Меню Рубрики

Русская народная игрушка средство воспитания

Исследование «Использование народной игрушки в воспитании дошкольника»

Использование народной игрушки в воспитании дошкольника

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Между тем следует учитывать, что ребенок в современном социуме взаимодействует с разными культурами. Эта ситуация требует от него понимания и уважения особенностей культуры других людей. Только личность, способная к освоению национальных культур и диалогу культур, может раскрыть для себя общечеловеческие и общекультурные ценности. В связи с этим особые требования предъявляются к этнокультурному воспитанию детей, приобщению их «к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть в и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре» (А.Г.Асмолов [2: с.2]).

Тысячелетиями воспитывали ребенка, вводили его в мир культуры народные игрушки. Игрушкам каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. Но, как справедливо указывал один из первых отечественных исследователей детской игры Е.А. Покровский, игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

Исследователь и собиратель народных игрушек Н.Д.Бартрам [3], , а вслед за ним и классики дошкольной педагогики Е.А.Флерина [6], А.П.Усова [5] были единодушны в оценке особой воспитательной роли народной игрушки. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, игрушка была интересна и детям и взрослым. Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила овладевать основными видами труда взрослых.

В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Как показывает анализ научно-методической литературы, народная игрушка используется в обучении детей как образец художественной деятельности, как элемент оформления интерьера детского сада (А.А.Грибовская [4], Н.С.Александрова [1] и др.). Чаще всего народные игрушки используются для познавательного развития детей, украшения интерьера, обогащения предметной среды. На занятиях предметы народно-декоративной культуры предлагаются в качестве образца, которому ребенок должен следовать в своей художественной деятельности. Не восполняется пробел в воспитании ребенка с помощью народной игрушки и в современной семье. В семье преобладают игрушки, отражающие современные реалии (технические, образные в виде героев мультфильмов, кукол Барби и их вариаций). С помощью которых решается узкий спектр воспитательно-образовательных задач.

Учитывая это, а также недостаточную востребованность материальных произведений национальной культуры как воспитательно-образовательного средства, мы в своей опытной работе поставили задачу пробудить у детей интерес к народной игрушке, оптимизировать ее потенциал как культурнопреемственного средства воспитания. При этом мы рассматриваем народную игрушку как произведение искусства, результат коллективного творчества многих поколений людей. И рассчитываем, что при специально созданных условиях игрушка вызовет у детей яркий эмоциональный отклик, станет побудителем исследовательского поведения и самовыражения ребенка.

На этапе констатации было выявлено следующее. У детей старшего дошкольного возраста имеют определенные знания о русской народной игрушке и совершенно отсутствуют представления об их принадлежности тому или иному промыслу. В процессе познания народных игрушек дети мало активны, самостоятельно не используют перцептивные действия. Выявлено противоречие между сложившимся у дошкольников первоначальном интересом к разным видам народной игрушки и отсутствием желания реализовать свои возможности, проявить свою индивидуальность при выполнении задания по народным мотивам. У некоторых детей отсутствуют соответствующие умения.

Методика ознакомления с народной игрушкой строилась в следующей последовательности:

– восприятие игрушки в игровых ситуациях, с целью выявления ее красоты и утилитарности. На этом ставилась цель создания условий для ознакомления с русской народной игрушкой и проявления интереса к народной игрушке детей старшего дошкольного возраста при активной обучающей роли взрослого. Особенностью данного этапа являлось то, что у детей начинали формировать первоначальные представления о русской народной игрушке; первоначальные умения взаимодействия с игрушками в разных игровых ситуациях и играх; развивать интерес к моделированию русской народной игрушки (барыни, всадники, дергунчики, кукла-пеленашка, лошадки) и эмоциональную отзывчивость на творческий процесс.

– включение русской народной игрушки в разные виды игр. Детям предлагалось в условиях активной обучающей позиции педагога участие в проблемно-игровых и практических занятиях с использованием русской народной игрушки. Дети рассматривали игровые композиции, в которых ярко и убедительно раскрывались особенности русской народной игрушки. Например, композиция по богородским игрушкам «Веселые медведи», «Птицы моего двора». Композиции по семеновским игрушкам «Веселье, удаль», «Большая семейка»; композиции по загорским игрушкам «Мои любимые куклы», «Прогулка».

– овладение декоративными и пластическими умениями при моделировании игрушек по мотивам народных, их обыгрывании. Предполагалось развитие интереса детей к творческому созданию игрушек по мотивам народных. Содержание этого этапа работы заключалось в том, что дети, как в самостоятельной деятельности, так и при обучающей позиции взрослого учились создавать игрушки-самоделки по мотивам народной. Ведущее место в процессе занимали наглядно-практические методы и приемы, блок практических занятий.

– перенос интереса и полученных умений и навыков в самостоятельное игровое и прикладное творчество. В самостоятельное от занятий время дети делились по интересам и начинали создавать любимую игрушку. Интересы детей сразу же определились: кто лепил, кто вертел куколок, кто разукрашивал силуэты, кто создавал игрушку с помощью аппликации.

На всем протяжении проводимого эксперимента были выявлены изменения в эмоциональном отношении детей к русской народной игрушке. Первоначально эмоциональный интерес возникал как реакция на новизну, яркость представленных образцов. Интерес поощрялся, укреплялся в стремлении сделать его постепенно личностно — значимым для каждого ребенка. Показателями личностно – значимого интереса были: эмоциональная заинтересованность, потребность высказать свое мнение о русской народной игрушке, обменяться впечатлениями с окружающими детьми и взрослыми, стремление реализовать имеющийся интерес в собственной деятельности.

Проведенная работа позволяет сделать выводы о педагогических условиях воспитания у детей интереса к народной игрушке, а именно:

– сообщение знаний о народной игрушке и ее мастерах отличающейся новизной, занимательностью, содержанием элементов проблематизации; направленное на развитие характерных для интереса операций мышления (сравнение, анализ, классификация);

– многофункциональность использования народной игрушки;

– использование методов и средств, направленных на создание положительного, эмоционального фона, обеспечивающего практическую деятельность детей (с включением вариативных, проблемных, творческих заданий) и освоение общих способов деятельности; стимулирует активность и самостоятельность детей;

– создание предметно — развивающей среды дошкольного учреждения, соответствующей региональным и национальным характеристикам.

  1. Александрова Н.С. Этнопедагогический феномен русских народных игрушек. – Киров: ВПГИ, 1998.- С. 2-45.
  2. А смолов А.Г. Культурный ген связи времен // Образовательная политика: научно-публицистический журнал.–2012.–№ 5 (61).– С..3-5.
  3. Бартрам Н. Д. Игрушка – радость детей. – М.: Искусство, 1972.
  4. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М., 2000.
  5. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976. –С. 12-34.
  6. Флерина Е.А. Игр и игрушка.– М.: Просвещение, 1973.– С. 8 — 19.

Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской .

Выступление на тему:«Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников».

Формирование представлений детей средней группы о народной игрушке.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРОДНОЙИГРУШКИ-КУКЛЫ.

В статье раскрывается значимость русских народных игр для всестороннего развития современных детей дошкольного возраста.

Этот мастер-класс я провела в рамках городского «Фестиваля методического мастерства». Я поделилась с коллегами опытом работы с тряпичной куклой и познакомила их со своим мини-музеем народной.

Народная игрушка издревле была средством развлечения, физического и интеллектуального развития детей, исполняла роль важного культурного объекта. Русская народная игрушка сохраняет память .

источник

Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Каргопольская русская народная игрушка

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.

Дымковская русская народная игрушка «Водоноска»

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.

Богородская русская народная игрушка из дерева

Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин. Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Абашевская русская народная игрушка

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность. Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

Дымковская народная игрушка «Девушка с самоваром»

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины. В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Читайте также:  Народные средства для сосудов лимон

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки:

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Дымковская русская народная игрушка

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Каргопольская русская народная игрушка

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц. Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца. Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Каргопольская русская народная игрушка

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2–3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Плешковская русская народная игрушка

Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки — женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.

Плешковская русская народная игрушка

В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон, который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

Филимоновская русская народная игрушка «Дама с самоваром»

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.

Филимоновская русская народная игрушка «Баран»

Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.

Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие.

Богородская русская народная игрушка

Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны — это герои сказок и басен.

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

Мазыкская русская народная игрушка «Коник»

Основная особенность производства игрушки — использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.

Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.

Русская матрешка

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.

Читайте также:  Народные средства как не мерзнуть зимой

Матрешка

Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.

Федосеевская русская народная игрушка

Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.

Федосеевская русская народная игрушка

Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

Птица счастья

Знаменитый исследователь-этнограф С.В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения.

М.М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора:

А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек — вроде как бы Святой Дух.

Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа. В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу:

Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья.

Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями.

Птица счастья

Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

источник

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДОВЫМ ТРАДИЦИЯМ

Кузан Надежда Ивановна

канд. пед. наук, доцент Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко, Украина, г. Дрогобыч

THE FOLK’S TOY AS A MEAN OF EDUCATION OF CHILDREN POSITIVE ATTITUDE TO LABOR TRADITIONS

Nadia Kuzan

candidate of pedagogical sciences, аssociate рrofessor Drohobych State

Pedagogical University named ofter Ivan Franco Ukraine, Ukraine, Drohobych

В статье раскрыто роль игрушки в процессе воспитания у детей позитивного отношения к трудовым традициям и обычаям своего народа и подготовки их к реальной жизни. Обоснован выбор игрушек в соответствии с возрастным развитием ребенка и воспитательным значением. Вопреки современной игрушке народная вводит ребенка в круг его будущих занятий и обязанностей, способствуя формированию качества будущего хозяина. Главной задачей родителей является не перегружать ребенка неограниченным количеством готовых игрушек, а привлекать к их самостоятельному изготовлению.

The article deals with the role of toys in children upbringing of positive attitude to traditions and customs of their people and prepares them for life. The choice of toys is according to age of the child and the educational value. Contrary to popular contemporary toy folk toy introduces a child to circle the upcoming activities and responsibilities, creates a future owner. The main task of the family — not to overburden a child unlimited number of toys but attract to their manufacture.

Ключевые слова: народная игрушка; игра; ребенок; воспитание

Keywords: folk toy; game; child; education.

Эффективным средством воспитания у детей позитивного отношения к трудовым традициям и обычаям своего народа и подготовки их к жизни являются игра и народная игрушка. Именно они отражают педагогическую систему той или иной эпохи. Гравюры и картины художников XVI—XVII вв. с изображениями детских игр показывают, что триста-четыреста лет назад среди детей пользовались популярностью те же игры и игрушки, что и сегодня или в недалеком прошлом. Дети играли в жмурки, дочки-матери, ездили на лошадях-палочках [4, с. 22].

Выполняя определенные действия, ребенок воспроизводит поступки конкретного человека определенного времени, получает необходимый объем знаний, норм поведения и морали. В игре формируются внутренние качества будущего хозяина: умение работать в коллективе, сотрудничать, оказывать помощь. Полезность игры состоит в том, что она тесно связана с трудовыми традициями и обрядами. Между игрой и трудовой деятельностью не существует огромных различий: игра приучает человека к физическим и психическим усилиям, необходимым для работы. Из песка и глины дети строят домики, печь, колодец; из коры и дерева мастерят коляски, водяные мельницы, лодочки; из травы и лозы плетут корзиночки, коляски. Множество игр и игрушек являются лишь внешними символами рождающихся идей. В свою очередь, потребность ознакомления со свойствами предметов внешнего мира, их видом, формой, весом, сопротивлением, гибкостью и др., предусматривает необходимость огромного количества моделей и постоянного их исследования. Следя за игрой, взрослые судят о способностях и трудолюбии ребенка [5, с. 82].

Воспитанию у детей позитивного отношения к трудовым традициям и подготовке их к работе, кроме игры, помогала и народная игрушка. Как считает Л. Герус, народная игрушка принадлежит к уникальным явлениям культуры. Она является и предметом детской игры, и средством воспитания и развития ребенка, и объектом творчества, и реликтом культуры, и декоративным изделием, и сувениром [2, с. 6]. Народные игрушки делали сами родители для детей, изготовляли дети и мастерили ремесленники.

Всем игрушкам, кроме традиционных, общенациональных и местных признаков, присущи ремесленные качества мастера. В игрушке отобразились глубокие знания мастеров психологии и духовных запросов детей, а также понимание значения игрушки в подготовке детей к жизни. За изготовление детских игрушек брались только те ремесленники, которые искренне, всей душой любили детей, хорошо знали их быт или сами занимались воспитанием. Поэтому первые игрушки они изготавливали именно для своих детей. Поскольку большинство народных игрушек по происхождению тесно связано с различными аспектами традиционной хозяйственной деятельности крестьян, то, кроме развлекательной функции, они имеют огромное воспитательное значение. Среди разнообразных игрушек, которые служат физическому, эстетическому, нравственному и умственному развитию ребенка, преобладают те, которые позволяют ребенку приобретать навыки трудовой деятельности. Функциональное назначение определяло содержательное наполнение народной игрушки. Среди них выделяли: 1) игрушки, изображающих людей и животных; 2) звуковые игрушки и модели музыкальных инструментов; 3) модели мебели; 4) модели посуды и кухонной утвари; 5) модели орудий труда и хозяйственного инвентаря; 6) модели средств передвижения; 7) модели оружия; 8) игрушки, не имеющие аналогов в окружающей среде [2].

Среди народных игрушек не было случайных. В любой возрастной период детства, в соответствии с развитием ребенка, они постепенно заменяли друг друга и имели конкретное воспитательное значение. Малышам от рождения до 1,5 лет предназначались тарахтелки, летунцы и т. п., способствующие их психофизическому развитию, стимулирующие движения, активизирующие зрение и слух. Детям. которые учились ходить некоторые игрушки — птички, лошадки, колясочки на колесиках и т.д. – помогали в развитии ходьбы и бега. В возрасте от 3 до 14 лет ребенка приучали к его будущим занятиям. Соответственно существовали игрушки для мальчиков и для девочек. Ребята, как правило, отдавали предпочтение игрушкам, касающимся “мужской” работы – обработки почвы, сбора и переработки урожая, уходу за животными (плуги, бороны, лопаты и т. д.). Девочки выбирали для игр кукол, мебель, кухонную утварь, согласно традиционным «женским» занятиям. Игрушка как объект игры и одновременно средство воспитания отображает обычаи, быт и занятия взрослых, воспитывает у детей стремление к коллективной деятельности, ведь играть самому ребенку неинтересно. Чаще всего дети в игре использовали самодельные детские игрушки, простые, неприхотливые, которые “вводят ребенка” в круг будущих занятий и обязанностей, приучают его к труду. Изготавливая игрушку, ребенок демонстрирует не только умение пользоваться готовым материалом, но и свою готовность к творчеству. Он мастерит не только простые орудия (грабли, лопаты, молотки, кочерги), но и игрушечные машины, изготовление которых требует смекалки и определенных знаний [5, с. 85].

Среди детских игрушек различают те, которые используются постоянно в течение определенного времени, и такие, которые изготавливали только для конкретной игры, а потом выбрасывали — тележки, куклы, тележка-лошадка. Как правило, материалом для изготовления игрушек служило все, что окружало ребенка: корни, трава, дерево и т. п. [3, с. 115]. Самодельные игрушечные куклы из ткани (преимущественно), соломы, травы, камыша, конопли, липового луба, коры, кукурузы являлись неотъемлемой частью детской жизни. Народные самодельные домашние куклы в своей образной основе — это воплощение добра и кротости. Кукла, как правило, является посредником между бабушкой и внучкой, то есть между старшим и младшим поколениями. Поэтому в ней, то ли сделанной наскоро, чтобы успокоить, «занять» ребенка, то ли изготовленной старательно, как подарок к празднику или ко дню рождения, прослеживаются, кроме индивидуального, еще и родовой, этнический, национальный факторы любви к ребенку, веры в добро и защиту от злых сил. В кукле (домашней, самодельной кукле) собственно фрагментарно представлены и портрет внучки, и автопортрет бабушки в детстве. Поэтому в таком изделии, в его пластически-декоративной основе более глубоко и правдиво выражены национальные, местно-этнические начала, чем в кукле сувенирной.

Игрушка является не только реликтом культа, средством воспитания, объектом творчества, эквивалентом обмена, но и предметом роскоши, показателем социального статуса ее владельца. Игрушки, отличающиеся изысканностью форм и великолепием украшений, редко предназначались для детской игры и впоследствии стали декоративными предметами интерьера, вызывающими удовольствие и удивление гостей. Г. Виноградов подчеркивал, что крестьянские дети не случайно получают минимальное количество игрушек. Этот факт не простое совпадение, поскольку в практике народной педагогики подтверждаются теоретические положения Платона, который не одобрял избытка игрушек у детей, или Тагора, считающего, что мир игры отравлен для того несчастного ребенка, который перегружен несметным количеством игрушек [1].

Сегодня народная игрушка занимает важное место в системе средств формирования таких черт характера, как трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, уважение к трудовых традициям и обрядам. Она уникальным образом интегрирует бытовые, художественные, педагогические традиции. Народная игрушка дает ребенку то, чего не может дать современная промышленная игрушка. Это не только предмет игры, она отображает обычаи и традиции народа, его образ жизни. Народная игрушка позволяет ребенку проявить свое творчество и стимулирует его к активному и самостоятельному поиску, формирует позитивное отношение к трудовым традициям.

Читайте также:  Народные средства насморк беременность

Список литературы:

  1. Виноградов Г.С. Страна детей : избр. труды по этнографии детства / сост. А.В. Грунтовский. СПб. : Анатолия, 1998. — 540 с.
  2. Герус Л. Українська народна іграшка. Львів, 2004. — 264 с.
  3. Грушевський М. Дитина у звичаях і віруваннях українського народу К.: Либідь, 2006. — 256 с.; іл.
  4. Найден О. Українська народна іграшка: Історія. Семантика. Образна своєрідність. Функціональні особливості. К.: АртЕк, 1999 — 256 с.
  5. Сявавко Є.І. Українська етнопедагогіка в її історичному розвитку. К.: Наукова думка, 1974. — 152 с.

источник

Ольга Сулимина
Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания» (из опыта работы)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА

КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

(из опыта работы)

Выступление на педсовете

воспитатель первой категории

1. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО

2. «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

1. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО

В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи:

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Что такое нравственность?

Для каждого человека это система правил поведения, отвечающая на вопрос:

«Что такое хорошо, а что такое плохо, что считается добром, а что злом».

Каждый человек сам выбирает ценности, которые считает важными и необходимыми.

В зависимости от того какие ценности выбирает человек и на сколько придерживается их в поведении, определяется какими будут его поступки — нравственными или безнравственными.

2. «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными способами, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. Но самый действенный способ – это игра.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушек в современном мире много. Большинство игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.

Игрушка, по мнению Г. Л. Дайн, О. А. Квасовой, В. С. Мухиной, Т. М. Разиной и других, всегда была предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные и воспитательно-образовательные. Народная игрушка моделировалась на основе специфики этнического сознания усилиями многих поколений.

Л. Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми». Г. Н. Волков включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики.

Игрушка имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребенка она ведет себя так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок проживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Игрушка – заместитель идеального друга. Она для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

В культуре каждого народа есть игрушки, которые сопровождают малыша на протяжении всего детства — это народные игрушки. Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Именно в дошкольном детстве народная игрушка — «Матрешка» позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у малышей, учит усваивать образцы поведения присущие своему народу.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»

Задача воспитания настоящего патриота и гражданина, который любит свою Родину, не может быть успешно решена без изучения народной культуры и глубокого познания духовного богатства своего народа. Это особенно важно и актуально сегодня.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди все реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной игрушке «Русская матрешка».

Для решения данной проблемы было проведен опрос среди родителей по теме: «Русская матрешка». Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д.

После этого перед собой я поставила несколько задач:

— провести анализ имеющейся литературы по данной проблеме;

— как появилась первая матрешка;

— основные промышленные центры по изготовлению матрешек;

В ноябре совместно с родителями был проведен мастер-класс на тему: «Народная игрушка». Задачи, которые были поставлены на мастер-классе:

1. расширять знания родителей о русском народном творчестве;

2. знакомить родителей с народными промыслами, привлечь к росписи матрешки;

3. повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.

Предварительная работа:

4. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям».

5. Выставка иллюстраций: «Семеновская матрешка», «Хохломские узоры», «Дымковские игрушки», «Городецкая роспись».

6. Мастер-класс «Роспись матрешки».

Родители с большим интересом приняли участие в этой работе.

Для начала всем родителям я раздала листочки, на которых они изображали эскиз будущей матрешки. После изготовления эскиза брали готовые болванки и покрывали их клеем ПВА, затем наносили графитным карандашом рисунок, и только потом приступали к росписи матрешек. У каждого получилась своя неповторимая авторская росписая матрешка. Родители наслаждались проделанной работой и были очень довольны своим результатом.

Работая по данной теме, мною был разработан перспективный план работы с детьми по знакомству детей с матрешками, учитывая их возрастные особенности.

В первой младшей группе была поставлена задача познакомить детей с матрешкой, как с народной игрушкой. Матрешка была нам доброй подружкой, она приходила к нам в гости, участвовала в режимных моментах. Дети радовались ее приходу, замечали ее красоту, играли с ней в сюжетные игры: «Угостим матрешку чаем», «Накроем стол к обеду», «Матрешка заболела» и др. Разучивали потешки, стихи, слушали веселые частушки. Во второй младшей группе также с детьми будем продолжать знакомство с матрешкой.

В будущем я планирую продолжить изучение народной игрушки и в средней группе, где для себя поставила задачу – познакомить детей с матрешкой, как с предметом народного творчества. Показать детям самую первую матрешку – Загорскую. Возраст ее более ста лет. Она изображала девочку в сарафане с черным петухом, состояла из 8 кукол. Загорская матрешка добротная, крутобокая, устойчивая по форме кукла-труженница. Существует много версий происхождения названия «матрешка». Но для детского понимания ближе и понятней что она получила свое название от старинного русского имени Матрена, Матренушка.

В старшей группе детей можно познакомить с семёновской матрешкой. Семёновская матрешка более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Она появилась позже, в 20-х годах 20-го столетия и отличается от Загорской более яркими красками. Мастера села Семенова украшают ее фартук ярким букетом малиновых или красных цветов. В росписи отражено влияние близкой Хохломы – травка, цветы, листья.

В подготовительной группе я планирую познакомить детей с Полхов-Майданской и Вятской матрешкой.

В 30-х годах 20-го столетия появился еще один знаменитый Полхов-Майданский промысел. Мастера Полхов-Майдана придумали свою матрешку, она отличается вытянутыми пропорциями, похожими на кеглю, голова небольшая. У нее нет таких конкретных деталей как руки, сарафан, фартук. Овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью, в основном цветами шиповника.

Четвертый вид традиционного народного промысла Вятская (Кировская) матрешка. Помимо традиционной росписи в ее оформлении используется оригинальный технологический прием – инкрустация соломкой. Соломка используется только ржаная, которая выращивается на специальных участках и срезается серпом вручную.

Загорск, Семенов, Полхов-Майдан и Вятка являются основными традиционными центрами по изготовлению матрешек. Остальные матрешки – авторские. Они не имеют определенного стиля росписи и выполнены профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. В росписи используются мотивы сказок, пейзажи, портреты знаменитых людей, животных и т. д.

Подводя итог, я могу сказать, что русская матрешка – это символ России. В ее содержании, форме, декоре отразилось представление о мире, добре и красоте.

Русская матрешка – настоящее чудо света, русский сувенир. Она была и остается творением человеческих рук. Это символ России. Она перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ.

1. [Электронный ресурс] Социальная сеть http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-po-teme-ruskaja-narodnaja-igrushka-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

2. [Электронный ресурс] Социальная сеть https://refdb.ru/look/1952506.html

3. [Электронный ресурс] Социальная сеть http://www.maam.ru/detskijsad/http-www-maam-ruuserszina240258-nravstvenoe-vospitanie-v-kontekste-fgos-do.html

4. [Электронный ресурс] Социальная сеть http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/01/12/opyt_raboty_0.doc

Музыкальная народная культура — источник нравственного воспитания подрастающего поколения В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка» Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.

Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Все знают что театрализованные игры играют огромную роль в развитии детей дошкольного возраста и я практически всегда.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини — музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Народная игра, как средство духовного совершенствования личности детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

источник