Меню Рубрики

Родительское собрание воспитание ребенка средствами народного творчества

Светлана Мосина
«Народное творчество в воспитании детей». Родительское собрание

Цель: расширение знаний родителей об особенностях народного творчества и специфики его использования в воспитании детей.

1. уточнить жанры фольклора;

2. помочь понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей;

3. вывить полученные знания о народном творчестве.

Оборудование: презентация «Народная педагогика в современном воспитании детей», игра-презентация «Знатоки педагогической премудрости», фишки- «матрешки», грамоты, книги загадок.

Мать забирает ребенка из детского сада.

Добрый вечер. Ванюша, собирайся домой.

Ребенок садится на стульчик, начинает одеваться.

Мать: — Ванюша, что ты сегодня ел?

Светлана Вячеславна, он хорошо сегодня кушал?

Да, все съел, не беспокойтесь.

Ребенок обращается к матери:

Мама, мы сегодня выучили новый стишок:

Хорошо, хватит болтать. Одевайся быстрее, нас папа в машине ждет.

Воспитатель обращается к матери.

Ольга Владимировна, я напоминаю Вам, что завтра состоится родительское собрание. Будет очень интересная тема «Народная педагогика в современном воспитании детей».

Не знаю, смогу ли я придти, мне некогда. До свидания.

Давайте задумаемся, уважаемые родители, что было не так в этой сценке. (Обсуждение ситуации.)

СЛАЙД 1. Я хочу заинтересовать Вас, уважаемые родители воспитанием детей средствами народной педагогики и тема нашего собрания — «Народная педагогика в семейном воспитании детей».

СЛАЙД 2. Мы, взрослые,часто недооцениваем развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка — многовековая народная мудрость.

У ребенка с помощью сказки можно воспитать:

Смелость и умение вести себя достойно в критических ситуациях;

Настойчивость и целеустремленность;

Обязательность — умение держать слово;

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Ведущей темой былин является поэтическое описание родной природы, осуждение предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга, восхваление героизма людей и прославление своей Родины.

СЛАЙД 4. Малые фольклорные формы.

В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности.

Загадки загадывают детям для развития сообразительности. В старину люди верили в магическую силу загадок. Постепенно загадки становились средством воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

СЛАЙД 5. НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенчества до зрелости. Пока дитя еще мало, все игры обращены индивидуально к нему: его забавляют, развлекают несложными играми.

Но вот ребенок научился ходить, бегать и характер игр резко изменяется – появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности и самостоятельность детей.

Народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, вызывают положительные эмоции и этим увлекают детей.

СЛАЙД 6. Народные ремесла.

Декоративно — прикладное искусство играет важную роль в воспитании у подрастающего поколения культуры, развивает фантазию и художественно – образное мышление, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и народном творчестве.

Издавна семья считается основным воспитателем ребенка, она несет ответственность за качество воспитания не только перед обществом, но и перед Богом.

Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер, никакая самая престижная и высокооплачиваемая работа родителей. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта необходимо перенимать нам, современному поколению и использовать в воспитании детей как в семье, так и в дошкольном учреждении.

А теперь предлагаю Вам поиграть. Вам будут предложены вопросы и к каждому из них будут даны четыре варианта ответов. Ваша задача- первым правильно ответить на вопрос, в этом случае Вы получите фишку-матрешку. Однако, будьте внимательны — некоторые вопросы содержат несколько правильных ответов, и фишку получит тот, кто назовет все ответы сразу.

Проводится игра «Знатоки педагогической премудрости». (СЛАЙД 1)

СЛАЙД 2. С помощью сказок можно воспитать:

СЛАЙД 3. Ведущими идеями былин являются:

1. Воспитание патриотизма

3. Прославление трусости и предательства

4. Приобщение к традициям своего народа

СЛАЙД 4. Закончите пословицу: Дитятко что тесто — как замесил, так и …

СЛАЙД 5. Педагогические свойства народных игр:

1. формируют чувство ответственности перед детским коллективом

2. забавляют, развлекают детей

3. укрепляют ребенка физически и развивают ум

4. влияют на воспитание характера и нравственных чувств

СЛАЙД 6. Народные ремесла:

1. укрепляют связь между поколениями и прививают уважение к труду народных умельцев

2. развивают мелкую моторику

3. формируют художественно-творческое мышление

4. приобщают к богатому наследию русской культуры

СЛАЙД 7. Перечислите, не повторяясь, качества, которые Вы хотите видеть в своем ребенке?

Для воспитания грамотной, умственно и физически развитой, творческой, культурной, активной, дружелюбной, нравственной, обладающей духовными ценностями, всесторонне развитой гармоничной личности необходимо …

Воспитывать ребенка в семье средствами народной педагогики.

А теперь подведем итоги игры. Прошу жюри подсчитать, кто набрал наибольшее количество фишек.

Жюри подводит итоги, победители награждаются грамотами.

Все участники собрания получают в подарок книгу загадок.

источник

Родительское собрание Тема: «Использование народного фольклора в воспитании детей»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Тема : «Использование народного фольклора в воспитании детей»

Цель : Повышение активности родителей к использованию народного фольклора в воспитании собственных детей.

1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.
2.Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.

Тема : «Использование народного фольклора в воспитании детей»

Цель : Повышение активности родителей к использованию народного фольклора в воспитании собственных детей.

1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.
2.Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.

1.Вступление (короткое выступление, настраивающее родителей на тему разговора).
2. Блиц-опрос : «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».
3. Раскрытие педагогического потенциала фольклора для детей .
4. Обмен опытом семейного воспитания «Мы играем в бабушкины игры»
5. Викторина: «Вспомни пословицу или поговорку».
6. Заключение.

1.Вступление.
— Уважаемые родители, тема нашего сегодняшнего собрания — «Использование народного фольклора в воспитании детей» выбрана не случайно. «Фольклор»- какое-то забытое или даже незнакомое слово. Что же это такое – фольклор? Фольклор – это устное народное творчество. Существует множество форм фольклорных произведений: это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей.

2. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».
(пестушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы.)

3. Вы знаете, что сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Все плохое, неподходящее для пересказчика в этих сказках, легендах отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т.е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны. И именно поэтому я взяла эту тему для сегодняшнего занятия. И еще по одной причине. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас – взрослых, совсем не предназначенное для детей, ведь они же здесь, у аппаратуры! Попросите ребенка что-нибудь спеть, и он споет что угодно, только не из детского репертуара. Дети наши знают много фольклорных произведений: и потешки, и сказки, мы знакомим их и с небылицами, и с прибаутками. Обидно, когда они выходят за порог детского сада и все забывают. А ведь фольклорные произведения – это кладовая знаний, это наше богатство. Оно помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является врожденным, ему обучаются. Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам, посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с грудными детьми. Кто не играл с ребенком в сороку?

— Сорока, сорока
Сорока-белобока
Кашку варила
Деток кормила
или
— Ладушки-ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку……..

Вот эти самые первые, простые народные произведения учат детей понимать хорошее и плохое:
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала
Ты воды не носил!
Дров не рубил!
Кашу не варил!
Тебе нет ничего.
Также потешки знакомят детей с явлениями природы:
Радуга-дуга,
Не давай дождя.
Давай солнышка – колоколнышка.
Дождик – дождик пуще!
Будет трава гуще!

Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков:
Петушо-о-ок, петушо-о-ок
Золото-о-ой гребешо-о-ок
Или:
Наши уточки с утра, кря-кря-кря
Наши гуси у пруда-а-а
Га – га- га! Га – га- га!
Наши курочки в окно-о-о
Ко-ко-ко, ко-ко-ко…
Через потешки мы можем познакомить детей с некоторыми музыкальными инструментами:
Ой-ду-ду-ду-ду-ду-ду! (дудочка)
Тили- бом! Тили- бом! (колокольчик)
Ай люли-люли-люли! (свирель)
Они знакомят с животными, их детенышами, учат детей звукоподражать им:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки-
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,…

Рано – рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру
А коровка в лад ему
Затянула му-му-му…

А небылицы – это юмор, доступный пониманию детей. Именно они, самые первые простые стишки учат детей понимать реальное соотношение вещей и явлений. Они подводят ребенка к тому, что бывает, а что не бывает, что так, а что здесь не так, вызывают смех у ребенка.

Так свинья на дубу гнездо свила…
Распустила поросят
Всех по маленьким сучкам
Поросята визжат,
Полетать они хотят.

Читая такую потешку – небылицу, вы объясните ребенку, что так не бывает, что это шутка. А постарше ребенок это сам увидит и обязательно улыбнется над такой шуткой.

Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры. Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир. Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» — без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения. А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я рву…», «Гуси – гуси, га-га-га….»

А какие народные игры устраиваете вы с детьми в своей семье?

4. «Мы играем в бабушкины игры».
(Обмен опытом семейного воспитания.)
Подрастут ваши дети, и сами будут выбирать водящего. Здесь им пригодятся считалки:
«Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада – полисада.
Кто яблоко возьмет,
Тот из круга вон пойдет.»
«Серый зайка сорвал травку,
Положил ее на лавку.
Кто травку возьмет.
Тот из круга вон пойдет.»

Считалки предупреждают возникновение в детском коллективе ссор, обид, организуют игру.
А как дети любят загадки! Они развивают в ребенке догадливость, сообразительность, умение сравнивать два не похожих друг на друга предмета: «черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает» — замок сравнивается с собачкой. Здесь голову надо сломать, чтобы отгадать. И ребенок ломает. Он хочет познать эту загадочную связь. Отгадка вносит порядок в путаницу, все становится на свои места: у замка и собачки есть обще, схожее – они не пускают домой, они могут быть одного цвета, но вот одно лает, а другое – нет. Попробуйте объяснить детям загадки, они помогут развитию логического мышления. Например, эту: «Сидит девица в темнице, а коса на улице…».
Пословицы и поговорки – это мораль, выработанная многими поколениями.
^ 5. Викторина: «Вспомни пословицу или поговорку»
(Родители читают знакомые пословицы и поговорки.)
— Не поклонясь до земли и грибка не поднимешь.
— Без труда не выловишь рыбку из пруда.
— Береги нос в большой мороз.
— Кончил дело – гуляй смело.
— Не спеши языком, торопись делом.

Малыш воспринимает пословицы и поговорки в прямом значении. Но уже сейчас в общении с ребенком мы можем их использовать как общепринятые поучения. Более общий переносный смысл их становится понятным детям с возрастом.
— Надоел как горькая редька – т.е. кто-то причиняет неудобства своим присутствием.
— Свалился как снег на голову – пришел неожиданно.
Дети иногда могут от вас услышать такие выражения, и хочется, чтобы они понимали их значение. Поэтому уже сейчас надо давать пояснения этим народным мудростям.

Колыбельные песни – байки. «Баять» — баюкать, говорить.
Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:
— Уж ты, котенька – коток,
Котя – серенький лобок
Приди , котя, ночевать,
Мою дитеньку качать…

Часто мать нашептывала своему малышу о том, что происходило вокруг:
— Баю-баю-баю-бай
Ты собачка не лай….
Мы с вами таких песен не поем своим детям (как показало анкетирование). Наверное, потому, что не знаем их, а если и знаем – не принимаем их воспитательное значение.

Сказки – педагогическая ценность их чрезвычайно велика. Сказки пронизаны чувством горячей любви к своей Родине, верой в справедливость, добро. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным детям – сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих (идет петух в сапогах, несет косу на плечах, кричит во все горло: «Пошла, лиса, вон!»). Этим (своей загадочностью, неправдоподобием) и привлекает к себе сказка ребенка. Сказки учат ребенка понимать где добро, где зло, где героизм, где трусость, где доброта, где жадность, т.е. они помогают ребенку уяснить нормы поведения. Первые сказки, с которыми мы знакомим детей «Репка», « Курочка — ряба», «Колобок», «Теремок». Казалось бы, что они привлекают ребенка только своей доступностью, простотой, которые содействуют запоминанию и пониманию. Но ведь они тоже богаты смысловым содержанием. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость – вот он и попался лисе.
В сказках о животных много действий, много движений, энергии того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается быстро: петух проглотил зернышко и курочка бежит его спасать. Сколько препятствий пришлось преодолеть курочке, чтобы петушок остался жив. В сказках о животных много юмора, много радости, но и печали. Они столь же ярки, как и детские эмоции. Плачет заяц у порога – его лиса прогнала. Петух выгнал лису – радости зайца нет конца. Ребенку становится тоже весело. В сказках о животных много песен:

Читайте также:  Как востоновить печень народными средствами

— Петушок, петушок – золотой гребешок…
— Вы детушки, вы козлятушки! Отопритеся, отворитеся…
Этим они и западают в память, душу ребенка. Став постарше, дети будут увлекаться волшебными сказками. Они привлекают детей своей необыкновенностью, чудесами: топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает, яблонька помогает Машеньке и ее брату спрятаться от гусей-лебедей, в небо поднимается ковер-самолет. Этот сказочный мир будит и развивает воображение детей, захватывает их. Дети радуются победам Ивана – царевича, чудесам Василисы Прекрасной. Эти сказки пронизаны верой в добро, осуждением лени, жадности. А для того, чтобы ребенок понял содержание сказки, ее смысл нужно правильно донести до ребенка. Здесь важна интонация речи. Ваш ребенок знает вас. Он улавливает малейшее изменение вашего голоса. И поэтому сказки, рассказанные вами, дойдут до самой глубины сердца вашего ребенка, как когда-то они доходили до нас от наших мам, бабушек. Вот почему нам так хотелось обратить внимание на устное народное творчество.

Заключение: Уважаемые родители! детский фольклор помогает нам в установке контакта с детьми, создает благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви.

источник

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста
материал на тему

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., — это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, играющий огромную роль в развитии речи детей. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем детстве, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидя то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами перед другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, художественные ценности произведения и правильной организации последующей деятельности, сказки могут оказывать огромное воздействие на ребенка, на его речь.

Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предлагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении сказанного, что является очень важным моментом в нравственно-эстетическом воспитании детей. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье, уважению труда человека. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, обогащают их словарный запас. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.

МАДОУ «Детский сад № 14 «Сказка» общеразвивающего вида»

Родительское собрание на тему:

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

для родителей детей дошкольного возраста

Воспитатель: Минекаева Нурсиня Ахметовна

Тема : «Значение устного народного творчество в жизни детей»

Цель: Привлечь родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения нравственно – патриотическому воспитанию детей.

Задачи : Познакомить родителей со значением устного народного творчество пословицами поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками.

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность собственных педагогических возможностях

Повышать общекультурный уровень родителей .

  • Подобрать для каждой семьи русские народные пословицы и поговорки;
  • Подготовить материалы для работы «Веселой мастерской»;
  • Оформить групповую комнату детскими рисунками на тему «Герои русских сказок»;
  • Организовать чаепитие;
  • Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

«Народное искусство в жизни вашей семьи»

Для подготовки и проведения родительского собрания нам необходимо знать Ваше мнение о теме предстоящего собрания.

  1. Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?
  2. Какие виды народного искусства вы знаете?
  3. Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки?
  4. Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?
  5. Какие русские народные промыслы вам знакомы?
  6. Поете ли вы ребенку колыбельные песни?

Спасибо за сотрудничество!

Родители приглашаются в группу, на доске обозначена тема собрания.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

1.Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., — это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, играющий огромную роль в развитии речи детей. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем детстве, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидя то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами перед другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые доступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, художественные ценности произведения и правильной организации последующей деятельности, сказки могут оказывать огромное воздействие на ребенка, на его речь.

Воспитатель предлагает родителям вспомнить названия народных сказок. Побеждает родитель, назвавший большее количество сказок.

Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной выражены практический опыт народа, его миропонимание всевозможные знания. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнообразными предметами, явлениями.

Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предлагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении сказанного, что является очень важным моментом в нравственно-эстетическом воспитании детей. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье, уважению труда человека. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, обогащают их словарный запас. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.

2.Воспитатель знакомит родителей с пословицами, понятными детям, которые легки при запоминании и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.

  • Птица сильна крылами, а человек друзьями.
  • Не мил свет, коли друга нет.
  • Крепкую дружбу топором не разрубишь.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Нету друга – так ищи, а нашел – так береги.
  • Дружба и братство – лучше богатства.
  • Мороз не велик, а стоять не велит.
  • Солнце пригреет, все поспеет.
  • Первый снежок не лежок.
  • Снег на полях – хлеб в закромах.
  • Зимою шубка не шутка.
  • Лето собирает, а зима поедает.
  • Вода на лугу, сено в стогу.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Без трудов нет и плодов.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Делу время – потехе час.
  • Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
  • Муравей не велик, а горы копает.

Современные дети, как показала практика, чаще всего проводят свое время в лучшем случае за телевизором, в худшем за компьютерными играми, и все реже за чтением книг. Мы предполагаем, что и наши дети тоже не часто слышать чтение родителей, не так часто рассматривают иллюстрации в книгах. Книга может служить инструментом общения родителей с детьми — развивать речь ребенка, усидчивость, умение думать, анализировать , обобщать и т.д.

Мы предлагаем использовать устное народное творчество для начала приобщения ребенка к книге.

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, считалки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — народ. Это творчество зачастую невелико по содержанию, что важно для наших детей.

Простые люди, которые сочиняли эти песенки, загадки, сказки не умели читать и писать, но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям.

Может быть, некоторые из приведенных здесь песенок и загадок вы вспомните, а потом расскажете и споете своим детям.

И скороговорки, и смешилки, и загадки в обиходе принято считать просто забавой. На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это так же незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Колыбельные песни. Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен. Колыбельные песни это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности убаюкать. Народ создал множество колыбельных песенок для эмоционального контакта с ребенком.

К фольклору также относятся заклички, приговорки, дразнилки, прибаутки, перевертыши, приметы, пословицы. Но особо хочется остановиться на скороговорках.

Не каждому из нас с первого раза без ошибки удается повторить скороговорку, но веселая словесная игра увлекает.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно — поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов.

Даже если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы, которые, кстати, помогут и в формировании чувства ритма.

Мамы и сами могут придумывать шутливые фразы, типа: «да-да-да — в огороде лебеда», «ду-ДУ-ДУ — растут яблоки в саду», «ша-ша-ша — принесли домой ерша».

Скороговорка помогает правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые фразы. Скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки.

Методика работы над скороговоркой На былинке пылинка, Пылинка на былинке.

  1. прохлопать ритм
  2. проговорить хором
  3. какие звуки выделяю голосом?
  4. в каких словах слышится «п», а в каких «б»?
  5. произнести скороговорку тихо, громко, грустно, весело

6. произнести низким голосом, а затем высоким.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

В капюшоне кукушонок смешон.

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Купила бабуся бусы Марусе.

Народные загадки — важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка — игра в узнавание. И нужно не просто узнать, а отгадать.

1. Всю ночь летает, мышей добывает.

А станет светло, спать ляжет в дупло.

2. В золотой тарелочке стоят черные домики, а улицы нет.

3. Жидко, а не вода, бело, а не снег.

4. Не украшение, а — серебряный. Не пастух, а стадо овец пасет.

5. Посреди поля лежит зеркало: Стекло голубое, рама зеленая.

Причины ошибок при отгадывании:

-Невнимательно слушали загадку или не дослушали до конца.

-Не запоминают полностью содержание загадки.-

-Используют при отгадывании не все признаки в загадке.

-Не имеют достаточно знаний о предмете.

-Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки.

Отдельно можно было бы говорить и о сказках. Со сказками знакомят детей очень рано. Художественные образы и язык сказки прост и понятен малышу. Посредством сказки легче всего рассказывать первые и самые важные принципы нравственности: что такое хорошо и что такое плохо. Всегда малыши настаивают на повторении одной и той же сказки, при этом не дают рассказчику отступить от текста ни на шаг.

Читайте также:  Народное средство от облысения помогает реально

Понятно, что не сыскать чего-то правильнее, чтобы организовать спокойное засыпание детей. Мама, рассказывающая сказку малышу на ночь, передает ему свою нежность и любовь, которые дети хорошо чувствуют.

Литературная викторина для родителей.

Вспомнить, какими словами оканчивается строчка, назвать сказку.

Жил на свете мальчик странный,

Но любил папаша сына, шалунишку.. .(Буратино).

И на мачеху стирала, и горох перебирала По ночам при свечке. А спала у печки. Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка).

Для него прогулка- праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник-
Медвежонок. (Винни-Пух).

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто — то

Кто, простившись с зеленой кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна лягушка).

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

За лопатою метла вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры так и сыплются с горы. (Федорино горе)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)

Вор пшеницу воровал, А Иван его поймал. Вор волшебным оказался, И Иван на нем катался. (Сивка-бурка)

Реченька, спаси меня! (Гуси-лебеди)

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Повезло лентяю? (По щучьему велению)

Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок)

Какие слова приговаривала девочка медведю? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок. »)

Из какой сказки эти слова? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой)

Из какой сказки эти строки? Ты прекрасна, спору нет. Но живет без всякой славы средьзеленые дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей. («Сказка о мертвой царевны и семи боготырей»)

Из какой сказки эти слова? «Иду на ногах, в красных сапогах, Несу косу на плечах. Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи».(3аюшкина избушка)

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.

Винтик, Шпунтик, Пончик (малыши из Солнечного города).

Колобок (хлебобулочное изделие).

4. «Кто здесь был, и что забыл?».

Каждой команде показывают вещи, нужно назвать произведение из которых они взяты, а также ответить кто является автором.

Телефон. ( «Телефон»К. Чуковский).

Мыло. Полотенце («Мойдодыр» К. Чуковский)

Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро)

Красная шапочка («Красная шапочка» Ш. Перро)

Горошина («Принцесса на горошине» Ш. Перро)

Пока звучит русская народная музыка воспитатель и дети переодеваются в народные костюмы.

Дети достают предметы и показывают родителям.

Из глины козлик в яблоках,

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

А вот поднос, сам всю дорогу нес.

Все изделия выставляются на общее обозрение.

Дорогие гости, сидеть без дела не годится.

Ваше старанье нам пригодится.

Родители вместе с детьми под фольклорную музыку раскрашивают дымковские игрушки, можно использовать плоские трафареты.

После завершения оформляется выставка работ.

В группу вбегает ребенок – скоморох, в руках у него леденцы на палочках.

Дайте на красоту посмотреть,

Воспитатель приглашает детей и родителей на чаепитие. В оформлении используются самовары, вязанки сушек, к чаю подаются ватрушки и блины.

4. Чаепитие «Самовар – барин да ватрушки – подружки».

5. Обмен мнениями, подведение итогов собрания.

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при подготовке по данной теме.

в отчете довольно кратко отражена работа по теме самообразования.

Речь в жизни человека — это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель.

В плане представлены мероприятия на год по данной теме.

Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и взначительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, кото.

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей&raquo.

источник

Цель: Формирование представлений о русском народном творчестве в детском саду.

Задачи:
— повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа;

— расширять знания родителей о русском народном творчестве;

— знакомить родителей с народными играми, обрядами, праздниками, привлечь к участию в них (пословицы, поговорки, загадки).

Выступление воспитателя «Это русская сторонка…»

Театральные постановки («Колбок», «Волк и семеро козлят»).

Культуру России невозможно представить себе без русского народного творчества, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании воспитания, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение современных детей. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки, пословицы и поговорки. Только в этом случае русское народное творчество — оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное творчество как часть искусства народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

Поэтому не стоит забывать праздники и обычаи нашего народа, его фольклор, народную мудрость, красоту живописи и богатство музыки. Испокон веков всё это бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Народное богатство прошло через победы и поражения, открытия и неудачи, надеясь на дальнейшую жизнь.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. В них заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового и семейного воспитания.

Загадки выполняют две основные функции: в первых, развивают догадливость, сообразительность, сметливость, а во вторых, открывают поэтическую сторону в предметах и явлениях.

Уважаемые родители мы предлагаем вам привести примеры из собственного опыта, как вы используете народный фольклор в воспитании детей. (Выступление родителей).

Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь — творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений.

Мы предлагаем «посватать» своего ребёнка, сказать о нём самые хорошие, добрые слова, характеризующие вашего малыша. Похвалить его.

Домашняя утварь, обычаи, обереги, традиции.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. В доме гости – на столе появлялись самые разнообразные лакомства, приготовленные хозяйкой. Всё лучшее и самое вкусное приготавливалось для гостей. Народная мудрость гласила, а во что гласила народная мудрость мы сейчас с вами узнаем. (Конверты с пословицами)

Что есть в печи – всё на стол мечи.

Умей в гости звать, умей и угощать.

Хоть худо живём, да тот же хлеб жуём.

Где щи да каша, там и место наше.

Русская печь, домашняя утварь, обычаи стола, будничные и праздничные блюда – всё это русский человек не забывал, где бы он ни находился.

Как вы думаете, зачем вешали на забор вверх дном старый горшок? (в поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. Чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.

Ложку клали на стол в разное время по-разному: то выемкой черпака вверх, то выемкой черпака вниз.А кто из вас знает,почему так клали ложку на стол? (Ложка, повёрнутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе.)

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался своими обрядами, песнями, хороводами, закличками, пословицами, поговорками. Часто такие праздники проводились в виде посиделок. А кто может сказать, что такое посиделки? (форма вечернего досуга характерная для славян).
А кто знает, что такое традиция? (Ответы родителей).

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения человеческих отношений.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о честности, мужестве. Игра всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций и обладала воспитательной силой.

Сейчас мы предлагаем вам поиграть в русскую народную игру. (Игра «Змейка»)

С первых дней жизни ребёнок оказывается во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на музыкально – поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок, былин. Давайте с вами вспомним русские народные сказки о их героям (Конверт с героями сказок: Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Емеля, Василиса, Баба-Яга, Кощей Бессмертный).

Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидят то плохое, с чем герои борятся. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.

Сейчас мы предлагаем вам посмотреть наши театральные постановки.

Уважаемые родители мы приглашаем Вас в наш мини-музей «Русская изба». (Просмотр экспонатов музея ДОУ)

(«Колбок», «Волк и семеро козлят»)

Спасибо вам, уважаемые родители, за участие в нашем собрании. Надеюсь, что сегодня в вас пробудилась любовь к Родине через знакомство с её славным прошлым. Передавайте эту любовь вашим детям. Пусть они постепенно познают красоту родной земли, всё сильнее и сильнее привязываются сердцем к ней. И пусть эта привязанность рождает в них самые добрые чувства.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема : «Использование народного фольклора в воспитании детей»

Цель : Повышение активности родителей к использованию народного фольклора в воспитании собственных детей.

1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.
2.Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.

1.Вступление (короткое выступление, настраивающее родителей на тему разговора).
2. Блиц-опрос : «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».
3. Раскрытие педагогического потенциала фольклора для детей .
4. Обмен опытом семейного воспитания «Мы играем в бабушкины игры»
5. Викторина: «Вспомни пословицу или поговорку».
6. Заключение.

1.Вступление.
— Уважаемые родители, тема нашего сегодняшнего собрания — «Использование народного фольклора в воспитании детей» выбрана не случайно. «Фольклор»- какое-то забытое или даже незнакомое слово. Что же это такое – фольклор? Фольклор – это устное народное творчество. Существует множество форм фольклорных произведений: это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей.

2. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».
(пестушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы.)

3. Вы знаете, что сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Все плохое, неподходящее для пересказчика в этих сказках, легендах отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т.е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны. И именно поэтому я взяла эту тему для сегодняшнего занятия. И еще по одной причине. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас – взрослых, совсем не предназначенное для детей, ведь они же здесь, у аппаратуры! Попросите ребенка что-нибудь спеть, и он споет что угодно, только не из детского репертуара. Дети наши знают много фольклорных произведений: и потешки, и сказки, мы знакомим их и с небылицами, и с прибаутками. Обидно, когда они выходят за порог детского сада и все забывают. А ведь фольклорные произведения – это кладовая знаний, это наше богатство. Оно помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является врожденным, ему обучаются. Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам, посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с грудными детьми. Кто не играл с ребенком в сороку?

— Сорока, сорока
Сорока-белобока
Кашку варила
Деток кормила
или
— Ладушки-ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку……..

Вот эти самые первые, простые народные произведения учат детей понимать хорошее и плохое:
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала
Ты воды не носил!
Дров не рубил!
Кашу не варил!
Тебе нет ничего.
Также потешки знакомят детей с явлениями природы:
Радуга-дуга,
Не давай дождя.
Давай солнышка – колоколнышка.
Дождик – дождик пуще!
Будет трава гуще!

Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков:
Петушо-о-ок, петушо-о-ок
Золото-о-ой гребешо-о-ок
Или:
Наши уточки с утра, кря-кря-кря
Наши гуси у пруда-а-а
Га – га- га! Га – га- га!
Наши курочки в окно-о-о
Ко-ко-ко, ко-ко-ко…
Через потешки мы можем познакомить детей с некоторыми музыкальными инструментами:
Ой-ду-ду-ду-ду-ду-ду! (дудочка)
Тили- бом! Тили- бом! (колокольчик)
Ай люли-люли-люли! (свирель)
Они знакомят с животными, их детенышами, учат детей звукоподражать им:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки-
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,…

Читайте также:  Народные средства для лечения суставов отзывы

Рано – рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру
А коровка в лад ему
Затянула му-му-му…

А небылицы – это юмор, доступный пониманию детей. Именно они, самые первые простые стишки учат детей понимать реальное соотношение вещей и явлений. Они подводят ребенка к тому, что бывает, а что не бывает, что так, а что здесь не так, вызывают смех у ребенка.

Так свинья на дубу гнездо свила…
Распустила поросят
Всех по маленьким сучкам
Поросята визжат,
Полетать они хотят.

Читая такую потешку – небылицу, вы объясните ребенку, что так не бывает, что это шутка. А постарше ребенок это сам увидит и обязательно улыбнется над такой шуткой.

Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры. Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир. Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» — без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения. А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я рву…», «Гуси – гуси, га-га-га….»

А какие народные игры устраиваете вы с детьми в своей семье?

4. «Мы играем в бабушкины игры».
(Обмен опытом семейного воспитания.)
Подрастут ваши дети, и сами будут выбирать водящего. Здесь им пригодятся считалки:
«Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада – полисада.
Кто яблоко возьмет,
Тот из круга вон пойдет.»
«Серый зайка сорвал травку,
Положил ее на лавку.
Кто травку возьмет.
Тот из круга вон пойдет.»

Считалки предупреждают возникновение в детском коллективе ссор, обид, организуют игру.
А как дети любят загадки! Они развивают в ребенке догадливость, сообразительность, умение сравнивать два не похожих друг на друга предмета: «черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает» — замок сравнивается с собачкой. Здесь голову надо сломать, чтобы отгадать. И ребенок ломает. Он хочет познать эту загадочную связь. Отгадка вносит порядок в путаницу, все становится на свои места: у замка и собачки есть обще, схожее – они не пускают домой, они могут быть одного цвета, но вот одно лает, а другое – нет. Попробуйте объяснить детям загадки, они помогут развитию логического мышления. Например, эту: «Сидит девица в темнице, а коса на улице…».
Пословицы и поговорки – это мораль, выработанная многими поколениями.
^ 5. Викторина: «Вспомни пословицу или поговорку»
(Родители читают знакомые пословицы и поговорки.)
— Не поклонясь до земли и грибка не поднимешь.
— Без труда не выловишь рыбку из пруда.
— Береги нос в большой мороз.
— Кончил дело – гуляй смело.
— Не спеши языком, торопись делом.

Малыш воспринимает пословицы и поговорки в прямом значении. Но уже сейчас в общении с ребенком мы можем их использовать как общепринятые поучения. Более общий переносный смысл их становится понятным детям с возрастом.
— Надоел как горькая редька – т.е. кто-то причиняет неудобства своим присутствием.
— Свалился как снег на голову – пришел неожиданно.
Дети иногда могут от вас услышать такие выражения, и хочется, чтобы они понимали их значение. Поэтому уже сейчас надо давать пояснения этим народным мудростям.

Колыбельные песни – байки. «Баять» — баюкать, говорить.
Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:
— Уж ты, котенька – коток,
Котя – серенький лобок
Приди , котя, ночевать,
Мою дитеньку качать…

Часто мать нашептывала своему малышу о том, что происходило вокруг:
— Баю-баю-баю-бай
Ты собачка не лай….
Мы с вами таких песен не поем своим детям (как показало анкетирование). Наверное, потому, что не знаем их, а если и знаем – не принимаем их воспитательное значение.

Сказки – педагогическая ценность их чрезвычайно велика. Сказки пронизаны чувством горячей любви к своей Родине, верой в справедливость, добро. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным детям – сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих (идет петух в сапогах, несет косу на плечах, кричит во все горло: «Пошла, лиса, вон!»). Этим (своей загадочностью, неправдоподобием) и привлекает к себе сказка ребенка. Сказки учат ребенка понимать где добро, где зло, где героизм, где трусость, где доброта, где жадность, т.е. они помогают ребенку уяснить нормы поведения. Первые сказки, с которыми мы знакомим детей «Репка», « Курочка — ряба», «Колобок», «Теремок». Казалось бы, что они привлекают ребенка только своей доступностью, простотой, которые содействуют запоминанию и пониманию. Но ведь они тоже богаты смысловым содержанием. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость – вот он и попался лисе.
В сказках о животных много действий, много движений, энергии того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается быстро: петух проглотил зернышко и курочка бежит его спасать. Сколько препятствий пришлось преодолеть курочке, чтобы петушок остался жив. В сказках о животных много юмора, много радости, но и печали. Они столь же ярки, как и детские эмоции. Плачет заяц у порога – его лиса прогнала. Петух выгнал лису – радости зайца нет конца. Ребенку становится тоже весело. В сказках о животных много песен:

— Петушок, петушок – золотой гребешок…
— Вы детушки, вы козлятушки! Отопритеся, отворитеся…
Этим они и западают в память, душу ребенка. Став постарше, дети будут увлекаться волшебными сказками. Они привлекают детей своей необыкновенностью, чудесами: топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает, яблонька помогает Машеньке и ее брату спрятаться от гусей-лебедей, в небо поднимается ковер-самолет. Этот сказочный мир будит и развивает воображение детей, захватывает их. Дети радуются победам Ивана – царевича, чудесам Василисы Прекрасной. Эти сказки пронизаны верой в добро, осуждением лени, жадности. А для того, чтобы ребенок понял содержание сказки, ее смысл нужно правильно донести до ребенка. Здесь важна интонация речи. Ваш ребенок знает вас. Он улавливает малейшее изменение вашего голоса. И поэтому сказки, рассказанные вами, дойдут до самой глубины сердца вашего ребенка, как когда-то они доходили до нас от наших мам, бабушек. Вот почему нам так хотелось обратить внимание на устное народное творчество.

Заключение: Уважаемые родители! детский фольклор помогает нам в установке контакта с детьми, создает благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви.

Анкета для родителей
«Фольклор в вашей семье»

Как вы считаете, нужно ли ребенка знакомить с устным народным творчеством?

Используете ли вы в общении со своим ребенком детские фольклорные произведения (потешки, поговорки, сказки, скороговорки, прибаутки, небылицы и т.д.)? Где? Когда?

источник

Форма: «Посиделки в «Веселой горнице».

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.

Ход: (звучит русская народная мелодия «Полянка»)

Поклонясь, отведать просим.

1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

2. Проходите, будьте как дома!

3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

4. Редкий гость никогда не в тягость!

5. Красному гостю — красное место!

6. Гостю – почет, хозяйке – честь!

7. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

8. удобно ли вам. Гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило!

(Гости садятся на стульчики, расставленные в форме круга).

Скучно жить без посиделок,

Хозяюшка: Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. И так, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество». Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители и педагоги высказывают свое мнение). Какие жанры устного народного творчества Вы знаете? (родителям предлагаю написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).

— Применяете ли Вы народный фольклор в работе с детьми дома?

— Если да, то, какие жанры? Когда и как?

— Что черпает ребенок в разные периоды детства из народного фольклора?

— Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору?

— В чем ценность фольклорных произведений для детей?

Входит бабушка – забавушка:

Домом жить – не лукошко шить!

Домом жить – не развеся уши ходить!

Домом жить – обо всем тужить!

Дом вести – не лапти плести!

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Одним одна за всех отвечает!

— Здравствуйте, люди добрые! (поклон)

В гости к вам пришла я бабушка – забавушка. Зашла на огонек думаю, посижу часок, людей послушаю, хоть слово сказать – не пяток подарить. Да чем богаты тому и радуемся. Я краем уха слышала, о чем у вас тут речь шла. Я вот что скажу: «Устное народное творчество с незапамятных времен бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребенка. Многие произведения народного творчества приспосабливались взрослыми или специально создавались для детей. Из многочисленных жанров народного творчества в детский фольклор вошли многие песни, сказки, а также загадки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки. Песня входит в жизнь ребенка с колыбели, а позднее игры и занятия, труд и отдых, сопровождаются песней. Ни одна игра детей не обходится без считалки. Загадки, поговорки, дразнилки, пословицы широко распространены в повседневном быту детей. Особой популярностью у детей пользуется сказка. В сказке, как в игре, все возможно. В народной сказке всегда побеждает правда, добро, а зло наказывается».

Бабушка – забавушка:

Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.

Хоровод «Ходит Ваня»

Бабушка – забавушка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.

Упражнение «Как помочь?»

Хозяюшка показывает родителям картинки с изображенными на них жизненными ситуациями и предлагает подобрать к ним малые фольклорные формы, и обосновать свой выбор.

Литературный конкурс:

  • «Узнай и назови» — на выставочном стенде выставлены иллюстрации потешек, небылиц, закличек. У каждой иллюстрации свой номер. Зачитываю отрывки, а родители поднимают карточку с номером, под которым находится данная потешка.
  • «Закончи пословицу»
  • Пантомима «Герой потешки» — есть игры, где требуется искусство артиста, умение на время превратиться в Зайца, Волка, Медведя. Такие игры напоминают театральные зрелища. Вот и мы с вами покажем такого героя без слов – пантомимой.
  • «Туесок скороговорок» — туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте –ка скорей да скажите веселей.
  • «Темная лошадка» — описать героя. Персонажа потешки, сказки не называя его.

Работа с игрушкой

Предъявление игрушки, выразительное рассказывание потешки «Котя, котенька, коток», обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами.

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

— А мы сейчас убедимся в мастерстве наших мам. (Звучит русская народная мелодия «Во поле береза» в исполнении оркестра народных инструментов)

Рисуем книжку – малышку «Козушка – белоногушка».

Бабушка – забавушка:

Гуси в гусли, утки в дудки,

И взрослые. И дети любят играть и знают много разных игр. А что такое игра? Игра – это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке. Но не только! Есть игры, где нужно уметь петь, танцевать и даже исполнять роли. До наших дней дошли игры, в которые играли еще ваши бабушки и дедушки. А как начинается игра? Сначала выбирают водящего игры, т.е. считаются. Давайте выучим считалку:

Шел баран по крутым горам.

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмет, тот водить пойдет.

Игра «Карусель» (с ленточками).

— Стала Хозяюшка гостей созывать и за стол сажать:

И Маргарита Сергеевна приди,

А Наталья Николаевна – ну, пожалуйста,

Стала Хозяюшка гостей угощать:

Надежде Александровне блин,

И Наталье Владимировне блин,

И Елене Владимировне блин,

А Елене Юрьевне – мятный пряничек.

— Сегодня блины у нас за столом – горячие да румяные, душистые да маслянистые. Угощайтесь на здоровье!

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Чаепитие у самовара.

Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.

источник