаю и на подушку ложу отдохнуть от пелёнок. Ручки, ножки он расправит, вольно так ему. Это когда гулялися с ребёнком — забавляли.

Проснётся Катька и ревит. Я к ней. Надо одевать, из кроватки брать. И говорю: «Иду, Катьку разбужу. Уж ты скорей вставай, ножки обувай да по горенке ступай. Девонька, не ленись, поскорее шевелись». Одеваю, а сама размовляю:

Бабка краски разводила,
Дед портреты рисовал,
Свинья музыку играла,
Кобель польку танцевал.

Из кроватки её возьму и приплясываю с ней на руках:

Там-там, ти-да-ри-да,
Зарезала бабка дида,
Положила на печи
И сказала: «Не кричи!»
Дед кричал, кричал,
У кадушку попал.
А в кадушке вода,
Замочилась борода.
Катька смеётся.

источник