Меню Рубрики

Воспитание средствами народной культуры

Патриотическое воспитание средствами народной культуры в образовательном процессе представляет собой критерии самооценки на качественно новой основе социальной позиции, т.к. идет процесс становления нового поколения российских граждан. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека».

Нами выбрана данная тема исследования в связи с тем, что развитие личности в Дагестане и патриотическое воспитание происходит с приобретением дагестанцами общественно-исторического опыта. Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, культуре, обычаях, обрядах, литературе, музыке, искусстве, передаваемых из века в век как духовное богатство. Народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречен на гибель. Национальные традиции и культура обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством патриотического воспитания. Образовательные школы многих регионов России функционируют в полиэтнической среде и характеризуются многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных национальных культур, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что молодежь надо воспитывать на героическом прошлом нашей страны.

Патриотизм как качество личности человека проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, литературе, языку, культуре и лучшим традициям своего народа.

Патриотическое воспитание — это часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, опирающаяся на общечеловеческие ценности: жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности. Оно направлено на воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Воспитание в них устойчивых норм патриотического поведения, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, к языкам, традициям и культуре народов, проживающих в Российской Федерации [5].

В кандидатских и докторских диссертациях, посвященных патриотическому воспитанию школьников (С.А. Алиева, С.Т. Алиева, М.Ч. Алирзаев, А.Н. Вырщиков, Р.К. Гусейнов, Т.М. Шашло, А.Ю. Рустамова), недостаточно освещены средства, формы и методы использования средств народной культуры у дагестанцев в образовательном процессе [5].

В последнее время многие ученые, идеологи, духовные лидеры начинают обращаться к исследованию проблемы духовно-нравственного формирования личности на основе ценностей православной и мусульманской народной культуры. Формирование духовно-нравственных потребностей личности сформировал С.А. Шмаков, духовно-нравственным развитием личности школьников занимались А.П. Савченко, Н.Е. Щуркова и многие другие.

Анализ научно-методической литературы, посвященной патриотическому воспитанию школьников в образовательном процессе, выявил ряд проблем, связанных со средствами народной культуры, как недостаточно разработанных.

Цель исследования: изучить влияние средств народной культуры в патриотическом воспитании школьников в образовательном процессе.

Мудрость наших предков свидетельствует о том, что воспитание горцев всегда осуществлялось на основе народной морали. У детей с ранних лет воспитывались нравственно-волевые качества: смелость, решительность, стойкость, несгибаемость, воля, любовь, преданность своему народу и отчему дому. Примеры старшего поколения в бою и трудностях, их героические и трудовые подвиги — всегда учили школьников и молодежь быть мужественными, не терять силу духа, не ослаблять силу воли и достойно выходить из критического положения в сложной ситуации, возникающей внезапно в жизнедея­тельности человека.

Как уже отмечалось, у высоконравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, внимание направлено на формирование мотивов поведения человека, которые обеспечивают становление личности.

Воспитание патриотизма в учебном процессе образовательной школы происходит на уроках литературы, КТНД, классных часах, где фокусируется накопленный веками пример любви к Родине, представление о добре и зле, правде, храбрости и верности.

Дагестан – страна преданий, сказаний о мужестве и героизме.

Горцы всегда дорожили своей дружбой и передавали ее из поколения в поколение. Народные сказки, пословицы и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени, свидетельству­ют о том, что в многонациональной литературе уделяли большое внимание воспитанию дружбы, гостеприимства, уважительного отношения к людям другой национальности и веры.

Иными словами, внешние воздействия способствуют воспитанию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному, духовному развитию [6].

Местный или региональный патриотизм проявляется в любви к своей малой родине, семье и близким, духовной культуре своего народа.

Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее.

Развитие личности человека, его патриотических чувств происходит с приобретением ими общественно-исторического опыта.

История народной культуры стремится выявить и показать социальные аспекты культурной жизни, роль народа и государства, деятельность интеллигенции и отдельных представителей различных ветвей культуры в историко-культурном процессе. История культуры – история многовекового искусства, возделывания жизни и созидания бытия. Изучение истории русской культуры позволяет не только познать этот многовековой опыт формирования российского разума, но и приобщиться к нему, впитать в себя все лучшее, что создано великим русским народом, внести свой вклад в общую культурную сокровищницу нашего общества [8].

Лучшими формами реализации данных элементов народной культуры в патриотическом воспитании служат уроки истории, походы и экскурсии по памятным природным и историческим местам своего края.

О патриотическом воспитании школьника говорим, когда анализируем его собственные взгляды и убеждения, его поведение и жизненную позицию по отношению к природе, историко-архитектурным памятникам, трудовым и военным подвигам предков, к своему дому и другим ценностям природы. Выработка взглядов и убеждений, привычек, поведения и поступков составляют основу формирования патриотического воспитания.

Углубление учителем своих этнохудожественных знаний помогает в работе по патриотическому и этническому воспитанию в педагогическом процессе формированию у школьников национальной культуры и традиции [4].

Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества — самый легкий, верный и доступный мостик от души ребенка к душе народа. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип формирования детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.

Искусство родного края — тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки, любимы каждому гражданину.

Именно патриотическое воспитание через народную культуру может подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь, уберечь или снизить возможность деградации личности, сформировать уважение к окружающему обществу и к окружающей среде.

Одним из основных компонентов патриотического воспитания является народное творчество. Патриотизм и народное творчество — это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга понятия (катего­рии), составляющих содержание формирования патриотических чувств [1].

Народная культура и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек учился выживать в тяжелых условиях, но при этом закладывал основы истинно народных ремесел.

Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, изделие ковров, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка материала, лаковая миниатюра и др. Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства и значительным числом занятых в них людей [7].

Залог жизненного успеха в искусстве народного промысла заключается в патриотическом воспитании, организации и практическом применении на уроках рисования, пения и трудового обучения традиций местного искусства для их постижения и творческого развития. К сожалению, далеко не все работающие в сфере народных промыслов понимают это и сознательно относятся к принципам и законам местного творчества [3].

В настоящее время патриотическое воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач.

Традиции народной культуры имеют огромный педагогический потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к патриотическим, гражданским и эстетическим ценностям.

Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой, – формирование гармонически развитой личности, необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, которые придают большую познавательную и воспитательную силу.

Нами применены следующие методы педагогического исследования в процессе патриотического воспитания на уроках и во внеклассных мероприятиях образовательной школы средствами народной культуры:

— изучение научной педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— обобщение опыта учителей-новаторов образовательных учреждений по патриотическому воспитанию школьников средствами народной культуры;

— педагогическое наблюдение за учащимися в патриотическом воспитании средствами народной культуры в разных формах организации учебного процесса.

Нами пролонгированы элементы средств народной культуры в патриотическом воспитании школьников в образовательном процессе. Народная культура состоит из следующих элементов: общественно-исторический опыт поколения, народные традиции, культура, обычаи, обряды, литература, музыка, искусства, любовь к своей Родине, к родной земле, к своему народу, уважение права на свободу личности, на национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, народному творчеству, народным художественным промыслам.

Большое место в приобщении школьников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

Знакомство с историческим прошлым Дагестана – очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у школьников.

Знакомство с родным краем и Россией, историческими событиями, знакомство с государственной символикой города, республики, страны – это и есть формирование патриотических чувств в сознании подрастающего поколения.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении, о патриотическом воспитании школьников.

В настоящее время смяты духовно-нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безнравственности, агрессивности, пренебрежительности к материальным и духовным ценностям народа.

Наши исследования по проблеме патриотического воспитания средствами народной культуры школьников в педагогическом процессе направлены на эффективное применение элементов народной культуры с целью воспитания устойчивых нравственных качеств, ответственности, уважительности, смелости, решительности и преданности, храбрости и верности к Родине и человеческой ценности.

Главная задача – посеять и возрастить в детских душах семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Исследование проводилось в МБОУ СОШ 9, 19, 22 г. Дербента и МБОУ СОШ Дербентского района сел Хазар и Великент с 2013 по 2015 год.

В образовательной школе педагогический процесс рассматривает патриотическое воспитание разными средствами многогранно. Разнообразие средств заключается в проведении и организации различных форм учебных занятий. Образовательный процесс ведется в форме уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, домашних заданий, общешкольных народных праздников.

За период проведения педагогического исследования при реализации нашей программы по патриотическому воспитанию средствами народной культуры эффективность образовательного процесса улучшилась. Проявление патриотических чувств, формирование духовно-нравственных качеств личности школьников в образовательном процессе с использованием элементов народной культуры в разных классах в разных формах организации и проведения повысились.

Проявление таких патриотических чувств, как ответственность, уважительность, благородство и достоинство, воспитываются на уроках истории, КТНД (культуры традиций народов Дагестана), классных часах, внеклассных, спортивных и массовых мероприятиях.

Только на основе возвышенных чувств патриотизма, на основе национальных святынь, литературы, культуры, традиции, гражданственности появляются чувства ответст­венности, уважительности, благородства и достоинства человека.

В процессе наблюдения установлено, что в последние годы в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания патриотическому воспитанию школьников средствами народной культуры. Наблюдение выявило, что при проведении мероприятий по патриотическому воспитанию средствами народной культуры в педагогическом процессе у значительной части школьников повысилось чувство патриотизма, нравственные устои и культура поведения.

В нашем исследовании проверялось патриотическое воспитание средствами народной культуры, дало положительный результат: исчезли такие отрица­тельные черты характера, как жестокость, озлобленность, без­различие, безответственность, цинизм (пренебрежение нормами нрав­ственности и благопристойности), нигилизм (отрицание всего), неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа.

У большинства школьников улучшилась дисциплина, повысился интерес к патриотическому воспитанию, физкультурно-оздоровительным мероприятиям, посвященным знаменательным со­бытиям, интерес к экскурсиям, походам по местам боевой и трудовой славы, а также встречам с представи­телями духовенства и общественности, с ветеранами войны и труда. Это свидетельствует о возросшей активности школьников в формировании положи­тельного отношения к национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к другим народам, языкам, традициям и культуре.

Педагогические исследования по патриотическому воспитанию элементами народной культуры, как средствами, используемыми в образовательном процессе, показали, что его уровень повысился за счет реализации нашей программы и плана мероприятий.

Особое место отведено формированию духовно-нравст­венных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении человека к Добру, Справедливос­ти, Истине, сохранении и приумножении лучших традиций и цен­ностей своего народа.

В процессе наблюдения установлено, что комплексное применение различных средств, форм и методов патриотического воспитания школьников в сочетании со средствами народной культуры позволяет воспитать у детей патриотические чувства, формировать патриотическое сознание (любовь к Родине, родному краю, языку, традиции и куль­туре).

Наблюдения показали, что более 65% школьников заявили о желании изучать многие элементы народной культуры, культуру межнационального общения, народную мораль, а также нравственные нормы, адаты и намусы, литературу, культуру, народные сказки, пословицы и поговорки, на­родные традиции, обычаи, общественно-исторический опыт, народное творчество, народные художественные промыслы.

Читайте также:  Сильнейшие народные средства для потенции

Отсутствие единой государственной политики и программы, ориентированной на патриотическое воспитание школьников в педагогическом процессе с учетом интересов народной культуры, приводит к негативному отношению к элементам народной культуры и ухудшению демографической ситуации. Проведение разнообразных форм педагогического процесса с применением многих элементов национальной культуры позволяет повысить эффективность патриотического воспитания.

Огромную роль играют художественные промыслы: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, изделие ковров, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка материала и т.д. На уроках трудового обучения, пения и рисования проверялась эффективность патриотического воспитания школьников, что в результате показало сформированность положительного отношения и уважения к окружающему обществу, к окружающей среде и трудовому подвигу.

В настоящее время в общественном сознании стали видоизменяться такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность.

источник

надюшка галкина
Духовно-нравственное воспитание через народную культуру (из опыта работы)

Человек – существо духовное. Соединить в себе телесное и духовное – это естественная потребность человека. Только путем целенаправленного воспитания можно заложить в человеке семена любви к людям, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только «брать от жизни все». Народная культура – одно из средств духовно-нравственного развития детей. Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями и трудностями, которые сложились в обществе. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений –одна из серьезных проблем нашего времени.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Бездуховная жизнь никогда не была присуща русскому человеку, русской истории и культуре. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа», – писал философ В. В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам, стать духовно богаче.

Народная культура— неисчерпаемый кладезь мудрости, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию детей посредством народной и православной культуры русского народа является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Для эффективной работы определила для себя следующие задачи:

Знакомить детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни.

Использовать все виды фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);

Знакомить с русскими народными традициями, православными праздниками.

воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому

воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии.

Город Борисоглебск богат традициями и обычаями, неповторимой природой. В истории нашего города было всё: и богатые ярмарки, и строительство храмов на народные деньги, и боевое прошлое. Испокон веков в нашем городе живут радушные, добрые и отзывчивые люди, которые добросовестно трудятся, от души веселятся в праздники, а если надо – всем миром придут на помощь. И все это богатство мы должны передать своим детям.

Духовно-нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его мировоззрение, патриотическую и семейную ориентацию.

С младшего дошкольного возраста знакомлю детей с правилами вежливости, начинаю формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям воспитываю в играх с куклами и другими игрушками. В группе создаю специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формирую опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

В работе с детьми для понимания смысла обычаев, обрядов использую фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, мысли, чувства наших предков. Всю жизнедеятельность ребенка в детском саду пронизывает русский детский фольклор. Для самых маленьких – это приговоры при умывании, расчесывании, купании кукол, а так же колыбельные песни, оказывающие определенное терапевтическое воздействие; для детей постарше – потешки, способствующие эмоциональному благополучию; для старших дошкольников – считалки, дразнилки, небылицы, загадки, поговорки. Фольклор находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях.

Пословицы и поговорки — жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие на разум и чувства человека. Их можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь — людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень богата плодами», «Март с водой, апрель — с травой» и другие.

Особое место в процессе духовно-нравственного воспитания занимают сказки. В большинстве русских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным и духовным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок. Таким образом, фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. Подвижные народные игры проводила чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства подбирала соответственно возрастным особенностям детей, сезону. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Знакомила детей с русским народным костюмом. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения малыша с прародителями. Знакомила с декором костюма, материалом украшений. Помогала детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить её в рисунке, аппликации. Дети украшали народный костюм – косоворотку, рубаху, сарафан, кокошник.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Поэтому в нашем детском саду регулярно проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: «Ярмарка», «День пожилого человека»; Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; «Милые мамочки», «Праздник птиц», «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. В нашем детском саду организован мини-музей «Русская изба». Посещение русской избы – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним в нашем учреждении. В ней происходит осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», дети ощущают себя в потоке времени как продолжатели дела предков. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Поэтому я работаю в тесном контакте с родителями воспитанников. Провожу нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, играми, показами деятельности детей. Родители, совместно с детьми принимают активное участие в организованных акциях «Посади своё дерево», «Помним, гордимся», изготовлении альбомов «Моя семья», «Наши папы – защитники отечества», «Детям о Великой Отечественной войне»; «Быт русской избы» и других. Родители также участвуют в конкурсах поделок к тематическим праздникам.

Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством русской народной культуры на основе отечественных традиций необходимо продолжать. С детьми и родителями надо использовать новые интересные формы и методы работы.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…» Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание.

Доклад «Патриотическое воспитание детей старш. дошк. возраста через приобщение их к художест. Литературе». Из опыта работы. Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе». Из опыта.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Из опыта работы. «Воспитание музыкальной культуры дошкольников через праздники и развлечения» Из опыта работы ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Счастливая, счастливая невозвратимая пора.

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе» Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе. Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные.

План родительского собрания. Деловая беседа. Тема: Духовно — нравственное воспитание ребенка, через семейные традици. План родительского собрания. Форма: Деловая беседа. Тема: «Духовно — нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в.

Презентация опыта работы на тему «Сенсорное воспитание детей через использование дидактических игр» 1 слайд Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется презентация опыта работы на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного.

Статья — приобщение дошкольников к культуре казачества через духовно — нравственное воспитание Синько Юлия Юрьевна, воспитатель, МОУ «Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда» Приобщение дошкольников к культуре казачества.

Выступление из опыта работы по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через изобразительную деятельность» Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Осуществлять такое воспитание необходимо.

источник

Авторы: Кондрашева Ольга Борисовна, Воронова Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования, методист-организатор
Учебное заведение: БОУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива»
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: Духовно – нравственное воспитание школьников средствами традиционной народной культуры.
Дата публикации: 13.06.2017
Раздел: дополнительное образование

Кондрашева Ольга Борисовна, педагог

дополнительного образования МОУ «Центр

творческого развития и гуманитарного

образования «Перспектива» г.Омск.

Духовно – нравственное воспитание школьников средствами

традиционной народной культуры.

Несфомированность гражданских патриотических позиций, умаление национального

достоинства, уменьшение значения духовных ценностей в сравнении с прагматическими и

рациональными – эти проблемы нашли свое отражение в современном воспитательном

процессе. На текущем этапе главная задача художественно-эстетического и нравственного

воспитания подрастающего поколения – повернуться лицом к традиционному народному

искусству, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у

ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Читайте также:  Народные средства повышения иммунитета при беременности

Культура народа – это непрерывный процесс и целостная совокупность результатов

познания людьми сущности человека, законов природы и общества (в том числе и

художественными средствами); это способ миропонимания и самосознания народа, отраженный

в духовных и материальных ценностях; это коллективная форма народной исторической памяти.

Духовная основа народной культуры, традиции православия способны решать

проблемы нравственного воспитания детей и молодежи. Надо отчетливо понимать, что

приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью отнюдь не бездумное

возвращение к прошлому народа в его изжитых конкретно-исторических формах. Для этого

требуется первое — бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое

переосмысление в новых условиях. Поэтому, приобщая детей к традиционной культуре,

необходимо помнить второе: изучение традиций — это не просто получение знаний о них, но

осмысление этих явлений с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и

эстетических ценностей. Именно поэтому мы будем здесь говорить не об изучении, а об

освоении народной культуры. Ведь ценность – нравственную, эстетическую – нельзя освоить,

не пережив её эмоционально, в форме единичного, важного для тебя лично.

С 2007 года коллективом педагогов детской студии традиционной русской культуры

«Теремок» МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива»

успешно осуществляется подобная деятельность среди школьников на базе МОУ «СОШ №132».

Воспитание средствами народной культуры предполагает обеспечение благоприятной

обстановки в детском коллективе, гармонизации ребенка и среды, гуманистической

направленности процессов самопознания, саморазвития и самореализации.

Особенность построения программного материала, соответствует сезонности и

цикличности народной жизни. Гармоническое соотношение сезонного труда и развлечений –

нравственная норма народной жизни. «Делу – время, потехе – час», говорится в народной

пословице. Огромная часть традиционной русской культуры отражена в земледельческом

календаре, представляющим собой сложное явление. Своеобразие его состоит в том, что он

представляет собой слияние трех основных компонентов – христианские и языческие

верования, и реальные потребности земледельца, включающие в себя: знание природы,

сельскохозяйственный опыт, произведения устного народного творчества, обряды, веками

сложившиеся нормы общественной жизни.

В определенной степени посредством праздников и обрядов народ передает от

поколения к поколению свои трудовые, культурные и нравственные достижения. Поэтому

примерно каждые полтора-два месяца, как итог образовательной трудовой деятельности

студии, проводятся народные календарные праздники, на которые приглашаются все

желающие школьники. Сентябрь – «Осенины», октябрь – «Капустники», ноябрь – «Кузминки»,

январь — «Святки», конец февраля — начало марта – «Масленица», апрель – пасхальный цикл,

май — «Егорьев день», июнь — «Троица», июль – «Купальский праздник».

Деятельность по проведению праздников и обрядов предполагает, в первую очередь,

через их содержательные элементы поиск документального материала, использование

реликвий, даже включение в действие мемориальных комплексов и памятников архитектуры,

передачу древних народных традиций, воссоздание истории. Изучается исторический

материал: во что играли, что, как и почему пели, как одевались, что и как танцевали. В ходе

подготовки каждого праздника происходит освоение каждым ребенком знаний о прошлом,

осмысленных с позиций настоящего.

Каждый участник образовательного процесса осознает свое место и свою роль в будущем

мероприятии, выбирает тот род деятельности, который ему более близок. Этому помогают

несколько образовательных направлений: музыкально-фольклорная, театрально- игровая,

декоративно-прикладная. Соотнести себя с общими задачами и устремлениями, сделать свою

жизнь и жизнь тебя окружающих радостной и созидательной – вот цель каждого участника

праздника. Учиться видеть свою перспективу – в этом цель развития проектных способностей

каждого ребенка. Этот идеал в будущем может частично отличаться от традиционного, в связи с

изменившимися условиями жизни, но в основе своей он будет соответствовать тому смыслу,

заложенному в историческом традиционном мировоззрении.

Важно, чтобы точкой отсчета было не субъективное мнение эгоиста, а позиция духовной,

нравственной личности. Наши воспитанники принимают активное участие в городских и

областных мероприятиях: ежегодных межрегиональных и областных фольклорных фестивалях:

«Покровская ярмарка», «Егорий хоробрый», «Рождественские 4 вечёрки», «Васильковое лето».

Это – возможность для ребят принять участие в празднике в качестве активного зрителя,

артиста, познакомиться с творчеством других коллективов города, и других регионов. Дети,

участвуя в фестивальном движении, не только демонстрирую свои творческие достижения, но

и активно пропагандируют изучение традиционной русской культуры. Ведь даже становясь

активными зрителями на тематических праздниках, приглашенные школьники и родители

много узнают о традициях православной Руси.

В одном из трёх кабинетов, предоставленных студии школой, разместился наш музей

народного быта. Теперь легче проводить занятия по обучению основам народной культуры.

Познакомиться с устройством и работой русской прялки и ткацкого станка, потрогать

домотканое полотно, рассмотреть орнаменты традиционной вышивки и росписи, поиграть в

народные деревянные, глиняные и соломенные игрушки, сыграть на народных шумовых и

духовых инструментах, увидеть не на картинке, а воочию чугунный утюг, крынку, мутовку,

веретено, лапти, рубель и другие старинные предметы, попить чай из самовара из стаканов с

подстаканниками – это может далеко не каждый современный ребенок. Обучающийся нашей

И еще один аспект развития личности ребенка очень важен в рамках существующей

проблемы. Речь идет о развитии воображения, творческого мышления и связанного с этим

творческого начала по отношению к любой сфере деятельности. Уникальный материал

традиционной культуры дает богатейшие возможности для этого.

Мифопоэтическое мышление наших предков породило такие жанры фольклора как

сказки, загадки, пословицы и поговорки. Умение сравнивать и сопоставлять различные объекты

в загадках, придумывать счастливые избавления для любимых героев сказок и изобретать

способы избавления от злых и завистливых персонажей, постигать мудрость смысла народных

высказываний – важная ступень абстрагирующего мышления и эффективный способ развития

аналитических способностей каждого ребенка.

В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и

приобретают определенные духовно-нравственные качества:

1) умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и своих

2) воспитание в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление

помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;

3) овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в

4) умение ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и

семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный и православный календари;

5) навык использования элементов народной культуры в повседневной жизни;

6) приобретение комплекса специальных знаний и навыков народной культуры,

применение их в быту и также передача своих знаний другим людям.

Педагоги студии при поддержке педагогического коллектива школы попытались

соединить две системы: основного образования и дополнительного, с единой целью: передать

детям знания о культурных традициях нашего народа и на этом материале организовать

процесс воспитания гармоничной личности, свободной и социально адаптированной к

источник

“Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или взаимствованных у другого
народа”
К. Д. Ушинский.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Это возраст, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, он определенным образом относится к тому, что его окружает.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Предлагаемые методические разработки предназначены для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ.

Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, в безверии, в агрессивности. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду “связи времен”, чувства сопричастности к истории своей Родины. Тиражируя на всю страну, средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной критериев нравственности, угрожают психологическому и физическому здоровью человека.

Решение главных задач воспитания и обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Для этого мы обратились к традициям русской народной культуры.

Знакомство детей с фольклорными произведениями, приобщение их к красоте и богатству народного декоративно – прикладного искусства укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, Отечеству. У детей развивается чувство патриотизма и ответственности за судьбу Родины.

Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Целевое назначение разработок.

Целью разработок является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, уважающих отечественную культуру, традиции и обычаи русского народа.

Для осуществления поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
– формировать интерес и уважительное отношение к культуре своего народа;
– воспитывать интерес детей к устному народному творчеству и видам народно – прикладного искусства ;
– воспитывать любовь и уважение к родному русскому языку;
– воспитывать в детях лучшие духовно – нравственные качества;
– учить видеть в народных произведениях мудрость, глубину выражаемых мыслей и чувств;
– поддерживать личностное творческое начало детей, развивая тем самым эстетические качества ребенка;
– развивать чувство коллективизма, умения дружелюбно общаться со сверстниками.

Принципы реализации разработок :

В основу реализации данных разработок положены следующие принципы:

  • занимательности;
  • сотрудничества;
  • новизны;
  • принцип доступности
  • обеспечения эмоционально – психологического комфорта;
  • культуросообразности;
  • систематичности и последовательности;
  • интеграции.

В работе обозначены следующие приоритеты:

1. Организация атмосферы национального быта.

Создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. Оборудование мини – музея быта русского народа, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

2. Широкое использование фольклора как богатейшего источника познавательного и духовно – нравственного развития детей. Лучшие черты характера ребенка закладываются в дошкольном возрасте при соприкосновении с миром устного народного творчества.

3. Знакомство с православными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с ними.

Для русского народа духовная жизнь связана с православием. Россияне должны знать, помнить и уважать основы той культуры, в которой они живут. Христианская вера столетиями созидала нравственный облик русского народа, укрепляла российскую государственность и формировала его национальную культуру.

4. Постоянное использование русских народных игр в воспитательно-образовательном процессе.

Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.

5. Воспитание интереса детей к народному декоративно – прикладному искусству.

Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

Человек не рождается в богатом духовно и нравственном смысле, поэтому нужно грамотное внешнее воздействие воспитателей, родителей и всей окружающей среды.

Содержание данных разработок включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Разнообразить освоение детьми данного материала как части образовательной области “Познание” помогают народные игры, использование сказочных сюжетов, а также наглядный материал. Особое место в планировании деятельности отводится декоративно-прикладному искусству.

Формы реализации разработок.

Реализация методических разработок предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Большая роль в реализации данных разработок отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине, уважения к историческому прошлому родного народа. В совместной деятельности воспитатели используют дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.

В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок, экскурсий, организацию народных игр.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому особая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.

Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка. .

  • организованная деятельность(занятия),
  • оборудование развивающей среды,
  • общение с родителями воспитанников.
  • изучение психолого-методической литературы по данной проблеме,
  • наблюдение,
  • тестирование,
  • анкетирование,
  • изучение склонностей и интересов воспитанников,
  • беседы,
  • игры,
  • творческие задания.

Итоги апробации опыта показывают, что курс благотворно воздействует на развитие сферы чувств, восприятия и нравственных установок дошкольников. Несомненно, данная тема пробуждает интерес к своему внутреннему миру, укрепляет веру в собственные возможности. В детях просыпается дух поиска, познания. Они учатся добру, милосердию, гражданственности.

Результаты помогают воспитателям выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать.
Ученые утверждают, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Те впечатления, которые получают наши дети при знакомстве с традициями народной культуры, останутся в их памяти навсегда. Если дети будут знать и любить культуру своего народа, землю, на которой они живут, то и Россия будет жить, развиваться и процветать.

Читайте также:  Народные средства от волос на лице у женщин избавиться навсегда

источник

Современная педагогическая наука возникла не на пустом месте: она, как и другие науки о человеке, имеет много источников.

Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа.

Народная педагогика — исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.

Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения.

В народной педагогике отражается культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. Золотой фонд современной научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества.

Воспитание у дошкольников нравственных качеств происходит в педагогическом процессе при использовании средств народного воспитания. Основными средствами народной педагогики, а соответственно и народного воспитания являются природа, игра, слово, традиции, быт, искусство.

Природа — один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность народной педагогики порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества — экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики с естественностью народного воспитания.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Поэтому просто необходимо воспитывать любовь к родному краю, заботливое и доброе отношение ко всему живому.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень просто и нежно определил роль природы для человека.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра.

Игра — величайшее чудо из чудес, изобретенное человеком сообразно природе. Велико значение игр в нравственном воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие.

Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Следовательно, игра является универсальным средством воспитания детей в духе родной культуры, привития национально-характерных черт личности.

Игры для детей серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествовавшая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь слово: с солнечным лучом, с собственными пальчиками, с маминой прической… благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

Игра — удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры — уроки жизни. Они учат общению ребенка с другими людьми, правилам поведения, доброму отношению к людям. Игра — это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это — драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно — в процессе игры дети часто включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели — стихийно. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере. Интересах, склонностях, способностях, установках человека. Это особенно важно, так как ребенок сам того не сознавая, переходит на другой, более высокий уровень нравственного развития.

Самым распространенным и наиболее содержательным средством народной педагогики является слово.

Безгранична сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего — родного слова, родной речи, родного языка. Как сказал Фазиль Искандер: «Язык — величайшее мистическое явление человеческого существования. Я даже не знаю, могут ли быть какие-то достоверные объяснения его появлению. Язык дан людям для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе. «

В народной педагогике родное слово играет большую роль. Соответственно и словесные средства обучения и воспитания. Например: частушки, прибаутки, песенки, загадки, поговорки, потешки… для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения взрослого с малышом они имеют большое значение: произведение народного творчества можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи желательно сопровождать действиями, или наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде и так далее.

О пословицах Я.А. Коменский сказал: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей свойственных народной педагогике.

Наиболее распространенная форма пословиц — наставление. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона.: поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержание обучения, трудового и нравственного воспитания…

В детской среде пословицы — редкость, чаще всего они лишь ситуативно воспроизводятся в подражание старшим. Тем не менее, ситуативность закрепляет их в памяти как педагогические ресурсы для будущего, и приходит пора, когда они становятся средствами воспитательного воздействия. Для повышения воспитательного значения пословиц в народе всемерно поддерживается их авторитет: «без пословицы не проживешь», «пословица не судима», «пословица правду всем говорит».

Пословица — «цвет народного ума» (В.И. Даль), но этот ум, прежде всего, оберегает нравственность. В пословицах главное — этическая оценка поведения человека и народной жизни вцелом.

Загадки наиболее предпочитаемы у детей дошкольного возраста. Чрезвычайно интересны загадки — вопросы. Такие загадки часто приводятся в сказках. По содержанию загадки — вопросы всех народов похожи друг на друга, а в их форме отражаются особенности образного мышления и поэтического склада народа.

Ценность загадок-вопросов еще и в том, что их разгадки служат распространению пословиц, которые воспринимаются уже как собственные выводы детей и молодежи.

Обычно пословицами являются разгадки тех загадок-вопросов, которые используют проблемную ситуацию для распространения среди подрастающего поколения морально-этических знаний. Много загадок-вопросов, содержащих разнообразные знания об окружающей действительности, развивающих ум, сообразительность, память.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления, а также они оказывают влияние на эстетическое и нравственное воспитание.

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народов. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обуславливает образовательно-воспитательную функцию песен. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать, но зафиксированы случаи исполнения ее четырех-пяти летними детьми, укачивающими своих младших братьев и сестер.

Подобные народные поэтические произведения интересны тем, что демонстрируют всеобщую любовь к детям. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу, прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, то есть, так или иначе, стимулируют самовоспитание.

Сказки — наиболее распространенное средство народного воспитания, используемое в детском саду.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе: если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самой мыслью, — ребенок будет взволнован и потрясен ею.

Несомненно, в запоминании сказок играет роль их емкий смысл, сочетание в них образовательного и воспитательного материала. В этом сочетании заключена своеобразная прелесть сказок как этнопедагогических памятников. В них идея единства обучения и воспитания в народной педагогике осуществлена в максимальной мере.

Традиции играют важную роль в воспитании детей. Они как бы организует связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших поколений основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградаций.

Труд в народной педагогике занимает особое место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами.

Многообразные дела, полезные для детей, семьи соседей, односельчан, людей вообще, народа — вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

Итак, народная культура являет собой богатейший запас методов нравственного воспитания поколений. При воспитании ребенка в ниши дни необходимо приобщать его к культуре, тем самым, формируя личность и самосознание ребенка, приобщая к моральным, нравственным ценностям, формируя культуру человеческого мышления, сферу познания ребенка.

Некоторые спросят, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, укладу народной жизни? Знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт обладают глубочайшей преемственностью, и шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от ничего невозможно. Детям дошкольного возраста необходимо прививать нравственные качества и качества личности, характерные не только для любого человека, но и для родного народа. Такое воспитание детей помогает совершенствовать будущее.

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их — и дерево погибнет». Так и народ, не знающий свою историю и культуру, обречен на вымирание, исчезновение с лица земли. Поэтому необходимо еще с раннего возраста прививать детям родную культуру, воспитывать их в духе русского народа.

Народная культура основывается на многих факторах, важнейшим из которых является традиция. Именно на традиции держится самобытность народа, основывается его неповторимость и индивидуальность.

Традиции возникли давно. Они определили общественную и личную жизнь человека. В них содержаться наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной деятельности, устройства жилища, способы воспитания детей.

Устойчивость, повторяемость и закрепление в обычаях, нормах, ритуалах и правилах сделали традицию средством передачи нравственных качеств из поколения в поколение.

Обычаи, традиции создают разнообразные сценарии поведения человека в определенных ситуациях, то есть программируют человека на жизнь в своем обществе. Заложенный в традициях смысл гарантирует правильность действий, предостерегает от неверных, аморальных, безнравственных поступков.

Приобщение к прогрессивным традициям является необходимым аспектом воспитания молодого поколения. Знание традиций организует жизненный опыт, дает необходимые ценностные ориентиры, способствует закреплению авторитетов. Поэтому культурные традиции имеют значение для педагогической науки, всей практики воспитания.

Во все времена люди были озабочены тем, какими вырастут их дети, достигнут ли они мастерства, усвоят ли необходимые знания и умения, будут ли достойными членами общества.

Культура каждого народа это неисчерпаемый источник стойкости духа, мужества и благородства. Эти черты необходимо взращивать в душе каждого ребенка.

И по сей день народные способы воспитания имеют достаточно широкое распространение, так как оказывают положительное влияние на нравственное воспитание ребенка.

источник