Меню Рубрики

Средства математического развития детей в народной педагогике

Проблема использования российского культурного наследия в воспитании, развитии и обучении подрастающего поколения находится в настоящее время в центре внимания педагогической общественности. В мае 2015 года Правительством Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой в качестве приоритета государственной политики в области воспитания указывается на необходимость приобщения детей к культурному наследию, эффективному его использованию в целях всестороннего развития детей. [1].

В связи с этим следует пристально изучить потенциальные возможности этнопедагогики народов России. Ее средства педагогического воздействия носят универсальный характер и временем проверена их эффективность в воспитании нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей и др. Такие выдающиеся педагоги как Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и другие неоднократно подчеркивали большие возможности средств народной педагогики в воспитании и обучении детей. Одним из элементов отечественной этнокультуры является методика математического развития детей, созданная народом. Разнообразие средств формирования математической культуры и их положительный эффект использовался многими педагогами прошлого. (Л.Ф. Магницкий, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова и др.) Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях. » [5, с.34].

Сказки, считалки, загадки, сечки, потешки, игры — это кладезь народной мудрости, который широко используется родителями и педагогами для математического развития ребенка. Наши предки, опираясь на народную педагогику, задолго до школьного обучения начинали развитие математических способностей детей, используя методы и средства, соответствующие возрастным особенностям маленьких детей. Игра, занимательность, образность материала – вот слагаемые успеха математического развития детей.

Возможность включения фольклора в методику и содержание дошкольного математического образования рассмотрена в научно-методических работах И.В. Житко, Ч.М. Ондар, Л.И. Павловой, Е.В. Шаталовой и др.

Л.И. Павлова отмечает, что устные формы народного творчества помогают преодолеть это противоречие, так как построены с учетом психологических особенностей восприятия, мышления и памяти дошкольников. Абстрактные математические понятия облечены в образную форму, и благодаря этому, они становятся доступными для детского мышления. Отсутствие сложных терминов снимает страх перед непонятным. Содержащиеся в них знания несут положительный эмоциональный заряд, что является основой для личностного, неформального усвоения материала. Они обладают занимательностью, носят игровой характер. Это отвечает потребностям ребенка и вызывает к ним длительный интерес. Благодаря этим качествам, ребенок непроизвольно и незаметно для себя усваивает необходимые для него знания и умения. Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление. [4] .

Например, загадка, является по своей сути проблемно-поисковой ситуацией, которая требует постоянного внимания детей к математической стороне окружающего мира. Если ребенок не будет как можно чаще подвергать счету окружающие предметы, он не сможет отгадать загадки, которые иногда полностью построены на числах: «два брюшка, четыре ушка», «пять мальчиков – пять чуланчиков», «четыре братца под одной крышей стоят» и многие другие.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Е.В. Шаталова, исследуя применение загадок в процессе формирования математических представлений у дошкольников, отмечала: «малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти» [6, с.60].

Загадки используют в работе по развитию математических способностей многие педагоги: Т.И. Ерофеева, Е.В. Колесникова, В.П. Новикова и др.

Во многих учебно-методических пособиях для воспитателей и детей мы находим указания по использованию скороговорок и пословиц для закрепления у детей математических представлений. (В.В. Волина, В.А. Козлова, В.П. Новикова, А.Я Мацкевич).

Многие педагоги используют сюжеты народных сказок для повышения познавательного интереса детей при изучении математики. (М.Ф. Моисеева, А.И. Федорова, Т.А. Шорыгина, Р.П. Чуднова и др.).

В дошкольной педагогике давно получили признание народные занимательные задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Т.И. Ерофеева указывает, что в результате решения задач- шуток, у детей расширяется кругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними. Цель задач-шуток — содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них. [3].

И.В. Житко предлагает использовать для развития математических представлений произведения народного декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые передники, рубашки, глиняные изделия различных форм и размеров), а также использование фольклорных календарных обрядовых праздников В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений. [2].

Народная игрушка, обладая разными свойствами (цветом, формой, росписью, материалами и др.) позволяют формировать у детей элементарные логические операции: сравнение, классификация, систематизация и др. Матрешки, вкладыши, пирамидки с множеством колец, помогают различать предметы по размеру и выстраивать сериационные ряды. Узоры в росписи игрушек представляют собой целую гамму различных геометрических фигур: круг, окружность, прямая, волнистая линии, точки, квадраты, ромбы и др.

Популярными до сих пор являются многие народные подвижные игры, которые также несут в себе математическое содержание: «Третий лишний», «Ручеек», «Птички в гнездышках» и др. В процессе подвижных игр у детей закреплялись представления о пространственной ориентировке, количестве, числе, времени, величине предметов, измерении. Использование подвижных игр для развития математических способностей рассматривали ряд исследователей: А.А. Головкина, Н.Ю. Мищенко, И.Н. Селиверстова, И.В. Стародубцева, Э.Я. Степаненкова и др.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что народная педагогика создала бесценное национальное богатство для математического развития дошкольников: потешки, пословицы, загадки, считалки, задачи-шутки, сказки, игры, игрушки и др. Благодаря им ребенка можно научить логически мыслить, делать обобщения, освоить основные мыслительные операции, легко и незаметно для него сформировать элементарные математические представления. Однако анализ методических пособий и практики работы воспитателей в дошкольных организациях, свидетельствует о том, что фольклорный материал не получил достойной оценки и распространения в методике математической подготовки детей. Причинами этого, по нашему мнению, является прежде всего отсутствие научно обоснованных методических рекомендаций по использованию средств народной педагогики в математическом развитии детей в современных условиях. Не определен объем знаний, который можно усвоить на фольклорном материале. Отсутствуют сборники средств народной педагогики с математическим содержанием, не выделены критерии отбора этого материала.

Необходимость соединения современных требований к математической подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала средств народной педагогики делает эту проблему в настоящее время актуальной для дальнейшего изучения.

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 20.01.2016).

2. Житко, И.В. Навстречу математике. — Минск: Выш. школа, 2005

3. Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней. //Дошкольное воспитание. -2001.-№10.-С.7-14

4. Павлова Л.И. Народная педагогика- сокровищница опыта математического развития дошкольников. -Сб. статей. //Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. -М.: Из-во Московского университета. -2003.-С.24-27.

5. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев. — М., 1998.

6. Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Использование малых форм фольклора в обучении математике // Начальная школа. — 1998. — № 1.-С.48-51.

источник

Математическое развитие детей дошкольного возраста средствами народной педагогики
консультация по математике на тему

Математическое развитие детей дошкольного возраста

Актуальной проблемой современ­ного образования и воспитания детей является математическое развитие детей средствами народной педагогики.

Средства народной педагогики наиболее близки и понятны, доступны дошкольникам, поэтому их важно использовать в детских садах для воспитания и развития детей.

Математическое развитие детей дошкольного возраста

Подготовила: Геворкян Светлана Григорьевна

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является математическое развитие детей средствами народной педагогики. Средства народной педагогики наиболее близки и понятны, доступны дошкольникам, поэтому их важно использовать в детских садах для воспитания и развития детей.

Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций». Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. [4]

Математическое развитие детей-дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.[4]

Установлено, что вовлечение детей дошкольного возраста с разные виды математической деятельности в процессе обучения направлено в основном на раскрытие связей и отношений, то есть на достижение не только
непосредственного практического результата (навыки счета выполнение элементарных математических операций, решение арифметических задач и т. п.), но и широкого развивающего эффекта.Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и тем самым решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.[2]

Многие исследователи отмечают, что для математического развития детей необходим комплексный подход к решению всех проблем. Поэтому встает вопрос о таком обучении, которое обеспечило бы формирование у ребенка всех необходимых операционных структур, составляющих фундамент его готовности к школьному обучению математике. [4]

Одним из важных средств математического развития дошкольников является народная педагогика. Во все времена основной целью воспитания являлась забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Для решения данной задачи в народной педагогике использовались различные средства. [1]

  1. Основные средства народной педагогики

Основными средствами народной педагогик и являются: устное народное творчество ; народные песни и музыка; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники.

Устное народное творчество подразделяют на виды и жанры: мифы, былины, легенды, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки и т. д. Богатство видов и жанров обусловлено разнообразием его социальных, бытовых, психотерапевтических и педагогических функций.

С рождения ребенка сопровождает поэзия пестования: колыбельные, пестушки, прибаутки, докучные сказки. Затем ребенок знакомится с бытовым устным народным творчеством: приговорками, поговорками, считалками, детскими сказками, страшилками. В его жизнь входит потешный фольклор: потешки, молчанки, голосянки, поддевки, перевертыши, скороговорки.

  1. Влияние средств народной педагогики на математическое

Наблюдая и участвуя в народных календарно-обрядовых праздниках , ребенок знакомится с календарно-обрядовой поэзией, которая тесно связана с пением и музыкой, а также с математическим развитием детей. У дошкольников формируются временные представления. Календарно-обрядовая поэзия классифицируется на основе сезонных циклов: зимняя (колядки, щедровки, овсени, подблюдные), весенняя (веснянки, заклички, масленичные, волочебные, семицко-троицкие), летне-осенняя (купальские, петровские, покосные, жатвенные, или жнивные).

Песенное народное творчество подразделяют на жанры (колыбельные, пестушки, свадебные, плачи-причитания, позднее лирические и частушки), которые выполняют разнообразные функции в жизни человека.Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств. Песенное народное творчество также влияет на математическое развитие детей, формируя пространственные ориентиры. Например,

Народный танец является одним из древнейших средств народной педагогики. Возникший на основе магических действ разнообразных обрядов, он постепенно усложнялся и расширял свои функции. Большое значение танец имеет для физического, умственного развития ребенка – позволяет научить его ритмично двигаться, сформировать чувства координации и пластичности движений. В процессе занятий танцами у ребенка развивается художественно-образное восприятие и мышление. А значит, ребенок учится анализу и синтезу, развивает математические способности.

Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Доминирующим началом стало умственное воспитание.Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. [5]

Много загадок-вопросов, содержащих разнообразные знания об окружающей действительности, развивающих ум, сообразительность, память. Особенно богат ими бурятский, калмыцкий и монгольский фольклор: Что такое один? (Однажды увиденное почему бы забыть?). Что такое пять? (Чего бояться человеку, имеющему пять сыновей?).

Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка — разгадка, да семь верст правды». С помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления, формируются временные, пространственные представления, понятия количественного, порядкового счета. Загадка служит исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.)

источник

Особенности формирования достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в различных типах ДОУ. Формы и методы организации обучения детей элементам математики. Формирование элементарных математических представлений.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ребенок математический знание

Важная задача современной педагогики — формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в различных типах дошкольных учреждений. Важное место отводиться обучению дошкольников основам математики. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Дошкольные учреждения накопили достаточный опыт в обучении и воспитании детей, осуществляют работу в соответствии с современными требованиями, основывающимися на достижениях психолого-педагогической науки. Так, исследования свидетельствуют о том, что основы учебной деятельности, важным элементом которой является формирование элементарных математических представлений, закладываются в дошкольном возрасте. По своей природе математические знания обеспечивают умения детей чётко и последовательно анализировать процессы происходящего вокруг, способствуют воспитанию привычки полноценной логической аргументации всего окружающего. Для математического стиля мышления характерны: чёткость, краткость, расчлененность, точность и логичность рассуждений, умение пользоваться символикой и т.п. (В. Давыдов, Г. Костюк, А. Леушина, А. Столяр и другие). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте остаётся игра, но параллельно с ней формируются и развиваются элементы учебной деятельности, что позволяет организовывать более систематический процесс обучения (Л. Артёмова, Р. Буре, Л. Венгер, Т. Кондратенко, В. Котырло, С. Ладывир, В. Мухина, Н. Поддъяков, А. Савченко, А. Усова, Е. Щербакова и другие). Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Читайте также:  Как узнать стельность нетели народными средствами

1. Формы организации обучения детей элементам математики

Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации. Разнообразие форм обучения определяется количеством обучающихся, местом и временем проведения занятий, способами деятельности детей, а также способами руководства этой деятельностью со стороны педагога.

Различают индивидуальную, коллективную и групповую (дифференцированную) формы обучения:

Индивидуальная форма обучения заключается в том, что ребенок приобретает знания, выполняет различные задания, имея возможность получения при этом непосредственной или косвенной помощи со стороны взрослого.

У индивидуальной формы обучения есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительным следует считать тот факт, что индивидуальное обучение обеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности ребенка, переживание положительных эмоций от общения непосредственно с педагогом. Оно, как правило, более результативно, нежели коллективное обучение.

Именно при индивидуальном обучении сотрудничество ребенка со взрослым позволяет достигать цели. Это связано с тем, что, обучая одного ребенка, взрослый легко может увидеть (определить) его «зону ближайшего развития». А затем это новое образование входит в фонд его «актуального развития» (Л.С. Выготский).

Но в индивидуальном обучении недостаточно реализуются возможности сотрудничества и соперничества со сверстниками, которые являются важным эмоциональным фоном учения.

При коллективной форме обучения один педагог работает одновременно с целой группой. Здесь налицо взаимная помощь и взаимное обучение. Недостатком коллективной формы обучения является то, что недостаточно учитываются так называемые индивидуальные различия. У разных детей — разный темп работы, разный уровень способностей, разное отношение к деятельности и т.п.

Коллективная форма обучения в детском саду до настоящего времени занимает ведущее место, в форме занятий со всей группой детей. Традиционно обучение детей осуществляется по единым программам и единым учебным пособиям. Дети внутри одного возраста имеют значительные индивидуальные различия, поэтому организация обучения должна строиться с учетом этих различий.

Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных и индивидуальных различий уровней развития детей, принято называть дифференцированным, и осуществляется по критериям: по способностям или не способностям к обучению, по интересам, по объему материала и степени его сложности, по степени самостоятельности и темпу продвижения в обучении.

Деление на подгруппы позволяет регулировать объем и сложность изучаемого материала, корректировать количество занятий в неделю (месяц). Подгруппа детей с более низким уровнем возможностей (низкий уровень развития внимания, мышления, памяти, воображения) занимается 2-3 раза в неделю, но занятия несколько короче и количество программных познавательных задач меньше.

Большая часть занятий организуется со всей группой детей, однако итоговые занятия предполагают дифференцированную (с подгруппами) форму организации. На каждом коллективном занятии имеет место работа с отдельными детьми. Это может быть как временное снижение требований, активная непосредственная помощь со стороны воспитателя детям, которые в ней нуждаются. Или, наоборот, предложение некоторым детям сложных, проблемных заданий, с учетом их возможностей и интересов.

В последнее десятилетие вопросы развивающего обучения рассматриваются в тесной связи с интеграцией программных задач, интеграцией разных видов деятельности детей. Так, для детей младшего и среднего дошкольного возраста более естественно приобретение знаний, умений в игровой, конструктивной, двигательной, изобразительной деятельности. Поэтому рекомендуется один-два раза в месяц проводить интегрированные занятия: математика и рисование; математика и физкультура; конструирование и математика; аппликация и математика и т.д.

2. Методы обучения детей элементам математики

Основными методами обучения дошкольников элементам математики являются наглядные, словесные, игровые и практические. Методы подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. А также в соответствии с личным опытом воспитателя, и от конкретных условий в детском саду.

При выборе методов учитываются:

— содержание формируемых знаний на данном этапе;

— возрастные и индивидуальные особенности детей;

— наличие необходимых дидактических средств;

— личное отношение воспитателя к тем или иным методам;

— конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.

К наглядным методам обучения относятся:

-демонстрация объектов и иллюстраций,

— рассматривание таблиц, моделей.

К словесным методам относятся:

-словесные дидактические игры.

Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании. Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям.

В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерны логическая последовательность и разнообразие формулировок.

Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, за грамотностью их речи, сопровождая ее различными пояснениями. Благодаря им уточняются непосредственные восприятия детей.

Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными — они сопутствуют практическим и игровым методам. Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введения их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр (А. А. Столяр). Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их (Б. П. Никитин).

Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из ряда операций.

Практические методы характеризуются, прежде всего, самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности.

Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удается при сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Составные части метода называются методическими приемами. Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т.д.

Между методами и методическими приемами возможны взаимопереходы. Широко распространен методический прием — показ. Специальная работа по формированию математических представлений ведется на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой в детском саду.

Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности. Поэтому каждую задачу дробят на более мелкие части, которые изучают последовательно. Так, во 2 младшей группе детей обучают группировать предметы по цвету, размеру, форме, составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов, выделять один предмет из группы. Находить один и много одинаковых предметов. Понимать конкретный смысл слов: больше — меньше, столько же. Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму. Понимать смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под. Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

В средней группе детям дается представление о том что такое множество, что оно может состоять из разных по качеству элементов. Начинается обучение счеты в пределах 5 (на основе наглядности), обучение уравнивание неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Детей учат сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия. Определять части суток.

В старшей группе детей обучают создавать множества, разбивать их на части и воссоединять их, устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, сравнивать разные части множества. Детей обучают счету в пределах 10 (на наглядной основе), сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.. А так же знакомят с количественным составом числа из единиц. В старшей группе дети учатся сравнивать предметы, размещать предметы различной величины в порядке возрастания и убывания. Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

В подготовительной группе детей обучают количественному, порядковому счету в пределах 20, называть числа в прямом и обратном порядке до 10. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками. Различать величины: длину (широту, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения. Детей обучают измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объёмы с помощью условных мерок. Делить предметы на несколько частей. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости. Определять временные отношения (день-неделя-месяц), определять время по часам с точностью до одного часа. мышление умственный математика смекалка .

3. Средства формирования элементарных математических представлений

В процессе обучения дошкольников математике особое место отводится средствам обучения и влиянию их на результат этого процесса.

Дидактические средства можно разделить на две группы:

— первая группа средств обеспечивает деятельность педагога и характеризуется тем, что взрослый ведет обучение в основном с помощью слова;

— во второй группе средств обучающее воздействие передается дидактическому материалу и дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач, т.е. наглядности и практическим действиям ребенка.

Основные функции средств обучения:

1) реализуют принцип наглядности;

2) репрезентируют сложные абстрактные математические понятия в доступные;

3) ведут к овладению способами действий;

4) способствуют накоплению чувственного опыта;

5) дают возможность воспитателю управлять познавательной деятельностью ребенка;

6) увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей;

7) рационализируют, интенсифицируют процесс обучения.

Каждое средство обучения выполняет свои определенные функции. В настоящее время в практике работы ДОУ широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:

— комплекты наглядного дидактического материала для занятий; — оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе;

— сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

— учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:

— объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

— графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов.

Так, в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия. Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.

Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала — комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях.

Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.

Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.

Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.

— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >,

источник

Консультация «Развитие математических способностей дошкольников через использование устного народного творчества»

Татьяна Рупосова
Консультация «Развитие математических способностей дошкольников через использование устного народного творчества»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.

Математика способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

Целью моей работы стала разработка системы познавательной деятельности, основанной на малых фольклорных жанрах, направленных на формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Развитие математических способностей с использованием малых жанров народного фольклора.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей.

2. Разработать систему познавательной деятельности с использованием элементов малых жанров народного фольклора, которая будет способствовать повышению уровня математических представлений у детей.

3. Выявить эффективность влияния проделанной работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

• Индивидуально-творческая деятельность,

творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей,

• учебно-игровая деятельность (игры, познавательная деятельность,

математическое развлечение.

Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая малые жанры устного народного творчества, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

1. У детей выработан интерес к самому процессу познавательной деятельности.

2. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач.

3. Стремятся к достижению познавательной цели.

4. Развивают навыки самоконтроля и самооценки.

Система работы с дошкольниками состоит из 3 блоков:

1. Система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами устного народного творчества;

2. Математические развлечения и игры;

Работа планируется по следующим разделам: «Числа и цифры первого десятка», «Математические знаки», «Решение логических задач», «Геометрические фигуры», «Обобщение и закрепление знаний». Она включает в себя занятия, игры, развлечения.

Читайте также:  Как восстановить слизистую желудка и кишечника народными средствами

Загадка служит исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.)

Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Скороговорки я разучиваю как на занятиях по математике, так и вне них.

На занятиях по математике я использую пословицы и поговорки с целью закрепления количественных представлений.

Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, приметять в повседневной жизни сформированные навыки.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространсвенное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия: справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т. д.).

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. Работаю с родителями по схеме: презентация изученной темы – обучение родителей – организация совместных дел.

На этапе презентации я убеждаю родителей в значимости темы, её актуальности, заручаюсь их помощью и поддержкой. Презентацию темы провожу через родительское собрание, наглядную информацию, зрелищные мероприятия.

При обучении родителей использую такие формы работы с семьей: консультации, папки-передвижки. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень знаний у детей по математике.

Развитие математических способностей детей через использование нетрадиционных игр В наше время, в век «компьютеров», математика, в той или иной мере, нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Фотоотчёт о проекте «Развитие речи детей 3–4 лет через использование произведений устного народного творчества» Доброе время суток всем,кто нашел минуточку и заглянул ко мне в гости. Сегодня я хочу немного рассказать о нашем проекте во второй младшей.

Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2-слайд Своей целью я, поставила познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления работы, в.

Использование устного народного творчества в речевом воспитании дошкольников 1 слайд Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию опыт работы воспитателя 1 младшей группы Маркиной Ирины Викторовны на тему:.

Консультация для педагогов «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего возраста» Речь в жизни человека — это важнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Произведения устного народного творчества имеют огромное значение для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Фольклорные.

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Проект «Развитие речи детей 3–4 лет через использование произведений устного народного творчества» Проект «Развитие речи детей 3-4 лет через использование произведений устного народного творчества». Составитель проекта: воспитатель МБДОУ.

Сценарий педсовета с проведением деловой игры «Развитие речи дошкольников средствами устного народного творчества» Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества» (Слайд 1) Цель: повысить компетентность.

источник

Вопросы математического развития дошкольников, в частности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, отражены в работах А.В. Белошистой, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, С.Г. Михалевой, Н.И. Непомнящей, М.Ю. Стожаровой, А.А. Столяр, Е.И. Щербаковой и др.

Для того чтобы были реализованы задачи развития математических представлений у детей дошкольного возраста, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует использование разнообразных средств развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Под средствами обучения понимаются совокупности предметов, явлений (В.Е. Гмурман, Ф.Ф.Королев), знаки (модели), действия (П.Р. Атутов, И.С. Якиманская), а также слово (Г.С. Косюк, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин и др.), участвующие непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. Можно сказать, что средства обучения — это источники получения информации, как правило, — это совокупность моделей самой различной природы [6].

Средство обучения, по П.И. Пидкасистому, – это материальный или идеальный объект, который использован воспитателем и воспитанниками для усвоения новых знаний [5].

Е.И. Щербакова отмечает, что каждое средство обучения выполняет свои определенные функции: реализуют принцип наглядности; переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму; способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий; увеличивают объем самостоятельной деятельности детей; интенсифицируют процесс обучения. Так, образ как средство обучения обеспечивает в основном развитие личного опыта ребенка, отраженного в представлениях. Действие обеспечивает формирование умений и навыков. Слово (воспитателя, ребенка и художественное слово) создает возможность формирования обобщенных представлений, абстрактных понятий [6].

Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями. Сделать обучение наглядным — это не только создать зрительные образы, но включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

По мнению А.М. Леушиной, главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Условно она выделяет 2 группы средств обучения: средства, как источник информации средства, как инструмент усвоения учебного материала. Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование. В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Выбор средств обучения, по мнению И.О. Карелиной, зависит от закономерностей и принципов обучения, общих целей обучения, воспитания и развития, конкретных образовательных задач, уровня мотивации обучения, содержания материала, времени, отведенного на изучение того или иного материала, объема и сложности материала, уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков, возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, типа и структуры занятия, количества детей, интереса детей, взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность), материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств, особенностей личности педагога, его квалификации [4].

Использование наглядности в обучении математике необходимо, но следует помнить, что наглядность не самоцель, а средство обучения. Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный. Так, на занятиях по математике широко используются пособия-аппликации (таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной или наклонной плоскости с помощью магнитиков или другими способами), фланелеграф, «Универсальное дидактическое пособие» – плоскостные планшеты с разным количеством карманов, на которых символами изображены задания. Применяя эти планшеты, старших дошкольников можно знакомить с временами года, закреплять геометрические, величинные и другие представления.

«Математический планшет» используется для постижения азов геометрии, а также для развития мелкой моторики. Это поле со штырьками для рисования резиночками. С помощью его формируется исследовательская деятельность ребенка, происходит психосенсомоторное когнитивное (познавательное) развитие и развитие творческих способностей.

В настоящее время особая роль отводится при обучении элементарной математике дошкольников дидактическим средствам: логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера. Эти дидактические средства используются в разных странах. Счетные палочки Кюизенера, которые широко используются при формировании понятий о числе и арифметических действиях. В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или».

Нельзя забывать и о познавательных книгах математического содержания и рабочих тетрадях для дошкольников, компьютерных играх и учебно-методической литературе для педагогов и родителей.

Е.В. Колесникова, автор парциальной программы «Математические ступеньки», предлагает использовать в обучении детей малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, считалки и др.).

В.А. Лаптева предлагает использовать музыкально-математические средства, одновременно выполняющие и «заинтересовывающую», и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Основой методики В.А. Лаптевой являются математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий. Песенки, обучающие различным способам счета: двойками, тройками, пятерками, десятками. Песенки о временных отношениях: сутках, неделе, месяце, годе, временах года; и о пространственных отношениях: метре, дециметре, сантиметре, площади, периметре и т. д. Фундаментом математических знаний является счет, который можно закрепить, используя считалки. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки («Зайчик», «Бука», «Ехала телега», «Порядковый счет»). Также музыкально-математические средства одновременно выполняют и «заинтересовывающую», и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников [2].

Таким образом, все выше перечисленные средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Использования разнообразных средств обучения в процессе развития математических представлений у дошкольников влияют на качественные изменения в познавательной деятельности ребенка.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.

Жуйкова Т. П. Музыкально-математические средства в обучении детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 267-270.

Зайцева Н.А. Первая тысяча: учебно-методическое пособие для воспитателя детского сада / Н.А. Зайцева. – М.: АРС — Пресс, 2010. – 276 с.

Карелина И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / И.О.Карелина. — Рыбинск, 2012. – 68 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. — М: Издательский центр «Академия», 1998. -272 с.

источник

Методическая статья «Устное народное творчество как средство развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

«Устное народное творчество как средство развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Коллерова Оксана Владимировна

Дошкольный возраст — это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно, держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, т.к. формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов.

Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора, т.к. он помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры.

В ходе такой работы у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность.

Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая элементы устного народного творчества, способствует повышению интереса к самому процессу.

В ходе работы с детьми, я столкнулась с такой проблемой — нет четко разработанной системы познавательной деятельности по математике для дошкольников с использованием устного народного творчества.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (например: система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой». Как следствие теряется интерес к предмету, появляется страх, что — это не понять и т.п.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной.

Целью моей работы стала разработка системы познавательной деятельности, основанной на малых фольклорных жанрах, направленных на формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей.

2. Разработать систему познавательной деятельности с использованием элементов малых жанров народного фольклора, которая будет способствовать повышению уровня математических представлений у детей.

3.Внедрить метод проектов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Гипотеза: если в работе с дошкольниками использовать систему познавательной деятельности с элементами устного народного творчества с использованием метода проекта, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.

При разработке системы познавательной деятельности я ознакомилась с вопросами теории таких исследователей как В.П. Аникина, Т.М. Бабушкина, Г.С. Виноградова, Е.И. Щербакова, Е.В. Шаталова. Это явилось методологической основой моей работы.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с включением малых жанров народного фольклора с использованием метода проекта.

Метод проекта помогает ребенку через посильное участие приобретать собственный чувственный опыт деятельности, осваивать базовые компетенции, необходимые для успешного обучения в школе и вообще для успешной жизнедеятельности.

Читайте также:  Куриная жолка как лечить народными средствами

Проекты представляют интерес, как для детей, так и для взрослых по следующим причинам:

— проекты позволяют ребенку получать знания через включение в практическую деятельность;

— включают в деятельность всех возможных участников воспитательно-образовательного процесса – педагогов, детей, родителей;

— объединяют усилия всех специалистов детского сада, что дает возможность активно взаимодействовать;

— дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода, так как разные виды деятельности разных детей ведут к единому результату;

— дают возможность ребенку увидеть конкретный результат своей деятельности.

В своей работе использовала следующие формы организации:

· творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей),

· учебно-итоговая деятельность (игры, познавательная деятельность),

Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая малые жанры устного народного творчества, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

1. Дети будут проявлять интерес к самому процессу познавательной деятельности.

2. Воспитанники самостоятельно найдут способы решения познавательных задач.

3. Будут стремиться к достижению познавательной цели.

4. У детей сформируются навыки самоконтроля и самооценки (по парциальной программе Е. Колесниковой «Математические ступеньки»).

Разработанная мною система работы с дошкольниками состоит из 3 блоков:

1. Познавательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с элементами устного народного творчества.

2. Математические развлечения и игры.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике.

Работа планируется по следующим разделам: «Числа и цифры первого десятка», «Математические знаки», «Решение логических задач», «Геометрические фигуры», «Обобщение и закрепление знаний». Она включает в себя занятия, игры, развлечения, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Большинство занятий построено с использованием произведений русского народного творчества (сказки, потешки, считалки, поговорки и т.д.)

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия: справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).

Считалки-числовки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Например,

Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять

Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один —

Надо только нам узнать, кто из нас пойдёт искать?

На занятиях по математике я использую пословицы и поговорки с целью закрепления количественных представлений. Например, «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Одна пчела, лучше чем рой мух».

Задачи со сказочным сюжетом помогают закрепить приобретенные знания детей, позволяет применять их при решении различных ситуаций, способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами — 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».

Использование задач-шуток и задач на сообразительность помогает разнообразить и оживить занятия с детьми, кроме того, задачи подобного рода использую при проведении математических досугов, КВНов.

Для решения задач-шуток надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Сущность задачи, т.е., основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, например «На березе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего яблок? (нисколько — на березе яблоки не растут)», «Над рекой летели птицы — голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и пять угрей. Сколько птиц, ответь скорей».

Особое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, которые в силу особенностей развития не могут усвоить на занятиях материал наравне со всеми, пропустившими более одного занятия и с детьми опережающих в развитии. В календарном плане, указываю с кем, и с какой целью буду заниматься, какой наглядный материал нужно использовать, какие задания или дидактическую игру надо предложить ребёнку. Такие занятия провожу в утренние или вечерние часы, их продолжительность не превышает 10 минут.

Так же в своей работе использую дидактические игры. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая дошкольников в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

Игры путешествие во времени

Игры на ориентировки в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «В какой руке сколько», «Считай дальше», «Назови число», «Найди столько же», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Загадай число», «Увеличь число», «Найди ошибку» «Какой цифры не стало?». И многие другие я использую на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

В старшей группе познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. Разучили считалку В.Степанова «Дни недели». После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем, усложняла игру тем, что каждому ребенку давалось название определенного дня недели, и дети должны были построиться с названного дня недели. Использовала разнообразные дидактические игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Лови, бросай, дни недели называй», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Катя, а сзади — Дима. Усложнение данного вида упражнений выражается в следующем: увеличивают количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения; увеличивают площадь ориентировки; усложняют условия выполнения заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром темпе движения (на бегу). Так, в подвижных играх «Зайцы и волк» и «Караси и щука» дети по сигналу убегают от волка или щуки и прячутся в домики. Спрятавшимся считается тот зайчик или карасик, у которого домик (стул, коробка, куб) оказался расположенным в соответствии с заданием воспитателя: впереди или сзади, слева или справа от ребенка.
Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин (в булочную и пр.)», «Дорога на почту (в аптеку)», «Дорога в школу». Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути». Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного. Детям можно давались поручения «отвести» кого-либо или всю группу в указанное место.
При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», — “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.” Распечатываю конверт читаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Встань, где я скажу», «Запомни где стоит», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения на закрепление о геометрических фигурах они развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей детей. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводила игру типа ЛОТО. Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую я демонстрировала. Затем, предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли. В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Кто куда убежал», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовет».

Дидактическую игру «Сложи узор» использую с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Дошкольники с удовольствием решают задачи на смекалку, головоломки , задачи на построение, например составляют2 квадрата из 7 палочек присоединением одной фигуры к другой,перекладыванием1,2,3 палочек из одной фигуры получают другую (из фигуры домика делают флажок и др); определяют, сколько кругов, треугольников, прямоугольников использовано при составлении той или иной картинки-аппликации (петушка и др.) отгадывают, из каких фигур составлен чертёж или узор, сколько их. Играя в «Танграм» (геометрический конструктор), дети воссоздают сложные фигуры: зайчика, журавля петушка и др. Также существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Найди различия» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит срез знаний. Так, проведенный срез знаний в мае 2010г (средняя группа)показал: высокий уровень составил — 20%, средний уровень — 65%, низкий уровень — 15%, май 2011 года высокий уровень — 45%, средний уровень — 50%, низкий уровень — 5%. Я предполагаю, что по окончанию детьми подготовительной группы высокий и средний уровень возрастет, а низкого не будет.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей и педагогов. Работаю в тесном контакте с педагогами изостудии, театральной студии, музыкальным руководителем. Мной был разработан проект «Удивительные цифры», в котором приняли участие дети и их родители. Работа над проектом помогла детям овладеть практическими и теоретическими знаниями, преодолевать трудности, доводить дело до конца, умение работать в коллективе, ощутить себя членом команды, учиться обсуждать результаты деятельности каждого члена команды, не воспринимая чужие успехи как поражение.

В работе с родителями использую общение через диалог, устные и письменные консультации «Математика для малышей», «Счет в дороге», «Прогулка с математикой», папки-передвижки, родительские собрания, математические развлечения, досуги, КВН. Чтобы изучить потребности родителей по математическому развитию детей, повысить их педагогическую компетентность использую анкетирование.

Работаю с родителями по схеме: презентация изученной темы – обучение родителей – организация совместных дел.

На этапе презентации я убеждаю родителей в значимости темы, её актуальности, заручаюсь их помощью и поддержкой. Презентацию темы провожу через родительское собрание, наглядную информацию, зрелищные мероприятия.

При обучении родителей использую такие формы работы с семьей: консультации, папки-передвижки и др. при организации совместных дел провожу с участием родителей математические развлечения, досуги, КВН.

источник