Меню Рубрики

Средства русской народной культуры

Практически у каждой нации есть свое наследие. Одним из основных инструментов его передачи является народная культура (фольклор). Далее в статье рассмотрим это понятие более подробно, сравним его с современными веяниями.

В истории каждой нации присутствует и народная, и массовая культура. Последняя представляет собой явление более современное. Пример популярной культуры: компания молодых людей поет песни какого-нибудь известного исполнителя, разгуливая по улицам. Другой вид имеет существенные отличия. Фольклорная культура заключается в том, чтобы изучать источники о народных праздниках или притчах, легендах и прочих произведениях. Если исходить из этого, становится понятно, что в первом случае мы имеем дело с современными нравами. А фольклорная – народная культура — описывает быт прошлого века. Все жанры фольклора были созданы давно и сегодня считаются историческим наследием. Небольшая часть произведений прошлых веков стала неотъемлемой составляющей современного мира.

Выделяют два уровня народной культуры – высокий и сниженный. Первый включает в себя сказки, предания, старинные танцы, эпос и т. п. Сниженный считается проявлением поп-культуры. В основном, произведения, дошедшие до нас из глубины веков, имеют анонимных творцов. Сказки, эпосы, танцы, песни, мифы и легенды относятся к самым ценным высокохудожественным сочинениям. Они не имеют отношения к элитарным проявлениям. Принято считать, что народная культура пришла в современный мир из глубокой древности. Ее субъектом считается нация в целом. Здесь не существует отдельных творцов и профессиональных мастеров, которые ценятся каждый отдельно. Такая культура является частью быта и труда людей. Все произведения передавались по наследству в устном виде и имели несколько вариантов. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (это рассказ, легенда), массовым (карнавалы), групповым (станцевать танец или спеть песню).

Общество всегда проявляло интерес к народной культуре, так принято в индустриальном и традиционном обществах. Однако вот в постиндустриальном окружении ситуация немного другая. Если говорить о различиях народной и высокой культуры, то они аналогичны отличиям этнической и национальной. В чем же разница? Национальная и высокая культура передается только в письменном виде. При этом народная и этническая – в разных (устном, письменном и других). Элитарная культура создается образованным населением, а этническая – малообразованными гражданами. В последнее время современную аудиторию стали интересовать народная культура и традиции.

Что это такое? Народная художественная культура состоит в том, что человек, который является мастером, благодаря своему умению акцентировать внимание на определенной вещи, а также сформулировать все это в значимый фрагмент, может передать все это в форме песни, танца или стиха. Благодаря этому происходит эстетическое развитие личности в частности и общества в целом. Художественная культура может привлечь основную часть населения. Все произведения создаются как профессионалами, так и любителями. Все сочинения, песни, стихи, которые достойны внимания, переходят по наследству и становятся искусством. Человек, который умеет передать свои мысли в стихах, песнях или танцах, богат духовно, он имеет открытую душу и искренне делится своими впечатлениями. Благодаря таким художникам люди из года в год имели возможность обогатить свой внутренний мир, заполнить пустоту души.

Это явление изучает множество наук. Каждая дисциплина имеет свой взгляд на предмет и свои методы его исследования. Объем обновленной информации такой большой, что ученые не успевают следить за ней и осваивать ее для научного обогащения и личных знаний. Наследие народной культуры с каждым днем становится все больше. При этом каждый предмет претендует на место основного, в котором хранится весь смысл мира. Это значит, что каждая дисциплина представляет свои знания как самые обширные в области духовных ценностей: фольклористика, литературоведение, искусствоведение – от иконописи до музыковедения и архитектуры. Каждый человек, которого интересует народная культура России, знает обо всех успехах перечисленных культур, так как все они слышимы, читаемы и выставлены на всеобщее обозрение. Их количество и безымянность говорят о рождении народной стихии. А в символах, о которых безустанно твердят, что они стали шедеврами русской культуры, выразился художественный образ русского народа.

Существуют разные представления о самом термине «народная культура». Ниже приведены основные точки зрения:

  • просвещенность низов общества;
  • просвещенность «неграмотного» социума;
  • культура, которая создалась элитой, но была «спущена» вниз.

Такие определения несут познавательный замысел в случае рассматривания их в конкретном историческом отрывке.

Она была сформирована на основе религиозного понимания. Оно являлось не столько духовным основанием, сколько главным наполнением духовной жизни. Крестьянская культура имела в своем распоряжении разные инструменты, позволявшие воспринимать и правильно видеть мир, помогала освоить восприятие чувственного и сверхчувственного. В соответствии с мнением ряда авторов можно на один уровень ставить понятия «религиозность» и «народная культура». Развитие духовности крестьян является важным источником последующего прогресса в обществе в период Средневековья. В это же время в Европе стремительно растет количество городов. Заселялись самые решительные люди – это крепостные, феодалы, которые хотели изменить свою жизнь. Появились новые виды деятельности: ремесло, торговля.

С классическим обучением на Руси в древности было не очень хорошо. Тогда торжествовало недоверие к «языческой» науке. При этом существовал ряд наиболее популярных направлений. Среди них стоит отметить иконопись, церковную архитектуру, литургическое пение и летописание. Русский летописец мог рассказать современникам весь смысл истории, он был историософом, философом и хронистом. Такие «поучения», «слова» были весьма популярными. В то время был создан первый писаный свод законов. Русская народная культура имела все особенности европейской. А впоследствии практически не имела никакого отличия от фольклора христиан.

Народная религия в России имела два названия в церковных и научных кругах 19-го века. Они определяли ее природу как синтез вероучения христиан и «языческих» верований. Первое название было таковым – «двоеверие», второе – «бытовое православие». Первое применяется в научном обиходе и в современном мире, оно воспринимается учеными формально. В прямом смысле под этим термином следует понимать соединение двух вер в народную религию. В многочисленных исследованиях верований славян Востока (а также русских) главный интерес этнографов направлен на «языческие переживания», реконструкцию архаических моделей и интерпретацию. В средневековье на Руси и на Западе случился разрыв между традиционным сознанием многих и книжной культурой меньшего количества населения. Интеллигенты России, которые имели желание владеть греческим языком, изучали его еще при князе Ярославе Мудром: в Киеве присутствовали свои переводчики. Возникла связь между ближневосточными центрами христиан и Русью, а со временем, несмотря ни на какие события, она больше не прерывалась.

Как происходило становление моральных ценностей? Массовая культура – это духовный продукт искусства, который создается широким тиражом. Он рассчитан на большую публику, на значительное количество зрителей. Основным ее преимуществом является то, что она предназначена не только для развлечения большого количества людей, но и обогащения их мыслей. Народная культура, примеры которой приведены выше, довольно актуальна в современном обществе. На сегодняшний день существует мало людей, которые не интересуются духовным наследием предков. Народную культуру может распознать практически каждый человек любого возраста и любого уровня образования. Ее основная черта — простота (тексты, движения, звуки легко воспринимаются людьми). Культура предназначена для людей эмоционального типа.

Любая культура рассматривается в динамическом и статическом аспектах. Безусловно, духовное развитие не является исключением. Становление культуры — довольно сложное явление. Статика предусматривает развитие в пространстве. Дисциплина исследует культурную типологию, морфологию и структуру. Это синхронное изучение процесса. Культуру также принято классифицировать на духовную, физическую, материальную и художественную. Подробно рассмотрим духовную культуру. В ее основе заложен творческий вид деятельности, который выражен в субъективной форме и удовлетворяет второстепенные потребности общества. В состав духовной культуры входят: религиозная (верования, современные культы), нравственная, правовая (законодательство, исполнительная система), политическая (идеология), педагогическая (идеалы воспитания детей), интеллектуальная (история, философия, наука) части. Необходимо знать о том, что к объектам данного предмета относятся музеи, театры, библиотеки, кинотеатры, учебные заведения, концертные залы, суды.

источник

Общение с народной культурой

РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Эта статья посвящена самому важному «орудию» воспитания нравственности и патриотизма у молодого поколения. Ч то же обогащает человеческую душу и облагораживает? Конечно же тесное общение с народной культурой.И чем раньше познакомится с ней человек, тем лучше.Ведь в самом раннем возрасте закладываются в человеке основы духовной нравственности, формируется первоначальное понимание, осознание патриотических и гражданских чувств.

В наше время возникает острая необходимость в том, чтобы ребенок узнал об уникальности своего народа, об истории своей страны, чтоб его сердце наполнилось любовью к своей Родине. Чтобы маленький человек пришел к осознанию, как собственной неповторимости, так и неповторимости и необходимости каждого живущего на планете существа. А почему же возникает эта необходимость? Все очень просто. Ведь без знания и понимания прошлого своего народа невозможно воспитать любящего свою страну человека. Мы живем в сложное, но интересное время, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переосмысливаем, переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Поэтому, я считаю, что ознакомление детей с русской народной культурой и традициями необходимо для успешного формирования патриотических чувств. Прежде всего, необходимо сформировать фундамент для эффективного воздействия на нравственное, духовное развития личности, [3, с.40]что предполагает знание традиций, обычаев своего народа, для формирования интереса и потребности маленькой личности в истинной культуре. Ведь традиционная народная культура – это глубокая основа культуры современного общества. В ней содержится весь накопленный веками опыт практической и духовной народной деятельности , через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные и нравственные принципы, регулируются нормы социальных, трудовых, общинных, семейных отношений между поколениями.

Что же мы понимаем под понятием «традиции народа»? [2,с.15] Традиции -это живая национальная память нашего народа, это то, что ярче и полнее отражает внутренний мир и духовный облик народа, это тот путь, который прошел наш русский народ от начала до наших времен, это тот богатейший опыт, который наш народ получил во время своего пути то, что бережет человека от обезличивания, от пустого, угрюмого жизнепрожигания, это то, что позволяет ему –живому и настоящему человеку, ощутить связь времен и поколений. Формировался особый уклад народной жизни, который был тесно связан с годовыми циклами обновления и угасания природы, все, что отразилось в загадках, пословицах и поговорках, душевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Другое, живое свидетельство сокровищ бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Как все это можно не любить, не уважать, не интересоваться? Как начать строить свою деятельность со всеми этими богатствами русской народной культуры?

Всем известно, что ребенок гармонично растет и развивается только тогда, когда его окружает мир и любовь.[6, с.34] В начале жизненного пути для ребенка Родина – это его семья. Ребенок делает шаги, учится дружить, любить, относиться к окружающему миру так, как подсказывает совесть — внутренний голос. И что будет этот голос говорить, зависит от того, что мы вложим всвоего ребенка с малых лет.

В самом раннем возрасте закладываются в человеке основы духовной нравственности, формируется первоначальное понимание, осознание патриотических и гражданских чувств.

Как же воспитать эти чувства? Как помочь ребенку лучше понять мир, который его окружает? Самое важное для решения этой проблемы создать ребенку такие условия, в которых он смог бы ощутить духовную жизнь своего народа, смог бы полюбить свой родной язык, свою историю, культуру своей уникальной нации.

Я, как педагог, ставлю перед собой задачу – помочь детям узнать и воспользоваться сокровищами своего народа. Что позволит стать богаче, эмоциональнее, добрее. Приобщение к традициям народа очень значимо в дошкольные годы. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих. Ведь именно эти годы проявляются в интенсивном развитии мышления, мотивационная сфера подвижна и изменчива, что является оптимальным условием для целенаправленного воспитания полноценной личности, гражданина. Я считаю, что только лишь родная культура сможет найти дорогу к сердцу, душе ребенка и прочно укрепиться в основе его личности. Мудрость народная заключена в следующих словах: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. [4, с. 37]Как нам понимать это высказывание? О чем же говорят эти мудрые слова? Конечно же о необходимости приобщения молодого поколения к национальной культуре. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, узнавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; учиться самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связанно с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, сказки, песенки… В народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Все это безусловно оказывает большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, духовно и физически укрепляют ребёнка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

Когда ребенок внедряется в часть культурно-исторического сообщества, становится заинтересованным участником народных праздников, традиций, когда знакомится с русским фольклором, который учит добру, помогает познать мир, глубже узнать русскую культуру, тогда происходит формирование нравственно-патриотических чувств. Ведь опыт нашего русского народа – это богатейший источник нравственного и познавательного развития молодого поколения, это средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Русский фольклор – всегда будет и есть душой русского искусства. Фольклорные произведения совершенно бесценны. В них сама человеческая жизнь. Они чисты и непосредственны. Что обогащает человеческую душу и облагораживает? Конечно же тесное общение с фольклорными произведениями И чем раньше познакомится с ними человек, тем лучше.[3, с.51] Человек, должен знать свои корни! Человек, который не знает и не желает знать свою историю, такой человек не сможет полноценно любить свою родину, не может достойно гордиться славой и культурой своих предков, не способен уважать свои традиции, культуру и национальные чувства народа. Обращение к народному искусству, который включает духовный нравственный опыт народа способствует возрождению в человеке того самого нужного чувства национальной гордости. Поэтому сохранение русского культурного наследия, народного искусства, его использование в современной жизни требует активного и творческого труда.

Читайте также:  Народные средства от удушья щитовидки

В детском саду есть условия и возможности для работы в этом направлении. Детский фольклор в моем понимании должен стать важным средством воспитания подрастающего поколения, который гармонично сочетает в себе духовное богатство, физическое совершенство и моральную чистоту. Мы должны знать и понимать, что детский фольклор это одно из основных «орудий» всей педагогики, который должен всегда сопутствовать с нами по всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции.

Приобщение малышей к народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, чтение и драматизацию сказок, приговоры, колыбельные песни, различные игры и забавы дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на нежные детские души и сердца. Своеобразие восприятия чудесных фольклорных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта, а прикосновение к миру народной культуры всегда вызывают у детей радость и изумление.

Ознакомление с историей и культурой наших предков, проведение праздников, вечеров досуга, экскурсий, беседы и занятия с народными атрибутами, где можно не только посмотреть, но и потрогать, позволяет укрепить интерес к народному творчеству. Такая работа необходима в детском саду в рамках нравственно-патриотического воспитания. Ведь окружающие предметы, которые смогли впервые пробудить искреннюю, нежную, любящую душу ребенка, формирующие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает маленькому человеку с самого раннего возраста понять, что он – часть великого русского народа.

Я считаю, прекрасным то, что воспитатели стараются наполнить жизнь малыша добром и лаской, стараются духовно обогатить среду, в которой растет ребенок, разбавить серые тона самыми нежными, самыми яркими цветами радуги, а значит заложить предпосылки высоких человеческих начал. Что станет большим помощником в развитии гордости, уважения к своему народу.

Ведь воспитание тогда будет сильным, когда станет народным. Где бы ни родился человек, он всегда будет принадлежать к русской культуре, если воспитывался на русском фольклоре, на любви и привязанности к Родине. Такая система работы способствует воспитанию нравственного отношения у молодого поколения к своей стране, учит испытывать особое эмоциональное переживание своей принадлежности к ней, чувство гордости за свою Родину, свой народ. [1,с.43]Взращивает в детских сердцах прекрасное состояние души, чувство долга и ответственности перед родной землей, учит относиться с уважением к своей стране, языку, народу. А это, скорее всего, залог нашего дальнейшего благополучия. Страна с людьми, любящими и оберегающими все живое – это процветающая страна.

Воспитывать настоящих людей с высокими нравственными позициями, умеющих трудиться, творить, а если надо, то и защищать Отечество, — это задача для нашей профессии всегда была и будет одной из главных.

1. Алешина, Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М. 2008

2.Князева, О.А., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

3.Казакова, А.Г., Новашина,М.С.Непреходящее значение идей А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского о патриотическом / 14 – Народное образование. Педагогика., 2016 г

4.Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой.–М.: Педагогическое общество России, 2000.

5.Степанов, Е.Н., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

6.Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.

источник

Светлана Жукова
Методы и средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры

«Методы и средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, говорившиеся нараспев под звон струн о славных подвигах богатырей, защитников земли народа; героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Приобщение детей к русской народной культуре, к национальным культурным традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно поэтому русская народная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников интереса к прошлому нашего народа, необходимо знакомить детей с произведениями устного народного творчества, народным искусством, обычаями и традициями, т. к. народная культура –– не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой которого является духовность.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры строится на основе «Трёх богатырей» народной культуры:

Устное народное творчество

Знакомство с устным народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок, пестушек. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, что очень важно для физического развития, а также способствует накоплению у него чувственных впечатлений к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

С младшего дошкольного возраста мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки. О жизни в старину многое рассказывают потешки, которые легки для понимания детей и интересны с раннего возраста. Простота и завершенность формы потешек близка восприятию детей. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи. Дети с удовольствием повторяют и заучивают потешки с самого раннего возраста. Поэтому, необходимо использовать потешки не только на занятия, но и в ходе свободной деятельности, организации праздников и режимных моментов. Ненавязчиво потешки учат ребенка тому, что от него ожидают. В более старшем возрасте 4-6 лет потешки используются как пальчиковые игры.

Сказки. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение, нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки используются во всех возрастных группах.

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе.

Пословицы и поговорки. В возрасте 4-5 лет используют в работе с детьми пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Не секрет, что опыт, мудрость людей, живших задолго до нас, пришли к нам через пословицы и поговорки. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. Дети лучше понимают их смысл через игру. С этой целью можно разыгрывать сценки пословиц, создавая образную картинку с использованием кукол и предметов, включать пословицы и поговорки в игры — драматизации, в общение друг с другом.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность, память.

Скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это – и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.

Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств и переживаний. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «закличка» побуждает детей говорить громко – закликать.

Народные игры. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов, использование их в различных формах приобщения. Такой вид деятельности предполагает активизацию интереса к народным традициям.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями. На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными учебно-воспитательными мероприятиями в детском саду. Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития детей, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Ознакомление с народной музыкой позволяет расширять общий и музыкальный кругозор, знакомить детей с живым песенным фольклором, а также прослушивать записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и хоровых фольклорных коллективов. Дети обучаются принципам народного исполнительства, учатся петь народные песни, водить хороводы, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни. Используется разнообразный наглядный материал: предметы быта, фотографии, иллюстрации; элементы русских народных костюмов; организации встреч с носителями народной культуры. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Учатся играть на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Приобщаясь к игре, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы основ духовности и нравственности.

Декоративно — прикладное искусство

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это, конечно же, матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.

Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им. Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки, позже предлагаются детям дидактические игры с использованием этой игрушки.

В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием. При рассматривании дымковских игрушек задаются вопросы, обусловленные образностью игрушки; вопросы, связанные с эстетическим достоинством игрушки: дети учатся использовать в речи образные сравнения, знакомятся с элементами орнамента. Параллельно с изучением орнамента проводится освоение пластической формы Дымки.

В старшей группе дети наряду с дымкой знакомятся с новым видом народного творчества – это городецкая роспись. Постепенно вводятся названия основных элементов городецкой росписи: розан, купавка. Очень хорошо помогают в самостоятельном составлении городецкой росписи дидактические игры «Составь узор на тарелке» и др. В подготовительной группе дети узнают новые виды декоративного искусства: Хохлома, Гжель. Дети знакомятся с историй возникновения промыслов, с легендами, поверьями, связанные с промыслами, получают практические навыки и умения: расписывают игрушки, лепят посуду, украшают её народными орнаментами, рисуют узоры, олицетворяя себя с народными умельцами. Начиная с младшего возраста, при знакомстве со сказками следует обращать внимание не только на сюжет, но и на детали предметов русского быта (горшок, прялка, скалочка, наличники и др., подробно рассматривать иллюстрации к сказкам, замечать цветовую гамму в изображенных предметах, игрушках, домашней утвари. Для реализации задачи по приобщению детей к русскому народному творчеству важно умело сочетать наглядный показ произведений народного творчества (иллюстрации, картины русских художников, предметы быта и творения народных умельцев) с непосредственным восприятием фольклора (слушание в записи народных песенных образов в исполнении известных певцов и хоровых фольклорных коллективов).

Читайте также:  Средство от морщин на лбу народными средствами

С целью приобщения детей к истокам русской народной культуры необходимо знакомить детей с родным краем и народами, в нем проживающими; их традициями через экскурсии, посещение музеев. Музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями. Музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства. Демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка; в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопредения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию.

Необходимо так же обратить внимание на такую педагогическую технологию – как проектная методика. Метод проектов позволяет органично интегрировать знание воспитанников из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике. Проектная деятельность используется как средство познавательного развития дошкольника. Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике. Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. В дошкольном учреждении в силу возраста детей педагог не может предоставить полную самостоятельность воспитанникам, поэтому проектная деятельность в детском саду от начала проекта до его завершения носит характер совместного коллективного творчества педагога и детей. Благодаря использованию метода проекта изучение каждой темы носит комплексный характер и проходит через различные занятия: речевые, познавательные, музыкальные, художественно-продуктивные, в ходе которых дети знакомятся с историей, обычаями, бытом народа и с помощью фольклора усваивают этические и эстетические нормы, а активное включение родителей в проведение совместных итоговых мероприятий (организация семейного клуба, художественной мастерской, совместных праздников, досугов, проведение дня открытых дверей и др.) помогает развитию совместного творчества и повышает уровень компетенции родителей по данной тематике.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях, т. к. воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на их духовное и эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что.

Детский фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры Детский фольклор, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры! В последние годы в российской системе.

НОД для детей 3–4 лет по развитию речи посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Испечём мы пряники» Тема: «Испечём мы пряники». Цель: развитие речи посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры. Задачи: — познакомить.

Консультация «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Консультация: «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Детство — период.

Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Задачи: — познакомить детей с предметами быта, интерьером. — формировать первоначальные представления о народных традициях. — приобщить.

Педагогическая ценность тряпичной куклы в процессе приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫНаучный руководительк. п. н. старший.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Игра-драматизация русской сказки «Коза-дереза» Игра-драматизация русской народной сказки «Коза-Дереза» Действующие лица: Сказочница Старик Старуха Дочка Коза-Дереза Зайчик Петушок козочки.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Всякому мила своя сторона» (русская народная пословица) Каждому человеку и каждому народу чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы.

Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством реализации проекта «Куклы». Автореферат Актуальность исследования. Начало XXI века — это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, медицину,.

источник

“В жизненно важном, для любой культуры, процессе особое значение имеет познание
иосмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.”
Д. С. Лихачёв

В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в ней источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества.

Русская народная культура — это богатейший материал для знакомства детей с традициями русского народа, его обычаями, самобытными праздниками, предметами быта. Родная культура должна стать основным стержнем для формирования личности. Приобщая к культурному наследию своего народа, мы формируем представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте, воспитываем лучшие качества: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие – это и есть уважение к культуре и истории своей страны, чувство ответственности за её сохранение.

В последние годы возросла потребность в приобщении детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, так как самобытная Русь может дать духовный, нравственный и интеллектуальный потенциал для развития личности детей. Кто как не наши предки любили и оберегали родной дом и близких? Нынешнее поколение, в основном, привыкло к жизни в квартирах. И даже те, кто родился в селе, стремятся поселиться со своими семьями в городах. Современный человек сегодня воспринимает своё жильё просто как место, где можно покушать, поспать, посмотреть телевизор. Может, поэтому, покинув такой дом, человек не чувствует к нему никакой привязанности?

Народная культура в обучении и воспитании детей в системе образования очень необходима. Благодаря энергии прошлого, мудрости, накопленной веками, мы можем стать умнее и лучше, добрее и чище, душевнее и более трепетно относиться друг к другу и ко всему живому вокруг.

Поэтому приоритетным направлением в моей работе является приобщение детей к истокам русской народной культуры через различные виды деятельности. Прежде чем приступить к работе была проведена диагностика по этнокультурному образованию, включающая обследование воспитанников и анкетирование родителей. Большинство опрошенных родителей считают нужным приобщение детей к национальной культуре, но не знают, что для этого необходимо делать.

Для реализации данного направления была создана предметно-развивающая среда — мини-музей “Русская горница”, где были собраны предметы старинного русского быта и воссоздана обстановка избы. Для того чтобы дети могли бы поближе познакомиться со старинными предметами, узнать поближе о жизни наших предков и ощутить себя частью великого народа. В сборе экспонатов принимали участие родители и сотрудники детского сада. Особенностью данного музея является возможность не только посмотреть предметы быта, но потрогать и поиграть ими. Детям интересно было увидеть в действии прялку, покачать в люльке куклу, самим “положить” в печь хлеб.

Основываясь на Программу “От рождения до школы” (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2010 г.) и изучив программу “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”. (Князева О. Л., Маханева) был составлен план мероприятий на год. Проводятся следующие формы работы с детьми, родителями и педагогами: цикл интегрированных занятий, экскурсии, тематические вечера, игры, самостоятельная деятельность, анкетирование, беседы, конкурсы, совместные выставки. Чтобы вызывать эмоционально-положительный отклик, мы с подгруппой детей проводим занятия в “избе”. От каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. (см. приложение 1)

Результатом такой работы стали: роспись деревянных ложек, миниатюр самоваров, изготовление кукол, горшков, крынок, пошив родителями русских народных костюмов. В завершении дети “обыгрывают” свои работы под музыкальное сопровождение, исполняют песни ,приучаются к интонационному строю родной речи. Таким образом, изобразительная и речевая деятельность становятся основными средствами ознакомления детей с истоками русской народной культуры. Мы используем разнообразный речевой материал: загадки, потешки, частушки. Какую радость доставляет ребятам изображать: “варить кашу в чугунке”, “печь пироги в печи”, “сидеть за прялкой”, “топить печь”, принимать и угощать гостей! В “избе” собран разнообразный речевой материал (дразнилки, считалки, пестушки, русские народные сказки), изготовлены маски к народным играм.

Решая важнейшие задачи, при отборе наглядного и обучающего материала, следует опираться на следующие принципы:

— познавательная и нравственная значимость;

На музыкальных занятиях педагог знакомит с колыбельными, использует распевки, исполняют хороводные песни, отводится время для игры на народных музыкальных инструментах. Дети прослушивают записи народных песен в исполнении профессиональных певцов. Проводятся календарные праздники: осенины, масленица, пасха, рождество.

На физкультурных занятиях проводятся русские народные игры, используются ритмичные потешки, загадки, обыгрываются народные сказки. Такие занятия с использованием народного творчества позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.

Для реализации творческой активности родителей проводится большая работа по созданию развивающего пространства: шьются русские народные женские и детские костюмы, головные уборы, изготавливаются предметы быта по стариннфым фотографиям и иллюстрациям. Особенно приятно детям вместе с родителями после проведения каких-либо праздников, досугов посидеть за столом и попить чай из настоящего русского самовара с баранками и пряниками. В этот день дети и родители погружаются в атмосферу национального быта и традиций. Посиделки в домашней обстановке объединяют семьи каждого воспитанника, создают среду взаимопонимания, общности интересов, а самое главное влияют на развитие духовности детей, приобщают к культурному наследию прошлого. Старинные предметы, как вышедшее из современного обихода, являются ярчайшим фактором, привлекающим внимание детей, позволяющим вовлечь ребенка в диалог, используя его интерес к необычным ярким предметам, вызывая эмоционально-положительный отклик.

Создание такого мини-музея дает положительный результат по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Я надеюсь, что такая работа поможет детям почувствовать себя частью великого народа, своей страны, научит ценить прошлое и настоящее, уважать традиции своих предков и вырасти полноценной культурно — развитой личностью, настоящими патриотами своей Родины.

источник

Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей

Елена Запайщикова
Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей

Говоря о здоровье нашей нации, мы должны рассматривать его как единство духовного, психического и физического здоровья.

В настоящее время Россия переживает сложный исторический период. Одним из вызовов времени системе современного образования является формирование человеческого капитала. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — это разрушение ценностных идеалов, способствующих воспитанию духовно-нравственной, социально-коммуникативной, творческой личности.

В конце ХХ века в развитии России произошла духовная деформация общества. Это привело к тому, что современная Россия оказалась среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой начинается физическое вырождение нации.

Быстрый демонтаж советской идеалогической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок.

На государственном уровне были приняты законы, учитывающие сложившуюся ситуацию и ставящие задачи по воспитанию духовно-нравственных и социально-коммуникативных качеств личности.

В. В. Путин в своём «Послании президента Федеральному собранию» (2013г.) указывал о необходимости формирования духовно-нравственной, социально-коммуникативной творческой личности, способной к самооценке, саморазвитию и профессиональному росту.

В 2014 году Министерством образования и науки РФ был разработан и утверждён Федеративный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Пункт 1.4 (6) этого стандарта указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. А пункт 1.6 (5) указывает на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Мы видим, что ФГОС определяет духовно-нравственное воспитание как основополагающую концепцию.

Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в современном мире очень актуальна и предполагает изучение накопленного педагогического опыта по решению данной задачи в практике воспитательной работы с детьми.

Цель: показать возможности использования традиционной русской народной культуры в современном образовательном процессе для формирования духовно-нравственных и социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста.

ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

«Тот, кто обращаясь к старому,

Важными задачами духовно-нравственного воспитания являются:

• Формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь;

• Развитие нравственных чувств (патриотических, эстетических, милосердия и т. д.);

Воспитание навыков и привычек поведения.

Одним из основных методов, используемых для формирования духовно-нравственных, социально-личностных качеств у детей, является их приобщение к народной культуре.

Наше ДОУ является малокомплектным детским садом, в котором одна разновозрастная группа детей от 3 до 7 лет.

В своей работе мы опираемся на традиционную русскую культуру и используем следующие виды работы:

Создание предметно-развивающей среды (библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр).

Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.

Читайте также:  Вагинит как лечить народные средства

Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами. Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок.

Работа с родителями (анкетирование, ознакомление родителей с русской народной культурой через совместное проведение праздников, посиделок, участие родителей с детьми в театральных постановках, связанных с историей и культурой Руси).

Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях (см. Приложение, во время прогулок.

Дидактические, пальчиковые игры

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.

Использование малых фольклорных форм особенно эффективно в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада.

Потешки помогают создать положительную атмосферу. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д.

Почти все фольклорные приёмы и игры, применяемые нами для развития детей нашей группы, ребята (соответственно своему возрасту и возможностям) используют в домашней обстановке. Родители с радостью и удивлением рассказывают о том, как изменились их дети. Шестилетний Никита, прежде ревниво и недружелюбно относившийся к двухлетней сестрёнке Ксюше, теперь поёт ей перед сном полюбившуюся в детском саду колыбельную песенку:

Баю — бай, баю — бай, прилетел к нам попугай,

Прилетел к нам попугай, говорит: «Ксюшу отдай!»

А мы Ксюшу не дадим – Ксюша нам нужна самим!

Удивительное свойство этих колыбельных песен мы ощутили сами – во время дневного сна дети засыпают крепко и спят спокойно не зависимо от их возраста и темперамента (даже те дети, которые по утверждению их родителей «не спят днём никогда», или спят в постели только с мамой).

Различные виды хороводов и хороводных игр мы используем в качестве организационных моментов и даже утренней гимнастики. Самые любимые нашими детьми хороводы: «Паучок», «А я грушу посадила», «Утка шла по бережку» и замечательный хоровод с гендерной основой «Во саду ли в огороде».

Множество различных традиционных игр, в которые дети играют в зависимости от характера игры и в группе, и на прогулке, и на музыкальных или физкультурных занятиях («Гори-гори ясно», «Удочка», «Жмурки», «У медведя во бору» и т. д.).

На занятиях дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством, дополняющим фольклор, и дающим более широкое представление о традиционной русской культуре. Это и различные виды росписи («Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись» и т. д.); традиционные игрушки («матрёшки», «курочки», «мужик и медведь» и т. д.).

После сна во время проведения оздоровительной гимнастики мы активно используем приговорки, потешки. Например, качая ребёнка, лежащего на спине на большом гимнастическом мяче, сначала воспитатели говорили потешку, а постепенно дети и сами стали проговаривать её в такт качания мяча (касаясь во время качания пола то руками, то ногами):

«Ай качи-качи-качи, глянь – баранки, калачи

С пылу, с жару из печи, все румяны, горячи…»

Совершенно очевидно, как много задач решается при данных способах развития детей (и логопедические; и психологические: преодоление страха, установление близкого доверительного контакта с воспитателем, а в случае помощи детей – и с детьми; улучшение кровообращения и расслабление мышц спины, улучшение осанки и др.) Даже самые боязливые детки через 2-3 занятия сами просятся на мяч. Ритмические потешки, сопровождающие упражнение, положительно влияя на эмоциональное состояние ребёнка, многократно увеличивают эффект от самого упражнения.

Пословицы и поговорки мы используем в всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Загадка – это игра для детского ума. Загадки можно использовать на занятиях, на прогулках. Для решения загадок от ребёнка требуется большая наблюдательность и умственное напряжение. Загадки развивают мышление, пытливость, наблюдательность и терпение.

При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки или картинки с отгадкой. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка.

И дети, и родители очень любят традиционные народные праздники («Рождество», «Пасха», «Масленица», досуги-развлечения («Капустники»). В праздниках вместе с детьми с удовольствием участвуют и родители, и другие родственники, и выпускники нашего детского сада.

В рамках проекта «Святая Русь» мы в 2013 году участвовали в литературном конкурсе в номинации: «Игумен земли Русской святой преподобный Сергий Радонежский». Реализуя этот проект, мы совместно с родителями изучали жизнь Сергия Радонежского (книги, видеофильмы, мультфильмы, репродукции картин М. Нестерова, В. Васнецова, А. Авилова). В результате был снят видеофильм об отрочестве Варфоломея (в монашестве – Сергия, действующими лицами которого стали наши дети и их родственники, и были написаны стихи о жизни преподобного Сергия Радонежского (см. Приложение).

В 2013 году наши дети приняли участие в 1Х международном конкурсе рисунков «Красота Божьего мира», а в 2014 и 2015 годах – в районном конкурсе поделок «Пасхальный свет и радость».

Подводя на данном этапе итоги нашей работы по приобщению детей к традиционной народной культуре, можно с уверенностью сказать о больших положительных переменах в духовно-нравственном и социально-коммуникативном развитии наших детей. Ребята получили опыт самим разрешать конфликтные ситуации, стали более заботливыми и терпимыми друг к другу. Благодаря приобщению детей к традиционной народной культуре, у них формируются те духовно-нравственные ценности, которые свойственны их генетической памяти. Это укрепляет их психику, делает детей более устойчивыми к различным стрессовым ситуациям и в конечном итоге позволяет воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, имеющую высокий интеллект и способную в дальнейшем решать различные жизненные задачи.

Современное общество находится в процессе перестройки мировоззрения, задающего общие ориентиры бесконфликтного общения, диалога культур.

Опираясь на традиционную национальную культуру и разумно используя современные технологии, мы сможем дать качественно новое образование, воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, способную к решению задач, поставленных сегодня перед нашим обществом.

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Консультация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская область воспитатель Грачева Ольга ФедоровнаФольклор.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Программа дополнительного образования духовно-нравственного воспитания детей «Добрые сердечки» Программа дополнительного образования Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Добрые сердечки» Программа.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без.

Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница» Задачи:1. Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку. 2. Формировать.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

источник

“В жизненно важном, для любой культуры, процессе особое значение имеет познание
иосмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.”
Д. С. Лихачёв

В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в ней источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества.

Русская народная культура — это богатейший материал для знакомства детей с традициями русского народа, его обычаями, самобытными праздниками, предметами быта. Родная культура должна стать основным стержнем для формирования личности. Приобщая к культурному наследию своего народа, мы формируем представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте, воспитываем лучшие качества: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие – это и есть уважение к культуре и истории своей страны, чувство ответственности за её сохранение.

В последние годы возросла потребность в приобщении детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, так как самобытная Русь может дать духовный, нравственный и интеллектуальный потенциал для развития личности детей. Кто как не наши предки любили и оберегали родной дом и близких? Нынешнее поколение, в основном, привыкло к жизни в квартирах. И даже те, кто родился в селе, стремятся поселиться со своими семьями в городах. Современный человек сегодня воспринимает своё жильё просто как место, где можно покушать, поспать, посмотреть телевизор. Может, поэтому, покинув такой дом, человек не чувствует к нему никакой привязанности?

Народная культура в обучении и воспитании детей в системе образования очень необходима. Благодаря энергии прошлого, мудрости, накопленной веками, мы можем стать умнее и лучше, добрее и чище, душевнее и более трепетно относиться друг к другу и ко всему живому вокруг.

Поэтому приоритетным направлением в моей работе является приобщение детей к истокам русской народной культуры через различные виды деятельности. Прежде чем приступить к работе была проведена диагностика по этнокультурному образованию, включающая обследование воспитанников и анкетирование родителей. Большинство опрошенных родителей считают нужным приобщение детей к национальной культуре, но не знают, что для этого необходимо делать.

Для реализации данного направления была создана предметно-развивающая среда — мини-музей “Русская горница”, где были собраны предметы старинного русского быта и воссоздана обстановка избы. Для того чтобы дети могли бы поближе познакомиться со старинными предметами, узнать поближе о жизни наших предков и ощутить себя частью великого народа. В сборе экспонатов принимали участие родители и сотрудники детского сада. Особенностью данного музея является возможность не только посмотреть предметы быта, но потрогать и поиграть ими. Детям интересно было увидеть в действии прялку, покачать в люльке куклу, самим “положить” в печь хлеб.

Основываясь на Программу “От рождения до школы” (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2010 г.) и изучив программу “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”. (Князева О. Л., Маханева) был составлен план мероприятий на год. Проводятся следующие формы работы с детьми, родителями и педагогами: цикл интегрированных занятий, экскурсии, тематические вечера, игры, самостоятельная деятельность, анкетирование, беседы, конкурсы, совместные выставки. Чтобы вызывать эмоционально-положительный отклик, мы с подгруппой детей проводим занятия в “избе”. От каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. (см. приложение 1)

Результатом такой работы стали: роспись деревянных ложек, миниатюр самоваров, изготовление кукол, горшков, крынок, пошив родителями русских народных костюмов. В завершении дети “обыгрывают” свои работы под музыкальное сопровождение, исполняют песни ,приучаются к интонационному строю родной речи. Таким образом, изобразительная и речевая деятельность становятся основными средствами ознакомления детей с истоками русской народной культуры. Мы используем разнообразный речевой материал: загадки, потешки, частушки. Какую радость доставляет ребятам изображать: “варить кашу в чугунке”, “печь пироги в печи”, “сидеть за прялкой”, “топить печь”, принимать и угощать гостей! В “избе” собран разнообразный речевой материал (дразнилки, считалки, пестушки, русские народные сказки), изготовлены маски к народным играм.

Решая важнейшие задачи, при отборе наглядного и обучающего материала, следует опираться на следующие принципы:

— познавательная и нравственная значимость;

На музыкальных занятиях педагог знакомит с колыбельными, использует распевки, исполняют хороводные песни, отводится время для игры на народных музыкальных инструментах. Дети прослушивают записи народных песен в исполнении профессиональных певцов. Проводятся календарные праздники: осенины, масленица, пасха, рождество.

На физкультурных занятиях проводятся русские народные игры, используются ритмичные потешки, загадки, обыгрываются народные сказки. Такие занятия с использованием народного творчества позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.

Для реализации творческой активности родителей проводится большая работа по созданию развивающего пространства: шьются русские народные женские и детские костюмы, головные уборы, изготавливаются предметы быта по стариннфым фотографиям и иллюстрациям. Особенно приятно детям вместе с родителями после проведения каких-либо праздников, досугов посидеть за столом и попить чай из настоящего русского самовара с баранками и пряниками. В этот день дети и родители погружаются в атмосферу национального быта и традиций. Посиделки в домашней обстановке объединяют семьи каждого воспитанника, создают среду взаимопонимания, общности интересов, а самое главное влияют на развитие духовности детей, приобщают к культурному наследию прошлого. Старинные предметы, как вышедшее из современного обихода, являются ярчайшим фактором, привлекающим внимание детей, позволяющим вовлечь ребенка в диалог, используя его интерес к необычным ярким предметам, вызывая эмоционально-положительный отклик.

Создание такого мини-музея дает положительный результат по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Я надеюсь, что такая работа поможет детям почувствовать себя частью великого народа, своей страны, научит ценить прошлое и настоящее, уважать традиции своих предков и вырасти полноценной культурно — развитой личностью, настоящими патриотами своей Родины.

источник