Меню Рубрики

Средства русского народного фольклора

Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении нескольких сотен лет. В настоящее время существуют специфические виды фольклора в литературе. Устное народное творчество является тем уникальным пластом знаний, на основе которого были построены тысячи классических произведений.

Фольклор – это устное народное творчество, наделенное идейной глубиной, высокохудожественными качествами, к нему относят все поэтические, прозаические жанры, обычаи и традиции, сопровождаемые словесным художественным творчеством. Фольклорные жанры классифицируют по-разному, но в основном выделяют несколько жанровых групп:

  1. Трудовые песни – сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки.
  2. Календарный фольклор – заговоры, приметы.
  3. Свадебный фольклор.
  4. Похоронные причитания, рекрутские причеты.
  5. Необрядовый фольклор – это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки.
  6. Устная проза – предания, легенды, былички и бывальщины.
  7. Детский фольклор – пестушки, потешки, колыбельные.
  8. Песенный эпос (героический) – былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные).
  9. Художественное творчество – волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки.
  10. Фольклорный театр – раек, вертеп, ряжения, представления с куклами.

Рассмотрим самые распространенные виды народного фольклора более детально.

Это песенный жанр, отличительная черта которого – обязательное сопровождение трудового процесса. Трудовые песни – способ организации коллективной, общественной работы, задающий ритм при помощи простой мелодии и текста. Например: «Ух, потянем-ка дружнее, чтобы стало веселее». Такие песни помогали начать и закончить работу, сплочали рабочую дружину и были духовными помощниками в тяжелом физическом труде народа.

Этот вид устного народного творчества относится к обрядовым традициям календарного цикла. Жизнь крестьянина, работающего на земле, неразрывно связана с погодными условиями. Именно поэтому появилось огромное количество обрядов, которые совершались для привлечения удачи, благополучия, большого приплода скота, удачного земледелия и пр. Самыми почитаемыми праздниками календаря считались Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждое празднование сопровождалось песнями, закличками, заговорами и обрядовыми действиями. Вспомним знаменитый обычай петь песни Коляде в ночь перед рождеством: «Стужа – это не беда, в дом стучится Коляда. Рождество в дом вот идет, много радости несет».

В каждом отдельном месте существовали свои виды народного фольклора, но в основном это были причитания, приговоры и песни. Свадебный фольклор включает в себя песенные жанры, которые сопровождали три основных обряда: сватовство, прощание родителей с невестой и свадебное торжество. Например: «Ваш товар, наш купец, просто чудо молодец!» Ритуал передачи невесты жениху был очень красочным и всегда сопровождался как протяжными, так и короткими веселыми песнями. На самой свадьбе песни не прекращались, в них оплакивали холостую жизнь, желали любви и семейного благополучия.

К этой группе устного народного творчества относят все виды малых жанров фольклора. Однако такая классификация неоднозначна. Например, многие из видов относятся к детскому фольклору, такие как пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр. При этом, некоторые исследователи разделяют все фольклорные жанры на две группы: календарно-обрядовые и необрядовые.

Рассмотрим самые популярные виды малых жанров фольклора.

Пословица – ритмизированное выражение, мудрое изречение, которое несет обобщенную мысль и имеет вывод.

Приметы – краткий стих или выражение, рассказывающее о тех признаках, которые помогут предсказать природные явления, погоду.

Поговорка – словосочетание, часто с юмористическим уклоном, освещающее явление жизни, ситуацию.

Приговорка – небольшой стих-обращение к явлениям природы, живым существам, окружающим предметам.

Скороговорка – небольшая фраза, часто рифмованная, со сложными для произношения словами, предназначена для улучшения дикции.

К устной прозе относятся следующие виды русского фольклора.

Предания – рассказ об исторических событиях в народном пересказе. Героями преданий выступают мифо-эпические герои, воины, цари, князи и пр.

Легенды – мифы, эпические повествования о героических подвигах, людях, овеянных почестями и славой, как правило, этот жанр наделен пафосом.

Былички – небольшие рассказы, в которых повествуется о встрече героя с какой-либо «нечистью», реальные случаи из жизни рассказчика или его знакомых.

Бывальщины – краткое изложение реально случившегося когда-то и с кем-то, при этом рассказчик не является свидетелем

Данный жанр представлен самыми разными формами – стихотворными, песенными. Виды детского фольклора – то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления.

Пестушки –короткие стишки или песенки, сопровождающие самые первые дни новорожденного. При помощи них нянчили, пестовали детей, например: «Поет, поет соловушка, хорошенький, да пригоженький».

Потешки – небольшие напевные стихи, предназначенные для игры с малышами.

Заклички – стихотворные, песенные обращения к природе, животным. Например: «Лето красное, приди, денечки теплы принеси».

Прибаутка – небольшое стихотворение-сказка, напеваемое ребенку, короткое повествование об окружающем мире.

Колыбельные – короткие песенки, которые напевают родители на ночь ребенку для убаюкивания.

Загадка – стихотворные или прозаические предложения, требующие разгадки.

Другие виды детского фольклора – это считалки, дразнилки и небылицы. Они необычайно популярны и в наше время.

Героический эпос демонстрирует древнейшие виды фольклора, он рассказывает о когда-то произошедших событиях в песенной форме.

Былина – старинная песня, рассказываемая в торжественном, но неторопливом стиле. Прославляет народных героев, богатырей и повествует об их героических подвигах во благо государства, отечества русского. Например, былины о Добрыне Никитыче, Вольге Буслаиваиче и др.

Исторические песни – некая трансформация былинного жанра, где стиль изложения менее красноречив, но сохранена стихотворная форма повествования. Например, «Песнь о вещем Олеге».

В данную группу вошли эпические и песенные жанры, созданные в духе народного, художественного творчества.

Сказка – краткое или длинное эпическое повествование, один из самых распространенных жанров устного народного творчества о вымышленных событиях, героях. Все это фольклор, виды сказок в нем встречаются следующие: волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказки отражают те представления о мире, добре, зле, жизни, смерти, природе, которые бытовали в народной среде. Например, добро всегда побеждает зло, а в мире существуют чудесные мифические создания.

Баллады – поэтические песни, жанр песенно-музыкального творчества.

Анекдоты – особый вид эпического повествования о комических ситуациях из жизни людей. Первоначально существовали не в том виде, в каком мы их знаем. Это были рассказы, законченные по смыслу.

Небылицы – краткое повествование о невозможных, невероятных событиях, то, что было выдумкой от начала до конца.

Частушка – небольшая песенка, обычно четверостишие с юмористическим содержанием, рассказывающее о событиях, казусных ситуациях.

Уличные представления были очень распространены среди народа, сюжетами для них выступали различные жанры, но чаще всего драматического характера.

Вертеп – разновидность драматического произведения, предназначенная для уличного кукольного театра.

Раёк – разновидность картинного театра, приспособления в виде ящика со сменяющимися рисунками, рассказываемые истории при этом отражали устные виды фольклора.

Представленная классификация наиболее распространена среди исследователей. Однако стоит понимать, что виды русского фольклора взаимно дополняют друг друга, а порой не вписываются в общепринятую классификацию. Поэтому при изучении вопроса чаще всего используют упрощенный вариант, где выделяют всего 2 группы жанров – обрядовый и необрядовый фольклор.

источник

Нэлли Локтик
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

первой квалификационной категории

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас, взрослых, совсем не предназначенное для детей! Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Что же такое фольклор?

Фольклор — это устное народное творчество. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

В практике педагоги редко знакомят дошкольников с фольклором на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.

Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

Например, используя в своей речи пословицы и поговорки (краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, открывающие детям правила поведения, моральные нормы, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивают свою речь.

Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.

С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Целью моей работы является: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

Развивающие задачи:

Развивать речевые способности детей дошкольного возраста;

— Расширять словарный запас;

— Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

— Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

— Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

— Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Наметила пути их реализации:

• Индивидуальные и групповые занятия, беседы.

• Повседневная жизнь в группе.

• Изучение разных форм фольклора.

Определила прогнозируемый результат:

-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысится уровень связной речи;

-словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями,

-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

-обобщение и распространение опыта.

— взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома.

Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.

Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.

Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.

Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовала не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.

Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.

Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы, которые очень нравятся детям. Дети любят сочинять их.

Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников.

Дети драматизировали сказку «Колобок». Также дети совместно с родителями участвовали в физкультурном развлечении «В поисках Колобка». На котором дети и родители «побывали» в сказке «Колобок». В это время они закрепляли навыки в беге, передавали мяч друг другу, ползали на четвереньках, ходили по канату, играли в русские народные подвижные игры. В итоге мы изменили концовку сказки: вернули колобка деду с бабушкой. Все получили удовольствие от совместной двигательно-игровой деятельности. На празднике, посвященном Дню матери, родители поставили сказку «Репка».

Мною проведены консультации для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Пословицы и поговорки о зиме», «Почитай мне сказку, мама, или, с какими книгами лучше дружить дошколятам», папки-передвижки, буклеты.

Родители участвовали в семейном конкурсе «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», в выставках семейного рисунка «Жила-была сказка».

В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Широкая масленица», досуги «Солнышко, нарядись, красное, покажись», «Вечер загадок».

• В процессе совместной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры — забавы с помощью считалок.

• У родителей я заметила повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивали с детьми потешки, загадки, считалки, подбирали пословицы и поговорки, объясняли детям их смысл.

Читайте также:  Народное средство от запора для ребенка 6 месяцев

• У детей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.

А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Наталья Терехова Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Обоснование опыта.

Музыкальный фольклор как средство создания условий для личностного развития детей дошкольного возраста Обоснование опыта работы. Всем известно, как важно с детства в души и сердца детей заложить зёрнышко любви, добра, научить созидать и понимать,.

Образовательная среда «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Возраст от 3-4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного.

Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Сказкотерапия, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Аннотация: В статье описывается метод сказкотерапии, как.

Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста 1 слайд Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию презентацию на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего.

Сказкотерапия, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования.

Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста I Введение Дошкольное образование не стоит на месте — наблюдаются сильнейшие прогрессивные тенденции. Безусловно, это связано с появлением.

источник

На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей. Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных социальных слоёв общества.

Решить данную задачу возможно посредством приобщения к общечеловеческим ценностям отдельно взятых членов общества. Начинать этот процесс необходимо с раннего возраста, так как именно в детстве в человеке закладывается всё самое лучшее и доброе. Детство – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям».

На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей. Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных социальных слоёв общества. Общечеловеческие ценности – это то действительно важное для людей, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для каждого нормального человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения и т. д. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина.

Решить данную задачу возможно посредством приобщения к общечеловеческим ценностям отдельно взятых членов общества. Начинать этот процесс необходимо с раннего возраста, так как именно в детстве в человеке закладывается всё самое лучшее и доброе. Детство – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.

Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

По мнению многих учёных, через табу в ранних родовых общинах укрепились первые общечеловеческие моральные нормы, регулирующие поведение детей. Были заложены основы таких методов воспитания, как предупреждение, уговор, пример, укор, порицание и др. Большую роль в умственном воспитании детей, развитии их познавательных потребностей и нравственных качеств играл фольклор. Такое же важное значение в развитие детей играет фольклор и в настоящее время.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение. При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом — былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В русском народном фольклоре как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В младенчестве матери и бабушки убаюкивали детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…”. У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка. Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним, например:

Котик серый, хвостик белый

Кувшин молока да кусок пирога.

При укладывании детей спать, читаю детям русскую народную потешку:

После пробуждения от сна читаю детям потешку:

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Умывая малыша напеваю ему ласково:

Ребёнок с удовольствием выполняет действия. Очень легко потешкой остановить назревший конфликт, недоразумение:

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

Для заучивания с детьми использую русскую народную потешку «Огуречик, огуречик», песенку «На улице три курицы» и др.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Сказки – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Очень рано ребёнок начинает знакомиться с лучшими образцами устного народного творчества и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Сказка имеет всегда нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отожествления.

Механизм воспитывающего воздействия фольклорных произведений сложен. Например, сказки воспитывают как метафоры, проецируемые в обыденную жизнь, как притчи-нравоучения, как подсказки для разрешения жизненных коллизий. Следует учитывать, что народное воспитание было ориентировано, прежде всего, на пробуждение нравственной сферы ребёнка посредством воздействия на его чувства. Приобщение к нормам общественной жизни происходило путём воздействия на лучшие чувства ребёнка, подсказывая ему пути ориентации в ситуациях морального выбора. Сопереживая героям сказок, дети приучаются «разряжать» свои страсти, их эмоциональный мир делается более гибким. Ребёнок «проживает» сказку, не обсуждая мотивы и эмоции героев. Тем самым сказка выполняет и свою древнюю «психотерапевтическую» функцию.

Сказка – это наиболее любимый детьми литературный жанр. Именно через сказку дошкольники учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» — понятны ребёнку потому, что их герои – животные — разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех — трех с половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки “Зимовье”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Привередница” ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.

В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Волшебные сказки открывают просторы фантазии.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.

Одним из наиболее значимых видов фольклора в процессе приобщения детей к общечеловеческим ценностям являются пословицы и поговорки.

Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм.

Поговорка – это выражение преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Пословицы чаще всего имеют прямой и переносный смысл, они состоят из двух частей, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например: «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года!». Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений эти выражения народной мудрости служат борьбе за то, чтобы честность, доброта, справедливость, храбрость, любовь к труду, к Родине, матери стали жизненными нормами каждого члена общества.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре:

«Будь в малом правдив – и в большом станут верить»;

«Ссора до добра не доведет».

В своей работе с детьми широко использую пословицы, и поговорки при этом опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала. Предложила детям завести альбом и записать туда уже известные им пословицы и поговорки, которые воспитывают в человеке нравственные и патриотические качества. Так же можно сделать альбом-передвижку, в который вписывают только новые выражения народной мудрости. Ребята узнавали их от родителей, из книг и «приносили» их в детский сад. Дети с помощью воспитателя записывают новую пословицу и рисуют к ней картинку. Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.

Читайте также:  Повысить тонус матки народные средства

Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».

Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают.

«Пословица недаром … молвится».

«С родной земли … умри – не сходи».

Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.

«Нет друга – ищи, а найдешь береги».

«Родная земля и в горести мила».

«Родина мать умей за неё постоять».

Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию обязательно использую пословицы и поговорки, например: в беседе с детьми о Российской Армии, использую пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет».

Пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Изучая пословицы о труде можно показать значение труда в жизни людей.

«Без дела жить – только небо коптить».

«Не сиди сложа руки, так не будет скуки».

Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Родина мать умей за нее постоять».

Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.

Знакомлю детей с былинами «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Исцеление Ильи Муромца» «Святогор», «Вольга и Микула», «Добрыня и змей» и др. Благодаря знакомству с былинами дети узнают о таких богатырях как Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко-купец, Микула Селянинович и другими. Как бы не отличались богатыри происхождением, нравом, поведением, деянием, сословным положением — все они выражают собой единый комплекс народных исторических понятий и представлений о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годину бедствия и лихолетья, когда враг грозит Руси истреблением и гибелью.

Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, явил образец для подражания, обладал влекущей силой примера. Даже враг представал могучим, чтобы подвиг героя становился ещё более значительным. Всё противостоящее богатырской этике воссоздавалось как несоответствующее героическому идеалу. Так что в целом масштаб героической идеализации остаётся непременной приметой эпоса.

Мифология, народная фантазия, миросозерцание, нравственные идеи, огромная поэтическая и музыкальная культура – всё это нашло отражение в былинах. Былина – это устное народное творчество, песня, сказание, основанное на реальных событиях. В богатом и многообразном содержании русского героического эпоса в особенности привлекают нас сами образы русских богатырей. В образах могучих богатырей дано художественное обобщение силы народа, ведущего борьбу с иноземными нашествиями, высоких нравственных качеств народа, проявляющихся в этой борьбе, в них воплощены представления о подлинной доблести, дан идеал народного героя.

Но и выразителями идеи миролюбия в былинах также оказываются богатыри, воины – стражи Русской земли. Именно с педагогической точки зрения интересны те преобразования, которые переживают образы богатырей в народном сознании. Видимо, оценить это преобразование можно с позиции «золотого правила нравственности», которое побуждает не делать другим того, чего не хотел бы претерпеть сам. Дело в том, что богатыри защищают народ от смерти, порабощения, разорения. Поэтому, несмотря на свою силу и принадлежность к воинству, идеалом для них оказывается не война, «брань», а мир и согласие. Показателем в этом смысле былинный сюжет, повествующий о том, как разгромивший врагов под Черниговом Илья Муромец отпускает их предводителей, трёх царевичей, домой, отказываясь от мести и считая, что их рассказ соплеменникам о силе русского богатыря окажется самой надёжной гарантией от повторного набега.

В былинах, которые рассказывают о людях сильных, мы не встречаемся ни с каким подобием «культа силы». Вовсе не сила составляет для богатыря главную ценность. Сила – только средство, она не может одновременно выступать для себя и как цель. Святогор, самый могучий богатырь, не справился со своей силой, в этом состоит его трагедия, потому что считал, что человек достигший единства с природой наделяется правом на оправдание бездумного применения силы. Илья Муромец, «идеальный» былинный герой, отказывается принять от Святогора его силу, считая своим главным богатством жизненный опыт, «головушку с проседью». И миролюбие является важнейшей составляющей богатырской мудрости. Для богатыря его сила – это способ утверждения справедливости и мира. Былины показывают, что справедливость и мир должны быть подкреплены силой. Враг, не удостоверившийся по-настоящему в силе богатыря, неизбежно ответит вероломством.

Знакомясь с былинами можно заметить, что Илья Муромец старается по возможности избегать кровопролития, например, он не бьёт врагов, а на их глазах разбивает в щепки дуб, и они, устрашённые его силой, разбегаются. Для него важно даже в момент защиты самого ценного для себя причинить другим людям как можно меньше вреда. Даже в момент смертельной опасности, он не забывает о ценности человеческой жизни.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, многому учат. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

источник

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Некоторые примеры погодных примет:

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Ниже приведены колыбельные песни из книги «Песни колыбельные и детские прибаутки» (Черкасская Е.А. — тип. Зильбермана , 1870 — 2, 39 л., 8 с. нот.).

Сенным девушкам по ленточке,

В темном лесе, гнезда вьют.

Солнцем крылышки пригреть,

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

  • Сшит колпак, везен колпак, да не по колпаковски.
  • Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
  • Тур туп, тупогуб.
  • У быка губа тупа.
  • Сыворотка из-под простокваши.

Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»

В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Читайте также:  Как народными средствами поднять гемоглобин беременной женщине

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

источник

Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 17.09.2014 2014-09-17

Статья просмотрена: 4577 раз

Жуйкова Т. П. Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 263-266. — URL https://moluch.ru/archive/74/12607/ (дата обращения: 13.11.2019).

Понятие «детский фольклор» вошло в науку сравнительно недавно. Однако новизна термина не связана с поздним происхождением этого вида фольклора. Глубокая древность многих произведений, относящихся к детскому фольклору, не подлежит сомнению. Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп [1].

Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения устного народного творчества, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Это означает, что из детского фольклора исключается все то, что не создано взрослыми для детей, хотя и может быть известно детям: некоторые любовные песни, частушки, солдатские песни, народные драматические сценки и пр. Отличительная черта произведений детского фольклора выражается в учете психологии и возрастных особенностей детей [2].

Существуют различные классификации детского фольклора. Е. А. Флерина подразделяет фольклор на две большие группы. Произведения первой группы открываются колыбельными песнями. Спустя некоторое время ребенка начинают забавлять песенками и стишками, прибаутками.

Вторая группа, состоящая из произведений взрослых, ставших со временем детскими, включает в первую очередь заклички и приговорки. Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями [3].

Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу — заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Это особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы похожи и не похожи на афоризмы — мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица отличается от афоризма тем, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Поговорка сходна с пословицей, но поговорка не является полным суждением. Поговорка — часть суждения, часть предложения. Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка — только цветочек, яркое выражение, а пословица-ягодка: это законченное предложение [4].

Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. С. С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад» [5, с. 34].

Излюбленной словесной игрой детей остаётся скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Игра заключается не только в подборе труднопроизносимых звукосочетаний, но и в путанице, в постоянной перестановке звуков и созвучий, которые как бы бегут по фразе от начала к концу, повторяя друг друга и в чем-то меняясь [6].

Скороговорка чаще всего представляет картинку знакомых реалий повседневного быта. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл. Следующая удивительная особенность скороговорок — ее сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняется ритму, и создают ритм [7].

К группе игрового фольклора следует относить все разновидности детских ролевых игр, игровые прелюдии (считалки, жеребьевки). Среди детей в наши дни считалка в большем почете, чем другие формы фольклора. Считалка — это рифмованное стихотворение. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. В считалках довольно часто употребляются слова счета — числительные. Игровая считалка предназначена одновременно и для расчета и для игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами, заданиями, указаниями и прочими требованиями.

Отличительной особенностью считалки является использование так называемого «заумного языка». Это, прежде всего, распространяется на числительные. В этой связи В. П. Аникин пишет: «Приглядываясь к искажаемым формам счета в считалках, невольно замечаешь, что видоизменение словесной формы числительных — общее правило для считалки: раз — ази, анзы, ранцы, разум, разин, азики и т. п.; два — двази, дванцы, дванчик и т. п.; первый — первички, первенцы, первенцики; второй, другой — другичники, другенцы, другенцыки» [8, с. 22]. В искаженной форме в считалках могут выступать не только числительные, но и другие, части речи.

Особенности заумного языка считалки ученые возводят к древнейшей условной речи, к табу счета (запрету пересчитывать, произносить числа). Существовали древние поверья о том, что если охотник пересчитывает убитую дичь, то ему не будет удачи в следующей охоте; если хозяйка пересчитает куриные яйца, то куры перестанут нестись, и т. п. Поэтому прямой счет заменялся условным, обычные слова — их выдуманными заменителями.

Жеребьёвки или «сговоры» определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к представителям от каждой группы и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьёвки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?) [9].

Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором — потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах — в дразнилках. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, выразить свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра и жизнь ребенка утрачивают вкус, справедливость [10].

Загадки принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения [11].

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф. А. Сохина [12].

Проанализировав классификацию детского фольклора Е. А. Флериной, мы составили таблицу детского игрового фольклора с математическим содержанием.

Рис. 1. Малые формы фольклора с математическим содержанием

При формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие считалки: Первый дал, другой взял, трое сели — все поели. Кому гадки гадать? По-турецки писать?

Пословицы и поговорки: Один за всех, все за одного. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени — только три дня.

Скороговорки: Возле грядки — две лопатки, возле кадки — два ведра.

При формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие загадки: на одной ноге стоит, в воду пристально глядит, тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаёте? Это… (цапля).

Нелепицы, перевертыши вид прибаутки. Его еще называют «поэзией парадокса». Смеясь над абсурдностью нелепицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представлении о мире. Нелепицы используются в более старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает понимать юмор, это 6–7 лет.

Например: Сегодня день целый все звери у дела: лисичка-сестричка шубку подшивает, сер медведь старый дед, сапог подбивает, а сорока-белобока мушек отгоняет. Медведица Маша варит детям кашу. Зайчиха под ёлкой метет метелкой. Кошка лыки дерёт, коту лапотки плетет. По болоту босиком кулик ходит с посошком.

Математические знания, как никакие другие, отражают закономерности окружающего мира, лаконично объясняют отношения, определяют пространственные формы и количественные отношения.

Следовательно, можно выделить следующие моменты, которые облегчают ребенку восприятие текста малых фольклорных форм: Жанры игрового фольклора, например считалки, имеют сюжет, выраженный в драматической или повествовательной форме, состоят из слов-образов. Описывают видимый объективный мир. Динамика действий и краткость текста соответствует эмоциональным состоянием ребенка, его неспособности еще развернуть, описать передаваемое событие. Словарь игрового фольклора максимально приспособлен для детского восприятия. Посредством игрового фольклора дети быстрей осваивают величину, счет, геометрические фигуры, ориентируются в пространстве, во времени.

Таким образом, малые формы русского народного фольклора в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную частоту и физическое совершенство. Произведения русского фольклора широко используются в работе с детьми дошкольного возраста. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти произведения являются прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

1. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Апполонова // Дошк. воспитание. –1992. — № 5–6. — С.5–8.

2. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславская, В. Д. Разова. — М.: Просвещение, 1967. — С.46–60.

  1. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с.

4. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. — М.: АСТ, 2007. –240 с.

  1. Ушинский К. Д. о первоначальном обучении счету. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. — М.: Просвещение, 1986. — С. 34
  2. Потешки, считалки, небылица сост. А. Н. Мартынова. — М.: Слово, 1998. — 122 с.
  3. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие / Г. М. Лунина — М.: Радуга, 2005. — 128 с.

8. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. — М.: АСТ, 2007. — С. 22.

  1. Детская литература: учебное пособие для учащихся дошкольных специальностей пед. училищ // сост. е.Е. Зубарева, З. П. Пахомова. — М.: Просвещение, 1976. — 212 с.
  2. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий / В. П. Ватаман. — Волгоград: Учитель, 2008. — 181 с.

11. Венгер Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1988. — 328 с.

12. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина, 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.

источник