Меню Рубрики

Средства народной педагогики в детском саду

Сильяна Прохорова
Использование идей народной педагогики в ДОУ

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Народная педагогика – вечно цветущий кладезь мудрости и чистоты помыслов.

Народная педагогика служила воспитанию у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, отвага, стойкость, требовала уважения к человеку, честности, правдивости. Например, чувашская пословица гласит: «Пусть голова имеет добрые намерения, добрые ноги ведут тебя к добрым целям, добрые руки твои творят добрые дела». В очень давние времена, как утверждает народная молва, один мудрец хотел решить такую задачу: «Сколько нужен зерен, чтобы получилась крупа?» Право же и перед нами педагогами, стоит вопрос: сколько же нужно воздействий, какими они должны быть, чтобы вырастить настоящего человека? Так, К. Д. Ушинский называл природными педагогами деда, бабушку, своих старших сестр и братьев. В письме к школьникам К. В. Чапаева писала: «Я горжусь тем, что мой отец родился на чувашской земле, среди чувашского народа, что свое детство он провел среди чуваш и много хороших черт унаследовал от чувашскогго народа». Действительно, Василий Чапаев от деда слушал песню о Волге, легенды и предания о борьбе русских и чуваш, от бабушки – узнавал об Улыпе — добром и смелом великане… Космонавт Андриан Григорьевич Николаев также воспитывался добру и уважению к людям труда у родного народа.

В детском саду на протяжении ряда лет ведется активная, систематическая этнопедагогическая деятельность.

С чего же начинал работу детский сад по названной проблеме?

Открываем центральную входную дверь — и сразу же бросается в глаза красочное, во всю стену, панно, с изображением детей в чувашских национальных костюмах. Как видим, воспитанники детского сада, даже проходя мимо, могут увидеть некоторые образцы и заметить особенности чувашского народного искусства. На втором и третьем этажах дети знакомятся с другими красочными панно (их семь, выполненными по мотивам чувашских народных сказок художником-иллюстратором детской книги Т. И. Немцевой.

В нашем дошкольном учреждении организован музей «Бабушкина изба» («Асанне пурче»).

В музее собрали экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о культуре чувашского народа. В музее каждый экспонат доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, примерить на себя украшения из сундучка, покачать люльку, примерить лапти, поесть из чугунка картошку в мундире и попить молочка, помыть руки в рукомойнике и т. д.

Чтобы поддержать интерес детей к произведениям народного искусства, организовываем тематические выставки, временные экспозиции: «Плетеные изделия», «Глиняные изделия», «Чувашская вышивка», «Чувашское плетение» и др.

В приобщении детей к миру прекрасного и к общечеловеческим ценностям немаловажную роль играет фольклорная группа взрослых «Мерчен» и детская «лку». Дети фольклорной группы не только исполняют песни, но и умеют играть на народных музыкальных инструментах, имеющихся в детском саду. Они принимают участие в детских радио- и телепередачах «Шнкрав» и «Шевле».

Нельзя сказать, что средства народной педагогики воспитатель в воспитательной деятельности применяются мало. Практически каждый воспитатель использует в своей работе сказки, пословицы, загадки, песни, народные игры, но воспитательный эффект от их использования теряется из – за отсутствия систематической работы, подчинения ее поставленным целям и воспитательным задачам. Эффективность определяется не количеством их использования, а хорошо продуманной системой работы. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, двигается в такт произносимому слову. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И, мы, педагоги, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, попевок, потешек, и тактично, с учетом меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Чтение народных песенок, потешек мы сопровождаем показом наглядного материала, т. к. с помощью наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Одну и ту же потешку мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, куклы би – ба – бо, используем пальчиковый театр, шапочки разных персонажей.

Важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица — «цвет народного ума» (В. И. Даль, но этот ум, прежде всего, оберегает нравственность. В пословицах главное — этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

В соответствии с задачами реализуемой Программы в течение учебного года в ДОУ проводим развлечения познавательного характера: Сурхури, Акатуй, Улах, Ниме и др.

Ежегодно в начале лета организуем старинный чувашский праздник «Акатуй» («Праздник земледелия», с целью закрепления представлений воспитанников детского сада о весеннем празднике чувашей, посвященном завершению весенних полевых работ. Он включает в себя ряд лучших обрядов и традиционных ритуалов. На территории детского сада устанавливается длинный шест с полотенцем на верхнем конце акатуй ялаве (флаг акатуя). Начинается «Акатуй» со старинной песни — гимна земледельческому труду «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше», что вызывает особое эмоциональное состояние у детей и взрослых, многие из которых подхватывают слова. Центральными образами, связывающими всех участников этого праздника земледелия, являются Урожай (ребенок с шапочкой из колосьев на голове, Земля и Небо (воспитатели). Ритуальной частью праздника является ознакомление детей со старинными традициями, обычаями чувашского народа: бросанием и катанием яиц, которые поручаются самому почетному работнику детского сада или дедушкам наших воспитанников. Особое внимание детей в этом представлении разнообразные шуточные соревнования («Бег в мешке», «Разбивание горшка», старинная игра «Тумбядек») и состязания (бег в запуске, стрельба из лука по цели, перетягивание каната, «конные скачки» и другие веселые игры на силу и ловкость; у чувашей много подвижных игр, доставляющих детям радость и веселье). Все победители спортивных состязаний получают призы. Завершается праздник обычно общим хороводом дружбы.

С большим интересом в детском саду проходит праздник чувашский народный праздник Сурхури. В ходе развлечения дети, собираются группами, обходят подворно импровизированную деревню. Праздник сопровождается обрядами, призванными обеспечить урожай и приплод скота. Заходя в избу, дети подбрасывают вверх горох, поют песни с заклинаниями, желая хозяину благополучия, за что их одаривали специально приготовленными угощениями: пирожками, калайбачками (колобками, сладостями, орехами и непременно, жареным горохом.

Учитывая, что в воспитании чувашских детей в далеком прошлом немалое значение имели эстетические традиции других народов: марийского, мордовского, татарского и, особенно, русского, — мы проводим работу по принципу: от общего — к частному. Стало традицией ежегодно проводить в детском саду в течение недели «Праздник народного костюма» (чувашского, русского, татарского и др.). На нем дети имеют возможность увидеть старинные национальные костюмы (не сценические, а также, и это главное, исполнить старинные народные песни, пляски, танцы и поиграть в традиционные народные игры.

Ежегодно организуются интересные «Путешествия в страну красивых вещей», созданных чувашским, русским, татарским, и другими народами. В ходе «путешествия» дети не только могут рассмотреть старинные изделия, но и примерить их, а также принять участие в специальной программе, которая включает танцы, исполнение песен этих народов, чтение стихов.

Интересно проходит и развлечение на тему «Мы из Сосновки, а мы – из Дубровки», в котором дети в шутливой форме соревнуются в умении играть на русских и чувашских народных инструментах. Использование народных игр, песен, хороводов и танцев в сопровождении шумовых инструментов, красивых национальных костюмов делает праздник красочным, оживленным.

Ни один праздник не проходит без гостей. Гостями на нашем празднике являются представители русской и других национальностей, которые представляют свою самобытную культуру.

Таким образом, праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Воспитание патриотизма с помощью фольклора «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству -это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» Тема проекта «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» (старшая группа) Пояснительная записка: Современное общество характеризуется.

источник

Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства.

Поэтому национальное обучение и воспитание возможно лишь при взаимодействии с народной педагогикой, т.к. в формировании личности ребенка ей принадлежит решающая роль, как совокупности накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение [21,5].
Поэтому эта проблема является актуальной в наше время, мы считаем, что необходимо возродить народные традиции в воспитании в семье и школе, которые будут способствовать эффективному ведению воспитательной работы.

О значимости народной педагогики в работе воспитателя детского сада.

Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия — это возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, интеллектуальных ценностей, знаний, умений, навыков. Тогда образовательная система, состоящая дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, станет действительно выполнять свои прямые функции — передавать народное педагогическое наследие от поколения к поколению.

В этнопедагогике выделены следующие средства воспитания: слово, дело, религия, природа, традиции,. игра, общественное мнение. В соответствии с названными средствами методы народного воспитания можно объединить также на группы, как показано на таблице.

Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье, школе, обществе. Для народной педагогики особое значение имеет показ способов выполнения различных видов труда. После разъяснения и показа вступают в силу упражнения, которые должны выработать необходимые навыки и приемы труда.

Назидание — один из распространенных приемов в семейной педагогике: отца — сыну, старшего — младшему, учителя — ученику.

Приучение как метод народной педагогики типичен для раннего детства. Приучают детей вовремя ложиться спать и рано утром вставать, содержать игрушки и одежду в порядке, делать вовремя уроки, быть вежливыми с родителями, взрослыми, сверстниками и т.д.

Убеждение содержит в себе разъяснение и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребенок не сомневался в разумности определенных понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Поощрение, одобрение, похвала — важнейшие методы народного воспитания, оказывающее большое стимулирующее воздействие на детей. Дети всегда испытывают потребность в оценке своего труда, поведения, игры. В дни семейных праздников, особенно в день рождения ребенка, поощрение может быть выражено в преподнесении недорогих подарков. Но поощрение должно быть объективным, обоснованным, справедливым, оно должно соответствовать одобряемой деятельности ребенка, чтобы не порождать зазнайства, а наоборот — стимулировать на дальнейшие успехи.

Мы считаем, что личный пример — самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, старших, учителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение.

Подводя итог сказанному, хочется заметить, что методы очень тесно взаимосвязаны со средствами воспитания народной педагогики.

Средства воспитания народной педагогики

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения

Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах воспитания. Не ставя перед собой цели проанализировать все точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной работе » О народности в общественном воспитании»: «Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и т.д. — это все из чего слагается историческая жизнь народа…»

Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.

Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины.

Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми

Необходимо помнить, что природа — источник прекрасного, и детям нужно помочь понять и почувствовать всю прелесть и красоту природы родного края. Воспитание у девочек и мальчиков эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты — сложная задача воспитателей, которая может быть решена разными разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственное общение учащихся с природой (прогулки, экскурсии, сбор гербариев и лекарственных трав и т.п.). В целях более глубокого понимания красоты природы полезны проведение бесед, организация фотовыставок, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников — пейзажистов.

Воспитание эстетического отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие дошкольников в охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории детского сада, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время экскурсий, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.д. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают у них эстетические потребности и навыки вносить прекрасное в окружающую жизнь.

Давно установлено, что человек вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его от нее. Лучше всего, когда человек и природа находятся в тесном союзе.

Читайте также:  Народные средство для избавления от гнид

Необходимо не только воспитать в ребенке любовно — созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в нем созидательное . Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий его заботы и внимания.

Религия — одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал мировой истории

Наиболее надежный путь приобретения знаний — обращение к источникам, документам, существующих с древних времен, на которых основываются религиозные учения.

Религиозное сознание как часть общественного сознания играет большую роль в жизнедеятельности человека, в формировании его личности. Поэтому необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных идей религиозной культуры и этики в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально — социально значимыми потребностями — высокой нравственностью, милосердием, состраданием

Важнейшей функцией религии, как мы уже отвечали, является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.

Изучая педагогические труды русских ученых, особенно тех, кто жил и работал вдали родины, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения они видели прежде в сбережении в детях чувства любви к Родине, своей традиционной культуре.

Традиционное православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.

С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор — величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков

Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.

Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о природе своей страны.

Воспитательное значение устного народного творчества состоит в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики [5,125].

Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается в их построении, и в создании образов, и в языке.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывались творчеством мастеров слова. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного и в природе и человеке.

Все это обуславливает необходимость работы с детьми на материале русского традиционного художественного творчества, русской культуры.

Сегодня педагоги могут найти достаточное количество научной и популярной литературы, содержащей исторические и этнографические сведения о традиционной народной культуре. Знания о старинных обрядах, умение понимать и ценить фольклор, народное искусство, мы считаем, нужны подрастающему поколению. Но абсолютизация фольклора и этнографические реконструкции в современном быте могут дать и отрицательный результат, так как простое копирование фольклорных образцов, ведущих к восприятию лишь внешней их стороны, без глубокого внутреннего личного переживания, оказывается мертвым слепком .

Между тем, опыт работы с детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных ситуациях. Надо выявить в структуре народной культуры те аспекты, которые быть освоены детьми в их собственной деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи «вживания» детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.

Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским пафосом в формировании полноценной человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит дошкольников с культурой народа

Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной с поисками новых форм национального бытия, со стремлением к обладанию цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком.

Истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении.Народная этика концентрирует внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций.

Благотворное влияние художественной литературы на воспитание учащихся, мы думаем, бесспорно. Произведения русских писателей воздействуют на чувства, воображение, интеллект и волю читателя, открывают широкие возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных качеств личности.

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

Сказки, являясь художественно — литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они — сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок

Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо заметил, что «лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа — усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер». Думаем, что стоит прислушаться к словам ученого, задуматься над их смыслом. Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщится к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир — историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.

Очень важно показать дошкольникам, что слова русского языка — это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды их обитания, традиций, обычаев. Слова — памятник культуры.

Таким образом, мы постигаем премудрости русского языка не для того, чтобы уяснить язык как особую знаковую систему. Язык нужен нам, чтобы говорит, читать, писать, понимать услышанное и прочитанное.

Чтобы адекватно понимать художественные и фольклорные тексты, специальную литературу, необходимо пополнять наши обыденные приблизительные знания научными, энциклопедическими сведениями о тех или иных фактах или явлениях русской культуры. Поэтому, мы считаем, что надо очень бережно относиться к своему языку. Только при бережном и любознательном подходе к слову и тексту мы сможем действительно обогатиться интеллектуально, эмоционально, нравственно.

Завершая разговор о русском языке как об одном из важнейших средств воспитания народной педагогики, вновь обратимся к словам К.Д. Ушинского, который, называя родной язык удивительным педагогом, отмечал: «Являясь полнейшей и сквернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в тоже время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории»

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как средств воспитания. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат- поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представления народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями.

Музыка — один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства Дети чутко откликаются на все, что затрагивает их чувства и воображение. Они способны с интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство от примитивного не представляющего эстетической ценности. По радио, телевидению, дома и на улице можно услышать низкопробную музыку. От такой музыкальной продукции сомнительного качества, по моему мнению, нужно оберегать ребенка. Музыка вызывает у ребенка разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную жизнь. Бесспорно благотворное влияние музыки на формирование не только эмоциональной культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее развитие ребенка, характер общения его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света. Музыка является одним из средств воспитания и воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Музыка — это искусство, и любые его жанры воздействуют именно на чувственную сферу человека, на его эмоции. Через чувство музыка оказывает большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Чувства и эмоции — основной рычаг его действий и поведения. Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям. Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, формировали его музыкальный слух. Многие русские современные композиторы пишут музыку на фольклорные мотивы. Так, для С.Слонимского народное творчество явилось источником вдохновения, он создал в своих детских фортепианных пьесах целый ряд портретов различных сказочных героев. ( Например, «Лягушка», «Кузнечик», «Горькие слезы», «Под дождем мы поем» и др.) Таким образом, музыка способна одарить красотой мировосприятия и полнотой чувств, побудить к возвышенному, подарить неповторимые мгновения счастья, окрасить будни и даже поддержать в трудные минуты. Музыка преображает духовный мир ребенка. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету.

Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческой обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Я остановилась на наиболее продуктивных средствах воспитания народной педагогики, выделив среди них фольклор, религию, природу, литературу, родной язык, музыку, пословицы, сказки и загадки. Важными средствами народного воспитания являются также трудовая деятельность детей, традиция, обряд, игра. О них пойдет речь в материалах, посвященных семейному воспитанию.

Народная педагогика в семейном воспитании

Семья с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью

Остановимся на вопросах на семейного воспитания.

Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Семья для него является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обуславливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

Подводя итог сказанному выше, определим основные воспитательные функции семьи:

— семья оказывает серьезное воспитательное воздействие на ребенка, с возрастом оно ослабевает, но не утрачивается полностью (при условии нормальной семьи)

— в семье формируются лучшие качества личности;

— семья осуществляет социализацию личности;

— семья обеспечивает преемственность традиций;

Общеизвестно, что мать и отец является первыми естественными воспитателями, в основе этой родственной близости лежат, прежде всего, глубокое уважение и любовь к детям и наоборот. В наше время заветы народной педагогики приобретают особую актуальность. В семьях растут дети, которых отец и мать должны научить жить, привить им качества, необходимые для совершенной личности, приучить к труду, помочь увидеть в жизни близкие и дальние цели, показать, как добиваться задуманного. Искусство родителей заключается в том, чтобы стать для детей самыми близкими и сердечными друзьями, кому можно доверить самое сокровенное и быть уверенными, что их поймут

Остановимся на вопросах содержания воспитания в семье. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально готовую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

Физическое воспитание в наши дни выходит на первый план, потому что оно основано на здоровом образе жизни, правильной организации распорядка дня, закаливания организма, занятии спортом и т.д Сегодня это очень актуально, так как отмечается ухудшение экологической обстановки в стране, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как курение, алкоголизм, наркомания.

Читайте также:  Чего боятся мыши народные средства

Центральное место в системе физического воспитания занимали в прошлом детские игры, некоторые из них и сегодня популярны и любимы в детской среде, например: «Жмурки», «Казаки-разбойники», «Прятки» и др. Эмоциональная окраска, дух соперничества, активные двигательные действия заставляют ребенка прилагать значительные физические и волевые усилия, что развивает выносливость, ловкость, сноровку, смелость, отвагу. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что старинные народные игры уходят из жизни, хотя они достойны возрождения

Таким образом, физическое воспитание решает многие задачи, в том числе развивает волю, силу, выносливость, двигательные навыки, ловкость, быстроту, способствует сохранению здоровья, отвлекает от вредных привычек, закаливает организм и обеспечивает высокую работоспособность.

Интеллектуальное (или умственное) воспитание в семье характеризуется заинтересованным участием родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков. Среди основных источников знаний были и остаются книга, чтение, устный пересказ. Родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания детей: с первого слова матери, услышанного младенцем, с нежной колыбельной песни, с собственного имени начинается познание окружающего мира. Народная педагогика и сегодня предлагает родителям богатый материал для умственного развития детей в семье. Это и многообразие жанров фольклора, и народные наблюдения и приметы, и знания, полученные в процессе ухода за растениями и животными, во время сбора ягод, грибов, лекарственных трав и т.д.

Остановимся на вопросах трудового воспитания.

Народная педагогика учила трудолюбию с малых лет, сначала в семейных делах, а когда вырастал человек, проверка его трудовой подготовки становилась общественной. К.Д.Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть не достойной, ни счастливой». Важным условием трудолюбия является атмосфера коллективизма, когда вся семья принимает посильное участие в делах, когда проявляется помощь одних членов семьи по отношению к другим. Мы считаем, что большую роль играет личный пример родителей, старших членов семьи. Семья должна готовить ребенка к труду не только для нужд своей семьи, но и для будущего труда в общественном производстве, так как по справедливому замечанию А.С.Макаренко, «ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он к этому труду будет подготовлен.»

Нравственные черты русского народа складывались столетиями, они передавались из поколения в поколение как своеобразный моральный кодекс. Русский народ изначально отличался высокой нравственностью, порядочностью, честностью, гостеприимством Нравственные понятия отражают различные стороны отношений между людьми, они становятся повседневными нормами поведения. А также общечеловеческие ценности, абстрактные по своей природе, как добро, зло, долг, честь, совесть, переходят в разряд конкретно узнаваемых, регулируя поступки человека. Первые нравственные навыки дети получают в семье с раннего возраста, с колыбельных песен и сказок. Под воздействием родителей они с первых шагов начинают различать, «что такое хорошо и что такое плохо», у них постепенно вырабатываются навыки культурного поведения: послушание, уважение к старшим, скромность, аккуратность, чуткость, отзывчивость и т.д.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что физическое, трудовое, умственное, эстетическое и нравственное воспитание молодого поколения в семье, основанное на заветах народной педагогики, неразрывно связаны. Как и сотни лет, так и в наше время родители желают видеть своих детей физически здоровыми, трудолюбивыми, интеллектуально развитыми. В этом, по нашему мнению, и заключается идея воспитания более совершенной личности.

источник

Средства народной педагогики и возможности их использования в системе дошкольного образования: сказки, пословицы.
статья по теме

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенность этого периода — он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний и навыков и освоения разных видов деятельности, форм поведения.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Поэтому уже в дошкольном возрасте очень важно знакомить ребенка с культурой его народа.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых русский народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Исследователи народной педагогики Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг

Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Средства народной педагогики и возможности их использования в системе дошкольного образования: сказки, пословицы.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенность этого периода — он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний и навыков и освоения разных видов деятельности, форм поведения.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Поэтому уже в дошкольном возрасте очень важно знакомить ребенка с культурой его народа.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых русский народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Исследователи народной педагогики Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг

Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

  1. Особенности сказок как средств народной педагогики.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное — следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека — кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула — к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке — не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. В русской культуре есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателя. Например, сказки «перевертыши»: «Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?», «Сармандей» и др; или «бесконечные» сказки, такие, как русская «Про белого бычка».

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С.Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» [Приводится по: 2].

Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом — источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме, например, чувашские сказки «Умный мальчик», «Что выучено в молодости — на камне, что «На лжи далеко не уедешь», «Старый человек — четыре человека» и др. Подобных сказок много.

Читайте также:  Болезнь шегрена лечить народными средствами

В силу отмеченных выше особенностей народные сказки являются эффективным средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А.С. Пушкин: «. вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сказки — сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

  1. Особенности пословиц как средств народной педагогики.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы — не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума [Приводится по:3].

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

О пословице хорошо сказал Я.А.Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания .

Для повышения воспитательного значения пословиц в народе всемерно поддерживается их авторитет: «Без пословицы не прoживешь», «На пословицу ни суда, ни расправы. Пословица несудима», «Пословица плодуща и живуща», «Пословица не покормница, а с нею добро», «Пословица правду всем говорит», «Пословица — всем делам помощница».

Пословица — «цвет народного ума» (В.И. Даль), но этот ум, прежде всего, оберегает нравственность .

Особенно ценны для изучения воззрений народа собственно педагогические наставления. Они вместе с образовательным материалом, со знаниями о детях и воспитании составляют основное ядро народной педагогической мудрости. Это — своего рода морально-педагогический кодекс народа.

Этот кодекс тщательно продуман народом в важнейших деталях: «Детей побоями не учат, добрым словом учат», «Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом», «Жалуй своих, а там и чужих! Свой своему поневоле друг», «Молоденький умок — что вешний ледок», «К мягкому воску — печать, а к юному — ученье».

Важный педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это — оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит», «Добрая совесть — глаз божий.

Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, уместно, умело. Основное же назначение их все-таки в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.

Рассматривая труд как моральный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», — говорят аварцы, «Друг сделал — телу легче, сам сделал — душе легче», — говорят лезгины и табасаранцы, труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», — говорят даргинцы.

Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела .

Трудящимся присуще отношение к пословице как к авторитетному указанию, вокруг которого мысленно концентрируются другие пословицы как носители производной идеи, смежной с главной. Но есть и пословицы, отражающие мысль в развитии. Эффект — в логическом единстве: «Не считай радости, считай детей в доме», «Счастье дома — дети дома», «Говорят «радости домашние», понимай «полон дом детей»», «Радость и счастье — дети и дети» и др.

Народ прибегает к комментированию одной пословицы другими в целях усиления убедительной силы первой. Две пословицы «Ложь гони прочь от себя, говори правду» и «Не оттого бывает спокоен сон, что постель мягка, а оттого, что совесть чиста» нередко употребляются вместе. Обе они дополняют друг друга в конкретных аспектах: правдивость и чистая совесть — явления одного порядка.

Жизненные потребности, исторические обстоятельства, общественные условия породили мудрые народные афоризмы. Человек, становясь умнее, сознательно поддерживал и культивировал прежние духовные приобретения и изобретения. В силу этого каждое поколение застает готовые формы и жанры. Содержание их дополняется и развивается от поколения к поколению. Отдельный человек оказывается в плену тех форм, которые созданы задолго до него, и обстоятельствами жизни вовлекается в творческий процесс — восприятия, переосмысления или созидания .

Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.

Многозначность пословиц предполагает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, взаимные дополнения, разъяснения, комментарии. Эта многозначность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Примером ниже приводим русские пословицы, которые учитель, воспитатель могут использовать в воспитательном процессе.

Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

Где сосна взросла, там она и красна.

И кости по родине плачут (по преданию — в некоторых могилах слышен вой костей).

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Русский человек хлеб-соль водит.

На Руси не все караси — есть и ерши.

Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.

Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет.

Смолоду наживай, а под старость проживай!

Который палец не укуси — все одно: все больно (о детях).

Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить.

На что и клад, коли в семье лад. Совестно жить — время коротать.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Русский человек без родни не живет.

Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства.

Здоровью цены нет. Здоровья не купишь.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Написано пером, не вырубить и топором.

Не красна книга письмом, красна умом.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а говори меньше!

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Трудовая копейка до веку живет.

Неправедное богатство прахом пойдет.

Правда светлее солнца. Правда чище ясного солнца.

Будешь сладок — живьем проглотят; будешь горек — проклянут.

На свете не без добрых людей.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Не стыдись, а нагнись да поклонись.

За добро добром и платят (прибавка: а за худо — худом).

Без дела жить — только небо коптить.

Что потрудимся, то и поедим.

Горька работа, да хлеб сладок.

Не думай, как бы взять, а думай, как бы отдать.

Держись друга старого, а дома нового.

На своей улочке и курочка храбра.

Хозяин в дому, что медведь в бору; хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

От яблоньки яблочко, а от ели шишка.

По матери дочка. Отцовский сын. Батюшкин сынок.

Честь чести на слово верит.

Честь честью, а дело делом. Честь по заслугам.

Сегодня в чести, а завтра — свиней пасти.

Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе).

У невесты женихов сто один, а достанется один.

Замуж выходи — в оба гляди .

Опираясь на народные методы воспитания педагоги — теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества .

Необходимо отметить умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая народным опытом воспитания, даёт возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.

Приводимые в качестве примера поговорки и сказки пробуждают чувство оптимизма, они стремятся привить людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во внимание следующие обстоятельства. Житейские правила и приёмы воспитания — это первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. И они рождаются в семье. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.

Пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители и педагоги личным примером соблюдают, поддерживают принципы, выраженные в них. Каждая пословица, каждое любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту звучат, соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинные стремления, если они понятны и близки к сердцу детей, становятся прекрасным, поучительным нравственным уроком в семье и обществе. Как примеры кратких и метких выражений, пословицы можно использовать и в целях развития речи детей, приучая их запомнить и использовать в быту, опираясь, как на примеры в логических доказательствах.

Ни одна из приведённых пословиц и народных сказок о воспитании вообще, о трудовом, нравственном, умственном, эстетическом воспитании в частности по своей идее и содержанию не противоречит данным научной педагогики. Более того, будучи бесценным творением гения своего народа, они имеют весьма широкое распространение среди масс.

Важно, чтобы учителя и родители чаще стремились в общении с детьми использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач.

Идеи народного творчества способствуют патриотическому, нравственному воспитанию, формированию этических понятий.

Список использованной литературы:

  1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. Учеб. Пособие для студентов высших учеб. заведений/Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов.-М.: Академия. 2007 – с. 210.
  2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: Учеб. пособ. для студентов высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. — М.: Академия. 2001. — с. 324.
  3. Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. – Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОД-ЭК» — с. 145.
  4. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. С.253.
  5. Найденова, Е.А. Детский коллектив и толерантность/ Е.А. Найденова //Межкультурный диалог: лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия /под ред. М.Ю. Мартыновой, В.А. Тишкова, Н.М. Лебедевой. — М.: Изд-во РУДН, 2003. — с. 406
  6. Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости: пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX — начале XXI веков. М.:Инфра-Инженерия. 2009 с.592

. С тех пор, как появились потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня, дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви.

Пословицы — как средство воспитания.

В презентации представлен опыт работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс.

Практика включения средств народной педагогики в воспитательно-образовательную работу нашего детского сада охватывает все образовательные области. Об ис.

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус.

laquo;Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл.

Проект направлен на на возможность практического претворения практических идей и методик.

источник