Меню Рубрики

Средства народной педагогики танец

Щекочихина Наталья
Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника

В наше время, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, когда страна нуждается в здоровом духовно и физически поколении, необходимо неуклонно вести планомерную работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, которая является важнейшей частью нашей жизни. Благодаря ей воспитывается любовь к родному краю, к Отечеству, у детей расширяется кругозор, формируются лучшие человеческие качества. Дети способны оценить и освоить основы традиционной культуры — а это определяет их духовное и физическое здоровье. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое-это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Я обращаюсь в своей работе к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Поэтому целью моей работы является воспитание ребёнка на традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения к ней

Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.

Огромное значение как средство воспитания национального самосознания имеет танец. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной литературы, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, эстетической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь в них огонёк творчества и инициативы – задача педагогов дополнительного образования, наш вклад в воспитание всесторонне гармонически развитого человека.

Опираясь на вышеизложенные факты и приступая к своей работе, я определила для себя следующие задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к народному танцу (он является культурой русского народа, которая в свою очередь представляет собой живое творческое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающего поколения).

2. Познакомить с многообразием русского народного танца (хоровод, кадриль, пляска, подговорки и др.) Русская народная тематика достаточно объёмна и многогранна и преподнести детям мне хотелось бы в более полном варианте.

3. Развивать эмоциональную сферу детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способность воспринимать и понимать народный танец.

Выполнение данных задач возможно при условии следованию следующим принципам:

1. Принцип занимательности (занятия следует проводить в живой, яркой эмоциональной форме, поскольку это повышает у детей интерес, развивает творческие возможности, мышление).

2. Принцип доступности (следует разработать такую форму работы, которая будет понятна ребёнку дошкольного возраста).

3. Принцип последовательности (форма обучения – от простого к сложному).

4. Принцип непрерывности (занятия должны проводиться регулярно).

5. Принцип вариативности (свою работу следует планировать исходя из возможностей детей, уровня их подготовки).

6. Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, воспитателями, специалистами детского сада).

Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно- творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Всю воспитательную работу я строю по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т. д.) Всё это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

Для достижения положительных результатов я использую следующие формы и методы воспитательной работы:

1. Приступая к постановочной работе, я рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т. д. Всё это стараюсь подготовить на доступном для детей языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально и выразительно.

2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором я тактично направляю детей в русло правильных рассуждений.

3. Поддержание дисциплины. Внешняя дисциплина создаёт предпосылки к внутренней дисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и чётче выполняют поставленные задачи.

4. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ как профессиональных, так и любительских коллективов.

5. Проведение анализа выступлений на утренниках и других открытых мероприятиях. Необходимо рассмотреть как положительные, так и отрицательные моменты выступления. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.

6. Проведение вечеров отдыха с участием родителей и детей.

7. Важным моментом является полная занятость детей на занятиях. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.

Перед тем, как приступить с детьми к практической части урока я рассказываю детям об истории возникновения русского народного танца, о его особенностях, характерных чертах; с помощью иллюстраций, а так же благодаря костюмерной, которая имеется у нас в саду, я знакомлю детей с русским народным костюмом: объясняю, какой наряд предназначен для исполнения кадрилей и плясок, какой — для хороводов и медленных танцев.

При рассмотрении отдельно взятого раздела русского танца я не только рассказываю о нём, но и показываю с помощью видеокассет и дисков. Дети с огромным интересом просматривают выступления наших прославленных коллективов – Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка», Государственного академического ансамбля народного танца имени И. Моисеева и других известных коллективов. Просматривая танцы в их исполнении, дети находят уже знакомые им танцевальные движения, рисунки танцев, называют их, запоминают и учатся правильному исполнению.

С помощью аудиокассет и дисков дети имеют возможность познакомиться с разнообразием русских народных мелодий, определить, к какому танцевальному жанру относится та или иная композиция, какое русское движение следует под неё исполнить, какой танец можно сочинить. Такого рода импровизации детям очень нравятся. Они помогают каждому ребёнку раскрыться, проявить свои способности, благодаря им дети учатся действовать вместе, в коллективе; у них развивается чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Придерживаясь принципа последовательности я большое внимание уделяю изучению азов русского танцевального искусства, так как правильно разученные и хорошо усвоенные движения являются основой в дальнейшей работе. По мере отработки разученных движений я объединяю их в танцевальные комбинации, которые могут исполняться не только по одному, но и в парах, и коллективно.

Большую часть времени я уделяю изучению и отработке рисунков танца (расположение и перемещение танцующих по сценической площадке) – это важнейший элемент любого танца. Мы изучаем «восьмёрку», «воротца», круг в круге, «ручеёк», колонки, «змейки»; дети учатся из одного круга делать два и обратно, из линии – два круга или две колонки, из колонок — «улитку», из «восьмёрок» выходить на полукруг или линию и т. д. Существует множество всевозможных рисунков танца. Нельзя не отметить, что именно разучивая сначала рисунок танца, а затем и сам танец, дети учатся танцевать вместе, коллективно, двигаться одновременно в такт музыке, как единое целое. У них активно развивается моторная память (память на движения). По мере накопления знаний в данной области, я начинаю объединять их в этюды (мини – танцы). Русские народные танцы разноплановы и по характеру исполнения, и по содержанию, поэтому для одного этюда мы разучиваем мелкий шаг на полупальцах, для другого – тройной шаг, для третьего – переменный шаг. В одном этюде мы танцуем с платочками, в другом – с веночками, а в третьем используем шали. Данная тема занятия интересна детям и они с большим желанием её изучают, а также с удовольствием репетируют и отрабатывают все предложенные рисунки танца. Обычно трудность вызывает неумение выполнять необходимые движения танца вместе, как единое целое; но со временем, в результате планомерных репетиций, из урока в урок удаётся достичь нужного результата, что доставляет радость и приносит чувство глубокого удовлетворения и детям, и педагогу, и родителям.

В целях закрепления и проверки знаний на теоретических занятиях я провожу устный опрос моих воспитанников, а на практических устраиваю открытые занятия для родителей.

Для того чтобы проследить уровень развития хореографических способностей каждого ребёнка я провожу в начале и в конце года диагностику. Она базируется на четырёх критериях оценки:

Через русский танец на доступном для детей уровне я стараюсь познакомить их с народными традициями, обычаями русского народа, народным календарём, помочь развитию познавательных способностей, развить интерес к самобытной русской культуре.

Методическая разработка «Игра-драматизация как средство правового воспитания дошкольника» Методическая разработка на тему: «Игра — драматизация как средство правового воспитания дошкольника». Жить в правовом государстве – желание.

Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств дошкольника Сказка — как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников. Все начинается с любви — и озарение, и работа.

Дискуссия для воспитателей «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольника» Дошкольный возраст — возраст сказки. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть.

Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Значение игровой деятельности для формирования культуры общения.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника» «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника » Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Предметно-развивающая среда как средство формирования гражданско-правовой культуры старшего дошкольника Среда воспитывает человека. путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский Предметно-развивающая среда.

Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.

источник

Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений об опыте воспитания, который остался в памяти народа

Педагогическая культура народа наиболее отчётливо выражается в народном творчестве. К основным средствам народной педагогики относятся: труд, устное народное творчество, игры, песни, танцы, традиции, обряды, обычаи.Основой народной педагогики было и есть трудовое воспитание. Труд– самое древнее и апробированное средство народной педагогики, обязательное условие и неотъемлемая часть жизни человека. В процессе труда осуществлялось нравственное, физическое, умственное, эстетическое развитие и воспитание человека. В процессе трудовой деятельности сформировались такие нравственные качества как патриотизм, трудолюбие, терпеливость, настойчивость в достижении поставленной цели, честность, скомность, бережливость, уважение к людям труда. Можно сказать , сформировался белорусский национальный характер. Занятия ремёслами (изготовление вещей из камня, кости, дерева, глины, ткачество, прядение, гончарство и др.) привели к дифференциации трудовой деятельности человека, к развитию более сложных общественных отношений. Родное слово – это первое, с чем сталкивается ребенок в своей жизни. С помощью родного слова передаются элементы народной морали, народная психология, традиции, культура, духовные и моральные ценности. Знакомство ребёнка с родным словом чаще происходит через устное народное творчество. Устное народное творчество на протяжении многих тысячелетий было своеобразным “учебником жизни”, передавало от старшего поколения к младшему опыт и знания, жизненную мудрость, этику, взгляды на воспитание и обучение детей.Пословицы и поговорки высказывают общественную мысль, регламентируют поведение человека. Народная сказка. Под воздействием сказок формируется мировоззрение, этические представления народа. Потешки или забавлянки – это небольшие песни, которыми сопровождались многие действия ребенка. (“Лады-лады-ладки, “Сарока-варона”). К древнейшим и важным средствам народной педагогики относятся игры. Игра – школа жизни. Поэтому всю жизнь белорусов сопровождают народные игры, в которых принимают участие и взрослые, и дети. Простота, доступность белорусских народных игр делают их незаменимыми помощниками в воспитании. Приметы и поверья сохраняют информацию о явлениях и фактах реального и воображаемого, о добре и зле, справедливости, счасье. Праздники и обряды. Праздники обязательно сопровождались красивыми поэтическими действиями и обрядами, шутками, розыгрышами. Традиции – тот мостик, который соединяет поколения, своеобразный ключ передачи от дедов и прадедов к отцам, детям и внукам определённых устоев, норм и правил поведения и взаимоотношений людей. Обряд – определённые символические действия, обусловленные тем или иным обычаем. Обычай – наследственный стереотипный способ поведения, один из регуляторов отношений между людьми. От рождения и до смерти человека сопровождают народные песни, которые помогают в труде и радуют на досуге, всегда рядом и в счастье и в горе. Песня прославляет человека, который обладает высоконравственными качествами, а иногда даже проклинает бездельников и предателей. История, быт, культура народа находят своё отражение в народных танцах. В них воплощаются национальные черты характера народа. Жизнерадостность, целомудренность, стремление к красоте, коллективный характер исполнения, мягкий юмор – характерные черты белорусского народного танца.

В народной педагогике можно выделить много методов воспитания: труд, пример и авторитет, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет, приучение, внушение, объяснение, беседа, испытание, клятва, торжественное обещание, поощрение, похвала, благословение, осуждение, наказание, проклинание, запугивание, обзывание и др.

  1. История становления и развития системы образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании. О принципах и структурных компонентах системы образования РБ.

Общественное дошк. воспитание в мире появилось еще в конце 18в.

Первые ДУ в России появились во 2-й половине 19в., в основном платные, частные. На благотворительные средства ДУ открывались в крупных городах. Содержание работы зависело от содержателей данных учреждений. В основном все учреждения работали по системе Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

На развитие общественного дошк. воспитания в России огромное влияние оказали Семанович, Шлегер и др. После раволюции общественное дошк. воспитание вошло в единую систему народного образования и стало 1-ым звеном.

В 1943г. открывается академия пед. наук РСФСР и при ней сектор дошкольного образования, который возглавила Усова А.П.

Значительное влияние на разработку теоретических основ и методического обеспечения для ДУ оказала деятельность кафедр дошкольной педагогики «Московского государственного пед. института им. Ленина» и «Ленинградского пед. института им. Герцена» Вопросами умственного воспитания занимались: Усова, Леушина; Эстетического – Флерина; вопросами игры – Жуковская.

В результате исследований под руководством Усовой было определено содержание, формы, методы и средства обучения детей дошк. возр.

В 1953гвводится обязательное систематическое обучение в д/с, основной формой обучения признано занятие.

В 1960г открывается первый в мире научно – исследовательский институт по дошкольному воспитанию, возглавили который ряд ученых. Было открыто 6 лабораторий: 1- раннего возр.; 2- дошк. возр.; 3- экспериментальной дидактики; 4- возрастной психологии; 5- эстетического восп.; 6- физического восп. Работа лабораторий была направлена на:

— проведение различного рода психо – педагогических исследований;

— разработку программ и методик дошк. воспитания;

— изучение, обобщение и распространение передового пед. опыта;

— исследования вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школе.

Основным законом Республики Беларусь, направленным на регулирование общественных отношений в сфере образования, является Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Кодекс Республики Беларусь об образовании направлен на обеспечение реализации права на образование, закрепленного в статье 49 Конституции Республики Беларусь, создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах, также предусматривает создание системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, в том числе лицами с особенностями психофизического развития. Он закрепляет гарантии государства на получение бесплатного образования, принципы государственной политики в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся.

Кодекс Республики Беларусь об образовании – кодифицированный нормативный правовой акт, обеспечивающий полное системное регулирование общественных отношений в сфере образования. Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть закрепляет основополагающие нормы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. В Особенной части содержатся нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений при получении основного (дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования), дополнительного (дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых) и специального образования.

Кодекс Республики Беларусь об образовании вступил в силу с 1 сентября 2011 года.

Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

  • приоритета образования;
  • приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
  • гарантии конституционного права каждого на образование;
  • обеспечения равного доступа к получению образования;
  • обязательности общего базового образования;
  • интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
  • экологической направленности образования;
  • поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
  • государственно-общественного характера управления образованием;
  • светского характера образования.
Читайте также:  Народные средства против воспаления почек

Компонентами системы образования являются:

  • участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
  • образовательные программы; учреждения образования;
  • организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
  • иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
  • индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
  • государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
  • учебно-методические объединения в сфере образования;
  • организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
  • организации — заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
  • государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления,

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10533 — | 7320 — или читать все.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа.

Народ танцует для себя и выражает в танце себя. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их народные танцы различны между собой. Народный танец является старожилом и долгожителем, имеет свои генеалогические корни, свою вотчину, отчизну, свою географическую прописку, выражает образную фольклорно-этнографическую сущность, свои региональные особенности. Все это придает танцевальному искусству удивительную самобытность, индивидуальность, красочность.

Именно, благодаря этим качествам народный танец оказывает большое влияние на всестороннее, эстетическое и гармоническое развитие личности, формирует эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства, создает внутреннюю культуру и является одним из средств национального, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Народный танец — это неиссякаемый живительный источник, питающий национальное культурное наследие. С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.

Народный танец — это основа художественного творчества, эстетического воспитания детей, который сочетает в себе средства музыкального, пластичного, духовного и физического развития.

Народный танец — является приоритетом национального танцевального искусства и составляет одно из главных направлений в воспитательной работе с детьми. В педагогике эстетическая воспитанность подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, которые характеризуют ее эстетическую культуру.

Моей главной задачей эстетической воспитательной работы является — пробудить в детях интерес к занятиям народной хореографией, через общение с народным танцем и положительными психологическими эмоциями, разбудить в них творческую активность и фантазию, сформировать эмоционально — эстетическую и духовно богатую личность.

Основными показателями в моей работе по воспитанию гармонически развитой личности являются: положительное эмоциональное реагирование ребенка на эстетические ценности окружающего мира. Я, как педагог, во время занятий развиваю у воспитанников способность подключать образное мышление, воображение, фантазию, придавать танцевальным движениям характер, связанный с музыкальным образом, обучаю правильно выражать свои эмоциональные состояния в исполнении народного танца.

Движения, связанные с народной музыкой вызывают у детей эмоциональный подъем, приносят чувство радости, удовлетворения, поднимают настроение, повышают эмоциональный тонус, благотворно влияют на духовное и физическое развитие.

Вместе с тем, во время занятий народным танцем ребенок учится логическому, целесообразному, организованному, грациозному движению, что также оказывает большое влияние на формирование эстетической и внутренней культуры.

От занятий к занятиям ребенок приобретает уверенность в себе, добиваясь красоты и выразительности танцевальных движений. Занятия хореографией помогают ребенку избавиться от стеснительности, зажатости, комплексов — тем самым, раскрывая в нем творческие способности и укрепляя его здоровье, ребенок с помощью занятий становится развитым гармонически и эстетически.

На занятиях народным танцем мои воспитанники начинают более осмысленно воспринимать музыку. Они способны во время занятий охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение песни или танца. С помощью музыкального сопровождения у ребенка развивается не только эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, музыкальная память, но и дается возможность выразить свои чувства в движениях, сделать их более гармоничными, что также является основой эстетического воспитания.

В моей педагогической практике, я заметила, что наряду с хореографическими знаниями и умениями, народный танец воспитывает в детях доброту, честность, порядочность, чувство ответственности и самостоятельности, учит выдержке, вежливости, чувству меры, скромности и доброжелательности, что является основами эстетического воспитания.

Я думаю, что, именно, таким образом, в системе хореографического образования закладываются основы эстетического воспитания.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа.

Народ танцует для себя и выражает в танце себя. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их народные танцы различны между собой. Народный танец является старожилом и долгожителем, имеет свои генеалогические корни, свою вотчину, отчизну, свою географическую прописку, выражает образную фольклорно-этнографическую сущность, свои региональные особенности. Все это придает танцевальному искусству удивительную самобытность, индивидуальность, красочность.

Именно, благодаря этим качествам народный танец оказывает большое влияние на всестороннее, эстетическое и гармоническое развитие личности, формирует эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства, создает внутреннюю культуру и является одним из средств национального, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Народный танец — это неиссякаемый живительный источник, питающий национальное культурное наследие. С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.

Народный танец — это основа художественного творчества, эстетического воспитания детей, который сочетает в себе средства музыкального, пластичного, духовного и физического развития.

Народный танец — является приоритетом национального танцевального искусства и составляет одно из главных направлений в воспитательной работе с детьми. В педагогике эстетическая воспитанность подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, которые характеризуют ее эстетическую культуру.

Моей главной задачей эстетической воспитательной работы является — пробудить в детях интерес к занятиям народной хореографией, через общение с народным танцем и положительными психологическими эмоциями, разбудить в них творческую активность и фантазию, сформировать эмоционально — эстетическую и духовно богатую личность. Основными показателями в моей работе по воспитанию гармонически развитой личности являются: положительное эмоциональное реагирование ребенка на эстетические ценности окружающего мира. Я, как педагог, во время занятий развиваю у воспитанников способность подключать образное мышление, воображение, фантазию, придавать танцевальным движениям характер, связанный с музыкальным образом, обучаю правильно выражать свои эмоциональные состояния в исполнении народного танца.

Движения, связанные с народной музыкой вызывают у детей эмоциональный подъем, приносят чувство радости, удовлетворения, поднимают настроение, повышают эмоциональный тонус, благотворно влияют на духовное и физическое развитие.

Вместе с тем, во время занятий народным танцем ребенок учится логическому, целесообразному, организованному, грациозному движению, что также оказывает большое влияние на формирование эстетической и внутренней культуры.

От занятий к занятиям ребенок приобретает уверенность в себе, добиваясь красоты и выразительности танцевальных движений. Занятия хореографией помогают ребенку избавиться от стеснительности, зажатости, комплексов — тем самым, раскрывая в нем творческие способности и укрепляя его здоровье, ребенок с помощью занятий становится развитым гармонически и эстетически.

На занятиях народным танцем мои воспитанники начинают более осмысленно воспринимать музыку. Они способны во время занятий охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение песни или танца. С помощью музыкального сопровождения у ребенка развивается не только эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, музыкальная память, но и дается возможность выразить свои чувства в движениях, сделать их более гармоничными, что также является основой эстетического воспитания.

В моей педагогической практике, я заметила, что наряду с хореографическими знаниями и умениями, народный танец воспитывает в детях доброту, честность, порядочность, чувство ответственности и самостоятельности, учит выдержке, вежливости, чувству меры, скромности и доброжелательности, что является основами эстетического воспитания.

Я думаю, что, именно, таким образом, в системе хореографического образования закладываются основы эстетического воспитания.

источник

История становления и развития русского народного танца как предмета обучения. Содержание и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца. Понятие и основные задачи педагогического эксперимента.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

1.1 Психолого-педагогические проблемы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе художественного образования

1.2 История становления и развития русского народного танца как предмета обучения

1.3 Русские народные танцы и их специфика

ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

2.1 Содержание, формы и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нравственно — эстетическое воспитание было актуально во все времена. Танцевальная культура учащихся формируется путем воспитания ценностного восприятия ими этического и эстетического начала танца.

В современной ситуации широко вовлечены в танцевальную среду дети самых разных возрастов. Среда, в которой зачастую сегодня находится ребенок, с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью влияет на формирование подрастающего поколения. Над этим «воспитательным опустошением» доминирует феномен танца. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия учителей общеобразовательных школ, педагогов учреждений дополнительного образования детей, а также специалистов средств массовой информации.[2]

При этом отметим, что именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка.

Танец имеет огромное значение, в том числе, и как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

Русский народный танец получил наибольшее распространение и развитие. Он разнообразен. Его название может складывается по одноименной народной песне («Камаринская», «Сени»), по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), название может определять рисунок танца («Плетень», «Воротца»). Однако всем русским народным танцам свойственны общие черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства в танце.

Проводя анализ степени разработанности рассматриваемой нами проблемы в доступных научных трудах, мы можем констатировать следующее: имеет место быть довольно большое количество тех или иных научных публикаций, которые раскрывают методологические основы системы современного дополнительного образования. Это труды А.А. Алферова, М.М.Бахтина, Т.И.Баклановой, П.П. Блонского, Ю.В. Богачевой, А.У. Зеленко, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко.

Выявлению особенностей процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся посвящены работы В.Г.Асеевой, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, А.К.Марковой, А.Г.Рузской.

Перечислим работы, посвященные методологии художественного и хореографического образования. До последних дней было известно довольно немного исследований отечественных авторов, которые были посвящены проблемам хореографии и хореографического образования в целом. То, что указанная сфера научного знания разработана недостаточно имеет простое объяснение: профессиональное сообщество хореографов традиционно является закрытым и узким, а технологии обучения танцу в большинстве своем специфичны. С 1930-х и вплоть до 1970-х годов двадцатого столетия выходили публикации фундаментальных трудов и пособий А.И. Бочарова, А.Я. Вагановой, В.В. Ванслова, М.В. Васильевой-Рождественской, Г.Д. Добровольской, B.C. Костровицкой, Е.Я. Суриц. Труды указанных авторов оказали огромное влияние на уровень организации образовательного процесса в области хореографического образования в СССР. Впрочем, включая в себя «канонизированные» методы преподавания в русле основных хореографических стилей, они начали со временем выступать «тормозом» развития хореографии как науки. Лишь в последние двадцать лет в русле гуманитарных наук можно наблюдать интерес к следующим аспектам искусства хореографии: психологический и педагогический аспекты, искусствоведческий аспект, культурно-исторический аспект, философско-эстетический аспект. В силу их многочисленности, перечислим работы авторов, посвященные подготовке специалистов в сфере искусства хореографии, а также — анализу роли танца в развитии и воспитании ребенка: Алферов A.A., Борисов А.И., Бурцева Г.В., Валукин Е.П., Валукин М.Е., Герасимова Ю.А., Ересько И.Е. Исследования Бакиной С.Ю., Вихревой H.A., Эльяш Н.И.освещают икусствоведческий аспект и затрагивают философско-эстетические составляющие искусства танца, возникновение и развитие тех или иных жанров и описывают роль тех или иных балетмейстеров в становлении балетного театра. Труды культурологической направленности Атитановой Н.В., Егоровой Э.Н., Ли Ен Чжин, Осинцовой Н.В., Петроченко Н.В. освещают широкий круг различных проблем: от описания танца в русле науки «антропологическая онтология» до анализа танца в виде воплощения того или иного национального народного характера в образах и пластике (образно-пластическое воплощение).

Работ, посвященных исследованию истории хореографического образования, немного. Это труд В.Н. Всеволодского-Гернгросса, единожды опубликованный в 1913 году, раритетный двухтомник под редакцией М. Борисоглебского, вышедший к 200-летию Ленинградского хореографического училища, книга Э.В. Бочарниковой и О.М. Мартыновой о Московском хореографическом училище, дополненная сборником под редакцией С.Н. Головкиной. В данных изданиях собран фактологический материал, который, однако, нельзя назвать полным и последовательным, целостно освещающим историю хореографического образования в России.[]

Издан ряд монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке народных танцев.

В 1966 г. опубликовано учебно-методическое пособие по народному танцу А.Н. Блатовой. В 1972 г. издана книга Н. Стуколкиной «Четыре экзерсиса», в 1976 г. К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Ф. Фарманянц в соавторстве опубликовали 1-ю часть учебно-методического пособия для средних и высших учебных заведений искусств и культуры «Народно-сценический танец». В 1983 и 1984 гг. изданы две части книги А.А. Борзова «Танцы народов СССР». В дальнейшем выпущено достаточно много пособий с описанием народных танцев. Это книги таких авторов, как, Г. Власенко, Н. Заикин, Р. Каримова, А. Климов, М. Мурашко, Н. Надеждина, Н. Тарасова, Т. Ткаченко, В. Уральская, Т. Устинова, и многих других. Процесс дальнейшего совершенствования методики преподавания народного танца продолжается и сегодня. Исследования в области народной хореографии становятся востребованы уже во второй трети XX в. с появлением художественной самодеятельности. К середине XX в. появляются теоретические труды, имеющие в своей основе практическую направленность. Публикуются исследования по народному танцу армян, бурят, молдаван, русских, украинцев и др. Особый блок занимают труды по народному танцу русских. В 1964 г. синтезом теории и практики этнохореографии становится монография «Образы русской народной хореографии» К.Я. Голейзовского, где дается подробный анализ плясок и хороводов[9]. Фундаментальным трудом по русской хореографии, вышедшим в 1976 г. и переизданным в 2006 г., является монография «Лексика русского танца» Т.А. Устиновой, в которой впервые был дан полный анализ русской народной хореографии и описаны взаимодействие народного и народно-сценического танца [10].

В 1980-1990-х гг. проводились плодотворные исследования в области этнической хореографии народов Советского Союза. Особенно следует отметить работы таких ученых, как Т.Б. Бадмаева, Э.А. Королева, С.С. Лисициан, Л.И. Нагаева, Э.Х. Петросян, Х.В. Суна, Г.Х. Тагиров, Ж.К. Хачатрян, Ю.М. Чурко, которые рассматривали вопросы, связанные с сохранением и развитием народного танца, а также классифицировали танцы разных народов. В 1990-е гг. продолжаются сбор эмпирического материала и анализ форм народного танца. Основными работами этого периода являются «Основы русского народного танца» А.А. Климова и «Областные особенности русского народного танца» Н.И. и Н.А. Заикиных.[11]

Сегодня проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О.Б. Буксикова, А.Г. Бурнаев, Е.И. Григорьева, О.Л. Ефимова-Соколова, О.В. Ромах, Л.К. Сальманова[10].

Однако, данные работы в итоге не были направлены на освещение проблемы нравственно-эстетического воспитания детей средствами русского народного танца. Таким образом, в сложившейся на данный момент системе нравственно-эстетического воспитания школьников наблюдаются противоречия. Это противоречие между:

-потребностью общества в воспитании высоконравственного гражданина и образовательным процессом в хореографических коллективах в учреждениях дополнительного образования детей, где преимущественно изучают не народные танцы, а современные эстрадные танцы, например модерн;

Читайте также:  Увеит вылечил народными средствами сам

-правом ребенка на нравственно-эстетическое воспитание и отсутствием целенаправленной, систематической работы в контексте изучения народного танца;

-нравственно-воспитательными возможностями художественного образования и отсутствием содержания, форм и методов развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

Таким образом, актуальность и недостаточная изученность данной проблемы определили тему исследования: «Русский народный танец как средство нравственно — эстетического воспитания детей«.

Цель исследования — теоретически обосновывать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

Объект исследования — процесс дополнительного хореографического образования.

Предмет исследования — содержание, формы и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

— проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме гуманизации личности подготовки ;

— проанализировать психолого-педагогические проблемы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе художественного образования;

— раскрыть историю становления и развития русского народного танца как предмета обучения;

— выявить специфику русского народного танца.

— разработать формы и методы развития нравственно — эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

— провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

Гипотеза исследования — состоит в предположении о том, что нравственно — эстетического воспитание средствами русского народного танца будет значительно результативнее, если внедрить в учебно-воспитательный процесс личностно-деятельностный подход, предполагающий:

— целенаправленную педагогическую деятельность руководителей хореографического коллектива, овладевших спецификой преподавания танца в учреждениях дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры;

— целостность технологического процесса с учетом специфики функционирования хореографического коллектива в учреждениях дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры;

— мотивацию подростков на участие в хореографическом коллективе в учреждении дополнительного образования детей и нацеленность на высокую танцевальную культуру;

— постоянный поиск инновационных педагогических технологий по воспитанию танцевальной культуры у школьников на основе личностно-деятельностного подхода.

Методологической основой исследования послужили

— идеи личностно-деятельностного подхода (Г.М.Андреев, М.Я. Басов, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский).

— философские труды о проблемах нравственности и этики, о проблемах искусства (А.А.Климов, И.А.Моисеев, В.К.Нестеров);

— труды о нравственно-эстетическом воспитании (А.Г. Андреева, Л.П. Буева, И.В. Бурцева, Е.С. Волков);

— работы, посвященные методологии художественного или хореографического образования (А.А.Алферов, А.И. Борисов, Е.П. Валукин, М.Е. Валукин, Ю.А. Герасимова);

— труды о русском народном танце (К.Я. Голейзовский, Г. В.Иноземцева, С. Д. Салимова).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты историко-теоретические аспекты проблем нравственно-эстетического воспитания средствами русского народного танца, изучена история становления и развития русского народного танца.

Практическая значимость исследования состоит в том, материалы исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации педагогов-хореографов школы и учреждений дополнительного образования детей. Результаты исследования могут быть использованы начинающими руководителями танцевальных коллективов.

Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

1.1 Психолого-педагогические проблемы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе художественного образования

В соответствии с задачами данного исследования, рассмотрим понятие «нравственность». В словаре С.И. Ожегова даётся следующее толкование этого понятия: «нравственность Ї внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами»[1]. С.Л. Рубинштейн считает, что именно развитие нравственных качеств составляет основу поведения.[8] Той же точки зрения придерживаются А.В. Брушлинский и К.А. Абдульханова-Славская.

В своем исследовании мы опирались на труды классиков отечественной педагогики — К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского[39] и зарубежной — Я.А. Коменского, Я. Корчак, А. Нилл, И.Г. Песталоцци, Р. Штайнера, которые считали проблемы нравственного воспитания молодежи краеугольным вопросом педагогики. Большой интерес представляют работы российских общественных деятелей, публицистов — В.Г. Белинского[3], Н.И. Пирогова[24]. И сегодня актуальными мы находим размышления педагогов начала XX столетия И.А.Сикорского и М.М. Манасеина, в которых нравственное образование отождествляется с воспитанием культуры чувств или вопросы нравственного воспитания ребенка тесно связаны с религиозным.

Понятие нравственности тесно связано с этическими категориями свободы, равенства, самосовершенствования, и эта взаимосвязь наиболее полно отражена в трудах российских философов и педагогов Д.С. Лихачева, Б.Т. Лихачева, представителей личностно-ориентированной педагогики Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой. Утверждение гуманистических принципов образования, возможности формирования гражданина обновленной России в воспитательном процессе современной школы обоснованы в трудах ярославских ученых Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова.

Психологические основы формирования нравственных ценностей личности мы находим в исследованиях как зарубежных, так и российских ученых-психологов. Моральное развитие личности, его факторы, закономерности и условия исследованы в трудах Л. Кольберга, Ж. Пиаже. Видные отечественные психологи: Б.Г. Ананьев, П.Н. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин внесли значительный вклад в понимание нравственного сознания личности, в развитие личности как субъекта, формирующегося в деятельности и общении с другими людьми.

Воспитание эстетики, последовательные шаги по формированию у того или иного человека эстетического восприятия действительности — одно из важнейших звеньев в воспитательном процессе в целом.

Ученые Макаренко А.С., Лихачев Б.Т. и другие дают множество толкований понятия «эстетическое воспитание», но мы в нашем исследовании опираемся на трактовку К. Маркса. «Эстетическое воспитание Ї целенаправленный процесс формирования творчески активной личности школьника, который способен воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в искусстве и жизни, жить и творить по законам красоты»[17].

Эстетическое воспитание направлено на формирование эстетического сознания, по которому судят об эстетической культуре человека. Главным звеном является эстетический идеал.

Эстетическое воспитание, по нашему мнению, нельзя рассматривать отдельно от нравственного воспитания, потому что этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека. Кроме этого, нравственное и эстетическое есть ценностные отношения, т. е. предполагают восприятие и оценку предметов и явлений с позиций основных нравственно-эстетических ценностей Ї добра и красоты.

В нравственно-эстетическом воспитании эстетика связана с нравственностью, так как красота в какой-то степени регулирует человеческие взаимоотношения, благодаря этому человек интуитивно тянется к добру[19].

По мнению О.В. Лармина, целью нравственно-эстетического воспитания является формирование сознания и деятельности людей в духе высоких, непрерывно творчески развивающихся нравственных и эстетических идеалов»[19]

Нравственно-эстетическое воспитание лучше всего осуществляется в процессе художественного образования, поскольку оно представляет собой процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

По мнению Б.М. Неменского — искусство совершает гигантскую работу по нравственно-эстетическому формированию личности, оно приобщает к огромному человеческому опыту поисков нравственно — эстетических ценностей, к находкам, ошибкам. Искусство очеловечивает, но не назиданием: «оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к освоению грамотного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних, «сугубо личных» критериев нравственного и безнравственного»[19].

Воспитывающая функция искусства связана с его воздействующей природой, основой которой являются:

-эмоциональное воздействие на человека, основанное на эффекте сопереживания;

-диалогический характер художественного восприятия;

-творческие возможности воображения воспринимающего, его художественная интуиция;

-коллективная форма восприятия искусства, ее «соборность»;

-обобщенное, целостное, образное и проблемное отражение действительности;

-оценка действительности с точки зрения ее прогрессивного развития, критерием чего является эстетический идеал художника.[18]

Важно добавить, что художественно-эстетическое воспитание соотносится с такими понятиями, как художественная грамотность и эстетическая образованность. Эстетическая образованность отражает более высокий уровень художественного развития человека, включающий широту кругозора в области искусства; устойчивую потребность в общении с искусством, понимание закономерностей его развития, развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное; способность к художественному творчеству, навыки практической деятельности в конкретных видах искусства; владение спецификой языка разных искусств, сформированный эстетический вкус, целостное представление об окружающем мире на основе единства рационального и образно-художественного познания; уважение к художественному наследию прошлого.

Сущность нравственных категорий, понятие о них, а также представления о красоте и т.п. формируется уже в детстве.

Младший школьник в своем возрасте занимается освоением нравственных категорий, научается оценивать действия и поступки своего окружения. Ребенку младшего школьного возраста нравственно-эстетическое воспитание дает возможность внутреннего роста, повышает уровень восприятия искусства в целом.

При формировании нравственно-эстетических представлений детей важным условием является преемственность урочной и внеурочной деятельности, поскольку современная парадигма образования от академичной перешла к парадигме образования, в которой ребенок с помощью полученных знаний решает свои практические жизненные вопросы.

В психолого-педагогической литературе проблема нравственно-эстетического развития и формирования соответствующих качеств личности школьника рассматривается в трудах ученых К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской, Н.А. Мелик-Пашаева и др. Теоретический анализ данных исследований по проблеме показал, что внимание ученых направлено на обоснование педагогических условий, обеспечивающих взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов развития и воспитания личности, а также рассмотрение путей, форм и методов воспитания у детей-младших школьников эстетического восприятия нравственных ценностей, обозначения источников опыта ребенка в области нравственности и эстетики. К.В. Гавриловец определяет нравственно-эстетическое развитие личности младшего школьника как целенаправленную систему воздействия на мысли, чувства, поведение воспитанников, которая формирует у них способность воспринимать нравственное как прекрасное и потребность совершенствовать себя и окружающий мир по нравственно-эстетическим критериям.

Какие же структурные компоненты составляют систему нравственно-эстетического развития личности младшего школьника? Так, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская, применяя деятельностно-функциональный подход в изучении структуры нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника, выделяют ответственность, осознание коллективного долга, творчество, критическое отношение к своим действиям, общительность, организованность, честность, правдивость [3]. Е.Л. Прасолова, формируя основные критерии нравственно-эстетического развития школьников, опирается на такие качества личности, как ответственность, эстетический вкус, культура речи, культура общения [24]. Можно заключить, что нравственная направленность развития личности младшего школьника проявляется в сочетании следующих качеств: гуманность (система установок учащихся начальных классов, проявляющаяся по отношению к одноклассникам, учителю и др., в общении и деятельности), ответственность и организованность (личностные характеристики младших школьников, заключающиеся в добросовестном отношении к учебе и общественным поручениям), отзывчивость (сочувствие, участливость), которые формируются в процессе художественного образования.

Эстетическая направленность личности учащихся начальных классов проявляется в актах деятельности творческого созидательного характера, направленной на формирование у себя эстетического вкуса — как ценностной установки личности; культуры поведения при общении — возможность, используя дружелюбный тон, изложить собственную точку зрения испокойно воспринять точку зрения оппонента не унижая его достоинства; культуры речи — умение грамотно оформлять свою речь; эстетической оценки — умение аргументированно осмысливать эстетические достоинства и недостатки художественных явлений; художественно-творческой активности, предполагающей наличие образного мышления, чувства юмора, любознательности, умения перерабатывать полученную информацию: сравнивать, комбинировать ранее известные знания, умения, а также способность видеть в обыденном и привычном новое и необычное.

Таким образом, нравственно-эстетическое развитие младших школьников в первую очередь должно осуществляется в процессе художественного образования, позволяющем решать двуединую задачу: создание условий для самостоятельного приобретения прочных научных знаний учащимися и формирование творческой, активной, инициативной, нестандартно мыслящей личности.

1.2 История становления и развития русского народного танца как предмета обучения

Петербургское императорское хореографическое училище стало в к. 19 века родоначальником народного танца как предмета обучения. Появление народного танца было обосновано тем, что самые разные народные танцы исполнялись в балетных спектаклях: польские, венгерские, испанские и другие. Отметим таких известных исполнителей «характерного танца»: А Ширяев, Ф. Кшесинский, В. Гельцер.

Многие хореографы давно задавались мыслью о создании такой системы, в которой возможна бы была полноценная подготовка исполнителей русского народного танца. Первая попытка создания характерного тренажа была предпринята А.В. Ширяевым в 90-х гг 19 в. Позднее эти уроки изучались учащимися старших классов балетной школы в Петербурге. Изначально «характерный танец» воспринимался как некое второстепенное явление среди других предметов, однако со временем отношение к нему менялось, многие становились сторонниками этого нововведения. Постепенно «характерный танец» в своем формировании стал полноценной учебной дисциплиной. Другие хореографические училища стали включать «характерный танец» в свои учебные программы.

Начиная с 20-х годов XX в. в нашей стране создается большое количество любительских танцевальных кружков, ансамблей, студий и даже балетных театров. Проводятся смотры, конкурсы, фестивали, олимпиады художественного творчества. Возникает огромная потребность в кадрах руководителей. В решении этой проблемы значительную роль сыграли мастера старой школы, которые в новых условиях не замкнулись в себе, а активно способствовали развитию творческих способностей детей и молодежи.

Стоит уделить внимание фундаментальному труду А.И.Бочарова, А.В. Лопухова, А. В.Ширяева, «Основы характерного танца», изданному в 1939 г.Это исследование можно по праву считать первым учебником в области преподавания народно-сценического танца. В работе было приведено качественное обобщение опыта, который был накоплен при подготовке исполнительского кадрового состава.

В сети ССУЗов, созданной после окончания Великой Отечественной войны, проходили подготовку руководители творческих коллективов самодеятельности. Такие творческие самодеятельные коллективы были в том числе и хореографические. В основе предмета лежало преподавание «характерного народного танца». Выпускники хореографических отделений училищ культуры возглавили сотни любительских коллективов страны, сохраняя и развивая традиции народной хореографии.

Кадровый состав балейтместеров и педагогов-хореографов проходил подготовку на базе хореографических отделений институтов культуры, которые, в основном, открывались во второй половине 60-х годов 20 века. В ряду других дисциплин народно-сценический танец занимал практически центральную позицию.

Отметим вклад профессора Т.С.Ткаченко, которая занималась преподавательской деятельностью в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского (РАТИ). Благодаря Т.С. Ткаченко система воспитания и обучения исполнителей народно-сценического танца получила практическое утверждение и развитие. Научный труд «Народный танец» Т.С. Ткаченко вышел в 1954 году, а позднее, в 1967 году, был переиздан повторно. В разделе указанного труда «Станок» был систематизирован и расширен существующий комплекс упражнений по предмету «народный танец». Вышеуказанное, а также применение новых названий в работе Т.С. Ткаченко способствовало укреплению позиций предмета. Система упражнений в итоге перетекла в самостоятельную дисциплину. К этому моменту различные учебные заведения включают в свои программы «народно-сценический танец» как самостоятельный предмет и он получает довольно широкое распространение. На сегодняшний день множество педагогов предпринимают успешный поиск решений по развитию и утверждению в русле существующей практики качественной подготовки преподавателей и исполнителей народного танца.

Старший преподаватель А.Н. Блатова (Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой) в 1966 году подготовила и опубликовала учебно-методический труд, посвященный народно-характерному танцу. Это учебно-методическое пособие довольно долго имело большой успех при использовании его педагогами при изучении народного танца. Педагог и танцовщица Н.М. Стуколкина в 1972 году выпустила пособие «Четыре экзерсиса»: здесь автор собрал весь свой опыт преподавания «характерного танца»[9].

Преподавательский коллектив К.С. Зацепина, А.А. Климов, К.Б. Рихтер, Н.М. Толстая, Е.К. Фарманянц, проводящий подготовку студентов в Московском хореографическом училище, подготовил и опубликовал в 1976 году первую часть следующего труда: учебно-методическое пособие для средних и высших учебных заведений искусств и культуры «Народно-сценический танец»[9].

А.А. Борзов в 1983-1984 годах издал первую и вторую часть труда «Танцы народов СССР». Этот труд явился пособием курса «Народный танец», изучаемого студентами театральных ВУЗов на балетмейстерских факультетах. В первой и второй частях пособия представлены методики изучения русских, украинских и молдавских народных танцев.

Кроме вышеперечисленных книг по методике преподавания народно-сценического танца, выпущено достаточно много пособий с описанием народных танцев как традиционных, так и авторских постановок. Это книги таких авторов, как Г.Ф. Богданов, Г.Я. Власенко, Р.З. Каримова, А.А Климов, О.Н. Князева, М.П. Мурашко, Н.С. Надеждина, Г.Х. Тагиров, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральская, Т.А. Устинова, Ю.М. Чурко и многих других

Учитывая комплекс задач, стоящий перед теми или иными учебными заведениями, ведущие педагоги нашей страны предприняли успешную разработку учебных планов, программ, пособий по дисциплине «Народно-сценический танец». Кафедрами столичных и региональных вузов МАХУ, ГИТИСа, МГУК и других выпущены сотни хореографов, работающих в профессиональных и любительских коллективах, в учебных заведениях, учреждениях культуры и искусства. К примеру, только одна кафедра народного танца хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусств за 35 лет своей деятельности подготовила более 800 специалистов. Система преподавания дисциплины «Народно-сценический танец» совершенствуется по сей день. Теория и практика предмета содержит в себе обширный опыт, который был накоплен в течение столетия. Тем не менее, ощущается недостаток в обобщении материала, в его систематизации.

Воспитание исполнителя народного танца — процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного труда. Вот почему урок народного танца у станка должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен.[13]

Двигательный аппарат в своем формировании, актерские способности и их дальнейшее развитие, усвоение манеры и характера исполнения тех или иных движений — вот, что является важнейшим моментом при подготовке исполнителя. Этот сплав умений и навыков в дальнейшем дает возможность наиболее качественно и высококлассно сценически передавать настроение и палитру народных танцев в их исполнении.

Отметим, что, особенно в начале обучение, выстраивание урока народных танцев у станка происходит не сразу. Учебные танцевальные комбинации складываются поэтапно, постепенно, из одельных движений и элементов танца. Опишем процесс изучения нового движения у станка: к станку лицом, исполнение сначала с одной ноги, затем — с другой ноги. Важнейшей составляющей освоения является правильность исполнения тех или иных упражнений с верным распределением нагрузки на связки, суставы и мышцы. Составляя урок, педагог должен учитывать следующие моменты: время проведения занятия, температура в помещении, где проводится занятие, а также — все прочие аспекты, прямо или косвенно влияющие на обучающихся. В урок включается определенное количество упражнений, которые выполняются путем чередования быстрых и плавных, с вытянутыми ногами — с согнутыми ногами и т.д., в урок может входить до 9 упражнений. Основой урока выступают: упражнения по приседанию, упражнения, развивающие стопу и ее подвижность, броски маленькие, движения ногой круговые, развороты ног — низкие и высокие, выстукивания дробные, «веревочка» и подготовка к ней, на 90 градусов раскрывание ноги, броски большие.

Читайте также:  Народные средства поднять имунитет

Начать упражнение следует с приседаний (вводятся в активное действие суставы и связки), заканчивают упражнение обычно большие броски. Включить в урок приемлемо и другие упражнения прочих разделов: к примеру, могут использоваться упражнения каблучные в замен бросков маленьких и т.д.

Начиная выстраивать логику проведения урока, педагог должен четко определиться с тем, что должно подлежать изучению в этом конкретном уроке. Есть ли смысл дополнения или усложнения упражнений и каких, какой материал необходимо отработать — важнейшие педагогические задачи, реализуемые педагогом на уроке. Отметим, что не является целесообразным изучение и разучивания в процессе одного занятия всего комплекса тех или иных урочных упражнений. Чтобы достигнуть высокой интенсивности и хорошего результата достаточно произвести замену нескольких или даже одной комбинации на другие — новые, усложнить еще две, три или четыре комбинации и, оставив не изменяя, закрепить остальные в процессе проведения занятия

Педагогу на уроке необходимо обеспечить усвоение учащимися всех тонкостей материала по хореографии, который подлежит изучению на уроке. На первое место здесь выступает практика: метрическая раскладка любого изучаемого упражнения, хорошо показывать упражнения под музыкальное сопровождение. Урок желательно проводить с сохранением единого темпа. Нельзя затягивать этап объяснения при изучении упражнений — так можно избежать переохлаждения, физический аппарат исполнителей не должен переохлаждаться, что особенно является актуальным при работе по освоению учащимися материалу зимой. Нельзя допускать перегрузки учащихся, проводя занятия в слишком высоком темпе. Мышцы обучающихся могут быть освобождены сменой упражнений. Пара танцевальных движений могут способствовать такому отдыху. Исполнительские навыки качественно формируются у учащихся лишь при успешном ведении урока, которое включает в себя последовательность и чередование освоения, разнообразный предлагаемый к изучению материал, разумная нагрузка на суставы и связки.

На нравственно-эстетическое воспитание учащихся прежде всего влияет в том числе и то сопровождение музыкой, которое имеет место быть в процессе выполнения упражнений. Каждое занятие естественно в своей основе содержит то или иное музыкальное сопровождение.

Аккордеон, баян или рояль — максимально подходящие инструменты для обеспечения сопровождения музыкой на занятиях. Очень важно соответствие музыки движению: стиль, национальная окраска и характер занимают здесь немаловажное место. Качественное сопровождение музыкой способствует развитию у учеников слуха, ритма и художественного вкуса.

Учебными комбинациями выстраивается «полотно» урока. Каждый раз, когда нужно наолнить форму содержанием — на помощь приходит определенная последовательность движений. Отметим, что тот материал, который имеется в разделе необходимо усложнить, дополнив теми или иными движениями. Собрание материала просто воедино не является конечной целью. Основой, в то же время, должен выступать главный элемент. Стиль и основное движение — этому должны соответствовать элементы и аспекты народного русского танца, которые применяются при создании той или иной танцевальной комбинации. Танцевальные элементы могут сочетаться с учебными элементами и в результате давать интересный результат по танцевальным комбинациям. Что остается главным: направление внимания учащегося при его физической подготовке к движению в середине зала, где проводится занятие.

Продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16—32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.

Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8—16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то, какую задачу мы решаем. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «веревочке» будет исполняться в характере русского, украинского, венгерского или другого народного танца, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкой к исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере этого танца не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п. Необходимо учитывать также мышечную нагрузку при исполнении упражнений на при согнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип — от простого к сложному.[14] Все вышесказанное должно учитываться при создании и реализации поурочных занятий по народному русскому танцу.

1.3 Русские народные танцы и их специфика

Танец — это квинтэссенция глубоких чувств и фантазий народа, включающая в себя яркое и красочное художественное отображение тех или иных эмоций, а также — четкое содержание, тему и идею, что свойственному любому народному танцу. При помощи тех или иных пространственных рисунков и разнообразных пластических движений возникает конкретный и обобщенный художественный образ в рамках сюжетной драматургической основы.

Восприятие танцевального образа может быть как непосредственным, так и ассоциативным. Характер, ритм, темп мелодии органически связаны с лексикой и содержанием танца, в которых отображаются те или иные танцевальные образы в их художественности, конкретности и правдивости.

Народное творчество — это квинтэссенция менталитета нации, характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее

Древнейших искусств много и одним из них выступает народный танец. Выражение своего эмоционального состояния с помощью тела — потребность, на которой основывается развитие древнего искусства народного танца. В танце отображаются будни и повседневная реальность человека. Определенным образом применяемый ритм (сначала без музыки, а после — вместе с музыкой) выражал впечатления радости и печали.

Народный танец демократичен. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, не надо быть профессионалом: народный танец доступен всем. Фольклорная пляска носит анонимный характер, у нее нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.

Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, быт — все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Общество развивается и в ходе этого развития русский народный танец приобретает высокий уровень самостоятельного значения, стает своеобразной формой воспитаня народной эстетики. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является максимально разннобразным.

Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа[11].

История русской пляски уходит в языческие времена, когда северяне, вятичи и радимичи: «и схожахуся на игрища, на плясанья и на вся б?совьскыя п?сни, и ту умыкаху жены соб?»[29] В древности танец имел религиозно-магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества — посуда, одежда, кружева и т. д.)

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам[18].

Танцевальная лексика русского народного танца является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная — создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально — подражательной.

2. Естественно-пластическая — подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная — выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

Большое значение в русском народном танце приобретает его интонация, представляющая собой совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп — радость, медленный — грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

Содержание русского народного танца — особое. Это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Для него типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием.

Русский народный танец возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.

Существуют как медленные, отражающие грусть, так и быстрые танцы: кадрили, хороводы, ручейки, игровые танцы, хороводы, приседания танец.

В русском народном танце исполнители пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Однако это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусачка.

Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. В связи с разделением труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок[50].

В Древней Руси хранителями русских танцевальных обычаев были скоморохи которые ходили ватагами и выступали под пение сопелок и удары бубнов. Скоморохи выступали для забавы в княжеских, боярских и купеческих хоромах. Нередко скоморохи выступали в личинах. Подчас скоморохи устраивали пантомимы или пели заводные частушки. Новгородская былина Садко описывает пляску Морского царя под аккомпанимент гуслей, в результате которой на море разыгралась сильная буря.

Псковский игумен Памфил в 1505 году сообщал о ритуальных плясках в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Танец состоял из «вихляния хребтом» и «топания и скакания ногами». Домострой решительно осуждал скоморошьи пляски под гусли и гудения, которые «ангелов божьих» отпугивают, а «бесов смрадных» приманивают.

В отличии от немцев, у русских женщины и мужчины не плясали взявши друг друга за руки. Адам Олеарий (XVII век) писал, что мужчины и женщины плясали отдельно, при этом женщины часто танцевали с платком в руке. При этом присутствовали движения ногами, руками, бедрами и плечами.

Среди множества жанровых разновидностей русского народного танца особое распространение получили хороводы.

Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo — круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Подобные изменения мы находим и в русских селениях. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове тонки мы узнаем народную игру толоки, в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе.

Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели- это когда? и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы также начинаются с Святой недели и продолжаются во все лето и осень[51].

Так или иначе, хоровод имеет свои правила, традиции исполнения, поэтому он становится самостоятельным жанром и украшает собой праздники. Он воплощает в себе единство русского народа, дружбу. Ведь участники держат друг друга за руки, порой только мизинцами, иногда за платки, венки, пояса. Манера исполнения зависит от местности, содержания танца и темпа музыки.

Хороводы водили по всей России, но, как правило, в каждом регионе он отличается стилем, композицией, манерой исполнения. Это связано с природными климатическими условиями, особенностями быта и труда.

В хороводе любая фигура может иметь не одно, а множество значений. Участники, не меняя построения, передавали различное содержание и настроение, любую тематику — любовную, трудовую и т.д. Круг — «солнце», остается неизменным, а действия, настроение танцоров, выражение их характеров, совершенно различны.

Русские хороводы делятся на орнаментальные и игровые.

В орнаментальном хороводе танцующие ходят кругами, рядами, создают из хороводной цепи фигуры, в ритм с музыкой, которая является для них лишь музыкальным сопровождением. В песне к такому хороводу нет яркого сюжета с действующими лицами, какого-то конкретного действия. Их содержание связано с образами природы, коллективным народным трудом, бытом. Замысловатые фигуры хоровода имитируют узоры русских кружевниц, узоры, вырезанные по дереву, работу живописцев.

Второй вид русского хоровода — игровой. Главным в нем является раскрытие сюжета. В сопровождающей танец песне есть конкретное действие, герои, и исполнители разыгрывают его с помощью пляски, жестов, мимики. Создают образы, характеры героев, изображают трудовые процессы, сказочные темы. Рисунки в игровых хороводах проще, чем в орнаментальных. Композиция строится по кругу, либо парами и линиями.

К русским пляскам относятся в том числе рассмотренный выше хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа[51]. Перепляс носит характер соревнования.

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь»). Вспомним, у И.С.Тургенева: «Плясал Иван удивительно — особенно «Рыбку». Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга — да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь — да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит. «.

источник