Меню Рубрики

Традиционная народная культура как действенное средство

Общение с народной культурой

РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Эта статья посвящена самому важному «орудию» воспитания нравственности и патриотизма у молодого поколения. Ч то же обогащает человеческую душу и облагораживает? Конечно же тесное общение с народной культурой.И чем раньше познакомится с ней человек, тем лучше.Ведь в самом раннем возрасте закладываются в человеке основы духовной нравственности, формируется первоначальное понимание, осознание патриотических и гражданских чувств.

В наше время возникает острая необходимость в том, чтобы ребенок узнал об уникальности своего народа, об истории своей страны, чтоб его сердце наполнилось любовью к своей Родине. Чтобы маленький человек пришел к осознанию, как собственной неповторимости, так и неповторимости и необходимости каждого живущего на планете существа. А почему же возникает эта необходимость? Все очень просто. Ведь без знания и понимания прошлого своего народа невозможно воспитать любящего свою страну человека. Мы живем в сложное, но интересное время, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переосмысливаем, переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Поэтому, я считаю, что ознакомление детей с русской народной культурой и традициями необходимо для успешного формирования патриотических чувств. Прежде всего, необходимо сформировать фундамент для эффективного воздействия на нравственное, духовное развития личности, [3, с.40]что предполагает знание традиций, обычаев своего народа, для формирования интереса и потребности маленькой личности в истинной культуре. Ведь традиционная народная культура – это глубокая основа культуры современного общества. В ней содержится весь накопленный веками опыт практической и духовной народной деятельности , через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные и нравственные принципы, регулируются нормы социальных, трудовых, общинных, семейных отношений между поколениями.

Что же мы понимаем под понятием «традиции народа»? [2,с.15] Традиции -это живая национальная память нашего народа, это то, что ярче и полнее отражает внутренний мир и духовный облик народа, это тот путь, который прошел наш русский народ от начала до наших времен, это тот богатейший опыт, который наш народ получил во время своего пути то, что бережет человека от обезличивания, от пустого, угрюмого жизнепрожигания, это то, что позволяет ему –живому и настоящему человеку, ощутить связь времен и поколений. Формировался особый уклад народной жизни, который был тесно связан с годовыми циклами обновления и угасания природы, все, что отразилось в загадках, пословицах и поговорках, душевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Другое, живое свидетельство сокровищ бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Как все это можно не любить, не уважать, не интересоваться? Как начать строить свою деятельность со всеми этими богатствами русской народной культуры?

Всем известно, что ребенок гармонично растет и развивается только тогда, когда его окружает мир и любовь.[6, с.34] В начале жизненного пути для ребенка Родина – это его семья. Ребенок делает шаги, учится дружить, любить, относиться к окружающему миру так, как подсказывает совесть — внутренний голос. И что будет этот голос говорить, зависит от того, что мы вложим всвоего ребенка с малых лет.

В самом раннем возрасте закладываются в человеке основы духовной нравственности, формируется первоначальное понимание, осознание патриотических и гражданских чувств.

Как же воспитать эти чувства? Как помочь ребенку лучше понять мир, который его окружает? Самое важное для решения этой проблемы создать ребенку такие условия, в которых он смог бы ощутить духовную жизнь своего народа, смог бы полюбить свой родной язык, свою историю, культуру своей уникальной нации.

Я, как педагог, ставлю перед собой задачу – помочь детям узнать и воспользоваться сокровищами своего народа. Что позволит стать богаче, эмоциональнее, добрее. Приобщение к традициям народа очень значимо в дошкольные годы. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих. Ведь именно эти годы проявляются в интенсивном развитии мышления, мотивационная сфера подвижна и изменчива, что является оптимальным условием для целенаправленного воспитания полноценной личности, гражданина. Я считаю, что только лишь родная культура сможет найти дорогу к сердцу, душе ребенка и прочно укрепиться в основе его личности. Мудрость народная заключена в следующих словах: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. [4, с. 37]Как нам понимать это высказывание? О чем же говорят эти мудрые слова? Конечно же о необходимости приобщения молодого поколения к национальной культуре. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, узнавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; учиться самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связанно с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, сказки, песенки… В народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Все это безусловно оказывает большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, духовно и физически укрепляют ребёнка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

Когда ребенок внедряется в часть культурно-исторического сообщества, становится заинтересованным участником народных праздников, традиций, когда знакомится с русским фольклором, который учит добру, помогает познать мир, глубже узнать русскую культуру, тогда происходит формирование нравственно-патриотических чувств. Ведь опыт нашего русского народа – это богатейший источник нравственного и познавательного развития молодого поколения, это средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Русский фольклор – всегда будет и есть душой русского искусства. Фольклорные произведения совершенно бесценны. В них сама человеческая жизнь. Они чисты и непосредственны. Что обогащает человеческую душу и облагораживает? Конечно же тесное общение с фольклорными произведениями И чем раньше познакомится с ними человек, тем лучше.[3, с.51] Человек, должен знать свои корни! Человек, который не знает и не желает знать свою историю, такой человек не сможет полноценно любить свою родину, не может достойно гордиться славой и культурой своих предков, не способен уважать свои традиции, культуру и национальные чувства народа. Обращение к народному искусству, который включает духовный нравственный опыт народа способствует возрождению в человеке того самого нужного чувства национальной гордости. Поэтому сохранение русского культурного наследия, народного искусства, его использование в современной жизни требует активного и творческого труда.

В детском саду есть условия и возможности для работы в этом направлении. Детский фольклор в моем понимании должен стать важным средством воспитания подрастающего поколения, который гармонично сочетает в себе духовное богатство, физическое совершенство и моральную чистоту. Мы должны знать и понимать, что детский фольклор это одно из основных «орудий» всей педагогики, который должен всегда сопутствовать с нами по всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции.

Приобщение малышей к народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, чтение и драматизацию сказок, приговоры, колыбельные песни, различные игры и забавы дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на нежные детские души и сердца. Своеобразие восприятия чудесных фольклорных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта, а прикосновение к миру народной культуры всегда вызывают у детей радость и изумление.

Ознакомление с историей и культурой наших предков, проведение праздников, вечеров досуга, экскурсий, беседы и занятия с народными атрибутами, где можно не только посмотреть, но и потрогать, позволяет укрепить интерес к народному творчеству. Такая работа необходима в детском саду в рамках нравственно-патриотического воспитания. Ведь окружающие предметы, которые смогли впервые пробудить искреннюю, нежную, любящую душу ребенка, формирующие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает маленькому человеку с самого раннего возраста понять, что он – часть великого русского народа.

Я считаю, прекрасным то, что воспитатели стараются наполнить жизнь малыша добром и лаской, стараются духовно обогатить среду, в которой растет ребенок, разбавить серые тона самыми нежными, самыми яркими цветами радуги, а значит заложить предпосылки высоких человеческих начал. Что станет большим помощником в развитии гордости, уважения к своему народу.

Ведь воспитание тогда будет сильным, когда станет народным. Где бы ни родился человек, он всегда будет принадлежать к русской культуре, если воспитывался на русском фольклоре, на любви и привязанности к Родине. Такая система работы способствует воспитанию нравственного отношения у молодого поколения к своей стране, учит испытывать особое эмоциональное переживание своей принадлежности к ней, чувство гордости за свою Родину, свой народ. [1,с.43]Взращивает в детских сердцах прекрасное состояние души, чувство долга и ответственности перед родной землей, учит относиться с уважением к своей стране, языку, народу. А это, скорее всего, залог нашего дальнейшего благополучия. Страна с людьми, любящими и оберегающими все живое – это процветающая страна.

Воспитывать настоящих людей с высокими нравственными позициями, умеющих трудиться, творить, а если надо, то и защищать Отечество, — это задача для нашей профессии всегда была и будет одной из главных.

1. Алешина, Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М. 2008

2.Князева, О.А., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

3.Казакова, А.Г., Новашина,М.С.Непреходящее значение идей А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского о патриотическом / 14 – Народное образование. Педагогика., 2016 г

4.Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой.–М.: Педагогическое общество России, 2000.

5.Степанов, Е.Н., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

6.Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.

источник

Народная культура — это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной дляобщества информации. Специфической особенностью народной культуры являетсяопора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности — как в области поведения, так и мышления. Она передается в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы. Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций. Ее субъектом является народ — коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения» [1] . Индивидуальное начало в народной культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива — отсюда и анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.

Традиционная народная культура выступает как регулятор всех аспектов жизнедеятельности общины, определяя уклад жизни общины и специфику социальных взаимоотношений ее членов, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, тип семейных отношений, особенности воспитания детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор какзнаково-символическое выражение традиции, — все эти проявления. Исследователь народной культуры Н.Г. Михайлова отмечает, что в настоящее время основной чертой народной культуры является ее внепрофессиональный статус и неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе которых лежит свободное владение традицией.

В современном обществе в соответствии с социокультурными изменениями народная культура естественным образом утрачивает свое значение, ее формы, приемы и механизмы функционирования имитирует массовая культура, выступающая своеобразным «постиндустриальным фольклором». Между тем, рассматривая данный вопрос, большинство исследователей [2] склоняется к выводу о том, что «подлинно народная культура не имеет ничего общего с «массовой культурой», напротив, эта последняя по своему содержанию и социальным функциям враждебна подлинно народной культуре» [3] .

Аргументом в пользу этого заключения служит, во-первых, различие народной и массовой культуры в отношении к традиции, где одна имеет «древние корни, уходящие в глубь веков» и отражает мечты, обычаи, склад характера того или иного народа, другая меняет вкусы и идеалы «с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды». Во-вторых, народная культура всегда национальна, тогда как массовая — «космополитична, рассчитана на любые национальные характеры и вкусы». Наконец, массовая культура, в отличие от народной, псевдореалистична, основывается на мифах, иллюзиях, вымыслах и призывает не к познанию жизни, а бегству от нее.

Если массовая и элитарная культура изучаются в основном социологией,философией и искусствоведением, то народная культура является предметом изучения этнологии, культурной антропологии, фольклористики, этнолингвистики, искусствоведения, истории культуры.

Вопросы для повторения

1. Каково время появления массовой и элитарной культуры? Какие здесь существуют точки зрения?

2. Какие социально-экономические предпосылки привели к формированию феноменов массовой и элитарной культуры?

3. В какую эпоху формируется народная культура? Соотносится ли она с определенным типом общества?

4. Сопоставьте массовую, элитарную и народную культуру по субъекту, носителю ценностей и способу приобщения к ней.

5. Перечислите функции массовой, народной и элитарной культуры. Есть ли между ними общность? Выделите специфические функции.

6. В чем состоит сущность феноменов массы и элиты?

7. Какова специфика взаимодействия между массовой, элитарной и народной культурой?

8. На какой способ фиксации информации опирается каждый из данных типов культуры?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9340 — | 7295 — или читать все.

Читайте также:  Народные средства лифтинга кожи лица

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей

Елена Запайщикова
Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей

Говоря о здоровье нашей нации, мы должны рассматривать его как единство духовного, психического и физического здоровья.

В настоящее время Россия переживает сложный исторический период. Одним из вызовов времени системе современного образования является формирование человеческого капитала. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — это разрушение ценностных идеалов, способствующих воспитанию духовно-нравственной, социально-коммуникативной, творческой личности.

В конце ХХ века в развитии России произошла духовная деформация общества. Это привело к тому, что современная Россия оказалась среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой начинается физическое вырождение нации.

Быстрый демонтаж советской идеалогической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок.

На государственном уровне были приняты законы, учитывающие сложившуюся ситуацию и ставящие задачи по воспитанию духовно-нравственных и социально-коммуникативных качеств личности.

В. В. Путин в своём «Послании президента Федеральному собранию» (2013г.) указывал о необходимости формирования духовно-нравственной, социально-коммуникативной творческой личности, способной к самооценке, саморазвитию и профессиональному росту.

В 2014 году Министерством образования и науки РФ был разработан и утверждён Федеративный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Пункт 1.4 (6) этого стандарта указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. А пункт 1.6 (5) указывает на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Мы видим, что ФГОС определяет духовно-нравственное воспитание как основополагающую концепцию.

Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в современном мире очень актуальна и предполагает изучение накопленного педагогического опыта по решению данной задачи в практике воспитательной работы с детьми.

Цель: показать возможности использования традиционной русской народной культуры в современном образовательном процессе для формирования духовно-нравственных и социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста.

ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

«Тот, кто обращаясь к старому,

Важными задачами духовно-нравственного воспитания являются:

• Формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь;

• Развитие нравственных чувств (патриотических, эстетических, милосердия и т. д.);

Воспитание навыков и привычек поведения.

Одним из основных методов, используемых для формирования духовно-нравственных, социально-личностных качеств у детей, является их приобщение к народной культуре.

Наше ДОУ является малокомплектным детским садом, в котором одна разновозрастная группа детей от 3 до 7 лет.

В своей работе мы опираемся на традиционную русскую культуру и используем следующие виды работы:

Создание предметно-развивающей среды (библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр).

Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.

Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами. Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок.

Работа с родителями (анкетирование, ознакомление родителей с русской народной культурой через совместное проведение праздников, посиделок, участие родителей с детьми в театральных постановках, связанных с историей и культурой Руси).

Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях (см. Приложение, во время прогулок.

Дидактические, пальчиковые игры

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.

Использование малых фольклорных форм особенно эффективно в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада.

Потешки помогают создать положительную атмосферу. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д.

Почти все фольклорные приёмы и игры, применяемые нами для развития детей нашей группы, ребята (соответственно своему возрасту и возможностям) используют в домашней обстановке. Родители с радостью и удивлением рассказывают о том, как изменились их дети. Шестилетний Никита, прежде ревниво и недружелюбно относившийся к двухлетней сестрёнке Ксюше, теперь поёт ей перед сном полюбившуюся в детском саду колыбельную песенку:

Баю — бай, баю — бай, прилетел к нам попугай,

Прилетел к нам попугай, говорит: «Ксюшу отдай!»

А мы Ксюшу не дадим – Ксюша нам нужна самим!

Удивительное свойство этих колыбельных песен мы ощутили сами – во время дневного сна дети засыпают крепко и спят спокойно не зависимо от их возраста и темперамента (даже те дети, которые по утверждению их родителей «не спят днём никогда», или спят в постели только с мамой).

Различные виды хороводов и хороводных игр мы используем в качестве организационных моментов и даже утренней гимнастики. Самые любимые нашими детьми хороводы: «Паучок», «А я грушу посадила», «Утка шла по бережку» и замечательный хоровод с гендерной основой «Во саду ли в огороде».

Множество различных традиционных игр, в которые дети играют в зависимости от характера игры и в группе, и на прогулке, и на музыкальных или физкультурных занятиях («Гори-гори ясно», «Удочка», «Жмурки», «У медведя во бору» и т. д.).

На занятиях дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством, дополняющим фольклор, и дающим более широкое представление о традиционной русской культуре. Это и различные виды росписи («Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись» и т. д.); традиционные игрушки («матрёшки», «курочки», «мужик и медведь» и т. д.).

После сна во время проведения оздоровительной гимнастики мы активно используем приговорки, потешки. Например, качая ребёнка, лежащего на спине на большом гимнастическом мяче, сначала воспитатели говорили потешку, а постепенно дети и сами стали проговаривать её в такт качания мяча (касаясь во время качания пола то руками, то ногами):

«Ай качи-качи-качи, глянь – баранки, калачи

С пылу, с жару из печи, все румяны, горячи…»

Совершенно очевидно, как много задач решается при данных способах развития детей (и логопедические; и психологические: преодоление страха, установление близкого доверительного контакта с воспитателем, а в случае помощи детей – и с детьми; улучшение кровообращения и расслабление мышц спины, улучшение осанки и др.) Даже самые боязливые детки через 2-3 занятия сами просятся на мяч. Ритмические потешки, сопровождающие упражнение, положительно влияя на эмоциональное состояние ребёнка, многократно увеличивают эффект от самого упражнения.

Пословицы и поговорки мы используем в всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Загадка – это игра для детского ума. Загадки можно использовать на занятиях, на прогулках. Для решения загадок от ребёнка требуется большая наблюдательность и умственное напряжение. Загадки развивают мышление, пытливость, наблюдательность и терпение.

При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки или картинки с отгадкой. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка.

И дети, и родители очень любят традиционные народные праздники («Рождество», «Пасха», «Масленица», досуги-развлечения («Капустники»). В праздниках вместе с детьми с удовольствием участвуют и родители, и другие родственники, и выпускники нашего детского сада.

В рамках проекта «Святая Русь» мы в 2013 году участвовали в литературном конкурсе в номинации: «Игумен земли Русской святой преподобный Сергий Радонежский». Реализуя этот проект, мы совместно с родителями изучали жизнь Сергия Радонежского (книги, видеофильмы, мультфильмы, репродукции картин М. Нестерова, В. Васнецова, А. Авилова). В результате был снят видеофильм об отрочестве Варфоломея (в монашестве – Сергия, действующими лицами которого стали наши дети и их родственники, и были написаны стихи о жизни преподобного Сергия Радонежского (см. Приложение).

В 2013 году наши дети приняли участие в 1Х международном конкурсе рисунков «Красота Божьего мира», а в 2014 и 2015 годах – в районном конкурсе поделок «Пасхальный свет и радость».

Подводя на данном этапе итоги нашей работы по приобщению детей к традиционной народной культуре, можно с уверенностью сказать о больших положительных переменах в духовно-нравственном и социально-коммуникативном развитии наших детей. Ребята получили опыт самим разрешать конфликтные ситуации, стали более заботливыми и терпимыми друг к другу. Благодаря приобщению детей к традиционной народной культуре, у них формируются те духовно-нравственные ценности, которые свойственны их генетической памяти. Это укрепляет их психику, делает детей более устойчивыми к различным стрессовым ситуациям и в конечном итоге позволяет воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, имеющую высокий интеллект и способную в дальнейшем решать различные жизненные задачи.

Современное общество находится в процессе перестройки мировоззрения, задающего общие ориентиры бесконфликтного общения, диалога культур.

Опираясь на традиционную национальную культуру и разумно используя современные технологии, мы сможем дать качественно новое образование, воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, способную к решению задач, поставленных сегодня перед нашим обществом.

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Консультация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская область воспитатель Грачева Ольга ФедоровнаФольклор.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Программа дополнительного образования духовно-нравственного воспитания детей «Добрые сердечки» Программа дополнительного образования Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Добрые сердечки» Программа.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без.

Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница» Задачи:1. Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку. 2. Формировать.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

источник

Всероссийская научно-практическая конференция «Народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений»:

19–20 апреля на Белгородчине состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений», в проведении которой приняли участия Директора (Домов) Центров народного творчества из 47 регионов РФ, представители Министерства культуры РФ, Государственного Российского Дома народного творчества, управления культуры Белгородской области, Белгородского государственного центра народного творчества, Белгородского государственного института искусств и культуры, начальники управлений (отделов) культуры Белгородской области.

В течение двух дней Директора (Домов) Центров народного творчества обсуждали вопросы сохранения и развития народной культуры, знакомились с опытом работы учреждений культуры Белгородской области.

19 апреля участники конференции посетили музей-заповедник «Прохоровское поле», возложили цветы к памятнику Победы-Звоннице. Побывали в музее боевой славы Третьего ратного поля России, в храме Петра и Павла.

В конференц-зале культурно-исторического центра состоялось пленарное заседание. С приветственной речью от губернатора выступила Н. В. Полуянова – первый заместитель председателя областной думы. Участников конференции поприветствовали начальник управления культуры Белгородской области С. И. Курганский, глава администрации муниципального района «Прохоровский район» С. М. Канищев.

Подвела итоги по реализации ФЦП «Культура России. 2006-2011гг.» и определила задачи на перспективу начальник отдела народного творчества Министерства культуры РФ, заслуженный работник культуры РФ Галина Георгиевна Фурманова. С докладом от управления культуры Белгородской области по теме «Социально- культурный кластер как основа сохранения и развития этнокультурного пространства региона» выступила Нонна Олеговна Андросова, заместитель начальника управления культуры Белгородской области, заслуженный работник культуры РФ. Марина Анатольевна Кулабухова, заведующая кафедрой гуманитарных наук Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидат философских наук, в своём выступлении рассмотрела тему народного искусства как системообразующий компонент в содержании этнохудожественного образования.

О развитии межрегионального и приграничного сотрудничества Росси и Украины как важном факторе укрепления политических, экономических и гуманитарных связей между странами поделился Николай Федорович Кисель, заместитель главы администрации муниципального района «Вейделевский район».

На примере деятельности фольклорного ансамбля «Пересек» «Белгородского государственного центра народного творчества» Иван Николаевич Карачаров, руководитель ансамбля, заслуженный работник культуры РФ, освятил опыт сохранения народной традиционной песенной культуры Белгородской области.

В завершении пленарного заседания своим песенным творчеством гостей порадовал фольклорный ансамбль «Пересек» исполнением традиционных песен Белгородской области.

Участники конференции из посёлка Прохоровка отправились в районный Дворец культуры «Звёздный», районную детскую библиотеку г. Строитель Яковлевского района, где познакомились с культурно-досуговой деятельностью учреждений, творческими коллективами. С приветственной речью к гостям обратился глава администрации муниципального образования «Яковлевский район» Иван Василевич Бойченко. Первый день конференции завершился на эмоциональном, творческом подъёме, у присутствующих сложилось восторженное впечатление о нашей области.

Второй день конференции начался с посещения Белгородского государственного центра народного творчества, где гостей встречал весь творческий коллектив БГЦНТ. Ансамбль русских народных инструментов «Жалейка», руководитель Евгений Гуторов, исполнил для гостей инструментальные наигрыши на тему песен Белгородской области. Экскурсия продолжилась посещением областной мини-выставки мастеров декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Живёт в народе красота» где участники конференции познакомились с работой областной школы мастера по золотному шитью.

Читайте также:  Как убрать крота народными средствами

Большой интерес проявили участники конференции к выставке сценарно-репертуарных, информационно-методических, публицистических сборников, книг, буклетов БГЦНТ.

Самым ярким, инновационным событием этого дня, безусловно, стала панельная дискуссия, на которую помимо гостей конференции, прибыли директора модельных Домов культуры Белгородской области, студенты и преподаватели Белгородского государственного института искусств и культуры, сотрудники БГЦНТ.

Тема панельной дискуссии «Развитие культуры как механизм конкурентноспособности региона». Теоретики и практики высказали своё мнение, о том, каким должен быть современный руководитель Дома культуры или Центра народного творчества, как определить эффективность работы и качество услуг учреждения культуры, и что необходимо для того, чтобы оно рентабельно работало на условиях самоокупаемости.

Участники конференции продолжили знакомство с работой учреждений культуры нашей области, посетив Антоновский модельный сельский Дом культуры, памятник архитектуры XVIII века «Круглое здание» в Грайворонском районе, Дубовской автономный Дворец культуры Белгородского района.

На прощальном вечере за круглым столом в теплой, дружеской обстановке участники конференции подвели итоги, насколько важно, и значимо для каждого из них стало пребывание на гостеприимной героической Белгородской земле. Насколько своевременно и грамотно были освещены злободневные вопросы развития народной культуры разных регионов страны.

Программа конференции (Скачать..)
Список участников научно-практической конференции (Скачать..)

источник

Проект обращения и проект резолюции общественных слушаний по теме «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства»

Как уже сообщалось, 2-го ноября в Общественной палате в рамках VII Международного общественно-культурного форума «Живая традиция» состоялись общественные слушания по теме «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства».

В ходе слушаний были озвучены проблемы государственной поддержки традиционной народной культуры, недостаток информационного сопровождения фольклорного движения и многое другое.

В рамках собрания были представлены проекты Резолюции общественных слушаний и Обращения участников VII Международного общественно-культурного Форума «Живая традиция». После обсуждения и редактуры материалы будут направлены в Министерство культуры РФ, Государственную Думы, Правительство Москвы и в другие структуры.

Предлагаем вниманию читателей тексты Проекта Обращения и Проекта Резолюции.

участников VII Международного общественно-культурного Форума «ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ» 2 ноября, 2012 года.

Регулярно проводимый общероссийской общественной организацией «Российский фольклорный союз» совместно с Культурно-просветительской инициативой «ПоходЪ» и при поддержке государственных учреждений Форум «Живая традиция», выявляет нынешнее состояние народной традиционной культуры и шире — состояние народного самосознания. VII Форум «Живая традиция» (1-4 ноября 2012) подтверждает это положение. Более того, отмечает, что народная традиционная культура все еще остается в состоянии, по сути, разрушенности под натиском других идеологических поветрий, господствующих в обществе. Такое ее положение не может расцениваться естественным и нормальным. Уже хотя бы потому, что народная традиционная культура не есть некая отжившая свое «старина» и не является чем-то только историческим. Она сопровождает народ во всю его историю, а личность, как в обрядах, во всю его жизнь — от крещения до похорон.

Россия как уникальная государственность и народ с оригинальной культурой существует более тысячи лет. Уникальность русской государственности состоит в ее многонациональности, а своеобразие культуры в ее отзывчивости, притягательности и взаимообогащении для всех народов, в нее входящих

Как потому, что Россия является хранительницей православия, а также из-за своего геополитического положения, из-за своеобразия культуры она переживала трудные периоды в своей истории, ставившие ее, по сути, на грань небытия. Но каждый раз она поднималась и восставала из пепла, благодаря тому, что ее держали невидимые скрепы народной традиционной культуры. Именно традиционная культура с ее системой ценностей, выраженная народом через художественные формы — песню, танец, проявленная в обрядах и обычаях, в культуре отношений между людьми, в их отношении к труду, к власти, Богу и своей Родине, служила ограничением всего низкого, а с другой стороны — светом надеждой и силой, помогающими преодолеть любые трудности и невзгоды.

Россия восстанавливалась в традиционное общество даже в атеистический период ее истории, после революционного краха государственности. Разумеется восстанавливалась ценой неимоверных народных усилий, страданий и жертв. Именно традиционная Россия, прикрытая советской оболочкой, выиграла великую войну, общинно-артельным методом отстроила огромную страну, подняла целину и запустила первого человека в космос. Традиция эта — доброта чувств, позитивное отношение друг к другу, ответственность в работе, бодрое отношение к препятствиям и невзгодам, устойчивость и неповрежденность души при контакте со злом!

Традиция эта — великая сплоченность людей, верящих в то, что их единство имеет смысл, это — способность распознавать чужеродные разрушительные тенденции современного мира и не поддаваться порокам!

Это — духовная и культурная преемственность в поколениях людей. Традиция — это здоровые семьи, уверенность в завтрашнем дне. Традиция — это обильное, процветающее государство, люди, способные энергично развивать страну в мирное время, это счастливые женщины, создающие атмосферу в семье и составляющие незримую опору всем трудовым и ратным подвигам мужчины, это дети, в чьих глазах — свет и улыбки, игра и серьезность, исполнительность и творчество. И, конечно, для русского народа, традиция — это чудесное совместное пение, которое всегда превращало население в народ. Традиция — это мир между народами, потому что когда народы начинают петь вместе, орудия умолкают, и межнациональные конфликты сходят на нет. Мы абсолютно уверены, что традиционалисты всех стран гораздо лучше договорятся между собой на фестивалях, нежели идеологи. К сожалению, мы во многом утратили замечательную традицию — собираться вместе и петь, а с этим ушло из жизни ощущение праздника и смысла. «Посмотрите, какая музыка на улицах, и я скажу — процветает это государство или оно в упадке», — говорил еще Конфуций. Низкопробная попса отечественного и зарубежного происхождения, заполонившая наши телеэкраны и сердца, разрушает единство нации, заменяет подлинные национальные чувства их суррогатом, лишает страну здорового ощущения позитива самого бытия.

При таком состоянии народной традиционной культуры мы не можем не задаться вопросом о том, чем «оправдывалось», какую мотивацию имело и имеет то разрушение традиции, которое мы помним в прошлом и наблюдаем ныне. И не можем не признать, что эта «мотивация» во все времена единая. Основана она на ложном убеждении в том, что народная традиционная культура «консервативна» и что она якобы мешает нашему продвижению по пути прогресса и цивилизации. Но это — не так. Культура является выражением внутреннего мира человека, его духовной природы, а прогресс и цивилизация — средством социального обустройства общества. А поэтому противопоставлены друг другу альтернативно они быть не могут. Справедливо писал выдающийся филолог А. А. Потебня: «Положение, что цивилизация и народная поэзия противоположны и несовместимы, ошибочно».

Мир единым бывает только в многообразии и разнообразии культур народов. А поэтому, как справедливо писал философ-евразиец Н. С. Трубецкой, «общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, невозможна. стремление к общечеловеческой культуре должно быть отвергнуто», отвергнуто уже потому, что «от постижения своей собственной природы человек или народ путем углубления самопознания приходит к сознанию равноценности всех людей и народов». Каждый народ вносит свою необходимую лепту в общее дело человечества.

Мы просто обязаны припомнить «мотивацию» подавления традиции потому, что современное общество снова характеризуется смысловой неопределенностью, когда постижение реальности подменяется утверждением, что истины нет, а есть набор мнений. Это особенно характерно для народной традиционной культуры как выразительницы народного самосознания. ПРЕОДОЛЕТЬ ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА СИЛАМИ ЭНТУЗИАСТОВ БЕЗ АКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ НЕВОЗМОЖНО.

Мы собрались здесь, чтобы заявить о том, что русская традиционная культура и песня нужны стране и каждому из нас. Мы хотим, чтобы все, кто не слышал этих замечательных песен — имел возможность услышать их, потому что они до сих пор находятся под негласным запретом, а потому и не выходят на широкий экран. Мы хотим также, чтобы те, кто слышал эти песни, любит их, получил возможность вместе со своими друзьями коллегами, близкими людьми петь их и чтобы для этого имел все необходимые условия.

Мы хотим, чтобы государство поддержало и профессионалов, и общественность, занятых восстановлением и пропагандой ценностей традиционной народной культуры, потому что сегодня это тысячи и тысячи энтузиастов, которые часто бьются за это важнейшее по существу государственное дело в одиночку, выкраивая из своей скромной зарплаты средства на билеты, чтобы приехать и привезти в Москву на фестивали свои коллективы, наработки, идеи и желание помочь стране. На сегодняшний момент в России сотни тысяч и даже миллионов людей начинают проявлять интерес к своей культуре в условиях почти полной информационной блокады со стороны телевидения и полного равнодушия чиновников всех уровней, продолжают заниматься поддержкой народной традиционной культуры, ездят в экспедиции, записывают, пытаются воскресить ремесла, народный костюм, обычаи. Они делают это не потому, что рассчитывают получить с этого какие-то дивиденды, сделать карьеру, но потому что не могут не петь, любят песню и понимают, что без нее страна, по сути, лишается души. Мы не просим у государства каких-то очень больших средств, но даже небольшая систематическая поддержка вдохнула бы жизнь в тысячи коллективов, дала бы надежду профессионалам, что они востребованы, и что их опыт и усилия не пропадут даром. И это быстро почувствовала бы вся страна.

Необходимо помочь Российскому фольклорному союзу, который уже четверть века бьется за сохранение нематериального культурного наследия и который накопил в своей деятельности колоссальный опыт, продолжить свои усилия. Мы хотим быть в постоянном контакте с государством, обществом и особенно молодежью, но для этого нам требуется реальная поддержка — финансирование наших конкретных проектов, помещения для ведения оргработы и репетиций, более активное присутствие на городских праздниках и возможность присутствовать в СМИ, которые готовы показывать нас только за очень большие деньги. Недопустимо, когда за народное наследие, распространяемое высокими профессионалами, какая-то одна группа людей взимает у другой непомерную плату.

Мы настаиваем на том, что без народной традиционной культуры Россия не сможет состояться как цивилизация. Опыт стран Азии показателен. Сочетание техногенной цивилизации с опорой на собственные духовные традиции приводит к благотворным результатам. Также в свое время развивалась и Европа.

Конечно, необходим Закон, который учитывал бы национальную специфику России и конкретную ситуацию с народной традиционной культурой. Мы считаем, что государству необходимо выработать внятную государственную политику в отношении народной традиционной культуры и закрепить ее в конкретной целевой программе, предполагающей финансирование и поддержку. Государство должно не закрывать те немногочисленные этномузыкологические вузы, а наоборот — способствовать созданию новых и других образовательных учреждений, которые готовили бы специалистов данного профиля.

Мы считаем, что государство должно помочь фольклорному сообществу с предоставлением площадок для популяризации и выступлений в различных городах, в организации всероссийской учебы по данному направлению через модернизацию образования в области культуры, что оно должно предоставить свою передачу на канале Культура и других образовательных и просветительских каналах.

Мы считаем, что государство должно помочь создать условия для того, чтобы народная музыка звучала на улицах, парках, кафе, где ныне доминирует агрессивная разрушительная музыка.

Особую роль Российский фольклорный союз может сыграть на селе, и государство должно ему всячески в этом помочь. Дома культуры, где люди могут собираться и петь — это на сегодня порой единственное наряду со школой и библиотекой, место, которое придает жизни людей именно в этом населенном пункте смысл. Опыт работы Вологодского закона о поддержке народной традиционной культуры и программы показал, что молодежь, прошедшая через фольклорное народное традиционное воспитание и осознавшая какие сокровища содержит в себе местная локальная народная традиция, уже не покидают этих мест, а остаются в них и продолжают поднимать село. Если мы хотим, чтобы наше село все-таки существовало, мы должны вдохнуть в него жизнь с помощью народной песни и традиций.

Народная традиционная культура — наше общее достояние, переданное нам предшествующими поколениями, составляющая суть и нашего бытия. А потому мы обязаны ее постигать, хранить, воскрешая ее животворную силу.

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«РОССИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ СОЮЗ»

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА «ПОХОДЪ»

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ

ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РФ

КОМИССИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

НАРОДНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Народная традиционная культура во все времена являлась безошибочным показателем состояния общественного сознания и выразителем народного самосознания. Недооценка народной традиционной культуры неизбежно приводит к ослаблению духовно-мировоззренческих и социально-экономических основ развития общества и государства. Общественное сознание проявляется в коллективном отношении к образу жизни, истории, культуре своего народа, к государству, к системе основополагающих ценностей. Особое значение приобретают ценности народной традиционной культуры для семьи как основной социальной ячейки общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического развития личности.

В настоящее время у государства и общества отсутствует единое и внятное понимание «народной традиционной культуры». Отсутствует оно и в федеральном законодательстве. Понятие «местное традиционное народное художественное творчество», включенное в Федеральное законодательство, без расшифровки его содержания, приводит к смешению всех имеющихся в современном культурном пространстве направлений, видов, форм народной художественной культуры и вытеснению из него базовой народной традиционной культуры, подмене ее различными формами художественного творчества. Ограничение сферы народной традиционной культуры только ее художественной составляющей ведет к сужению, игнорированию накопленного в ней социального, педагогического, хозяйственного, экономического и другого опыта.

Выделение области народной традиционной культуры основано на трех ключевых категориях, имеющих смысловую взаимосвязь: культура — традиция — народ.

Фольклор, народная музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство являются неразрывно связанными частями единой системы традиционной культуры, отражающими сумму представлений человека о мироздании, систему образов и языка, верований, обрядов, обычаев и нравов. В совокупности все они воплощаются в формах общинной и семейной обрядово-праздничной жизни, хозяйственной и производственной деятельности.

Читайте также:  Сильная эрекция народные средства

В России сложилась ситуация, когда «область культурной деятельности» отнесена к сфере «обслуживания населения», формируется упрощенное понимание культуры как формы досуга, индустрии развлечений, человек постепенно перестает чувствовать себя творцом, созидателем культурных ценностей и становится рядовым безликим членом «общества потребления». Кстати, вопреки Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия,» принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Париж, 17 октября, 2003 г.)

Вместе с тем, в современном российском обществе все отчетливее проявляется осознанное стремление к восстановлению некогда целостной многомерной системы культуры, охватывающей сферы духовной, интеллектуальной, хозяйственно-экономической, художественно-творческой деятельности человека и общества не только в виде отчужденных продуктов труда, совокупности достижений, но как непрерывно развивающейся во времени социокультурной среды, в недрах которой только и возможна полноценная созидательная жизнедеятельность общества и личности.

Благодаря традиции сохраняется историко-культурная память поколений, вбирающая в себя информацию, касающуюся всех сторон жизни человека и общества.

Проводимая в настоящее время государственная политика в области народной традиционной культуры все еще нередко основывается на отрицании позитивного культурно-исторического опыта народа. Исторический опыт подтверждает, что гармоничное сосуществование профессиональной и народной культуры является залогом духовно-нравственного развития общества, а обращение подростков и молодежи к народной традиционной культуре часто становится началом духовного становления личности.

Вместе с тем, несмотря на кризис, в настоящее время наблюдается уникальная ситуация для сохранения, воспроизведения народной традиционной культуры: сложившиеся научные школы в области фольклористики, этнологии, этномузыкологии, искусствоведения накопили богатый научный потенциал; еще существуют очаги народных традиций и их носители (что коренным образом отличает российскую ситуацию от европейской); оформлено гражданское общественное движение, объединяющее специалистов из разных областей науки, культуры и искусства, а также инициативные группы. Результативность общественного движения достигается единым подходом к народной традиционной культуре как целостному явлению и базовой основе современной национальной культуры, а также возможностями принятия оперативных решений, постоянной корректировки своих действий в связи с изменяющимися условиями.

Исходя из этого, первоочередной и не терпящей отлагательств задачей является выработка государственной политики в области восстановления, сохранения и поддержки народной традиционной культуры и закрепление ее в Законе «О Государственной политике РФ в сфере народной традиционной культуры». Заказчиком в разработке данного Закона должно выступить государство.

При выработке закона должны учитываться международные правовые акты (Конвенция ЮНЕСКО и Фаросская конвенция СЕ), а также законодательный опыт двух регионов России — Вологодской области и Краснодарского края.

Одновременно с разработкой Закона должна быть создана программа конкретных мер по его реализации. Одним из механизмов реализации Закона должна стать Федеральная целевая программа по сохранению и поддержке народной традиционной культуры РФ (на базе уже разработанного государственного проекта ФЦП «Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ»). В этой программе необходимо учесть интересы и возможности как государственных, так и общественных структур. Среди таких институций, на протяжении многих десятилетий осуществляющих деятельность в области сохранения и изучения традиций народной культуры, выделяются:

— академические научные фонограммархивы и вузовские подразделения, где собраны документальные фонды аудио-, видео-, рукописных материалов, раскрывающие богатство и самобытность культурных традиций русского и других народов, населяющих Россию;

— отделения и факультеты в вузах, работающие по программам подготовки специалистов в области этномузыкологии, филологии, народного художественного творчества, народно-певческого искусства;

— научно-исследовательские, учебные и творческие коллективы (центры, ансамбли), составляющие основу Общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз», которая ставит своей целью сохранение и воссоздание в подлинном, этнографически достоверном виде традиций народной культуры.

Эти организации, коллективы и их деятельность оказались за рамками целевой финансовой поддержки. Совершенно очевидно, что все эти структуры должны получить государственное финансирование.

Закон и ФЦП должны также закрепить статус национального достояния за школами народных промыслов с их уникальными технологиями и техниками, художественными системами и стилистическими особенностями.

Кроме того, необходима организация мониторинга состояния народной традиционной культуры во всех российских регионах. Он должен учитывать не только существующие формы художественной активности населения, но и социовозрастную структуру сообщества, наличие коренного населения, объем «культурной памяти» народа, сохранившиеся хозяйственные, обрядово-праздничные, педагогические практики и всю инфраструктуру существования народной традиционной культуры. Подобный мониторинг необходим для разработки стратегий и конкретных мер развития локальных культур регионов с использованием их этнокультурного потенциала. Результаты мониторинга актуальны для восстановления и развития инфраструктуры сельских территорий как системообразующей культурной среды. Они позволят получить объективные данные для создания Государственного Реестра объектов нематериального культурного наследия народов России. К сожалению из этой работы выключен потенциал Российского фольклорного союза.

Весьма остро стоит вопрос о придании особого государственного статуса фондам документальных материалов по народной традиционной культуре (фондам фольклорно-этнографических материалов), поскольку они имеют важное историко-культурное значение и содержат информацию о системе исторически сложившихся культурных ценностей народов России — о нравственных и эстетических идеалах, нормах поведения, диалектах и говорах, обычаях и обрядах, исконных традициях народной художественной культуры в ее аутентичных формах. Материалы каждой коллекции уникальны и неповторимы, так как в записях зафиксирован объем информации, относящийся к опыту и памяти носителей этнокультурной традиции в ее самобытной, локально определенной форме в тот или иной исторический период. Крайне необходимо переложение фондов и коллекций на современные электронные носители.

Коллекции фольклорно-этнографических материалов имеют принципиально комплексный, целостный характер и включают аудио- и видеозаписи, фотоматериалы, рукописные документы, а также предметы материальной культуры (образцы музыкальных инструментов, костюма, предметов быта).

Фольклорно-этнографические фонды, находящиеся на хранении в вузах, музеях и других учреждениях, не учтены на уровне единого Государственного Реестра. Работы по созданию, систематизации и сохранению коллекций по народной традиционной культуре должны иметь правовую и финансовую поддержку, как на уровне организаций, так и на уровне системы управления.

Представляется особенно актуальным выполнение государственных функций и задач в области сохранения и освоения наследия народной материальной и нематериальной духовной культуры народов России, а именно:

— придание особого государственного статуса имеющимся архивным коллекциям материалов по народной традиционной культуре (фольклору и этнографии); разработка и внесение дополнений к архивному законодательству Российской Федерации в части, касающейся звуко- и видеозаписей фольклорно-этнографического характера (статус коллекций, требования к их паспортизации, условия хранения ); разработка дополнений к законодательству об авторских и смежных правах (в части, касающейся прав исполнителя и создателя звуко-, видеозаписи);

— целевая поддержка деятельности научных и образовательных учреждений по проведению фольклорных экспедиций, направленных на пополнение коллекций, экспертизу состояния и поддержку традиций народной культуры в их живом бытовании;

— выделение целевых средств на обеспечение сохранности имеющихся фондов и обеспечения доступа к ним (реставрацию и научное описание имеющихся фольклорно-этнографических коллекций и создание фонда страховых копий; создание на основе современных информационных технологий общероссийской базы данных об имеющихся собраниях фольклорно-этнографических материалов).

Важнейшей государственной задачей стратегического характера является создание системы непрерывного образования в целях подготовки кадров, призванных руководить процессами восстановления и развития народной традиционной культуры в регионах, осуществлять и обеспечивать все направления и формы деятельности в этой области. В связи с этим необходимо:

  • Осуществить разработку и утверждение государственных стандартов образовательных программ, ориентированных на изучение и освоение традиций народной культуры в системе начального, среднего и высшего звеньев профессионального образования.
  • Открыть в средних и высших учебных заведениях специализированные структуры (отделения, кафедры, факультеты) с целью подготовки профессиональных кадров в области:

1) фольклористики, этномузыкологии, этнологии, этнолингвистики, искусствоведения, способных решать задачи сохранения, поддержки и воссоздания форм народной традиционной культуры;

2) в области традиционного воинского искусства, оздоровления и реабилитации, специализированной психологической подготовки.

  • Создать разветвленную сеть детских учреждений в сфере дополнительного образования, выполняющих учебные и воспитательные функции на основе народных традиций (школы, центры, студии фольклора и традиционной воинской культуры).

Первоочередными задачами в сфере образования являются следующие:

1. Необходимо продолжить реализацию образовательных программ подготовки кадров по утвержденным специальностям: «Этномузыкология», «Народное художественное творчество» на сегодняшний день наиболее полно отражающих сущность и специфику народной традиционной культуры и востребованных на уровне решения поставленных задач.

Положительный опыт подготовки кадров по специальности «Этномузыкология» (утверждена в 2003 г.), зафиксированный в Санкт-Петербургской, Петрозаводской, Казанской государственных консерваториях, Воронежской государственной академии искусств, Вологодском государственном педагогическом университете, должен стать основой для закрепления данной образовательной программы в перечне специальностей высшего профессионального звена. При этом возникает потребность увеличения контрольных цифр приема на данную специальность до 10-12 человек в год (вместо 3-5 мест в 2008-2009 учебном году).

2. Назрела необходимость разработки государственного стандарта и утверждения специальности «Музыкальная фольклористика» («этномузыкология») на уровне среднего звена (музыкальное училище, музыкальный колледж, училище искусств), что позволит сформировать систему непрерывного образования в сфере народной традиционной культуры.

3. Необходимо развивать и поддерживать фольклорные отделения в детских школах искусств и музыкальных школах, которые ставят своей целью освоение различных форм народной традиционной культуры.

4. Создать специализированные школы в местах традиционных народных промыслов и восстановить прежде существовавшие, также со своим госстандартом, учитывающим содержательные параметры народного декоративно-прикладного искусства.

5. Народная традиционная культура, благодаря заложенному в ней потенциалу, при грамотном управленческом воздействии может стать ресурсом развития российских территорий и сообществ, однако на данный момент в этой сфере наблюдается дефицит кадров профессиональных управленцев.

6. Необходимо ввести соответствующие разделы и циклы дисциплин по народной традиционной культуре в имеющиеся образовательные программы высшего профессионального образования (раздел «этнопедагогики» в программу подготовки педагогических кадров; дисциплины «народное музыкальное творчество», «народная художественная культура» в программы подготовки кадров по специальностям в области культуры и искусства).

Сохранение духовных и нравственных ценностей жизни, культуры, образования, воспитания должна иметь в обществе приоритетную значимость и актуальность. Эту задачу необходимо осознать как важнейшую в вопросах национальной безопасности страны. Утрата духовно-нравственных ориентиров, полная потеря идеалов и ценностей, принятых в исторической жизни предшествующих поколений людей, требует от различных гражданских сил общества консолидации и объединения усилий вокруг Церкви, несущей для России более тысячи лет традиционные духовные ценности.

В настоящее время отсутствует целенаправленная и законодательно закрепленная культурная политика в области системного представления народной традиционной культуры в СМИ. Если на некоторых региональных теле- и радиоканалах существуют тематические программы, посвященные культуре различных народов России, то на центральных каналах их практически нет.

Безусловно, народная традиционная культура должна занять важное место и, соответственно, быть достойно представленной в пространстве масс-медиа (в том числе, в Интернете), в первую очередь, государственных СМИ.

В этих целях необходимо принять следующие меры:

— Предоставить эфирное время для специальных передач и периодических программ, к примеру, с названием «Народная традиционная культура» (если не по РТР, то на канале «Культура»).

— Объявить конкурс на лучшую радио- или телепередачу о фольклоре под рубриками «Фольклорная экспедиция», «Народные голоса России», «Культура казачества», «Дневники о России» и т.д.

— Привлекать к пропаганде фольклора в СМИ собирателей, исполнителей, любителей народной культуры и специалистов разных уровней. Найти место таким специалистам в сложившемся ряду «медийных лиц» и экспертов, привлекаемых к участию в различных общественно-политических ток-шоу на радио и ТВ.

— Инициировать создание передач, рассказывающих о народной культуре не как о музейно-исторических формах либо специализированном «хобби» отдельной «субкультуры», а как об основах жизни каждой конкретной семьи, сохранившихся до сих пор.

— Использовать различные формы поощрения (конкурсы, гранты, близость к эфирному прайм-тайму) пропаганды различной деятельности в сфере сохранения традиционной культуры.

Российское движение за сохранение народной традиционной культуры объединяет в настоящее время сотни тысяч участников. В его рядах деятели науки, культуры и искусства, представители органов власти и управления, организаций культуры и образования, церкви, бизнеса. Они входят в Общероссийскую общественную организацию «Российский фольклорный союз». Деятельность участников Российского фольклорного союза носит инновационный характер, через возвращение общества к позитивным ценностям этнической культуры обеспечивает его динамичное развитие. Усилиями фольклорного союза на российских территориях изменяется и культурная, и социальная, и экономическая ситуация. С помощью народной традиционной культуры идет формирование активной социальной, политической и, в целом, жизненной позиции населения, осуществляется морально-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи, восстанавливается инфраструктура сельских территорий, осуществляется реабилитация людей с ограниченными возможностями, решаются проблемы безработицы и многое другое. Работа по патриотическому и духовному воспитанию подрастающего поколения проводится Российским фольклорным союзом в тесном взаимодействии с представителями традиционных конфессий России.

Проблема согласования действий государства и общества может быть решена путем создания Координационно-экспертного Совета специалистов разных ведомств, входящих в Российский фольклорный союз, с одной стороны, и, с другой стороны, представителей министерств и др. государственных органов, область деятельности которых связана с народной традиционной культурой. Многолетний опыт продуктивной деятельности Союза, присутствие в нем специалистов самой различной направленности, охват организацией большинства российских регионов позволит проводить грамотную экспертизу и давать объективную оценку предпринимаемых государством действий (например, в грантовой поддержке проектов, связанных с народной традиционной культурой, в создании Государственного реестра объектов народной традиционной культуры (в том числе и нематериальной) народов России и др. вышеизложенных действиях).

Одной из стратегических задач Совета должно быть усиление консолидации существующих научных (академических) образовательных и культурных учреждений, общественных организаций в издательской, концертно-исполнительской и других видах деятельности, направленной на сохранение, изучение и позиционирование народной традиционной культуры.

Государственный протекционизм по отношению к народной традиционной культуре и оперативное решение перечисленных задач позволит в сжатые сроки сформировать единое понимание и единый подход к народной традиционной культуре во всех регионах России и с ее помощью начать системное решение множества современных проблем, стоящих перед государством и обществом, уже не терпящие отлагательства.

источник