Меню Рубрики

Развитие речи средствами народной педагогики

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами народной педагогики
статья по развитию речи на тему

Одним из действенных средств развития речи является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами народной педагогики

Тема развития связной речи у детей с речевыми особенностями в психологии и педагогике является одной из ведущих. В исследованиях ряда авторов Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелёвой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской, А.В.Ястребовой отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.

Возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания развития речи детей, к созданию личностно-ориентированной модели образования детей дошкольного возраста.

Одним из действенных средств развития речи является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух ребенка. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

У дошкольников с общим недоразвитием речи изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, неразвита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества (не только русского, но и других стран), познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом.

Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

В своей деятельности мы использовали разучивание с детьми потешек, чистоговорок, скороговорок, с целью приобщения к устному народному творчеству и развития связной речи, а также беседы после прочтения сказок, загадывание загадок, обыгрывание потешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.

Знакомство с народным творчеством начинали для детей с потешек, колыбельных песенок. С этой целью мы рассматривали вместе с детьми картинки, иллюстрации, игрушки и педагог рассказывала о персонаже потешки, её особенностях, объясняла значения новых слов. Перед детьми ставили задачу не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учились двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком потешка. Нами были разучены и обыграны такие потешки, как «Кисонька – мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима», «Тили – бом».

С целью обогащения знаний детей о художественных произведениях детям были прочитаны русские народные сказки.

В ходе обыгрывания сюжетов из сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым), высказывать отношение к героям сказки, передавать их настроение. В процессе данной работы развивалась у детей речь, память, творческое воображение. Также с детьми придумывали красивые прилагательные для характеристики героев сказок. Например, работая со сказкой «Заюшкина избушка», детям было предложено рассказать – каким был зайчишка. Дети называли зайчишку – маленьким, пушистым, хорошеньким, сереньким, добрым, веселым, грустным, трусливым.

Проводя игру «Действия героя», пополняли словарный запас глаголами: заяц скачет, прыгает; волк – бежит, мчится, рыщет и т.д.. Предлагали придумать концовку сказки с: «Чтобы лиса не съела Колобка», или «Закончи сказку по-другому».

Также на сказочном материале упражняли детей в определении места звука в слове. Взяв из сказки предложение, просим назвать все слова со звуком [Ч]: — Сидит зайка на пенечке и плачет.

Для детей мы показывали настольный театр по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Кто сказал мяу?», театр на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух», «Жихарка», «Кошкин дом», «Лиса и журавль», «Репка», «Теремок», «Дюймовочка», «Три поросёнка».

С целью развития речи детей в своей работе мы использовали чистоговорки, скороговорки, загадки.

Были проведены дидактические игры: «Угадай какой звук», «Определи, какой звук в начале, в середине и в конце», «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Закончи предложение» и другие. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «з», «с», «ж», а также скороговорки на мягкие звуки «л», «д», «т».

В ходе таких упражнений совершенствовалась речь детей, развивался фонематический слух у ребёнка, дети научились подбирать слова с определенными звуками.

В процессе работы мы активно использовали загадки. На прогулке, когда дети наблюдали за птицами, деревьями или сезонными явлениями, мы предлагали им соответствующую загадку: «Бел да не сахар, ног нет, а идёт» (снег), «Кричит «крак», всем червякам враг» (ворона), «Стоят в лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички» (ромашки). Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире проводились игры «Кто и что это», «Я загадаю, а ты угадай». Использовали загадки «Подскажи словечко». «Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это? (ЛЯГУШКА)

В работе по обогащению и развитию речи также использовали пословицы и поговорки. С их помощью дети учатся четкому, звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. На закрепление и лучшее усвоение с детьми проводили игры: «Я начну, а ты закончи», «Соедини начало и конец», «Нарисуй картинку к пословице, поговорке».

В разговорной речи дети стали часто использовать такие пословицы и поговорки: «Сделал дело, гуляй смело», «Больше рук, легче труд», «Когда я ем, я глух и нем», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Ученье свет, не ученье тьма».

При планировании занятий мы учитывали уровень усвоения детьми жанров русского народного творчества: дети называли сказки по опорным картинкам, называли кто больше – окончаний сказок; произносили в быстром темпе скороговорки; соединяли начало и конец пословиц. И все эти задания чередовали элементами логоритмики, которые также носили фольклорный характер: динамическое упражнение «Колобок», пальчиковая гимнастика «Репка», пение русских народных попевок.

В своей деятельности по развитию связной речи детей мы использовали фразеологизмы, так как они являются одной из самых увлекательных сфер языка. Использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста способствует: формированию интереса к родному языку; развитию понимания значения слов; активизации детской лексики.

Работа по использованию фразеологической лексики осуществлялась нами поэтапно (использовали педагогический опыт И.Макеевой):

  1. Знакомство детей с фразеологическим оборотом – толкование (что это обозначает: «Рукой подать» — близко; «За семью замками» — большой секрет; «За нос водить» — обманывать).
  2. Использование наглядного материала: картинка, задание к ней: к кому или к чему может относиться данное высказывание.
  3. Активизация в речи: предлагаем вспомнить ситуацию из жизни или какого-то человека, к которому подходит фразеологический оборот, — вхождение в жизненный опыт ребёнка.
  4. – К какому герою сказки подходит данное выражение «Кожа да кости» (худой) – дети без труда называют Кощея; «Душа в пятки ушла» (испугался) – у зайца; «У кого душа нараспашку» (прямодушный, прямолинейный) – у Колобка.

В конце каждого месяца в группе организовывались выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.

Было проведено родительское собрание на тему: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей», с показом драматизации сказки «Заюшкина избушка». С родителями мы проводили беседы, консультации на тему: «Использование средств народной педагогики в развитии речи детей», «Малые фольклорные формы как одно из условий развития речи». Совместно оформили альбомы по устному народному творчеству: «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Скороговорки».

Таким образом, комплексные коррекционно-развивающие мероприятия с использованием средств народной педагогики будут способствовать развитию речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  1. Бобурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольника.-М., 2005- 292 с.
  2. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Чиркиной Г.В. – М.,2002. – 240с.

источник

Автор: Березина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «Д/с № 9 о.в.» г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Речевое развитие обучающихся младшего дошкольного возраста средствами региональной народной педагогики
Дата публикации: 19.02.2019
Раздел: дошкольное образование

Речевое развитие обучающихся младшего дошкольного возраста

средствами региональной народной педагогики

Методические рекомендации для воспитателей детей младшего дошкольного возраста

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» города Магнитогорска

средств народной педагогики, их воспитательных возможностей и методических рекомендаций по

участниками образовательных отношений.

Материал отражает познавательные сведения о специфике

игрового и речевого фольклора.

специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них – Уральский

– географическое положение (в частности, близость государственной границы) и природные

условия, что позволяет рассматривать Южный Урал как единый этнокультурный регион;

– процессы поликультурного взаимодействия и взаимного влияния территории Оренбургской,

Челябинской областей и Республики Башкортостан;

– единая среда обитания 120 национальностей и 13 этнических групп (русские – 82,3 %,

татары – 5,7 %, башкиры – 4,6 %, украинцы – 2,1 %, казахи – 1,0 %, нагайбаки – 0,3 % и другие

национальности (немцы, белорусы, мордва, чуваши и др.), объединенных в единую социальную

– уникальность этноконтактной зоны на стыке Европы и Азии, что определяет специфику

толерантных межэтнических отношений;

– стремление народов к сохранению и развитию национальной самобытности, возрождению

– процесс глобализации, усиливающий ориентацию народов, проживающих в Уральском

федеральном округе, на мировые и национальные ценности культуры;

– миграция в регион населения (казахи, таджики, армяне, китайцы и др.) из стран ближайшего

специфические ценности иных культур.

Обозначенные социокультурные процессы в Уральском Федеральном округе актуализируют

жизни человека, приобретения этнокультурного и толерантного опыта жизнедеятельности; активного

познания окружающего мира и интереса к представителям других культур; формирования целостной

картины мира; становления духовно-нравственных основ личности.

Целевые ориентиры образовательной области «Речевое развитие»

— ребенок обладает начальными сведениями о фольклорных произведениях разных жанров

народов Южного Урала (башкирский, татарский, русский);

— ребенок знаком с творчеством писателей и поэтов Южного Урала;

ребенок способен осознать нравственный смысл и эстетическую ценность фольклорных

— ребенок способен к сопереживанию героям фольклорных произведений;

— ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам с использованием эмоционально-образной,

объяснительно-выразительной речи; умеет вести диалог по поводу культуры, искусства, истории,

природы родного края; связно и образно рассказывать об увиденном, выражать свое отношение к

Содержание образовательной деятельности по речевому развитию с детей младшего

дошкольного возраста средствами региональной народной педагогики

овладение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие

творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с

книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской

Фольклор отражает устное народное творчество, национальный менталитет и культурно-

исторические традиции. Идеи народной педагогики находят отражение в разных жанрах фольклора.

К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные и большие фольклорные жанровые

формы: потешки, частушки, пословицы, поговорки, дразнилки, прибаутки, небылицы, докучные

сказки, небылицы-перевертыши, сказки, легенды и т.д. Приобщение детей к устному народному

творчеству начинается в раннем возрасте и осуществляется на протяжении всего дошкольного

возраста. Виды фольклорных произведений, с которыми знакомят детей и задачи работы отличаются

на разных возрастных этапах, имеют свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте в воспитании детей преобладают пестушки, заклички,

оптимистического мироощущения», традиции «доброжелательного, активизирующего отношения к

ребенку как объекту и субъекту совместной жизни», «связи с природой», идеи «самостроительства

личности ребенка», «приоритета семейного воспитания».

В процессе воспитания детей на идеях народной педагогики средствами фольклора решается

комплекс задач нравственного, эмоционального, познавательно-речевого развития:

Приобщать детей к народным традициям.

Воспитывать интерес к народному слову, к образам произведений фольклора.

Развивать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.

Формировать понимание основного содержания фольклорных произведений.

происхождение, форма) разных жанров фольклора.

Формировать умения выделять выразительные средства фольклорных произведений

(сравнения, эпитеты, олицетворения).

Развивать исполнительские умения детей на материале фольклорных произведений.

Воспитывать умения использовать фольклорные произведения в повседневной жизни в

Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

Ознакомление с фольклором осуществляется в повседневной жизни в режимных процессах

(одевание, умывание, укладывание спать); в процессе образовательной деятельности (занятия; чтение

театрализованные, хороводные и подвижные игры).

происхождении, назначении разных форм фольклора, использование музыкальных произведений и

позволяющие обеспечить активную позицию ребенка, его соучастие в исполнении произведения

(воспроизведение диалога, выполнение действий и др.), активное сотворчество ребенка, особенно в

исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей (считалки, дразнилки).

образовательной деятельности, как с детьми, так и при организации взаимодействия с родителями.

особенностями содержания и формы (помощники мамушек – кот и гуленьки, ласковые обращения к

детям). Поощряется участие детей в исполнении колыбельных на занятиях и в игровых ситуациях.

Проводятся инсценировки с игрушками по сюжетам литературных произведений («Сказка о глупом

мышонке» С. Маршака); дидактические игры с куклой («Уложим куклу Машу спать»). Сохраняется

значение колыбельных в режимных процессах.

Колыбельные песни или байки – относятся к произведениям, созданным взрослыми для

детей. Назначение колыбельных песен – убаюкать, усыпить ребенка, определяет не только ритмику,

но и систему образов (образы близких ребенку взрослых, фантастические образы Сна и Дремы).

Знакомство с колыбельными начинается с раннего возраста. В работе с детьми раннего возраста

педагог широко использует колыбельные песни при укладывании детей спать, а также в игровых

ситуациях. Исполнение должно отвечать народным традициям. Термин «колыбельная» произносится,

но его запоминание детьми не требуется.

Задачи ознакомления с колыбельными во второй младшей группе:

Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями.

Дать детям некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельных песен

(пели у колыбели, когда укладывали детей спать, поэтому песни называются «колыбельными», они

выражают заботу о детях: будут крепко спать – вырастут сильными и здоровыми).

Познакомить с некоторыми фольклорными образами (Гули-Гуленьки, Сон и Дрема).

Обратить внимание на характер исполнения (нежно, ласково). Мамы любят своих

детей, обращаются к ним с ласковыми именами (Ванюшенька, Андрюшенька).

источник

Дата публикации: 13.10.2015 2015-10-13

Статья просмотрена: 404 раза

Федаева Т. И., Балыкова К. А. Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/archive/100/22518/ (дата обращения: 13.11.2019).

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка становления и развития речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Гарантия успешного обучения будет выше, если речь ребенка будет развита. Ребенок усваивает родной язык прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих.

Читайте также:  Если волосы секутся что делать но не народными средствами

Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа.

Термин «народная педагогика» в научный обиход ввел К. Д. Ушинский еще в прошлом столетии, подтверждая, что воспитание такое же древнее, как и сам народ. Он считал, что педагогика, созданная народом и основанная на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа [3, с. 51].

Одной из форм использования народной педагогики в современных условиях является обучение на родном языке, который по праву считается самым первым, самым главным, самым сильным непревзойденным представителем народного воспитания. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро. Обучение, как и умственное воспитание личности, без языка немыслимо.

В решении задач речевого развития неоценимую помощь может оказать фольклор или произведения народного творчества, в которых народный опыт уже отобрал самые естественные и необходимые формы развития речи. С произведениями устного народного творчества хорошо знакомы и взрослые, и дети; они сопровождают нас на протяжении всей жизни.

Фольклор для детей рассматривается как обособленная область народного творчества. Это сумма определенных методических приемов, облеченная в художественную форму. В фольклоре учтено все: психология детей, основные законы детской логики и восприятия, а также законы речевого развития ребенка; в фольклоре, как и в природе, все развивается от простого к сложному.

Обратимся к некоторым жанрам фольклора.

Красота и богатство родного слова, прежде всего, раскрывается перед детьми в народных сказках.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [1, с.141].

Народной сказке, по возможности не прочитанной, а образно и художественно рассказанной, важное место уделяла Е. И. Тихеева. Она отмечала влияние сказок на культуру речи детей: «Присущая сказке необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор культуры речи детей». Из изобилия материала народного творчества Е. И. Тихеева отбирала более доступное для детей, особенно если образы живого слова при этом были связаны с личными воспоминаниями и переживаниями детей, их опытом [3, с. 52].

Доступные и увлекательные по содержанию народные сказки развивают речь ребенка, пришедшего в дошкольное учреждение с небольшим запасом слов и неустойчивым вниманием. С их помощью дети учатся логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Они входят в мир сказок и сопереживают вместе с их положительными героями. Воображая себя на месте героя, они думают о собственном поведении, своих поступках.

Одним из качеств народных сказок является выразительность их языка. Показатели выразительности на лексическом уровне – это сравнения, метафоры, постоянные эпитеты общефольклорного характера, характеризующие нравственные качества персонажей сказок, их поступки, внешность, дающие оценку поведения. Средства художественной выразительности сказки способствуют более действенному вовлечению ребенка в развитие сюжета, более активному сопереживанию. Старшие дошкольники совместно с воспитателями составляют «Альбом рисунков по мотивам народных сказок». Дети могут назвать и пересказать знакомую сказку воспитателю, друг другу, родителям; сочинить сказки на новый лад: «Приключения колобка»; «Теремок». А затем проиллюстрировать эти сказки. Ребята с удовольствием принимают участие в этом занимательном творческом процессе.

Не менее ярким жанром фольклора являются загадки. Они содействуют пробуждению у ребенка любознательности, развитию памяти, учет анализировать, систематизировать свои знания, обобщать, использовать накопленный опыт. Благодаря своему познавательному содержанию, загадки весьма популярны в детской среде и поддерживают живой интерес к живому слову. Нередко, разгадывая загадки, дети по аналогии с ними придумывают новые. Лаконичность языка загадок, образность, занимательный характер содержания, богатый словарный запас, рифмы и ритмы – все это вызывает интерес и стремление у дошкольников к изучению красоты поэтического слова.

Загадке присуща метафора – перенос признака одного предмета на другой на основе их сходства (например, «Бежит конь вороной, много тащит за собой» – паровоз). Переход от образного сравнения к метафоре происходит посредством творческого синтеза, в результате которого сравнение сокращается на один из элементов, что делает загадку лаконичной. Дошкольники знакомятся с тремя элементами сравнения (то, что сравнивается; то, с чем сравнивается; то, на основе чего сравнивается) и на основе этих знаний пытаются создать собственные сравнения в речевых высказываниях [4, с. 161].

При отгадывании загадок необходимо ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна.В совместной деятельности с детьми можно создать альбом любимых загадок.

В полной мере особенности русского фольклора проявляются в его малых жанрах – пословицах и поговорках.

К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.

Поговорка – это образный, выразительный по своей форме элемент суждения. Чаще всего это «метафора»: «душа в пятки ушла», «мастер на все руки». Не реже это сравнение: «как гром среди ясного неба», «мчится как угорелый». Подчас поговорка звучит как гипербола: «проще пареной репы», «в трех соснах заблудился». Есть среди поговорок большое количество словосочетаний, которые называются идиомами: «зубы на полку», «кровь с молоком».

Главное предназначение всех этих изречений – придавать разговорной речи красочность, эмоциональную выразительность, образность.

К поговоркам близки пословицы. Пословицу от поговорки отличают логическая законченность суждения и наличие обобщающего поучительного смысла.

В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления («вещий сон не обманет»); особенности крепостной жизни («вот тебе, бабушка, и юрьев день»); события вражеских нашествий и войн («пусто, словно Мамай прошел»); храбрость, мужество и героизм народа («смелость города берет», «волков бояться, так и в лес не ходить»). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд («без дела только небо коптить», «труд кормит, а лень портит»), выражается чувство глубокого достоинства человека («гол, да не вор», «денег ни гроша, да слава хороша», «беден, да честен»).

Свойство народных пословиц – сжато и понятно выражать мысль – достигается особой структурой и художественным оформлением. Звуковое, ритмическое, интонационное мастерство пословиц, соединяясь и мимикой и жестом, театральностью, свойственным исполняющему ее, способно повлиять на чувственно-эмоциональную сферу человека, что немаловажно и в нравственном воспитании [2, с. 253].

Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Из множества русских пословиц и поговорок мы выбрали те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учатся понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Приведем пример такой ситуации. Дети играют, а один мальчика скучает и постоянно спрашивает, когда за ним придет мама. Я говорю: – «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и попросила его собрать игрушки в коробку. Ребенок охотно приступил к делу. А после того, как работа была закончена, похвалила и спросила, почему так говориться. Таким образом, дети понимают смысл пословиц и результат своего труда.

Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Большой раздел устного народного творчества русского народа составляет народный календарь. Полезно с детьми организовать календарно-обрядовые праздники («Праздник Осени», «Рождество», «Масленица»), а также литературные развлечения (игру-викторину, литературный КВН, игру-соревнование, игру-путешествие). Данная непосредственно образовательная деятельность позволит использовать произведения фольклора различных жанров, сочетание различных видов деятельности.

Отсюда вывод, что все перечисленные жанры фольклора могут послужить богатым языковым материалом при формировании культуры речи детей дошкольного возраста.

  1. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
  2. Набок, И. Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Л. Набок. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  3. Рябова, И. Г. Народная педагогика и формирование толерантности в деятельности известных просветителей / И. Г. Рябова, А. П. Орлова // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 2. – С. 50–56.
  4. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика: учебник и практикум: учеб. для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. – М.: Юрайт, 2014. – 333 с.

источник

Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев , А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.)

Считается, что при задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Качественно они практически не отличаются от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.

Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. В связи с этим, обоснованно использование в содержании коррекционно-логопедической работы фольклорных текстов, характеризующихся антропоцентризмом, ярко выраженной продуктивностью, диалогической и когнитивной направленностью. Содержание и специфика малых фольклорных форм рассматриваются в работах В.П. Аникина, О.В. Бережнова, Б.Н. Путилова, А.П. Илькова и др.

Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Народный фольклор называют также народной дидактикой. Они настолько разнообразны и выразительны, что позволяет психологу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ЗРР. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.

Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.

A.M. Леушина установила взаимосвязь между конкретным образом и степенью его эмоциональной близости ребенку. Все словесные представления осмысливаются ребенком только через его чувственный опыт и переводятся им в зрительно-наглядные образы. Смысловая и структурная стороны речи младшего дошкольника определяются доминирующей ролью того наглядного образа, который возникает в сознании ребенка. Аффективная основа в структуре образа является доминирующей.

В конце третьего года дети начинают понимать юмор. Чаще всего смешным для них бывает то, что выходит за рамки обычных представлений. Но при этом нужны объяснения взрослого, чтобы ребенок правильно понял то, что видит. Благодаря наличию известного круга представлений, способности обобщения, дети после 2 лет 6 месяцев могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится более или менее точное содержание отгадки. Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина/

Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи — доказательства и речи — описания. Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь — доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь — доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Читайте также:  Воспалилась косточка на большом пальце ноги что делать народные средства

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Ю.Г. Илларионова рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами. К тому же, как отмечает Е.В. Жулина, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, «определенность, ясность, пластичность» художественной речи — это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Колыбельные песни, по мнению народа — спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем, это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

С.С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки [7, с.45]. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра — забава «Ладушки — хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр — забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям. Ведь ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений, он выбирает наиболее удачное слово для точного и яркого выражения своей мысли.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки, — все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Малые фольклорные формы можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно к самостоятельной словесной деятельности. Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста, обогащают словарь. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка. Именно поэтому актуально изучение особенностей задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Одним из средств, способствующих развитию речи детей является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки, — все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Малые фольклорные формы можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно к самостоятельной словесной деятельности. Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста, обогащают словарь. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

источник

Воспитание — это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека. Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств и подходов этнопедагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Предмет этнопедагогики

Этнопедагогику можно в общем представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Народная педагогика — не наука, но предмет науки этнопедагогики. В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем педагогическая наука не вытеснила из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее она важнее всего для педагогов, особенно — для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания. Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Читайте также:  Повышена кислотность в желудке что делать народные средства

Общность педагогических культур объясняется многими факторами:

а) общностью исторических условий развития разных народов;

б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной. Этнопедагогический обзор народов России дает уникальную информацию о великой стране, объединяющей более ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями.

Итак, этнопедагогика изучает:

1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Внутри каждой из названных тем — большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе — и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.

О характере народного воспитания интересное наблюдение сделано Антоном Семеновичем Макаренко. По его мнению, оно осуществляется «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях. Это положение Макаренко подтверждается народной педагогикой, в которой все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей. Педагогические явления просматриваются во всех сферах народной жизни, например, на свадьбе, на молодежных праздниках и даже на поминках, но более всего, конечно, в трудовой деятельности. Педагогика труда — величайшая из педагогик.

Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа. Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародно и может быть охарактеризовано как антивоспитание, ибо оно развращает человеческую личность.

Средства народной педагогики

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица — не старина, не прошлое, а живой голос народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др. Наиболее распространенная форма пословиц — наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д.

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл — это жизнь человека от рождения до смерти.

Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать. Подобные народные поэтические произведения интересны тем, что демонстрируют всеобщую любовь к детям. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Колыбельная песня складывалась веками, в ней — самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Колыбельная песнь — величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок — еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

ОТРОЧЕСТВО — период детства, наименее богатый песнями. Младшие подростки поют песни раннего детства, старшие подростки — песни юности. Особенно же увлекаются мальчики богатырскими песнями — песнями воинов, повстанцев, разбойников. Девочек интересуют более всего посиделочные и хороводные песни.

Тем не менее и у подростков есть своя поэзия. Это — жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки в многочисленных разновидностях. В считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, художественная функция их — именно в своеобразной игре словом и ритмом, для которых характерна бойкость и красочность. При исполнении считалок дети оформляют их какой-либо простейшей мелодией, а порою просто используют мелодию той или иной известной детской песни. Представляют интерес и дразнилки, более всего распространенные среди младших подростков. В детской среде существовали своеобразные словесные игры, рассчитанные на несообразительных и излишне доверчивых сверстников. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням. Однако это не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство.

ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Самый богатый репертуар — у юношества. Девушки всех народов поют лучшие песни народа, и сами являются их создателями. В лирических песнях девушек — их автобиография, раздумья и мечты, их благодарность матери, отцу, односельчанам. Изумительными творениями поэтического гения народа являются свадебные плачи невесты. Еще более многообразны по жанру песни взрослых мужчин и женщин, песни родителей. Эти песни тесно связаны с жизнью народа. Среди них преобладают обрядовые, ритуальные. Еще больше песен о труде и борьбе, песен социального протеста. Они прямо не ставят проблем воспитания, но воспитывают мелодией, мыслью, чувствами, примером воспеваемых героев, событиями из народной жизни. Есть песни-гимны, призывающие молодежь к верности заветам предков, они выражают идеалы, в них — живая душа народа, поэтому воспитательное значение этих песен огромно, они несут большую идейную и педагогическую нагрузку, их особенно ценили народные педагоги.

КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСНИ

Песня — сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен — эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они — одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

И сами слова песен, и условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.

Велика образовательная роль сказок. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ — народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке — не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом — источник педагогической эффективности сказок.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК

В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги — источник мудрости. В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания.

В сказках естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Народная сказка способствует формированию нравственных ценностей, идеала. Идеал для ребенка — далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты. Конечно, это непросто, но в том-то и мастерство педагога, чтобы попытаться понять каждого воспитанника.

источник