Меню Рубрики

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания

Доклад на тему: «Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
материал

Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

Доклад на тему: «Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина».[5]

Родина, для каждого человека, воплощается в своих личных и дорогих сердцу образах: территории и природе, традициях, обрядах и просто в привычках народа, особенностях языка и быта, народно-прикладном искусстве и фольклоре, и еще во многом другом. Источником таких ярких образов для детей дошкольного возраста является приобщение их к культуре своей страны. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

В культуре каждого народа, как известно, есть игрушки, которые сопровождают ребенка на протяжении всего детства — это народные игрушки.

Что же такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: «Вещь, служащая для игры»[4]. На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «Игрушка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям»[2]. Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей. Так же все исследователи сходятся во мнении, что народная игрушка, созданная по строгим канонам, выработанным столетиями, вместе с песнями, сказками, праздниками, с детства воспитывает вкус и чувство красоты, закладывает фундамент понимания связи со своим народом, с определённой частью земли — Родиной. [3]

Конечно, в современном мире много игрушек. Огромные магазины предлагают большой выбор на любой вкус, но не все игрушки одинаково полезны. Большая часть современных игрушек, развивает в ребёнке не всегда добрые и светлые чувства. [1] Хотя изначально они предназначены именно для этого — для радости и гармоничного развития ребёнка. Это еще одна причина, по которой нужно обратиться к истокам и просто необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Ведь народная игрушка – это всегда добро. Она привлекает внимание детей в первую очередь своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего.

Детство – это время игры и нет ничего целесообразнее, как использовать народную игрушку в игровой деятельности детей для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки — бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры, в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей. Ведь, недаром, народные игрушки занимали важное место в жизни наших далёких предков. Изначально они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни.

Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу. Е. Л. Флерина считает, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство [7].

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Яркая народная игрушка является незаменимым средством воспитания любви к родине, к окружающей природе, с которой ребенок встречается с малых лет. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера [].

Блестящую художественную и педагогическую функцию в истории русского народного творчества представляет Дымковская глиняная игрушка. А.П.Усова на этот счёт писала: «Более детской игрушки трудно придумать, на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка» [6].

Дымковские игрушки удивляют своими пластичными формами, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. [8] Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы – барыни, козлы, кони, олени, петухи с расписными хвостами и многие другие персонажи.

Этот промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки, и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Сейчас народные умельцы работают в мастерских, но процесс изготовления игрушки не изменился, его можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись [8].

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают [8]. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника [7].

В век научно-технического прогресса, информационных технологий и электроники народная игрушка стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка. Но именно она всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки . Хотя, именно семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Так почему бы не сделать своей маленькой семейной традицией создание народных игрушек. Ведь что, как не игрушка, в дошкольном возрасте, сможет лучше раскрыть в душах маленьких граждан чувство гордости за нашу страну, восхищаясь мастерством её умельцев.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей очень значима и актуальна в наше время. Я считаю, что русская народная игрушка — это одно из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Но самое важное, что народная игрушка способствует формированию патриотических чувств, находя отклики в сердцах и умах будущих патриотов, и, сколько бы лет, столетий не прошло — самой любимой игрушкой у детей будет именно та, которую принято называть «народной». Она никогда не наскучит, не выйдет «из моды», всегда будет востребована и любима. Потому, что именно народная игрушка хранит тепло человеческих рук и душу мастера, создавшего её, хранит его любовь.

Особенно любимой детьми становится игрушка, которую они делали сами, и, как говорил А.И. Деньшин, человек, который много сделал, для того, чтобы промысел дымковской игрушки не канул в прошлое: «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!» Эти слова стали моим девизом в дальнейшей работе над темой нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством народной игрушки – Дымковского чуда!

источник

Психолого-педагогические исследования о воспитании начал патриотизма у дошкольников. Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей. Исследование влияния народной игрушки на формирование начал патриотизма в старшем дошкольном возрасте.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и дошкольной педагогики

ВЛИЯНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ НА ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Глава 1. Теоретические основы использования народной игрушки как средства патриотического воспитания дошкольников

1.1 Психолого-педагогические исследования о воспитании начал патриотизма у дошкольников

1.2 Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

1.3 Педагогический потенциал белоруской народной игрушки

Глава 2. Исследование влияния народной игрушки на формирование начал патриотизма в старшем дошкольном возрасте

2.1 Представление старших дошкольников о народной игрушке и патриотическом воспитании

2.2 Педагогические условия по использованию народной игрушки

2.3 Результаты исследования

Список использованных источников

В Республике Беларусь наиболее древняя — глиняная игрушка, изображающая фигурки людей, животных. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и другое. В крестьянских семьях использовались игрушки из льна. Одной из первых игрушек, которую создал человек, была кукла. Это не просто игрушка, а часть культурного богатства каждого народа. Характер, самобытность, национальные черты, традиции — все воплотила в своём образе эта красавица, которую по праву можно назвать образом нации.

В народной игрушке проявляются такие признаки как: компактность, обобщённость, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность. Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа.

Особенностью этого вида игрушек является выразительность образов, условность, обобщённость, динамичность, декоративность. Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с родиной.

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребёнка уже с младшего возраста мыслить более обобщённо, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

Народная игрушка, как правило, небольшого размера, очень удобная в использовании. Функциональность и компактность этой игрушки позволяет детям активно использовать её.

В современных условиях развития общества проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Интерес к ней в нашей стране связан с тем, что для белорусов особенно остро стоит проблема формирования уважения к своему народу, родному языку, культурно-историческому наследию, воспитания национального самосознания. [20, с.249]

Дошкольные учреждения вместе с семьёй призваны формировать у ребёнка первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству.

Современные подходы к проблеме патриотического воспитания дошкольников отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: С. А. Козловой, Л. А. Кондрыкинской, О. Л. Князевой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханевой, Л. Е. Никоновой, А. П. Орловой и др.

В наши дни, когда остро стоит проблема противодействия западным влияниям, глобализма, когда тиражируется мода, способы проведения досуга, стиль жизни, народная культура является своеобразным защитным механизмом, препятствующим денационализации — этим объясняется актуальность исследования данной темы.

Цель исследования — выявить педагогические условия использования народной игрушки в патриотическом воспитании старших дошкольников.

1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть педагогический потенциал белоруской народной игрушки в творческой деятельности детей.

3. Выявить и охарактеризовать уровень представления детей о народной игрушке

Объект исследования — патриотическое воспитание детей, через народную игрушку.

Предмет исследования — народная игрушка как средство формирования чувства патриотизма ребёнка.

методы, формирующие этнокультурное сознание (беседы, рассматривание оригинальных предметов быта, одежды, картин, иллюстраций, посещение Музея истории и культуры);

Читайте также:  Что делать при стоматите народные средства

— методы, способствующие развитию эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре народа (игровые методы, сюрпризные моменты и элементы новизны);

— методы действенно-практического стимулирования (изготовление традиционной игрушки своими руками, посещение мастер-класса в Центре ремёсел).

База исследования: ГУО «Ясли-сад №6 г. Любани»

Народная игрушка является одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребёнка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности к родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определённый ритм, счётность, симметрию, народная игрушка в детском саду развивает личность ребёнка. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрёшки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми.

Глава 1. Теоретические основы использования народной игрушки как средства патриотического воспитания дошкольников

1.1 Психолого-педагогические исследования о воспитании начал патриотизма у дошкольников

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизирующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.[13, с.24]

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста?

С.А. Козлова убеждена, что внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. [10, с. 84]

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.

В детском саду такие беседы лучше проводить с небольшими группами детей, чтобы сохранить интимность обстановки. Это побуждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. В таких беседах важно, чтобы ребёнок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он рассказывает.

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем — к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

С первых лет жизни мы учим ребёнка любить родителей, помогать им. «Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним — все это важно для становления личности ребёнка, для чувства защищённости» убеждает нас С.А. Козлова. [10, с. 19]

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.

Особую роль в патриотическом воспитании дошкольников, по мнению ряда авторов (Т. С. Комарова, М. Ю. Новицкая, А. П. Орлова, А. П. Усова и др.), играет традиционная народная игрушка как значительная составная часть культуры. Все исследователи сходятся во мнении, что народная игрушка, созданная по строгим канонам, выработанным столетиями, вместе с песнями, сказками, праздниками, с детства воспитывает вкус и чувство красоты, закладывает фундамент понимания связи со своим народом, с определённой частью земли — Родиной. [10, с.26]

Этнографы указывают на связь различных детских забав и игрушек с календарными обрядами. Народные игрушки, самостоятельно изготовленные дошкольниками, обязательный атрибут в рождественских «коледованиях», масленичных гуляниях, «гуканиях» весны, летних народных обрядах. [6, с.73]

В соответствии с народной традицией, в марте дети встречают птиц, возвращающихся после холодной зимы («Сороки»), кличут весну «Гукание весны». Обряды этих народных праздников связаны с изготовлением рукотворных птичек из самых разных материалов: теста, глины, соломы. В праздничные дни дети с удовольствием играют с птичками; в качестве подарка могут принести глиняные (соломенные) фигурки жаворонков родителям, братикам и сестричкам; выпекают вместе с матерью жаворонков из теста и угощают ими своих близких. Культурная народная традиция, таким образом, входит в реальную жизнь маленького белоруса.

К зимним праздникам («Каляды») воспитанники учреждений дошкольного образования могут сплести из соломы «колядки», «зорачки». Дети, увлечённые созданием народных игрушек, в своей деятельности творчески используют богатое наследие наших предков, тем самым, продолжая и развивая традиции национальной художественной культуры.

В нашей республике накоплен определённый опыт работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с традиционной народной культурой. Большей частью это знакомство дошкольников с устным народным творчеством, народным календарём. Вместе с тем в содержание знаний дошкольников о традиционной культуре белорусов важно включить семейно-обрядовую традицию, народный этикет, промыслы, национальный костюм, жилище, предметы народного быта и др.[15, с. 24]

Одним из вопросов исследования был вопрос о сущности патриотизма ребёнка как личностного качества и о содержании его компонентов. На основе анализа научных подходов к пониманию патриотизма ребёнка дошкольного возраста была сформулирована его трактовка. Патриотическое воспитание дошкольников — целостный сознательно организованный процесс формирования начал патриотизма как интегративного качества личности ребёнка в учреждении образования и семье

Таким образом, исследователи С.А. Козлова, Н. Старжинская, Д.Н. Дубинина убеждены в необходимости и значимости использования белорусской народной игрушки в воспитании начал патриотизма у старших дошкольников.

1.2 Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

патриотизм дошкольник народный игрушка

Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. В современном детском саду приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов, рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них — приобщение ребёнка к культуре своего народа. А как известно самый действенный способ — это игра.

Основной атрибут игровой деятельности — это игрушка. Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого — для радости и гармоничного развития ребёнка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле.[4]

В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра постепенно уходит из жизни детей. Кукла перестаёт быть источником социального и нравственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребёнка она ведёт себя так, как это нужно в данный момент её хозяину. Ребёнок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла — заместитель идеального друга. Кукла для ребёнка — объект общения во всех его проявлениях и партнёр в игре. В игре с куклами постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство — время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки — бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы — в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Таким образом, проблема использования народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Л. А. Абрамян, Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

А.П. Усова в своей работе «Русское народное творчество в детском саду» (1950) подчёркивала, что народная игрушка основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Исследовательница называла народную игрушку «живой», поскольку она представляет народное искусство в жизни детей и будет, по её мнению, жить вместе с сегодняшними игрушками.

Современные учёные рассматривают народную игрушку как средство приобщения детей к национальной культуре, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания (А.В. Алексеенко, Н.А. Гусакова, Т. С. Комарова, Л. А. Кузнецова, А.Ю. Лозко, В. С. Мухина, А.С. Найден, С. Н. Новикова, Н.П. Сакулина, Н.Бы. Халезава, Т. Я. Шпикалава и др.).

Исследователи замечают, что обучение детей с самого начала должна строиться на родной почве, чтобы они были тесно связаны с теми впечатлениями, что закладываются в них души родной семьёй. Имеют значение и игрушки, которые будут в руках детей, ведь именно они расширяют их первые представления, развивают память и внешние чувства.

Крупный украинский исследователь народной игрушки А.С. Найдён утверждает, что именно традиционная народная игрушка сохраняет в себе пластическую и образную память про те далёкие времена, когда человек впервые начал использовать природные материалы для создания вещей, которые не только в чем-то помогали, что-то обозначали, но и что-то символизировали. Именно традиционная народная игрушка в своих определённых функциях, формах, пластике, образных основах несёт информацию о начальные причины человеческого предметно-духовной среды. В этом смысле традиционная народная игрушка в наше время выступав как информативна и эстетически совершенная вещь. Исследователь уверен, что игрушка содержит больше информации, чем любая компьютерная игра или память компьютера.

А.С. Найдён подчёркивает, что ребёнок сегодня должна воспринимать народную игрушку не как предмет быта, объект игры (хотя и такое восприятие не вредное), а как произведение искусства, который требует изучения, определённого анализа творческого наследия, повторения. Такое отношение к народной игрушки способствует её сохранению и духовному обогащению ребёнка. Важным мнением исследователя представляется то, что народная игрушка в семье, детском саду, различных кружках должна не вытеснять современную игрушку, не заменять её, а существовать рядом с ней, дополнять её, давать ребёнку то, что не способна дать современная игрушка.

Путём воссоздания реальных и воображаемых вещей и образов игрушка помогает ребёнку познавать, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя. Это значит, что игрушка, как часть детской игровой реальности, выступает незаменимым средством инкультурации — вхождения в мир родной культуры.

Сказанное в полной мере касается и народной игрушки. По всеобщему признанию, народная игрушка является одним из важнейших видов единой живой системы народного творчества, значимым средством связи поколений, через неё передаётся социально-культурный опыт, воспитываются моральные представления, культура человеческого поведения, формируются патриотические чувства.

Уже упоминалось, что народная игрушка, как и все традиционное народное искусство, лишено элементов внешнего этнографизма. Настоящая народная игрушка, как правило, содержит минимум внешних атрибутов и этнической принадлежности. Именно в этом заключается её образная и содержательная сущность. Поэтому традиционная народная игрушка отличается простотой формы, лишено ярких цветов, сложной орнаментации. В ней, отмечают исследователи, целый мир образов, она содержит нюансы психментального характера этноса. Указанные особенности народной игрушки в совокупности дают возможность осуществить основные эстетические и педагогические функции культуры.[19, c. 16]

Читайте также:  Чем лечить ребенка от кашля и соплей народными средствами

1.3 Педагогический потенциал белоруской народной игрушки

Народная игрушка — старинный вид народного искусства, выразитель национальной культуры. Исторические и искусствоведческие аспекты белорусской народной игрушки все время находятся в центре внимания белорусских учёных (С. В. Костюкевич, А.К. Леонова, Н.С. Ржеуцкий, Я.М. Сахута, И.А. Терешкович, И.М. Ялатомцава и др.). Исследователи раскрывают генезис и основные этапы развития народной игрушки в Беларуси, выделяют её художественную специфику, определяют игрушку как самобытную, глубоко жизненную по содержанию, а потому и значительное культурное явление, в которой обнаружены локальные, национальные и общечеловеческие черты материальной и духовной культуры.

К особенностям народной игрушки можно отнести то, что создание образа игрушки происходит с помощью одного-двух штрихов, которые вызывают те или иные представления у детей путём напоминания, сходства.

Одна из особенностей народной игрушки заключается в том, что она является плодом свободной работы. Если в создании игрушек участвуют дети, они стараются передать свои представления, развивая собственную фантазию.[19, с. 6]

Фрагменты глиняных игрушек Х-ХІІІ вв. были найдены при раскопках древних городов: Пинска, Волковыска, Гродно, Минска, Полацка и др. В то время изготовление глиняной игрушки приобрёл массовый характер, что было связано с развитием гончарного ремесла. Исследователи отмечают, что расцвет искусства глиняной игрушки (свистульки в виде птиц, лошадок, фигурки людей и др.) приходится на конец XIX — начало ХХ в.

Игрушки изготавливали из подручных материалов — из дерева, коры, лучинок, шишек, травы, соломы, желудей, отрезков ткани, а также выпекали из теста. Хранить их не имело смысла, ведь сделать новую было совсем просто. Поэтому про эти игрушки по сравнению с глиняными известно мало.

Через игрушку в игровой форме передавался как рабочий, так и духовный опыт народа — взрослые как бы подготавливали детей к самостоятельной жизни. Набор игрушек у крестьянских детей в XIX и даже в середине XX в. был очень скромный. Купленная игрушка редко попадала в детский быт. В основном игрушки были самодельные, их изготавливали родители или старшие дети.

Исследователи неоднократно пытались классифицировать народные игрушки. Наиболее простой классификацией является разделение игрушек на две группы:

1) игрушки, главной чертой которых являются пластичность, художественно — эстетические факторы: куклы, всадники, животные, птицы и др.;

2) игрушки, основной функцией которых выступав результат совершения определённого механического действия: свистульки, погремушки и т. п.

Более структурированным представляется разделение игрушек по материалу, из которого они сделаны: игрушки из глины, дерева, ткани, соломки и т. д. Большое количество белорусских исследователей придерживается именно такой классификации.

Учёные разделяют также игрушки по их типично-функциональных признаках: антропоморфные образы — куклы; зооморфные образы — животные (бараны, медведи, петушки и т. п.); игрушки, имитирующие «взрослые» предметы (мебель, посуда, предметы труда и др.).

К традиционной белорусской народной игрушке относится глиняная игрушка. Она характеризуется скромностью декора, статичностью, точной очерчённостью форм и образов. Согласно исследованиям М. С. Ржеуцкого, традиционными изображениями, сохранившимися до нашего времени, являются: кукла, лошадка, всадник, петушок (или птичка), утка, яйцо, медведь, баран — вот почти весь диапазон. [18, с. 29]

Самыми распространёнными являются игрушки-свистульки. Их образ обусловлен старинными мифологическими верованиями. Изображения статичные, с ножками и крутыми шеями, своеобразные «полукони-полуптицы». Эти изображения когда-то были связаны с календарными праздниками, посвящёнными началу земледельческих работ.

Интересен внешний вид петушка. С петухом связаны сказки, песни, предания, обряды. Он считается сакральной птицей, способной отгонять злых духов. Изображения петуха встречаются и в народной вышивке. «Еще в 30-гг. прошлого века к весне в Орше делали пряники в виде птиц» находим мы в исследовании Н. Старжинской. [18, с. 45]

Деревянные игрушки белорусских мастеров представляют не меньшую ценность, чем глиняные. Они обычно изготавливались народными умельцами с имитацией движений или действия. К таким игрушкам относятся «Кузнецы», «Пильщики», «Конники», «Цыплята клюют зерно», «Медведь-гимнаст» и др. При изготовлении игрушки из дерева народные мастера обращали внимание не на скульптурность изделий, а на то, чтобы придумать оригинальный механизм, который оживит деревянную игрушку.

Техника деревянных народных игрушек простая и доступная детскому пониманию. Она построена по простейшим законам механики. Народные игрушки из дерева, забавляя ребёнка, одновременно знакомят его с окружающей жизнью, трудом взрослых (кузнецы куют железо, пильщики пилят дрова). Кроме таких двигающихся игрушек народные мастера делали из дерева птичек, которых подвешивали над детской колыбелькой, различные человеческие фигурки, игрушечную мебель, посуду, орудия труда. Деревянные игрушки народных мастеров Беларуси воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, и отличаются простотой и выразительностью формы, доступностью исполнительской техники — обобщает в своём исследовании Д.Н. Дубинина. [4]

Широкое распространение в Беларуси получили народные игрушки из соломы. Их делали из одного-двух по-разному составленных и перевязанных соломенных пучков. Из соломы плели соломенных кукол, лошадок, оленей, козликов, павлинов, петушков. Они часто использовались в сельскохозяйственных обрядах и праздниках. Современные игрушки белорусских мастеров соломоплетения — это настоящие произведения искусства, сувениры, которые рассказывают об особенностях жизни народа, его обрядах и традициях.

Отдельной группой выступают игрушки — изображения людей: кукла и всадник. Эта группа игрушек, по признанию исследователей, наиболее ощущает влияние времени, быта и вкуса, хотя их происхождение также связано с мифологией и земледелием. Встречается в литературе и описание куклы-десятиручки, которая помогала хозяйке справляться с домашними обязанностями.

История появления куклы уходит корнями в глубокую древность. Первое её предназначение было связано с религией. Кукол изготавливали из природных материалов, вкладывая в них душу и надежду. Таким образом, кукла становилась оберегом семейного очага — символом веры людей.

Играя с ней, ребёнок прикасался к истории и культуре своего народа. Не удивительно, что спустя столетия образ народной красавицы куклы остаётся актуальным среди взрослых и детей. Традиционные белорусские куклы изготавливались из соломы, льна и дерева, в зависимости от региона проживания их создателей. Традиционные славянские куклы делаются без лица и, поэтому по народным поверьям, была недоступна для злых духов. Но рассмотрим сейчас тряпичную куклу не как оберег, а как интересную игрушку сделанную ребёнком своими руками. Играя с такой тряпичной куклой, ребёнок самостоятельно имеет возможность предположить, какую эмоцию выражает его кукла в данный момент: смеётся, плачет, удивляется.

Детям важно увидеть быстрый результат их творчества и тряпичная кукла даёт им такую возможность. Из разноцветных лоскутков, без иголок и шитья дети делают великолепных тряпичных кукол и почти сразу же начинают ими играть. Очень важным моментом для ребёнка является то, что кукла сделана своими руками и что она не похожа на других.

Тряпичных кукол делают с удовольствием и девочки и мальчики, начиная с 5 летнего возраста. Причём нередко мальчикам удаётся создать индивидуальный образ куклы, новый подход к ней и своё объяснение значения изготовленной куклы. Простейший способ приобщить подрастающее поколение к своей культуре — тряпичная кукла, сделанная своими руками.

Таким образом, белорусская народная игрушка изготавливалась из соломы, ткани, лозы, дерева, теста. Каждая деталь старинной игрушки была символичной. Так, чем длиннее была коса у соломенной красавицы, тем более счастливая судьба должна была настигнуть её владелицу. В целом же характерной чертой белорусской традиционной игрушки является ее скромность, отсутствие вторичных подробностей, архаичность и простота выполнения.

Образовательные дошкольные учреждения вместе с семьёй призваны формировать у ребёнка первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству.

Л.Е. Никонова рассказывает, что в наши дни, когда остро стоит проблема противодействия западным влияниям глобализма, когда тиражируется мода, способы проведения досуга, стиль жизни и др., народная культура является своеобразным защитным механизмом, препятствующим денационализации. Этнокультура обладает безграничным педагогическим потенциалом. Этнокультурная направленность образовательного процесса формирует у ребенка положительную этническую самоидентичность, знакомит с национальными образами мира. Создаваемая с помощью традиционной культуры средовая коммуникация является связью между прошлым, настоящим и будущим, обеспечивая личность необходимым объёмом культурных ценностей, деятельностью в культурной традиции.

Народная культура и внутренний мир ребёнка психологически близки. Их объединяет открытость, доверчивость, естественность, простота. [15, с.78]

Г. Д. Жавнерович не сомневается, что все важнейшие свойства личности закладываются в детстве, поэтому на данном этапе большое значение имеют все факторы. Одним из них, влияющих на ребёнка с самого начала его познавательной деятельности является игрушка. Ее педагогический эффект был замечен очень давно. В исследовании автора сделана попытка рассмотрения места традиционной игрушки в системе народной педагогики, задач, возложенных на неё, способы использования.

Набор игрушек сельских детей в ХІХ — середине ХХ веков был очень скромным. Покупная игрушка очень редко попадала в детский быт и была настоящим чудом. Все игрушки были самодельными, изготовленными родителями или старшими детьми. Подрастая, дети сами мастерили себе игрушки. Наиболее распространена у детей младшего возраста, особенно у девочек, была тряпичная кукла. Добротно изготовленная, она нередко была мила всем детям в семье и передавалась «по наследству». [5, с.41]

Роль игрушек заключалась в том, что они готовили мышление ребёнка к творческой деятельности. Игрушки помогали закрепить связь с традиционной бытовой культурой, дифференцировать разницу полов, усваивать различные операции. Девочки, играя с куклами, посудой, учились досматривать маленьких, шить, выполнять некоторые бытовые операции, которые пригодятся ей в будущем. Мальчики используя в своих играх игрушки в виде приспособлений труда (плуг, борона, лопата и т.д.), получали первый опыт сельскохозяйственного труда мужчины-крестьянина.

Из этого следует, что народная игрушка содействовала половой идентификации, социализации личности, готовила ребёнка к восприятию взрослой жизни. Через игру ребёнок постигал мир, моделировал различные явления реальности. Также игрушка давала простор творческому и эстетическому развитию личности. Кроме воспитательного значения, она зачастую имела и магический, защитный смысл. Народная игрушка и сегодня имеет педагогическое значение, выполняя кроме всего перечисленного функцию присоединения новых поколений к традиционной культуре белорусского народа, что так важна в современном глобализированном мире.

Е. Л. Флерина считает, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство. [13, с.24]

Народ в игрушке даёт ребёнку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребёнку, учит видеть и понимать окружающую жизнь. Эти качества, так ярко выступающие в белорусской народной игрушке требуют от нас самого внимательного её изучения, возрождения народной игрушки, широкого её использования в педагогической практике.

Использование народной игрушки помогает педагогам в формировании основы таких важных для каждого человека аспектов как патриотизм, гражданственность, национальное чувство гордости. Помогает формированию эстетического вкуса, развитию творчества и фантазии, ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения. Именно народная игрушка способствует социально-эмоциональному развитию, развитию личностной сферы; облегчит социальную адаптацию дошкольников и интеграцию в современное общество.

По мнению А.А. Козлова пробуждение и освоение чувства любви начинается у ребёнка в семье с первых дней жизни, становится системообразующей частью его ценностно-эмоциональной сферы и, в конечном счёте, со временем во многом проявляется в отношении к другим объектам, в том числе и в отношении к постепенно познаваемой им Родине. В этом смысле мало сообщить человеку только связь с родиной как сложным объектом, важно, чтобы в отношении к этому объекту проявились сформированные в раннем детстве чувства, в частности, чувство любви, что сразу выделяет такой объект, придаёт ему особую значимость. А любить можно лишь обладая этим чувством.

Но если в эти первые два периода жизни закладывается своего рода фундамент доверия к миру, то в последующем этапе — от двух до семи лет— начинается освоение этого мира. Ребёнок в данном возрасте активно усваивает уже не только, к примеру, тональность колыбельной песни или выражаемые в отношении к нему эмоции, он начинает постигать их общий смысл. Ведь и колыбельная песня и сказки, первые книжки и игрушки, кинофильмы — суть инструментарий, с помощью которого начинается процесс освоения основных снятий окружающего мира и постижение смысла этих общецивилизационных начал: добра и зла, чести и бесчестия, красоты и безобразия своего и чужого, особой значимости женщины, неприкосновенности частной собственности, и т.д., причём не в абстрактной, а в этнонациональной форме. Это тот самый период, когда в сознании маленького человека формируются и первые представления, из которых впоследствии вырастает образ Родины и осваиваются первые правила, по которым живут люди, и на базе которых выкристаллизовываются чувства патриотизма и гражданственности. [8, с. 89]

Игрушка является частью современной массовой культуры, но, к сожалению, стандартные промышленные игрушки зачастую подавляют детское воображение и фантазию, многие из них агрессивны, полны дисгармонии и эпатажа, предназначены для организации, прежде всего, имитационных, конкурентных, а не креативных (творческих) игр. Именно народное искусство, народная игрушка имеет то неоспоримое преимущество, что сочетает в себе и общенациональные, присущие всем культурам и народностям черты, вместе с тем, несёт в себе уникальное самобытное отличие, присущие только данному народу. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребёнок только начинает постигать азы знаний, культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер души, но и учит жить, верить, творить добро, оберегать красоту окружающего мира, любить людей, дорожить своими родителями и своей Родиной.

Читайте также:  Средства от саранчи народные

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть белорусского народа. Таким образом, как утверждает Е.А. Флерина, никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой он активно и творчески действует.

Итак, Т. С. Комарова, М. Ю. Новицкая, А. П. Орлова, А. П. Усова отводят особую роль в патриотическом воспитании дошкольников традиционной народной игрушке как значительной составной части культуры. Народная игрушка изготавливалась из соломы, ткани, лозы, дерева, теста. Каждая деталь старинной игрушки была символичной. Характерной чертой белорусской традиционной игрушки является ее скромность, отсутствие вторичных подробностей, архаичность и простота исполнения. Белорусская народная игрушка имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление объяснить окружающее обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых.

Белорусские народные игрушки имеют определённую национальную особенность, педагогические и художественные особенности. В них отражены традиции белорусов, художественная культура народного творчества, самобытные черты народной эстетики. Игрушки несут на себе отпечаток социального строя общества, уровня его культуры, национальных художественных традиций и эстетических потребностей. Они вводят ребёнка в художественную культуру, народное творчество, формируют эстетический вкус, чувства и переживания. В этом их большое образовательное значение.

Характерной чертой белорусской традиционной игрушки является её скромная расцветка, простота исполнения, чёткость и лаконизм образов, обобщённость и стилизованность форм, отсутствие вторичных подробностей. Только несколько характерных черт определяют главное: круглая шея с гривой — у коня, загнутые рога — у барана, большие глаза — у совы и т. п. [9]

В 60-70-е гг. XX в. значительное количество мастеров продолжала заниматься изготовлением игрушки. По данным исследователей, в середине XX в. в каждой семье в деревне и в городе дети играли с традиционными куклами. Но по разным причинам, в том числе и по причине сокращения спроса на традиционную игрушку, многие мастера вынуждены были бросить своё дело.

В наше время возрастает интерес к историческому наследию и культуре предков, в том числе к народной игрушки. Изготовление игрушек возрождается отдельными мастерами-энтузиастами. Как отмечает М.С. Ржеуцский, новые мысли и идеи, рождённые нашим временем, требуют и новых форм исполнения. Пластический язык игрушки, её художественный образ — это время, прожитый нашим обществом, это диалог рук и души. Поэтому игрушки современных мастеров несут на себе отпечаток времени.

Новое поколение мастеров-игрушечников активно включилась в разработку новых тем и сюжетов. Вместе с традиционными формам» 3 появились новые. «Лесовик», изображения разных экзотических Существ — «Дракон», «Змея» и др. Современные игрушки ярко раскрашенный, куклы одет «по моде», что не характерно для традиционной игрушки. Такие игрушки, утверждают учёные, не обнаруживают национальную особенность. Но, по мнению некоторых исследователей, это не портит колорита изделий, поскольку мастера-игрушечники вкладывают в них свои представления о мире (С. В. Костюкевич). Главное, чтобы игрушки были настоящими произведениями искусства, а не имитацией их, чтобы они сохраняли основные черты народного промысла — несли элемент игры, развлечения.

В наше время подобные игрушки являются скорее сувенирами, чем предметами для игры. Выполненные из традиционных материалов (глина, солома и т. д.), они не отвечают такому критерию психолого-педагогической экспертизы, как прочность и долговечность. В дошкольном учреждении и семье для игр детей более целесообразно использовать игрушки, которые основаны на народных образах, но выполненные из современных материалов. Однако с образовательными целями необходимо знакомить малышей с различными видами настоящей народной игрушки или её изображениями.

Необходимо остановиться ещё на одной важнейшей особенности народных игрушек. Общая черта, которая роднит народные игрушки стран мира, — участие самих детей процессе их создания.

Детские самоделки удивляют тем, насколько наблюдательны и находчивы их маленькие авторы. Игрушки, сделанные детьми, определяются непосредственностью, наивностью, иногда неумением. Созданные детьми и направлены на детское восприятие, эти изделия выделяются примитивизмом форм и вместе с тем оригинальным художественным трактованием.

Самодельные игрушки, по словам Б.С. Белова, не дают уснуть духовным силам ребёнка. Неслучайно во все времена в образовательных программах для учреждений дошкольного образования предусматривалась организация художественной работы детей по изготовлению, рисовании, отделке игрушки. Эта работа нашла своё место и в современной «Учебной программе дошкольного образования».[19, с.13]

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Образовательные дошкольные учреждения вместе с семьёй призваны формировать у ребёнка первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству.

Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Использование народной игрушки помогает педагогам в формировании основы таких важных для каждого человека аспектов как патриотизм, гражданственность, национальное чувство гордости. Помогает формированию эстетического вкуса, развитию творчества и фантазии, ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения. Именно народная игрушка способствует социально-эмоциональному развитию, развитию личностной сферы; облегчит социальную адаптацию дошкольников и интеграцию в современное общество.

Народная игрушка содействует половой идентификации, социализации личности, готовит ребёнка к восприятию взрослой жизни. Через игру ребёнок постигает мир, моделирует различные явления реальности. Также игрушка даёт простор творческому и эстетическому развитию личности.

Народная игрушка, ставит перед ребёнком различные игровые задачи, способствует развитию у него познавательных процессов, т. е. служит целям умственного воспитания. Познавательная ценность народной игрушки для ребёнка заключается в том, что она в доступной ей форме отражает явления реального мира, помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию образного мышления, памяти, речи, эмоций.

Таким образом, именно народная игрушка, насыщенная бытовой и исторической информацией, коммуникативно близка ребёнку.

Игра с народной игрушкой вместе с освоением языка и произведений фольклора (колыбельных, сказок, песенок, пословиц, загадок и т. д.) формирует первые представления об окружающем мире, первые жизненные впечатления и чувства, закладывает в ребёнке тот духовный клад, который пригодится ему во взрослой жизни.

Народная игрушка имеет не только экологическую, но и духовную чистоту. Выполнена с нежностью и любовью, она развивает фантазию, духовный мир воспитанников, способствует овладению первыми профессиональными навыками. К тому же в процессе игрового общения с народной игрушкой ребёнок учится представлять образ живого натурального предмета, что способствует развитию его наблюдательности и сообразительности.

Глава 2. Исследование влияния народной игрушки на формирование начал патриотизма в старшем дошкольном возрасте

2.1 Представление старших дошкольников о народной игрушке и патриотическом воспитании

Экспериментальная часть работы проводилась в ГУО «Ясли-сад №6 г. Любани».

Для начала исследования нами был проанализирован годовой план воспитательно-образовательной работы учреждения дошкольного образования. Главные задачи на текущий год сформулированы следующим образом:

— укрепление здоровья воспитанников, путём создания здоровьесберегающей среды;

— содействие речевому развитию воспитанников.

Проанализировав календарные планы воспитательно-образовательной работы, мы так же не нашли отражения задачи «воспитания начал патриотизма через народную ю игрушку».

Перейдя к следующему этапу исследования мы осмотрели игровое помещения группы, и отметили наличие в игровой среде изделия народных промыслов Беларуси, белорусские уголки. Но данные изделия носили скорее характер сувенирной продукции и не предназначались для повседневной игры детей. Все это использовалось на занятиях, как наглядный материал, а также в уголках ИЗО деятельности.

Далее мы провели исследование. В исследовании приняли участие воспитанники старшего возраста. Группа в которой 15 детей.

Для выявления уровня представления старших дошкольников о народной игрушке и патриотическом воспитании мы провели индивидуальную беседу с каждым ребёнком данной группы. Беседа проводилась во вторую половину дня, т. к. в это время дети отдохнули после занятий. Беседа состояла из 11 вопросов (приложение 2) предложенных индивидуально каждому ребёнку.

источник

Народные игрушки имели особое место в жизни наших предков. Изначально они служили предметом старинных обрядов, затем их функцией явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. Приобщение дошкольников к народным игрушкам в дошкольном учреждении происходит путём показа образцов народных промыслов, изучение альбомов определенной тематики. Рассматривая их, дети сумеют проникнуться мастерством и стилем людей, которые их изготовили.[1,79]

Последнее время большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания. Осуществить подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – знакомство ребёнка с культурой своего народа. Самым действенным способом в таком случае является игра.

Основной элемент игровой деятельности – игрушка. Большинство ныне существующих игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Одним из возможных путей разрешения противоречия является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо воссоздать связь времён, возвратить утраченные ценности. Чтобы донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать дошкольников в национальных традициях, нужно обратиться к началам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.[3,601]

Народная игрушка считается одним из продуктивных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она содействует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как продуктивного средства патриотического воспитания дошкольников занимались: Е.А. Коссаковская, Е.О. Смирнова, Е.А. Флерина, В.Б. Шапкина. Авторы наблюдают, что русская народная игрушка создает замечательные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

А.П. Усова в своей работе «Русское народное творчество в детском саду» (1950) акцентировала внимание на том, что народная игрушка основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне влияет на развитие его чувств, ума и характера. Автор называла народную игрушку «живой», потому что она представляет народное искусство в жизни детей и по её мнению, будет жить вместе с сегодняшними игрушками.[2,91]

Современные учёные рассматривают народную игрушку как средство приобщения детей к национальной культуре, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания (Н.А. Гусакова, Т.С. Комарова, Л.А. Кузнецова, В.С. Мухина, С.Н. Новикова).;[1,108]

Исследователи отмечают, что обучение детей изначально должно строиться на родной почве, чтобы они были плотно связаны с теми впечатлениями, что закладываются в их души родной семьёй. Имеют большое значение и те игрушки, которые будут в руках детей, ведь именно они углубляют их первые представления, развивают память и внешние чувства.

Несомненно, народная игрушка является одним из важнейших видов единой живой системы народного творчества, значимым средством связи поколений, через неё передаётся социально-культурный опыт, воспитываются моральные представления, культура человеческого поведения, формируются патриотические чувства.

Взаимодействуя с народной игрушкой, ребёнок прикасается к истории и культуре своего народа. Не удивительно, что спустя столетия образ народной красавицы куклы остаётся актуальным среди взрослых и детей.

Использование народной игрушки помогает педагогам в формировании основы таких важных для каждого человека аспектов как патриотизм, гражданственность, национальное чувство гордости. Помогает формированию эстетического вкуса, развитию творчества и фантазии, ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения. Именно народная игрушка способствует социально-эмоциональному развитию, развитию личностной сферы; облегчит социальную адаптацию дошкольников и интеграцию в современное общество.[2,43]

1. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / Новицкая М.Ю. – М., 2003. – 189 с.

2. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации / В.В.Абраменкова – М., 2001. – 140с

3. Суслова, М.В., Чеботарева, Н.П., Головина, Ю.А. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа / М.В.Суслова // Молодой ученый. – 2016. – № 29. – С. 600-603.

источник