Меню Рубрики

Развитие речи средствами народной культуры

Автор: Волчкова Елена Борисовна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 462»

Населенный пункт: г. Челябинск

Актуальность развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Речь человеку не дается от рождения, должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь детей развивалась правильно и своевременно.

В Федеральном государственном образовательном стандарте отдельно выделена образовательная область — речевое развитие. Данная область включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста я использую работу с разными жанрами литературы. Но особый интерес у меня вызывает работа с использованием малых форм фольклора. Фольклор — это народное творчество, оно объединяет в себе художественные произведения (устное народное творчество), созданные народом и имеющие не конкретного, а коллективного автора. К фольклору относятся такие жанры, как пословицы, поговорки, потешки, заклички, скороговорки, сказки, загадки, частушки. Так ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребенок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

Работа по развитию речи детей средствами малых форм фольклора способствует быстрому запоминанию, легкости заучивания, проговариванию звуков, воспитанию у детей самостоятельности, умению активно применять эти знания, но самое главное — использовать материал ненавязчиво и увлекательно, что очень важно в работе с детьми с особенностями развития.

Для себя выявила основные актуальные задачи:

  1. Провести анализ методической литературы по данной теме и создать развивающую среду в группе.
  2. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
  3. Формировать интерес к фольклору и, как следствие, развивать речь детей, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию.

В работе по данной теме определила следующие направления:

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
  2. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности.
  3. Работа с родителями.

1) создание развивающей предметно-пространственной среды

Мне кажется, фольклор — это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития речи, эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка. Поэтому очень важно серьёзно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал. Свою работу начала с модернизации предметно – пространственной среды группы:

  • пополнила центр развития речи дидактическими играми: «Один-много»; «Вместе сказку сочиним» по серии сюжетных картинок; «Покажи, что назову»; «Угадай-ка»; «Цепочка слов»; «Какой транспорт»; «Какая это сказка».
  • подобрала серию фильмов и схем для составления рассказов.
  • пополнила различные виды театров (пальчиковый — «Репка»; настольный — «Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка»; на фланелеграфе — «Теремок» и д. р).
  • создала картотеки загадок, потешек, пословиц, скороговорок, стихотворений, физкультминуток, пальчиковых гимнастик;
  • пополняется картотека аудиозаписи;
  • подбор иллюстраций к русским народным песенкам, потешкам.

2) работа с детьми

Работу по развитию речи детей в детском саду проводится в разных видах деятельности: в быту, во время прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающими (с общественной жизнью и природой во все времена года), в процессе труда, во время праздников и развлечений, во время не речевых специальных занятий (рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыке).

Идем с детьми умываться — и проговариваем потешку «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Казалось бы, эта потешка для детей младшего школьного возраста, но мы продолжаем с ней работу-наблюдение (задаю вопрос: «Какую водичку мы видим, когда умываемся?») и тут же проговариваем свойства воды (прозрачная и т.д.). Затем предлагаю детям умыть куклу над игрушечным тазиком, давая почувствовать значение слов: вода журчит, течет, булькает, льется… Таким образом подбираем синонимы, обогащаем речь ребенка.

Широко использую загадки в повседневной жизни, в детской деятельности. Загадка может служить вводной частью к рассказыванию сказок, рассматриванию предметов и картин, начала наблюдений на прогулке. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, загадываю загадку о предметах туалета. Собираясь на прогулку, загадываю детям загадку об игрушках и предметах, которые они возьмут с собой. На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями использую элементы устного народного творчества — загадки, старинные приметы. Можно использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении с целью закрепления в сознании и речи детей признаков предметов. Поначалу дети просто отгадывают, в дальнейшем прошу их доказать правильность ответа (Почему ты думаешь, что это солнце? куст? птица? и т. д.).

Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Для развития голосового аппарата прошу детей произносить скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развиваем умение изменять интонацию, дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно). Чтобы речь развивалась, слежу за четкостью произношения каждого звука.

На прогулках, в группе использую следующие способы работы со скороговорками:

  1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
  2. Пусть ребенок проговорит скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
  3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
  4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

На прогулке, в группе используем считалки, которые помогают вести честную игру, прежде всего, выбрать водящего, помогают работать над звукопроизношением речи ребенка.

Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Цель сказки заключена в словах : « в сказке — ложь, да в ней намек -добрым молодцам урок» — учит быть добрыми, смелыми, находчивыми, трудолюбивыми. Через сказку дети получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.

Использую поговорки и пословицы на занятиях и в повседневной жизни детей — это активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости. Добиваюсь, чтобы пословицы и поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки применяю для развития фонематического слуха, речевого дыхания, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Так же малые формы фольклора использую в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи. Со своими детьми проводим такие календарно – обрядовые праздники, как «Праздник Осени», «Рождество», «Масленица», «Пасха»; принимаем активное участие в конкурсах «Хрустальная капель», «Искорки надежды» и др.

Использование малых форм фольклора вносит «оживление», они заставляют взглянуть на те или иные предметы по-новому, увидеть необычное, интересное.

3) Работа с родителями

Не менее важен для развития речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада, обеспечивающий непрерывность воспитания и обучения детей. Хороших результатов в своей работе можно добиться только при тесном взаимодействии с родителями. С этой целью использовала разные формы работы с родителями:

— ежедневные индивидуальные консультации;

— вечера вопросов и ответов;

— круглый стол, совмещённый с дискуссией;

— мастер – класс для родителей.

Наиболее действенный прием работы с родителями – это индивидуальные беседы, разговор, где могу дать совет, который необходим данному ребенку. На начальном этапе родители оказали большую помощь в изготовление атрибутов, покупки игрушек для театра. Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок.

Совместно с родителями оформляем выставки детских работ. Также привлекаю родителей к организации фольклорных праздников, детских праздников. Родители сами готовят детей к фестивалю «Искорки надежды», подбирают необходимый материал, разучивают его с детьми, вместе с воспитателями проводят первый этап – конкурс чтецов (инсценировки стихотворений, театрализованная деятельность по сказкам и др.). В папке-раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми. А так же они прислушивались к советам, о том, что нужно больше читать детям сказок и заучивать стихи, потешки, прибаутки. Родители с удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы, поговорки, загадки, объясняют детям их смысл. Для сотрудничества и преемственности было организовано и проведено ряд родительских собраний.

Данная работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогали создавать предметную среду. Детский фольклор, устное народное творчество, остаются верными спутниками ребенка на протяжении всего периода детства и являются ценным средством воспитания. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 1997.- 400 с.
  2. Аникин В.П.Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Учпедгиз, 1957. 240 с.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.:Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
  4. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. — М.: Просвещение, 1970. — 148 с.
  5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1996. — 160 с.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 2005. — 205с.
  8. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. — Ярославль: Академия развития, 2005.- 192 с.
  9. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1972. — 78 с.
  10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольно-образовательных учреждений. — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2004. — 288 с.

источник

Зачем нужно развивать детскую речь? Как в этом может помочь русское народное творчество (фольклор)? Как и когда знакомить ребенка с фольклором? Ответы на эти вопросы, а также тексты детских скороговорок, потешек, песенок и поговорок приводятся в этой статье.

Известно, что правильная и красивая речь способствует успешному общению, обучению и развитию ребенка.

Грамотная, верная речь дарит чувство уверенности в себе и позволяет находить общий язык с окружающими. Дети, которые красиво говорят, положительно выделяются на фоне сверстников.

Своевременное развитие речи позволяет малышам активно познавать мир и взаимодействовать с ним.

Специалисты утверждают, что в последнее время качество речи детей резко снизилось. У многих ребят наблюдаются нарушения речевого развития (неверное произношение, неумение связно говорить, задержка речевого развития — ЗРР и т.д.). Этому есть свои причины:

  • ухудшение состояния здоровья детей;
  • уменьшение количества общения с окружающими;
  • длительные игры со смартфонами, слишком частый просмотр мультфильмов;
  • снижение речевой культуры взрослых (сквернословие, слова-паразиты, неверное употребление значений слов и т.д.);
  • отсутствие речевого воспитания в семье.

Детскую речь можно и нужно развивать. Для этого хорошо подходит слушание, чтение и обсуждение детской художественной литературы. Так обогащается словарный запас, ребенок знакомится с культурой речи, учится эмоциональной и интонационной выразительности.

Существуют и разнообразные стихотворения, песенки и скороговорки, которые не только развивают речь, но и помогают решить логопедические проблемы (например, улучшить звукопроизношение).

Особенно полезной и близкой детям считается детская литература на основе устного народного творчества.

Фольклор — это устное народное творчество. К нему относятся:

В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и культурой.

Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые игры, ребенок развивается.

Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые крохам хочется повторить.

С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности.

Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас. Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью.

Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и произношению героев.

Существуют не только русские народные поговорки, песни и потешки, но и современные, более понятные детям. Можно даже найти скороговорки на иностранном языке. И те, и другие оказывают большую пользу для развития речи.

  • С фольклором можно знакомить малышей с самого рождения — через колыбельные песни и потешки.
  • В более старшем возрасте произведения можно обыгрывать — например, укачивать куклы под колыбельные, или устроить кукольный театр.
  • Малышам очень нравятся совместные игры со взрослым, когда можно взять инициативу на себя (например, кроха загибает пальцы в «Сороке-белобоке»).
  • Незнакомые слова необходимо объяснять.
  • Сказки, потешки и стихотворения лучше рассказывать своими словами.
  • Преподносить фольклорные произведения нужно эмоционально и увлекательно, активно используя мимику и жесты. Малышам можно устроить представление с помощью игрушек.
  • Разучивая скороговорки, можно увлечь ребенка так: отстукивать на каждое слово или слог ритм мячиком, или устроить соревнование: «Кто повторит скороговорку 3 раза и не собьется?»

Скороговорки — это короткий ритмичный текст, который намеренно создан так, чтобы затруднялось произношение звуков и слов в подвижном темпе.

Существуют различные виды скороговорок, один из которых наверняка понравится ребенку.

Этот вид скороговорок помогает исправить трудности в произношении определенных звуков. Необходимо следить за верным произнесением и поначалу не торопиться. При систематических тренировках ребенок легко научится проговаривать сложные звуки (например, Р, Л,Ш).

На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

Курил турка трубку,
Клевала курка крупку:
Не кури, турка, трубки,
Не клюй, курка, крупки!

Ехал грека через реку.
Видит грека — в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку греку — цап!

Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.

Малыши любят смешные скороговорки. Они дарят хорошее настроение и легко запоминаются.

Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.

У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонках
Черепашьи башмачки.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

  • Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту.
  • Триста тридцать три коробки, а в коробке по три пробки.
  • У Пашки в кармашке букашки и бумажки.
  • Красный краб кричит «Ура!», резать торт пришла пора.
  • Слишком много ножек у сороконожек.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Грянул гром – гроза в разгаре.
  • Тощий немощный Кащей тащит ящик овощей.

Эти скороговорки понравятся старшим дошкольникам (5-7 лет).

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!

Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

В этом возрасте подойдут короткие и несложные скороговорки с понятными словами.

Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

Читайте также:  Лечится от инсульта народными средствами

У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

Детям этого возраста можно предложить более длинные скороговорки со старыми русскими -несложными! — словами, чтобы обогатить словарный запас. А забавные скороговорки поднимут настроение.

У речушки, у речонки
Собрались одни девчонки.
Вдоль речонки,
Вдоль речушки
Собирать пошли
Ракушки.

Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Баран буян залез в бурьян.

Проворонила ворона вороненка.

У Кондрата куртка коротковата.

Ребятам 7 лет можно предложить сложные скороговорки, с достаточно большим количеством незнакомых старинных слов. Это расширит кругозор, словарный запас и улучшит память.

У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

Бежит боровок —
Белорыл, белоног,
Перерыл весь дворок.

Около кола — колокола,
И на колах — колокола.
Коваль Кондрат сталь ковал,
Ковал да перековывал.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

Коваль ковал коня,
Конь — копытом коваля,
Коваль — кнутом коня.

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

Чтобы такие скороговорки принесли максимальную пользу, их следует разучивать так:

  1. сперва проговаривать беззвучно, но с артикуляцией;
  2. затем произносить шепотом
  3. проговаривать скороговорку вслух сперва медленно, затем все быстрее.

Важно следить, чтобы звуки произносились четко и правильно.

  • Свиристель свиристит свирелью.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  • У ежа ежата, у ужа ужата.
  • Все скороговорки не перевыскороговоришь.
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб.
  • Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.

Такие скороговорки учат правильно произносить иностранные слова и предложения, а также помогают расширить словарный запас и запомнить похожие по звучанию слова. Перед разучиванием стоит познакомить ребенка с переводом скороговорки.

A sailor went to sea
To see what he could see,
And all he could see
Was sea, sea, sea.

Вышел моряк в море
Посмотреть, что он сможет увидеть.
И все, что он смог увидеть,
Было море, море, море.

I like my Bunny.
Bears like honey.
Girls like cats.
Cats like rats.
Boys like dogs.
Storks like frogs.
Mouse like cheese.
Sparrows like peas.
Owls like mouse.
I like rice.
Birds like grain.
Say it all again!

Я люблю моего кролика.
Медведи любят мед.
Девочки любят котов.
Коты любят крыс.
Мальчики любят собак.
Аисты любят лягушек.
Мыши любят сыр.
Воробьи любят горох.
Совы любят мышей.
Я люблю рис.
Птицы любят зерно.
Скажи это все снова!

I see a big black cat,
Big black cat, big black cat.
What a big black cat!
What a cat! What a cat!

Я вижу большого черного кота.
Большого черного кота, большого черного кота.
Что за большой черный кот!
Что за кот! Что за кот!

Whether the weather be fine
Or whether the weather be not.
Whether the weather be cold
Or whether the weather be not.
We will walk together.
Whatever the weather
Whether we like it or not.

Будет ли погода хорошей
Или нет.
Будет ли погода холодной
Или нет.
Мы будем гулять вместе.
Какой бы ни была погода,
Нравится нам это или нет.

Хороший способ работы с поговорками — объяснять их своими словами. Это не только развивает речь ребенка, но и учит его рассуждать.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Дело мастера боится.
  • Семь раз отмерь, один — отрежь.
  • Гусь свинье не товарищ.
  • Друга ищи, а найдешь — береги.
  • Друг познается в беде.
  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  • Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
  • Голод не тетка, пирожка не подсунет.
  • Семеро одного не ждут.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Дети очень любят колыбельные песни. С ними можно знакомить малышей с самого рождения. Ребята постарше могут, напевая песенку, укачивать своего братика или сестренку, или любимую игрушку.

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

Баю — баю — баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли — люли — люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.

Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.

Потешками обычно сопровождают какие-либо действия (например, одевание, умывание или же просто игру). Ребенок в это время (сперва с помощью взрослого, затем самостоятельно) выполняет игровые движения по ходу потешки.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.

— Котятки, котятки,
Малые ребятки!
А кто у вас больший?
А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.

Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
— Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!

Отгадывание загадок развивает мышление и фантазию, знакомит ребенка с переносными значениями слов и образными выражениями.

Шубу два раза в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца)

Явился в жёлтой шубке.
Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

Сверху кожа, снизу тоже.
А в середине пусто. (Барабан)

Никого не обижает,
А её все толкают. (Дверь)

Что за зверь:
Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест? (Гусь)

Одиноким глазом
Бабушка косится,
От косы осталась
Тонкая косица.
Но проворна бабушка,
Словно молодица,
Стелет стежки на холсте
Тонкою косицей. (Иголка с ниткой)

Маленький, пузатенький.
А весь дом бережет. (Замок)

Такие игры очень нравятся малышам, начиная с одного года. Пальчиковые игры хорошо развивают мелкую моторику, а значит, и речь, и тренируют память.

«Сорока-белобока»
Сорока-белобока
Кашу варила (делать круговые движения пальцем по ладошке ребенка),
Деток кормила (загибать по очереди пальчики, начиная с указательного):
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
«Ты дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Воду не носил.
Тебе нет ничего!» (взять в руки большой палец и аккуратно потеребить его).

«Соня-пастушок»
Вышел, вышел пастушок на лужок,
Он созвал, собрал бурёнок в кружок,
Наказал им никуда не ходить,
А коль волк придёт, его разбудить.
Посчитал коров и сладко зевнул.
Да под белою березкой уснул».

Пальчик ребёнка становится «пастушком», ладонь взрослого — «лугом», а его пальцы — «берёзками».
«Пастушок» должен лечь под одну из «березок». «Березка» наклоняется к «пастушку» и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнку надо успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только «пастушок» будет разбужен, вы меняетесь ролями.

«Братцы»
Взрослый поочередно сжимает пальчики малыша в кулачок.
Ивану — большаку — дрова рубить,
Ваське — указке — воду носить,
Мишке- среднему — печку топить,
Гришке — сиротке — кашу варить,
А крошке — Тимошке — песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
Разжать кулачок малыша, поднять руки вверх.

«Домик»
Малыш держит руку вертикально, а взрослый «шагает по пальцам» на ладошке ребенка.
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

«Динь-динь-бом»
Динь-динь-бом,
Динь-динь-бом
(«Звенеть», трясти пальцами у правого уха)
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали.
(перенести руку к левому уху)
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали
(«бежать» пальцами по столу)
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь.
(спрятать руки под стол)
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь.
(погрозить пальчиком).

«Пять братьев — пальчиков»
Малыш собирает пальчики в кулачок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять! (начать разгибать пальчики)
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — чистит стол,
Этот — резал,
Этот — ел.
Ну а этот лишь глядел!

Считалочки не просто помогают определить водящего в играх. Кроме этого, они стимулируют память, активизируют речь и учат чувству ритма.

Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет.

Первишки, другишки,
Шалуны мальчишки
Стали играть,
Воду выбирать.
Ну-ка ты, Додон,
Убирайся вон!

Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет —
Тот уйди!

Ехала телега темным лесом
За каким-то интересом.
Стук, звон,
Выйди вон!

Раз, два, три , четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Разбегайся кто куда,
Завтра новая игра.

Тили-тели,
На лавочке сидели —
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник,
Портной;
А ты кто такой?

Для того, чтобы речь ребенка была правильной, четкой и выразительной, ее необходимо развивать!

Родители могут сделать это с помощью детской художественной литературы. Особенно полезным для развития и обогащения речи считается фольклор. Он учит чувству ритма, интонации, эмоциональному сопереживанию, красивым речевым оборотам.

На основе фольклора создаются и современные стишки и скороговорки. Можно также найти скороговорки на английском языке для улучшения иностранной речи у ребенка.

С колыбельными песенками и потешками рекомендуется знакомить кроху с самого рождения. Детям 1-3 лет понравятся пальчиковые игры и народные сказки. А детям постарше стоит предложить скороговорки и пословицы, которые развивают не только речь и произношение, но и мышление.

источник

Нэлли Локтик
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

первой квалификационной категории

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас, взрослых, совсем не предназначенное для детей! Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Что же такое фольклор?

Фольклор — это устное народное творчество. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

В практике педагоги редко знакомят дошкольников с фольклором на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.

Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

Например, используя в своей речи пословицы и поговорки (краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, открывающие детям правила поведения, моральные нормы, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивают свою речь.

Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.

С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Целью моей работы является: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

Развивающие задачи:

Развивать речевые способности детей дошкольного возраста;

— Расширять словарный запас;

— Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

— Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

— Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

— Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Наметила пути их реализации:

• Индивидуальные и групповые занятия, беседы.

• Повседневная жизнь в группе.

• Изучение разных форм фольклора.

Определила прогнозируемый результат:

-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысится уровень связной речи;

-словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями,

-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

-обобщение и распространение опыта.

— взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома.

Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.

Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.

Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.

Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовала не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.

Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.

Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы, которые очень нравятся детям. Дети любят сочинять их.

Читайте также:  Сильно секутся волосы по всей длине народные средства

Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников.

Дети драматизировали сказку «Колобок». Также дети совместно с родителями участвовали в физкультурном развлечении «В поисках Колобка». На котором дети и родители «побывали» в сказке «Колобок». В это время они закрепляли навыки в беге, передавали мяч друг другу, ползали на четвереньках, ходили по канату, играли в русские народные подвижные игры. В итоге мы изменили концовку сказки: вернули колобка деду с бабушкой. Все получили удовольствие от совместной двигательно-игровой деятельности. На празднике, посвященном Дню матери, родители поставили сказку «Репка».

Мною проведены консультации для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Пословицы и поговорки о зиме», «Почитай мне сказку, мама, или, с какими книгами лучше дружить дошколятам», папки-передвижки, буклеты.

Родители участвовали в семейном конкурсе «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», в выставках семейного рисунка «Жила-была сказка».

В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Широкая масленица», досуги «Солнышко, нарядись, красное, покажись», «Вечер загадок».

• В процессе совместной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры — забавы с помощью считалок.

• У родителей я заметила повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивали с детьми потешки, загадки, считалки, подбирали пословицы и поговорки, объясняли детям их смысл.

• У детей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.

А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Наталья Терехова Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Обоснование опыта.

Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Обоснование опыта работы. Всем известно, как важно с детства в души и сердца детей заложить зёрнышко любви, добра, научить созидать и понимать,.

Образовательная среда «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Возраст от 3-4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного.

Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Сказкотерапия, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Аннотация: В статье описывается метод сказкотерапии, как.

Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста 1 слайд Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию презентацию на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего.

Сказкотерапия, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования.

Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста I Введение Дошкольное образование не стоит на месте — наблюдаются сильнейшие прогрессивные тенденции. Безусловно, это связано с появлением.

источник

Данная статья, на мой взгляд, подробно описывает и рассматривает всеми известное устное народное творчество в ключе инструмента к развитию речи детей. В своей работе нередко пребегаю именно к этому интересному элементу педагогических уроков.

«ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Особенности развития речи старших дошкольников 4

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста 6

Содержание работы по развитию речи дошкольников с использованием малых форм

Анализ проведенной работы по развитию речи детей старшего дошкольного

возраста посредством фольклора. 12

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Актуальность работы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

1.Особенности развития речи старших дошкольников.

Развитие речи дошкольников протекает по своим закономерностям и последовательно проходит ряд этапом. В старшем дошкольном возрасте она достигает определенного уровня развития, который позволяет ребенку в дальнейшем без особых проблем обучаться в школе.

На седьмом году жизни у ребенка продолжают развивать навыки звукового анализа (выделение в словах или фразах определенных звуков, слогов и ударения). Ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Придумывание детьми загадок и рассказов о словах и звуках является показателем их лингвистического мышления.

Происходит дальнейшее развитие интонационной стороны речи, таких ее элементов, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп. Умение ребенка осознанно и правильно пользоваться этими элементами развивается с помощью специальных упражнений, а также путем постоянного контроля за речью детей со стороны взрослого. К концу седьмого года жизни при благоприятных условиях ребенок дошкольник верно произносит все звуки родного языка, легко выделяет их в речи.

В этом возрасте продолжается обогащение словаря. В связи с расширением опыта ребенка, увеличиваются его возможности в освоении новых слов, разных частей речи, которые помогают ему обогатить свои высказывания. Происходит и закрепление уже усвоенных слов, ребенок этого возраста использует знакомые слова в своей речи, видоизменяя их. В это же время осуществляется серьезная работа над уточнением в словаре ребенка значений уже известных ему синонимов и антонимов и особенно многозначных слов как с прямым, так и с переносным значением.

Одним из важнейших достижений этого возраста выступает — формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети шестого года жизни учатся выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день — знойный; жаркий спор — взволнованный), понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний.

В этом возрасте дети начинают достаточно хорошо понимать смысл поговорок и пословиц, с которыми их знакомят взрослые. При использовании пословиц и поговорок закрепляются представления детей об антонимах.

Знакомство с многозначными словами подводит ребенка седьмого года жизни к пониманию переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.

В этом же возрасте происходит обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, формирование языковых обобщений.

Детей упражняются в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но теперь увеличивается степень свободы ребенка, что позволяет ему самостоятельно находить правильную форму. Дети упражняются в употреблении несклоняемых слов, образовании степеней сравнения прилагательных, изменении значений слов, придание им другого смыслового оттенка с помощью суффиксов и т.п.

Дети начинают обращать внимание на то, как при образовании новых существительных подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа — школьник, огород — огородник) или на предмет (чай — чайник, скворец — скворечник). Закрепляется умение образовывать названия детеныша животных («У лисы — лисенок, у лошади — жеребенок, а у жирафа? носорога7»), названия предметов посуды (сахарница, но солонка).

Дети осваивают навык подбора однокоренных слов и конструировать производные слова в условиях контекста.

В этом возрасте дети легко дают толкование слов, причем, каждое толкование показывает, насколько глубоко дети стали понимать значение слова – как прямое, так и переносное. Особенно глубоко это осознание проявляется при выполнении задания, выявляющего развитие связной речи .

В речи детей появляются разнообразные сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные). Происходит развитие самоконтроля, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.

Качественные изменения происходят и в развитии связной речи.

В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.

Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становиться способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.

Наиболее яркой характеристикой речи детей седьмого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

При построении собственных высказываний или при знакомстве с рассказами других, дети начинают осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец). В связи с этим они уже в состоянии дать элементарную оценку услышанному.

Здесь можно говорить о том, что развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно-образного и логического мышления детей этой возрастной группы.

Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. В этом возрасте у детей формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.

Дети седьмого года жизни могут осознавать разнообразие речевых жанров. Элементарное понимание того, в каких случаях необходимо использовать тот или иной тип высказывания, в дальнейшем поможет ребенку использовать эти знания в любой речевой ситуации.

Ребенок седьмого года жизни вполне подготовлен к составлению творческих высказываний. Это обусловлено тем, что усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. В этом возрасте дошкольник обнаруживает способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов.

Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.

К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.

Вместе с тем можно отметить и следующие особенности в речи старших дошкольников.

Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (снова родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в связном высказывании.

Некоторые дети в полной мере так и не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.

Таким образом, развитие речи на седьмом году жизни достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети легко справляются с заданиями на составление рассказов разных жанров (описание, повествование, рассуждение, творческое рассказывание). Достигнутый уровень речевого развития, в дальнейшем, позволит ребенку седьмого года жизни успешно обучаться в школе.

2. Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами . К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, «определенность, ясность, пластичность» художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания .

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина .

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность» .

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать. Например, потешку про «заиньку» , где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

Читайте также:  Простуда мочевого пузыря народными средствами

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

С.С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки . Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко).

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки — хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму .

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения .

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности» .Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

3. Содержание работы по развитию речи дошкольников с использованием малых форм фольклора

Свою работу по развитию речи посредством фольклора мы строили на следующих основных принципах:

— во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

— во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

— в-третьих, активного включения детей;

— в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, а также развития образной речи представляют малые формы фольклора, к каким относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, потешки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое.

В течение года проводится ряд специальных занятий, посвященных различным формам работы с пословицами и поговорками:

уточнение жанровых особенностей,

сравнение пословиц с другими фольклорными формами,

подбор пословиц к художественным текстам и т.д.

Также пословицы и поговорки включались в различные фольклорные праздники и развлечения .

Широко используются дидактические игры по пословицам: словесные — «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве», с дидактическим материалом «Собери пословицу», «Пословицы в квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу».

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использовались мотивационные установки:

— игровые: «Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы»;

— общественные: «Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей»;

— подготовки к школе: «Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе»;

— соревновательные: «Кто больше назовет пословиц о труде . «;

— личные: «Назовите поговорки, которые вам нравятся», «Подберите пословицу, которая вас учит добру».

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные:

игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;

дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;

можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;

можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу;

изобрази пословицу пантомимой;

нарисуй пословицу, загадку;

изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и ту же пословицу изобразят разные ребята;

картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;

Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию, нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет»;

Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

При работе с загадкой используем такие формы:

придумай загадку по картинке.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Также колыбельные песни могут использоваться в сюжетно-ролевых играх.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Знакомились с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений — пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. В своей работе мы придерживались методики А.М. Бородич. Прежде всего, подобрали нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей дошкольников. Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление.

Принципы отбора фольклорного материала, способствующего математическому развитию дошкольников:

— фольклорная форма должна иметь математическое содержание;

— математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;

— фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны детям;

— словарный материал должен быть понятен детям.

Необходимо использовать следующие методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике:

— включение фольклора в математические занятия не должно быть самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий занятия и адекватно решать поставленные математические цели и задачи;

— перед включением фольклорных форм в занятие, необходимо уточнить, знают ли дети, используемые в них слова, понятен ли смысл;

— народные подвижные игры можно использовать в качестве физминуток на занятиях по математике;

— при выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который создан в том крае, стране, где живёт ребёнок, таким образом приобщая его к культурному наследию своего народа.

На основе вышеизложенных принципов и рекомендаций, были составлены занятия по формированию элементарных математических представлений.

4. Анализ проведенной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора

В ходе начального мониторинга было выявлено , что дети знают очень много считалок, предлагают свои варианты,но с другими жанрами мало знакомы. Спрашивают: «А что такое пословицы?» Путают между собой: «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю». Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Дети практически не знают колыбельных песен. На вопрос, «какие колыбельные песни ты знаешь», поют любые песни, называя их «ласковыми», либо «Спят усталые игрушки. «. Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора.

Дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм («бежу» к маме), у них вызывало затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться. Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой.

В ходе конечных результатов мониторинга, после проведённой работы, отвечая на вопросы, уже видно, что дети могут дать анализ значения пословицы. Также много называли других малых форм фольклора, смогли составить небольшие рассказы по пословицам. Например, на пословицу «Как аукнется, так и откликнется» Богдан П. составил такой рассказ: «Мы нашли чужого щенка и взяли себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас, же есть щенок, и кто-то может взять его, и тогда мы будем плакать». Мы видим, что ребенок составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически правильной форме.

Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось.

В процессе работы были замечены такие изменения:

— у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх — потешки, самостоятельно организовывают народные игры — забавы с помощью считалок.

После проведённой работы у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

В ходе проведённой работы, видно насколько выросли знания детей малых форм фольклора.

5. Работа с родителями по теме

« Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора»

Для родителей мы подготовили анкету. Также, предложили заполнить анкету и нескольким педагогам. Нас интересовало, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми дома в детском саду, с какой целью и какие. Было опрошено пятнадцать родителей и два педагога. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме «Баю — баюшки-баю, не ложися на краю. » и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока — белобока. «. Что касается ответов педагогов, то они стараются использовать эти жанры немного шире. Организуя подвижные и другие игры, применяют различные считалки; на занятиях различного цикла — загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей — пальчиковые игры, игры — забавы. Но также считают, что колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, а в работе со старшими это уже ни к чему. Говоря о значении малых форм фольклора для развития речи, называют только скороговорки.

Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Итак, мы еще раз убедились в том, что комплексная методика по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со средствами малых форм фольклора просто необходима.

Кроме того, были проведены консультации с родителями на тему «Баю-баюшки-баю. » (как укладывать ребенка спать), «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности мальчиков и девочек».). В папке-раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми.

Родители также привлекались к организации фольклорных праздников, детских постановок.

источник