Меню Рубрики

Развитие речи средствами народной сказки

Роль сказки в речевом развитии дошкольника

Русская народная сказка как средство речевого развития дошкольника

МБДОУ Детский сад №52 «Маячок» г. Тамбова

Дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.

Наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно закладывает у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Автор О.С. Ушакова предлагает определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой: 1. Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций. (Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего). 2. Показ настольного кукольного театра с одновременным рассказыванием. 3. Игра-инсценировка по сказке. (Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи). 4. Игра-драматизация по мотивам сказки.

Для усиления эмоционального воздействия, лучше сказки рассказывать, а не читать так же это способствует лучшему понимания основного смысла сказки.

Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Использование народных сказок в работе с дошкольниками позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения.

3. Развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку.

4. Развитие представления об окружающем мире.

5. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.

6. Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Для развития речи следует применять следующие приемы и методы:

  1. Учить задавать вопросы так как, умение разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников (шуточные вопросы к героям сказки).
  2. Развивать способность к конструированию слов словосочетаний и предложений. Для этого вместе с детьми нужно:

— придумать несколько однокоренных слов (дом — домик, домовой);

— срифмовать два слова (кузнец — удалец);

— составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку» — «Колобок» — «Колобок катится» — «Колобок катится по дорожке» и т.д.

3. Прибегать к придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. («Рукавичка» -«Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери» и т.д.

Важным является воспитание чуткости к слову, посредством применения следующих приемов в работе со сказками: найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; сочинить длинное и в то же самое время смешное слов; разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значения.

Таким образом, русская народная сказка, является эффективным средством воздействия на развитие основных компонентов речи дошкольника. Добрые и поучительные, обязательно оставят у малыша впечатления и наполнят разнообразными чувствами и эмоциями, а речь дополнится красивыми словами и оборотами.

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу. Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей .

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д.

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д.

Для качественного улучшения речевого развития детей, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так, использование русских нар.

Знакомим детей с русскими народными сказками,формируем устойчивый интерес к устному народному творчеству,прививаем любовь к книге.

Интерес детей к сказкам общеизвестен. Испокон веков знакомство малышей со сказками начинается с одних и тех же почти канонических текстов, которые лучше всего приспособлены для детского восприят.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением. К.

источник

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – и об этом знают все! Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Русская народная сказка как средство развития образной речи у

детей старшего дошкольного возраста.

Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности и общения. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, увеличивается словарный запас, растает количество простых распространенных и сложных предложений .

На современном этапе развития образования ФГОС дошкольного образования особую значимость отдаёт речевому развитию детей, что отмечено в целевых ориентирах: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание образной стороны речи.

Методикой развития речи старших дошкольников занимались педагоги: Е.Н. Водовозова, Н.В. Гавриш, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина и др. В их работах можно прочесть об эффективности использования русской народной сказки для развития образной речи детей.

Сказку можно выбрать в качестве одного из основных средств развития речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.

Использование русской народной сказки в системе совместной образовательной деятельности со старшими дошкольниками будет способствовать развитию образности их речи при соблюдении ряда условий:

— отбора образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта;

— элементарного осознания детьми роли образных слов и выражений высказываний;

— активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.

  • изучить теоретические основы использования русской народной сказки в формировании образности речи детей старшего дошкольного возраста;
  • формировать знания о жанровых особенностях сказки, расширять литературный опыт детей ;
  • разработать и апробировать систему занятий с использованием русской народной сказки в развитии образности речи старшего дошкольного возраста;
  • воспитывать культуру общения;
  • способствовать становлению родителей как субъектов образовательной деятельности в вопросах речевого развития;
  • проследить динамику изменения уровня развития образной речи детей .

Работа по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки строится в три этапа: подготовительный, реализационный и итоговый.

На первом этапе проходит анализ литературы по теме, проводится диагностика речевого развития воспитанников (Ю,А.Афонькина, О.С.Ушакова). Организуется анкетирование родителей (законных представителей) по вопросам речевого воспитания в семье.

Создаётся благоприятная предметно-пространственная развивающая образовательная среда — в группе имеются необходимые условия для использования русской народной сказки в развитии образной речи детей. Оформлен книжный уголок, в котором среди прочих произведений представлены сборники русских народных сказок, отдельно имеются подборки иллюстраций к различным сказкам. Они эстетично оформлены и соответствуют возрасту детей. Оборудован уголок с костюмами для драматизаций, в которых имеется достаточное количество костюмов и атрибутов, доступных детям в любое время. Интересны детям настольные игры, направленные на активизацию опыта по сказке: «Узнай сказку», «Сказки на кубиках», «Лото», «Сказочное домино»; а также игры направленные на развитие связной речи: «Мои любимые сказки», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку».

Замечательны «Сказки на липучках», которые позволяют детям рассказывать уже знакомые сказки, дополнять их придуманными эпизодами, сочинять свои сказки, используя уже знакомых героев.

Педагог разрабатывает перспективный план и систему занятий по развитию образной речи старших дошкольников средствами русской народной сказки.

После проделанной работы переходим на второй этап: организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями.

На итоговом этапе следует провести повторную диагностику речевого развития воспитанников. Отметить – по каким критериям динамика выше.

Опираясь на исследования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш и можно выделить следующие критерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста:

— умение выделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы);

— умение сравнивать и подбирать эпитеты;

— умение подбирать синонимы;

— умение подбирать антонимы;

— использование средств художественной выразительности в собственной речи.

Развитию речи детей, её образности, а также творческих способностей детей, способствует ознакомление со сказками, их придумывание. Русская народная сказка является важнейшим источником развития выразительной детской речи.

  • повышение интереса детей к русскому народному творчеству;
  • развитие творческой активности;
  • развитие образной речи детей;
  • развитие связной речи;
  • воспитание интереса к сказке, языковому богатству русского языка.

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с ослабленным зрением являются сложным дефектом, в котором прослеживаются взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. Реч.

Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре.

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали.

В консультации раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы.

Аннотация Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

План работы по самообразованию:

«Русские народные сказки, как средство развития речи в старшей группе»

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.

Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,

Читайте также:  Как проглистовать кошку народными средствами

Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе.

Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.

Сроки выполнения и содержание работы на 2018-2019 учебный год

Сентябрь — май Определение цели, задач, подбор литературы.

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь НОД «Что такое сказка?»

Досуг «Путешествие в сказочную страну»

Октябрь Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку»

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Ноябрь Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

НОД «У страха глаза велики»

Декабрь НОД «Расскажи сказку по картинкам»

Изготовление масок для героев сказок

Январь Пополнение книжного уголка.

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка».

Беседа «Моя любимая сказка».

НОД «Мир сказок и приключений».

Драматизация отрывков из русской народной сказки «У страха глаза велики»

Февраль Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой из сказки»

Чтение и обсуждение сказки «Лиса и заяц»

Беседа «Где живут книги». Знакомство с профессией библиотекарь.

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

НОД — Лепка «Сестрица Аленушка».

Март Чтение и обсуждение сказки «Морозко»

Беседа «Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика».

НОД «Чтение русской народной сказки «Хвосты».

Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Апрель Конструирование «Книжек малышек»

Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят»

Презентация альбома «Досье читателя»

Конспект интегрированного занятия

НОД «Русская народная сказка «Хаврошечка».

Май Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди».

Выступление с драматизацией и кукольным театром по сказке «Гуси-Лебеди» перед воспитанниками детского сада.

Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья»

Перспективное планирование по работе с родителями.

Сроки выполнения и содержание работы на 2018-2019 учебный год

Сентябрь Анкетирование для родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка»

Октябрь Консультация для родителей «Мама, почитай мне сказку»

Ноябрь Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Декабрь Изготовление костюмов, атрибутов для театральной деятельности

Январь Анкетирование родителей «Сказки в нашем доме»

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Индивидуальные и групповые консультации «О пользе чтения»

Февраль Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Индивидуальные рекомендации «Рекомендации по выбору сказок для чтения»

Информационный стенд «Как превратить чтение в удовольствие».

Март Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»

Литературная гостиная «Читающая семья».

Памятки «Как и для чего, читать детям сказки»

Подготовка атрибутов к театральной постановке.

Апрель Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»

Создание детьми совместно с родителями альбома «Досье читателя».

Май Конкурс «Сочини сказку», акция «Подари детям книгу»

Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья».

Заключение. Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

источник

Автор: Галуза Ирина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №43 «Лесная сказка»
Населённый пункт: Тюменская обл, ХМАО, г.Сургут
Наименование материала: публикация
Тема: «Русские народные сказки, как средство развития речи в старшей группе»
Дата публикации: 20.05.2019
Раздел: дошкольное образование

Воспитателя МБОУ №43 «Лесная сказка» группы № 14 «Любознайки»

Русские народные сказки, как средство развития речи в

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и

компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших

Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию

прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения,

метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над

Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной,

выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение,

эмоциональную отзывчивость. Воспитательные: воспитывать любовь к художественной

Актуальность: речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая

ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций,

подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего

дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений

звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают,

как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь

языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в

народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и

эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных

произведений в целях формирования умения строить связное монологическое

высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-

выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры,

синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством

родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень

умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки

обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей,

поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как

богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная

простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же

речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи

Свою работу я строила на следующих основных принципах:

— на тщательном отборе материала (по возрасту);

— интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами

— использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой

Также была проведена работа с родителями.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е.

дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям

наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же

часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения

является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение

пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать,

Для закрепления знаний применяла методы, как дидактические игры на материале

знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один

начинает – другой продолжает”, “Собери и расскажи сказку” и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние

Приемы формирования восприятия сказки

Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность

достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение.

Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес

детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки,

наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с

рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные

образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное

чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов ( Из какой сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?)

Подготовила презентацию для детей «Угадай сказку», «Угадай героя», «Кто как кричит?».

Если после первого чтения сказка уже понята детьми ,я могу использовать ряд

дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки,

иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок

выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию

таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность,

Использовала словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или

выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить

фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение

объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие

произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и

способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в

Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя

целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная

(предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы акцентировала внимание детей на моральных качествах

героев, на мотивах их поступков.

Для того , чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный

Подбор и изучение методической литературы;

Составила перспективный план

Совместная работа с родителями.

В начале года было проведено анкетирование среди родителей « Русская народная сказка

в жизни вашего ребенка» и ознакомление с предметно-развивающей средой группы,

составлен план пополнения РСП .

По итогам анкетирования были выявлены следующие проблемы;

По данным опроса я составила план и разработала методы и приёмы по развитию речи

через народные сказки и потешки .

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-6 лет.

Информацию представляла в уголке для родителей в виде списков литературных

произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для

В уголке для родителей помещаем советы, памятки, консультации по поводу того, как

организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Как

превратить чтение в удовольствие», «Сказка в жизни ребенка», «Как и для чего читать

детям сказки?», «Рекомендации по выбору сказок для чтения»

сказку», «Народные сказки», «О пользе чтения», «Русская народная сказка, как средство

развития речи ребенка» и др.

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с

русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых

сохранились книги из детства, приносили их в группу, пополнили уголок ряженья

изготовленными своими руками масками к русским народным сказкам по нашему

Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Моя любимая

сказка», мастер класс по изготовлению настольного театра, совместное создание альбома

«Досье читателя» и акцию «Подари детям книгу», конструирование книжек- малышек.

Таким образом, всю работу по развитию связной речи и нравственных качеств у

дошкольников посредством сказки провожу совместно с родителями.

Сказка в системе нравственного воспитания

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя,

целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных

сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогли мне показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Сивка — бурка»);

• что «Сказка» не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай

старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок,

который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, совместный досуг, драматизации отрывков сказок учат дошкольников быть

дружными, трудолюбивыми; чтение сказок «Маша и медведь» предостерегает: в лес

одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся,

старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ

слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка», «Снегурочка»

— Дети научились отвечать полными и выразительными ответами по содержанию

прочитанной сказки и излагать свое отношение к прослушанному.

— Обогатился словарь детей и связная выразительная речь.

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль, излагают свое

отношение к персонажам сказки.

— Благодаря совместной работе, улучшился контакт между детьми и родителями.

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать

участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в

Ценность сказок заключается в их влиянии на развитие связной речи ребенка, развитию

его эмоциональности, интеллекта и подготовки условий для дальнейшего успешного

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило,

страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за

ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего

детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И

начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Таким образом, использование художественной литературы в процессе формирования

образности, выразительности речи , умственного и эмоционального развития ребенка

Читайте также:  Как вывести паразитов у кота народными средствами

На следующий год планирую и дальше работать по этой теме. Разработать перспективный

план на год с учётом возраста детей. Включить в план дальнейшее ознакомление детей с

народным фольклором. Разработать план по работе с родителями.

источник

Анастасия Вострухина
Конспект занятия «Развитие речи по средствам русской народной сказки»

Конспект на тему:

Развитие речи по средствам русской народной сказки”

«На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».

Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.

Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи.

Читать малышу можно начиная с первых месяцев жизни. Еще не понимая смысла слов и событий, маленький человек улавливает интонации голоса мамы и привыкает слушать. С возрастом ему становится интересно, почему произошло все так, а не иначе. Так формируется интерес к книге, который родители должны всячески поддерживать и поощрять. Сказочные герои, которые благодаря артистизму мамы или другого чтеца, обладают разными голосами, и малыш почувствует желание подражать им. Вот вам и готовое упражнение на развитие речи. Не пропускайте в сказках моменты появления героев-животных, голоса которых можно легко повторить. Это будет веселая игра, которая поможет развить у вашего малыша навык звукоподражания и улучшит работу артикуляционного аппарата, поможет подготовить его к произношению более сложных звуков.

Работа со сказкой для ребенка дошкольного возраста – это ответственный этап формирования позитивного отношения к миру, основы моральных норм и правил, развитие внимания, памяти, мышления. Младший дошкольник уже способен следить за сюжетной линией и делать выводы.

Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие малыша в целом и речи в частности. В раннем детстве дети учатся слушать голоса птиц и зверей, повторять их и запоминать названия. Чем ярче преподнести ребенку образ, тем скорее он его запомнит и захочет рассказать о нем окружающим.

В младшем дошкольном возрасте сказка учит дружить (Под грибом, Рукавичка, быть внимательными в окружающем мире (Волк и козлята, Колобок).

Чудесное влияние сказки на развитие речи ребенка и его внутренний мир трудно сравнить по значимости с чем-то еще. Добрые и поучительные, они обязательно оставят в душе малыша неизгладимый след, наполнят душу его разнообразными чувствами и эмоциями, а речь – красивыми словами и оборотами.

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.

Таким образом, приобщение ребёнка к русской народной сказке следует начинать с раннего детства. Опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.

Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» Возрастная группа: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое.

Конспект открытого занятия «Пересказ русской народной сказки «Репка» по развитию речи и КРО Конспект открытого занятия по развитию речи и КРО. Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием мнемотаблицы во второй младшей.

Конспект занятия для средней группы по развитию связной речи «Теремок». Пересказ русской народной сказки Конспект занятия для средней группы по развитию связной речи Тема: «Теремок» Пересказ русской народной сказки Цель: Развитие связной монологической.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» Тема: Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка». Цель: Развивать связную речь, память и внимание. Задачи: 1. Учить детей пересказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой группе «Инсценировка русской народной сказки «Колобок» Подготовительная работаЧтение детям сказки »Колобок»; показ иллюстраций. Оборудование: декорации к сказке: домик, деревья, стол, два стула,.

источник

Русские народные сказки являются эффективным средством для развития речи дошкольников.Сказки это педагогическое наследие,которое оставили нам предки.

Просмотр содержимого документа
«Русские народные сказки как средство развития речи старших дошкольников»

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки (дипломная работа)

Оксана Колесниченко
Развитие связной речи дошкольников посредством сказки (дипломная работа)

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Истринский профессиональный колледж

Развитие связной речи дошкольников по средствам сказки

Специальность: Дошкольное образование

Руководитель: Карасева В. П.

Глава I. Теоретические аспекты развития связной речи старших…. 8 дошкольников по средствам сказки.

1.1. Сказка и её роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста….8

1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста….11

1.3. Методы и формы работы по развитию связной речи у дошкольников старшего возраста…. …14

Глава II. Из опыта работы по развитию связной речи старших дошкольников…22

2.1. Изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников…. …22

2.2. Мониторинг развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…. …32

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач обучения детей – дошкольников родному языку – развитие связной речи.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка

В процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучению родному языку, развитию речи, речевому общению уделяется большое внимание. Работа состоит из решения ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний,контроля за этими знаниями. Ребенок может научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий доступным для понимания окружающими людьми. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

У ребенка дошкольного возраста (6-7 лет) речь может быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: ребенок не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

Но не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей. В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности, в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Необходимо вызвать у детей интерес к родному языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее развитию.

Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф. А. Сохиным, послужили исходным пунктом большой группы исследований, выполненных под его руководством в Институте дошкольного воспитания АПН СССР.

При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте Ф. А. Сохин выделил три основных направления:

1) структурное (формирование структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);

2) функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого общения);

3) когнитивное (познавательное формирование способности к элементарному осознанию языков и речевых явлений).

Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания речевых и языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития.

В исследованиях первого направления (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, А. Г. Тамбовцева, М. С. Лаврик, Г. И. Николайчук) было установлено, что наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

В исследованиях второго направления авторы (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрина, О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская, Т. М. Виноградова) стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Исследования третьего направления (Ф. А. Сохин, Г. П. Белякова, Г. А. Туманова) были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Следует подчеркнуть, что осознание звукового состава предложения подводит ребенка к порогу овладения грамотой и главное — закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой для успешного школьного обучения. Практическая проверка результатов исследований показала, что работа с детьми по предлагаемой методике приводит к положительным результатам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность и связность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов). В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Поэтому одним из средств эффективного развития речи детей мы можем назвать сказку. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Актуальность данной проблемы подвела к выбору темы исследования: «Русская народная сказка, как средство развития связной речи у старших дошкольников».

Цель изучения: выявить влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Объект изучения: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет изучения: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

— проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

— экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;

разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Методы исследования: наблюдения, беседы, объяснение, повторение, рассказ воспитателя и др.

Глава I. Теоретические аспекты развития связной речи старших дошкольников по средствам сказки.

1.1. Сказка и её роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи.

Сказка характеризуется как рассказ, т. е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т. к. имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада, которые не относятся к сказкам. Самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Читайте также:  Каким народным средством можно вывести паразитов из организма

Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров много работал над методикой собирания. Он выпустил несколько специальных работ, посвященных сказке как форме.

Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку.

Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Сказка имеет преимущественно эстетические функции, она – художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение.

Признак развлекательности находится в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки.

Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, — специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Есть, однако, один признак, хотя и намеченный, но недостаточно раскрытый Никифоровым и состоящий в том, что в действительность рассказанного не верят. Что сам народ понимает сказку как вымысел, видно не только из этимологии слова, но и из поговорки «Сказка – складка, песня — быль». [26; 28] .

Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения.

Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.

Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Она выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Эпоха романтизма создала промежуточную стадию между народной и литературной сказкой. Романтики видели в произведениях устного народного творчества свои эстетические образцы, источники современной литературы и основу ее национального характера.

Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров – романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки. [33] .

В. Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь». [26] .

Для того чтобы понять, что такое сказка, приведем несколько определений сказки, взятых из разных источников И. В. Вачковым. [6]: «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994) .

«Повествовательное, обычно народно — поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» (С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986) .

«Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил».(Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV) .

«Один из основных жанров устного народно — поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988) .

«Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел» (С. К. Нартова-Бочавер. Хрестоматия. Сказки народов мира. М., 1996) .

И это далеко не полный перечень определений сказки Л. С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком. [3].

В нашей стране изучением сказки занимался В. Я. Пропп. Проанализировав огромное количество сказок, он пришел к следующему выводу: сказки отличаются от других жанров однотипностью своего строения. Все сказки начинаются однотипно и также заканчиваются, но имеют самое разнообразное содержание. [26].

В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками. [6].

1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Каждый ребенок может научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. д.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

источник

Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Востребована сказка и как средство развития речи детей дошкольного возраста, поскольку ее можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать.

Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и пр), ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.

Звучит множество новых для ребенка слов. Но они преподносятся в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные речитативы и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3-летний малыш склонен повторять «В тридевятом царстве…», «опечалился добрый молодец», «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим, пассивно, — важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка
  • преподносит готовые художественные обороты и метафоры
  • показывает пример составления различных предложений
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами.

Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.

Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.

Дошкольник может включаться в перипетии сюжета неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй.

Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В одной сказке впечатлил характер героя, в другой – волшебное действо, из третьей запомнилось рифмованное заклинание. И вот уже детская фантазия выдает новый продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают пояснения их действиям.

Частично пересказать прослушанную сказку умеют даже 4-летние малыши. При этом они могут упустить значительную часть событий, но обязательно употребляют самые запомнившиеся словосочетания. Главные моменты также включают в свой пересказ, соблюдая логику событий.

Пересказывая сюжет, ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и учится выстраивать логически последовательные сообщения.

Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают сказку своими словами. Они испытывают непосредственное эмоциональное отношение к персонажам и описываемым событиям. Их понимание происходящего опирается на сопереживание героям. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.

В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская только те эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно. Для более связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы:

  • Куда направился главный герой?
  • Кто первым встретился на пути?
  • Какие волшебные предметы были у героя?
  • Что помогло победить?
  • О чем должен помнить герой?

Услышав вопрос-подсказку, ребенок тут же вспоминает детали. Но активному формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно подталкивать дошкольника к развернутому пояснению.

Сочинения являются эффективным методом, развивающим речь. Но сложным. Дети постарше не все справляются с подобными заданиями, что уж говорить о дошкольниках. Тем не менее «сочинять сказочки» можно и с маленькими детьми.

В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.

4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».

В сочинительстве малышей важен не завершенный сюжет, а непосредственный процесс придумывания истории и составление предложений со смыслом.

Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок. Придумывая свои сказочные истории, дети берут за основу те мотивы, которые им известны по знакомым сказкам. То они заколдовывают-расколдовывают, то придумывают задания, которые нужно выполнить за одну ночь, то наделяют волшебством отдельные предметы.

Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями. Например, можно предложить ребенку придумать главного героя и сочинить о нем сказку по основным элементам:

  • Герой нарушил запрет
  • Перед ним ставят задачу, чтобы исправить произошедшее
  • Отъезд героя
  • Волшебные находки
  • Испытания в пути
  • Преодоление злобного противника
  • Возвращение домой

Эти опорные элементы используются во многих сказках. Дошкольники по аналогии придумывают свои истории. Сходство с известными произведениями помогает автору больше направлять внимание на формулировки, на речевое выражение содержания.

Сказка может служить привычным форматом и для целенаправленных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

1)Например, интересно формировать волшебный поезд, который тронется в путь только при выполнении важного условия. А условие состоит в том, чтобы в каждый вагончик сел соответствующий пассажир. Соответствия могут быть разными:

  • Кто расскажет, в какие необыкновенные места он направляется
  • Если произнесет волшебные слова, чтобы двери вагона открылись
  • Кто назовет, какие подарки привезет своим друзьям из сказочной страны

2)Восприятию буквенно-звукового состава слова поможет расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.

Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.

источник