Меню Рубрики

Устное народное творчество как средство патриотического воспитания

Светлана Бурмистрова
Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников».

Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности, для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, сказочки сочинил великий и бессмертный поэт- русский народ.

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную песню? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую книгу, репродукции картин великих мастеров? Слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше.

Фольклор русского народа — важная часть его национальной духовной культуры.

Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

«Фольклор — это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, которую мы еще только пытаемся осуществить в школе, в дошкольном учреждении. Народная педагогика, воплощенная в фольклоре, попросту не знает иных методов и форм, кроме эстетического воспитания. Причем, не только для избранных, наиболее одаренных, а для всех».

Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с домашнего воспитания. Фольклорные инструменты воспитания могут существовать и в детском саду — с первых «азбучных» шагов воспитанника.

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания младших дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины. Использовать потешки, песенки, прибаутки можно не только в непосредственной образовательной деятельности, а в организации режимных моментов, проведении игр, созданные русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к родной стороне.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми стараемся наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям.

— Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

или: Киска, киска, киска брысь

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании: Водичка – водичка

При причёсывании: Расти, коса, до пояса

Во время приёма пищи: Умница Катенька

Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта:

«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,

Петушок не кричи, Колю, Машу не буди.

Наши детки будут спать, да большие вырастать.

Вот поспят подольше — вырастут побольше».

Применяем мы потешки и для подъема детей, после полуденного сна, особенно в дождливую погоду, когда просыпаться особенно трудно. Поочередно поднимая малышей, сопровождаем их пробуждение словами:

«Потягуни-потягушечки от носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся, маленькими не останемся!».

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.

Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

Дискуссия для воспитателей «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольника» Дошкольный возраст — возраст сказки. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть.

Консультация для педагогов «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития математических способностей» Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов. Важнейшую роль в интеллектуальном развитии ребенка играет.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников Под патриотическим воспитанием дошкольника я понимаю взаимодействие взрослых (союз родителей и педагогов) и детей, направленное на раскрытие.

Семинар-практикум «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Семинар-практикум «Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Цель: • Выявить имеющие знания у педагогов.

Русские народные сказки как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Вечность и актуальность проблемы нравственно — патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Патриотизм в современных условиях.

Устное народное творчество как средство развития детской речи Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются.

источник

Семинар-практикум для педагогов «Устное народное творчество,как средство патриотического воспитания»
методическая разработка на тему

Теория и практические игры для педагогов по актуализации материала по использованию фольклора.

Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов

по вопросам патриотического воспитания

Обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы

2. Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Форма: консультация, памятка, обмен опытом.

Предварительная работа: — изучение литературы по данному вопросу; — подготовка материала.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через устное народное творчество.

Эффективность процесса воспитания у детей патриотических чувств во многом зависит от того, какими методами и средствами пользуется педагог. В исследованиях можно выделить методы и средства, которые одновременно формируют систему знаний и представлений ребенка о своей Родине и способствуют развитию эмоциональной сферы. Так в исследованиях С.А.Козловой, Р.И.Жуковской, Е.И. Радиной , Н.Ф.Виноградовой выделены такие средства воспитания, как социальное окружение ребенка, природа родного края, народное творчество, художественная литература, изобразительное искусство и музыка , а также игра и труд. Все перечисленные средства при правильном использовании способны вызвать в душе ребенка эмоциональный отклик. А так как в понятие патриотизма входят когнитивный(познавательний), эмоциональный и поведенческий компоненты, то можно говорить не только о целесообразности, но и о необходимости использования выше перечисленных средств.

Фольклор содержит в себе богатый идейно-художественный материал, который знакомит ребенка с традициями русского народа, способствует формированию уважительного отношения к родной земле, пониманию ответственности по отношению к Родине. Поэтому использование педагогами и родителями богатейшего источника воспитания — народного искусства — приобретает исключительно важное значение для воспитания в ребенке патриотизма.

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

Поэтому я считаю необходимым использовать фольклор в формировании патриотических чувств.

Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками мы не только развиваем их речь, но и приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

В ежедневной образовательно- воспитательной работе я рекомендую использовать пословицы и поговорки в которых, особое внимание уделяется теме любви к Родине, к семье, к матери.

Такие как: «На родной сторонушке, и камешек знаком», «На чужой стороне и весна не красна», «При солнышке тепло, при матери добро», «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Народное творчество является неисчерпаемым источником эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, пословицах, а также песнях, легендах, былинах, сказаниях, на протяжении многих веков воспитывали в детях гордость за талант родного народа, интерес к выразительному слову, любовь к родному языку, давала примеры храбрости, уважения, любви к своей Родине.

Искусство по значимости и силе воздействия на человека не имеет себе равных. А народное искусство, в котором отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления, еще больше способствует развитию ребенка, так как образы народного искусства тесно связаны с укладом жизни ребенка, с родной природой.

Наиболее распространенное и доступное средство используемое при работе с детьми – это песня. Песни сопровождали человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде и на праздниках, в них передаются мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественные образы русских народных песен. В песнях воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрирует в себе народную мудрость и приспосабливает её к возрасту ребенка, условиям жизни семьи, поэтому всегда имела четко выраженный воспитательный характер и могла быть использована для формирования тех или иных качеств личности, чувств, в том числе и чувства патриотизма.

Былины учат ребенка добру, учат сознанию долга и чести. Ребенок начинает различать правду и ложь. В его сознании происходит постепенное формирование критерия идеального воина – защитника Родины. Русский былинный эпос обладает исключительной познавательной ценностью. Былинные песни воспитывают у ребенка любовь к родной земле, воспитывают гордость за могущество, богатство, красоту Родины. Былины способствуют формированию у детей национального самосознания, так как идеи единства, независимости, защиты русской земли выражены в былинах с исключительной силой и наглядностью, простотой и выразительностью. И образы богатырей являются примером высочайшего патриотизма, примером для подражания и продолжения их дел.

Дети дошкольного возраста начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками, начинается анализ причинно-следственных зависимостей в сфере социальных отношений.

Чтение с детьми сказок, обсуждение содержания сказки, оценивание положительных и отрицательных героям. Так ребенок знакомится с первыми закономерностями в мире поступков (используется принцип «Как аукнется — так и откликнется»). В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость, грубость.

Дети, стараются подражать любимым сказочным героям, положительным чертам характера, и сами становятся лучше, добрее.

Таким образом, с помощью устного народного творчества решаются задачи патриотического воспитания.

Вопросы педагогам в начале семинара.

  1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?(государство)
  1. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
  1. Официальная эмблема государства? (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?(страна)

6. Что такое патриотизм?( преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

7. Кто основал Москву? (князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)

8. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? ( нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» — значит красивая)

Названия сказок (перевертыши)

1. Жаба-домоседка – Лягушка-путешественница 30. Большой кум – маленький мук
2. Кастрюля супа – горшок каши 31. Быль о найденном пространстве – сказка о потерянном времени.

3. Прекрасный цыпленок – гадкий утенок
4. Чернушка и ромашка – Беляночка и розочка
5. Трусливая швея – Храбрый портняжка
6. Чернобровка – златовласка
7. Деревня в портсигаре – городок в табакерке
8. Быль об умной кошке – сказка о глупом мышонке
9. Пейджер – телефон
10.Быль о серебряной курице – сказка о золотом петушке
11. Белый платочек – красная шапочка
12. Бодрствующее чудовище – спящая красавица
13. Мышь в туфлях – кот в сапогах
14. Великан-уши – карлик нос
15. Розовые усы – черная борода
16. Горячий желудок – холодное сердце
17. Царь-жаба – царевна-лягушка
18. Мертвый лед – живая вода
19. Принц на тыкве – принцесса на горошине
20. Ржавая отмычка – золотой ключик
21. Утки-селезни – гуси-лебеди
22. 1 год – 12 месяцев
23. Большой и кто-то, кто не живет в подвале – малыш и карлсон, который живет на крыше
24. Жук-жужжак – муха-цокотуха
25. Ледяной король – снежная королева
26. Черноледка – Белоснежка
27. Девочка с ручку – мальчик с пальчик
28. Старые штаны королевы – новое платье короля
29. Коммуналка – теремок.

30. Большой кум – маленький мук

31. Быль о найденном пространстве – сказка о потерянном времени.

Распечатать по кол-ву педагогов .

Определите какие задачи ставит перед собой патриотическое воспитание?

1.Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях, ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.

2. Последовательное формирование у детей умений осуществлять трудовые процессы.

3.Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным и нравственно-патриотическим ценностям и желания поступать в соответствии с ними.

4.Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой»

5. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, стремления оказывать ему посильную помощь.

6.Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми.)

В какие моменты Вы можете использовать следующие пословицы,поговорки?

-«При солнышке тепло, при матери добро».( )

-«Дружбу помни, а зло забывай».(________________________________________________)

-«Вся семья вместе, так и душа на месте».( )

-«Кто не работает, тот не ест».(_________________________________________________)

-«На чужой стороне и весна не красна».( )

-«Птица сильна крыльями, а человек дружбой».(_________________________________)

« Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».( )

-«Землю красит солнце, а человека — труд».(____________________________________)

— «Слезами делу не поможешь».(________________________________________________)

-«Добрый скорее дело сделает, чем сердитый».(__________________________________)

-«Дерево живет корнями, а человек друзьями».(__________________________________)

-«Чем сердиться (браниться), так лучше помириться».(_____________________________)

-«Человек без Родины – что соловей без песни».( )

-«Не хлебом единым сыт человек».(_____________________________________________)

-«Верному другу цены нет».(_________________________________________________)

— «Без труда жить — только небо коптить».( )

-«Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — так и стол доска».( )

-«На миру и работа спорится».( )

— «Не узнав горя, не узнаешь и радости».( )

-«От худого семени не жди доброго племени». ( )

-«Торопись на доброе дело, а худое само приспеет». ( )

-«Уродит тебя дядя, на себя глядя»…( шутка,девушки)))))))

Русские народные считалки

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Выплывает новый месяц.
    Кто до месяца достанет,
    тот и прятаться не станет.
  • Раз, два — в лесу трава,
    Три, четыре — круг пошире,
    Пять, шесть — сушки есть,
    Семь, восемь — в гости просим,
    Девять, десять — земляника…
    Ну-ка, Даша, поводи-ка!
  • Шел баран
    По крутым горам,
    Вырвал травку,
    Положил на лавку.
    Кто ее возьмет,
  • Обруч, круж,
    Обруч, круж.
    Кто играет
    Будет уж.
    Кто не хочет
    Быть ужом,
    Выходи
    Из круга вон!
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть,
    К нам сорока подлетела
    И тебе водить велела.
  • За морями, за горами,
    За высокими лесами
    На полянке теремок,
    На дверях висит замок.
    Ты за ключиком сходи
    И замочек отопри.
  • Ходит свинка по бору,
    Рвет траву-мураву.
    Она рвет и берет,
    И в корзиночки кладет.
    Этот выйдет,
    Вон пойдет!
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала.
    Оказалась впереди.
    Кто не верит — выходи.

Нам, педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить (именно возродить) потерявшую в последние годы актуальность работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются.

Вашему вниманию предлагается конспект семинара-практикума для воспитателей.

Семинар-практикум для воспитателей«Русское народное творчество», является познавательным материалом для педагогов ДОУ.

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор.

I. Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», .

Данный материал будет полезен, как для проведения семинара-практикума, так и для использования его для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Стимулировать креативность педагогов, повышение их профессионализма, в работе по воспитанию патриотических чувств, установить сотрудничествомежду педагогами ДОУ по дан.

источник

Дата публикации: 10.11.2017 2017-11-10

Статья просмотрена: 5018 раз

Мухатдинова С. С., Реунова О. Б., Черкасов В. А. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 244-246. — URL https://moluch.ru/archive/179/46317/ (дата обращения: 20.11.2019).

Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи [6, стр.26].

Важным периодом в развитие ребенка является дошкольный возраст. Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведении которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь. Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников.

Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни. Это колыбельные, потешки, пестушки. В ходе приобщения к этому виду народного творчества решаются такие воспитательные задачи, как:

‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству;

‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений;

‒ открыть детям смысл пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и моральные нормы;

‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире;

‒ приучить разыгрывать сказки по ролям;

‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Сказки, поговорки, загадки способствуют развитию мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы. Русские народные произведения сами по себе богаты по форме и содержанию и изначально содержат в себе нравственные ценности.

Сказки — это один из компонентов используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей, а также они наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Простота и непосредственность изложения данного жанра народного творчества больше всего привлекательно и понятно для восприятия и понимания ребенком. На примере персонажей сказок ребенок легко знакомится с такими понятиями как добро и зло, жадность и щедрость, смелость и трусость и т. п. Давая оценку, героям сказок, дети анализируют какие поступки, совершённые персонажами, положительные, а какие отрицательны. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, и став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации.

В дошкольном возрасте дети очень ранимы и именно сказки русского народного творчества являются тем уникальным средством, позволяющим легко рассказать детям об отрицательном в жизни, провести аналогию и сравнить это с реальным миром. Но нельзя забывать о том, что воспитателям и родителям необходимо тщательно и грамотно подходить к выбору произведений в соответствии с возрастными особенностями детей и теми целями, которые необходимо достичь.

Они помогают показать детям: как добро помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый юноша (смелый, сильный, честный, добрый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [9, стр.31].

Воспитательная ценность, заключенная в произведениях народного творчества, оказывает особое влияние на формирование патриотических чувств. Неся в себе конкретные образы, краски доступные и привлекательные для детей дошкольного возраста, произведения служат средством положительного отношения ребенка к различным сторонам общественной жизни. Немало важным является приобщение дошкольников к волшебным и героическим сказкам. Содержащаяся в них идея о подвиге героев во имя освобождения родной земли от врагов способствует раскрытию идей патриотизма.

Для формирования моральных ценностей у малышей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны порой несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них.

В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности [2, стр.4].

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе [6, стр.27].

В детском саду наиболее создается благоприятная почва для прослушивания, повторения и обыгрывания потешек, что способствует развитию речи и памяти ребенка. Для обогащения словарного запаса детей очень целесообразно использовать работу с потешками. Эти короткие стишки часто дополняются определенными действиями, которые способствуют воспитанию доброжелательности, сочувствию. Со временем дети переносят их в самостоятельные игры. Благодаря потешкам дети учатся воспринимать коротенький сюжет, выраженный в художественном слове.

С раннего возраста дети с удовольствием могут рассматривать картинки, иллюстрации книжек или дидактических игр по мотивам фольклорных произведений и пересказывать их.

Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонически развитой личности. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, родители и педагоги, воспитатели могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения / А. М. Викулина. — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — 138 с.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г. Н. Волков. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  4. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие / И. Г. Гаврилова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 160 с.
  5. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм / Н. Гавриш // Дошкольное воспитание. — 1991, № 9 — с.16–20.
  6. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 128 с.
  7. Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Т. Н. Доронова. — М.: Обруч, 2010. — с.119–127
  8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005, № 1 — с.18–28.
  9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005, № 5 — с.28–35.
  10. Куприна Л. С., Бударина Т. А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 400с.
  11. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации / Л. А. Лялина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96 с.
  12. Мухина В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов — 4-е изд. / В. С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  13. Пидручная С. Сказки — за безопасность детей / С. Пидручная // Дошкольное воспитание. — 2008, № 2 — с.124–127.
  14. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. — 2009, № 5 — с.24–28.
  15. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю / Р. Халикова // Дошкольное воспитание. — 1988, № 5 — с.13–17.

источник

Автор: Филясова Наталья Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад «12 «Солнышко»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Сергач

С приходом в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов происходят большие изменения в структуре образовательной программы ДОО, обновляется и дополняется ее содержание. В России в системе дошкольного образования произошли преобразования, переход к такой модели, которая должна удовлетворить потребности подрастающего поколения. И одна из важнейших задач этой модели стала развитие патриотических чувств у дошкольников. Ведь наши дети – это в первую очередь граждане своей страны. И так как вопрос развития культуры остро встает в процессе воспитания детей, то начинать эту работу нужно с ранних лет.

После проведения входной педагогической диагностики по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и анализа ее результатов, нами был спланирован ряд мероприятий для повышения уровня образования детей. В структуру данных мероприятий включены элементы фольклора.

Способствовать развитию уважительного отношения к труду взрослых

«Век живет человек, два – его дела», «Близко живут счастье и труд», «Труд кормит, а лень портит», «Муравей не велик, а горы копает», « Кто любит трудиться», тому без дела не сидится», «Не будет скуки, если заняты руки» и т.д.

Формировать уважение к старшим

«Главнее отца в семье нет никого», «Уважай старших и получишь ответ в будущем», «Счастливая семья строится на уважении».

Совершенствовать у детей навыки гостеприимства

«Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты, тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».

Развитие бережного отношения к продуктам, выращенным руками жителей города.

— «Без хлеба нет вкусного обеда»

— «Рожь да пшеница – наше богатство»

— «Богатый урожай приносит богатство в дом»

— «Год урожайный к хлебосольной зиме»

Формирование патриотического воспитания посредством музыки

Способствовать развитию у детей знаний таких качеств своего народа, как смелость, храбрость, отвага (герои города)

— «Отважный герой – всем пример»

— «Храбрые воины – гордость страны»

— «Смелый народ – крепкая держава»

Тема «Природа родного края»

Развитие бережного отношения к природе родного края, закрепление знаний о ее компонентах.

  • ау, аукаем, Синички-сестрички,
    Весну приаукиваем: Чечётки-тётушки,
    Март, март Кулички- мужички,
    Солнцу рад и т.д. Скворцы-молодцы,
    Из-за моря к нам летите,
    Весну красную несите!

— «Без дождя не видать урожая»

— «Век живи, век уважай природу»

— «Богатство природы наше достояние»

— «Край родной богат местами своими»

— «Береги свою природу – получишь отдачу»

Формирование знаний о родной стране, городе развитие патриотических чувств, любви к родному краю.

— «Великая страна – держава народа»

— «Крепкая Родина – счастье человека»

— «Крепкая дружба – великая Родина»

— «Край родной головой оберегают»

— «Земля родимая, что мать любимая»

Развитие представлений о послушании, доброте, помощи близким.

— «Доброта к близким не останется незамеченной»

— «Делай добро, оно к тебе вернется»

— «Помощь всегда рядом, если ты готов помочь»

— «Послушаешь мать и отца, не настигнет тебя беда»

— «Помогай добрым делом, не останешься один»

— «Послушное дитя всегда с близкими»

— «Сестрица Аленушка и братец иванушка»

Способствовать развитию любви к близким людям, своим родным

Развитие представлений об окружающем мире, повышение интереса к особенностям родного края.

Что нашей Родиной зовется

Где так легко нам дышится с тобой?

— Этот дом большой, просторный,

Много книг в нем разных есть.

Есть для них и зал огромный

Всех их враз не перечесть и т.д.

Продолжение знакомства детей с культурой и обычаями своего народа

Хлебом, солью угощаем! и др.

Развитие интереса к народным играм

  • торба Раз, два голова,
    С великого горба. Три, четыре —
    Что в той торбе? Прицепили,
    Хлеб-поленица. Пять, шесть —
    Кому доведётся, В ряд снесть,
    Тому и водиться. Семь, восемь —

Сено косим,
Девять, десять —
Сено весить,
Одиннадцать, двенадцать
Некуда деваться.

Развитие интереса к родному краю

В этом городе живем Я люблю свои края

  • мы о нем поем. Милые, красивые.

Наш любимый милый край Понимаю точно я

Ты живи и расцветай! Какая это сила и т.д.

Формирование представлений о жизнедеятельности своего народа в прошлом

— «Варись кашка сладка, желта, да хороша»

— «Будут очень хороши в русской печке пирожки»

— «Какова хозяюшка — таковы оладушки»

Способствовать развитию уважения к русской Армии

— «Если Армия сильна, то и страна непобедима»

— «Где смелость, там и победа»

— «Знает свет – крепче русских нет»

Развивать знания о бережном отношении друг к другу в семье

— «Береги мать — не будешь горевать»

— «Дружная семья – непобедима»

— «В крепкой семье каждый за всех»

-«Старших чти – получишь отдачу в будущем»

Когда знакомили детей с малыми жанрами фольклора такими как: поговорки, загадки, пословицы, сказки, в это время старались их приобщить к ценностям народа, развивающим как нравственность, так и эстетическое восприятие увиденного и услышанного.

Сочетание таких понятий как: слово, напевы, ритм в музыке, которые сопоставляются в процессе проговаривания потешек, прибауток, закличек ведет к выражению детьми заботы, нежности, веры к окружающему миру. В малых жанрах фольклора просматриваются элементы жизненных ситуаций, взаимоотношений. Отрицательно воспринимаются зло, зависть, ревность и т.д., а такие качества человека как внимание, любовь, сострадание оцениваются как положительные.

Чтобы развить у детей интерес к освоению малой родины, решили разнообразить используемый на занятиях материал. Для ребенка дошкольного возраста большое значение имеет эмоциональность педагога. У детей появляется интерес к происходящему, если воспитатель сам заинтересован в данной теме.

Малые фольклорные жанры имеют большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Посредством пословиц, загадок и поговорок ребенок познает сущность окружающего его мира.

  • с детьми тему «Моя семья», обсуждая профессии родителей, использовали разные пословицы о труде, размышляли над их смыслом. Когда закончил свое дело, можно и погулять. Если приложить усилия, то можно справиться с любым делом. Если много трудиться, то всегда достигнешь какого-то результата и т.д. Ребята рассказывали о том, где работают их родители и чем важен их труд. Все дети проявили гордость за то, что их родители трудятся на благо Родины и, конечно же, ради благополучия своей семьи. С целью воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности и уважения к профессиональной деятельности родителей семьями были изготовлены макеты, которые отобразили труд людей разных профессий. При оформлении с родителями и детьми стендов «Моя семья», «Герб моей семьи», «Родословная моей семьи» также использовались пословицы, как уже всем известные, так и самостоятельно сочиненные детьми и их родителями. Например: «Главнее отца в семье нет никого», «Уважай старших и получишь ответ в будущем», «Счастливая семья строится на уважении» и т.д.

Для знакомства детей с традициями и бытом русского народа, совместно с родителями преобразовали пустое помещение в дошкольном учреждении в «избу». Сконструировали печку, на полу расстелили «бабушкины» половики.

Атрибутами избы стали различные по объему чугунки, самовары, деревянные ложки, полотенца, расшитые разными узорами, куклы в русских национальных костюмах. Все атрибуты были собраны, благодаря усилиям педагогов детского сада и родителей.

Каждая встреча доставляла детям много эмоций, радостных ощущений от совместного общения. Когда все вместе праздновали именины, то обязательно нагревали самовар, садились за стол и беседовали о том, что любой праздник в народе отмечали за красиво накрытым столом. Ребята с удовольствием слушали о том, в каком порядке размещались за столом члены семьи, что означал каждый предмет утвари. Так дети знакомились с правилами, которыми пользовались раньше гостеприимные хозяева.

В процессе проведенной работы были использованы следующие пословицы: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты, тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол» и др.

Беседовали с детьми о том, что русские люди отличались своей добротой, это было их главной чертой: взрослые умело направляли детей к проявлению доброты не только к людям близкого окружения, но и к тем, кто нуждался в заботе, помощи, бедным и немощным. В былые времена очень бережно относились к хлебу и другим продуктам, которые употребляли в пищу. Когда хлеб падал на пол, то обязательно надо было попросить у него прощения. В процессе беседы с детьми были разучены пословицы о хлебе, которые имеют смысл о том, что голова всему — это хлеб, его почитают везде, во всех концах мира.

В процессе познавательной деятельности, использовались различные игровые ситуации с детьми: словесные — «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве», с дидактическим материалом «Собери пословицу о городе», настольно-печатные игры «Сложи пословицу о природе родного края».

Создали макет обелиска «Слава нашим воинам – героям» в честь погибших солдат г. Сергача. Дети узнали, что в честь них названы некоторые улицы города. Рассматривая макет, поем с детьми песни военных лет, подбираем пословицы о храбрости, смелости, отваге.

Жанры народного творчества больше всего просматриваются и реализуются во время игровых ситуаций с детьми на фольклорных занятиях. Они проводятся в разнообразных формах деятельности, приближенных к народным традициям. Это может быть как праздничное выступление, так и прогулка на луг или по лесу. Здесь важную роль имеет творческий потенциал педагога, его мастерство и знание элементов фольклора. Стараемся изучить как можно больше поговорок, пословиц, загадок в соответствии с темой мероприятия патриотического воспитания. С помощью различных жанров фольклора знакомим детей с природой родного края.

В нашем детском саду проводим праздники, связанные с жизнью народа, его обрядами и традициями. Они включают в себя разнообразные наблюдения людей за происходящими явлениями природы в разные времена года. Дети узнают о существовании в природе родного края птиц, животных и насекомых. В процессе их проведения используем разные виды фольклорных жанров: заклички, потешки, песенки, поговорки.

Дети проявляют большой интерес при знакомстве с малыми жанрами русского фольклора, так как они включают в себя различные компоненты окружающей действительности.

Во время образовательной деятельности объясняем детям и выслушиваем их мнения о появлении пословиц, поговорок, загадок о родной стране, городе, его героях, семье, природе, выделяя при этом то, как выразительно звучит пословица, поговорка и как много она говорит нам о любви к родному краю.

Для того, чтобы объяснить детям как важно уважать близкого человека, любить свою семью, свою Родину, свой родной край, читали пословицы о матери, отце, Отчизне и т.д. Еще раз убедились в том, что фольклор имеет великое значение в воспитании патриотических чувств у детей. После обсуждения пословиц: Чти отца и мать, не придётся тебе горевать; без матери и солнце не греет и др., ребята очень нежно и трогательно говорили о том, как им дороги родители и почему они их так сильно любят.

Еще одной народной мудростью являются сказки. В них присутствует весь свод правил жизни, разнообразие и богатство русского языка. Очень важно учить детей культуре нашего народа, начиная с самого раннего детства, при этом показывая и направляя их в путь по сказочному и доброму миру. Используя содержание сказок для воспитательных целей, рассматривали с детьми иллюстрации к сказкам, обсуждали поведение героев. Приходили к единому мнению. Отношения в семье, такие качества как: послушание, доброта, помощь и др., оказались для детей более понятны, когда при их разборе использовались пословицы и поговорки того же содержания. С целью закрепления знаний о смысле сказок, организовывали выставки прочитанных книг.

При знакомстве детей с разнообразными колыбельными песнями, рассуждали об их содержании, отмечая при этом любовь к близким, своим родным. Впоследствии дети в процессе сюжетно ролевых игр по теме «Моя семья» сами с удовольствием пели колыбельные куклам.

Немаловажное значение в процессе патриотического воспитания с детьми имели индивидуальные беседы по составлению с детьми загадок о родном крае, его природе, о символах города и страны. В каждой загадке отображается окружающий мир человека. Чтобы составить загадку, необходимо с помощью метафорической формы выражения изменить обычные мысли и предметы, относящиеся по смыслу к содержанию загадки. И наоборот, чтобы разгадать загадку, нужно заменить метафорические образы на реальные. Важно детям правильно показать образы создания загадок, разнообразить их виды и формы. Чтобы составить загадку надо хорошо знать свою родину, семью, природу родного края. Детям с родителями давались задания, изучить какой – то элемент патриотического воспитания и придумать о нем загадку. Это повысило интерес детей к изучению особенностей родного края.

Календарный детский фольклор присутствовал в процессе проведения календарных праздников. Знакомство детей с культурой и обычаями своего народа, города происходило на этих мероприятиях. В Рождество дети ходили со «звездой» — славили Христа; встречали и провожали Масленицу, праздновали Троицу. Для этого было разучено много закличек, потешек. В сценариях праздников рассматриваются разные циклы земледельческого календаря.

В народных праздниках всегда присутствуют игры. Наши дети, к сожалению, их почти не знают. Решили, что нужно показать детям их значение, рассказать, что они являются национальным богатством, незаменимым жанром народного творчества. Создали кружок народных игр на базе своего дошкольного учреждения. Для того, чтобы выбрать водящего для развития игры использовали различные считалки. В процессе игры использовали потешки и поговорки.

Игра является одним из главных компонентов детской деятельности, в которой у детей развиваются такие качества как ловкость, быстрота движений, сила, меткость, ребят приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.

Чтобы поддержать и развить инициативность и музыкальное творчество детей, в группе организовали фольклорный ансамбль «Веселушки». В его репертуаре не только русские народные песни, но и, конечно же, частушки, сочиненные детьми и родителями на тему «Наш родной край». В их число вошли частушки о достопримечательностях родного города.

  • драматического характера в русском фольклоре являются не только обрядовые, игровые и хороводные, но и также, различные сценки и действия с кукольным театром. Отличительная особенность народного драматического действия – это процесс соединения слов, напевных мелодий, выполнение действий. Огромную радость испытали дети, когда изображали следующие действия: «варили кашу в чугунке», пекли пироги в печи», «сидели за прялкой», «примеряли лапти». Приговаривали потешки: «Варись, варись, кашка сладенькая, желтенькая, да хорошенькая», «У нашей хозяюшки, вкусненькие оладушки» и др., дети воспринимали труд людей города в прошлом.

Для воспитания любви к природе родного края, уважения к своим родным, интереса к родному городу применяли методику «Изображение пословицы о родном крае посредством схемы». Это разновидность пиктограммы. Детям дается задание на представление: «Как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей — как дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет». Очень интересно впоследствии рассматривать эти рисунки. Как одну и ту же пословицу изображают разные дети.

Еще одна методика не менее интересная под названием «Размести пословицу на картинке». Детям раздаются сюжетные картинки по темам: «Мой город», «Моя семья», «Моя страна» «Наша природа» и одна какая – то произвольная пословица. Ребята составляют рассказ по картинке, так, чтобы его частью обязательно стала данная пословица. Данный метод помог закрепить у детей знания о родном крае.

Разбирали с детьми значение пословиц, содержание которых помогает разнообразить знания в патриотическом развитии детей. Например, когда вели разговор о Российской Армии, в беседу включались такие пословицы как: «Если Армия сильная, то и страна непобедимая», «Где смелость, там и победа», «Знает свет — крепче русских нет» здесь у детей обычно появляются обязательно вопросы «Что такое свет?», «А как это — крепче», в этом случае стараюсь объяснить воспитанникам содержание и смысл пословицы, аргументируя так «Свет – это население всей земли, всей страны. Крепче – означает силу и надежность русских людей».

Немаловажной составляющей частью патриотического воспитания является былина.

Образ силы, отваги, мужества, воплощенный в образе богатыря, в котором отражены главные умения защитника Родины, способствуют развитию у детей патриотических качеств: сила, смелость:

«… а смелостью да в Илью Муромца…»,

«У Добрыни вежество рождённое и учёное…

Умеет Добрыня слово молвити,

Перед тем царём Батырём поклонитися,

Поклонитися умеет и похвалитися.

Не дорого ничто, дорого вежество»,

желание любыми путями избежать конфликта и боя, жить в мире и согласии:

«Говорит Илья да таковы слова:

Ай же ты, удалой добрый молодец,

Я вижу силушку твою великую,

Не хочу я с тобою сражатися,

Я желаю с тобой побрататися. –

Разработана серия занятий по патриотическому воспитанию с включением фольклора: так, например, занятие на тему «Мы в России живем, мы Россию любим», проходило в тесной обстановке с привлечением родителей. Дети и взрослые вместе водили хороводы и исполняли песни о родине, называли пословицы о стране, потешки о родном крае. Другое совместное мероприятие получило название « Моя семья, откуда появилась она?». Дети рассказали о том, кто является членами их семей и как много родственников у них. Другими словами, постарались воссоздать родословную семьи. Отгадывали загадки о своих членах семьи, играли в игру «Горелки». Сопровождали рассказ пословицами и поговорками, восхваляя крепость семейных отношений. Путешествуя по родному городу, провели досуг на тему «Это моя улица, это дом родной». Дети читали пословицы о доме, о родном городе.

Совместно с родителями разработаны проекты: «Наш дом родной», «Труд в нашем крае», «Город любимый», «Мы за Победу», «Как прекрасна наша природа», «Родина моя» с включением таких фольклорных жанров как: загадки, потешки, пословицы.

Даны консультации: «Воспитание любви к Родине у детей посредством фольклора», «Природа в стихах и загадках», «Роль загадки в патриотическом воспитании детей».

Таким образом, мы пришли к выводу, что патриотическое воспитание детей можно осуществлять, используя в своей работе разнообразные вспомогательные виды народного фольклора, так как народная культура имеет огромный потенциал в развитии общества в целом. Большое значение для развития детей имеет семья, поэтому начинать работу патриотического воспитания с детьми необходимо именно с нее. Различные жанры фольклора включают в себя воспитательный характер. Начиная с былин о богатырях и заканчивая событиями нашего времени, все народные сюжеты несут в себе мудрость от поколения к поколению.

источник

Патриотическое воспитание посредством сказок, былин и стихотворений. Именно народное творчество является главным средством познания добра в мире.

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме » Народное творчество как метод патриотического воспитания»»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Миром правит доброта».

Форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников……………………………………………………………. 8

Этапы осуществления нравственно-патриотического проекта «Миром правит доброта………………………………………………………….…10

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине» .

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажается представления о нравственности и патриотизме.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Сейчас мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

В воспитании россиянина, гражданина и патриота особенно важная роль принадлежит дошкольному образованию. Именно с детского сада начинается формирование этих понятий

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа. Сегодняшние дошкольники – будущее нашей страны. Их завтрашний уровень духовно – нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.

Что же мы имеем в виду под нравственно-духовным воспитанием? Это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к народному творчеству. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», » честь», «Родина».

Зная возрастные особенности детей 6-го года жизни, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Для решения данной проблемы я выбрала тему самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» и решила построить свою работу с детьми с помощью сказок. Так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению и представлению.

Также использование сказок для формирования патриотических чувств, актуально в настоящее время, так как именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа.

В период дошкольного детства формируются основы нравственно–патриотического воспитания. Необходимо пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному городу, вызвать желание познать родную природу, родной дом, профессии родных, местные достопримечательности.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Воспитание любви к родному дому, детскому саду, своему городу – это и есть первая и самая главная ступень в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.

В настоящее время далеко не все родители стремятся привить ребенку чувство любви к семье и детскому саду, своему селу. У некоторых на это не хватает времени, у других – отсутствует желание. Поэтому задачей воспитателей становится создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, своей малой Родины. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.

Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Исходя из этого, поставила перед собой цель:

Повысить свой профессиональный уровень, в воспитании гражданина и патриота своей страны.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Знакомство с народным творчеством;

Расширение представлений о родном городе, области;

Развитие интереса и любви к родной природе;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Создание у детей положительного эмоционального настроя;

Формирование толерантности, чувства, уважения к другим народам, их традициям;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

— дети старшей группы (5-6 лет)

— инструктор по физической культуре

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017- май 2018гг.

игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные игры)

НОД – познание, коммуникация, художественная литература

Продуктивные виды деятельности — рисование, аппликация, конструирование, лепка, ручной труд.

В своей работе использовала:

1) РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ :

-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»-«Гуси-лебеди» -«Теремок»

Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

-«Крылатый, мохнатый да масленый», «Жихарка», «Курочка, мышка и тетерев».

Цель: Показать детям силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества.

-«Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Золотое веретено».

Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

-«Каша из топора». Цель : увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.

-«Хаврошечка», «Снегурочка», «Морозко».

Цель: дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

-«Заяц-хваста», «У страха глаза велики».

Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.

-«Царевна-лягушка», «Сивка-бурка». Цель: учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

-«Мужик и медведь». Цель: учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

-«Два мороза». Цель: воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).

2) Предания и былины русского народа.

-«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

-«Алеша Попович и Тугарин Змей»

Цель: формировать понятие «единства всех живущих на земле людей». Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.

Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами патриотического воспитания.

Анкетирование родителей. Анализ и подведение итогов работы.

Проведение родительского собрания на тему: Нравственно-патриотическое воспитание.

Сбор необходимой литературы по данной теме; составление анкет для родителей.

Тема «Моя семья». Цель: воспитание милосердия и сострадания. Формирование уважения и послушания старшим.

Разучивание поговорки «При солнышке тепло при матушке добро»

Задачи: воспитывать уважительное и благодарное отношение к своим родителям.

Предложить детям составить рассказ о маме.

Тема: Трудолюбие и милосердие.

НОД. Чтение художественного произведения:»Стрекоза и муравей»

Задачи: Рассказать о том, что означает быть милосердным. Свидетельствовать о том, как делать добрые дела. Воспитывать осознанное отношение к бессердечию и не милосердию

Просмотр мультфильма «Ох и Ах».

Цель: учить детей дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого.

1.Проект «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Цель: формировать у детей целостное представление образа матери – хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.

2.Чтение художественного произведения: «Хаврошечка», «Снегурочка», «Морозко»

Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

1.Игра «Звукорежиссеры» поможет как бы «озвучить» понравившуюся картинку из сказки. Для этого прочитаем сказку, рассмотрим иллюстрации и остановимся на самой яркой для ребенка. Предлагаем ребенку вспомнить, что говорили герои в данный момент

2.Обыгрывание знакомой сказки «Рукавичка» (игра-драматизация)

1.Открытое интегрированное занятие «Путешествие на Русь Богатырскую»

Цель: Формирование представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси и великих русских богатырях – защитниках земли русской.

1.Проект «Славный день календаря — 23 февраля»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о Российской Армии.

НОД. Чтение художественного произведения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Посидим в тишине» Е. Благинина

«Мамины руки» З. Воскресенская

Задачи: Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи.

НОД (конструирование из бумаги). «Вырастим цветы для мам и бабушек».

«День космонавтики». Цель: продолжать знакомить детей с историей развития космонавтики и первопроходцами.

«Праздник Пасхи» цель: обогащение знаний детей с православными праздниками.

Подготовка к утреннику на 9 мая. НОД. «Никто не забыт, ничто не забыто» .

Цель: Способствовать развитию у детей чувства патриотизма через ознакомление с героическим подвигом старшего поколения в годы В. О. В.

Утренник «Никогда мы не забудем павших в доблестном бою».

Чтение художественной литературы: Л. Кассиль «Твои защитники», А. Митяев «Землянка», С. Баруздин «Шел по улице солдат», И. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой».

Экскурсии к памятнику погибшим воинам

Цель: Воспитывать почтительное отношение к родителям. Рассказать о том, почему необходимо быть послушными.

Работа проводилась как на специально организованных занятиях, так и в вечерние отрезки времени.

Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.

С помощью специально подобранной тематики бесед, решала такие задачи как:

Знакомство детей с традициями русской культуры.

С местами проживания наших предков.

О героизме русского народа.

Содержание бесед и поставленные вопросы брала, прежде всего, из русских народных сказок.

Например: познакомив детей со сказкой, Никита Добрынич, организовала и провела беседу о традициях русской культуры, о героизме народа.

С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принципы.

Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты с героическими поступками. На занятиях по креативным видам деятельности дети рисовали, лепили, делали аппликации по сюжетам сказок.

Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг — другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека — гражданина Российской Федерации. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Подводя итоги, я сделала вывод, что сказка способствует нравственному воспитанию детей. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям. Все это явилось фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Уверена, ребенок никогда не будет «трудным», если родители, воспитатели используют народные сказки в воспитании детей.

Для чего нужны нам сказки?

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

В сказке все бывает честно:

Смелый принц ведет принцессу

Старый карлик, добрый гном —

Покидать нам сказку жалко,

1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006

2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.

4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.

5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003

14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс

15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014

16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

17. Интернет – ресурс: Википедия.

Анкеты для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»

1) Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;

воспитание уважения к старшему поколению;

воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

знание истории своей страны;

2) Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3) Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение к людям своей страны;

познакомить с обычаями и традициями своего народа;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

расширять представления о родной земле, её столице, городах;

ознакомление с историческим прошлым России;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4) Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей

5) Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6) Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском саду. Большая просьба — внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

— «круглые столы» со специалистами по данной теме;

— совместные экскурсии, походы;

— конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;

— встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных дошкольников;

— домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

Рекомендации для родителей.

«Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных тем на сегодня. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно у нас недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. В семьях нет традиций, которыми ребёнок мог бы гордиться. Ему всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать, в семье должны появиться какие-либо «ценности», традиции.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, селом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

В нашем ДОУ воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста идёт через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, о деревне в которой ребёнок живет, о главном городе России — о столице Москве, о своей стране. А родители должны ориентироваться на патриотическое воспитание детей в семье.

Формируя у детей представления о семье, доме, детском саде, о стране, в которой он живёт, происходит освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как личности.

В ДОУ большое внимание уделяется воспитанию нравственно — эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Ведётся формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями.

Происходит развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

В течении учебного года дети пополнят знания по следующим разделам : «Мой дом, моя семья», « Мой детский сад», «Моя улица, район», «Моя деревня», «Моя страна Россия»; дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

источник

Читайте также:  Народные средства против моли в шкафу с одеждой