Воспитание — это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека. Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств и подходов этнопедагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Предмет этнопедагогики
Этнопедагогику можно в общем представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Народная педагогика — не наука, но предмет науки этнопедагогики. В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем педагогическая наука не вытеснила из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее она важнее всего для педагогов, особенно — для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.
Этнопедагогика исследует педагогический опыт, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания. Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.
Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.
Общность педагогических культур объясняется многими факторами:
а) общностью исторических условий развития разных народов;
б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
в) общностью основ народной психологии;
г) общностью географических условий;
д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.
Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной. Этнопедагогический обзор народов России дает уникальную информацию о великой стране, объединяющей более ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями.
Итак, этнопедагогика изучает:
1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);
5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);
6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);
7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).
Внутри каждой из названных тем — большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры.
Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе — и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.
Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.
О характере народного воспитания интересное наблюдение сделано Антоном Семеновичем Макаренко. По его мнению, оно осуществляется «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях. Это положение Макаренко подтверждается народной педагогикой, в которой все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей. Педагогические явления просматриваются во всех сферах народной жизни, например, на свадьбе, на молодежных праздниках и даже на поминках, но более всего, конечно, в трудовой деятельности. Педагогика труда — величайшая из педагогик.
Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа. Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародно и может быть охарактеризовано как антивоспитание, ибо оно развращает человеческую личность.
Средства народной педагогики
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословица — не старина, не прошлое, а живой голос народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.
В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др. Наиболее распространенная форма пословиц — наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д.
У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.
Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.
В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен.
Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл — это жизнь человека от рождения до смерти.
Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать. Подобные народные поэтические произведения интересны тем, что демонстрируют всеобщую любовь к детям. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Колыбельная песня складывалась веками, в ней — самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Колыбельная песнь — величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок — еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.
ОТРОЧЕСТВО — период детства, наименее богатый песнями. Младшие подростки поют песни раннего детства, старшие подростки — песни юности. Особенно же увлекаются мальчики богатырскими песнями — песнями воинов, повстанцев, разбойников. Девочек интересуют более всего посиделочные и хороводные песни.
Тем не менее и у подростков есть своя поэзия. Это — жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки в многочисленных разновидностях. В считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, художественная функция их — именно в своеобразной игре словом и ритмом, для которых характерна бойкость и красочность. При исполнении считалок дети оформляют их какой-либо простейшей мелодией, а порою просто используют мелодию той или иной известной детской песни. Представляют интерес и дразнилки, более всего распространенные среди младших подростков. В детской среде существовали своеобразные словесные игры, рассчитанные на несообразительных и излишне доверчивых сверстников. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням. Однако это не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство.
ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Самый богатый репертуар — у юношества. Девушки всех народов поют лучшие песни народа, и сами являются их создателями. В лирических песнях девушек — их автобиография, раздумья и мечты, их благодарность матери, отцу, односельчанам. Изумительными творениями поэтического гения народа являются свадебные плачи невесты. Еще более многообразны по жанру песни взрослых мужчин и женщин, песни родителей. Эти песни тесно связаны с жизнью народа. Среди них преобладают обрядовые, ритуальные. Еще больше песен о труде и борьбе, песен социального протеста. Они прямо не ставят проблем воспитания, но воспитывают мелодией, мыслью, чувствами, примером воспеваемых героев, событиями из народной жизни. Есть песни-гимны, призывающие молодежь к верности заветам предков, они выражают идеалы, в них — живая душа народа, поэтому воспитательное значение этих песен огромно, они несут большую идейную и педагогическую нагрузку, их особенно ценили народные педагоги.
КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСНИ
Песня — сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен — эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они — одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.
И сами слова песен, и условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.
Велика образовательная роль сказок. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ — народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и дидактизм.
Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке — не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом — источник педагогической эффективности сказок.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК
В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги — источник мудрости. В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания.
В сказках естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Народная сказка способствует формированию нравственных ценностей, идеала. Идеал для ребенка — далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты. Конечно, это непросто, но в том-то и мастерство педагога, чтобы попытаться понять каждого воспитанника.
источник
Вопрос контрольной работы по предмету «Педагогика»
Что такое народная педагогика? Приведите примеры средств народной педагогики.
Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.
Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.
Средства народной педагогики:
— фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.);
— народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);
— труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;
— народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки), игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.;
— религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;
— народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество и т.д.); таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;
— забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;
— взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;
— социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.);
— быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.).
Эти и другие средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности.
Исследуя народную педагогику, учёные приходят к выводу, что её элементы не являются разрозненными, вместе они образуют единую систему воспитания. Разумеется, эта система возникла не на научно-теоретической основе, однако она формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.
С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, к труду, к защите родины, формирования у нового поколения уважения к законам и нормам общественной морали. Идеи и опыт народной педагогики особенно актуальны в общественном, семейном и дошкольном воспитании. В ней четко выражены понимание добра и зла, поощряемые и осуждаемые в народе ценности, черты характера и качества личности (трудолюбие – лень, смелость – трусость, верность – предательство и т.д.).
В народной педагогике учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, а используемые методы отличались большим разнообразием: разъяснение, совет, убеждение, показ, личный пример, приучение, принуждение, порицание, запрет, упрек, поощрение, наказание (моральное и физическое), соревнование. (В современной педагогической деятельности принуждение и приучение считаются нежелательными, а физические наказания и вовсе запрещены, однако не будем забывать, что времена, когда формировалась народная педагогика, были гораздо более суровыми.)
Неудивительно, что богатое педагогическое наследие разных народов мира служит источником идей для научной педагогики.
Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский одно из своих наиболее известных сочинений – книгу «Материнская школа» (1633) – посвятил семейному воспитанию, и считал, что обоснованная им «материнская школа» должна стать частью национальной системы образования.
Знаменитый швейцарский педагог И.Г. Песталоцци был убеждён, что народ является носителем наиболее правильных педагогических идей. В его романе «Как Гертруда учит своих детей» (1801) главная героиня – простая крестьянка, но именно от неё читатель узнаёт о новой дидактике начального образования.
Потенциал народной педагогики высоко оценивал великий русский педагог К.Д. Ушинский, посвятив этому вопросу труд «О народности в общественном воспитании» (1857). Он был убеждён, что «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».
Идеи народной педагогики сохранили актуальность в XX веке, к ним обращались выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
В наши дни народная педагогика по-прежнему является неиссякаемым источником педагогических идей.
Примером средств народной педагогики, которые мне наиболее близки. служат сказки. Так, например, сказка «Лиса и журавль» учит взаимоотношениям и показывает пример того, как не надо себя вести в социуме. Сказка «Гуси- лебеди» моделирует ситуации оставления без присмотра маленьких детей и учит ответственности за свои поступки и т.д.
источник
II.Народная педагогика – совокупные педагогические
знания ивоспитательный опыт народа.
1.Формирование концепции народной педагогики и её характерныеособенности.
2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
III. Педагогическое воззрение народа навоспитание и обучение.
1. Сущность, приёмыи методы воспитания.
2. Трудовоевоспитание – сердцевина народной педагогики.
3. Умственное ифизическое воспитание.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовнойкультуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что«воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существуетсам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем онипредполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что онаисторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.Анализ истории древней педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстанапоказывает, что первые социальные памятники педагогики появились под прямымвоздействием народной жизни, народной педагогической культуры. Справедливоутверждение историков педагогики С. Д. Бабишина и Б. Н. Шитюрова, что«древнерусские мыслители как представители официальной педагогики не могли неучитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками ». От«Слова о законе и благодати» Иллариона до «Молния Даниила Заточника»наблюдаются постоянные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Этавзаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIIIв.в.
Исследователи древнерусской педагогической мысли убедительно показаливзаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики,которые дополняют и обогащают друг друга. Если в официальной педагогики всегдаощущалась влияние церкви и идеологии господствующих классов, то народнаяпедагогика, хоты и в известной мере подвергалась этим влияниям, в целомвыражала думы и чаяния народа, его представление и воспитании и обучениимолодого поколения. Аналогичную картину преемственности мы наблюдаем и вистории педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана.
Анализ наследия Ибн Сины ( Авиценны ), Бируни, Джами, Хорезми, Дехлеви,Хайяма, Навои, Фараби, Саади и других просветителей показывает, что их идеи овоспитании в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными впамятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях.Более того некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками,жизнью и деятельностью великих людей.
Эти учёные выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привитиямолодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви ктруду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов перекликаются поформе и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали большоевлияние на формирование педагогической культуры народов Средней Азии иКазахстана, сохраняя свою актуальность и до наших дней.
Народная мудрость о воспитании является выражением многовековойпедагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.
В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктринойнародное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа обобучении и воспитании детей – самого дорогого своего достояния.
На путях исторического развития народ преодолел косность ложныхпредставлений и понятий о воспитании. Основы народных воззрений на воспитаниеи обучение связаны своим происхождением не религии, не магии, не обряду, атрудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа.
Если сделать сопоставительный анализ творчества великих мыслителей инародного взгляда на воспитание, то можно увидеть полное их единство,преимущественно в виде легко запоминающихся афоризмов. Образное слово,выполняя, с одной стороны, изобразительно-выразительную, с другой –информационно-коммуникативную функцию, служила в известной мере связывающим звеном между назиданиями мыслителей и богатейшими афоризмами народа.
Народная педагогика – совокупноепедагогическое знание и
воспитательный опыт народа.Формирование концепции
Народная педагогика и ее характерныеособенности.
Историография научных исследований проблем народной педагогикисвидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания каксоциально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входилов круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнскойшколы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарскийпедагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарскойнародной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатоев семье, должно затем продолжаться в школе. Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики.«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писалон, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ безнародности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идеюнародности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что«мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народноевоспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.
Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессеовладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала развитию речидетей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращалавнимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своихмыслей, своих настроений».
А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителяубедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях иреакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудоваяподготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучениянравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Онсчитал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народнойпедагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этимпроблемам не проводятся.
« О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, ипо-видимому, это принесло много бед педагогике, — писал он.
— Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа.В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицонарода! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалыособенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах,поговорках и пословицах.
В середине XIX века рядученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народнойпедагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных длянародного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервыев более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственнок памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам,отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интереспредставляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом планепроанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитиидетей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает всочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народнойпедагогики.
Народная педагогика тесно связана с этнографией и языкознанием. Проблемынародной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспектезатрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов.
В советский период одним из первых к проблемам народнойпедагогики обратился известных этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описаниесущности этого явления как составной части педагогической культуры народа,утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика».Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», — утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику каксовокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формированияличности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет онародной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, апедагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, чтосовокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юноепоколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.
Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А.Ф.Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждыйиз них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.
Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом ипредметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения,а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирическихзнаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, ипрактическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.
Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, вгносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеетнекоторые своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формыпамятников народной педагогике, можно выделить ее отличительные черты.
Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Онасуществует столько времени, сколько существует сам народ. В эпохусреднеазиатской античности (IIIвек н.э.) уже были известны образцы художественного народного творчества.Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось вхудожественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках,пословицах и других памятниках народной педагогики.
Великим педагогом разных времен и народов в своих произведениях развивалиидеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры изнародной педагогики как выражение народной мудрости.
Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она нарядус практически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержитискаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологииошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые пословицы и поговоркивыражают пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениямсоциальной несправедливости, рекомендуют применять физические наказания в семьеи.т.д.
Как известно, основой народной педагогики является наивно-реалистическоеи стихийно-материалистическое воззрение народной философии. Народ в основномверно представлял себе материальность мира, проявления причин и следствия,взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и в обществе, единствоформы и содержания, борьбу противоположностей. Когда народ оперирует такимиафоризмами, как «В каждой трудности есть легкость», «Даже лучшее зеркало неотражает обратную сторону вещей» и т д, то нельзя не заметить, что но имеетверное представление о диалектике жизни.
Присутствие в памятниках народной педагогики элементов атеизма –свидетельство стихийно-материалистического воззрения народа. Народ выражалкрайне отрицательное отношение к служителям культа. Например, «Хоть у муллычалма белая, да нутро черное».
Народ имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил вфатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «И от плохого рождаетсяхороший, и от хорошего рождается плохой человек».
Народ пристально наблюдал и знал психологические особенности детей:«Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребенка надовоспитывать, пока он в колыбели».
Как и другие произведения фольклора, памятникам народной педагогикиприсуща также черта синкретизма. В народной педагогике четких и определенныхзаконов, систематизированных знаний, точных научных терминов. Терминологиянародной мудрости хранит в себе отпечаток листного диалекта, типичных народныхпримет и выражений. Все это делает язык народной педагогики понятным и близкисамым широким слоям трудящихся. Характерно, что многие слова, грамматическиеформы, уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе, продолжают житьв народных афоризмах, причем они не воспринимаются как абсолютно устаревшие, наоборотони успешно выполняют свою функцию. Как отмечает Г.С. Лазутин, «различные фактыи явления языка: словаря, синтаксиса, морфологии и фонетики фольклора в своихидейно-эстетических функциях уступают не изолированно друг от друга, а в самомтесном контакте…».
Большая сила убедительности, образности, конкретности, эмоциональностидостигается не только при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторическихвопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии ифонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а впесенных жанрах – и мелодии.
Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность еетворческих основ. Еще В.Г. Белинский писал, что «автором русской народнойпоэзии является сам русский народ, а не отдельные лица». А.Н. Веселовский,отстаивая коллективное начало народного эпоса, метко заметил, что народныеэпопеи анонимны, как средневековые соборы».
В памятниках народнойпедагогики неизвестны имена их творцов. Творческая индивидуальность в фольклорене свободна в «самовыражении», коллективные и индивидуальные творческие актыздесь разделены временем и пространством, и люди, вложившие свое творчество вто или иное произведение, фактически не знают друг друга. Каждый творец чем-тодополнял или изменял услышанное, но традиционно передавалось лишь то, чтоинтересно всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще средев которой оно бытовало.
В коллективном характере народного творчества непосредственно выражаетсяподлинная народность. Именно поэтому все богатство фольклора, в том числе всенародные афоризмы в воспитании, — это «коллективное творчество всего народа, ане личное мышление одного человека».
На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потомучто их автор – народ.
Народная педагогика имеет чрезвычайно широкую аудиторию. Художественнонародное творчество, памятники народной педагогики заменяли молодежи театр,которого она на знала, школу, куда ее не допускали, книгу, которой она былалишена.
Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, спрактикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не былои нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь;не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, онасама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданнаянародом – для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходилидаже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духетрудолюбия, высокой нравственности и благородства.
Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры,подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходныеобычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме исодержанию сказки, афоризмы.
Пословицы и поговорки – народныепедагогические миниатюры.
Поговорки и пословицы – один из самых активных и широкораспространенных памятников устного народного поэтического творчества. В нихнарод на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Какправило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражаютдумы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, егоэмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения. Народотобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении впрактике семейного воспитания многих поколений и выразил его в формепоучительных афоризмов.
В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительнойметкостью выражают сущность довольно сложных явлений». Именно такими словамиявляются многие народные поговорки и пословицы, в которых синтезируются самыесокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о формировании личности.
На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не однопоколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великихлюдей.
Народ высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде нетрыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы выступаюткак источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первыйнаставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образногомышления.
Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, онисозданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу,дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципомцелесообразности.
Прежде всего афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны,назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Весьмахарактерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешьтрудится – поешь», — говорят казахи. «Потрудишься – добро получишь», — советуюткиргизы.
Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминаниянравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец терпения –золото», «Доброе слово слаще меда».
Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании,формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно,сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде случаевмногострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами.
Большинство миниатюр народ слагал однострочными: «Без еды не будетбеседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст».
В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставленияусиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы.Например: «Ворона называет своих птенцов беленькими, еж называет своих детейнежненькими», «Не бойся темной тучи и говорливого, а бойся белой тучи имолчаливого». Здесь народ излагает уже более подробно свои мысли, где-тоосуждает, где-то советует, а где-то предостерегает.
Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточиваетвнимание слушателя на главной идее пословицы: «где много зелёной травы, тамбыки жирны, где много тяжб – судьи жирны, где много покойников – муллы жирны»или другая – «Если женятся двое хороших – будет счастье, если женятся хороший идурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет война». В этих пословицахнарод путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателейчувство меры, справедливости, умение верно оценить людей и.т. д.
Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогическиерекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя наразнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль оченьхорошо выразил П. Лафарг: « Обиходные выражения и пословицы показывают, бытьможет, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык сявлениями окружающей жизни.
Таким образом, в самом композиционном построении афоризмов видна ихпедагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин, нои на то, чтобы они стали не писаными законами жизни, оказывали прямоевоздействие на воспитание и формирование личности.
В целях усиления воспитательного воздействия педагогических миниатюрнарод также проявил заботу также о том, чтобы художественно оформить своётворение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности,словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационного — смысловогозвучания афоризмов.
Анализ народных афоризмов показывает, что в них находит своё выражениесмысловой параллелизм а противопоставление, когда мысль, выраженная в однойчасти пословицы, усиливается путём противопоставления в другой её части. Имеютместо примеры смешанного параллелизма, когда в общих чертах сопоставляютсяразные предметы, явления и понятия. Эмоциональность народной поэтической речиусиливается и намеренно подчеркивается также постановкой риторических вопросов.Подчеркивая дидактическое значение практики, казахи задают риторический вопрос: « Разве слышанное сравнить с виденным? ». Изречение зовёт к тому, чтобычеловек слышанное закреплял виденным, т.е. практикой.
Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредоточивают вниманиечеловека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься надпоставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается болееэффективное эмоциональное воздействие афоризмов на сознание и поведениемолодого человека. Таким путём народная мудрость эффективно выполняет своювоспитательную функцию.
Риторические восклицания имеют определённую дидактическую задачу. Однимиз признанных методов воспитания в народной педагогике является намёк. Кпримеру, желая безобидно воздействовать на нового человека в семье, говорят:«Тебе говорю очка, а ты слушай невестка !».
В целях эмоционального воздействия на молодое поколение народ разумнопользовался и богатствами звуковой формы, обращал внимание на музыкальность имелодичность афоризмов, используя для этого сравнения, антитезы, гиперболы,метафоры, иронию, аллегорию и. т. д. Особенно часто народ прибегает киронии, поскольку она даёт возможность в мягкой форме осмеять негативныеявления, повторно облекая мысль в иносказательную форму, когда комическое исмешное намеренно подаются с серьёзным видом.
Тонкая ирония и мягкий юмор содержатся в афоризмах, в которых народвысмеивает отцов, которые не радуются рождению ребёнка, видя в этом обузу длясебя: Ослу принесли добрую весть: «У тебя родился сынок !» Осёл ответил:«Значит корма у меня поубавилось, а груза прибавилось! » .
Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ, соблюдаяопределённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости,пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.
Воспитательный потенциал афоризмов народ стремился повысить путемприменения гипербол, намеренно увеличивая и подчеркивая особенное значение техили иных жизненных ситуаций: «Каков в девять лет, таков и в девяносто» (означении воспитания в детстве). Используя гиперболы, народ намеренно обращаетвнимание на важность таких качеств, как воспитанность трудолюбие, стремление кзнанию, верность в любви и. т. д.
Метафора как форма иносказательной образности, основанной на сходстведвух явлений, также встречается в структуре народной мудрости: «Яблоко отяблони далеко на падает», «Любовь сильнее смерти», «Муж и жена – птицы изодного гнезда».
Педагогический анализ показывает, что в целях усиления эмоциональноговоспитательного воздействия афоризмов на человека народ стремился поэтическуюречь сделать мелодичной, музыкальной, используя для этого ритмические звуковыеформы, повторы, тавтологии, олицетворения и.т.д.
Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках какнародных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло своевыражение народное представление о дидактических принципах воспитания иобучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для осуществленияпринципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической речи придаетафоризмам образность, тем самым составляет основу наглядности; композиционноестроение афоризмов, применение повторов, риторических вопросов и восклицанийспособствуют реализации принципа прочности, систематичности ипоследовательности.
И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества,сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечениясвязи воспитания с жизнью.
Главное в народной педагогике — это процесс воспитания и обучениямолодого поколения. Большой научно – педагогический интерес представляют вопросыо том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и методамипользуется в процессе воспитания, каково представление народа о трудовом,нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.
Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающегопоколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народеговорят: «Воспитание – бесценное богатство».
Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого ивнимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существуетмного изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить однимвыводом: «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка».
В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникаетвместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует иразвивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для началавоспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходитсяперевоспитывать, а это задача более трудная. Недаром в народе говорится: «Дажеполководцы не могут справиться с сыновьями и внуками, которые ведутразгульный образ жизни. »
Самовоспитание в народном представлении имеет большое значение в жизничеловека. Народный афоризм прямо нацеливает юношей и девушек: «Родители далитебе жизнь – волю воспитай сам». Метко сказано. Народ выдвинул своеобразнуюпрограмму самовоспитания молодого человека: «Захочешь узнать себя — спросимнение людей », «Вежливости учись у невежи» и. т.д. В этом выражаетсяуверенность что молодые люди путём самовоспитания могут выработать в себелучшие человеческие качества: благородство, вежливость, трудолюбие,скромность, справедливость, беспредельную честность и правдивость.
Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную рольвоспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека болеевсего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в этигоды, — ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваиваетсячеловеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всёусвоенное в детские годы ». Народ в течении веков эмпирическим путём накопилопределённые знания и психологических и возрастных особенностях детей. Особоевнимание обращалось на воспитание в раннем детстве. Об этом свидетельствуюттакие выражения: «Ребёнку у которого прорезались зубы разжёванная пища непотребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».
Результаты воспитания в раннем детстве дают о себе знать в последующиегоды, а отсюда предсказание: « Привычки трёхлетнего сохраняются довосьмидесяти лет ». и. др.
Житейский опыт воспитания детей в семье, естественно не обходится безошибок с педагогической точки зрения. Здесь часто опрометчивые поступки ипедагогические ошибки родителей имеют общий корень. Очень интересны в этомотношении приводимые в учебно-методических разработках примеры о характерепедагогических ошибок родителей. При опросе родителей (отца и матери) отмеченоболее 50 видов ошибок, встречающихся в практике семейного воспитания. Вчастности, мало внимания уделяли воспитанию в первые годы жизни ребенка; небыло единых требований и воспитательного воздействия на ребенка в семье;много недоразумений вызывала слепая, неразумная любовь к детям вообще, кединственному ребенку в частности. Родители признавались, что создали изребенка кумира в семье, избаловали лаской, вниманием, старались меньшезагружать трудом, нередко больше заботились о материальном обеспечении детей,меньше думали о
воспитании детей. Подчас чрезмерная строгостьчередовалась с нетребовательностью, наконец, не имели должного контакта сучителями, часто защищали детей, разделяли их недовольство требованиями учителяи школы. Около 60% родителей признаются, что в практике семейного воспитания допускалиименно такие ошибки.
К этим ошибкам следует добавить еще и то обстоятельство, что во многихсемьях нет распределения обязанностей по воспитанию детей. В одном исследованиена вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» — группа родителей ответила: на матери – 50%, на отце –7%, на матери и отце вравной степени – 42%, на других членах семьи -1%
Следовательно, в половине из числа опрошенных семей основную нагрузку повоспитанию детей несут матери, что вызывает много нареканий в семье и,естественно, снижает общий воспитательный потенциал семей. Эти вопросы должныпривлечь внимание всей родительской общественности.
Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики. Вековой опытпозволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитаниядетей.
В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия надетей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личныйпример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.
Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детейположительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Длянародной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различныхвидов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда ( обращение синструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход заскотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т.д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которыесопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённойработе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны быливыработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.
Назидание – наиболее распространенный приём в семейной педагогике. Впамятниках старой педагогики встречается кодекс назиданий
старшего — младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодёжи, отца – сыну.
Характерно, что народныевоспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогическиекатегории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённыепедагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех влюбом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». Казахи считают«Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навеститьшестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской мудрости и философиисоветуют: «Если посеял просо, не жди пшеницы».
Распространённым методомнародной педагогики является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитываютприучением», — говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают,например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать,содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения: сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям,старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые даютдетям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.
Убеждение как методвоспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е.показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался вразумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливалнравственный опыт и потребность руководствоваться им.
Поощрение и одобрение какметод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёноквсегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устнаяпохвала и одобрение родителей – это первое поощрение в семье. Зная рольпохвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там,где их хвалят». Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехидетей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогическиочень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произноситсяс улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут:«Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают, как оцененаих деятельность.
Учитывая воспитательнуюсилу и эффективность намёка, народ создал свои поучительные сказки . Как вернозамечает Г.Н. Волков, «педагогическая ценность намёка в том, что о недостаткахповедения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне».Можно смело сказать, что в намёке выразился педагогический такт народа, егоинтуиция.
Личный пример (особеннородителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народноговоспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность,взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам,искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние наформирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитанииследует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын — ведидружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу смастерицей»
Самой поэтической формойвоспитательного воздействия на детей было родительское благославление. «Пустьбудет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих », — скажет народчеловеку, создающему молодую семью. Народная педагогика не обходила вниманиеми такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет иупрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков,опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнокосознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основномкак одна из воспитательных мер предупреждения.
Итак, народные афоризмырассматривают воспитание как «бесценное богатство » человека. Народ имеетопределённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыкахвоспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особоезначение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровойдеятельности детей.
Народ эмпирическим путёмопределял причины детской лени и капризов, с пониманием относился к трудностямвоспитания в переходном возрасте, особое внимание придавал воспитанию девочки –подростка. Эмпирически определив, практически проверив, народ широко применял вусловиях семейного воспитания самые разнообразные приёмы и методы воспитания:приучение, показ, поощрение, порицание, личный пример, благославление и другие,не противоречащие, а совпадающие с принципами научной педагогики.
Трудовоевоспитание – сердцевина народной педагогики.
Трудно переоценить значениетрудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительноявляется её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей имолодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведенийи других общественных институтов.
Труд в условиях СреднейАзии и Казахстана был связан прежде всего с животноводством, садоводством,шелководством, народными промыслами. Известный хлебороб, почётный академикВАСХНИЛ Т. С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовныйсклад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Всенравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целыхэпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле». Нелёгкий трудземледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё этовоспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не толькопрославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мереидеализирует его вдохновенный характер: «Труд – всему отец».
Народ всегда заботился отом, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился«мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнеемастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». Историясохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразнымитрудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладениетрудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи,которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надосделать
Народ высмеивает человека,который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит: « В дождливый день многожелающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие«белые ручки», которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, незадумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным,бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева,вершину водой поливает».
Если сформулировать отношениенарода к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что онстоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический иразумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляетсяв волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмомосмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно идеализируют силуи возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум,готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.
Вопросам трудовоговоспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь натрадиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, гдепроисходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера исознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможнопредставить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудовоговоспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.
Во – первых, учитывать, чтосемья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самойсемьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.
Во – вторых, прилагать всеусилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческийхарактер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота».
В – третьих, необходимо впроцессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества:любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства,лени, попыткам увильнуть от труда.
В – четвёртых, трудовоевоспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», нои психологического и духовного развития человека.
В – пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизничеловека, в определении его будущей профессии и квалификации.
Весьма созвучны народнымвзглядам мысли А.С. Макаренко о том, что родители должны воспитать у ребёнкаспособность терпеливо и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Толькотакое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения квыбору профессии по принципу: «чистая – грязная; интересная – неинтересная;тяжёлая – лёгкая; выгодная — невыгодная » и. т. д.
Анализ трудов крупнейшихпедагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания,свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народнойпедагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народапо воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразнойтрудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудоваяподготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворениепотребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важнойпедагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль иво всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающеготрудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видовтрудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальнойпомощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны бытьподготовлены не только учителя, но и родители.
В этих условиях важносочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениямисовременной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечатькак минимум следующим педагогическим требованиям: систематический иколлективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возрастапосильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следуетсочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переходот простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные,но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом,систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать трудпохвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированноеотношение к труду.
Умственное ифизическое воспитание
Происходящая сегодняперестройка содержания образования преследует цель создать условия длядостижения личностью высокого уровня интеллектуального, нравственного,эстетического и физического. Именно это сможет повысить интеллектуальныйпотенциал государства, усилит влияние гуманистических идей и престижгосударства, и духовных ценностей. В содержании образования важно отразитьтрадиции и социально — культурные ценности народа. Изучение истории,литературы, родного языка, занятия различными видами искусства должны помочьмолодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивныхнациональных традиций. Умственное воспитание новых поколений всегда былопредметом первой заботы народа. Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний, но вглубине сознания народных масс всегда таилось огромное стремление к образованиюи науке. «Знание – светоч ума» — народный афоризм.
В представлении народатолько умный человек может овладеть глубокими знаниями.
«Дороже ума богатства нет»,«Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда, которая никогда не сносится, знания –родник, который никогда не исчерпаешь» — такова народная оценка значениязнаний. Но особенно по современному звучит пословица: « Не удивляй одеждой, аудивляй знаниями». Это как бы народный отклик на стремление части молодёживыделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными наденьги родителей. Народ выработал свои собственные дидактические принципыобучения и приобретения знаний, которые близки принципам научной педагогики.Связь знаний с жизнью – важнейшее дидактическое требование народа. Народинтуитивно пошёл к осознанию того, что необходима систематичность в получениизнаний и непрерывность образования. Это ещё одно дидактическое требование,выработанное столетиями. Эта мысль очень образно характеризует такая пословица: «Учиться – всё равно что плыть против течения: остановился на минуту – итебя отнесло назад».
Основным источником знанийвсегда были книги и чтение. «Нет больше наслаждения, чем читать книги, нет делаважнее, чем учить сына» — говорится в народных афоризмах. О значении книги какдруга, советчика человека, как источника знаний говорится и в таких афоризмах:«прочтёшь незнакомую книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу,словно встретишь старого знакомого », «Книга — ключ к знанию ».
Знание языка народарассматривает как важное средство расширения познания мира. Узбекский народотмечает: «Знание языка открывает путь к сердцу», «Знание ста языков, что стоумов », — заключает пословица. И здесь родной язык выступает важнейшимфактором умственного воспитания детей, как великий народный педагог. В духовномсокровище народа родной язык является самым близким и сокровенным. С первогородного слова матери, впервые услышав собственное имя, ребёнок начинаетпознание мира; из нежных колыбельных песен он впервые узнаёт родную мелодию ина всю жизнь её запоминает.
Заслуживает вниманияотношение народа к учителю – воспитателю. Народ, защищая честь учителя, без обиняковзаявляет: «Ради учителя следует даже кинжал проглотить», «Кровь зальёт очитого, кто смеет покоситься на своего учителя». Он высоко ценил роль учителя вобучении и воспитании детей: «Свет лампы от масла, знания ученика от учителя».Обществу всегда импонирует справедливый и требовательный учитель. «Строгостьучителя лучше ласки отца», — считает народ. Люди верно представляют себе взаимоотношенияученика и учителя. «Ученика хвалят в глаза, учителя за глаза, а подчинённогопосле работы», — говорится в афоризме. Народ готов простить учителю возможныеошибки в работе, ибо «самый хороший учитель не без ошибок», но репутацияучителя должна быть безупречной, так как дети ему подражают, копируют егоманеры, и, как верно подметил народ, «если учитель пьёт стоя, то ученики пьютна бегу».
Наряду с умственнымвоспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физическоговоспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека,распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм,курение, наркомания, очень остро ставят сегодня вопрос о физическом здоровьемолодого поколения. Физическое воспитание, физическая культура становятсянеотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности.
Забота о здоровье ребёнка иего нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки– всё это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитаниедетей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы,спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о функцияхчеловеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физическогоразвития. Было понимание того, что чистый воздух – важнейший элемент здоровья:«Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство». Народ понимал, что залогздоровья — физическое воспитание . Порою молодёжь беззаботно относится ксвоему здоровью.
Многие народные афоризмырассматривают здоровье, как величайшее богатство, как неповторимое благо длячеловека. Казахи поддерживают эту мысль в социальном аспекте: «Богатствобедняка – это его здоровье».
Народ не только зналфакторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методовлечения. Общепринято народное изречение: «Держи голову в холоде, а ноги втепле ». Простудившемуся человеку в народе говорят: « Пропотеешь – и жарпройдёт». Народ понимает силу внушения и разумно предупреждал: «Отмнительности можно и заболеть». Достойно внимания отрицательное отношениенарода к курению. «Кто курит, у того горят нутро и деньги», — остроумнозамечает народ.
Центральное место в системефизического воспитания занимали детские игры. В народном представлении игры нетолько развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей.Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки,жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.
Особое значение народпридавал национальным играм – как важному фактору физического развития ивоспитания. По поводу характера национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил: «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. Всходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разныхнародов, будем узнавать друг друга ».
Таким образом идеаломфизического воспитания, в представлении народа, было воспитание молодой смены –здоровой, жизнерадостной, сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себянародную медицину, разумное питание, использование природных факторов, игры,спортивные соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитиедетей.
Опираясь на народныеметоды воспитания педагоги – теоретики и практики создали современные концепциивоспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются иобновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудростивсегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условияхтрудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и естьпроявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремилсяпривить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность,коллективизм, чувства дружбы, товарищества.
Исследования проблемнародной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогикисложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники,принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогикирассматривает педагогические воззрения народа как выражение практическойнародной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опытанародных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениальновоплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.
Народную педагогикусоздал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с нейи синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ейместа в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любойсемье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейскоговоспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощёнхарактер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения,творческого использования.
Народное воспитание – этообщественное воспитание.
На протяжении всейистории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленныйвеками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными напрактике, составляет ядро народной педагогики. Следует однако принять вовнимание, что педагогическое воззрение народа, сложившиеся без профессиональнойпедагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило визвестной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневныйпедагогический контакт в детьми не всегда был осознанным. В этих условияхпоражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное, отвечающеенародному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих позиций народнуюпедагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогическогоэксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая народным опытомвоспитания, даёт возможность значительно повысить педагогическую культурународа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитиипедагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры. Рассмотренные нами памятники народной педагогики позволяют сделать чистопедагогические выводы. Приводимые поговорки, пословицы и сказки пробуждают чувствооптимизма, они стремятся привить людям, и прежде всего молодому поколению,самые лучшие человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать этиблагородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать вовнимание следующие обстоятельства.
Житейские правила иприёмы воспитания – это первые законы, с которыми человек встречается в своейжизни. И они рождаются в семье. Многие поговорки и пословицы, народные сказкипо существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральнымкодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизованвековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям посодержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народныесказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.
Учителя, читающие в школекурс «Этика и психология семейной жизни», имеют возможность в пределахпрограммных требований подобрать соответствующие примеры и приводить их науроках, провести беседы и диспуты по тем или иным вопросам, практиковатьдомашние сочинения на основе наиболее выразительных народных изречений иафоризмов. В процессе внеклассной и внешкольной работы целесообразно привлечьсамих учащихся собирать и записывать примеры устного народного творчества, создаватьсборники и журналы пословиц и поговорок.
Поговорки, пословицы исказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии,если родители личным примером соблюдают, поддерживают принципы выраженные вних. Каждая пословица и поговорка, каждое любимое изречение, сказка, если ониразумны и к месту звучат, соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинныестремления, если они понятны и близки к сердцу детей, становятся прекрасным,поучительным нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и меткихвыражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речидетей, приучая их запомнить и использовать как эпиграфы в сочинениях, примеры влогических доказательствах.
Ни одна из приведённыхпословиц и поговорок и народных сказок о воспитании вообще, о трудовом,нравственном, умственном, эстетическом воспитании в частности по своей идее исодержанию не противоречит данным научной педагогики. Более того, будучибесценным творением гения своего народа, они имеют весьма широкоераспространение среди масс. Общедоступность — характерная черта поговорок ипословиц. Недаром в пословице говорится, что «без углов дом не строится, безпословиц речь не молвится».
Важно, чтобы учителя иродители чаще стремились в общении с детьми использовать эти образныевыражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Устноенародное творчество содержит различные явления языка, логические единицы,художественные миниатюры, поэтические образные обобщения социально –исторического опыта. Они выражают нравственные, этические и эстетическиевзгляды народа. В силу этого они представляют реальную основу для изучениянародной психологии.
Педагогические воззрениянарода должны стать предметом дальнейшего изучения в школах и других учебныхзаведениях. В действующих учебных программах общеобразовательных школподчёркивается воспитательное значение народного творчества. «Материалыустного творчества, — говорится в программе, — имеют большое воспитательноезначение. Идеи народного творчества способствуют патриотическому, нравственномувоспитанию, формированию этических понятий ».
И действительно, впрограммах по родной литературе важное место занимает изучение устногонародного творчества, как памятников народной педагогики. Например, загадкиизучаются в IVи VII классах, сказки в V и VIII,пословицы и поговорки – в VI и VIII классах. Центральное местоотводится изучению народных героических эпосов. Многие народные песни можноизучать в курсе музыки и пения. Национальные виды спорта и развлечения следуетиспользовать во внеклассной работе по физическому воспитанию.
1. А.Э Измайлов.Народная педагогика. Москва. «Педагогика» 1991г.
2. Сенигов И.Народные воззрения на учение и воспитание.
3. Виноградов Г.С.Народная педагогика. Иркутск ,1926 г.
4. Волков Г.Н.Этнопедагогика, Чебоксары, 1956 г.
5. Лазутин С.Г. Оморфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии // Русская литература,1956 г. №3
6. Аникин В.П.Фольклор как коллективное творчество народа, Москва, 1969 г.
7. Ленин В.И. Полноесобрание сочинений. Т.41, с.337
8. Макаренко А.С. Овоспитании в семье. Москва, 1955 г. с 124
9. Толстой А.Н. Полное собрание сочинений. Т.41 М. 1928, с. 179
10. Образцов С.В.«Золотое дерево» // Эстетическое воспитание в семье. Москва, 1966 г. с.18.
источник