Меню Рубрики

Средства народного воспитания пословицы

Пословицы — как средство воспитания.

Средства народной педагогики

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы — не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

О пословице хорошо сказал Я.А.Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц — наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

В детской среде пословицы — редкость, чаще всего они лишь ситуативно воспроизводятся в подражание старшим. Тем не менее ситуативность закрепляет их в памяти как педагогические ресурсы для будущего, и приходит пора когда они становятся средствами воспитательного воздействия. Для повышения воспитательного значения пословиц в народе всемерно поддерживается их авторитет: «Без пословицы не проживешь», «На пословицу ни суда, ни расправы. Пословица «несудима», «Пословица не покормница, а с нею добро», «Пословица правду всем говорит», «Пословица — всем делам помощница».

Пословица — «цвет народного ума» (В.И. Даль), но этот ум прежде всего оберегает нравственность. В пословицах главное — этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословица — выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни. И педагогические мысли народа несут на себе печать народной нравственности.

В педагогической перекличке народов и поколений участвуют все без исключения народы — большие и малые. Рождение детей — для всех праздник. С детьми трудно, без них вдвое. В русских пословицах дети воспеты многократно: «Сын да дочь — красные детки. Сын да дочь — домашние гости», «Сын да дочь — день да ночь», «Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц», «Малы детушки — что часты звездочки: и светят и радуют в темну ноченьку».

Рождения мало, родить всякий может, — важно воспитание. «Нарожать нарожала, а научить не научила» — осуждения подобного рода в адрес родителей — как отцов, так и матерей — встречаются у всех народов.

Народом определенно высказываются мысли о начале воспитания: чем раньше, тем лучше. Воспитание начинается с момента рождения, причем оно главнее рождения: «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Мать и отец не просто родители, рождение — только начало, мать и отец — воспитатели, только тогда они оправдывают свое имя и назначение. «Материнская школа» важнее и основательнее отцовской: «Какова матка, таковы и детки», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет».

«Родительское слово мимо (на ветер) не молвится», т.е. о родительском слове сказано, то же самое, что и о пословице. Слово родителей оценивается так же высоко, как и живая народная мудрость многих поколений. Родители как воспитатели в данном случае выступают от имени народа, как связующее звено между детьми и народом, подрастающим поколением и уходящим.

В пословицах отразились условия воспитания — благоприятные и неблагоприятные. Все народы внушают подрастающему поколению мысль о необходимости уважать воспитателей. В пословицах родительский авторитет поддерживается особенно настойчиво: «Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь», «Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить», «Хоть по-старому, хоть по-новому, а все отец старше сына». Об отце сказано: «Крута гора высокая, крепка стена белокаменная», и мать праведна названа оградой каменной. Детям предсказывается судьба по их отношению к родителям: «На лубе отца спустил, и сам того же жди от сына» (рус.). Между прочим, есть и сказки на эту тему, и как нравственный вывод из них — пословицы, в которых лучшими воспитателями провозглашаются старые: «Чем старее, тем правее, а чем моложе, тем дороже», «Седина в бороду — ум в голову», «Старина с мозгом — старина, что диво». Взаимоотношения между молодым и старшим поколением у всех народов определяются примерно одинаково: «Старшим место уступи, младшим помощь окажи» (хакаск.), «Старшего слушай, молодого учи» (чув., якут., шорск., тув., татар., кирг.), «Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет», «Молодой на битву, а старый на думу» (рус.).

В пословице — готовый вывод, но она — не конец, не завершение раздумий, а скорее — точка опоры для новых мыслей, как бы их зародыш. Пословица в какой-то конкретной ситуации — вывод, в другой — гипотеза, ставящая новые проблемы. Ценность пословиц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину. Комментирование пословиц в суждениях, в разговоре, спорах всегда широко было распространено в народе. Такое комментирование во многих случаях переводит в разряд педагогических и те пословицы, которые на первый взгляд не являются таковыми. Пословица «Жизнь прожить — не поле перейти» комментируется как совет, адресованный молодежи: «Учились бы да играли больше. Успеете еще наработаться. Жизнь прожить — не поле перейти».

Применение общего педагогического суждения к характеристике конкретного случая очень часто встречается при употреблении пословиц. Пословица о том, что одного-двух сыновей мало, народом комментируется следующим образом: «А ведь и правда. Один сын и умереть может, со вторым можно характером не сойтись, какая сношка попадется. А три сына — три костыля на старости лет».

Особенно ценны для изучения воззрений народа собственно педагогические наставления. Они вместе с образовательным материалом, со знаниями о детях и воспитании составляют основное ядро народной педагогической мудрости. Это — своего рода морально-педагогический кодекс народа.

Этот кодекс тщательно продуман народом в важнейших деталях: «Детей побоями не учат, добрым словом учат», «Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом», «Жалуй своих, а там и чужих! Свой своему поневоле друг», «Молоденький умок — что вешний ледок», «К мягкому воску — печать, а к юному — ученье», «Неразумного учить — в бездонную кадку воду лить», «Повторение — мать ученья», «Ученый видит, неученый следом ходит», «В бедах человек умудряется», «Общаясь с хорошим, хорошее пристанет, общаясь с дурным — дурное», «Кошма развернется — широкой станет, человек вырастет — умным станет», «Ребенок-первенец больше всех дорог», «Разум шире морей, знания выше гор», «Грамотный человек — словно солнце, неграмотный — что черна ночь», «Сырое дерево гни, пока не высохло, ребенка учи в свое время», «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Не учили, когда поперек лавки ложился; а во всю вытянулся, так не научишь», «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться», «Если не варит в голове, то не сваришь и в котле», «Старому посох подпорка, молодому — наука», «Если среди смелых растешь, сам будешь смелым», «Все мы люди, все человеки», «Каковы веки, таковы и человеки», «Человек человека стоит. Человек не для себя родится».

Важный педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это — оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит», «Добрая совесть — глаз божий. Добрая совесть любит обличение», «На ходу зеленой травы не сомнет» (о смирном), «Встретив равного по силе, стал комнатной собачкой» (о бахвалах), «Как садиться на коня, так и штаны свои отдавать в починку» (о беспечных), «В нем верны только следы, оставленные на снегу» (о лгунах), «Вор – первый богомолец, женолюб — лучший родственник, а плут больше всех говорит о грехе», «Слова хвастливого, что лужа, слова скромного, как море», «Увидев самого медведя, отправится искать его следы» (о человеке, отвлекающемся от главной цели), «Говоря ложь, не сделаешься мудрым, воруя, не сделаешься богатым», «Легче сандаловое дерево сломить, чем молодой задор», «Хорошо откормленная собака на хозяина лает» (о неблагодарных, о них же говорят: «Перекочевал — верблюд не нужен, переплыл — лодка не нужна»), «У плута нет жизни, у лентяя нет мечты», «Добрый человек зла не помнит, а злой добра не помнит» и др. Многочисленные характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием. Воспитание и перевоспитание дурных людей — дело не из легких: «Змея своей кривизны не сознает: выпрямлять станешь — укусит». Воспитание не всесильно: «То, что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи», «Змея меняет кожу ежегодно, да ядовитые зубы оставляет при себе».

Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, уместно, умело. Основное же назначение их все-таки в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.

Жизненные потребности, исторические обстоятельства, общественные условия породили мудрые народные афоризмы. Человек, становясь умнее, сознательно поддерживал и культивировал прежние духовные приобретения и изобретения. В силу этого каждое поколение застает готовые формы и жанры. Содержание их дополняется и развивается от поколения к поколению. Отдельный человек оказывается в плену тех форм, которые созданы задолго до него, и обстоятельствами жизни вовлекается в творческий процесс — восприятия, переосмысления или созидания.

Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.

источник

Основными средствами народного воспитания являются труд, игра, слово, общение, искусство, произведения устного народного творчества и т.д.

Труд в жизни человека во все времена занимал ведущее место, он является сердцевиной народной педагогики. Поэтому не случайно данная тема ярко выражена в пословицах и поговорках: «Труд – всему отец», «Кто любит труд, тот любит жизнь», «Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут».

В то же время народ высмеивает ленивых людей, ищущих легкой жизни. Об этом говорят и народные пословицы: «Труд на ноги ставит, а лень валит», «Труд человека кормит, а лень портит», «От лени человек хворает, а от труда – здоровеет», «Лень до добра не доводит», «Лентяя по походке узнают», «У него лень за пазухой гнездо свила», «Ленивый спит сидя, работает лежа», «Без дела жить – только небо коптить, «Ленива та птица, которая не хочет сама себе гнездо строить».

О роли труда в жизни человека Г. Н. Волков вполне справедливо пишет: «Трудовое воспитание – венец всей системы народного воспитания. Вне труда нет ни эстетического, ни физического, ни нравственного воспитания, без труда нет и полноценного умственного воспитания».

О важности труда в человеческой жизни говорили многие прогрессивные мыслители всех времен и народов.

Истинное сокровище для людей – умение трудиться. (Эзоп)

Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)

Труд. первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. (Ф. Энгельс)

Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А. П. Чехов)

Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа. (М. Горький)

Таким образом, трудовое воспитание – стержневая проблема народной педагогики во все времена. Трудовое воспитание тесно связано с материальной и духовной культурой народа, их традициями. Так, например, у народов Севера труд органически связан с традиционными отраслями их хозяйства – охотой, рыболовством, оленеводством, которые исстари развивались в специфических условиях тундры и тайги.

Читайте также:  Как наладить работу кишечника ребенка народными средствами

Народная педагогика призывает формировать у детей с самого раннего их возраста устойчивую привычку добросовестного отношения к труду. Особого внимания требует к себе воспитание в детях уважительного отношения к труду других людей. Приобщение детей к труду должно носить целенаправленный воспитательный характер, стать средством развития личности каждого ребенка, с учетом того, что именно в процессе активной деятельности у человека вырабатывается культура труда, воспитывается творческое отношение к делу, а также дисциплинированность, организованность, коллективизм.

Игра является важным фактором развития детей. А. Н. Леонтьев, разрабатывая теорию деятельности, утверждал, что, начиная с раннего детства и до 7 лет, для ребенка ведущим видом деятельности является игра.

Д. Б. Эльконин глубоко раскрыл и описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит усвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Он также отмечал важную роль игры в развитии ребенка.

Как известно, игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании, служит важным условием умственного, нравственного, физического воспитания ребенка. Многие психологи и педагоги обращают внимание на воспитывающую и развивающую функцию игры в педагогическом процессе.

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы».

Включение в воспитательную деятельность игр своего и других народов, кроме осмысления детьми традиций и истории своего народа, его мудрости и целесообразности традиций народного воспитания дает понимание единства всех народов (игры, как известно, практически во всем мире имеют много общего).

Содержание игр на каждом этапе развития ребенка существенно меняется. Так, в младших классах педагогам рекомендуется проводить подвижные игры, направленные на совершенствование навыков естественных видов движений. Это игры с бегом, прыжками на месте, с места в высоту, в длину с разбега, игры с метанием на дальность и в цель, игры в мяч и др.

Игра – отражение бытия народов, и поэтому через нее, в ней у детей воспитываются те или иные качества (физические, интеллектуальные), которые необходимы для выживания именно на той территории, где исторически проживал этнос.

Подвижные игры развивают быстроту реакций, мышление, внимание, память и т.д.

В старших классах большое место отводится коллективной игре (например, игре с мячом), развивающей дружеские связи, дружеское общение, симпатию и т.д.

Игры, в том числе традиционные, развивают когнитивное мышление, память, внимание и др.

Традиционные игры воздействуют на развитие личностных качеств учащихся. Они передают традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету родного народа.

В народной педагогике отмечается влияние досуговых, обрядовых игр и национальных видов спорта на развитие личности школьника.

Игры, способствующие физическому развитию ребенка, проводятся и в свободное время с учащимися младших классов. Сюда относятся игры с мячом, игры с арканом, занятия в жокей-классе, где ребята овладевают сложной наукой езды на коне, борьба, игры с бегом на короткие дистанции, перетягивание канатов и т.д. В таких играх заложены большие возможности по развитию личности ребенка.

У многих народов (особенно Севера) есть игры, имитирующие повадки животных. Они полезны при изучении родного края, развивают ловкость, внимательность и наблюдательность.

В республиках Поволжья и Приуралья, особенно среди тех народов, которые исповедуют ислам, популярны обрядовые игры, посвященные праздникам «Науруз», «Сабантуй».

В виде спортивных состязаний проводятся игры «Бой батыров», «Попади в цель», «Догони девушку» и многие другие.

К национальным видам спорта приобщаются учащиеся старших классов. В процессе освоения национальных видов спорта юноши узнают о том, что хорошо подготовленные в прошлом воины могли стрелять из лука вдаль или увернуться от пущенных в воина стрел, отбив их концом своего копья.

В процессе игры совершенствуются двигательные навыки, развиваются волевые качества, способности, формируется характер, вырабатываются объективные оценки индивидуальных и коллективных результатов. В народных играх реализуются все формы активности ребенка, происходит социализация личности и осмысление окружающего мира и самого себя. Усваивая в игре самобытную культуру своего народа, ребенок развивается гармонично.

Игры способствуют социализации детей и их благополучной адаптации. Они способствуют также выработке терпения, выдержке в отношениях между детьми, учениками, установлению дружеских, эмоциональных отношений; являются средством позитивного стимулирования для детей, стремящихся к успеху, одобрению; целенаправленной актуализации успехов у отдельных детей перед детским коллективом в целях повышения их самооценки, для изменения устоявшихся стереотипов по отношению к ним.

Игра помогает решить многоаспектную проблему развития коммуникативных навыков, когнитивных способностей, мышления, внимания, памяти и сформировать дружеские отношения между детьми.

Слово. Говоря о необычайной действенности слова как фактора народного воспитания, академик Г. Н. Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно».

Для ребенка знакомство со словом начинается с колыбельной песни. В нем выражена любовь матери к маленькому человеку, пожелание счастья и благополучия в ожидающем его будущем.

Любовь к родному слову запечатлена в пословицах и поговорках:

Мал язык, да всем телом владеет.

Я. А. Коменский говорил, что начинать обучение ребенка нужно на родном языке, а великий русский педагог К. Д. Ушинский так и назвал свой первый учебник для детей – «Родное слово».

Материнскому слову, родному языку посвятили свои произведения И. С. Тургенев, И. А. Бунин, Г. Тукай, Р. Гамзатов.

Вот как преданность родному языку выразила А. Ахматова в стихотворении «Мужество», написанное в годы Великой Отечественной войны:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Родной язык – начало всех начал. Но все же в таком многонациональном государстве, каким является Россия, знание только родного языка недостаточно.

Для общения с представителями других народов нашей страны необходимо и знание русского языка, который является в России языком межнационального общения.

Прекрасно выразила мысль о необходимости знания двух языков, о равной любви к ним балкарская поэтесса Танзиля Зумакулова:

Текут две речки в сердце, не мелея,

Не менее благородно и трогательно звучат и слова аварского поэта Расула Гамзатова, высказанные им в книге прозы «Мой Дагестан»:

Мой родной аварский язык! Ты мое богатство, сокровище, хранящееся про черный день, лекарство от всех недугов. Если человек родился с сердцем певца, но немым, то лучше бы ему не родиться. У меня в сердце много песен, у меня есть голос. Этот голос – ты, мой родной аварский язык. Ты за руку, как мальчика, вывел меня из аула в большой мир, к людям, и я рассказываю им о своей земле. Ты подвел меня к великану, имя которому – великий русский язык. Он тоже стал для меня родным, он, взяв за другую руку, повел меня во все страны мира, и я благодарен ему.

Общение является одним из важных факторов народного воспитания. Оно присутствует везде: и в процессе трудовой деятельности, когда необходимо тесное слаженное взаимодействие между участниками трудового процесса, и в игровой деятельности, особенно в коллективных видах игры, когда для победы так необходимо взаимопонимание между партнерами.

Л. В. Мардахаев определяет общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Речевой этикет различает формы общения: между сверстниками, связанными одними интересами, потребностями, одной субкультурой, и между представителями разных поколений, это так называемое межпоколенное общение, которое предполагает разные модели речевого поведения: младший (мальчик/девочка) со старшим (мужчиной/женщиной) или старший (мужчина/женщина) с младшим (мальчик/ девочка). То есть отмечаем восемь различных моделей речевого поведения.

В качестве основного требования речевого общения здесь выступает нормативность, включающая такие речевые характеристики, как точность, ясность, чистота. Точность речи проявляется в адекватном ситуации и содержанию выборе языковых средств; ясность – в доходчивости, понятности для тех, кому она адресована; чистота – в отсутствии нелитературных элементов, уместности используемых средств.

Достижение взаимопонимания возможно в том случае, если участники процесса общения обладают определенной культурой общения, которая определяется как совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств общения, позволяющих успешно решать коммуникативные задачи.

В процессе общения важно не только передать информацию, но и установить с собеседником дружеские отношения, необходимые в процессе совместной деятельности.

Культура общения – это умение осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми – способности и умения воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе взаимодействия.

Высокого уровня взаимоотношений достигает тот педагог, который рассматривает общение как двусторонний процесс, при котором его воспитанник становится полноправным партнером. Талант общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть, смягчить естественную трудность общения из-за различий в возрасте и жизненном опыте, помочь воспитаннику обрести уверенность в общении в качестве полноправного партнера.

Культура общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие способов общения и его эмоционально-эстетического проявления. Она предусматривает взаимное доверие субъектов общения.

Основой культуры общения является доверительное отношение человека к человеку. Обязательный компонент культуры общения – тактичность, умение понять чувства и настроение другого.

Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п.

Народные традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности того или другого народа и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей. Народные традиции помогают передавать от поколения к поколению накопленный народом опыт жизнедеятельности и успешно адаптироваться человеку в соответствующей национальной среде.

Народы России сумели сохранить богатые традиции в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несмотря на коренные преобразования в жизни нашей страны, во многих сферах сознания и деятельности продолжают сохраняться следующие традиции: культурные (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России); боевые (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат); трудовые (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства). Очевидно, что процесс реформирования общества повлечет за собой и формирование новых традиций на основе нового наработанного опыта духовно-нравственного возрождения России.

Искусство. Отношение ребенка к искусству основано на его эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через песни, обряды, народный эпос, декоративно-прикладное творчество позволяет ребенку как бы войти внутрь событий, стать их участником. В этом суть потенциальной возможности влияния искусства на эмотивную часть сознания. Воздействуя на ребенка, искусство формирует ценностное знание, определяет позицию и поведение ребенка. Именно это впоследствии ложится в основу отношения подростков к людям, самому себе и природе. Происходит процесс культурного развития ребенка.

Воспитание положительного, заинтересованного отношения к этническим культурам начинается с приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, присущим народному искусству своего и других народов. На этическом уровне – это проявление внимательности, доброжелательности и тактичности во взаимоотношениях с людьми независимо от их национальности и религиозных чувств.

Постигая народное искусство, подросток знакомится с его глубинным смыслом, с национальной культурой, где перед ним раскрывается реальный мир идей, чувств, побуждений, картина мира, ценностей человека. Следовательно, понимание искусства – это одна из форм диалога культур, полнота постижения которого происходит через «вживание» в чужую культуру, через возможность взглянуть на мир ее глазами.

На рациональном уровне народное искусство создает предпосылки освоения моральных норм: уважение к личности, ненасилие, гуманное отношение к человеку, причем их принятие идет без сопровождения готовыми оценками, что позволяет ребенку более полно и адекватно выражать собственные чувства и переживания. Иными словами, основным механизмом воспитания становится погружение ребенка в культуру, приобретение опыта гуманного отношения к миру.

Искусство воздействует на познавательную и эмоциональную сферы, тем самым обусловливая формирование нравственных мотивов и эталонов. Под влиянием искусства у ребенка становятся более полными и отчетливыми представления о культурах разных народов.

Понимание народного искусства в подростковом возрасте способствует формированию у ребенка коммуникативной компетенции, обусловливает его способность вступить в диалог с другой культурой, становится условием воспитания одобряемого обществом поведения. В настоящее время такой интегративный подход к знакомству с национальными культурами помогает практически решать социокультурные проблемы, овладевать основами межкультурной коммуникации.

Особое место в процессе народного воспитания подростков занимают народные праздники, представляющие собой синтез многих видов народного искусства. Они всегда выполняли важные общественные функции: помогали включиться в реальную социальную жизнь, осознать свою принадлежность к данному народу. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его духовно-нравственную жизнь. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, и ничто так не объединяет его, как народные праздники. Г. Н. Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности».

Народные праздники отражают нравственные устои народа, развивают этические и эстетические чувства, содержат педагогические элементы, являются яркими и радостными событиями в жизни детей, тем самым выступая условием воспитания толерантного поведения подростков.

Сочетая различные вилы творчества: песни, стихи, народные танцы, пословицы, театрализованные инсценировки и т.д., они оказывают большое воспитательное влияние на чувства и сознание ребенка, так как дети объединяются общими переживаниями. Через участие в тематических праздниках, посвященных родному краю, природе, труду, у подростков формируется отношение к своему народу, другим культурам, природе и в целом к миру. Знакомясь с обрядовыми действиями и сопровождающими их песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях каждого народа.

Сотворчество педагога и подростка на основе народного искусства – один из возможных путей вхождения подростка в пространство культуры. Организация межличностного взаимодействия подростков на фольклорной основе предполагает формирование их интереса к культуре других народов, создание развивающей среды, способствующей формированию мотивов самообразования и социального сотрудничества (личностно-ориентированный подход, активные формы обучения, интеллектуального досуга); предоставление подросткам возможности получить социальное признание результатов своей творческой деятельности (от проведения праздников, концертов, викторин, театрализованных представлений и т.д.).

Вовлечение подростков в мир искусства разных народов способствует формированию их активного интереса в области краеведения, этнографии и истории этих народов. Учебно-поисковая деятельность подростков – это не только занятия в группе, но и участие в мероприятиях творческого характера. Они проводят поисковую работу, используя литературные и музейные источники, творчески перерабатывают и интерпретируют полученные результаты, обсуждают результаты самостоятельной исследовательской деятельности. Это способствует сплочению коллектива, служит дополнительным стимулом и придает новую эмоциональную окраску поисково-исследовательской деятельности.

Читайте также:  Профилактика рака жкт народными средствами

В давние времена, когда не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, «творили» пословицы, поговорки, загадки, потешки, скороговорки, небылицы, сочиняли сказки, легенды и множество других произведений. Народные творения, созданные на протяжении веков, сохранялись в памяти народа и передавались из поколения в поколение, от одного рассказчика к другому. Каждый следующий исполнитель привносил в них что-то свое, делая его более интересным и красивым. Так складывалось устное народное творчество, или фольклор, что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное творчество».

Среди произведений устного народного творчества первыми появились те из них, в которых содержалось объяснение мира, явлений природы, история племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже стати складываться произведения для удовольствия и веселья, для выражения чувств и переживаний. К ним можно отнести загадки, потешки, сказки, лирические песни, частушки, анекдоты и другие.

В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, то есть в них был представлен своего рода нравственный кодекс.

Миф – в переводе с греческого означает «сказание, предание». Мифы отражают древнее представление человека о мире. Это объяснение мира древним человеком.

Мифы о природе, обществе и человеке, рожденные народной фантазией, содержат начало науки, искусства и религии, учат людей жить и умирать в соответствии с их понятиями об истине, добре и красоте.

Одни мифы рассказывают о происхождении Земли, Солнца, Луны, звезд, о четырех основных стихиях – огне, воде, земле, воздухе, о явлениях природы. Такие мифы называются космогоническими (от греч. космос – порядок, мир, красота). Мифы, рассказывающие о героях, людях, но в силу своих подвигов приближенных к богам, называются героическими.

У славян тоже была своя мифология. Древним славянам мир казался похожим на большое яйцо. Посредине Вселенной расположена сама Земля. Верхняя часть Земли – наш живой мир, мир людей. Нижняя сторона – мир мертвых. Вокруг Земли расположены девять разных небес. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по мировому древу, которое связывает между собой нижний мир, землю и все девять небес.

Жители Древней Руси считали землю и небо живыми существами, супругами, чья любовь и породила все живое на свете. Бога неба называли Сварогом. Землю до сих пор называем матерью.

Загадки – одни из самых древних произведений фольклора. В древнерусском языке слово гадать означало «думать, размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Эго иносказательное описание какого-либо предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать. Чтобы отгадать загадки, требовались смекалка и ум, поэтому в древности загадка – это своего рода испытание мудрости.

Почти все загадки строятся на сравнении, причем загадываемый предмет сравнивается с другими предметами, в которых означаемый признак выражается значительно отчетливее. Очень часто в загадках предметы неживого мира сопоставляются с живыми существами и наоборот.

Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый.

Иногда для лучшего запоминания части загадки связывались рифмами.

Крашеное коромысло // Через реку повисло. (Радуга)

Его бьют, а он не плачет, // Веселее только скачет. (Мяч)

Пословицы и поговорки – это наиболее краткие произведения устного народного творчества. В них в сжатой и образной форме отразилась мудрость народа, его отношение к жизни и к окружающему миру. Многие пословицы и поговорки пришли к нам из глубокой древности.

Пословица – это краткое законченное изречение, имеющее поучительный смысл. Обычно она состоит из одного предложения и часто прямо указывает, например, на то, как правильно поступать в тех или иных ситуациях, как относиться к труду, дружбе, учению.

Сто раз отмерь, один раз отрежь.

Не спеши языком, торопись делом.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытянешь рыбку из пруда.

Часто пословица, помимо прямого смысла, имеет и более широкий – переносный. Например, известная и очень часто употребляемая пословица «Волков бояться – в лес не ходить» употребляется не только и не столько тогда, когда человек боится ходить в лес, но и в любой ситуации, когда человек чего-то опасается и поэтому отказывается от дела. Пословица и заключенная в ней народная мудрость его подбадривает, советует не отступать от задуманного.

Пословицы имеют краткую, отточенную веками форму, что делает их легкими для запоминания. Нередко они содержат внутреннюю рифму или созвучие: «Что написано пером, того не вырубишь топором».

В нашей речи встречаются не только пословицы, но и поговорки. Поговорка – это короткое и меткое народное выражение. Поговорка украшает речь и делает ее более яркой. Так, если хотят сказать о ком-то, что он хвастается, ведет себя высокомерно, то говорят, что он задирает нос. Если кого-то ругают, а он не чувствует себя виноватым и ведет себя по-прежнему, то говорят, что с него как с гуся вода, и т.д.

Поговорки также пришли к нам из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи, которые уже ушли в историю. Например, поговорка «работать спустя рукава», которая означает плохую, небрежную работу, пришла из Древней Руси, где богатые и знатные люди не занимались физическим трудом и носили одежду с очень длинными рукавами, спустив которые ничего нельзя было делать руками. Обычаи ушли, а поговорки остались, и любознательные дети часто интересуются первоначальным смыслом этих поговорок.

Пословицы и поговорки живут в нашей речи, помогают в самых разных жизненных ситуациях, так как в них нашел отражение многовековой опыт наших предков. У каждого народа по любому поводу можно найти мудрое высказывание. И не важно, на каком языке бытуют пословицы и поговорки, смысл у них схож, потому что все народы стремятся к добру, миру, терпению и трудолюбию, и все народы осуждают лень, ложь, зазнайство и т.д.

Обойди весь свет и вернись в свой дом. (Кабардинская)

Родное гнездо и птица не забывает. (Эвенкийская)

Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни. (Осетинская)

Умный человек подобен роднику. (Мордовская)

У одного ум в словах, у другого – в делах. (Долганская)

Для всякого дела ум нужен. (Эвенская)

Мудрец сыт своей мудростью. (Осетинская)

Цена человека – его труд. (Кабардинская)

Торопливая работа вкривь идет. (Марийская)

Легко сломать, а сделать трудно. (Чувашская).

Дерево дорого плодами, а человек – делами. (Татарская)

Поработаешь – поешь. (Чукотская)

Возьмется народ – озеро перельет. (Татарская)

Общими силами скалы ворочают. (Осетинская)

Дружные сороки верблюда склюют. (Тувинская)

Рыба без воды не проживет, а человек – без дружбы. (Эвенкийская)

Сказки – это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях.

Во всех сказках говорится о вещах, которых в жизни не бывает, но сам характер этих придуманных, фантастических событий может быть очень разным. Существует три основные разновидности сказок: о животных, волшебные и бытовые сказки.

В сказках о животных нереальность ситуации состоит в том, что их герои – звери, которые действуют, думают и говорят, как люди. У них и характеры человеческие, причем обычно у каждого животного свой характер, который остается неизменным в разных сказках. Так, в русских народных сказках лиса обычно обманщица, заяц – доверчивый и пугливый, медведь – сильный и неповоротливый, петух – смелый и задиристый и т.д. Таким образом, в иносказательной форме сказки о животных говорят об отношениях между людьми.

Значительно больше волшебных предметов, явлений и событий в волшебных сказках, о чем говорит само их название. В них также бывают говорящие животные, но главными действующими лицами являются люди, на долю которых выпадают сложные и опасные испытания, с ними происходят всевозможные невероятные приключения и превращения. Они встречаются с фантастическими персонажами, такими как Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. В волшебных сказках есть и волшебные предметы: гребень, который может превратиться в лес, говорящая печка или клубочек, показывающий дорогу.

В бытовых сказках фантастики и волшебства почти нет, и действуют в них не герои и богатыри, а обычные люди. Но события, которые происходят в этих сказках, тоже не совсем реальны: в них много преувеличений и смешных ситуаций. В бытовых сказках высмеиваются человеческие недостатки, возникшие проблемы решаются не волшебными средствами, а с помощью сообразительности, ума, изобретательности героя.

В народных сказках можно увидеть некоторые общие черты. Например, обычно сказка начинается зачином (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве и т.д.), а завершается концовкой (стали жить-поживать да добра наживать; и я там был, мед-пиво пил и т.д.).

Многие события в сказке повторяются три раза. Часто в сказке употребляются одни и те же выражения – устойчивые сказочные формулы (скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; накормила-напоила и спать уложила и т.д.) и постоянные характеристики предметов и персонажей (добрый молодец, красна девица, сине море и др.).

Эпос. Художественный гений всех пародов нашей многонациональной России создал величайшие произведения. Важное место среди них принадлежит героическому эпосу – это наше духовное богатство, на протяжении столетий создававшееся народами, которые живут на огромной территории России.

Слово «эпос» происходит от греческих «слово, повествование» и «творю».

Героический эпос возник на основе древнего мифологического эпоса в эпоху, когда происходило разложение первобытнообщинного строя. Его развитие продолжилось в период образования раннефеодальных государств, неизменно сопровождавшийся войнами. Это является объяснением того, что в эпических сказаниях могут встречаться исторические факты и лица.

Столетиями эпос любого народа передавался из поколения в поколение устным путем, хранился и воспроизводился по памяти. Это было искусство высокое, сложное, требовавшее от человека особых способностей и качеств.

В традициях многих народов было принято петь сказания в сопровождении музыкального инструмента (на гуслях – у русских, на домбре, думбыре – у башкир, на топшууре – у алтайцев, на хомсе – у хакасов, на хомусе – у якутов и т.д.). Сказитель обязан был владеть музыкальным инструментом в совершенстве. Способность слить воедино песню и музыку – одно из важнейших требований к сказителю.

Эпос обладает художественным своеобразием в передаче действительности (событий и поведения героев), которая в первую очередь проявляется в максимальной свободе освоения пространства и времени.

Пространство в эпосе имеет протяженность как но горизонтали, так и по вертикали. Герой может свободно перемещаться из одного мира в другой, например, из подземного мира, преисподней в наземный мир, мир людей. Верный конь может доставить героя из одного края земли в другой.

Время в эпосе – «давно прошедшее», в эпосе изображаются «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

В то же время изображаемое в героических сказаниях – не слепок истории, а многокрасочная картина своеобразного восприятия жизни, где желаемое выдается за действительное, а быль сосуществует с фантазией.

Героический эпос народов России дошел до нас в виде больших устных эпических сказаний в стихотворной и прозаической форме. Отметим жанровое многообразие народных сказаний героического и лироэпического характера. Это русские былины, якутские олонхо, татарские байты, карельские руны, нарты народов Северного Кавказа, дастаны тюркоязычных народов и т.д.

Среди выдающихся памятников героического эпоса особо выделяются алтайский эпос «Маадай-Кара», бурятский улигер «Гэсэр», карельские руны «Калевала», мордовское предание «Сияжар», калмыцкий «Джангар», тувинское эпическое сказание «Meгe Баян-Тоолай», русские былины о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.), эпические сказания народов Кавказа «Нарты», якутское мифологическое героическое сказание (олонхо) «Нюргун Боотур Стремительный», башкирский героический эпос (кубаир) «Урал-батыр» и др.

В основе эпосов большинства народов России, в первую очередь тюркских и монгольских, лежат мифологические представления, в соответствии с которыми весь мир состоит из трех ярусов – небесного, земного и подземного (подводного). Небожители бессмертны, а земля населена простыми смертными. Небожители доброжелательно относятся к людям и помогают им в борьбе с чудовищами подземного мира, которые олицетворяют силы зла.

В эпических сказаниях следует различать разные эпические стадии, видеть процесс происходящих изменений. Чем древнее эпос, тем слабее в нем отголоски конкретных фактов, тем сильнее фантастическое начало, временна́я неопределенность. Древнейшей формой эпоса в России ученые считают якутское олонхо. Его иногда определяют как «догосударственный» эпос, желая подчеркнуть, что в олонхо еще нет государств, правителей, межгосударственных отношений и конфликтов.

Героические сказания народов, складывавшиеся в период образования раннефеодальных государств, формирования народностей, крупных военных столкновений качественно отличаются от архаического эпоса типа олонхо. В них на первом плане – героико-историческое начало, пафос защиты от иноземных врагов, первые социальные конфликты, осознание народом своей самобытности и силы. Этот эпос возникает на почве истории в результате усвоения, творческой переработки и переосмысления предшествующего эпоса архаического типа, он использует накопленный художественный арсенал, он до известной степени связан сложившимися традициями.

Рассматривая произведения разных жанров и народов, все же нельзя не заметить в этих сказаниях общие черты, то характерное, что проявилось с древнейших неповторимых времен. Это касается в одинаковой степени как народов родственных, живущих в историческом соседстве, так и тех, кто в прошлом не соприкасались между собой. Наличие такой общности можно объяснить тем, что чертами общности и яркого сходства пронизаны многие сферы производственной деятельности, социальной организации, быта, культуры народов, особенно на ранних ступенях истории.

Эти общие черты свойственны образам титанов, героев, наделенных мощью и знанием всего племени, народа. Бесстрашно вступая в борьбу с грозными силами, преодолевая любые невзгоды, герои эпоса отстаивают право своего рода, племени, народа на родную землю, на привольную и свободную жизнь.

В эпосе нашла отражение вековая борьба людей за светлое будущее, их мечты и думы, общие для разных народов, объединяющие их. Не случайно любимые герои эпоса всех племен и народов всегда выступают защитниками слабых и обиженных.

В речах и поведении героев получает свое законное выражение народный кодекс чести, в который входят понятия о воинской чести, рыцарском поведении на поле битвы, благородстве, великодушии, чувстве товарищества. Герой эпоса в своей психологии, нравственной позиции, в словах и действиях осуществляет народный идеал свободного и могучего человека, служащего великим целям.

В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, великодушия и братства народов, ратной и трудовой дружбы между людьми различных наций и верований. Гуманистические идеалы пронизывают и объединяют произведения как народов самых отдаленных эпох, так и произведения, более близкие нам по времени. Недаром эпические герои, созданные безвестными народными певцами и сказителями в далеком прошлом, увлекают и волнуют нас сейчас. Достаточно вспомнить имена героев русских былин Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича, якутского богатыря Нюргуна Боотура Стремительного, башкира Урал-богатыря, адыга Сосруко и др. Прошли века, а эти образы вдохновляют мастеров культуры, воссоздающих их в поэзии и прозе, на сценах театров и кино, на живописных полотнах и в скульптуре.

Читайте также:  Тайское народное средство йа ра бай

Эпос – это важнейшая ступень в художественном развитии отдельных народов и всего человечества. Во многих отношениях он стоит у истоков многих литературных жанров, питает своими соками национальную культуру. Но и сам по себе он продолжает сохранять художественное обаяние.

К героическому эпосу русского народа относятся былины. Былина (от слова быль, т.е. то, что было в прошлом) – это особый жанр русского фольклора, рассказывающий о богатырях и народных героях и сочетающий η себе реальные события с вымыслом.

Возникли былины более тысячи лет тому назад из древних песен и легенд. В былинах храбрые и благородные богатыри сражаются за родную землю и спасают ее от вражеских нашествий. В них выражается мечта народа о сильном и добром защитнике земли русской, которому все под силу. Однако в былинах изображались не только героические события, но и повседневная жизнь: работа на пашне, сватовство, конные состязания, торговля, далекие путешествия.

В те давние времена былины пели, пение сопровождалось игрой на гуслях, что придавало рассказу особую торжественность. Спокойное, мелодичное исполнение певцов завораживало слушателей, очаровывало их яркими образами.

Среди героев былин почетное место занимают богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти созданные народом защитники земли русской показаны рядом с реально существовавшими людьми, например с князем Владимиром Красное Солнышко, что придает достоверность происходящим событиям.

В былинах, как и в сказках, своя особая композиция: они состоят из зачина (в нем говорится о времени и месте действия), основной части (рассказывается о героических подвигах богатырей) и концовки. Среди художественных средств былинного слога особо выделяются постоянные эпитеты (ветры буйные, добрый молодец, славный богатырь), повторы, преувеличения-гиперболы.

Яркий, красочный мир русских былин вдохновил многих композиторов и художников на творчество. Так, по мотивам былин композитор Η. Л. Римский-Корсаков создал оперу «Садко», художник В. М. Васнецов – картины «Богатыри», «Витязь на распутье».

Важной частью культуры любого народа являются его народные песни.

У русского народа богатейшее песенное наследие. Не случайно А. С. Пушкин был собирателем и исследователем русских песен. Через песни он стремился познать «мысль народную», ведь их содержание отражает жизнь, духовный мир простых людей, переживания, чувства.

Русских народных песен много, и они очень разные. Есть песни, связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами. Множество песен связано с семейнобытовыми обрядами, например такими, как свадьба, уход сына на военную службу, похороны.

Большое место занимают исторические песни. Это песни о действительных событиях, известных людях русской истории. Примером тому являются песни, сложенные об Отечественной войне 1812 г. В них народ осуждает грабежи и насилие французских завоевателей, которые вошли в Москву, прославляет солдат и полководцев, особенно М. И. Кутузова.

Кто, братцы, Москву разорил?

Разорил Москву неприятель злой,

Неприятель злой, француз молодой.

Выкатил француз пушки медные,

Направлял француз ружья светлые,

Он стрелял-палил в матушку Москву,

На борьбу с Наполеоном поднялись защищать свое Отечество не только русские люди, но и другие народы России. Общее горе объединяло людей. Так, война 1812 г. стала важнейшим событием и для башкирского народа, она вызвала у него патриотический подъем. Подтверждением этому стал цикл исторических башкирских песен об Отечественной войне 1812 г. Вот одна из них – «Ужель не слышали в чужих странах»:

Не надо, дети, не пугайтесь зря:

Мать-воспитатель, дети, с вами рядом.

Вернутся все, когда побьют врага,

Француза опасаться вам не надо.

Коль с вами рядом воспитатель-мать,

То тысяча батыров новых будет.

А если вдруг вас одолеет враг.

То мать-Урал весь свет к войне пробудит.

Ужель не слышали в чужих странах.

Как величаво простерся Урал,

В какие битвы ни ходили мы –

Башкир никогда поражения не знал!

Интересны народные лирические песни, в которых раскрывается внутренний мир человека. Многие из этих песен известны и по сей день: «По улице мостовой», «Вниз по матушке по Волге» и др.

Многие выдающиеся русские композиторы преклонялись перед русскими народными песнями, обращались к ним в своем творчестве. Они вводили народные мотивы в свои произведения. Так, в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» звучит раздольная русская песня «Высота ль, высота поднебесная». Μ. П. Мусоргский тоже использует в своей опере «Хованщина» лирическую народную песню «Исходила младешенька». У М. И. Глинки есть пьеса для фортепиано, которая представляет собой вариации на тему народной русской песни «Среди долины ровный. «.

Русские композиторы интересовались фольклором и других народов. Так, например, композитор А. А. Алябьев создал знаменитые «Кавказские песни».

источник

В любой пословице и поговорке всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей и поговоркой понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы и поговорки удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы и поговорки — не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице или поговорке говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица и поговорка создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей или поговоркой, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае, возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Народные пословицы и поговорки имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

О пословице хорошо сказал Я.А.Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и поговорок, учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).

В пословицах и поговорках много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

В пословицах и поговорках получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах и поговорках общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

В пословице и поговорке — готовый вывод, но они — не конец, не завершение раздумий, а скорее — точка опоры для новых мыслей, как бы их зародыш. Пословица или поговорка в какой-то конкретной ситуации — вывод, в другой — гипотеза, ставящая новые проблемы. Ценность пословиц и поговорок выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину. Комментирование пословиц в суждениях, в разговоре, спорах всегда широко было распространено в народе. Такое комментирование во многих случаях переводит в разряд педагогических и те пословицы, которые на первый взгляд не являются таковыми.

Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы и поговорки являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.

источник

Инна Софронова
Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Пословицы- это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.

Происхождение пословиц очень древнее. Их могли создавать люди, умевшие не только познавать окружающую действительность, но и осмысливать ее. Необходимой предпосылкой появления пословиц был и определенный уровень развития языка, способность человека пользоваться им в целях обобщенно-логического и художественно-образного воспроизведения действительности.

Высокую оценку поговоркам и пословицам как творению народного гения давали многие великие мыслители. Так, по образному выражении. К. Д. Ушинского, поговорки и пословицы – это «речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизировалась мудрость народа». «Именно в их лаконичной форме отчетливо проступают черты национального характера»-отмечает З. В. Сикевич. В краткой их форме дается программа нравственного воспитания молодого поколения. Даль В. Говорит о пословице как о коротенькой притче. «Это суждение, приговор, поучение, высказывание обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности; это обиняк с приложением к делу, понятный принятый всеми»,- пишет он. Он назвал пословицы сводом «народной опытной премудрости и целомудрия», «цветом народного ума», «житейской народной правдой».

Пословицы и поговорки — это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них заключено идейное содержание народный традиций. «Пословица – старина, не прошлое, а живой голос народа, что ему надо сегодня и потребуется завтра»,- пишет П. И. Пидкасистый, называя их, а также пословицы, легенды и т. п., распространенными средствами народной педагогики. «В любой пословице присутствуют «педагогический момент» — назидательность».

На поговорках, пословицах и изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания. Русский народ называет поговорки и пословицы крылатыми словами. В понимании народа поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советчик и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил: «Правда дороже золота», «Терпение и труд все перетрут», «Мир не без добрых людей».

Краткими крылатыми фразами народ выражал и свои патриотические чувства: «Своя земля и в гордости мила», «Родимая сторона-мать, чужая-мачеха». Одним из важнейших заветов, которые пословицы давали человеку, был завет любить и защищать родину, быть ей всегда верным: «Где кто родился, там и пригодился», «береги землю родимую, как мать любимую».

В самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоение истины, но и на то, чтобы они стали неписанными законами жизни, оказывали прямое влияние на воспитание и формирование личности: «Жизнь прожить — не поле перейти», «Жизнь дана на добрые дела», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Помощь в несчастье- что дождь в засуху».

Следует обратить внимание на нравственно — поучительный характер пословиц и поговорок. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих нородное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании: «Человек познается в труде», «Кого уважают, того и слушают», «За добро добром платят».

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов. Мужчина должен быть умным, смелым, трудолюбивым, хозяйственным: «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Хороший хозяин одним глазом спит».

От хозяйки ждут домовитости, трудолюбия, сноровки, аккуратности, бережливости: «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит», «Женщине красота — домостройство».

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей: «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Мать праведна — ограда камена», «Живы родители –почитай, померли -поминай».

С помощью пословиц и поговорок ребенок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь; ценность материнства, как единство природного и духовно-нравственного начала.

В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребенок овладевает представлениями о лучших мужских и женских качествах русского народа-доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, милосердие, гостеприимство, благотворительность и др.

Те простые, но главные истины, которые дети постигают с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.

Эмоционально-насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность подводит ребенка к правильному отношению к явлениям действительности, помогает понять, что хорошо и что плохо, и тем самым способствует воспитанию нравственных чувств и качеств.

Сценарий конкурсной программы для детей старшего дошкольного возраста «Кто больше знает стихов, пословиц и поговорок о хлебе?» Задачи. Развивать речь, коммуникативные качества; вызвать желание поделиться информацией; доставить эмоциональное удовольствие; нацелить.

Пословицы, поговорки, прибаутки как средства для обогащения речи детей и воспитания нравственных качеств «Поговорки и пословицы – речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизовывалась мудрость народа». К. Д. Ушинский Дошкольный возраст.

источник