Меню Рубрики

Воспитание культуры речи средствами народной педагогики

Статья рекомендации для педагогов

«Методы работы над культурой речи у дошкольников средствами народной педагогики»

Рузанова Сусанна Александровна,воспитатель логопедической группы высшей квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения городского округа Реутов « Детский сад комбинированного вида №12 «Березка»

Во все времена общество крайне нуждается в образованных и культурных людях. А в современном мире, полном противоречий, геополитических катаклизмов, национальных преобразований ,формирование адекватной , самодостаточной, разносторонне развитой личности приобретает колоссальное значение. Всё начинается с детства. Поэтому основной задачей в детском саду является активное и целенаправленное приобщение детей-дошкольников к культурным ценностям своего народа.

Хранилищем народной культуры, в первую очередь, является язык народа, который сохраняет память народа, формируя его историческое национальное самосознание. Высокая [1] культура разговорной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием являются самым верным средством и самой надёжной рекомендацией для каждого воспитанника в его будущей жизни.

В настоящее время в языковой практике человека , к сожалению, начинают исчезать лучшие речевые традиции, происходит процесс падения нравов общества, что влечёт за собой упадок общей культуры, и, как следствие , языка. Это выражается в появлении увеличении в разговорной речи просторечных форм, вульгаризмов и жаргона. Первоочередная задача воспитателя — не допускать этого в процессе воспитания дошкольника. Надежда на то, что ребёнок в будущем сам разберётся и овладеет нормированной речью, весьма несостоятельна. На данном этапе остро стоит вопрос овладения детьми дошкольного возраста речью образной, точной ,логичной. Поэтому я считаю, что введение элементов культуры речи в общую систему воспитания дошкольников в логопедической группе, будет серьёзно способствовать решению коммуникативных и социальных задач, окажет влияние на развитие духовного мира ребёнка.

В процессе работы над речью важно учесть тот факт, что лучшие образцы речевой культуры даёт народная педагогика и, в частности , фольклор.

В произведениях устного народного творчества уже заложены положительные нормы, виды народной речи, эстетически обработанные временем. Сам термин «народная педагогика» ввёл в обиход К.Д. Ушинский ещё в прошлом столетии. И это подтверждает, что воспитание такое же древнее, как и сам народ! Он считал, что педагогика, созданная народом, имеет важную воспитательную силу. Сейчас народная педагогика определяется как совокупность накопленных и проверенных практикой знаний, умений и навыков , передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народа. Использование народной педагогики в развитии речи у детей в логопедической группе в целостном комплексе имеет важнейшее значение. Это проявляется в разнообразных формах. Например, знакомство с народными традициями, этикетом, народными праздниками, играми, прикладным народным творчеством, произведениями устного народного творчества, бытовыми условиями жизни народа прежде. А ,главное, как говорил К.Д. Ушинский , должно вестись обучение на родном языке. Обучение, как и умственное воспитание личности, без языка немыслимо. Речь является инструментом развития личности растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, воспитатель одновременно способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для дальнейшего успешного обучения в школе, для творческой деятельности, для развития социально активной личности. Для успешной реализации данной концепции я считаю важным введение в образовательный процесс элементов фольклора, произведений устного народного творчества. С ними хорошо знакомы и взрослые (родители) и дети. Это сказки, поговорки, пословицы, загадки, песни, потешки, игровые заклички. Они сопровождают нас всю жизнь с самого раннего детства.

Обратимся к некоторым видам фольклора , используемых нами в детском саду. Красота и богатство родного слова, прежде всего, раскрывается перед детьми в народных сказках. Сказка, по мнению В.А. Сухомлинского,- активное творчество всей духовной жизни ребёнка, её чувств, фантазий, воли, ума. Но, в первую очередь, сказка – творчество воспитателя, который стремится через красоту родного языка донести до детей духовное богатство народной культуры . А , кроме того, развить у ребёнка интеллектуальные , нравственные и эстетические стороны его души. Яркий и образный язык народных сказок, их дидактически обработанное веками содержание, характер изложения делают сказку запоминающейся , понятной и близкой детям. Благодаря этим качествам сказки, данный вид фольклора стал неоценимым средством воспитания детей. Дети познают богатый колорит народной речи, знакомятся с вековыми традициями, укладом жизни и привычками. Увлекательные сказки хорошо развивают речь детей, особенно в логопедической группе. С помощью сказок дети учатся логически мыслить, обогащается запас слов, улучшается социально-коммуникативная роль ребёнка. Кроме того, в сказках встречается частое использование народных поговорок, пословиц, загадок, что очень развивает интеллектуальный и духовно – нравственный мир ребёнка. Эти виды фольклора содействуют пробуждению у детей любознательности, развитию памяти. Учат анализировать, систематизировать свои знания, обобщать, использовать приобретённые знания.

Следующим этапом в работе с видами фольклора нельзя не отметить знакомство с обрядами, народными обычаями. В дополнение к уже озвученным методам работы добавлю использование в работе форм детского прикладного творчества, знакомство с различными видами народного искусства (рисование, изготовление поделок, макетов, шитьё обрядовых кукол и др.). Всё это вместе является целостной системой воспитания культуры речи через народную педагогику.

Исходя из раскрытых выше вопросов , стоящих перед воспитателем в формировании грамотной, культурной и логической речи у дошкольников, считаю важным использовать элементы народной педагогики в практической деятельности .Целостный и органичный комплекс мер, применяемый в процессе воспитания, приносит определённую пользу в развитии правильной речи у дошкольников.

В решении этих задач неоценимую помощь в нашем детском саду оказывает организация творческого проекта «Русская изба». К радости воспитанников, проведена большая совместная работа по подготовке мини-музея. Собрано достаточно экспонатов: предметов старины, утвари, домашнего обихода, кукол, игрушек, посуды. Выделено небольшое помещение, разработан план деятельности , график посещения детьми мини-музея. В плане работы предусмотрены постановки детских спектаклей, проведения экскурсий, изучение фольклорного материала, изготовление предметов народного прикладного творчества, рисунков и поделок, чтение сказок, заучивание стихов. Реализация проекта « Русская изба» рассчитана на долгое время. В течение всего учебного года дополнением к образовательной деятельности проводится работа по ознакомлению детей с русским фольклором, традициями, обрядами, устным народным творчеством, музыкальным материалом. Участие детей в реализации проекта «Русская изба» активно влияет на процессы формирования культуры речи у детей. Дети читают стихи, активно общаются друг с другом и воспитателем, учатся логически мыслить, выражать своё мнение, развивается память и творческое воображение. В процессе рисования , изготовления различных поделок, предметов прикладного творчества развивается мелкая моторика, координация движений, интеллектуально-мозговая деятельность. Таким образом, по моему мнению, использование самых разнообразных форм и методов в работе над развитием речи у дошкольников в логопедической группе даёт положительные результаты. И, исходя из охарактеризованных выше особенностей народной педагогики, я считаю очень важным и необходимым их использование в практической деятельности воспитателя.

источник

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лашкова Лия Луттовна. Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2000 149 c. РГБ ОД, 61:01-13/1286-1

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания культуры речи детей дошкольного возраста

1.1. Историко-философский подход к изучению проблемы культуры речи 11

1.2. Культура речи как языковое и педагогическое явление 19

1.3. Психолого-педагогические основы воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста 28

1.4. Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников 39

Глава 2. Экспериментальная работа по определению особенностей и уровней культуры речи старших дошкольников

2.1. Состояние педагогической работы дошкольных учреждений по воспитанию культуры речи старших дошкольников 52

2.2. Особенности проявления культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 57

Глава 3. Педагогическая технология воспитания культуры речи старших дошкольников

3.1. Планирование работы с педагогическим коллективом и родителями 69

3.2. Организация педагогической деятельности по воспитанию культуры речи у детей дошкольного возраста 72

3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию культуры речи у старших дошкольников 108

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

При дальнейшем становлении личности высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надежной рекомендацией в общественной жизни и творческой деятельности.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Исследования Ф.А. Сохина /152/ доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной. Поэтому введение элементов культуры речи в общую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.

Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре. В произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала.

Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. доказали, что дошкольный возраст — период наиболее интенсивного становления и развития личности /48, 72, 39/. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи. В старшем дошкольном возрасте, по данным В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, возрастает речевая активность ребенка: запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных синтаксических сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями; учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать

значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Это доказывает, что воспитание основ культуры речи необходимо начинать уже в дошкольном возрасте /168/.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Ф.А. Сохин отмечает, что психолого-педагогические исследования детской речи ведутся в трех направлениях:

— структурном — исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического (А.И. Максаков, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Е.М. Струнина, А.Г. Тамбов-цева, М.С. Лаврик, А.А. Смага, Л.А. Колунова и др.);

— функциональном — исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции (М.И. Попова, Л.В. Ворошнина, Г.Я.Кудрина, О.С. Ушакова, А.А. Зрожевская, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина,

— когнитивном — исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи, особенности детских номинаций, процесс овладения дошкольниками номинативными единицами (Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова и др.).

Анализ данных исследований позволил установить, что некоторые показала тели культуры речи рассматривались отдельными учеными. Так, О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова изучали особенности составления связного повествования

старшими дошкольниками, определяли возможность формирования у детей понятие о развитии сюжета в рассказе, развивали представление о структурных элементах композиции, о типах связи между смысловыми частями текста, между предложениями и внутри них /129/.

Рассматривая развитие связной речи младших дошкольников, Л.Г. Шадрина обращала внимание на то, как дети устанавливают логические и формальные связи, соединяют предложения между собой, какими языковыми средствами при этом пользуются/129/.

Н.В. Гавриш занималась поиском путей формирования связной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы и устного народного творчества /49/.

Предметом научного исследования Л.А. Колуновой являлась точность словоупотребления, понимание смысловых оттенков значений слов, их роли в развитии словесного творчества /86/.

Однако в целом воспитание культуры речи детей дошкольного возраста не являлось предметом самостоятельного исследования, хотя в этом имеется необходимость.

Таким образом, налицо ПРОТИВОРЕЧИЕ между имеющимися потенциальными возможностями в воспитании культуры речи у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием педагогических технологий, необходимых для реализации этих возможностей, что составляет область неизвестного знания, ф содержание которого должно быть представлено в модели работы по воспита нию культуры речи старших дошкольников.

Выявленное противоречие позволило обозначить ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: какова педагогическая технология воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.

Актуальность проблемы обусловила выбор ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: к. «Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной пе дагогики».

В исследование введены ОГРАНИЧЕНИЯ. 1) Нами рассматривается проблема воспитания культуры речи у детей 6-7 лет, это ограничение связано с тем, что в данный период у детей формируется элементарное осознание языковой системы, охватывающее все ее стороны (фонетическую, лексическую, грамматическую). 2) Говоря о культуре речи дошкольников, мы рассматриваем ее как совокупность коммуникативных качеств речи, обращаясь к формированию таких из них, как логичность, точность, выразительность, т.к. они наиболее значимы и формируемы у детей дошкольного возраста. 3) Среди средств на-родной педагогики, необходимых для воспитания культуры речи у старших дошкольников, нами выделено устное народное творчество. Обращение к фольклору обусловлено его развивающим и воспитывающим потенциалом (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и др.).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию воспитания культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики, обеспечивающую эффективность процесса формирования культурно-речевых навыков у старших дошкольников.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает процесс воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является технология воспитания культуры речи у детей 6-7 лет средствами народной педагогики.

В ходе исследования была сформулирована ГИПОТЕЗА, заключающаяся к в том, что воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами на родной педагогики будет эффективным, если:

— культура речи рассматривается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного народного творчества, и уместное их использование в собствен- к ной речи;

— определена технология воспитания культуры речи, учитывающая поэтапное ознакомление детей с загадками, сказками, пословицами и поговорками; применение различных по типу вариантов творческих заданий на основе народной педагогики, обеспечивающая формирование таких коммуникативных качеств речи как логичность, точность, выразительность;

— использован комплекс методов, стимулирующих к самостоятельному использованию загадок, сказок, пословиц и поговорок в собственной речевой

,х деятельности и создающих мотивацию самостоятельного использования

средств речевой выразительности.

В соответствии с целью и гипотезой определены ЗАДАЧИ исследования:

— конкретизировать содержание понятия «культура речи детей старшего дошкольного возраста»;

— установить показатели и критерии сформированности культуры речи старших дошкольников;

— экспериментально проверить педагогическую технологию воспитания куль-туры речи у детей старшего дошкольного возраста;

— определить корреляционные показатели между уровнем сформированности речевой логичности, точности, выразительности и уровнем сформированности культуры речи старшего дошкольника.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются психолого-педагогические + концепции развития речи детей (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубин штейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.); лингвистическое учение о литературном языке как языке нормированном и основах культуры речи (Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов, Б.Н. Головин и др.).

Читайте также:  Народные средства от пролапса митрального клапана

Для решения поставленных задач нами были использованы МЕТОДЫ А ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ психолого-педагогической литературы, наблюде ние, анкетирование, беседа, анализ планов учебно-воспитательной работы вое

питателей, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ В ТРИ ЭТАПА:

Первый этап (1996-1997) — поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.

Второй этап (1998-1999) — опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал, связанный с отбором фольклорных произведений для решения поставленных задач. Работа включала разработку технологии воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап (2000) — заключительно-обобщающий — был посвящен систематизации, апробации, письменному оформлению диссертации, внедрению результатов в практику. Данные, полученные в результате исследования, подвергались статистической обработке.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование осуществлялось на базе ДОУ №24 и № 6 г. Шадринска Курганской области. Исследованием на этапе констатирующего эксперимента было охвачено 102 ребенка 6-7 лет вместе с родителями, 57 воспитателей, из которых 8 выступали в качестве экспертов, на этапе формирующего эксперимента — 30 детей подготовительной к школе группы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в доказательстве возможности формирования культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики и в выявлении критериев, уровней сформированности культуры речи у старших дошкольников.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в конкретизации понятия «культура речи детей старшего дошкольного возраста» и теоретическом обосновании технологии воспитания культуры речи у старших дошкольников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по воспитанию культуры речи детей дошкольного возраста средствами народной педагогики могут быть использованы в системе педагогического просвещения родителей, в системе повышения квалификации работников дошкольных учреждений, при разработке лекционного курса по методике развития речи детей дошкольного возраста для студентов педагогических колледжей и вузов.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается методологическим подходом к решению поставленной проблемы, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, комплексом научных методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, а также наличием данных, свидетельствующих о позитивных изменениях в процессе воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения результатов исследования сообщались на заседании кафедры методик дошкольного воспитания ТТТГГТИ (1998-2000 г.), на II фестивале-конкурсе научно-исследовательского, технического и прикладного творчества молодежи и студентов (Курган, 1999), на региональной научно-практической конференции «Русский язык, литература и культура: проблемы сохранения и развития» (Шадринск, 1999). С изложением отдельных аспектов проблемы автор выступал на заседаниях педагогических советов в ДОУ и перед родителями, на научных конференциях.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Культура речи дошкольников рассматривается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного народного творчества, и уместное их использование в собственной речи.

2. Технология воспитания культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики включает ряд этапов: разъясняюще-мотивационный (обучение правильному пониманию иносказательного смысла образных слов и выражений); теоретически- и практически-развивающий (формирование представления о выразительном потенциале языковых единиц); репродук-тивно-творческий (развитие умения правильного и уместного использования разнообразных образных слов и выражений в собственных, логично построенных речевых высказываниях).

3. Критериями сформированности культуры речи у старших дошкольников являются умение выстраивать композицию высказывания, использование лексических средств, обеспечивающих логическую связь между частями текста (логичность); употребление слов в точном соответствии с обозначаемыми этими словами явлениями действительности (точность словоупотребления); использование интонационных, лексических и грамматических средств выразительности.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Отечество, язык и культура являются важнейшими понятиями, без кото рых трудно себе представить единство народа, живущего в цивилизованной стране. Своими историческими корнями слово «культура» уходит в глубокую . древность (от лат. cultura — возделывание, обработка, усовершенствование). Но его содержание под воздействием различных классово-идеологических воззрений существенно видоизменилось. Смысл этого понятия в настоящее время выходит далеко за пределы своего первоначального значения. По нашему мнению, более близким к правильному следует признать определение культуры, сформулированное в «Философской энциклопедии»: «Культура — это совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащих дальней-шему прогрессу человечества» /173, с. 118/.

Исходя из понимания культуры в широком смысле этого слова, можно выделить следующие, входящие в нее структурные элементы: — продукты материальной и духовной деятельности людей; — умение использовать и потреблять продукты материальной и духовной деятельности, способность практически пользоваться ими; ф — навыки, способы, приемы создания новых материальных и духовных ценностей, творческая деятельность, направленная на приумножение культурных достижений; — как итог — формирование исторического тира личности, выступающего одновременно в роли субъекта и объекта культурного творчества. С историко-материалистической точки зрения, общее понятие культуры в

А сфере общественной жизни охватывает явления как материального, так и ду ховного порядка. В этой связи, наряду с общим понятием культуры, принято различать культуру материальную и духовную. Это расчленение связано с материальной деятельностью человека (материальная культура), а также с процессом и результатом духовной деятельности (духовная культура). Каждый вид имеет свои составные элементы (см. табл. 1):

При анализе духовной культуры общества необходимо учитывать, что в ее состав входят элементы как классового характера, так и общечеловеческого (естественные науки, язык). В развитии данной культуры существует закономерность, которая проявляется в общей зависимости ее от социально-экономического строя общества. Относительная самостоятельность в развитии духовной культуры выражается в таких ее закономерностях, как преемственность, внутреннее взаимодействие различных ее сторон, взаимовлияние культур разных народов.

Преемственность духовной культуры выражается в том, что она на каждом историческом этапе опирается на предшествующие достижения, вбирает из прошлого все необходимое, способное к дальнейшему развитию. Так, современное развитие языка использует и перерабатывает лучшие достижения народной педагогики и, в частности, устного народного творчества.

Внутреннее взаимодействие различных сторон духовной культуры прослеживается в том, что каждая из них испытывает на себе воздействие других, в результате чего происходит общий подъем культурного уровня общества. Примером могут послужить отношения между языком и литературой, философией и естествознанием и др. Помимо этого, в ходе исторического общения народов их культуры постоянно перекрещиваются и взаимообогащаются.

Если взглянуть на культуру под иным углом зрения, она предстанет не только продуктом деятельности человека, но и выражением, раскрытием самого человека. По мнению С.А. Ермакова, «культура есть форма выражения человека, демонстрирующая то, что являет собой человек» /65, с. 40/. В этом проявляется важная роль культуры — быть средством выражения человека.

При рассмотрении данной проблемы важно уделить внимание пониманию предметов культуры. Проблема понимания была обозначена в философском направлении, занимающимся теоретическими вопросами истолкования текстов. Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер значительно продвинули вперед разработку вопросов, связанных с интерпретацией языковых конструкций. Язык в целом письменная и устная речь в частности — вот поле их философского анализа. В результате изучения данных проблем сделан вывод: слово имеет определенное значение, обусловленное связью его с предметом. Поэтому, только постигнув предназначение предметов, можно надеяться на то, что они займут подобающее им место в мире культуры и смогут раскрыть ценности человека /27/.

Первые попытки осмысления феномена языка можно увидеть уже в античной философии — диалоги Платона и «Логос» Гераклита, работы Аристотеля и «Лектон» стоиков. За знаменитым спором средневековых номиналистов и реалистов стоит стремление разрешить вопрос об онтологической природе языка. Однако только в Новое время становится возможным исследования языка как феномена человеческой культуры. Впервые это удалось Вильгельму фон Гумбольдту, создателю деятельностно-энергетической концепции языка. Последняя органично вошла в современную философию культуры, философию языка и антропологию. По Гумбольдту, каждый язык имеет свою «внутреннюю форму», специфическую структуру (грамматический строй и присущие ему способы словотворчества — например, «способ обозначения, именования»), обусловленную «самобытностью народного духа». Понимая язык как орган, образующий мысль, Гумбольдт подчеркивает зависимость языка от мышления и обусловленность мышления каждым конкретным языком, заключающим в себе свою национальную самобытную классификационную систему, которая определяет мировоззрение носителей данного языка и формирует их картину мира. Говоря о том, что, овладевая другими языками, человек расширяет «диапазон человеческого существования», Гумбольдт имел в виду именно постижение при помощи языка — через «языковое мировидение» — картины мира другого народа /57/.

Одной из важнейших функций культуры является сохранение и передача информации от одних поколений к другим. Проходят столетия, но удачно найденные формы человеческого общения, нормы поведения, способы восприятия прекрасного сохраняют свою значимость. Примером может служить народная педагогика, зародившаяся сотни лет назад, но сохранившаяся свои воспитательные возможности до нынешнего времени.

Воспитание культуры речи детей дошкольного возраста — явление сложное и малоизученное. В связи с этим необходим его всесторонний анализ: представляется важным вскрыть сущность понятия «культура речи», принять дидактически целесообразное его определение, выявить основные положения теории культуры речи, установить место этой проблемы в педагогической литературе.

Сравним наиболее распространенные в современной науке о языке определения данного понятия.

В словарно-энциклопедической литературе термин «культура речи» толкуется как владение нормами литературного языка, а также как умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. В данном определении культура речи включает в себя такие качества, как точность, ясность, чистота. Эти качества речи предполагают достаточно высокий уровень общей культуры человека, развитую культуру мышления и сознательную любовь к языку /116/.

Д.Э. Розенталь рассматривает данное понятие как нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период. К культуре речи он относит также соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений /141/.

По мнению Л.И. Скворцова, овладение культурой речи предполагает усвоение определенной суммы языковых знаний, навыков, изучение норм русского литературного языка. При этом Л.И. Скворцов отмечает, что литературный язык является «обработанным», он отточен и отшлифован многолетним употреблением образованных людей, вырос и сформировался на народной основе /144/.

Под культурой речи Л.А. Введенская понимает «совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом кон кретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей» /37, с. 65-66/. К ним она относит богатство (разнообразие) речи, ее чистоту, выразительность, ясность и понятность, точность и правильность.

М.И. Ильяш в терминологическом словосочетании «культура речи» выделяет три основных значения:

1) культура речи — владение литературными нормами, умение пользоваться языковыми стилистическими средствами и приемами с учетом условий и целей коммуникации;

2) культура речи — это упорядоченная совокупность нормативных речевых средств, выработанных практикой человеческого общения, оптимально выражающих содержание речи и удовлетворяющих условия и цели общения;

3) культурой речи в настоящее время называют самостоятельную лингвистическую науку.

Среди коммуникативных качеств речи М.И. Ильяш выделяет правильность, точность, логичность, чистоту, богатство и разнообразие, выразительность и образность, краткость и уместность /79/.

Мы исходили из определения Б.Н. Головина, который, предварительно изучая понятия «язык», «речь», «речевая деятельность», определяет культуру речи как совокупность и систему коммуникативных качеств /53/. Коммуникативные качества он рассматривает в различных соотношениях: 1) в соотношении «речь — язык» рассматриваются правильность, чистота и богатство; 2) «речь — мышление»: точность и логичность; 3) «речь — сознание»: выразительность, образность, уместность, действенность; 4) «речь — действительность»: точность и логичность; 5) «речь — ее адресат»: доступность, действенность; 6) «речь — условия общения»: уместность.

Одним из важных качеств культурно развитой речи является логичность. Этим качеством оценивается характер смысловых сцеплений единиц языка в речи с точки зрения их соответствия законам логики и правильного мышления.

М.И. Ильяш рассматривает проявление логичности в точности употребления слов и словосочетаний, в правильном построении предложений, сверхфразовых единств и большого текста, в смысловой и композиционной законченности высказывания /79/.

По мнению Б.Н. Головина, для овладения логичностью речи необходимо, во-первых, овладение логикой рассуждения, во-вторых, знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры. При этом ученый выделяет два вида логичности (см. рис. 1).

Состояние педагогической работы дошкольных учреждений по воспитанию культуры речи старших дошкольников

Экспериментальная работа проводилась в детских садах № 24 и № 6 г.Шадринска. Испытуемыми были дети подготовительных групп в количестве 102 человека и их родители. В эксперименте принимали участие 57 работников дошкольных учреждений г. Шадринска.

Изучение особенностей воспитательно-образовательной работы по воспитанию культуры речи в дошкольных учреждениях и в семье проводилось с помощью анкетирования педагогов и родителей, а также анализа педагогической документации.

Для составления анкеты педагогам были использованы, в основном, вопросы открытого типа: 1. Считаете ли Вы необходимым воспитывать культуру речи у детей дошкольного возраста? С чем это связано? 2. Что Вы вкладываете в понятие «культура речи»? 3. Назовите методы и приемы воспитания основ культуры речи детей старшего дошкольного возраста. 4. Какие задания Вы могли бы предложить для воспитания основ культуры речи старшего дошкольника?

Результаты анкетирования воспитателей показали, что 98% педагогов считают актуальным постановку проблемы культуры речи детей дошкольного возраста. Они связывают это «с дальнейшим воспитанием и развитием личности», «с расширением словарного запаса и общением», «с влиянием культуры речи на интеллект ребенка». Было отмечено, что «идет засилье вульгарности», «современные дети используют зачастую грубые пошлые выражения», «не умеют правильно задавать вопросы и грамотно высказывать свою мысль».

Понятие «культура речи» 82% воспитателей определяют как правильность речи и лишь 18% отметили использование выразительных средств, делая акцент на интонационную сторону. На самом деле, выразительность речи характеризуется не только интонационными особенностями, но и лексическим содержанием, грамматическим разнообразием.

На вопрос «Какие задания Вы могли бы предложить для воспитания основ культуры речи старших дошкольников?» 30% опрошенных педагогов предложили для воспитания речевого этикета («Минутка вежливости», «Назови волшебное слово», «Вежливо задай вопрос прохожему» и др.). 9% затруднились изложить какие-либо задания. Остальные предлагают решить какую-нибудь ситуацию, инсценировку фрагмента литературного произведения, подбор антонимов и синонимов к словам и др.

Лишь 12% педагогов обратились к использованию устного народного творчества (пословицам, поговоркам, загадкам, скороговоркам, сказкам и др.).

Резюмируя изложенное, можно сказать, что вопрос воспитания культуры речи признается актуальным педагогами ДОУ. Тем не менее в практической деятельности воспитателей не в полную меру используются возможности народной педагогики, в частности, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Для того, чтобы проводимая работа была результативной, целесообразно расширить представления педагогов о понятии «культура речи» и критериях культуры речи, а также о средствах народной педагогики, используемых для воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

В анкетах для родителей были предложены следующие вопросы: 1. Каким бы Вы хотели воспитать Вашего ребенка? 2. Соответствует ли речь Вашего ребенка требованиям культуры речи? Почему вы так думаете? 3. Какими умениями должен обладать Ваш ребенок, чтобы достичь высокого уровня культуры речи? 4. Как Вы воспитываете у ребенка культуру речи? Используете ли при этом возможности народной педагогики? 5. Из каких источников Вы получаете знания о воспитании культуры речи для своего ребенка?

Читайте также:  Народные средства для волос пивом

Результаты анкетирования родителей анализировались нами по следующим критериям: — понимание родителями роли культуры речи в развитии личности ребенка; — наличие и характер представлений о содержании и структуре культуры речи; — умение адекватно оценивать уровень сформированности культуры речи своего ребенка и обосновать используемые методы ее воспитания.

Анализ анкет показал, что ценностные установки родителей направлены, в основном, на нравственные качества: отзывчивость, доброту, заботливость, честность — 42%. Существенное место в анкетах отводится отношению к делу, трудолюбию — 21%) и умственным качествам — 17%. Некоторые родители дают неопределенные характеристики желаемым качествам своего ребенка («хорошим», «воспитанным», «хорошим человеком» и др.) — 12%. Культурная, развитая речь как желаемое качество выделяется в 8% анкет. Такой результат ответов указывает на то, что родители среди качеств, которые они хотели бы воспитать у своих детей, почти не называют культуру речи. Это дает основание говорить о том, что воздействия родителей на культуру речи дошкольников будут недостаточными для ее дальнейшего воспитания.

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры речи строилась на основе теоретических положений и результатов констатирующего этапа исследования и была

Выше перечисленные задачи конкретизировались в ходе формирующего эксперимента на разных этапах реализации направлена на решение следующих задач: 1) Обучать правильному пониманию обобщенного иносказательного смысла образных выражений в сказках, загадок, пословиц и поговорок. 2) Формировать представления о языковых средствах создания обобщенного иносказательного смысла в произведениях фольклора различных жанров. 3) Развивать умение использовать разнообразные образные средства в собственных речевых высказываниях.технологии воспитания культуры речи. В своем исследовании под педагогической технологией мы понимаем систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного воспитательно-образовательного процесса /В.П. Беспалько/, элементами которого являются педагог, ребенок, их цели и мотивы, содержание образования, методы, средства, формы организации обучения и воспитания. 3.1. Планирование работы с педагогическим коллективом и родителями

Реализация технологии потребовала единства со стороны всех воспитывающих ребенка взрослых, поэтому начало формирующего эксперимента по воспитанию культуры речи у старшего дошкольника предполагало соответствующую теоретическую подготовку воспитателей и родителей (см. табл. 8, 9).

Как видно из представленных планов работы с педагогами и родителями, в структуру подготовки взрослых к взаимодействию с детьми входило несколько компонентов: мотивационный, содержательный, организационно процессуальный. Для эксперимента необходимо, чтобы родители и воспитатели одинаково понимали проблему, правильно интерпретировали культуру речи ребенка, выступали в единстве. Поэтому первоначально теоретическую подготовку проходили педагоги, а затем они осуществляли работу с родителями.

Опытно-экспериментальная работа является важным этапом исследования. Она позволяет экспериментально установить достоверность и корректность концептуальной модели использования средств народной педагогики с целью повышения уровня культуры речи старших дошкольников. В этом процессе проверяется и достоверность всех педагогических условий функционирования концептуальной модели.

Формирующий эксперимент проводился на базе подготовительной группы детского сада № 24 г. Шадринска. Экспериментальным исследованием были охвачены дети в количестве 30 человек.

Цель формирующего этапа исследования заключалась в экспериментальной проверке на практике эффективности разработанной технологии, определении наиболее оптимальных педагогических условий, способствующих активизации процесса воспитания культуры речи детей средствами народной педагогики.

Анализ теоретических положений, представленный в первой главе, а также выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили нам разработать педагогическую технологию процесса первоначального воспитания культуры речи дошкольников средствами народной педагогики. В разработке данной технологии мы опирались на тезис о том, что работа в данном направлении не должна сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний. Представлялось важным формировать у старших дошкольников эмоциональную отзывчивость на воспринимаемые произведения устного народного творчества, способность точно употреблять слова и логично строить свои высказывания, умения оперировать образными выражениями в собственной речевой деятельности. Такой подход к проблеме позволял наиболее эффективно использовать воспитательные возможности народной педагогики, развивать личность ребенка не только интеллектуально, но и духовно. В связи с этим, опытно-экспериментальная работа носила поэтапный характер. Этапы и последовательность ее таковы:

Первый этап (разъясняюще-мотивационный) — ознакомление с жанром фольклора, формирование правильного понимания обобщенного иносказательного смысла загадок, образных слов и выражений в сказках, понимание пословиц и поговорок и правил их употребления; а также осознание логичного композиционного построения текста русских народных сказок. Второй этап (теоретически- и практически-развивающий) — формирование представлений о языковых средствах создания обобщенности и иносказательности используемых в работе жанров фольклора. Третий этап (репродуктивно-творческий) — обучение адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в соответствующих коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях. Первый этап работы был направлен на решение следующих задач: 1. Развивать внимание и интерес детей к жанрам фольклора (загадкам, сказкам, пословицам и поговоркам). 2. Формировать их эстетическое восприятие. 3. Формировать правильное понимание обобщенного иносказательного смысла данных видов фольклора и логичного построения сказок.

источник

Дата публикации: 13.10.2015 2015-10-13

Статья просмотрена: 394 раза

Федаева Т. И., Балыкова К. А. Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/archive/100/22518/ (дата обращения: 01.10.2019).

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка становления и развития речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Гарантия успешного обучения будет выше, если речь ребенка будет развита. Ребенок усваивает родной язык прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих.

Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа.

Термин «народная педагогика» в научный обиход ввел К. Д. Ушинский еще в прошлом столетии, подтверждая, что воспитание такое же древнее, как и сам народ. Он считал, что педагогика, созданная народом и основанная на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа [3, с. 51].

Одной из форм использования народной педагогики в современных условиях является обучение на родном языке, который по праву считается самым первым, самым главным, самым сильным непревзойденным представителем народного воспитания. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро. Обучение, как и умственное воспитание личности, без языка немыслимо.

В решении задач речевого развития неоценимую помощь может оказать фольклор или произведения народного творчества, в которых народный опыт уже отобрал самые естественные и необходимые формы развития речи. С произведениями устного народного творчества хорошо знакомы и взрослые, и дети; они сопровождают нас на протяжении всей жизни.

Фольклор для детей рассматривается как обособленная область народного творчества. Это сумма определенных методических приемов, облеченная в художественную форму. В фольклоре учтено все: психология детей, основные законы детской логики и восприятия, а также законы речевого развития ребенка; в фольклоре, как и в природе, все развивается от простого к сложному.

Обратимся к некоторым жанрам фольклора.

Красота и богатство родного слова, прежде всего, раскрывается перед детьми в народных сказках.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [1, с.141].

Народной сказке, по возможности не прочитанной, а образно и художественно рассказанной, важное место уделяла Е. И. Тихеева. Она отмечала влияние сказок на культуру речи детей: «Присущая сказке необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор культуры речи детей». Из изобилия материала народного творчества Е. И. Тихеева отбирала более доступное для детей, особенно если образы живого слова при этом были связаны с личными воспоминаниями и переживаниями детей, их опытом [3, с. 52].

Доступные и увлекательные по содержанию народные сказки развивают речь ребенка, пришедшего в дошкольное учреждение с небольшим запасом слов и неустойчивым вниманием. С их помощью дети учатся логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Они входят в мир сказок и сопереживают вместе с их положительными героями. Воображая себя на месте героя, они думают о собственном поведении, своих поступках.

Одним из качеств народных сказок является выразительность их языка. Показатели выразительности на лексическом уровне – это сравнения, метафоры, постоянные эпитеты общефольклорного характера, характеризующие нравственные качества персонажей сказок, их поступки, внешность, дающие оценку поведения. Средства художественной выразительности сказки способствуют более действенному вовлечению ребенка в развитие сюжета, более активному сопереживанию. Старшие дошкольники совместно с воспитателями составляют «Альбом рисунков по мотивам народных сказок». Дети могут назвать и пересказать знакомую сказку воспитателю, друг другу, родителям; сочинить сказки на новый лад: «Приключения колобка»; «Теремок». А затем проиллюстрировать эти сказки. Ребята с удовольствием принимают участие в этом занимательном творческом процессе.

Не менее ярким жанром фольклора являются загадки. Они содействуют пробуждению у ребенка любознательности, развитию памяти, учет анализировать, систематизировать свои знания, обобщать, использовать накопленный опыт. Благодаря своему познавательному содержанию, загадки весьма популярны в детской среде и поддерживают живой интерес к живому слову. Нередко, разгадывая загадки, дети по аналогии с ними придумывают новые. Лаконичность языка загадок, образность, занимательный характер содержания, богатый словарный запас, рифмы и ритмы – все это вызывает интерес и стремление у дошкольников к изучению красоты поэтического слова.

Загадке присуща метафора – перенос признака одного предмета на другой на основе их сходства (например, «Бежит конь вороной, много тащит за собой» – паровоз). Переход от образного сравнения к метафоре происходит посредством творческого синтеза, в результате которого сравнение сокращается на один из элементов, что делает загадку лаконичной. Дошкольники знакомятся с тремя элементами сравнения (то, что сравнивается; то, с чем сравнивается; то, на основе чего сравнивается) и на основе этих знаний пытаются создать собственные сравнения в речевых высказываниях [4, с. 161].

При отгадывании загадок необходимо ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна.В совместной деятельности с детьми можно создать альбом любимых загадок.

В полной мере особенности русского фольклора проявляются в его малых жанрах – пословицах и поговорках.

К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.

Поговорка – это образный, выразительный по своей форме элемент суждения. Чаще всего это «метафора»: «душа в пятки ушла», «мастер на все руки». Не реже это сравнение: «как гром среди ясного неба», «мчится как угорелый». Подчас поговорка звучит как гипербола: «проще пареной репы», «в трех соснах заблудился». Есть среди поговорок большое количество словосочетаний, которые называются идиомами: «зубы на полку», «кровь с молоком».

Главное предназначение всех этих изречений – придавать разговорной речи красочность, эмоциональную выразительность, образность.

К поговоркам близки пословицы. Пословицу от поговорки отличают логическая законченность суждения и наличие обобщающего поучительного смысла.

В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления («вещий сон не обманет»); особенности крепостной жизни («вот тебе, бабушка, и юрьев день»); события вражеских нашествий и войн («пусто, словно Мамай прошел»); храбрость, мужество и героизм народа («смелость города берет», «волков бояться, так и в лес не ходить»). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд («без дела только небо коптить», «труд кормит, а лень портит»), выражается чувство глубокого достоинства человека («гол, да не вор», «денег ни гроша, да слава хороша», «беден, да честен»).

Свойство народных пословиц – сжато и понятно выражать мысль – достигается особой структурой и художественным оформлением. Звуковое, ритмическое, интонационное мастерство пословиц, соединяясь и мимикой и жестом, театральностью, свойственным исполняющему ее, способно повлиять на чувственно-эмоциональную сферу человека, что немаловажно и в нравственном воспитании [2, с. 253].

Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Из множества русских пословиц и поговорок мы выбрали те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учатся понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Приведем пример такой ситуации. Дети играют, а один мальчика скучает и постоянно спрашивает, когда за ним придет мама. Я говорю: – «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и попросила его собрать игрушки в коробку. Ребенок охотно приступил к делу. А после того, как работа была закончена, похвалила и спросила, почему так говориться. Таким образом, дети понимают смысл пословиц и результат своего труда.

Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Большой раздел устного народного творчества русского народа составляет народный календарь. Полезно с детьми организовать календарно-обрядовые праздники («Праздник Осени», «Рождество», «Масленица»), а также литературные развлечения (игру-викторину, литературный КВН, игру-соревнование, игру-путешествие). Данная непосредственно образовательная деятельность позволит использовать произведения фольклора различных жанров, сочетание различных видов деятельности.

Отсюда вывод, что все перечисленные жанры фольклора могут послужить богатым языковым материалом при формировании культуры речи детей дошкольного возраста.

  1. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
  2. Набок, И. Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Л. Набок. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  3. Рябова, И. Г. Народная педагогика и формирование толерантности в деятельности известных просветителей / И. Г. Рябова, А. П. Орлова // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 2. – С. 50–56.
  4. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика: учебник и практикум: учеб. для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. – М.: Юрайт, 2014. – 333 с.

источник

1) Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

2) формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослым и сверстником;

Читайте также:  Народные средства снижения алт в крови

3) складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;

4) формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

5) появляется ситуативная речь, понятная из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

6) возникает описательная речь;

7) ребенок воздействует с помощью речи на себя и взрослого;

8) речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, предложения, желания;

9) формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

Работая с детьми 2-го и 3-го года жизни придерживаюсь мудрого суждения Януша Корчака – Каждый ребенок – это особый мир, и показать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания. ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слушать биение сердца близкого ему человека который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймет.

Для возможности использования средств народной педагогики и более эффективного развития речи детей предметно-пространственная организация помещения служит интересам и потребностям каждого ребенка, оформлена в стиле «Деревенька» а ее элементы (оборудование, игры, игрушки, дидактический материал и прочее) – их развитию.

Так как у детей формируется умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку, координированное движение рук и ног, расположила пособия: ребристую доску, воротца, крупный модульный конструктор, скамеечку, так, чтобы дети как бы случайно натыкались на них, удовлетворяли свою потребность в активном движении, конструировании и самостоятельной организации окружающей среды (т.е. создают сооружения для игр, например: «Водитель автобуса», «Паровоз» и т.д.).

Игровые замыслы и действия детей этого возраста носят ситуативный характер (по ситуации), поэтому в группе есть такие игровые уголки как «Дом (горница)», «Парикмахерская (цирюльня)»; «Я врач (доктор) больница (лечебница)», «Гараж», «Я солдат» «Я строитель», «прачечная», запасник ценных вещей ряженье, альбомы для рисования и детские книжки живут в замечательном бабушкином комоде. В этом уголке живут такие предметы: буфет с кукольной посудой, из соломки сделанные тарелки для фруктов, конфетница; крынка глиняная для молока; рушник, вязанные крючком салфетки. Круглый стол и табуреточки; зыбки кроватки, а стена у которой стоит уголок, оформлена вышитыми салфетками, видочек с церквушкой и общегрупповой фотографией, на полу тканные кружки и настоящие лапти из лыка.

Для развития речи использую разные предметы и жизненные ситуации, режимные моменты и т.к. групповая ячейка имеет стандартно-типовой набор помещений; раздевалку, буфетную – легко воспитывать в детях к. г. н. и развивать их речь.

Таким образом, погружая детей в речевую среду на занятиях и в повседневной жизни, не требует от них ничего в замен.

Разговариваю с детьми много и целенаправленно в течение всего дня, обо всем, четко, ясно, понятно, доброжелательно, используя в своей речи невозможные средства народной педагогики. Волшебные сказки и сказочные куклы живут в тереме. Дети любят этот уголок т.к. учатся здесь отличать добро от зла, познавать, что такое хорошо и что такое – плохо:

  • на качелях, установленных в группе, дети расслабляются, наблюдают друг за другом со стороны.
  • на пассивных резных деревянных скамейках дети сидят и слушают сказки, рассказы, песни и т.д. пытаются сами друг другу что-то рассказывать и показывать.
  • также в группе живут музыкальные инструменты, магнитофон с помощью которых также восполняют свои эмоции и действия, эти вещи установлены на красивой полочке – этажерке.
    • Анализ уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста

В группе есть замечательный уголок природы. Чтобы цветы не погибли и радовали нас всех, учу детей ухаживать за ними. Так как особенностью этого периода являются восприятие (зрительное, слуховое, осязательное, тактильное) другими словами развитие сенсорики ребенка, с этой целью подобраны дидактический материал и игрушки которые учат сравнивать и подбирать предметы по форме, цвету, величине, вещи, развивающие мелкую мышцу рук – это: шнуровки, волчки, мозаика, застежки, наборные матрешки, пирамидки, лего-кубы мелкий конструктор и т.д.

Анализируя уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста, условно в процессе овладения ребенком речью можно отметить несколько уровней – этапов.

1-й уровень – подготовительный – происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела – коры головного мозга и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (язык, губы, мягкого неба и др.).

На 1-ом году жизни у малыша одновременно с развитием головного мозга (он является основным регулятором деятельности) развивается физический и фонематический слух (ему принадлежит ведущая роль).

1) следует за звуком (т.е. прислушивается);

2) отыскивает взглядом источник звука;

3) поворачивает голову к говорящему;

4) проявляются голосовые реакции (издает звук, слоги, звукосочетания).

В 2-3 месяца – появляется гуление.

Взаимоотношения на основе эмоционального общения т.е. на улыбку – ответ улыбка, на речь взрослого – произнесение звуков, слов – звукосочетаний.

Начиная со 2-го полугодия – четкие звуки: а, у, и, п, б, м, к, т, и др. Играя со звуком (звукосочетаниями) ребенок упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному освоению звуков в дальнейшем. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для его дальнейшего развития.

Таким образом, 1-й год жизни – подготовительный уровень развития речи общение – взрослый + ребенок на основе эмоций.

Развиваются – слух, и зрительные анализаторы.

Развивается понимание речи: развивается интенсивно-артикуляционный аппарат.

2-ой уровень – развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов.

Возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослого, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С 1-х месяцев до 2- го года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Это связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление, например: пришла мама; с внезапным появлением хорошо знакомой игрушки; красочной картинки. Разные игрушки, предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом (упрощенным или звукоподражательными словами). Понимание опережает активную сторону речи. По просьбе взрослого может найти среди группы предметов знакомую ему игрушку, а в 1 г . 3 м . он в состоянии выполнить простые действия несложные поручения. До 1 г . 6 м . – фразовая речь отсутствует, эту функцию выполняет словопредложение (просит машинку произносит: би-би). Фразы возникают когда словарь активный достигает ≈ 40-60 слов. К концу 2-го года жизни активный словарь быстро пополняется. Количество слов ≈ 100-300, но у разных детей колеблется (чаще – существительные, это предметы ближайшего окружения и игрушки, реже – глаголы, наречия чаще – прилагательные и только к концу 2-го года жизни – большой, маленький) объем словаря зависит от того как с ребенком общаются, а качество – от того какие слова говорят взрослые в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов. На 2-ом году жизни дети четко начинают произносить гласные звуки А, И, У, О, но Ы и Э заменяют на И и Г; большинство согласных не произносят или неверно, заменяя их на более простыми в артикуляционном отношении звуками. Твердые согласные заменяют на мягкие (дай – дяй; санки – сянки). Отсутствуют шипящие и звуки Л и Р. Упрощают произношение слов (молоко – моко). На этом уровне у детей еще недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой вдох очень слабый, поэтому голос недостаточно громкий. Может менять интонацию голоса, например, выражать свою просьбу требовательным тоном.

Таким образом, несовершенство произносительной стороны речи:

  • неправильное произношение большинства звуков разного языка;
  • смягчение отдельных согласных;
  • нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков;
  • неумение точно сохранять слоговую структуру слова;
  • у некоторых детей, как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произношение слов, звуковых (согласные + гласные).

К концу 2-го года жизни – речь средство общения, но для нее характерно: бедность слов запаса, частое облегчение (бай-бай, т.е. спать); употребление лишних игрушек и предметов, с которыми постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

3-ий уровень – переход к фразовой речи.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами Где?, Когда?, Зачем? Куда? и т.д. Дети понимают, когда говорят не только о том, что свершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти. Увеличивается словарь в 3-4 раза ≈700-1000 слов. Преобладают в словарном запасе существительные – 60%; глаголы – 25-27% и меньше всего прилагательные – 10-12%. Широко используются местоимениями, предлогами (чаще «в» и реже «за», «из»). В этом возрасте у детей в речи преобладают слова – названия, в собирательные существительные пока отсутствуют (посуда, мебель, животные, одежда и т.д.) Все реже употребляют облегченные слова (ав-ав). Осознают звуковую сторону слова, придумывают сами слова, например, «мазелин – вазелин». Сходные по назначению предметы или объекты – путают, например, ботинками называют и туфли и сандали, почти не называют детали, части предметов. Развернутые фразы еще не строит, но узнает и называет знакомые предметы на картинках, называет действия (девочка играет). Ответы у детей – из простых предложений, но все чаще появляются дополнения (мальчик сидит на стуле). К концу года свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но речь носит пока еще ситуативный характер. Воспринимают небольшие по объему и близкие жизненному опыту стихи, сказки, рассказы, при неоднократном им чтении их – могут запоминать наизусть. Самостоятельно построить связный пересказ дети, как правило, не могут (хотя некоторые справляются с таким заданием) [5, с.10].

Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего их речь в целом не всегда понятна окружающим. Твердые согласные заменяются по артикуляции мягкими (дяй – дай, дюк – тук, тюба – шуба). Причем такая замена обнаруживается лишь в определенных группах звуков т.д.с.з. (т.е. переднеязычных) и почти не наблюдается при произнесении губно- губных (п, б, ш) и губно-зубных (в, ф) согласных. Многие дети заменяют Ы на И, Х на К (хлеп – хлеб). Звук Ц отсутствует – замена на ТЬ или СЬ (некоторые произносят правильно). Звуки Л, РЬ, Р иногда заменяют звуком Й (йук – лук, йека – рейка, бойно – больно).

Не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка (во время обеда, когда спят дети).

Положительный фактор этого уровня – подражание. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыши укрепляют и артикуляционный аппарат.

4-ый уровень развития речи – Монологическая речь, правильное грамматическое ее оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов (на 5-7 году жизни, а пока . 4-й год). Ребенок начинает высказывать простейшие суждения о предметах, явлениях, устанавливает зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3-й года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

Свободно входят со всеми в контакт. Инициатива общения исходит от ребенка. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или кем-либо имеет свое название, т.е. обозначается словом. Возникают вопросы: «Что это?», Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». Словарный запас ≈ 1500-2000 слов. Использует в речи: 1) существительные; 2) глаголы; 3) прилагательные; 4) местоимения; 5) наречия; 6) дополнения; 7) появляются числительные; 8) предлоги и союзы. В предложениях использует однородные члены предложения.

В этом возрасте дети еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова; неправильно употребляют падежные окончания (Мама «окны» мыла). При образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания –ов, -ев на другие склонения (дом – домов; ручка—ручков). Ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных (а у меня на «пальте» нет пуговицы). В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Не может ребенок 4-го года жизни самостоятельно описать содержание лиц или перечислять действия которые они совершают имея хорошую память воспроизводят стихи, сказки, потешки. Происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата. Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных. Начинают правильно произносить звуки Э, Ы, Х. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р – пока еще заменяют на Ш на С; Ч на Ц; Щ на Е («сенок» – щенок), Л и Р – на Й или Ль; С на Ш («капушта» – капуста) – такие замены наблюдаются в новых словах. Не всегда может менять громкость и высоту голоса, темп речи. Могут неправильно употреблять ударения, укорачивать многосложные слова.

Совершенствуется речевой слух ребенка. Не смотря на то, что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильности в произношении и у своих сверстников, но еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов («лепа» — репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова (би-би – гудит машина; пи-пи – пищит мышонок).

Новое – это хорошо забытое старое – так говорится в народе. По опыту, что средства народной педагогики, вовремя сказанное в той или иной ситуации, приносят детям много радости, удовольствия, дают детям определенные знания, развивают их движения, закрепляют какие-то определенные навыки самообслуживания, способствуют развитию образного мышления и конечно же обогащают речь. Опираясь на убеждение, что ребенку спокойно, комфортно там, где его уважают и любят, где вокруг малыша богатый, яркий и доступный мир предметов и, т.к. мы – русские люди, пришла к решению оформить группу в деревенском стиле, где очень много вещей сделаны из самого теплого и благородного, экологически чистого материала – дерева с применением – выпиловки. Конечно все это не только вызывает какое-то определенное чувство, но и радует глаз, душу.

Как и взрослые люди, все дети очень разные. Можно встретить детей самого разного темперамента, поведения и характера. Одни дети довольно общительны как например Кристина, Павлуша, Виталик – легко вступают в диалог со взрослыми, другие внешне замкнуты, нерешительны, например: Сергей, Катя, Таня. Есть дети непоседы, шумные, энергичные – Власенко Степашка, Белоусов Никита. Если детки медлительные спокойные, которым нравится подолгу сидеть рассматривать книжки, или в уединении играть с куклами; например Лиза, Настя. А есть и обидчивые, плаксивые, которые ждут появления родственников.

И чтобы создать благоприятную, эмоциональную обстановку в группе, дл

источник