Меню Рубрики

Воспитание средством народной музыки

Консультация для педагогов и родителей

Значение народной музыки в воспитании ребенка.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими традициями, обычаями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о жизни наших предков. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экране телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки и бэтманы. Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи…Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Какова же ситуация с музыкальным воспитанием детей в настоящее время? Музыка для детей переживает сейчас не лучшие времена. Композиторам как будто стало не до детей, они пишут альбомы для эстрадных «звезд».Народные песни, если звучат, то непременно в такой электронной обработке, что полностью теряют свой первозданный облик, в них будто выхолощена душа. Давайте обратимся к народной музыке, как к роднику, которым питается музыкальная классика. Вспомним русскую пословицу » Сказка- ложь, а песня-правда» . В народной песне все правдиво, искренне и просто- и мелодия и слова. Она отшлифована тысячами талантливых певцов, несет в себе многолетнюю историю русского народа.

За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к источнику народной мудрости, творчества многих поколений. Значение фольклора переоценить трудно. Оно состоит в следующем:

» Народное творчество выполняет воспитательно — образовательную функцию.

» Способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание.

» Влияние на оздоровление организма ребенка в целом: пение, музыкальные подвижные игры , пальчиковая гимнастика, ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики. Произведения народного творчества влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, позволяя детям проявлять себя творчески.

Народная музыка, песня понятна и близка детям.

Народные песни складывались голосом, без музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Например, песня «Петушок» построена на трех звуках, «Две тетери» — на четырех, » Как у нашей Дуни», «Комарочек», «Сеяли девушки яровой хмель» — на пяти звуках. Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой : это чередование восьмых и четвертей. Размер обычно — двух- и трехдольный. Музыкальные фразы часто заканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни дети, припев — другие. Таким образом, во время пения народных песен не утомляются голосовые связки детей.. Народные мелодии хорошо звучат и без инструментального сопровождения. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают простую народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей.

Они легко усваивают народную мелодию и поют ее чисто и без поддержки музыкального инструмента.

Интересно отметить, что целый пласт русских народных песен имеет четко выраженную воспитательную направленность.

Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека.Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, песни- игры готовят ребенка к жизни. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речетативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки- миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет, а более сложные по объему песни доступны детям более старшего возраста.

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает это пение наиболее ценным музыкальным материалом. Сначала дети поют с поддержкой взрослого, а в дальнейшем играют самостоятельно. В играх с пением дети упражняются в умении петь а капелла.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора- повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики

Творческое название проекта «Сказка ложь, да в ней намёк. «Цель проектаВоспитывать у детей любовь к русской народной сказке, понимание красоты русского языка.

Эта консультация поможет воспитателям ДОУ разобраться что же это такое- русские народные игры.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколения.

консультация для воспитателей.

Консультация для родительского собрания по теме «Знакомим с народной музыкой наших детей» Содержит перспективный план работы с родителями на год.

Консультация для родителей, которая отвечает на вопрос нужно ли детей знакомить с родной культурой, а именно русской народной культурой и как это сделать в разных возрастах в условиях детского сада.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с мл.

источник

В реферате описано эстетическое воспитание детей посредством народных песен.Ведь эстетическое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

«Народные песни как средство эстетического воспитания»

1. Значение народной музыки в воспитании.

2. Значение музыкальных произведений композиторов Казахстана в воспитании подрастающего поколения.

3. Песни казахского народа и их виды.

Список используемой литературы

Эстетическое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Это понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.

Казахский педагог-просветитель Ахмет Жубанов в 1958 году писал: «Проблема эстетического воспитание в Казахстане имеет особое значение и требует коренной постановки. К этой работе должно быть привлечено и Министерство просвещения. Усиление внимания к эстетическому воспитанию подрастающего поколения ведет к росту числа молодых, увлеченных творчеством.

Было бы неверно полагать, что добиться решения вопросов эстетического воспитания, формирования эстетических чувств и потребностей, установления крепких и здоровых нравственных убеждений у подрастающего поколения можно только поддерживая и развивая узконаправленные интересы. Именно комплексный подход, всестороннее освещение существующих возможностей творчества могут дать действенный результат и глубоко заинтересовать, увлечь. Отправной точкой, может послужить народные песни.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей, воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Оно прививает человеку чувство красоты, помогает ему совершенствовать умение отличить подлинно художественное, духовно возвышенное от пошлого и грубого. Оно не изолировано от общего трудового воспитания, и является органической частью всестороннего развития личности, занимая одно из ведущих мест в воспитании. Особо важная роль в эстетическом воспитании принадлежит народным песням. Народные песни — неотъемлемая часть народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной, бесписьменной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями, причём традиционность здесь является определяющим признаком народной музыки как музыки устной традиции. Народная музыка, народная мелодия являются выражением глубин коллективного народного сознания. Подобно речи, народная песня, мелодия являются обращением к слушателю с целью воздействовать на него; выразительность связана с определённым эмоциональным тонусом. Иначе говоря, музыка, народная мелодия наравне с доступностью является весьма эффективным, мощным средством воздействия при воспитании культуры, формирования позитивного внутреннего восприятия.

1. Значение народной музыки в воспитании.

Самосознание и самоидентификация ребенка закладываются на раннем этапе его развития. Этот тот стержень духовного воспитания, который должен присутствовать в каждом малыше, позволяя ему приобщиться к истокам национальной культуры, традициям и мировоззрению своего народа.

Именно поэтому с незапамятных времен Казахстана основу воспитательного процесса детей в возрасте до 10 лет составляли народные сказки и предания, песни и танцы, игры и обряды. Ребенок, воспитываясь в привычной для него языковой среде, без труда запоминал не только специфические речевые обороты, но и постигал красоту народной песни, которая ассоциировалась у него с родным домом, природой, окружающими его людьми и общественными устоями.

К сожалению, этническим связям в воспитательном процессе сегодня придается второстепенное значение. Исследования показывают, что лишь в 20% детских дошкольных учреждений Казахстана сегодня на уроках и в игре присутствуют элементы народного творчества. Между тем, именно народные песни несут в себе огромную смысловую нагрузку, которая позволяет сформировать у ребенка так необходимые ему личностные качества – доброту, отзывчивость, чуткость, справедливость. Народная песня является основой патриотического воспитания ребенка, позволяя привить ему любовь к своей стране, проникнуться национальным колоритом и выкристаллизовать чувство собственного достоинства. Поэтому уже с первого года жизни малыша ему необходимо прививать любовь к народной музыке, которая отвечает за нравственный и духовный аспекты его развития.

Народная музыка достаточно легка для понимания детей и при этом имеет богатую эмоциональную окраску, передавая различные чувства. Слушая ее, ребенок учится сопереживать, проникаясь радостью либо грустью, а также безошибочно определяя, какой именно информационный посыл содержится в том или ином музыкальном произведении.

Народная музыка включает в себя несколько основных категорий: в первую очередь, это обрядовые песни, связанные с традициями того или иного народа, которые представляют собой старейший и самый обширный пласт национальной культуры.

Огромное значение при развитии ребенка играют детские народные песни – колыбельные, потешки, пестушки и прибаутки. Они обладают не только удивительной образностью, но и выполняют воспитательную функцию, готовя малыша к взрослой жизни, прививая ему правильное мировосприятие, уча и предостерегая, а также формируя его личностные качества.

Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение. На современном этапе главная задача музыкального воспитания средствами народного музыкального творчества – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом казахского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Всё это вызывает интерес, приносит чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

Наиболее распространённое и доступное средство-песня. Народная песня, как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы, характерные черты народного песенного творчества.

Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей.

За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству.Значение народной музыки переоценить трудно. Оно состоит в следующем:

1.Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию.

2.Способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание.

3.Произведения народного творчества влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Читайте также:  Избавится от чириев народными средствами

Народные песни, игры с пением можно использовать без сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, позволяя детям проявлять себя творчески.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников — повернуться лицом к народной музыке. Специфические особенности музыки как вида искусства реализуют природу искусства в целом: способность формировать человеческую личность, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой и отвечающие как общечеловеческим ценностям, так и потребностям нашей социальной среды, запечатлевая в художественных образах всё более многомерную картину действительности, развивая в человеке творческое начало, его созидательную активность.

2. Значение музыкальных произведений композиторов Казахстана в воспитании подрастающего поколения.

Самобытно музыкальное искусство Казахстана, истоки которого лежат в глубинах древности. Велико влияние музыкальных произведений композиторов республики на формирование у подрастающего поколения нравственных, эстетических чувств: в любви к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям своей страны. Глубока связь творчества композиторов Казахстана с традиционным песенным и инструментальным искусством казахов. Это переложения домбровых кюев, авторские обработки народных песен. Значительна и плодотворна деятельность следующих композиторов Е. Рахмадиева, А.Исаковой, Т. Кажгалиева, С.Кибировой, А.Жубанова, Г.Жубановой и других, чей путь освещает напутственное слово Курмангазы Сагырбаева:

«Но покуда живу, буду биться и петь я,

Ведь не вечно, друзья, будем жить мы на свете.

Моё счастье никто не сумеет отнять,

Моё слово и песня останутся детям».

Одним из таких композиторов является А.Затаевич (1869-1936гг.). Его роль в музыкальном искусстве Казахстана не ограничивается записями народных песен и кюев, своими обработками он заложил основы нового фортепианного репертуара. В 1925-30 гг. были изданы 5 серий «Казахские песни в форме миниатюр на народные темы», содержащих 75 пьес, в 1931 г.- первый выпуск «Песен Казахстана», включающий 20 пьес. А Затаевич понимал, как важно для приобщения к пианистической культуре людей, ранее от неё далёких, создать произведения, в которых близкий казахам интонационный, ладовый и ритмический материал переосмысливался бы в жанрах фортепианной музыки. Наряду со скупой фактурой, используемой и в гомофонно-гармоническом складе, и в полифонии, он обращался к богатой подголосочности, контрастным противосложениям, сочетающимся с виртуозными фигурациями по всей клавиатуре, что придавало изложению яркую контрастность и приближало его к рахманиновскому. Особенно хочется оценить художественное значение и инструктивную ценность пьес, в которых имитируется звучание солирующей домбры, передаются её тембр, виртуозные возможности, характерные особенности игры на ней. В этой области Затаевич предстаёт первооткрывателем, найдя и использовав те приёмы, которые будут в последствии использованы казахстанскими композиторами в аналогичных произведениях, включая знаменитую фортепианную «Легенду о домбре» Н. Мендыгалиева, лучшей исполнительницей, которой является Ж.. Аубакирова. Сходству с тембром домбры и её специфической виртуозностью способствуют:

1)широкое использование репетиционной техники;

3)артикуляция, в которой короткие лиги чередуются с лёгким staccato (в целом господствует штрих non legato, вызывающий аналогию с щипковым звучанием).

В области динамики типичны внезапны акценты, повторяющиеся достаточно регулярно. В пьесах такого рода преобладает танцевальность и ритм скачки. Обработки А.Затаевича разные по степени трудности вырабатывают в учениках ценные исполнительские качества. В последние годы наблюдается интерес к пьесам данного автора, во многом благодаря просветительской работе преподавателя Алма-атинской консерватории А. Байсакаловой, организовавшей в 2008 г. Республиканский конкурс-фестиваль юных музыкантов им. А. Затаевича. Проведены уже 2 таких конкурса совместно с генеральным консульством республики Польши, ассамблеей народов Казахстана. Конкурс сразу же зарекомендовал себя высоким уровнем подготовки учащихся, большим количеством желающих принять в нём участие, качественным и объективным составом жюри. В 2010 г.с расширением возрастных рамок, изюминкой стало выступление фортепианных ансамблей Астаны ,Алматы, Караганды.

Что характерно для современных композиторов? Неповторимая национальная индивидуальность музыкальных образов, выраженная по иному: на смену традиционному цитированию, обработкам народных мелодий приходят новые стилевые тенденции, возникшие на основе синтеза различных музыкальных культур с казахской национальной культурой. Рассмотрим фортепианные миниатюры таких авторов, как Асель Омарова, Ерболат Андосов, Бейбит Дальденбаев.Для их фортепианных пьес характерно эмоциолнальное разнообразие; задушевная лирика,раскрывающаяся скупо,набросками,штрихами: «Мұнды әуен» («Грустная мелодия»), «Күзге күн» («Осенний день»), «Кішкентай ноктюрн»(Маленький ноктюрн) Ерболата Андосова. Постижение в этих пьесах музыкальных образов произведения начинается с мелодии.От выразительного её интонирования, от умения вслушиваться во все её «зигзаги» и «повороты»,от чего зависит яркость исполнения.Юмористическим задором полны пьесы А.Омаровой-«Тауық»(«Курица»), «Тиін»(«Белка»).Язык музыки легко запоминается, использование секунд помогает организовать постановку рук, придаёт содержанию нужную остроту,помогает освоить штрих staccato.Элементы казахского фольклора присутствуют в обработках Бейбитом Дальденбаевым казахских народных песен: «Еркем-ай», «Саулем-ай», «Илигай».Они слышны в выразительной распевности типичных мелодических оборотов- звучании кварт, квинт, трихордных ячеек в кварте и квинте, в использовании народных ладов. Рельефное проведение темы в верхнем голосе не должно затушёвывать полифоническую основу пьес. Изучение произведений моторного характера воспитывает у юных исполнителей крепкую техническую подготовку, исполнительскую волю, отточенный ритм, стремление к образной выразительности (Е.Андосов «Би» (Танец), «Домбыра сазы»(«Наигрыш домбры»), «Би күйі» (Танцевальный кюй),А.Омарова «Ойын игра»,Б.Дальденбаев «Келіншек»).Для передачи неповторимой индивидуальности музыкальных образов, раскрываемых композиторами необходимо знание эмоционально-психологического склада народа, его литературной, музыкальной культуры и искусства, изучение музыкального творчества-всё это способствует развитию кругозора и является фундаментом воспитания любви к своей стране.

3. Песни казахского народа и их виды.

Жанры песен казахского народа кочевой и полукочевой образ жизни, занятия скотоводством способствовали появлению традиционных видов музыкального искусства. Эти виды музыкального искусства отличаются от музыки западных и восточных народов. Пение и игра на музыкальном инструменте, или инструментальное и песенное искусство — два вида в музыкальном наследии казахского народа. В духовной жизни казахского народа большое место отводилось певческому искусству.

Песни были широко распространены в повседневной жизни. Песни, передаваемые от поколения к поколению, помогали формировать у молодого поколения добрые чувства, высокие эстетические вкусы. Темы песен были различными. Казахские поэты и мыслители отводили большую роль музыкальной культуре в жизни народа. Великий поэт и мыслитель Абай писал: Песня летит и рождает порывы в сердцах,

И чудесны ее переливы в сердцах — радость, скорбь Убаюкает сердце она, Укачает его, как дитя, на руках. В XX в. национальный музыкальный фонд пополнился произведениями с новым содержанием. Традиционным видом музыкального искусства казахского народа являлось сольное пение, сопровождаемое игрой на домбре или кобызе, или исполнение произведений на инструментах.

Хоровое пение звучало на вечерах, у алтыбакана (качелях), хором исполнялись свадебные песни «жар-жар», «сынсу» и др. Как отметил В. В. Радлов, исследователь духовной культуры народов Средней Азии, казахский народ «в своих песнях показывает не сказочный мир, а воспевает свою жизнь». Профессиональные певцы, поэты, исполнители кюев постоянно пополняли свой репертуар, расширяли тематику.

Произведения народного творчества понимал каждый человек, в них отражены мечты народа, в них люди находили поддержку, они вселяли веру в будущее и надежду. Народные песни делятся на следующие виды: — обрядовые песни (колыбельные песни, детские песни и молодежи, трудовые, песни земледельца, охотника, рабочего); свадебные песни; песни, посвященные религиозным обычаям: заклинания баксы и др.; песни печали, скорби, сообщение о печальном известии, песни-прощания, причитание, плач об умершем; — песни-назидания (песни благодарности, благословения, пожелания, песни-загадки, песни-басни и с ироническим смыслом); — фантастические песни (песни-легенды, песни-небылицы); — сатирические, юмористические песни (смешные, шуточные); — эпические сказания (песни-назидания — терме, эпические сказания в стихах — толгау); — айтыс (поэтические состязания в виде песен); — лирические песни; — песни, описывающие исторические события. Рассмотрим некоторые из них:

Свадебные песни. В казахской традиционной свадьбе большое внимание уделяется песне невесты, исполнявшейся при совершении прощального обряда «Танысу», «Коштасу» и др. На свадьбе исполняли «Жар-жар», широко распространен напев «Беташар», поющийся в тот момент, когда невеста приезжала в дом жениха. Смысл песни носил назидательный характер. Во время свадьбы была традиция айтысов. Вначале исполнялась песня «Той бастар» («Открытие торжества»). Она представляла собой некую интерпретацию совершаемого свадебного обряда.

Ритуальные песни. К ритуальным песням относились обрядовые песни похоронно-поминального цикла, которые также носили эстетические функции, так как в них концентрировались в характерной национальной форме скорбь, печаль, горестное состояние. Похоронно-поминальный цикл составляли песни «Дауыс» (голосить, причитать), «Жылау» (причитать). Особое значение придавалось исполнению напевов об утрате. В таких песнях выражалась печаль о безвозвратно ушедшей молодости, страх потери. Примером может служить песня «Жиырма бес» («Двадцать пять»).

Помимо очень распространенных в казахской музыкальной культуре песен о любви, народные «артисты» исполняли также довольно знаменитые в устном фольклоре эпические сказания — жыр. Они исполняли песни «Кобланды-батыр», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие другие. Появление в музыкальном искусстве эпосов ученые связывают изначально с ритуалами военной магии и культом предков. В настоящее время казахскому народу в наследство от своих великих предков досталось более ста сказаний, в каждом из которых — тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кыл-кобыза или домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героический и лирический эпос донес до потомков в легендарной, мифологизированной форме реальные исторические события.

Знаменитые кюйши. Кюйши Курмангазы. Курмангазы был великим народным композитором-кюйши, автором многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. В народе его с гордостью называют «отцом кюев». Тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры. Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. Первым наставником, приобщившим Курмангазы к искусству кюя, был кюйши Узак. Курмангазы совершенствовал мастерство, разучивая произведения знаменитых кюйши Букеевской Орды — Байжумы, Шеркеша и др. Это и определило его дальнейшую судьбу, Курмангазы становится профессиональным домбристом. В настоящее время опубликовано более 60 его кюев. Особое место в творчестве Курмангазы занимает кюй «Сары арка», или «Золотая степь», который стал его несомненным шедевром и завоевал огромную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире.

Кюйши Таттимбет. Таттимбет был не только выдающимся композитором-кюйши, но и известным певцом-импровизатором, искусным оратором (шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональным бием (судьей). Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь народа. Таттимбет стал автором свыше 40 кюев. Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро освоил свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства. Вскоре Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную судебную практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд. Благодаря находчивости, остроумию и справедливости он становится известен всей округе. В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали.

источник

Значение народной музыки в эстетическом воспитании детей. Народные мелодии как основа формирования музыкальных способностей дошкольников. Роль музыкальных инструментов в воспитании детей еще в древние времена. Знакомство с народной музыкальной культурой.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. «Значение народной музыки в эстетическом воспитании детей»

2. Знакомство с народной музыкальной культурой

Список использованных источников

музыка воспитание дети мелодия

Нельзя быть равнодушным к истокам — Национальной культуре, особенно к русской культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе. Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, — нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.

Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) — самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле. Различные виды художественной деятельности, основа которых — народное творчество, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.

1. «Значение народной музыки в эстетическом воспитании детей»

Музыкальная народная культура является чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее. Проблема построения людьми образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Издавна музыка признавалась важным средством формирование личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие. Формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать.

Читайте также:  Какими народными средствами вылечить алкоголь

Большие потенциальные возможности воздействия на ребёнка заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями, с бытом народа и обеспечивают эмоционально-психологическое благополучие. Наиболее распространённое и доступное средство — песня. Народная песня, как одно из ярких произведений музыкального фольклора, входит как основа музыкальной культуры в жизнь ребёнка .

Правдивость, поэтичность, богатство мелодии, разнообразие ритма ясность, простота формы — характерные черты народных песен, всего народного песенного творчества. Название песен придают им неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми, доступными, часто варьируются, что и придаёт им особую притягательность. Игровые, плясовые песни радуют своим весёлым, жизнерадостным характером, отличаются чётким ритмом, задорной мелодией.

Народные мелодии, сопровождающие быт ребёнка, отличаются ярко выраженным характером. Они являются основой формирования музыкальных способностей дошкольников. Колыбельные песни, наигрыши, частушки, пестушки, заклички, попевки — это один из пластов этой основы, это неоценимое богатство каждого народа как национальной, так и мировой культуры, показатель способностей и таланта народа.

Через общение с музыкой, ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту и лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Он получает новые представления о нём. Народная музыка концентрирует на себя опыт человечества: несёт в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

Музыкальное творчество, является видом народного искусства, синкретично по своей природе и синтетично по характеру. Оно изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет в своей основе мифопоэтическое чувство мира, поэтому его нельзя рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства: русское устное народное творчество, музыкальный фольклор, и тем более отдавать предпочтения какому-либо жанру.

Колыбельная песня, по мнению народа — спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы русского народного творчества, и не только русского, но и всех народов мира. В ней особым образом, специальными средствами выразительности передаётся дух эпохи, преломляемый через духовный мир создателя и исполнителя колыбельной.

Исследования психологов (Л. Н. Павловой, Н. Н. Палагиной и других) показывают, что народные песенки, потешки, пестушки оказывают на ребёнка активизирующие воздействие, являются средством социализации, т.е. с помощью малых форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. О.П. Радынова заключает: сформировать музыкальный вкус можно только на приобщении детей к народной музыке.

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало, что живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых народных источниках.

Неслучайно слово «фольклор» переводиться, как «народная мудрость». Музыкальный фольклор для детей — разновидность фольклористики. Его особенность — он соединяет в себе песни потешки, игровые приёмы, танец.

Итак, говоря о ценности народного искусства в воспитании детей, отличая его терапевтический эффект, в силу своих художественных способностей, народное искусство близко к детям, доступно их пониманию, использованию в самостоятельной деятельности, способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально-благоприятную обстановку для детей.

Слушая и участвуя в музыкальных произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетённость (угнетённое состояние). Появляется спокойствие, чувство защищённости, уверенности в себе, в своих силах, ощущение радости.

Если таким образом, сформированные музыкальные способности детей дошкольного возраста будут закрепляться и получать своё дальнейшее развитие в школе, у ребёнка сформируется музыкальный вкус. Это произойдёт лишь в том случае, если будет иметь поддержку в семье. А в дальнейшем музыка окажет влияние на интеллектуальное образование: ребёнок будет легче усваивать языки, лучше успевать по математическим предметам, будет более волевым, более сосредоточенным, чем его сверстники, речь будет лучше, мысленные способности тоже, он будет более организован в использовании времени. Ну, а самое главное — «прекрасное всегда будет побуждать в нём доброе».

В настоящее время развивается естественный процесс творческой трансформации народного искусства, сочетающегося с обращением к его первоисточникам.

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы, свистульки и др. Они развивали у детей сначала на уровне первичной рефлекторной реакции координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что эти игрушки — инструменты являлись своего рода посредником в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры. Красота, самобытность и доступность этих игрушек помогали войти ребенку в мир родной культуры, в мир творчества и гармонии.

Ударные инструменты: рубель, кокошник, барабанка, бубенцы, трещотки, коробочки и др.

Духовые и струнные инструменты: дрова (музыкальная поленница), свирель, разные жалейки и кугиглы, волынка, брелка, гусли и др.

Все инструменты изготовлены с учётом возрастных особенностей, а также психики детей дошкольного возраста. Эти инструменты могут быть красочно декорированы (роспись, резьба, выжигание), что не только является стимулом к их освоению, но и приносят детям радость от общения с красотой, помогает лучше узнать особенности прикладного искусства русского народа.

Народная музыка и народные инструменты готовят детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а в последствии и других народов мира. «Незнакомая музыка» начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребёнка, формирующие мотивы его деятельности направляются на постижение этого явления. Постепенно ребёнок становится готов осмысленно воспринимать музыку самых разных направлений и стилей.

Таким образом, знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает на себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность. Доступность народных инструментов, их привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформируют интерес к познанию мира музыки в разных его направлениях.

2. Знакомство с народной музыкальной культурой

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования.

Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад? Это можно сделать посредством русской народной музыки: песен, попевок, потешек, прибауток.

Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет добиваться успешных результатов во всестороннем гармоничном психофизическом развитии детей и способствует гуманизации процесса воспитания.

Знакомство с музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин — это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку — это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.

Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Музыкальный фольклор — явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано — музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

4. Народные музыкальные инструменты.

Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например — последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня — вопрос — ответ.

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни, появляется новый жанр — игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку.

Ходит сон по горе, Носит дрему в руке, Всем детишкам продает, Нашей Кате не дает. Ах, ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка. Сиреневая веточка. Ах, ты, мой сыночек, Пшеничный колосочек, Лазоревый цветочек, Сиреневый кусточек.

В средней группе усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.). Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние калядки, масленичные, весенние заклички).

В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас — то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) — упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.

Именно в старшей группе вводится новый жанр — частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как:

Читайте также:  Что пить при выкидыше народные средства

2. «Ходила младёшенька по борочку».

3. «Уж, как я ль свою коровушку люблю».

4. «А я по лугу, а я по лугу».

1. «Солдатушки браво ребятушки».

Детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе часто проводятся совместные занятия со взрослыми и детьми других групп. С девочками — «уроки материнства».

В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки. Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. В этом возрасте (и до сред ней группы) танцам как таковым не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры («Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду»), где используются плясовые элементы, часто с солистом Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых.

В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), топать с остановками (подготовка к упражнению «в три ноги»). Уделяется внимание пластике рук в пляске — кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. В этом возрасте при показе роль взрослого чаще выполняет ребенок (по желанию), в таких хороводах как: «Воробышек», «Утеночек Вася», «Заинька мимо сада». Так же в хороводах обучать детей менять направление в кругу, разрывать круг по окончанию мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять детей к проявлению большей самостоятельности в свободной пляске, к умению давать оценку друг другу («У Маши хорошо пляшут ножки, а ручки скучные, а у Саши наоборот»). Поощрять желания вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировании песен. Чаще обращаться к опыту старших детей.

В старшей группе детей обучают простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка), «стенка на стенку», выворачивание круга, два круга в разные стороны. Все орнаментальные хороводы («Светит месяц», «Во саду ли, в огороде», «Березка девочек кричала») выполняются по команде: выбирается один ведущий который диктует порядок перестроения. В старших группах поощряется приплясывание во время исполнения веселых песен, время от времени предлагается солирование.

В подготовительной группе вводится такие элементы народного танца: пляска в «три ноги» («Чижик», «Деревенская полька»), с подскоком («Краковяк», «Подгорная тройками»), овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучиваются также новые элементы хоровода: «вывертывание рукава», «плетень», «улица», «ниточка с иголочкой» («На горе то калина», «Лен зеленой», «Ой, во поле травушка»). Говоря о синкретизме фольклора (пляска, музыка, песня существуют в единстве), не следует забывать, что любыe плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр, при игре на музыкальных инструментах и т.д. И это надо всячески поощрять в детях.

Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей — это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется — дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.

В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Вареная репка», «Два мороза», «Марьюшкино поле» усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, поле). Вначале на роль ведущего выбирают по желанию, а затем привлекают тех, кто робок. Следует обращать внимание детей на то, что бы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки.

В старшей группе вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т.д. воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли («Водяной», «Баба-Яга»). Хорошо в этом случае применять метод «от старших — к младшим», а так же использовать видеозаписи различных фольклорных коллективов.

В подготовительной группе активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Кострома», «Бояре», «А мы просо сеяли»). Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.

Народные музыкальные инструменты

В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не сводить этот момент к шалости, а учить его играть что-нибудь конкретное: звуки свистульки похожи на птичьи голоса, на гуслях можно изобразить мелодичное движение ручейка и т.д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению. В игре на ложках сначала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках).

В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле. Обучать на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют; добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах можно предложить песни «На зеленом лугу» (дудочка), прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки). Учить играть в ансамбле, оркестре со старшими детьми.

В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре.

В подготовительной группе учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструмент (коса, пила, рубель и т.д.). Предоставить возможность детям импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать симпатия детей к определенным инструментам. Все чаще включать инструменты в игры, пляски, предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать инструмент для данного произведения.

Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, воспитатели привлекают детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.

Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство — период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог — народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, воспитатели в своей работе используют народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Список использованных источников

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Прогресс, 2010. — 365 с.

2. Рытова, Д. М. Элементарное моделирование с помощью ложек / Д. М. Рытова. — М.: АСТ, 2008. — 132 с.

3. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник / Г. М. Науменко. — М.: Линка Пресс, 2000. — 224 с.

4. Ветлугина, Н. А. Педагогические условия формирования художественной самостоятельной деятельности / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1982. — 271 с.

5. Тарасова, К. В. Развитие музыкальных способностей / К. В. Тарасова. — М.: Просвещение, 1978. — 246 с.

6. Павлова, Л. Н., Палагина, Н. Н. Малые фольклорные жанры, как средство формирования психологии / Л. Н. Павлова, Н. Н. Палагина. — М.: Просвещение, 1968. — 187 с.

7. Никитина, М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании дошкольников / М. А. Никитина. — Минск, 1968. — 232 с.

8. Неганова, Н. И. Русский фольклор в жизни малышей // Музыкальный руководитель. — 1995. — №9. — С. 34-35.

Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и образовании детей. Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности дошкольников. Рекомендации по использованию инструментальной культуры для развития музыкальных способностей детей.

дипломная работа [209,4 K], добавлен 08.05.2010

Классификации музыкальных форм по исполнительским составам, назначению музыки и другим принципам. Специфика стиля разных эпох. Додекафонная техника музыкальной композиции. Натуральный мажор и минор, особенности пентатоники, использование народных ладов.

реферат [586,6 K], добавлен 14.01.2010

Развитие воображения и творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях. Особенности использования игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на музыкальных инструментах. Характеристика детских музыкальных инструментов.

аттестационная работа [435,8 K], добавлен 03.12.2015

Развитие музыкальных способностей детей, формирование основ музыкальной культуры. Музыкально-эстетическое сознание. Пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Организация детского оркестра.

реферат [13,5 K], добавлен 20.11.2006

Первый музыкальный инструмент. История некоторых русских народных инструментов. Устройство некоторых русских народных музыкальных инструментов. Народные традиции и роль музыкальных инструментов в них. Разнообразные обычаи и обряды на масленицу.

реферат [30,6 K], добавлен 19.10.2013

Общие сведения о литовской народной песне и ее авторах. Виды обработки одноголосных музыкальных образцов. Анализ литературного текста и мелодии. Средства музыкальной выразительности. Приемы вокально-хорового изложения. Этапы работы дирижёра с хором.

реферат [358,7 K], добавлен 14.01.2016

История возникновения и изготовления музыкальных инструментов, их характеристика, классификация и разновидности. Первое знакомство детей с музыкой, обучение игре на металлофоне, аккордеоне и духовой гармонике с помощью музыкально-дидактических игр.

методичка [44,0 K], добавлен 31.01.2009

Применение музыкальных игрушек и инструментов и их роль в развитии детей. Разновидности инструментов и их классификация по способу извлечения звука. Формы работы по обучению игре на детских музыкальных инструментах в детских дошкольных учреждениях.

презентация [924,1 K], добавлен 22.03.2012

Восприятие музыкальных произведений. Трудности в умении сравнивать объекты музыкального мира. Тембры звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра. Мыслительный процесс дихотомического плана. Выявление характера музыкального произведения.

реферат [19,9 K], добавлен 21.06.2012

Определение этнической музыки, ее категории и характерные звуки. Знаменитый исполнитель афро-кубинской музыки сон и болеро Ибрагим Феррер как пример этноисполнителя. Популяризация этнической музыки в России. Примеры этнических музыкальных инструментов.

презентация [134,4 K], добавлен 25.12.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник