Меню Рубрики

Воспитание патриотизма средствами народного творчества

Патриотическое воспитание средствами народной культуры в образовательном процессе представляет собой критерии самооценки на качественно новой основе социальной позиции, т.к. идет процесс становления нового поколения российских граждан. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека».

Нами выбрана данная тема исследования в связи с тем, что развитие личности в Дагестане и патриотическое воспитание происходит с приобретением дагестанцами общественно-исторического опыта. Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, культуре, обычаях, обрядах, литературе, музыке, искусстве, передаваемых из века в век как духовное богатство. Народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречен на гибель. Национальные традиции и культура обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством патриотического воспитания. Образовательные школы многих регионов России функционируют в полиэтнической среде и характеризуются многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных национальных культур, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что молодежь надо воспитывать на героическом прошлом нашей страны.

Патриотизм как качество личности человека проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, литературе, языку, культуре и лучшим традициям своего народа.

Патриотическое воспитание — это часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, опирающаяся на общечеловеческие ценности: жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности. Оно направлено на воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Воспитание в них устойчивых норм патриотического поведения, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, к языкам, традициям и культуре народов, проживающих в Российской Федерации [5].

В кандидатских и докторских диссертациях, посвященных патриотическому воспитанию школьников (С.А. Алиева, С.Т. Алиева, М.Ч. Алирзаев, А.Н. Вырщиков, Р.К. Гусейнов, Т.М. Шашло, А.Ю. Рустамова), недостаточно освещены средства, формы и методы использования средств народной культуры у дагестанцев в образовательном процессе [5].

В последнее время многие ученые, идеологи, духовные лидеры начинают обращаться к исследованию проблемы духовно-нравственного формирования личности на основе ценностей православной и мусульманской народной культуры. Формирование духовно-нравственных потребностей личности сформировал С.А. Шмаков, духовно-нравственным развитием личности школьников занимались А.П. Савченко, Н.Е. Щуркова и многие другие.

Анализ научно-методической литературы, посвященной патриотическому воспитанию школьников в образовательном процессе, выявил ряд проблем, связанных со средствами народной культуры, как недостаточно разработанных.

Цель исследования: изучить влияние средств народной культуры в патриотическом воспитании школьников в образовательном процессе.

Мудрость наших предков свидетельствует о том, что воспитание горцев всегда осуществлялось на основе народной морали. У детей с ранних лет воспитывались нравственно-волевые качества: смелость, решительность, стойкость, несгибаемость, воля, любовь, преданность своему народу и отчему дому. Примеры старшего поколения в бою и трудностях, их героические и трудовые подвиги — всегда учили школьников и молодежь быть мужественными, не терять силу духа, не ослаблять силу воли и достойно выходить из критического положения в сложной ситуации, возникающей внезапно в жизнедея­тельности человека.

Как уже отмечалось, у высоконравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, внимание направлено на формирование мотивов поведения человека, которые обеспечивают становление личности.

Воспитание патриотизма в учебном процессе образовательной школы происходит на уроках литературы, КТНД, классных часах, где фокусируется накопленный веками пример любви к Родине, представление о добре и зле, правде, храбрости и верности.

Дагестан – страна преданий, сказаний о мужестве и героизме.

Горцы всегда дорожили своей дружбой и передавали ее из поколения в поколение. Народные сказки, пословицы и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени, свидетельству­ют о том, что в многонациональной литературе уделяли большое внимание воспитанию дружбы, гостеприимства, уважительного отношения к людям другой национальности и веры.

Иными словами, внешние воздействия способствуют воспитанию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному, духовному развитию [6].

Местный или региональный патриотизм проявляется в любви к своей малой родине, семье и близким, духовной культуре своего народа.

Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее.

Развитие личности человека, его патриотических чувств происходит с приобретением ими общественно-исторического опыта.

История народной культуры стремится выявить и показать социальные аспекты культурной жизни, роль народа и государства, деятельность интеллигенции и отдельных представителей различных ветвей культуры в историко-культурном процессе. История культуры – история многовекового искусства, возделывания жизни и созидания бытия. Изучение истории русской культуры позволяет не только познать этот многовековой опыт формирования российского разума, но и приобщиться к нему, впитать в себя все лучшее, что создано великим русским народом, внести свой вклад в общую культурную сокровищницу нашего общества [8].

Лучшими формами реализации данных элементов народной культуры в патриотическом воспитании служат уроки истории, походы и экскурсии по памятным природным и историческим местам своего края.

О патриотическом воспитании школьника говорим, когда анализируем его собственные взгляды и убеждения, его поведение и жизненную позицию по отношению к природе, историко-архитектурным памятникам, трудовым и военным подвигам предков, к своему дому и другим ценностям природы. Выработка взглядов и убеждений, привычек, поведения и поступков составляют основу формирования патриотического воспитания.

Углубление учителем своих этнохудожественных знаний помогает в работе по патриотическому и этническому воспитанию в педагогическом процессе формированию у школьников национальной культуры и традиции [4].

Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества — самый легкий, верный и доступный мостик от души ребенка к душе народа. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип формирования детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.

Искусство родного края — тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки, любимы каждому гражданину.

Именно патриотическое воспитание через народную культуру может подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь, уберечь или снизить возможность деградации личности, сформировать уважение к окружающему обществу и к окружающей среде.

Одним из основных компонентов патриотического воспитания является народное творчество. Патриотизм и народное творчество — это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга понятия (катего­рии), составляющих содержание формирования патриотических чувств [1].

Народная культура и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек учился выживать в тяжелых условиях, но при этом закладывал основы истинно народных ремесел.

Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, изделие ковров, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка материала, лаковая миниатюра и др. Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства и значительным числом занятых в них людей [7].

Залог жизненного успеха в искусстве народного промысла заключается в патриотическом воспитании, организации и практическом применении на уроках рисования, пения и трудового обучения традиций местного искусства для их постижения и творческого развития. К сожалению, далеко не все работающие в сфере народных промыслов понимают это и сознательно относятся к принципам и законам местного творчества [3].

В настоящее время патриотическое воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач.

Традиции народной культуры имеют огромный педагогический потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к патриотическим, гражданским и эстетическим ценностям.

Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой, – формирование гармонически развитой личности, необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, которые придают большую познавательную и воспитательную силу.

Нами применены следующие методы педагогического исследования в процессе патриотического воспитания на уроках и во внеклассных мероприятиях образовательной школы средствами народной культуры:

— изучение научной педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— обобщение опыта учителей-новаторов образовательных учреждений по патриотическому воспитанию школьников средствами народной культуры;

— педагогическое наблюдение за учащимися в патриотическом воспитании средствами народной культуры в разных формах организации учебного процесса.

Нами пролонгированы элементы средств народной культуры в патриотическом воспитании школьников в образовательном процессе. Народная культура состоит из следующих элементов: общественно-исторический опыт поколения, народные традиции, культура, обычаи, обряды, литература, музыка, искусства, любовь к своей Родине, к родной земле, к своему народу, уважение права на свободу личности, на национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, народному творчеству, народным художественным промыслам.

Большое место в приобщении школьников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

Знакомство с историческим прошлым Дагестана – очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у школьников.

Знакомство с родным краем и Россией, историческими событиями, знакомство с государственной символикой города, республики, страны – это и есть формирование патриотических чувств в сознании подрастающего поколения.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении, о патриотическом воспитании школьников.

В настоящее время смяты духовно-нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безнравственности, агрессивности, пренебрежительности к материальным и духовным ценностям народа.

Наши исследования по проблеме патриотического воспитания средствами народной культуры школьников в педагогическом процессе направлены на эффективное применение элементов народной культуры с целью воспитания устойчивых нравственных качеств, ответственности, уважительности, смелости, решительности и преданности, храбрости и верности к Родине и человеческой ценности.

Главная задача – посеять и возрастить в детских душах семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Исследование проводилось в МБОУ СОШ 9, 19, 22 г. Дербента и МБОУ СОШ Дербентского района сел Хазар и Великент с 2013 по 2015 год.

В образовательной школе педагогический процесс рассматривает патриотическое воспитание разными средствами многогранно. Разнообразие средств заключается в проведении и организации различных форм учебных занятий. Образовательный процесс ведется в форме уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, домашних заданий, общешкольных народных праздников.

За период проведения педагогического исследования при реализации нашей программы по патриотическому воспитанию средствами народной культуры эффективность образовательного процесса улучшилась. Проявление патриотических чувств, формирование духовно-нравственных качеств личности школьников в образовательном процессе с использованием элементов народной культуры в разных классах в разных формах организации и проведения повысились.

Проявление таких патриотических чувств, как ответственность, уважительность, благородство и достоинство, воспитываются на уроках истории, КТНД (культуры традиций народов Дагестана), классных часах, внеклассных, спортивных и массовых мероприятиях.

Только на основе возвышенных чувств патриотизма, на основе национальных святынь, литературы, культуры, традиции, гражданственности появляются чувства ответст­венности, уважительности, благородства и достоинства человека.

В процессе наблюдения установлено, что в последние годы в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания патриотическому воспитанию школьников средствами народной культуры. Наблюдение выявило, что при проведении мероприятий по патриотическому воспитанию средствами народной культуры в педагогическом процессе у значительной части школьников повысилось чувство патриотизма, нравственные устои и культура поведения.

В нашем исследовании проверялось патриотическое воспитание средствами народной культуры, дало положительный результат: исчезли такие отрица­тельные черты характера, как жестокость, озлобленность, без­различие, безответственность, цинизм (пренебрежение нормами нрав­ственности и благопристойности), нигилизм (отрицание всего), неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа.

У большинства школьников улучшилась дисциплина, повысился интерес к патриотическому воспитанию, физкультурно-оздоровительным мероприятиям, посвященным знаменательным со­бытиям, интерес к экскурсиям, походам по местам боевой и трудовой славы, а также встречам с представи­телями духовенства и общественности, с ветеранами войны и труда. Это свидетельствует о возросшей активности школьников в формировании положи­тельного отношения к национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к другим народам, языкам, традициям и культуре.

Педагогические исследования по патриотическому воспитанию элементами народной культуры, как средствами, используемыми в образовательном процессе, показали, что его уровень повысился за счет реализации нашей программы и плана мероприятий.

Особое место отведено формированию духовно-нравст­венных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении человека к Добру, Справедливос­ти, Истине, сохранении и приумножении лучших традиций и цен­ностей своего народа.

Читайте также:  Осветление волос народными средствами корица

В процессе наблюдения установлено, что комплексное применение различных средств, форм и методов патриотического воспитания школьников в сочетании со средствами народной культуры позволяет воспитать у детей патриотические чувства, формировать патриотическое сознание (любовь к Родине, родному краю, языку, традиции и куль­туре).

Наблюдения показали, что более 65% школьников заявили о желании изучать многие элементы народной культуры, культуру межнационального общения, народную мораль, а также нравственные нормы, адаты и намусы, литературу, культуру, народные сказки, пословицы и поговорки, на­родные традиции, обычаи, общественно-исторический опыт, народное творчество, народные художественные промыслы.

Отсутствие единой государственной политики и программы, ориентированной на патриотическое воспитание школьников в педагогическом процессе с учетом интересов народной культуры, приводит к негативному отношению к элементам народной культуры и ухудшению демографической ситуации. Проведение разнообразных форм педагогического процесса с применением многих элементов национальной культуры позволяет повысить эффективность патриотического воспитания.

Огромную роль играют художественные промыслы: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, изделие ковров, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка материала и т.д. На уроках трудового обучения, пения и рисования проверялась эффективность патриотического воспитания школьников, что в результате показало сформированность положительного отношения и уважения к окружающему обществу, к окружающей среде и трудовому подвигу.

В настоящее время в общественном сознании стали видоизменяться такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность.

источник

Семинар-практикум для педагогов «Устное народное творчество,как средство патриотического воспитания»
методическая разработка на тему

Теория и практические игры для педагогов по актуализации материала по использованию фольклора.

Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов

по вопросам патриотического воспитания

Обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы

2. Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Форма: консультация, памятка, обмен опытом.

Предварительная работа: — изучение литературы по данному вопросу; — подготовка материала.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через устное народное творчество.

Эффективность процесса воспитания у детей патриотических чувств во многом зависит от того, какими методами и средствами пользуется педагог. В исследованиях можно выделить методы и средства, которые одновременно формируют систему знаний и представлений ребенка о своей Родине и способствуют развитию эмоциональной сферы. Так в исследованиях С.А.Козловой, Р.И.Жуковской, Е.И. Радиной , Н.Ф.Виноградовой выделены такие средства воспитания, как социальное окружение ребенка, природа родного края, народное творчество, художественная литература, изобразительное искусство и музыка , а также игра и труд. Все перечисленные средства при правильном использовании способны вызвать в душе ребенка эмоциональный отклик. А так как в понятие патриотизма входят когнитивный(познавательний), эмоциональный и поведенческий компоненты, то можно говорить не только о целесообразности, но и о необходимости использования выше перечисленных средств.

Фольклор содержит в себе богатый идейно-художественный материал, который знакомит ребенка с традициями русского народа, способствует формированию уважительного отношения к родной земле, пониманию ответственности по отношению к Родине. Поэтому использование педагогами и родителями богатейшего источника воспитания — народного искусства — приобретает исключительно важное значение для воспитания в ребенке патриотизма.

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

Поэтому я считаю необходимым использовать фольклор в формировании патриотических чувств.

Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками мы не только развиваем их речь, но и приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

В ежедневной образовательно- воспитательной работе я рекомендую использовать пословицы и поговорки в которых, особое внимание уделяется теме любви к Родине, к семье, к матери.

Такие как: «На родной сторонушке, и камешек знаком», «На чужой стороне и весна не красна», «При солнышке тепло, при матери добро», «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Народное творчество является неисчерпаемым источником эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, пословицах, а также песнях, легендах, былинах, сказаниях, на протяжении многих веков воспитывали в детях гордость за талант родного народа, интерес к выразительному слову, любовь к родному языку, давала примеры храбрости, уважения, любви к своей Родине.

Искусство по значимости и силе воздействия на человека не имеет себе равных. А народное искусство, в котором отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления, еще больше способствует развитию ребенка, так как образы народного искусства тесно связаны с укладом жизни ребенка, с родной природой.

Наиболее распространенное и доступное средство используемое при работе с детьми – это песня. Песни сопровождали человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде и на праздниках, в них передаются мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественные образы русских народных песен. В песнях воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрирует в себе народную мудрость и приспосабливает её к возрасту ребенка, условиям жизни семьи, поэтому всегда имела четко выраженный воспитательный характер и могла быть использована для формирования тех или иных качеств личности, чувств, в том числе и чувства патриотизма.

Былины учат ребенка добру, учат сознанию долга и чести. Ребенок начинает различать правду и ложь. В его сознании происходит постепенное формирование критерия идеального воина – защитника Родины. Русский былинный эпос обладает исключительной познавательной ценностью. Былинные песни воспитывают у ребенка любовь к родной земле, воспитывают гордость за могущество, богатство, красоту Родины. Былины способствуют формированию у детей национального самосознания, так как идеи единства, независимости, защиты русской земли выражены в былинах с исключительной силой и наглядностью, простотой и выразительностью. И образы богатырей являются примером высочайшего патриотизма, примером для подражания и продолжения их дел.

Дети дошкольного возраста начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками, начинается анализ причинно-следственных зависимостей в сфере социальных отношений.

Чтение с детьми сказок, обсуждение содержания сказки, оценивание положительных и отрицательных героям. Так ребенок знакомится с первыми закономерностями в мире поступков (используется принцип «Как аукнется — так и откликнется»). В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость, грубость.

Дети, стараются подражать любимым сказочным героям, положительным чертам характера, и сами становятся лучше, добрее.

Таким образом, с помощью устного народного творчества решаются задачи патриотического воспитания.

Вопросы педагогам в начале семинара.

  1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?(государство)
  1. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
  1. Официальная эмблема государства? (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?(страна)

6. Что такое патриотизм?( преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

7. Кто основал Москву? (князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)

8. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? ( нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» — значит красивая)

Названия сказок (перевертыши)

1. Жаба-домоседка – Лягушка-путешественница 30. Большой кум – маленький мук
2. Кастрюля супа – горшок каши 31. Быль о найденном пространстве – сказка о потерянном времени.

3. Прекрасный цыпленок – гадкий утенок
4. Чернушка и ромашка – Беляночка и розочка
5. Трусливая швея – Храбрый портняжка
6. Чернобровка – златовласка
7. Деревня в портсигаре – городок в табакерке
8. Быль об умной кошке – сказка о глупом мышонке
9. Пейджер – телефон
10.Быль о серебряной курице – сказка о золотом петушке
11. Белый платочек – красная шапочка
12. Бодрствующее чудовище – спящая красавица
13. Мышь в туфлях – кот в сапогах
14. Великан-уши – карлик нос
15. Розовые усы – черная борода
16. Горячий желудок – холодное сердце
17. Царь-жаба – царевна-лягушка
18. Мертвый лед – живая вода
19. Принц на тыкве – принцесса на горошине
20. Ржавая отмычка – золотой ключик
21. Утки-селезни – гуси-лебеди
22. 1 год – 12 месяцев
23. Большой и кто-то, кто не живет в подвале – малыш и карлсон, который живет на крыше
24. Жук-жужжак – муха-цокотуха
25. Ледяной король – снежная королева
26. Черноледка – Белоснежка
27. Девочка с ручку – мальчик с пальчик
28. Старые штаны королевы – новое платье короля
29. Коммуналка – теремок.

30. Большой кум – маленький мук

31. Быль о найденном пространстве – сказка о потерянном времени.

Распечатать по кол-ву педагогов .

Определите какие задачи ставит перед собой патриотическое воспитание?

1.Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях, ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.

2. Последовательное формирование у детей умений осуществлять трудовые процессы.

3.Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным и нравственно-патриотическим ценностям и желания поступать в соответствии с ними.

4.Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой»

5. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, стремления оказывать ему посильную помощь.

6.Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми.)

В какие моменты Вы можете использовать следующие пословицы,поговорки?

-«При солнышке тепло, при матери добро».( )

-«Дружбу помни, а зло забывай».(________________________________________________)

-«Вся семья вместе, так и душа на месте».( )

-«Кто не работает, тот не ест».(_________________________________________________)

-«На чужой стороне и весна не красна».( )

-«Птица сильна крыльями, а человек дружбой».(_________________________________)

« Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».( )

-«Землю красит солнце, а человека — труд».(____________________________________)

— «Слезами делу не поможешь».(________________________________________________)

-«Добрый скорее дело сделает, чем сердитый».(__________________________________)

-«Дерево живет корнями, а человек друзьями».(__________________________________)

-«Чем сердиться (браниться), так лучше помириться».(_____________________________)

-«Человек без Родины – что соловей без песни».( )

-«Не хлебом единым сыт человек».(_____________________________________________)

-«Верному другу цены нет».(_________________________________________________)

— «Без труда жить — только небо коптить».( )

-«Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — так и стол доска».( )

-«На миру и работа спорится».( )

— «Не узнав горя, не узнаешь и радости».( )

-«От худого семени не жди доброго племени». ( )

-«Торопись на доброе дело, а худое само приспеет». ( )

-«Уродит тебя дядя, на себя глядя»…( шутка,девушки)))))))

Русские народные считалки

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Выплывает новый месяц.
    Кто до месяца достанет,
    тот и прятаться не станет.
  • Раз, два — в лесу трава,
    Три, четыре — круг пошире,
    Пять, шесть — сушки есть,
    Семь, восемь — в гости просим,
    Девять, десять — земляника…
    Ну-ка, Даша, поводи-ка!
  • Шел баран
    По крутым горам,
    Вырвал травку,
    Положил на лавку.
    Кто ее возьмет,
  • Обруч, круж,
    Обруч, круж.
    Кто играет
    Будет уж.
    Кто не хочет
    Быть ужом,
    Выходи
    Из круга вон!
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть,
    К нам сорока подлетела
    И тебе водить велела.
  • За морями, за горами,
    За высокими лесами
    На полянке теремок,
    На дверях висит замок.
    Ты за ключиком сходи
    И замочек отопри.
  • Ходит свинка по бору,
    Рвет траву-мураву.
    Она рвет и берет,
    И в корзиночки кладет.
    Этот выйдет,
    Вон пойдет!
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала.
    Оказалась впереди.
    Кто не верит — выходи.

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу. Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей .

в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общест.

Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед.

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж.

laquo;…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНОНАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛ.

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания — любви к родному краю&raquo.

источник

Светлана Бурмистрова
Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников».

Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности, для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, сказочки сочинил великий и бессмертный поэт- русский народ.

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную песню? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую книгу, репродукции картин великих мастеров? Слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше.

Фольклор русского народа — важная часть его национальной духовной культуры.

Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

«Фольклор — это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, которую мы еще только пытаемся осуществить в школе, в дошкольном учреждении. Народная педагогика, воплощенная в фольклоре, попросту не знает иных методов и форм, кроме эстетического воспитания. Причем, не только для избранных, наиболее одаренных, а для всех».

Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с домашнего воспитания. Фольклорные инструменты воспитания могут существовать и в детском саду — с первых «азбучных» шагов воспитанника.

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания младших дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины. Использовать потешки, песенки, прибаутки можно не только в непосредственной образовательной деятельности, а в организации режимных моментов, проведении игр, созданные русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к родной стороне.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми стараемся наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям.

— Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

или: Киска, киска, киска брысь

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании: Водичка – водичка

При причёсывании: Расти, коса, до пояса

Во время приёма пищи: Умница Катенька

Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта:

«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,

Петушок не кричи, Колю, Машу не буди.

Наши детки будут спать, да большие вырастать.

Вот поспят подольше — вырастут побольше».

Применяем мы потешки и для подъема детей, после полуденного сна, особенно в дождливую погоду, когда просыпаться особенно трудно. Поочередно поднимая малышей, сопровождаем их пробуждение словами:

«Потягуни-потягушечки от носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся, маленькими не останемся!».

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.

Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

Дискуссия для воспитателей «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольника» Дошкольный возраст — возраст сказки. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть.

Консультация для педагогов «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития математических способностей» Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов. Важнейшую роль в интеллектуальном развитии ребенка играет.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников Под патриотическим воспитанием дошкольника я понимаю взаимодействие взрослых (союз родителей и педагогов) и детей, направленное на раскрытие.

Семинар-практикум «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Семинар-практикум «Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Цель: • Выявить имеющие знания у педагогов.

Русские народные сказки как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Вечность и актуальность проблемы нравственно — патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Патриотизм в современных условиях.

Устное народное творчество как средство развития детской речи Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются.

источник

Не секрет, что представления школьников о своей родине. культуре отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству школьников с родной культурой были сформулированы слишком общо.

Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.

Эти проблемы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее — краеведческих экспозиций. Однако для школьников это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для детей требуется большая грамотная переработка материала.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего народного воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового троя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана).

Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы — первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.

Важное место в народной педагогике занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества:

С родимой земли — умри не сходи.

Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Чтобы проводить эту работу с детьми школьного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»:

  • 1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
  • 2. Взгляды на патриотизм в летописях.
  • 3. Народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
  • 4. Роль сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
  • 5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
  • 6. Пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Понятие патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т. д.). Каждый народ привносит в культуру своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество являются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение жизни народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого народа.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. Веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей . Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ФОЛЬКЛОР – как средство патриотического воспитания дошкольников»

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. В Законе «Об образовании в РФ» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другим жанрам фольклора мы можем узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

Фольклор – это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Таким образом, применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирования патриотических чувств старших дошкольников. Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников.

В настоящее время, когда одним из требований ФГОС является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию всех педагогов ДОУ.

Поскольку фольклор способен воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир,мы стараемся работать в тесном контакте со всеми педагогами ДОУ.

Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные,фольклорные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют:

— развитию первоначальных певческих навыков у детей;

— очень эффективны в качестве распевания.

Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и стали активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Использую музыку при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «День рожденья детского сада», «Осенины», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха», народные праздники: «Масленица» — это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами народа укрепляет связь между поколениями.

Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема: «День победы», «День Защитников Отечества». Эти темы очень любимы детьми.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам, в музей. С тематическим концертом, посвященным «Дню Победы», наши воспитанники неоднократно выступали перед ветеранами ВОВ.

Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания как педагогами, так и музыкальным руководителем нашего детского сада, дает ощутимые результаты:

— фольклор прочно вошел в быт детей, занял значительное место в их жизни.

— у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;

— родители и дети стали активными участниками праздников;

— выходят с концертными программами в другие детские сады.

источник