Меню Рубрики

Средства народного воспитания пословицы и поговорки

Пословицы — как средство воспитания.

Средства народной педагогики

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы — не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

О пословице хорошо сказал Я.А.Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц — наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

В детской среде пословицы — редкость, чаще всего они лишь ситуативно воспроизводятся в подражание старшим. Тем не менее ситуативность закрепляет их в памяти как педагогические ресурсы для будущего, и приходит пора когда они становятся средствами воспитательного воздействия. Для повышения воспитательного значения пословиц в народе всемерно поддерживается их авторитет: «Без пословицы не проживешь», «На пословицу ни суда, ни расправы. Пословица «несудима», «Пословица не покормница, а с нею добро», «Пословица правду всем говорит», «Пословица — всем делам помощница».

Пословица — «цвет народного ума» (В.И. Даль), но этот ум прежде всего оберегает нравственность. В пословицах главное — этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословица — выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни. И педагогические мысли народа несут на себе печать народной нравственности.

В педагогической перекличке народов и поколений участвуют все без исключения народы — большие и малые. Рождение детей — для всех праздник. С детьми трудно, без них вдвое. В русских пословицах дети воспеты многократно: «Сын да дочь — красные детки. Сын да дочь — домашние гости», «Сын да дочь — день да ночь», «Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц», «Малы детушки — что часты звездочки: и светят и радуют в темну ноченьку».

Рождения мало, родить всякий может, — важно воспитание. «Нарожать нарожала, а научить не научила» — осуждения подобного рода в адрес родителей — как отцов, так и матерей — встречаются у всех народов.

Народом определенно высказываются мысли о начале воспитания: чем раньше, тем лучше. Воспитание начинается с момента рождения, причем оно главнее рождения: «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Мать и отец не просто родители, рождение — только начало, мать и отец — воспитатели, только тогда они оправдывают свое имя и назначение. «Материнская школа» важнее и основательнее отцовской: «Какова матка, таковы и детки», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет».

«Родительское слово мимо (на ветер) не молвится», т.е. о родительском слове сказано, то же самое, что и о пословице. Слово родителей оценивается так же высоко, как и живая народная мудрость многих поколений. Родители как воспитатели в данном случае выступают от имени народа, как связующее звено между детьми и народом, подрастающим поколением и уходящим.

В пословицах отразились условия воспитания — благоприятные и неблагоприятные. Все народы внушают подрастающему поколению мысль о необходимости уважать воспитателей. В пословицах родительский авторитет поддерживается особенно настойчиво: «Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь», «Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить», «Хоть по-старому, хоть по-новому, а все отец старше сына». Об отце сказано: «Крута гора высокая, крепка стена белокаменная», и мать праведна названа оградой каменной. Детям предсказывается судьба по их отношению к родителям: «На лубе отца спустил, и сам того же жди от сына» (рус.). Между прочим, есть и сказки на эту тему, и как нравственный вывод из них — пословицы, в которых лучшими воспитателями провозглашаются старые: «Чем старее, тем правее, а чем моложе, тем дороже», «Седина в бороду — ум в голову», «Старина с мозгом — старина, что диво». Взаимоотношения между молодым и старшим поколением у всех народов определяются примерно одинаково: «Старшим место уступи, младшим помощь окажи» (хакаск.), «Старшего слушай, молодого учи» (чув., якут., шорск., тув., татар., кирг.), «Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет», «Молодой на битву, а старый на думу» (рус.).

В пословице — готовый вывод, но она — не конец, не завершение раздумий, а скорее — точка опоры для новых мыслей, как бы их зародыш. Пословица в какой-то конкретной ситуации — вывод, в другой — гипотеза, ставящая новые проблемы. Ценность пословиц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину. Комментирование пословиц в суждениях, в разговоре, спорах всегда широко было распространено в народе. Такое комментирование во многих случаях переводит в разряд педагогических и те пословицы, которые на первый взгляд не являются таковыми. Пословица «Жизнь прожить — не поле перейти» комментируется как совет, адресованный молодежи: «Учились бы да играли больше. Успеете еще наработаться. Жизнь прожить — не поле перейти».

Применение общего педагогического суждения к характеристике конкретного случая очень часто встречается при употреблении пословиц. Пословица о том, что одного-двух сыновей мало, народом комментируется следующим образом: «А ведь и правда. Один сын и умереть может, со вторым можно характером не сойтись, какая сношка попадется. А три сына — три костыля на старости лет».

Особенно ценны для изучения воззрений народа собственно педагогические наставления. Они вместе с образовательным материалом, со знаниями о детях и воспитании составляют основное ядро народной педагогической мудрости. Это — своего рода морально-педагогический кодекс народа.

Этот кодекс тщательно продуман народом в важнейших деталях: «Детей побоями не учат, добрым словом учат», «Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом», «Жалуй своих, а там и чужих! Свой своему поневоле друг», «Молоденький умок — что вешний ледок», «К мягкому воску — печать, а к юному — ученье», «Неразумного учить — в бездонную кадку воду лить», «Повторение — мать ученья», «Ученый видит, неученый следом ходит», «В бедах человек умудряется», «Общаясь с хорошим, хорошее пристанет, общаясь с дурным — дурное», «Кошма развернется — широкой станет, человек вырастет — умным станет», «Ребенок-первенец больше всех дорог», «Разум шире морей, знания выше гор», «Грамотный человек — словно солнце, неграмотный — что черна ночь», «Сырое дерево гни, пока не высохло, ребенка учи в свое время», «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Не учили, когда поперек лавки ложился; а во всю вытянулся, так не научишь», «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться», «Если не варит в голове, то не сваришь и в котле», «Старому посох подпорка, молодому — наука», «Если среди смелых растешь, сам будешь смелым», «Все мы люди, все человеки», «Каковы веки, таковы и человеки», «Человек человека стоит. Человек не для себя родится».

Важный педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это — оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит», «Добрая совесть — глаз божий. Добрая совесть любит обличение», «На ходу зеленой травы не сомнет» (о смирном), «Встретив равного по силе, стал комнатной собачкой» (о бахвалах), «Как садиться на коня, так и штаны свои отдавать в починку» (о беспечных), «В нем верны только следы, оставленные на снегу» (о лгунах), «Вор – первый богомолец, женолюб — лучший родственник, а плут больше всех говорит о грехе», «Слова хвастливого, что лужа, слова скромного, как море», «Увидев самого медведя, отправится искать его следы» (о человеке, отвлекающемся от главной цели), «Говоря ложь, не сделаешься мудрым, воруя, не сделаешься богатым», «Легче сандаловое дерево сломить, чем молодой задор», «Хорошо откормленная собака на хозяина лает» (о неблагодарных, о них же говорят: «Перекочевал — верблюд не нужен, переплыл — лодка не нужна»), «У плута нет жизни, у лентяя нет мечты», «Добрый человек зла не помнит, а злой добра не помнит» и др. Многочисленные характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием. Воспитание и перевоспитание дурных людей — дело не из легких: «Змея своей кривизны не сознает: выпрямлять станешь — укусит». Воспитание не всесильно: «То, что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи», «Змея меняет кожу ежегодно, да ядовитые зубы оставляет при себе».

Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, уместно, умело. Основное же назначение их все-таки в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.

Жизненные потребности, исторические обстоятельства, общественные условия породили мудрые народные афоризмы. Человек, становясь умнее, сознательно поддерживал и культивировал прежние духовные приобретения и изобретения. В силу этого каждое поколение застает готовые формы и жанры. Содержание их дополняется и развивается от поколения к поколению. Отдельный человек оказывается в плену тех форм, которые созданы задолго до него, и обстоятельствами жизни вовлекается в творческий процесс — восприятия, переосмысления или созидания.

Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.

источник

В любой пословице и поговорке всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей и поговоркой понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы и поговорки удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы и поговорки — не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице или поговорке говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица и поговорка создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей или поговоркой, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае, возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Народные пословицы и поговорки имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

О пословице хорошо сказал Я.А.Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и поговорок, учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).

Читайте также:  Болит рука причины чем лечить народные средства

В пословицах и поговорках много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

В пословицах и поговорках получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах и поговорках общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

В пословице и поговорке — готовый вывод, но они — не конец, не завершение раздумий, а скорее — точка опоры для новых мыслей, как бы их зародыш. Пословица или поговорка в какой-то конкретной ситуации — вывод, в другой — гипотеза, ставящая новые проблемы. Ценность пословиц и поговорок выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину. Комментирование пословиц в суждениях, в разговоре, спорах всегда широко было распространено в народе. Такое комментирование во многих случаях переводит в разряд педагогических и те пословицы, которые на первый взгляд не являются таковыми.

Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы и поговорки являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.

источник

3. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Воспитание ребенка начинается в люльке.

В доме без люльки уюта нет.

В доме с детьми тайн не бывает.

Мать без детей, что яблоня без цветов.

Птица из-за птенцов в силок попадает, человек из-за детей страдает.

Чем золотой дворец родичей, лучше дырявый шалаш матери родной.

Дом с детьми — базар, дом без детей — мазар (могила).

Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну.

Пережить сына — до мечты своей не дожить, оставить сына после

себя — мечты своей достигнуть.

Кто не уважает отца, тому нет уважения от своих детей,

Отец — гора, мать — родник у подножия горы, сын — тростник на берегу родника.

Ребенок без отца — наполовину сирота, ребенок без матери — полный сирота.

Одно дерево жалко на дрова спилить, одного ребенка трудно хорошо воспитать.

Три дела делают человеку честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги.

По старшему брату равняясь, младший растет, по старшей сестре равняясь, младшая растет.

Посеянное отцами детям пожинать.

Воспитанный человек что конь подкованный.

Дружба прочна чувством искренним, семья крепка уважением взаимным.

Человека обмануть—преступление перед совестью, брата обмануть —преступление перед матерью.

Коня ноги кормят, человек сыт от доброго слова.

Человеком быть легко, человечным быть трудно.

Утолив жажду, благодари того, кто колодец вырыл; отдыхая в тени дерева, благодари того, кто его посадил.

Джигит на слова скуп, на дела щедр.

Джигиту от слова отступить словно смерть принять.

Сталь закаляется на огне, батыр — на войне.

Врага остерегайся один раз, неверного друга — всю жизнь.

Чем плохой друг, лучше достойный враг.

Веселиться хорошо с чужими, горевать — со своими.

Труд — источник богатства человека, авторитет — источник его уважения.

Джигиту нет счастья без труда, народу — без единства.

Труд украшает человека, а человек — свое время.

От дождя земля цветет, от работы джигит мужает.

Плача будешь арык рыть, смеясь будешь воду пить.

Не спрашивай джигита, сколько сил вложил, спрашивай, что сделал.

Для джигита работа — отдых, для лентяя гулянье — отдых.

В учении трудно, да плоды учения сладки.

Говори не о том, что вычитал, а о том, что осмыслил.

Для ученого мир светел, для неуча мир темен.

Если глаза не видят, но уши слышат — ум богатеет, если глаза видят, но уши не слышат — ум скудеет.

Жизнь — самый мудрый учитель.

Слово невежды как угроза звучит, слово мудреца как шелк шелестит.

Умного речь коротка, да каждое слово поучительно.

Умный ошибается — себя винит, дурень — друзей.

У мудрого человека слово яркое, как огонь, ясное, как луна.

Добрый конь и в старости шаг не путает, умный человек и в старости мудрости не теряет.

Знаний набирайся с пеленок и накапливай до дней последних.

Искусство — живой ручей, наука — яркий светильник.

Наука есть рытье колодца иглой.

Не тот много знает, кто много читает, а тот, кто умом вникает.

Не тот много знает, кто много прожил, а тот, кто много видел.

Прилежный ученик превзойдет учителя.

Стремись изучить семи народов язык и семь разных наук.

Прожитый день не вернется, а мудрое слово останется.

Учение — основа знания, знание — основа счастья.

Лучше умный молчун, чем речистый болтун.

Меткое слово спор прекращает

Слово акына острее кинжала и нежнее волоска.

Родина — Мать народу, народ — мать джигиту.

Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

Если не нашел счастья дома, не обретешь его и на чужбине.

Не видать добра гусю, покинувшему озеро родное; не видать счастья джигиту, оставившему край родной.

Счастлив джигит, себе цену знающий, счастлив народ, сам собой правящий.

Пережитое вместе с народом — великий праздник.

Кто бежал от народа, тот останется без погребения.

Лишившись коня, седло не бросай; лишившись жены, очаг свой не покидай; лишившись очага, народ свой не покидай. (11; с.73)

4. История овладения грамотой

У казахов испокон веку было много желающих овладеть грамотой.

Первоначально это шло через изучение арабского письма, посредством чтения религиозных книг, которые издавались на основе арабской графики.

«. Казахские дети обучались у мулл по старой, укоренившейся методике, суть ее выражается в следующем. Сначала азбука заучивается наизусть, причем каждая буква читается не в соответствии со своим звучанием, а так, как она дается в алфавите: алип, би, ти, си, мим, ха, дал. Затем заучиваются всевозможные надстрочные, подстрочные знаки. Вот отчего дети-казахи с таким трудом осваивают за три-четыре года грамоту, да и то не все. Дети же русских грамоту осваивают за неделю и читают книги, поскольку слова они читают, не расчленяя на отдельные буквы.» (21; с.16)

Спустя некоторое время, когда интенсивность сношений с русскими резко увеличивается, возникает настоятельная потребность в обучении и овладении русским языком. Здесь необходимо отметить, что в обучении русскому языку не предусматривается изучение шариата, основное внимание уделяется преподаванию предметов, необходимых для различных отраслей хозяйства. Причем для каждой отрасли создана своя школа. Например, окончивший школу лесного хозяйства становится лесничим, школу юриспруденции — судьей, и т. д. Для того чтобы посеять семена знания среди казахов, пропагандировать оседлый образ жизни, для детей казахов открывались интернаты и сельскохозяйственные школы. В этих школах обучение будет вестись как на казахском, так и на русском языке.

Обитая в необозримых и пустынных степях Средней Азии и занимаясь исключительно скотоводством, киргизский народ, как известно, в течение многих веков жил совершенно обособленно от других азиатских народов и вел вполне самостоятельную жизнь со своеобразными условиями. Ввиду этих обстоятельств язык киргизский развивался самостоятельно и сделался как бы самостоятельным языком, очень мало имеющим общего с языками других народов Азии одного с ним происхождения.

Своеобразная природа степей, постоянная борьба за существование со стихиями и враждебными соседними племенами воспитали в киргизском народе здравый ум, живой темперамент, смышлености сообразительность. Сообразное этими качествами и язык киргизский получился живой, выразительный и довольно богатый формами. В степи нередко встречаются старики-ораторы, которые на родном своем языке говорят так выразительно, последовательно и вместе с тем просто и ясно, что не уступят иной раз, пожалуй, и европейским ораторам.

«. Язык каждого народа есть одно из самых могучих средств его на пути к просвещению, и только такой народ достоин уважения и может рассчитывать на хорошую будущность, который свято хранит и развивает свой язык. Киргизский же язык падает с каждым годом, и его необходимо поддержать и развивать. Поддержание и развитие киргизского языка и распространение русской грамотности. должны составлять, как нам кажется, нравственную обязанность просвещенных представителей киргизского народа. » (1; с.12)

источник

В любой пословице и поговорке всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей и поговоркой понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы и поговорки удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы и поговорки — не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице или поговорке говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица и поговорка создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей или поговоркой, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае, возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Народные пословицы и поговорки имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

О пословице хорошо сказал Я.А.Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и поговорок, учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).

В пословицах и поговорках много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

В пословицах и поговорках получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах и поговорках общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

В пословице и поговорке — готовый вывод, но они — не конец, не завершение раздумий, а скорее — точка опоры для новых мыслей, как бы их зародыш. Пословица или поговорка в какой-то конкретной ситуации — вывод, в другой — гипотеза, ставящая новые проблемы. Ценность пословиц и поговорок выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину. Комментирование пословиц в суждениях, в разговоре, спорах всегда широко было распространено в народе. Такое комментирование во многих случаях переводит в разряд педагогических и те пословицы, которые на первый взгляд не являются таковыми.

Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы и поговорки являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.

источник

Статья Пословицы и поговорки как средство воспитания детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики.

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Качур Оксана Станиславовна.

педагог МДОУ « ЦРР – д/с № 160»:

Пословицы и поговорки как средство воспитания дошкольников на идеях народной педагогики

Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка.

Пословицы и поговорки обогащают и украшают наш язык, благодаря чему люди с давних пор приобретали навыки выражать свои мысли доходчиво и лаконично. А. М. Горький писал: «Необходимо знать наш богатейший фольклор, особенно же наши изумительные, чёткие, меткие пословицы и поговорки».

Пословицы – это явление устной речи и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это как «живая вода», ибо народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить в жизни честность и справедливость. Пословицы и поговорки учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учёбе, как относиться к матери, старшим, к родине.

Читайте также:  Народные средства для понижения сердечного давления

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов. «Грибы ищут — по лесу рыщут» — это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу. Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл — она приложима ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.

Эта особенность пословиц подсказывает нужный подход к знакомству ребенка с ними: сначала дети отдают себе отчет о прямом смысле пословицы, а затем усваивают ее переносный смысл, то широкое обобщение, которое в ней заключено.

Поговорки, в отличие от пословиц, не поучают, а дают меткие определения различным явлениям жизни.

Используя пословицы и поговорки на различных занятиях и в повседневной жизни, учу детей умению ясно выражать свои мысли, лучше понимать жизненные ситуации.

Например, на занятиях по художественной литературе, после чтения и беседы по содержанию какого-либо текста, предлагаю детям подумать, какую пословицу можно применить к данному произведению. Так, после чтения сказки «Через речку по радуге» (В. Машковцев) вместе с детьми решили, что к этой сказке подойдёт пословица «Как аукнется, так и откликнется», так как девочка Настя помогла женщине, привязанной к дереву, освободиться и получила возможность распоряжаться волшебными силами. Был в нашей группе и такой случай. Семья одного нашего воспитанника уезжала на новое место жительства. При расставании некоторые дети даже прослезились. Я им напомнила пословицу – «Гора с горой не сойдётся, а человек с человеком сойдётся», т.е. встреча всегда возможна. Дети повеселели и ещё не один раз вспоминали эту пословицу в течение нескольких дней.

Пословицы и поговорки необходимо подбирать так, чтобы их смысл был понятен детям, или они могли проверить их на практике.

Во время хозяйственно – бытовой деятельности в группе, когда дети без всякого энтузиазма приступают к уборке, подбадриваю их пословицей – «Глаза боятся, а руки делают». Затем делимся на бригады, и каждая бригада выполняет свой фронт работы. Дело, конечно, спорится быстро. При подведении итога работы хвалю детей и говорю, что «Всякое дело мастера боится».

На занятиях по ручному труду или аппликации всегда напоминаю пословицу в начале занятия – «Семь раз отмерь, один раз отрежь». А если кто-то прослушал объяснение и сделал что-то не так, обязательно говорю: «Поспешишь – людей насмешишь», или «После дела за советом не ходят». Многие дети уже сами применяют эти пословицы в различных ситуациях.

В повседневной жизни при помощи пословиц можно показать, как меткое слово может остановить хвастуна и насмешника. Например, одна девочка пришла в детский сад с красивой куклой. Всем с гордостью показывала свою обнову, но никому не позволяла даже к ней прикоснуться. В результате, через некоторое время сидела на стульчике, обнимала свою куклу, но была одна и скучала. Пришлось напомнить ей пословицу — «Кто хвалится, тот с горы свалится», то есть сначала была она в центре внимания, а оказалась в полном одиночестве. После этого она сама предложила свою куклу для общей игры.

На прогулках и во время наблюдений широко применяю поговорки. Например, наблюдая за первыми падающими осенними листьями, говорю детям: «Листья, как птицы: посидят, посидят, а осенью улетят». В пасмурный день, когда видим молнию, сравниваю её: «Молния, словно золотая орлица, на землю садится» или «Молния летит, словно огненная стрела». С наступлением зимы сравниваем солнечное тепло с летним и отмечаем, что «Солнце зимой светит, да не греет», а «Лес зимой словно седой». Предлагаю детям объяснить, почему мы так говорим? Чаще всего дети объясняют это явление тем, что на деревьях лежит снег, поэтому деревья словно седые.

Для развития детской фантазии и обогащения словарного запаса можно провести с детьми такое мероприятие: предложить к какому-нибудь слову придумать различные сравнения. Например, к слову «толстый» дети подобрали такие эпитеты – бревно, Винни Пух, бочка, батон. А к слову «тонкий» — иголка, веточка, лапша, ниточка.

Если дети начинают ссориться, стараюсь выяснить, что произошло, обязательно предлагаю им помириться и попросить друг у друга прощение. Напоминаю, что «Доброе слово, что солнышко в ненастье, а злое, как грязная вода». Объясняю, что говорить друг другу лучше красивые слова. В подобных случаях обязательно привожу пословицу: «Чего в других не любишь, того и сам не делай». То есть, если не хочешь, чтобы тебя обзывали, сам не обзывайся; не хочешь, чтобы тебя кто-то ударил, сам не дерись и т.п.

Чтобы дети лучше запомнили пословицы и поговорки, могли их отличать друг от друга, проводятся различные викторины, игры и конкурсы.

Например,
1. «Узнай поговорку». Дети делятся на команды. Каждой команде предлагаю иллюстрацию, с зашифрованной в рисунке поговоркой. Дети отгадывают.
2. «Продолжи пословицу». Ведущий говорит первую часть пословицы, а дети заканчивают её.
3. «Цветы и ягоды». Учу детей отличать пословицу от поговорки. Поговорки – цветы, пословицы — ягоды.

4. «Подбери подходящую пословицу».

Регулярное использование пословиц и поговорок учит детей лучше понимать выражения народной мудрости, делать логические выводы, понять окружающий мир, различные явления и события.

Актуальной задачей речевого развития является выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Незаменимый материал для дикционных упражнений — пословицы, поговорки, загадки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

«Поговорки для Егорки». В.Волина. Москва: «Олма – пресс», 1999 г.

«Русский фольклор/Сост. В.Аникин. Москва: «Художественная литература», 1985 г.

«Пословицы». М.Кузьмина. ООО «Хатбер — пресс», 2014г.

«Поговорки». М.Кузьмина. ООО «Хатбер — пресс», 2014 г.

«Ласковое слово, что солнышко в ненастье». Москва: «Детская литература», 1979 г.

«Одно дело делаешь, другое не порть». Б.Шергин. Москва: «Детская литература», 1983 г.

«При солнышке тепло, при матери добро». Москва: «Детская литература», 1974 г.

«Делу время, потехе час». Москва: «Детская литература», 1986 г.

«Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5 – 7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения». Монография. Москва, 2012 г.

источник

Наша редакция составила подборку пословиц и поговорок на тему воспитания. Если вы знаете поговорки, присказки, пословицы, которые не вошли в список, обязательно поделитесь ими в комментариях.

  1. Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
  2. Живое слово дороже мертвой буквы.
  3. Хорошему надо учиться три года, а дурному — одного часа достаточно.
  4. Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.
  5. Голодное брюхо к ученью глухо.
  6. Выкормил змейку на свою шейку.
  7. Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
  8. Побои мучат, а не учат.
  9. Смолоду прореха – под старость дыра.
  10. Из одной хворостины трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.
  11. Человек без воспитания — тело без души.
  12. Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
  13. Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
  14. К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
  15. Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.
  16. Человек без воспитания — что тело без души.
  17. Вещи моют водой, человека воспитывают поучением.
  18. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
  19. Что посеешь, то и пожнешь.
  20. Наказывать легче, чем воспитывать.
  21. Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
  22. Дурака учить – решетом воду носить.
  23. Сумел родить, сумей и воспитать.
  24. Повторенье – мать ученья.
  25. Идти в науку – терпеть муку. Без муки нет и науки.
  26. Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил.
  27. Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло.
  28. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  29. Понукание — не воспитание.
  30. Не штука проучить, а штука научить.
  31. Не нужен ученый, а нужен смышленый.
  32. Воспитывай лаской, а не таской.
  33. Не всё таской, нужно и лаской.
  34. Не хлебом единым сыт человек.
  35. Ум и воспитание — братья-близнецы.
  36. Паси, чтобы вскормить; не паси, чтобы озолотить.
  37. Учение образует ум, воспитание — нравы.
  38. Кто от кого, тот и в того.
  39. Не выучит школа, выучит охота.
  40. Верная указка — не кулак, а ласка.
  41. Воспитай старшего, а младший сам научится.
  42. Доброму одно слово пуще дубины.
  43. Человек не для себя родился.
  44. Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
  45. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
  46. Капризен в детстве — уродлив в старости.
  47. Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит.
  48. Сын хорошим не родится, а воспитывается.
  49. У семи нянек дитя без глазу.
  50. Красна птица перьем, а человек ученьем.
  51. Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
  52. Написано пером – не вырубишь топором.
  53. Человек неученый – что топор неточеный.
  54. Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься.
  55. Детушек воспитать — не курочек перещипать.
  56. Не тот родитель, кто родил, а тот, кто выкормил.
  57. Диплом имеет, а дела не разумеет.
  58. Не гонкой волка бьют, а уловкой.
  59. Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
  60. Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно.
  61. Учи других и сам научишься.
  62. У доброго батюшки добры и детки.
  63. Учиться никогда не рано и никогда не поздно.
  64. Один добрый пример лучше ста слов.
  65. Не выучит школа – выучит охота.
  66. Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил.
  67. Чему научился в молодости, то пригодится в старости.
  68. Верная указка – не кулак, а ласка.
  69. Не силою дерутся, а умением.
  70. Детушек воспитать — не курочек пересчитать.
  71. По ученику и об учителе судят.
  72. Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
  73. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
  74. Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
  75. Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами.
  76. Кто много знает, с того много и спрашивается.
  77. Не та мать хорошая, которая родила, а та, которая воспитала.
  78. Сытое брюхо к ученью глухо.
  79. И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
  80. Кто не закалит своего сердца, не воспитает ребенка.
  81. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  82. От умного научишься, от глупого разучишься.
  83. Воспитывай детей с детства.
  84. Неразумная опека хуже беспризорности.
  85. Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
  86. Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.
  87. Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
  88. И к худу и к добру приучаются смолоду.
  89. Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда вырастет — братом.
  90. Ум не имеет цены, а воспитание — предела.
  91. Умел дитя родить — умей и научить.
  92. Сперва аз да буки, а потом науки.
  93. Не учась и лаптя не сплетешь.
  94. Водила за ручку — получила белоручку.
  95. Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.
  96. Недалеко от дерева яблочко падает.
  97. Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
  98. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
  99. К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
  100. Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
  101. Как постелешь — так и поспишь.
  102. Что посеешь — то и пожнешь.
  103. Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
  104. Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
  105. Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  106. Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
  107. Хороший пример – наилучшая проповедь.
  108. Не корми калачом, да не бей кирпичом.
  109. Немой упрёк тяжелее сказанного.
  110. У семи нянек дитя без глаза.
  111. Без строгости и щенка не вырастишь.
  112. Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
  113. Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
  114. Добрый пример лучше ста слов.
  115. Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
  116. Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  117. Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
  118. Хорошая порка еще никому не помешала.
  119. Каков привет — таков ответ.
  120. Умному слово пуще дубины.
  121. Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
  122. Добро добро покрывает.
  123. На хотенье есть терпенье.
  124. Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
  125. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
  126. Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
  127. Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
  128. Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.
  129. На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
  130. Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.
  131. Родился сам — помоги другому.
  132. Счастливые родители — выспавшиеся родители.
  133. Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
  134. Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.
Читайте также:  Народные средства от вершинной гнили томатов народными средствами

  1. Следя за чужими манерами, исправляй свои. (японская пословица)
  2. Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться. (армянская поговорка)
  3. Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, – он постоянно расширяется. (арабская поговорка)
  4. Сильный победит одного, знающий – тысячу. (башкирская пословица)
  5. Ум не имеет цены, а воспитание предела. (адыгейская)
  6. О кнуте думай, когда лошадь будет. (бенгальская пословица)
  7. Хорошее воспитание — лучшее наследство. (татарская)
  8. Нет хуже плода, который никогда не зреет. (итальянская пословица)
  9. Стремись завоевать не мир, а его знание. (туркменская пословица)
  10. Деньги отдай – уменьшатся, знания отдай – прибавятся. (таджикская пословица)
  11. Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (таджикская пословица)
  12. Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (китайская пословица)
  13. Глухой знает, что услыхал, слепой – что поймал. (туркменская пословица)
  14. Знание – венец на голове. (персидская пословица)
  15. Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица)
  16. Ученый без трудов подобен облаку без дождя. (арабская пословица)
  17. Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. (армянская)
  18. Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого. (восточная поговорка)
  19. Не удерживай других от того, чему сам следуешь. (арабская пословица)
  20. Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать — и подавно. (лезгинская)
  21. Самое прекрасное — это учение и воспитание. (татарская)
  22. Через людей в люди выходят. (уйгурская пословица)
  23. Мудрец известен знаниями, а не происхождением. (ассирийская пословица)
  24. Посеянное вовремя жемчугом взойдет. (азербайджанская)
  25. Воспитанный отцом будет делать стрелы, воспитанный матерью — будет кроить халаты. (казахская)
  26. Нет ничего опасней неполного знания. (английская пословица)
  27. Короли властвуют над людьми, а ученые – над королями. (арабская пословица)
  28. Сын будет таким, каким воспитаешь. (адыгейская)
  29. Пока в воду не попадешь, плавать не научишься. (армянская пословица)
  30. В науку нет коротких путей. (японская пословица)
  31. Одна речь – еще не ученость, одна буря – еще не сезон дождей. (бенгальская пословица)
  32. Ум и воспитание — братья-близнецы. (узбекская)
  33. Спросить – минутный стыд, не спросить – стыд на всю жизнь. (японская пословица)
  34. Истинное знание не бросается в глаза. (японская пословица)
  35. С человека надо требовать – тогда он будет человеком. (немецкая пословица)
  36. Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят. (монгольская пословица)
  37. Не срывай незрелых плодов: поспеют – сами упадут. (грузинская пословица)
  38. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. (французская пословица)
  39. Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)
  40. Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (казахская пословица)
  41. Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (вьетнамская пословица)
  42. Чем поучать, лучше самому показать. (индийская пословица)

А какие поговори о воспитании знаете вы?

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

источник

К средствам воспитания относятся пословицы, поговорки, песни, танцы, сказки.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно и самого этноса. Патриотизм – это прежде всего любовь к родной природе. Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый фактор, многосторонний, многогранный. Народные педагоги по разному используют природу как фактор воздействия на личность. Природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в современной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. В процессе игры дети рано включаются в самовоспитание, которое происходит стихийно. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, способностях человека.

Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово – божественно. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речетативы, загадки, пословицы, назидания, притчи, сказки. Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны. Безграничная сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего – родного слова, родного языка.

Труд в народной педагогике занимает особенное место. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, народа – вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

В народе общение невероятно богато и многообразно. Общение – высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В специфике общения проявляется национальный характер.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человека. В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны. Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, ибо человечество – единый космический этнос.

Традиции как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.

В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

«Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идей, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими». (Г.Н.Волков).

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, методов и средств воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности, влияние окружающей среды и общественного мнения.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки, она позволяет воспитателю без каких-либо тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, а также уровень творческого мышления ребенка.

Песни — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Песне присуща высокая поэтизация всех строи народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность в том, что она учит прекрасному. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл — это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, который еще не научился понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т.п.

1. Какую роль в воспитании детей играют сказки? Охарактеризуйте некоторые из них.

2. Какие из народных песен предложили бы своим ученикам.

3. Какую народную песню вы могли бы принять в качестве гимна.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2002.

РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

источник

Инна Софронова
Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Пословицы- это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.

Происхождение пословиц очень древнее. Их могли создавать люди, умевшие не только познавать окружающую действительность, но и осмысливать ее. Необходимой предпосылкой появления пословиц был и определенный уровень развития языка, способность человека пользоваться им в целях обобщенно-логического и художественно-образного воспроизведения действительности.

Высокую оценку поговоркам и пословицам как творению народного гения давали многие великие мыслители. Так, по образному выражении. К. Д. Ушинского, поговорки и пословицы – это «речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизировалась мудрость народа». «Именно в их лаконичной форме отчетливо проступают черты национального характера»-отмечает З. В. Сикевич. В краткой их форме дается программа нравственного воспитания молодого поколения. Даль В. Говорит о пословице как о коротенькой притче. «Это суждение, приговор, поучение, высказывание обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности; это обиняк с приложением к делу, понятный принятый всеми»,- пишет он. Он назвал пословицы сводом «народной опытной премудрости и целомудрия», «цветом народного ума», «житейской народной правдой».

Пословицы и поговорки — это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них заключено идейное содержание народный традиций. «Пословица – старина, не прошлое, а живой голос народа, что ему надо сегодня и потребуется завтра»,- пишет П. И. Пидкасистый, называя их, а также пословицы, легенды и т. п., распространенными средствами народной педагогики. «В любой пословице присутствуют «педагогический момент» — назидательность».

На поговорках, пословицах и изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания. Русский народ называет поговорки и пословицы крылатыми словами. В понимании народа поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советчик и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил: «Правда дороже золота», «Терпение и труд все перетрут», «Мир не без добрых людей».

Краткими крылатыми фразами народ выражал и свои патриотические чувства: «Своя земля и в гордости мила», «Родимая сторона-мать, чужая-мачеха». Одним из важнейших заветов, которые пословицы давали человеку, был завет любить и защищать родину, быть ей всегда верным: «Где кто родился, там и пригодился», «береги землю родимую, как мать любимую».

В самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоение истины, но и на то, чтобы они стали неписанными законами жизни, оказывали прямое влияние на воспитание и формирование личности: «Жизнь прожить — не поле перейти», «Жизнь дана на добрые дела», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Помощь в несчастье- что дождь в засуху».

Следует обратить внимание на нравственно — поучительный характер пословиц и поговорок. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих нородное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании: «Человек познается в труде», «Кого уважают, того и слушают», «За добро добром платят».

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов. Мужчина должен быть умным, смелым, трудолюбивым, хозяйственным: «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Хороший хозяин одним глазом спит».

От хозяйки ждут домовитости, трудолюбия, сноровки, аккуратности, бережливости: «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит», «Женщине красота — домостройство».

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей: «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Мать праведна — ограда камена», «Живы родители –почитай, померли -поминай».

С помощью пословиц и поговорок ребенок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь; ценность материнства, как единство природного и духовно-нравственного начала.

В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребенок овладевает представлениями о лучших мужских и женских качествах русского народа-доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, милосердие, гостеприимство, благотворительность и др.

Те простые, но главные истины, которые дети постигают с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.

Эмоционально-насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность подводит ребенка к правильному отношению к явлениям действительности, помогает понять, что хорошо и что плохо, и тем самым способствует воспитанию нравственных чувств и качеств.

Сценарий конкурсной программы для детей старшего дошкольного возраста «Кто больше знает стихов, пословиц и поговорок о хлебе?» Задачи. Развивать речь, коммуникативные качества; вызвать желание поделиться информацией; доставить эмоциональное удовольствие; нацелить.

Пословицы, поговорки, прибаутки как средства для обогащения речи детей и воспитания нравственных качеств «Поговорки и пословицы – речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизовывалась мудрость народа». К. Д. Ушинский Дошкольный возраст.

источник