Меню Рубрики

Средства народной медицины в научной практике

В современном мире существуют три глобальных направления медицин­ской деятельности: народная медицина (правильно — народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина (табл. 2).

Народное врачевание (народная медицина) — понятие достаточно широ­кое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2млн лет тому назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников — поистине народным врачеванием.

Народная медицина — ровесница человека на Земле. Об этом писали Л. Морган, Э. Тейлор, R.S. Solecki, В.П. Алексеев и многие другие исследова­тели первобытной культуры. Более того, народная медицина — явление универ­сальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира.

8 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. 2-е изд. — Т. 20. -С. 118.

Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколе­ние, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, — многое утраче­но, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной меди­цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. И это понятно. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические на­выки), так и фантастические (иррациональные), возникшиекак закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и ирра­циональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критиче­ской оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина — понятие более узкое, более конкретное и исто­рически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окру­жающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классиче­ский пример — традиционная китайская медицина). Иными словами, тради­ционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной куль­туры — т.е. у себя на родине. Это не исключает возможностиее распростране­ния и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффек­тивнее и жизнеспособнее. Вдали от очага этнической традиции она обречена на гибель.

Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности — временем, когда устанавливалисьих общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным эксперимен­том, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются тради­ционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Бо­лее того, научная медицинаинтернациональна по своей сути, — в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов Земного шара. Цель естественных наук — объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе методов, которыми владеет современная наука.

Итак, научная медицина — нетрадиционна в историческом контексте. Сле­довательно, ее современная «альтернатива» (например, применение метода чжэнь-цзю) на может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле: «отличная от привычной для нас (!) научной медицины») исторически близо­руко и, следовательно, неправомерно, — именно эти так называемые «нетра­диционные методы» чаще всего и оказываются методами традиционной ме­дицины(иглоукалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и многие другие).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего это — научная медицина; она вне какой-либо одной традиции, т.е. нетрадиционна (можно сказать: космополитична). В Китае по сей день существуют и традиционная, и нетрадиционная медицина: традиционная ки­тайская и нетрадиционная научная (главным образом, европейская) медици­на. Преподаются они в различных медицинских школах и вузах, однако на практике тесно связаны между собой. Таким образом, медицина в Китае стоит сегодня «на двух ногах».

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и преду­преждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Понятие и суть народной медицины. Процесс выработки, накопления, передачи информации и основные средства народной медицины. Древнерусские обычаи, имеющие отношение к народной медицине. Современное использование и ценность знаний и навыков народа.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФББУ ВО ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Заведующий кафедрой Г.М.Гайдаров

Народная медицина — совокупность передаваемых народом из поколения в поколение (в устной и письменной форме) эмпирических знаний и практических методов, применяемых для распознавания, лечения и предотвращения болезней.

Возникнув в первобытном обществе в качестве начального этапа развития медицины, народная медицина сохраняется как область традиционно-бытовой культуры в различных этнографических группах, главным образом в условиях низкого уровня обеспечения современной высококвалифицированной врачебной помощи; многие средства и методы народной медицины широко используются современной научной медициной. В литературе широко используется термин «традиционная медицина», часто в том же значении, что и медицина народная. Однако традиционную медицину более целесообразно рассматривать как явление, возникшее позже народной медицины, в связи с формированием отдельных центров цивилизации и характерных для этих центров религиозно-философских учений. народный медицина древнерусский обычай

Процесс выработки, накопления и передачи информации о том, что вредит здоровью человека и что его сохраняет, о мерах самопомощи и взаимопомощи при болезнях и травмах продолжается миллионы лет. Зарождение разумной медико-гигиенической деятельности, предполагающей превращение взаимопомощи при болезнях и травмах в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности коллектива, относится к концу древнекаменного века (около 40 000 лет назад — относительно высокая ступень первобытного общества). Случайно открытые средства или приемы устранения боли, остановки кровотечения, облегчения состояния путем вызывания рвоты и т.п. закреплялись в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную медицину. В ее арсенал вошли лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения; природные факторы (вода, воздух, солнце, минеральные воды, лечебные грязи), некоторые хирургические приемы (извлечение инородных тел, кровопускание).

Земледельцы, скотоводы, охотники ввели в употребление лен и мох для перевязок, рыбий жир, лук и ягоды против цинги, бобровую струю, панты как тонизирующие средства. Целебным средством при многих болезнях издревле считался пчелиный мед. При лихорадках применяли полынь и кору хинного дерева, для лечения гнойных ран — подорожник, сырой и вареный лук, березовый сок и деготь. Опыт, приобретенный при винокурении, вымачивании луба, окраске шерсти, белении ткани, дублении кожи, явился источником применения в народной медицине дубителей в качестве вяжущего средства. В народной фармакопее появились чернильные орешки, кора ивы, осины, дуба, используемые для лечения мокнущих ран, язв, расстройств желудка и т.д.

Средствами медицины народной лечилось подавляющее большинство населения Древней Руси. Из древнерусских обычаев, имеющих отношение к народной медицины, наибольшей популярностью пользовался обычай собирать лекарственные травы и цветы в ночь накануне летнего народного праздника — Дня Ивана Купалы, связанный с сохранившейся поныне верой в высокую целебную силу трав, собранных именно в эту ночь. Собирание трав сопровождалось обрядами купания в реке, прыгания через костер и хороводами. Очистительное купание и прыганье через костры, по верованиям славян, предохраняло от заболеваний. На Руси широко применялись потогонные средства при простуде: мёд, отвар или чай из ягод и листьев малины, травы чабреца, душицы, липового цвета, цветов ромашки, листьев мать-и-мачехи. В дополнение к потогонным средствам использовали сложные лекарственные составы, включающие опий (против кашля), отвары солодкового и алтейного корня или девясила (отхаркивающие), горной мяты, плодов боярышника и др. Грудь растирали горчицей или хреном, ставили горчичники, банки. При желудочно-кишечных расстройствах использовали траву зверобоя, корень девясила. Большая роль отводилась диете. При некоторых заболеваниях рекомендовалось голодание в течение нескольких дней. От боли в животе употребляли опий, белену. При плохом аппетите использовали настойку полыни, при упадке сил — настойку чилибухи, при глистах — отвар полыни, мужского папоротника, серу в виде порошка и др. Водянку лечили отварами можжевельника, зверобоя, медвежьего ушка, полевого хвоща.

Наряду с ведовством (ведуны и зелейники — представители эмпирической народной медицины — применяли народные лекарственные средства и приемы лечения) в народной медицине . Древней Руси было и второе направление — волхование (чародейство, шаманство), основанное на языческой медицинской демонологии, на вере в силу заклинаний, заговоров и амулетов. Волхвами и чародеями древние славяне называли лиц, обладавших, по мнению народа, способностью предсказывать будущее, лечить и насылать болезни и другие бедствия на людей. Из лечебных средств, применявшихся волхвами, известны «наузы» (амулеты) — чудодейственные навязи, привески, которые обычно носили на шее для предохранения от болезней. Они содержали заговоры, травы, коренья и иные снадобья, якобы имеющие целебную силу по отношению к той или иной болезни.

С принятием христианства началась и на протяжении веков велась упорная, но мало эффективная борьба духовенства и светских властей с волхвами, продолжавшими заниматься лечением болезней, несмотря на запрещения и угрозы. В 16—17 вв. на смену волхвам пришли колдуны, ведьмы и шаманы. Позднее возникло знахарство, которое сохраняется до наших дней. Его сутью являются различные магические действия — нашептывания, заговоры, опрыскивания наговорной водой, окуривания, ограждение амулетами, нередко сопровождающие введение в больной организм настоек и порошков из трав и животных продуктов, а также применение «симпатических средств» воздействия части на целое, подобного на подобное, передачи «влияния жизненных сил одного человека другому» и т.д.

Эмпирическому направлению народной медицины на Руси следовали народные лекари (лечцы, знатьцы). Среди них выделялись рудометы, или кровопуски, повивальные бабки, костоправы, очные, кильные, чепучинные, камчужные мастера и др. Знания народной медицины со временем стали записываться и распространяться в виде специальных книг — травников, зелейников, лечебников, вертоградов.

Развитие научной медицины сопровождалось изучением народного опыта. В России средства и методы медицины народной изучались со второй половины 18 в. Петербургской академией наук, университетами и научными обществами с целью составления лекарственных ботанических словарей, коллекционирования лекарственных растений, употребляемых народом, и обеспечения страны лекарственным сырьем. Отечественные врачи широко использовали во врачебной практике народные средства. Так, в лаборатории С.П. Боткина была изучена применявшаяся в народной медицине трава горицвета и введена в медицинскую практику в качестве сердечного средства.

Одним из самых древних целебных средств в народной медицине является кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока (реже коровьего и верблюжьего). Народные лекари применяли его для лечения чахотки, цинги, малокровия, болезней желудка, в качестве мочегонного, потогонного и общеукрепляющего средства. Сообщения о целебных свойствах кумыса были сделаны П.С. Палласом (1770), П.И. Скворцовым (1841), В.И. Далем (1841), Н.В. Постников в 1858 г. организовал вблизи Самары первую кумысолечебницу для больных туберкулезом, положив начало организованному кумысолечению в России. Современными исследованиями установлено, что биологическая и лечебная ценность кумыса определяются содержанием в нем почти всех полноценных белков, легко усвояемых жиров, высоким содержанием углеводов, наличием комплекса витаминов группы В, молочной кислоты, витамина С, солей кальция, микроэлементов и др.

На протяжении всей истории человечества народная медицина накапливала ценнейший опыт лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата посредством тепловых процедур, минеральных и грязевых ванн, массажа и гимнастики. Сталкиваясь с открытыми и закрытыми переломами костей, вывихами суставов, народные лекари-костоправы выработали ряд методов их лечения. Отечественный врач Е.О. Мухин обобщил опыт народной медицины по лечению переломов и вывихов в первом русском руководстве по травматологии, вышедшем под названием «Первые начала костоправной науки» (1806).

Большую практическую ценность представляют знания и навыки народа, составляющие гигиеническую культуру и касающиеся личной гигиены, питания, приемов обработки и хранения пищи, особенностей строения жилищ, распорядка жизни, режима труда и отдыха; их можно назвать народной гигиеной. Изучение обычаев, навыков и традиций народа, позволяющих продуктивно работать, сохранять здоровье в жару и на морозе, в пустыне, тайге, тундре, море дает много ценного для обоснования режима труда, питания или питьевого режима в тяжелых климатических условиях.

Огромное значение для поддержания и укрепления здоровья имело у многих народов мира пользование паровой баней. Русская баня, основанная на применении горячего водяного пара и воды и использовавшаяся как в гигиенических целях, так и для отправления культовых обрядов, произошла от древнегреческой паровой бани и распространилась у восточных славян в период 1—3 вв. н.э. Иностранцы с удивлением отмечали русский обычай часто и подолгу париться в бане. Проведенные в конце 19 в. в клиниках Военно-медицинской академии при участии С.П. Боткина и В.А. Манассеина исследования показали, что значение бани выходит далеко за пределы поддержания чистоты тела, поскольку физиологическая «встряска», вызванная попеременным применением то горячей воды, то пара, то холодной воды и даже снега, а также своеобразным массажем с помощью веника, воздействует на обмен веществ и изменяет ряд объективных показателей деятельности организма (см. Бани).

Во многих случаях правильны и целесообразны обычаи народа, относящиеся к поведению беременной, уходу за ней. М.В. Ломоносов рекомендовал при составлении наставления «О повивальном искусстве» присовокуплять «добрые приемы российских повивальных искусных бабок». Русский акушер А.П. Губарев высоко ставил народную медицину , указывая, что деревенские повивальные бабки часто оказывали существенную помощь роженицам, используя передающийся из поколения в поколение опыт, основанный на здравом смысле, соблюдении чистоты и уверенности в силах природы

В странах с ограниченными ресурсами и недостаточно развитыми системами здравоохранения, где проживает две трети населения мира, народная медицина пользуется официальным признанием. Но и в тех районах мира, где население обеспечено современной медицинской помощью народная медицина находит определенное применение.

Читайте также:  Как избавиться от родинки на лице народным средством

В 1976 г. в штаб-квартире ВОЗ была организована рабочая группа народной медицины, в задачи которой входила координация всей деятельности в данной области. Было предложено поощрять проведение многопрофильных исследований в области народной медицины с упором на лабораторные и клинические исследования эффективных лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. На состоявшейся в 1977 г. XXX сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция, призывающая правительства стран придавать «должное значение использованию существующих в этих странах систем народной медицины при соблюдении правил, соответствующих установкам национальных систем здравоохранения».

Народная медицина не свободна от суеверий и предрассудков, в ряде случаев в ней используются вредные для здоровья средства, приемы, которые должны быть изучены с тем, чтобы успешнее бороться со знахарством и вести гигиеническое воспитание населения.

В нашей стране занятие врачебной практикой как профессией лицами, не имеющими надлежащего удостоверенного медицинского образования, рассматривается как уголовно наказуемое деяние.

Обязательным условием использования средств народной медицины в практике здравоохранения является их тщательная проверка (фармакологическая, токсикологическая, клинико-экспериментальная и др.). Советская медицинская наука берет из арсенала народной медицины все ценное, рациональное с учетом современных научных критериев, отбрасывая ошибочное, а также религиозно-мистические наслоения и заблуждения, т.е. все то, что может принести вред здоровью человека.

Изучение растительных лечебных средств из арсенала народной медицины проводится во Всесоюзном научно-исследовательском институте лекарственных растений и его филиалах, в Институте биологии моря Дальневосточного научного центра АН СССР, Сибирском филиале Института фармакологии АМН СССР, Отделе индо-тибетской медицины Бурятского филиала Сибирского отделения АН СССР, Центральном республиканском ботаническом саду АН Украины, лаборатории лекарственных растений Тбилисского ботанического сада, научно-исследовательском отделе Музея истории грузинской медицины и медицинской этнографии в Тбилиси и др. Изучением этнических аспектов народной медицины занимается Институт этнографии им. Н.И. Миклухо-Маклая.

«Народная медицина» (целительство) — совокупность всех видов нетрадиционной медицины. Мнения относительно ее статуса. Исторические корни народной медицины и правовые институты, потенциально способные обеспечить правовую охрану традиционных знаний.

курсовая работа [61,9 K], добавлен 21.11.2009

Народная медицина — методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей: история становления, этапы развития; отношение религии к целительству. Правовые проблемы народной медицины в современном обществе.

реферат [20,2 K], добавлен 12.11.2011

Типы людей согласно тибетской медицине, их слабые места в организме, рекомендации по сохранению здоровья. Фитотерапия диареи и поноса, их основные причины, симптоматика. Факторы образования запора. Методика лечения запоров средствами народной медицины.

презентация [271,5 K], добавлен 15.09.2014

История становления и развития тибетской народной медицины, ее принципы и формирование концепций. Учение о трех ньепа: лунг (ветер), три (желчь) и бадкан (слизь). Понятие и предпосылки возникновения, симптомы и диагностика, фитотерапия в лечении диареи.

презентация [225,4 K], добавлен 23.09.2014

Витамины как активные регуляторы обмена веществ, роль их количества в организме. Понятие авитаминоза, его основные признаки, причины возникновения. Эффективные средства лечения, выбор и правила приема витаминов. Рецепты народной медицины при авитаминозе.

реферат [19,7 K], добавлен 04.06.2010

Медицина как сфера общечеловеческой культуры, ее связь с философией. Своеобразие медицины как науки. Система медицинских знаний и проблема теории в медицине. Философская методология в медицинском познании. Философско-этические проблемы медицины.

презентация [1013,8 K], добавлен 02.06.2012

Роль фармацевта в структуре здравоохранения. История возникновения лекарствоведения. Формирование двух направлений врачевания в странах Древнего Востока — народной и тиургической медицины. Характерные особенности индийской, римской и китайской медицины.

краткое изложение [18,1 K], добавлен 11.11.2011

Историческая ценность народной медицины. Изучение полезных свойств ягод, условия произростания, целебные качества, способы сбора и хранения. Содержание биологически активных веществ в клюкве, бруснике и чернике. Использование в пищевой промышленности.

реферат [935,3 K], добавлен 09.02.2009

Ислам – одна из мировых религий, ее роль в истории цивилизации. Отношение мусульман к медицине, взгляд на ислам с ее точки зрения. Книга короля медицины Ибн Сины как основа медицины в исламском мире и Европе. Научные достижения врачей-мусульман.

презентация [491,6 K], добавлен 02.12.2011

Роль врачей в Арабских Халифатах в сохранении ценного наследия медицины древнего мира. Влияние восточной средневековой медицины на развитие медицины у народов Западной Европы. Работы ученого Ар-Рази «Об оспе и кори», «Всеобъемлющая книга по медицине».

презентация [3,1 M], добавлен 16.11.2014

источник

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Научно-исследовательская работа: «Проверенные народные рецепты». Представлены три народных рецепта.

Министерство образования Республики Башкортостан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«ПРОВЕРЕННЫЕ НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ»

Мифтахова Азалия Расимовна

7 класс, МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли

Научный руководитель: Мустаева Лейсан Миннимухаматовна

Дюртюли – 2017-2018 учебный год

Глава 1. Литературный обзор………………………..………………………4

1.1. Применение народных рецептов в России…………………………4

Глава 2. Собственные исследования……………………………………….10

2.1. Материал и методы исследования…………………………………10

2.2.Обсуждение и результаты ……………………………………..10

2.2.1. Рецепт народной медицины «Иммунитет носа»……………… 10

2.2.2. Рецепт народной медицины «Антибородавка»………………… 13

2.2.3. Рецепт народной медицины «Роскошь волос»………………… 15

2.2.4. Статистические данные опроса………………………………….16

Список использованной литературы………………………………………18

Актуальность проблемы. На сегодняшний день одной из актуальных проблем человечества является сохранение здоровья человека. Для лечения своих болезней, люди применяют химические таблетки, которые имеют побочные действия. В последнее время зачастились случаи, когда после приема таблеток чаще всего у детей наблюдается аллергические реакции, и также можно нарваться на подделку. Кроме того, лекарства стоят дорого. Поэтому, людям, полезно знать о народной медицине и о народных рецептах.

Проблема: состоит в том, чтобы узнать о народных рецептах больше с точки зрения их влияния на организм и узнать какие заболевания лечатся народными рецептами.

Гипотеза исследования: предположим, что можно прожить без химических лекарств, если использовать народные рецепты.

Цель работы: узнать, какие народные рецепты используются для лечения различных заболеваний человека.

1. Изучить различные источники информации об истории и влияния народных рецептов на организм человека;

2. Рассмотреть народные рецепты применяемые людьми;

3. Приготовить народные рецепты собственного производства;

4. В процессе опытной работы исследовать влияние, созданных нами народных рецептов на улучшение здоровья человека;

5. Провести социологический опрос.

Объект исследования: все желающие участвовать в нашем исследовании.

Предмет исследования: влияние созданных нами народных рецептов на состояние здоровья человека.

Методы: наблюдение, анализ статистики, изучение литературных источников, работа с информацией интернет ресурсов, социологический опрос, фотографирование, эксперимент, выполнение компьютерной презентации, систематизация и обобщение теоретического материала, анализ полученных данных.

Глава 1. Литературный обзор

Читайте также:  Народные средства для лимфоцитов в крови

Использование человеком лекарственных растений обнаружены в самых древних письменных памятниках человеческой культуры. Пользоваться народными рецептами для лечения начали ещё первобытные люди. Животные щиплют травку не зря, как только они чувствуют недомогание, разыскивают нужную им травку для лечения.

Задолго до нашей эры в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме появились письменные указания о видах и способах употребления лекарственных трав в медицине. Первое сочинение о целебных растениях принадлежит Гиппократу. Им было описано 236 видов растений.

Долгий многовековый опыт накопила и русская медицина. Сведения о лекарственных растениях хранились у знахарей, которые держались в тайне и открывались только ближайшим родственникам.

1.1. Применение народных рецептов в России

На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхъестественный. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т. е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Даже простой прием растительных лекарственных средств сопровождался рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подо­рожник, береза и др.

С принятием христианства, распространением письменности и грамотности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. С введением религии характер лечения несколько изменя­ется. Христианская религия вносит новые элементы — молитву и Пост. Медициной начинают заниматься духовные лица.

Древнейшим памятником русской медицинской литературы являются статья в «Изборнике Святослава» (приложение 1, рис.1), в которой содержатся медико-гигиенические сведения. «Изборник» был переведен в X в. с греческого подлинника для болгарского царя Симеона, а в 1073 г. переписан на Руси для черниговского князя Святослава Ярославича. В этой своеобразной энциклопедии помимо других сведений дается ряд медико-гигиенических советов, описываются наиболее распространенные средства из растений. В ней упоминаются «полынное зелие», употребляемое при лихорадках, белена, болиголов, о котором сказано: «никтоже ум имый, не зобле» (не ест).

В «Физиологе» и «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского, переведенных на русский язык в конце XI в., наряду с богословскими сведениями дается краткое изложение анатомии человека в том виде, в каком она представлялась древним грекам, дается описание лечебного действия аконита, болиголова, белены.

В летописях упоминаются «лечцы» из среды монахов, пользовав­шиеся средствами народной медицины, — Демьян Целебник и Агапит — «врач безмездный», лечивший в Киеве в XII в. Агапит излечил киевского князя Владимира и отлично знал, «каким зельем лечится какой недуг». В XI в. в Киевской Руси при крупных монастырях создаются «шпитали». В летописях упоминаются Ефрем Переяславский, открывший в XII в. лечебницу в Переяславле, Григорий Премудрый, Ипат Целебник и др. Все эти врачеватели лечили травами и лекарствами собственного изготовления. Слава о их лечении долго сохранялась в народной памяти. Они успешно конкурировали с врачами-иностранцами при Киевском дворе — выходцами из Византии, Грузии, Сирии, Армении.

Как отражение этого процесса получил распространение культ христианского святого Пантелеймона-целителя, получившего на Руси имя Пантелея и имевшего свой исторический прототип. По преданию, святой Пантелеймон (III в. н. э.) родился в г. Никодимии (на территории нынешней Молдовы) в семье богатого римлянина. Мать, ревностная христианка, пыталась внушить сыну христианские принципы, но рано умерла. Отец, не разделявший взглядов жены, дал сыну классическое образование, а затем отдал его обучаться врачебному искусству к знаменитому придворному врачу Евфросину, где юноша вскоре достиг больших успехов. Быть бы ему придворным врачом, но в это время он попадает под влияние христиан, которые обращают его в свою веру. Дальнейшая его деятельность протекаем на родине в Никомидии. Как знающий и бескорыстный врач он быстро завоевал популярность, чем возбудил зависть у своих коллег. На него донесли императору Максимилиану, который жестоко преследовал христиан. Пантелеймон был подвергнут мучениям и казнен. Ему и его помощи как святого приписывают ряд чудесных исцелений. В народном представлении — это добрый и мудрый собиратель трав, помощник всех страдающих телесными либо душевными болезнями.

Во времена правления Владимира Мономаха распространению лекарственных растений в Древней Руси способствовал приглашенный в Киев греческий врач Иоанн Смер (1053—1125). Об уровне древнерусской медицины можно судить по медицинскому сочинению «Аллима» (в русском переводе — «Мази»), написанному около 1130 г. внучкой Владимира Мономаха — Евпраксией Мстиславовной, выданной замуж за Византийского императора Алексея Комнина и получившей при коронации имя Зоя. По-видимому, еще с детства она интересовалась народной медициной, изучила ее и успешно занималась лечением, за что и получила в народе имя Добродеи.

Трактат «Мази» состоит из пяти частей, включающих 29 глав. Первые три части содержат гигиенические советы и указания, а две последние — описание некоторых болезней и средств их лечения. В пяти главах четвертой части приведены рецепты для лечения различных наружных болезней: «О болезнях рта», «На паршивость головы». В частности, в качестве ранозаживляющего рекомендуется печеный лук. В пятой части две главы: «О болезнях желудка», «О болезнях сердца».

Для лечения внутренних и наружных заболеваний на Руси охотно использовали прикладывание растений и прием их внутрь (например, прикладывали капусту, лен, горчицу, орешник или пили их соки). Наряду с растительными лекарственными препаратами, русский народ с давних времен применял в лечебной практике медицине. Назначался он в чистом виде и в смесях с отваром трав, с маслом, уксусом, салом, пивом, печеным луком и многими другими веществами.

В трактате не только систематизированы разрозненные медицинские сведения того времени, в значительной степени это оригинальное сочинение. Заслуга автора в том, что в отличие от других средневековых медицинских сочинений сюда не включены существовавшие тогда нелепые средства лечения. Название «Мази» здесь использовано в значении «лекарственные средства».

Медицинские произведения XII—XV вв. до нас не дошли, хотя, по-видимому, они были. Самым ранним медицинским сочинением периода объединения Руси считается статья в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря «Галиново на Иппократа», которая представляет собой сокращенный перевод сочинения Галена «О природе человека».

К XV в. относится «Лечебник Строгановых лекарств». В 1588 г. по приказу царя Федора Иоанновича был составлен «Травник тамошних и здешних зелий».

В XVI—XVIII вв. на Руси появилось множество вертоградов, лечебников и травников. Часть из них русского происхождения, а часть — переводные произведения. В то время была очень распространена вера в порчу, колдовство, чары, поэтому в книгах дается множество средств, применявшихся как с целью лечения, так и для колдовства.

Старинные лечебники не являются цельными произведениями. Обычно переписчики включали в одну тетрадь разные попадавшиеся им трактаты, и каждый из них вносил туда что-нибудь свое. Они добавляли, сокращали лечебники, поэтому их следует считать сборниками. Сборник под названием «Прохладный вертоград» (приложение 1, рис.2), переведенный на русский язык в 1672 г. подъячим Андреем Микифоровым, был самым распространенным на Руси в XVII—XVIII вв. Слово «вертоград» обозначает «сад», здесь — сад лекарственных трав. Этот лечебник — перевод популярной в XV—XVI вв. в Западной Европе медицинской книги с обширными дополнениями, включенными русскими переписчиками.

В первом разделе лечебника даны сведения о лекарственных средствах различного происхождения: «о хлебе ржаном», «о птицах всяких, к лекарству угодных», «о пчеле», «о заморских и русских зельях», «о водах из трав перепущенных» и др. Второй отдел вертограда составлен из вопросов и ответов, где доказывается, что лечение болезней — богоугодное дело. В десятом разделе даются наставления по фельдшерскому и аптекарскому искусству. В конце лечебника выписывались иногда не только отдельные рецепты, но целые статьи и медицинские трактаты.

Кроме переводных лечебников известно большое количество русских народных травников. В них различным травам нередко приписывается чудодейственная сила.

Издавна в Москве в зелейных лавках продавалось все необходимое для лечения различных болезней. Не только всякую траву, коренья, масла, мази можно было приобрести, но и драгоценные камни, сушеных жаб, кротов, лосиные рога, копыта, змеиный яд и др. Зелейные ряды были живым источником медицинских знаний для народа, так как здесь можно было получить совет по лечению любого заболевания.

В XVI в. после свержения татарского ига Россия возобновляет контакты с Западной Европой. На царскую службу приглашаются иноземные ученые, архитекторы, врачи. Открываются первые аптеки, учреждается Аптекарский приказ, создаются аптекарские огороды для выращивания лекарственных трав.

Учрежденный в середине XVII в. Аптекарский приказ подбирал травников — «помяс», инструктировал их, что и где собирать и как доставлять в Москву. Известен нижегородский помяс Омелька Мухановский, который в 1663 г. был назначен в Аптекарском приказе лекарем и травником. Перевели его на жительство в Москву, а в Нижний Новгород он ездил на сбор трав и кореньев.

Аптекарский приказ не только обязывал воевод вызывать «знатцев» трав, но и содержать их на службе. Набирали русских людей и для обучения аптекарскому делу. Отдельные заготовители направлялись для закупок сырья в отдаленные области или даже за границу. Согласно указу от 13 июня 1663 г. лекарь Андрюшка Федотов выехал в Архангельск для закупок привозимых туда «хины и дерева сасафрасу и коры святого дерева». Ф. Я. Милославскому дано поручение купить 20 пудов хинной коры в Персии.

Параллельно существовала «ягодная повинность». В Воронеже и Саратове собирали «солодковое коренье вешне и осенне», из Ярос­лавского уезда привозили ягоды можжевельника, из Коломны — чемерицу, из Казани — почечуйную траву. «Кошкину траву» — ва­лериану — копали в Рязани, везли травы и из Сибири.

Контроль за ягодной повинностью осуществлял Аптекарский приказ, за невыполнение повинности полагался денежный оброк или даже тюремное заключение. Значительное количество сырья получали с аптекарских огородов, созданных по распоряжению Ивана Гроз­ного на территории Кремля между Боровицкими и Троицкими воротами и слободой стрелецкого полка. Позднее были созданы аптекарские огороды в других местах. Особенной известностью при Алексее Михайловиче пользовался царев огород в селе Измайловском.

Большой интерес к изучению отечественных лекарственных средств был проявлен в России после реформ Петра I, который большое внимание уделял сбору лекарственных трав. По его приказу были созданы казенные аптеки и так называемые «аптекарские огороды» (1713 г.). Один из них «Санкт-Петербургский аптекарский огород» (приложение 1, рис.3) превратился впоследствии в ботанический сад, ныне преобразованный в Ботанический институт Академии наук Российской Федерации (приложение 1, рис.4).

Сбором и применением лекарственных трав занимались по всей России, в том числе в Сибири, на Украине, в Белоруссии. Сформировалась и особая система сбора и заготовки лечебных трав. Но о ка­ком-либо планомерном исследовании лекарственной флоры России, конечно, не могло быть, в то время, и речи. Были организованы единичные фармакохимические лаборатории и плантации лекарственных растений.

Только намного позже получает развитие изучение флоры и растительных ресурсов России. Видный русский ученый академик П. С. Паллас писал:

«Многие домашние лекарства, простым народом или дикими непросвещенными людьми случаем открытые, в руках врача со временем становятся спасительными средствами». С углублением врачебных познаний расширяются представления об отечественных лекарственных растениях, их сборе, выращивании и практическом применении. Проводится ряд научных экспедиций в различные уголки России, выходят в свет книги с описанием большого количества лекарственных растений, произрастающих в различных регионах страны.

Огромное влияние на развитие науки о лекарственных растениях России оказало создание в 1724 г. Академии наук, одной из основных задач которой было планомерное изучение флоры Российского государства от берегов Балтийского моря до Камчатки. Организуется ряд исследовательских экспедиций под руководством ученых Г. Гмелина, П. С. Палласа, И. И. Лепёхина, Н. М. Максимовича-Амбодика, С. П. Крашенинникова.

С открытием в Петербурге медико-хирургической академии (1798 г.), она стала центром по изучению лекарственных растений. Хотя конец XIX и начало XX века ознаменовались значительными успехами в области синтеза новых химических препаратов, растительные лекарственные препараты не утратили своего значения. Тем не менее, XIX столетие знаменуется уже некоторым упадком интереса к лекарственным растениям отечественной флоры.

В России, как и в других европейских странах, фармакогнозия, наука о лекарственных растениях, до 1815 г. была составной частью фармации. К середине XIX в. в России появились первые учебники по фармакогнозии, вначале переводные, затем оригинальные, проф. Московского университета В. А. Тихомирова.

В XIX в. в связи с развитием капитализма в России заготовка лекарственного сырья переходит в частные руки, главным образом владельцев крупных аптекарских фирм. В Полтавской губернии заготовку вела фирма провизора Ф. Деля, в Смоленской, Калужской, Московской, Владимирской губерниях — фирма московского аптекаря Феррейна и др. В Воронежской области культивировались эфирно-масличные виды — анис, тмин, мята. Отечественная фармацевтическая промышленность была неразвита, поэтому основная масса сырья вывозилась за границу. В части обеспечения лекарственными препаратами Россия была поставлена в полную зависимость от Западной Европы. С началом первой мировой войны и прекращением ввоза лекарств не только население, но и армия оказались перед угрозой «лекарственного голода». Были предприняты срочные меры по исправлению создавшегося положения.

В период 1914—1917 гг. активизируются работы по выявлению ресурсов отечественных растений и поискам отечественных заменителей импортного сырья, были восстановлены объем и номенклатура заготавливаемых растений. Широко развернулись фитохимические и ресурсоведческие исследования.

Глава 2. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Материал и методы исследования

Нами были приготовлены три рецепта: «Иммунитет носа», «Антибородавка» и «Роскошь волос» (приложение 2, рис.1).

Для приготовления рецептов народной медицины нам понадобиться: камфорное масло, подсолнечное масло, прополис, чистотел, яблоки, темные склянки для хранения, чистый медицинский спорт.

2.2. Обсуждение и результаты

2.2.1. Рецепт народной медицины «Иммунитет носа»

Гайморит — это острое или хроническое бактериальное воспаление слизистой оболочки гайморовых пазух носа. Опасность этого заболевания заключается в близости жизненно важных органов к очагу воспаления. В частности, речь идёт о мозге, глазах, вестибулярном аппарате.

Так как для лечения гайморита в народной медицине используют камфорное масло, мы его взяли за основу нашего первого рецепта, который назвали «Иммунитет носа» (приложение 2, рис.2), для лечения гайморита.

Камфорное масло оказывает положительное действие на организм:

Противовоспалительное. Способствует устранению очага инфекции и снижению отека. Благодаря этому восстанавливается естественное очищение пазух.

Анальгезирующее. Снимет болевые ощущения, что позволяет мгновенно облегчить состояние больного.

Местное раздражающее. Способствует усилению кровообращения в области применения, ускоряет процесс восстановления.

Антисептическое. Обезвреживает патогенные микроорганизмы и способствует подсушиванию слизистой оболочки носа, восстанавливает естественную защиту организма.

Бактерицидное. При отсутствии инфицирования застойных масс в гайморовой пазухе, при наличии гнойного процесса угнетает патогенную микрофлору в очаге.

Читайте также:  Как избавится от одышки народными средствами

Ранозаживляющее. Способствует быстрому восстановлению нарушенных воспалением тканей и функций мерцательного эпителия.

Также кроме всего положительного, нельзя забывать о минусах:

Токсическое действие чистого средства. Камфорное масло в нос от гайморита в чистом виде применять не рекомендуется, можно вместо лечебного эффекта усугубить болезнь ожогом слизистой оболочки носа.

— Индивидуальная непереносимость и некоторые состояния: дерматиты, ожоги, раны, беременность, ранний детский возраст, нарушения сердечной системы и т.д.

Применение должно быть согласовано с врачом и в рамках народных рецептов, предусматривающих разбавление смягчающими средствами.

Если в процессе применения возникли осложнения, следует сразу отказаться от данного средства, что поможет избежать тяжелых осложнений.

Так как в нашей стране нет возможности получить камфорное масло, мы его купили в аптеке. Его получают из древесины вечнозеленого японского лавра, произрастающего в дикой природе на Тайване, в Японии и Южном Китае. В качестве культурного растения камфорное дерево разводят в южных широтах Америки и Европы, в Африке, на Черноморском побережье. Для добычи масла выбирают дикорастущие деревья и только старые. После спила и раздела древесины на части, ее тщательно измельчают, т. е. перетирают в порошок. Затем, из полученного сырья, под высокотемпературным паром путем перегонки извлекается маслянистое вещество. Из него впоследствии с помощью определенных химических реакций получают прозрачные кристаллы, имеющие сильный специфический запах. Из пихты также добывают синтетическое камфорное масло, но лекарственных веществ в нем намного меньше.

Так как камфорное масло в чистом виде применять не рекомендуется, мы его разбавили подсолнечным маслом. Подсолнечное масло купили Дюртюлинского производства,

Следующее вещество необходимое для приготовления нашего народного рецепта для лечения гайморита – это настойка прополиса.

Прополис — кладезь витаминов, минералов и полезных веществ. Благодаря тому, что все свойства прополиса сохраняются независимо от температуры обработки (будь это даже кипячение), настойка из него также полезна для здоровья человека.

Прополис считается одним из мощных антиоксидантов. Он способен бороться даже с онкологическими заболеваниями. Одинаково полезны настойки, приготовленные на спирту, масле и воде. Их можно использовать в качестве поднятия иммунитета, общего укрепления организма и лечения.

Настойку прополиса приготовили сами. Настойку делали на спирту. Спирт отлично вбирает в себя все полезные свойства прополиса. Именно эта настойка самая популярная. Приготовить ее самостоятельно очень просто. Для этого понадобятся: прополис, чистый медицинский спирт, бутылка из темного стекла.

Количество ингредиентов берется исходя из того, сколько мл настойки необходимо получить в итоге. Главное, соблюдать пропорцию 1:10, то есть на каждые 5 г прополиса придется 50 мл спирта.

Для того чтобы настойка получилась хорошей концентрации, необходимо полностью растворить в спирте прополис. Сделать это можно, измельчив его. Сначала прополис помещают в холодильник на некоторое время. Когда он достаточно охладится, натирают на мелкой терке.

Высыпают прополис в бутылку, заливают спиртом, закрывают плотно крышкой и оставляют в темном и прохладном месте настаиваться. На это уйдет от 10 до 14 дней. Важно знать, что ежедневно настойку необходимо хорошенько взбалтывать.

Если соблюдать условия хранения, то приготовленная настойка не потеряет своих свойств на протяжении трех лет.

Для лечения гайморита мы приготовили такой рецепт:

Есть противопоказания. Перед применением посоветуйтесь с врачом!

1 ст.л. подсолнечного масла;

Мы взяли все ингредиенты в соотношении 1:1:1. Все ингредиенты тщательно смешать в одной емкости и использовать как капли в нос.

Мы этим рецептом пролечили 3 человека (женщина – 50 лет, женщина-60 лет и мужчина — 40 лет). Перед тем как начать лечить проконсультировались с врачом отоларингологом, она сказала, что такое лечение применяется в народе и результат очень хороший. Это средство эффективно в начальную стадию заболевания и улучшает лечение хронического процесса, запущенный гайморит без антибиотиков не излечивается. Также врач посоветовала тем, кто страдает часто такой болезнью, для профилактики в полгода один раз проводить эту процедуру. Перед проведением процедуры необходимо тщательно очищать носовые ходы от слизи и промывать гайморовы пазухи раствором морской соли, это позволит добиться наивысшего терапевтического эффекта. Лечь на спину или отклонить голову назад, пипеткой закапать по 2 капли смеси в каждую ноздрю. Выполнять процедуру трижды в день в течение недели. Уже первые процедуры дают положительный эффект, снижается отек, боль и восстанавливается носовое дыхание. При использовании средства детям подсолнечного масла взять в 2 раза больше и закапывать по 1 капле в каждый носовой ход.

Наши больные успешно прошли лечение.

2.2.2. Рецепт народной медицины «Антибородавка»

Практически каждый человек знаком с таким кожным новообразованием как бородавка, либо они обнаруживаются у себя, либо их можно видеть у знакомых, близких людей. Причем, их формирование не зависит от возраста, они появляются как у детей, так и у взрослых с одинаковой частотой.

На сегодняшний день существует масса методов избавления от бородавок: Лазер — удаление бородавок лазером это достаточно дорогостоящая процедура. Жидкий азот — выведение бородавок жидким азотом достаточно болезненная процедура, может в дальнейшем давать рецидивы на месте проведения процедуры, а также оставляет следы на коже. Химические средства — использование калия и натрия гидроокись, фенол и метакрезол, смесь пропана и диметилового эфира, азотная, щавелевая, уксусная, молочная кислоты. Чистотел — также можно применять и известное с древних времен народное средство — натуральные растительные свойства этого растения. Если пациент категорически не желает удалять бородавки специальными медицинскими способами, прежде чем использовать народные методы или любое другое средство, следует проконсультироваться у врача, убедиться, что это действительно бородавка, образование не онкологической природы. В наше время онкологической напряженности всегда необходимо помнить о возможном развитии злокачественных новообразований на коже в любом возрасте.

Чистотел — это лекарственное растение используется в народной медицине в качестве мощного ядовитого вещества для лечения многих кожных заболеваний — зкзем, дерматитов, а также чистотел при онкологии используется как один из видов растительных ядов, уничтожающих раковые клетки, поскольку в его составе обнаруживается более 20 различных ядовитых веществ. Эту сорную траву в народной практике еще называют бородавником, так как у наших предков не было других возможностей справляться с кожными образованиями, вульгарными, плоскими бородавками, кроме как использовать то, что дает природа. Преимущества такого способа выведения специфических наростов на теле, руках, ногах. В отличие от медицинских манипуляций и лекарственных средств, использование чистого свежего сока чистотела — это безболезненный метод удаления, ни жжения, ни сильной боли он не вызывает. Недостатки метода прижигания бородавок чистотелом: собирать и использовать траву следует только в период ее активного цветения — май-июнь, иначе эффекта не будет. Для выведения бородавок натуральным соком чистотела требуется длительное время. Ранки, образующиеся при этом, долго заживают и в некоторых случаях могут оставлять шрамы или незначительные следы. Чистотел — это сорная трава, на которую у чувствительных людей могут быть аллергические реакции. У лиц, которые страдают поллинозом, аллергическим ринитом, аллергией на цветение деревьев и трав (так называемая, аллергия на тополиный пух), скорее всего будет проявляться аллергия и на чистотел.

Чтобы приготовить наш рецепт «Антибородавка» (приложение 2, рис.3), чистотел следует собирать в период ее активного цветения — май-июнь. Чтобы приготовить сок из чистотела, следует собрать траву вместе с корнем (все части растения), помыть и дать немного подсохнуть, чтобы влаги на траве не осталось. Затем пропустить через мясорубку 2 раза, полученную кашицу максимально отжать через любую плотную ткань, разлить полученный сок в бутылки из темного стекла, заткнуть пробкой. Через неделю сок начнет бродить, с этого времени следует каждый день выпускать газ из бутылки, так проделывать до тех пор, пока не остановиться процесс брожения — около недели. После таким соком уже можно пользоваться. Если держать такую бутылку в холодильнике, его срок годности продлевается. Для увеличения срока годности, можно добавить в полученный сок спирт или водку, из расчета 100 мл. сока — 50 мл. водки или 1 литр сока — поллитра водки. Это делается для того, чтобы можно было круглый год осуществлять лечение бородавок в домашних условиях.

Меры предосторожностей при удалении бородавок чистотелом: Чтобы не получить серьезные ожоги, при приготовлении сока следует использовать перчатки. Если на теле имеется множество бородавок, не стоит сразу обрабатывать все, за один 3 недельный курс нельзя намазывать более 5-6 штук, поскольку повышается нагрузка на организм действием ядовитых веществ. Во избежание возникновения сильных аллергических проявлений, сначала следует протестировать действие сока или экстракта на сгибе локтя. При отсутствии аллергии — зуда, жжения, сыпи, отека, покраснения кожи, можно приступать к лечению.

Рецептом «Антибородавка» мы вылечили 3х человек (женщина – 50 лет, 1 бородавка на носу, мальчик 14 лет – 1 бородавка на носу, девушка 18 лет – 1 бородавка на руках), 4-5й человек (девушка 14 лет – 2 бородавки на руках, девушка 14 лет – на одной руке 4 бородавки, на другой – 2 бородавки) находиться на стадии лечения (приложение 2, рис.4-5).

2.2.3. Рецепт народной медицины «Роскошь волос»

Яблочный уксус – уникальный продукт. Он применяется для лечения болезней, косметических процедур и коррекции фигуры. Полезными свойствами обладает только настоящий фруктовый уксус, полученный методом брожения.

Для приготовления яблочного уксуса мы взяли 1,5 кг яблок, натрем их на крупной терке целиком, не выбрасывая сердцевину, положим в стеклянную банку или в эмалированную посудину и зальем двумя литрами кипяченой холодной воды.

Далее нужно положить в емкость кусочек черного ржаного хлеба, примерно 50 — 60 граммов, и добавить 150 граммов натурального пчелиного меда. Поставить в стол, крышкой не накрывать, а только прикрыть сверху полотенцем или марлевой салфеткой, подержать в тепле дней 10 – 12, яблоки за это время должны забродить. Затем все содержимое процедить через марлю в другую емкость и теперь уже пусть стоит подольше, обычно хватает месяца, затем процедить окончательно и разлить по бутылкам. Все, уксус готов, бутылки закрывают и хранят в темном месте (приложение 2, рис. 6).

Мы назвали этот рецепт «Роскошь волос» и применяли для ополаскивания волос (1 раз в неделю). Для этого яблочный уксус разбавили с водой в соотношении 0,5 стакана на 1 литр воды. Конечно, сейчас в магазинах можно купить так много всего по уходу волосами: шампуни, ополаскиватели, маски, да еще так красиво все упаковано. Цена тоже такая разная на все. Но мы ведь с вами знаем, что никакая промышленность, как бы она не старалась, не может сравниться с тем, что дает нам природа. Тем более мы должны беречь нашу природу, а химические вещества губят ее. А ополаскивать волосы надо обязательно, т.к длинные волосы, ополаскивания трудно расчесать.

Наша кожа имеет слабокислую реакцию (pH 5,5), что обеспечивает ее защитные функции против различных бактерий и микроорганизмов. А большинство моющих средств для волос и кожи имеют выращенную щелочную реакцию, из-за чего после применения их происходит нарушение естественной кислотности кожи. Поэтому при выборе шампуней, мыла для лица и тела, а также других средств ухода следует обратить внимание на то, чтобы эти средства имели слабо щелочную, нейтральную или кислую реакцию, а наш яблочный уксус имеет слабо кислую среду, проверили универсальной индикаторной бумагой (приложение 2, рис.7).

Рецепт «роскошь волос» опробовали на 5 женщинах: 1-длинные волосы, 37 лет; 1-волосы средней длины, 35 лет; 2- длинные волосы, по 17 лет и 1- волосы средней длины – 14 лет (приложение 2, рис.8).

Волосы после применения яблочного уксуса становятся более шелковистыми, улучшается их внешний вид, они укрепляются, меньше выпадают, а ломкие и секущиеся волосы преображаются, восстанавливаются. И также для тех, у кого есть перхоть, яблочный уксус – прекрасное средство для борьбы с этой проблемой.

Но, после ополаскивания волос кому-то, быть может, не понравиться запах. Он быстро выветривается, когда волосы уже высохнут. Если вы никогда не применяли яблочный уксус для волос, советуем перед применением провести простой тест: нанести на запястье несколько капель яблочного уксуса и посмотрите за реакцией кожи в течение получаса-часа (нет ли покраснения, воспаления и т.д.).

2.2.4. Статистические данные опроса учеников и населения

Мы решили узнать, как относятся к народным рецептам население г.Дюртюли. Для этого мы провели опрос (приложение 3, диаграммы 1). Результаты опроса следующие:

-Вы применяете народные рецепты для своего лечения?

Также мы прочитали интернет отзывы: яблочным уксусом из 22 человек пользуются 13 человек, а 9 человек не слышали об этом рецепте, и обязательно попробуют; чистотелом лечили бородавку из 24 отзывов – 12; камфорным маслом лечили гайморит из 11 человек – 5, остальные взяли на заметку (приложение 3, диаграммы 2-4).

Таким образом, мы убедились, что народные рецепты используют для лечения и профилактики некоторых заболеваний.

При приготовлении народных рецептов используют лекарственные растения, которые растут у нас буквально под ногами, а мы часто не задумываемся об их ценности! Поэтому, нам надо беречь нашу природу!

Народные рецепты менее опасны, но при их применении нужно проконсультироваться с врачом и выяснить, нет ли у больного аллергии на определённые травы.

« …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание: «Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной, потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны…» (Притча).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Акопов И.Э. «Важнейшие Отечественные лекарственные растения и их применение», 1990г.

2) Гаммерман А.Ф. «Лекарственные растения», М.: «Высшая школа» 1990г.

3) Государственная фармакопея СССР XI издания, М.: «Медицина» 1990г.

4) Гринкевич Н.И. «Лекарственные растения», М.: «Высшая школа» 1991г.

5) Кузнецова М.А. «Лекарственные растения и препараты», 1987г. Издание второе.

6) Тюренкова И.Н. «Растительные источники витаминов», Волгоград 1999 г.

7) Кузнецова М.А., Резникова А.С. «Сказания о лекарственных растениях», М.: «Высшая школа» 1992. — С.272

8). Энциклопедия «Лекарственные растения» Издательский дом Ридерз Дайджест» 2004 год

источник