Меню Рубрики

Устного народного творчества как средства развития речи детей раннего возраста

Автор: Пальцева Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Аксентисский детский сад»
Населённый пункт: посёлок Аксентис , Городецкий район
Наименование материала: Доклад
Тема: «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста»
Дата публикации: 19.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Доклад по теме: «Устное народное творчество как средство развития

речи детей раннего возраста».

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со

слабым речевым развитием, когда речь ребёнка совершенно не развита,

ухудшение состояния здоровья детей;

средствами технического прогресса;

глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.

каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем

деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного

становится основным средством общения. Наилучший способ влияния на

развитие речи ребёнка раннего возраста оказывают произведения устного

овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа,

получает первые представления о ней. Устное народное творчество несёт

в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное

количество информации, устанавливает преемственность между прошлым

Изучив и проанализировав опыты работы О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой

«Приобщение к истокам русской народной культуры», М.Н.Мельникова

«Русский детский фольклор» мною была поставлена цель.

Цель опыта: использование произведений устного народного творчества

как средство развития речи детей раннего возраста, наполнить жизнь

детей яркими впечатлениями.

Исходя из цели я определила следующие задачи:

-учить использовать произведения фольклора в самостоятельной игровой

и театрализованной деятельности.

-воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Актуальность заключается в том, что с помощью фольклора взрослый

легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В процессе

общения с вновь поступающими в детский сад детьми, я заметила, что у

многих очень ограничен словарный запас, не все дети могут отвечать на

вопросы взрослого, сопровождать игровые и бытовые действия речью,

используют в общении со сверстниками мимику и жесты.

безусловно, необходимо систематизировать.

Тихеева, Е.Н Водовозова, О.С. Ушакова. В методике развития речи детей

имеется немало исследований посвященных использованию фольклора.

По мнению великого русского педагога К.Д. Ушинского, средства устного

народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения

детей именно с младшего возраста. Е.Н. Водовозова придерживалась

народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние

на развитие речи детей неоспоримо. С помощью фольклора можно

решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с

основными методами и приёмами речевого развития можно и нужно

использовать этот богатейший материал словесного творчества народа».

Л.И. Павловой сформированы некоторые принципы и методы работы с

Следующим этапом было проведение первичной диагностики.

Далее я разработала содержание перспективного плана.

В группе были созданы соответствующие условия.

Обновлен и дополнен книжный уголок (дополнила книгами с русскими

дополнено предметами народного быта и игрушками. В театральный уголок

внесены фигурки персонажей знакомых сказок, потешек, дополнен разными

видами театров, дидактических игр. В нашем детском саду создан музей

народного быта , что существенно помогает мне в работе.

В своей работе использую всё разнообразие фольклора.

Сказки. В народном творчестве сказка — самое большое чудо. Сказка

средством речевого развития ребёнка.

Потешки, поговорки, заклички. Особенно любимы детьми, потому что

быстро запоминаются, часто сопровождаются показом. Способствуют

Колыбельные песенки. Напевность, особый ритм учат детей плавному

слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону

Загадки. Это одна из малых фольклорных форм устного народного

творчества, где в предельно сжатой форме

характерные признаки предмета.

Игры (хороводные, подвижные, словесные). В процессе работы была

составлена картотека народных игр. Пальчиковые — развивают мелкую

Подвижные народные игры содержат богатый фольклорный материал,

который способствует овладению родной речью. С помощью таких игр у

эмоциональность речи( «Салки-догонялки»)

Для реализации поставленных задач выбрала следующие направления:

-использование фольклорных произведений на занятиях;

-чтение сказок, потешек, закличек, прибауток;

-в играх ( пальчиковые игры, игры-забавы, хороводные игры, подвижные

игры, развлечения, праздники);

сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики

позволил выявить положительную динамику в развитии речи детей.

Устное народное творчество является неиссякаемым источником народной

мудрости в развитии речи детей. В результате систематического и

целенаправленного использования устного народного творчества на занятиях

и в повседневной жизни удалось получить положительные результаты в

работе по теме: « Устное народное творчество как средство развития речи

Дети стали эмоциональнее, активнее. Расширился и обогатился словарный

запас детей , речь стала более четкой. Малыши активно включают в игру

народные песенки, потешки, сказки, проявляют интерес к произведениям

источник

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотреть книгу, аккуратно положить её в отведенное место. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей. Иногда – это целая система образов, сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры, стиль, язык, звуковая организация высоко поэтичны, содержание более значительно.

Как отмечает Н. Гавриш «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Используя в своей речи поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно — окрашивая 14 свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, поговорки и др. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко). Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребёнка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы. Ребёнок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль малых фольклорных форм песенок, потешек, поговорок, прибауток, закличек и др.

Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. «Наша Маша маленька» — и о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображен ярко и красочно. В этой потешке отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Ведь это о нём самом потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую.

Знакомство детей суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка…»), накормить («травка — муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под 15 звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Особенно много радости доставляют игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Знакомя детей с потешками «Курочка — Рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька — Мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением А. Барто «Кто как кричит» воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. В наше время, когда вопросы нравственно-эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.

Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей.

Если ребёнку систематически рассказывают сказки, потешки, прибаутки и т.д. у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.

В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное 16 обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы.

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим, через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть этот путь будет освещен солнцем народного творчества.

источник

Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста

План саморазвития воспитателя

Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых фольклорных форм.

  • Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, посещения РМО, информаций из интернета, самообразования;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
  • Приобщать детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
  • Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми видами театра, иллюстрациями, масками;
  • Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста;
  • Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».

Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка.

Речь — чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие монологической и диалогической речи.
  • Развитие мелкой моторики

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

источник

светлана козлова
Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального района Волгоградской области.

«Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества».

Козлова Светлана Леонидовна

Участниками проекта являются дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.

Проект долгосрочный с ноября 2014года по февраль 2015года.

Тема выбрана, потому что самое ценное в нашей жизни — дети. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни. Впечатления, полученные от их восприятия отражаются в самостоятельном словесном, песенном творчестве ребёнка.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста. Устное народное творчество помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Целью проекта является создание условий для развития речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества.

В результате у детей раннего возраста должно наблюдаться повышение уровня развития речи, мелкой моторики, познавательной активности и творческих способностей.

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. К сожалению, занятые родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. Вот несколько из них: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь, бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений. А ведь благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания.

Читайте также:  Можно ли вылечить молочницу народными средствами при беременности

В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами. Один из таких способов – устное народное творчество, которое является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт и общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Всё это привели меня к выводу, что уже с раннего возраста необходимо начинать развивать речь.

Поэтому я решила использовать фольклор для развития речи детей раннего возраста.

Развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста через устное народное творчество.

Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

1. Повысить уровень развития речевой активности детей раннего возраста.

2. Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, прибаутках, припевках, колыбельных.

3. Сформировать интерес к устному народному творчеству.

4. Обогатить словарный запас детей раннего возраста.

5. Приобщать родителей процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приёмы работы с родителями.

Основные формы реализации проекта:

* Чтение художественной литературы

* Инсценирование литературных произведений. Театрализованная игра

* Развлечения, беседы

Стратегия и тактика проектных действий

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть, рассказывание сказок.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, хороводные игры, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения.

Направление и содержание работы

Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте (ноябрь).

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течение реализации проекта).

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

– Консультация для родителей «Баю – баюшки – баю…» (Как укладывать ребенка спать.)

– Консультация на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

– Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.

– Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»

Содержание практической деятельности с детьми

– Кукольный спектакль «Угадай, кто мы?»

– Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…»

– Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

– Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

– Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

развлечение «В гости к Хозяюшке»

– Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко — колоколнышко».

– Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»: чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение уровня развития речи.

2. Развитие мелкой моторики у детей.

3. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.

4. Усиление инициативности во взаимоотношениях со взрослыми.

5. Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений.

1. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательному процессу.

2. Сближение с детьми и педагогами.

3. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

1. Приобретение новых знаний о развитии речи детей.

2. Укрепление отношений с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.

3. Повышение самообразования.

Практическая значимость проекта заключается в создании единого познавательного развития воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

Реализация проекта в режимных моментах

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах.

В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: потешки, прибаутки, песенки, пестушки, кричалки и заклички, которые я включала во все режимные моменты. Под потешки дети с удовольствием умываются, во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают, а шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Они приносят радость, вызывают желание повторять слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.

Реализация проекта через образовательную область

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями.

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношении к окружающему миру, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя, как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребёнок получает новые впечатления, что является условием его психического развития. А знакомство с устным народным творчеством развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным традициям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, а также многому учит.

использование картинки, книг, различные фигурки животных, пальчиковый и кукольный театры, массажные шарики Су-Джок.

«Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателя детского сада, В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др., под ред. Г. М. Ляминой, – М.: Просвещение, 1981.

«Кроха» Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др., – М.: Просвещение, 2007.

• Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду, – Ярославль: Академия развития, 2007.

• Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А. О. Рулёва.

• Журнал «Воспитатель ДОУ» № 1, 2009г. «Воспитание творчеством» Г. С. Косарева, Е. Б. Москалёва.

• Песенки, потешки для детей младшего возраста.

источник

Воспитание звуковой культуры речи. Выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие словаря у детей раннего возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством. Установление взаимосвязи между участниками образовательного процесса.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Актуальность различных исследований, посвященных проблеме развития речи детей, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка.

Язык и речь традиционно рассматриваются в педагогике, психологии философии как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Проблемам развития речи детей посвящены работы выдающихся педагогов и психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М. Монтессори, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна и других.

Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Основными задачами развития речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие словаря протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей.

В раннем возрасте особенно важно ускорить появление в речи ребёнка первых сознательных слов. Существенно увеличить запас слов помогут произведения устного народного творчества — фольклора, в которых внимание ребёнка привлекается к предметам, животным, людям. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, яркостью, образностью речи. Звучность, ритмичность, напевность и занимательность детского фольклора привлекает малышей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей раннего возраста. Народное искусство доступно восприятию ребенка, это обусловлено простотой форм и образов.

В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина и другие. Павловой Л.И. сформулированы некоторые принципы и предложены методы работы с детьми раннего возраста в цикле статей «Фольклор для маленьких».

Вместе с тем, произведения фольклора, на мой взгляд, сегодня недостаточно широко и систематично используются в практике образовательного учреждения, это и определило выбор темы моей курсовой работы.

Цель: выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие словаря у детей раннего возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.

Объектом исследования: словарная работа с детьми раннего возраста.

Предметом исследования: устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста.

Гипотеза: формирование и развитие словаря детей раннего возраста на основе устным народным творчеством будет более эффективным:

1. Если в процессе развития речи детей будет установлена тесная взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса.

2. Если в процессе ознакомления детей с фольклором будет использоваться комплекс методов и приёмов, соответствующих возрастным особенностям детей.

Цель, объект, предмет и гипотеза дипломной работы предполагают решение следующих задач:

Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.

Выявить уровни развития речи у детей раннего возраста.

Разработать систему психолого-педагогических условий по развитию словаря детей раннего возраста посредством фольклора.

Апробировать систему разработанных НОД посредством фольклора на развитие словаря у детей раннего возраста.

Методологической основой исследования являются учения, положения, теоретические исследования Л. С. Выготского, К. Д. Ушинского, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, А. П. Илькова, Л. И. Павлова.

Для решения поставленных задач используются комплекс взаимосвязанных, дополняющих друг друга методов исследования двух уровней:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирический: наблюдение, беседы, исследования, опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Центра развития ребёнка — детский сад № 13 «Радуга» г. Гусиноозёрска Селенгинского района. Дети раннего возраст — группа «Гномики».

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

1. Теоретические аспекты развития словаря детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора

1.1 Психологические особенности развития словаря и восприятия художественного произведения детьми раннего возраста

Речь в жизни человека — это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми носит эмоциональный и предметный характер. Оно становится основой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее.

Овладение речью у детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Известные педагоги и психологи выделяют различные этапы формирования речи в раннем возраста.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода в становлении коммуникативной функции слова.

В первом периоде главным компонентом ситуации выступает предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая действие мимическими и интонационно-выразительными компонентами, смысл которых — воздействовать на взрослого. Если попытки неудачны, то они могут перерастать в выражение неудовольствия, в плач.

Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Попытки достать предмет заменяются указательными жестами. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки.

В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляции. Появляются первые попытки произнести слово, ребенок строит его артикуляционно-произносительный образ. Исчезают неадекватные речевые пробы. И малыш произносит требуемое слово — название предмета. При этом требуемое действие взрослого с предметом подразумевается. Последовательно рассматривая процесс формирования речи ребёнка раннего возраста, Урунтаева Г.А. раскрывает основные особенности речевого развития [30].

В возрасте 1 года 2 мес. — 1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные комбинации с уже знакомым.

В возрасте от 1 года 3 мес. -1 года 8 мес. ребенок начинает употреблять слова, выполняющие функцию целого предложения (в неизменном виде во всех случаях, где они используются). Жесты и мимика, сопровождающие слова, облегчают их понимание окружающими. Малыш произносит «мама» и тянется к игрушке, что означает: «Мама, дай игрушку». Значение таких слов меняется в зависимости от ситуации, в которую они включены. После 1,5 лет движения, звуки и жесты все более заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения.

В возрасте 1 года 8 мес. -1 года 10 мес. в речи ребенка появляются двусловные предложения. Ребёнок строит фразы, в которых называет требуемое действие: «Мама, ням-ням». После 1 года 10 мес. малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. В них он включает свое имя.

Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. Слово «чашка» обозначает для него ту чашку, из которой он пьет. А другие чашки, отличающиеся внешним признаком, таким словом не называются [25].

Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных, а не родовидовых признаков. Достаточно бывает незначительного внешнего сходства по признаку, который бросается в глаза, чтобы малыш обозначил предметы одинаково. Так, словом «ки» он называет кошку, меховой воротник и шубу.

Во второй половине второго года жизни слово относится к группе сходных предметов, независимо от некоторых внешних различий: куклы большие и маленькие, резиновые и пластмассовые, знакомые и новые называются одинаково. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.

В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. По своей инициативе малыш начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры.

К концу 2-го года жизни слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями. Ребенок понимает названия предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. На третьем году жизни малыш под влиянием инструкции взрослого может не только начать, но и затормозить действие.

Читайте также:  Народные средства для повышения кислотности желудка

В это время быстро увеличивается количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.-2 года 3 мес.), а потом служебных слов (2 года 3 мес. -3 года). На втором году жизни появляется особая форма речи — ситуативная, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи.

Ситуативная форма речи ребенка отражает ответы на вопросы взрослого и вопросы самого ребенка, выражает желания малыша, требования, предложения. Строится ситуативная речь как диалог, что связано с недостаточной самостоятельностью ребенка, неотделимостью его деятельности от деятельности взрослых [5].

К концу 3-го года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением, но по своему содержанию отличающиеся от таких же слов в речи взрослого. Говоря «овощи», «игрушки», «одежда», ребенок имеет в виду предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал, а не абстрактное понятие, основанное на существенных признаках.

Так развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Словарный состав речи — это лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка служит целям общения и познания действительности. Поэтому наиболее существенным является вопрос об усвоении ребенком грамматического строя речи, которое начинается на втором году жизни [19].

Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок уже понимает содержание небольших литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом или с ситуацией и предметами, воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений.

Таким образом, можно выделить основные особенности развития речи в раннем возрасте:

— развитие словаря связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

— формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

— формируется обобщающая и регулирующая функция речи;

— появляется ситуативная речь и описательная речь;

— речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

— формируется слушание и понимание художественных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт [15].

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия.

Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Ребёнок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребёнка, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития. Слушание художественных произведений наряду с творческими играми имеет важнейшее значение для формирования этого нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. Четкая фабула, драматизированное изображение событий способствуют тому, чтобы ребенок вошел в круг воображаемых обстоятельств стал мысленно содействовать с героями произведения.

В свое время С. Я. Маршак писал в «Большой литературе для маленьких»: «Если в книге есть четкая незаконченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних своих героев и противник других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая, рассудочная последовательность, если вывод из книги не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода фактов, да еще ко всему этому книгу можно разыграть, как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней новые и новые продолжения, то это значит, что книга написана на настоящем детском языке»[16,31].

Л. С. Славина показала, что при соответствующей педагогической работе уже у малыша — преддошкольника можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить ребенка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства. У преддошкольника можно наблюдать лишь зачатки такого содействия и сопереживания героям художественного произведения. Более сложные формы восприятие произведения приобретает у дошкольника. Его восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Деятельность, осуществляющаяся при этом, особенно в начале дошкольного возраста, по психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства воображаемые[3,55-61].

В течение дошкольного возраста развитие отношения к художественному произведению проходит путь от непосредственного наивного участия ребенка в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны.

Итак, дошкольник в восприятии художественного произведения не эгоцентричен. Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.

С 1,5 лет для развития речи малышей начинает проводиться НОД с использованием художественного слова — знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. На основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях, происходит раннее восприятие звуковой культуры речи, когда фонематика еще не воспринимается. Эти художественные произведения передают богатство родного языка, характерное певучесть гласных звуков, мягкость согласных, своеобразное произношение. Они решают такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарат, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.

В этом возрасте воспитатель работает с детьми и индивидуально и группами по 2-6 человек. Перед НОД воспитатели готовят наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач — научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Потому перед НОД воспитатель производить интонационный разбор произведения («дикторские прочтения») и тренируется в чтении вслух.

Малышам воспитатель в основном читает наизусть — потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает — только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы).

Чтение и рассказывание художественной литературы проводится строго по определенному плану (примерно 1 раз в неделю в каждой возрастной группе), в которой учитывается общественно-политические события, время года.

Основное правило организации НОД по чтению, рассказыванию детям литературных произведений — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Мажорное настроение создает воспитатель — на глазах детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Малыши требуют руководства в слушании — вид и голос рассказчика должен говорить, что в данную минуту речь идет о трогательном и забавном. Текст веселого характера воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, нужно объяснять в начале занятия.

После 2 лет (1 младшая группа дошкольников) воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок или ведет рассказ своими словами. На последующих НОД воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Книги способствуют установлению контактов между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю и вне НОД. О содержании книг можно говорить и в их отсутствие — это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов, стихов, народных потешек, песен детьми раннего возраста, где особенно важно систематически организованное рассказывание, приучающее внимательно слушать, понимать и самостоятельно рассказывать.

Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз — как на одном и том же НОД, так и через небольшие интервалы в 2-3 дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять. Усложнение может идти в разных направлениях: увеличивается количество действий, выполняемых персонажами, описывается место действия, разыгрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Для того, чтобы научить ребенка понимать рассказ и вырабатывать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы — затем задавать вопросы и учить отвечать на них позднее — просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае воспитателю нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно, добавляя пропущенное. То уже на 4 году жизни, начиная с простого воспроизведения хорошо знакомой сказки, построенной на повторе, переходят к пересказу маленьких рассказов Л.Н. Толстого (в подготовке важны зрелища, драматизация, индивидуальная работа).

Перед первичным чтением литературного произведения не следует делать установку на запоминание. Важно выразительно прочитать, интонационно выделяя диалоги лиц (помощь в определении отношения к героям и событиям). Беседа по содержанию и форме произведения включает постановку воспитателем продуманных вопросов (на понимание), выяснение того, как автор описывает явление, с чем сравнивает, что больше всего запомнилось, что необычно — для целостного восприятия (единство содержания и формы) — 4-5 вопросов. Перед повторным чтением — установка на внимательное прослушивание и запоминание. В пересказе произведения детьми важна художественно-образная речь, если на НОД дается несколько сказок (рассказов), то дети выбирают и перерассказывают одну по желанию, или дети придумывают продолжение к прочитанному тексту, или сочиняют рассказ по аналогии, или осуществляют драматизацию.

Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия, выделяя 2 периода в их эстетическом развитии[5,123]:

от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства;

после 5 лет, когда искусство (и искусство слова) для ребенка становится самоценным.

На основе особенностей восприятия и выделяются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе младшему дошкольному возрасту характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, в центре внимания главный персонаж. Чаще всего дети не понимают его переживаний и мотивов поступков. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

Круг детского чтения и рассказывания определяется критериями отбора, его группы произведений:

— произведения русского народного творчества и творчества народов мира; малые формы фольклора (загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, частушки, небылицы, перевертыши), сказки.

— произведения русской и зарубежной классической литературы :

А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, Ш. Перро и других.

— произведения современной русской и зарубежной литературы (разные жанры — рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки).

Важная часть профессиональной подготовки воспитателя — заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям и развитие навыков выразительного чтения. В группе младшего дошкольного возраста для лучшего чтения или рассказывания воспитатель делит слушателей пополам.

Эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений.

К.Д. Ушинский говорил, что не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родной груди родного языка [1,201]. Нужно целиком доверяться воспитательным возможностям художественного текста.

Восприятие художественного произведения — сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец и др.)[7,32].

А.В. Запорожец отмечал: «… восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон реальности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел вовнутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях»[7,23].

Оценочные суждения детей дошкольного возраста ещё примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить. При восприятии художественных произведений имеет важность не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев.

Знакомство малыша с художественной литературой начинается с устного народного творчества — потешек, песен, затем он начинает слушать сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, доступные ему рассказы.

Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, нет такого педагогически идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию («был бы тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа тупа»). Тонкий юмор потешек , дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» от упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, наказывая злых.

Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, стихотворения, рассказы, сказки). Рассказываются только прозаические произведения (сказки, рассказы, повести). Потому важная часть профессиональной подготовки — заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, развитие навыков выразительного чтения — способа доведения до всей гаммы эмоций, развитие и совершенствование чувств ребенка.

Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них «второго», истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки).

Е.А. Флерина отметила наивность детского восприятия — дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка[1,201].Художественное восприятие на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

Восприятие художественных произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой реальности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.).

Читайте также:  Воспаление родинок народные средства

Цель литературного образования дошкольников, по словам С.Я. Маршака в формировании будущего большого и талантливого писателя, культурного, образованного человека[8,98]. Задачи и содержание ознакомления определяется на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программе детского сада.

-воспитывать интерес к художественной литературе, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

-формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции, о простейших элементах образности в языке;

-воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведений, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказа, сказки, стиха, развивать поэтический слух.

1.2 Роль фольклора и педагогические требования к работе в развитии словаря детей раннего возраста

Эффективное формирование словаря детей раннего возраста требует оптимальных психолого-педагогических условий. Важным условием является богатство впечатлений, получаемых ребенком. В этом аспекте огромным потенциалом обладает устное народное творчество.

Устное народное творчество — это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. По-другому устное народное творчество называют фольклором, считая одним из средств народной педагогики.

Виноградов Г.С. писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи их воспитания и обучения. Их совокупность и взаимосвязь и дают то, что следует назвать народной педагогикой»[17].

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интерес представляет исследование Павловой Л.Н., кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, где в частности показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего возраста. Автором отмечается, что фольклор — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей[6].

Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский запас; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Все многообразие мира дети воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И. Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети — вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей [12].

К детскому фольклору не раз обращался великий знаток русского языка В.И.Даль при составлении знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 — 1866). А первым сборником детского фольклора, изданным в России, были «Детские песни» (1868), собранные П.А.Бессоновым. Интерес к народной культуре, возникший в начале XIX века и не угасавший на всем его протяжении, способствовал многочисленным публикациям фольклорных произведений, в том числе и детских [22].

Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» или «материнская поэзия». К ней относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Произведения «материнской поэзии» становятся и первым знакомством ребёнка с родным языком: его словарным составом, его ритмикой, его структурными особенностями. Именно эти произведения сопровождают ребёнка в тот период, когда он учится говорить, а потому во многом определяют особенности детской речи и помогают её развитию[5].

В колыбельных песнях слово и ритм неразрывно связаны и одинаково важны: исследователи фольклора отмечают, что, слушая нехитрые напевы, ребёнок впервые знакомится с интонационным и смысловым строем родной речи. Убаюкивая и успокаивая младенца, колыбельная создаёт вокруг него атмосферу тепла, покоя, любви.

Нередко колыбельная обращена напрямую к ребёнку, в ней называется его имя, он — в центре внимания, одновременно герой и слушатель. Как правило, в колыбельной присутствует короткий сюжет и традиционные персонажи- «сренький коток», «серенький волчок». Это не только добрые помощники, часто они способны напугать маленького слушателя:

Одни исследователи объясняют появление таких героев обрядовым происхождением колыбельной: она возникла как магическое заклинание злых сил, от которых нужно уберечь младенца. По другой версии, в появлении страшных персонажей просматриваются первые попытки воспитания: чтобы избежать общения с чем-то пугающим, ребёнок должен послушно уснуть. Впрочем, поэтика колыбельной в целом направлена отнюдь не на устрашение или воспитание, она обусловлена функцией колыбельной — помочь ребёнку уснуть. Отсюда неторопливый ритм, напевная интонация, частые повторы слов и слогов. Характерно также обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов. Колыбельные — это особые песни для самых маленьких, в них раскрывается бережное и заботливое отношение взрослых к только что родившемуся ребёнку [16].

Общение с самыми маленькими детьми сопровождают и потешки — короткие игровые присловья, например, знакомые всем с детства «Ладушки-ладушки»:

В процессе первых игр ребёнок осваивает простейшие движения и навыки, а потешки развлекают его, создают особый ритм и настроение, а также развивают воображение маленького слушателя, предлагая ему осмыслить заданную ситуацию. Потешки выводят ребёнка за рамки его маленького привычного мира; слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции. Кроме того, как и в колыбельных, в потешках просматривается воспитательное начало, но уже не в пугающей, а в шутливой форме:

Кто кашку не ест, молочко не пьёт —

Не менее любимы детьми и пестушки. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Пестушки — это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках [11].

Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.

Так же занимательны для детей игра-качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда ребенок умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей второго и третьего годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире.

Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на, что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне.

Прибаутки — песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения.

Особый вид прибауток — песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное [6].

К жанрам детского фольклора относятся и заклички — вид закликательных песен языческого происхождения, которые отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Редкая детская игра обходится без считалки — небольшого стишка, формы жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — это и элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм:

Русские считалки под различными наименованиями начинают вводиться в научный оборот в первой половине XIX века, но особо интенсивно — во второй половине века и в начале XX столетия. Первым фундаментальным исследованием считалок как фольклорного жанра была монография Г.С. Виноградова «Русский детский фольклор» (1930).

Исследователь указывает на стабильность считалочного репертуара детей, он настаивает, что характерной особенностью считалок является «равнодушие к смыслу». По его мнению, обогащение считалок новыми словами, образами, темами идет не в силу правильного отражения действительности, а «по пути случайных ассоциаций» [21].

Скороговорка — жанр, редко доступный полностью детям раннего возраста. Это фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. речь словарь ребёнок творчество

Пестуньи часто пользуются докучными сказками. Этот термин ввел в научный обиход В.И. Даль. Он же впервые опубликовал эти произведения в 1862 году. Всего пять текстов. Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезвычайный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.

Докучные сказки, оставаясь преимущественно жанром материнской поэзии, широко бытуют и в детской среде. Докучная сказка по форме повествования, по поэтике близка к сказке и присказке (рифмовка), по содержанию и назначению — к поддевке. Сказочное повествование всегда нарушается издевкой. Издевки бывают разного характера. Иногда она довольно безобидна, например, сразу же после начала объявляется, что сказка окончена:

Жил-был старик, у старика был колодец,

А в колодце-то елец; тут и сказке конец.

Иногда в издевке предлагается ждать неведомо как долго: «. кости опять намочили, а когда намокнут, тогда доскажу!» В некоторых текстах издевка грубо оскорбляющая. Но чаще всего издевка состоит в том, что последние слова текста не оканчивают докучную сказку, а служат мостиком к повторению того же текста. Сказка повторяется несколько раз и отбивает у детей охоту к сказкам.

Подрастая, дети сами пользуются докучными сказками, чтобы позабавиться, пошутить над младшими. Охотнее всего используется сказка «Про белого бычка»:

Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Бытуют докучные сказки и в наши дни. Наибольшее хождение имеют следующие тексты: «У попа была собака», «Жили-были два гуся», «Жили-были дед, да баба», «Пришел медведь к броду». Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора [5].

Произведения, с которыми знакомят детей раннего возраста, не исчерпывается приведёнными выше примерами. Жанровое разнообразие позволяет использовать в работе загадки, пословицы и поговорки. Однако, используя данные произведения, педагог должен учитывать возрастные особенности и доступность предлагаемого детям материала.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово может и должно духовно обогатить эту среду.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

2.1 Констатирующий эксперимент

Исследование проводилось на базе Центра развития ребёнка — Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 13 «Радуга».

На практическом этапе работы последовательно решались следующие задачи:

выявить уровень сформированности словаря детей первой младшей группы;

подобрать произведения детского фольклора, интересные и доступные для восприятия детей, разработать конспекты непосредственно-образовательной деятельности;

организовать непосредственно-образовательную деятельность, проанализировать полученные результаты.

Поскольку для детей раннего возраста наиболее актуальной речевой задачей является обогащение словаря детей, мною было принято решение исследовать развитие речи именно на примере уровня сформированности активного и пассивного словаря воспитанников. На первоначальном этапе работы — при проведении диагностики — в исследовании принимало участие 7 детей первой младшей группы.

В соответствии с требованиями программы «Детство» под редакцией Логиновой, на основании методики «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте» Громовой О.Е. мною были подготовлены задания на выявление присутствия в активной и пассивной речи детей имён существительных — названий животных и птиц [12].

По совету воспитателя, работающего в данной группе, детям были предложены картинки с изображениями животных и птиц: кошки, собаки, коровы, мышки, петушка (приложение 1). Для определения уровня развития активного и пассивного словаря детей я предложила малышам следующие задания:

ответить на вопросы по поочерёдно выкладываемым перед ребёнком картинкам: «Кто это?» (Кошечка), «Кто это?» (Собачка) и т.д.;

ответить на вопросы по указанной картинке: «Как кошечка говорит?» («Мяу»), «Как собачка говорит?» («Гав», «Ав», «Тяв») и др.

ответить на вопросы по всем перечисленным картинкам, выложенным перед ребёнком: «Покажи, где собачка?» и др.

из всех представленных картинок предлагали выбрать одну вопросом, типа: «Покажи, кто говорит «Мяу!» и д.т.

В целом каждый ребёнок должен был выполнить 20 выборов. Я предположила, что высоким уровень развития активного и пассивного словаря можно считать при 16 — 20 верных ответах ребёнка; средний уровень:15 — 8; низкий: 7и меньше верных выборов.

Результаты выполнения заданий представлены мною в следующей таблице, где указано количество верных выборов по вопросам:

источник