Меню Рубрики

Воспитанием детей народными средствами

Ольга Талужина
Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина.

В связи с развитием демократических отношений происходит переоценка ценностей. Разрушение ценностных нравственных ориентиров не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы, нравственности. Такое положение сокращает воспитательные возможности семьи, приводит к снижению интеллектуального потенциала подрастающего поколения современного общества.

Поэтому сегодня очень остро стоит проблема нравственного воспитаниядошкольников. Ребенок дошкольного возраста входит в сложный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, нечестности, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста — одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях. Нравственное воспитание ребёнка является важным фактором, обеспечивающим духовные и моральные ценности. Нравственное воспитание становится приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания. Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т. И. Пониманская, В. А. Сластенин, С. А. Козлова Т. И. Пониманская, В. А. Сластенин, С. А. Козлова, Л. Р. Болотина, И. А. Каирова.

Общепринятый факт состоит в том, что обучить нравственному воспитанию невозможно. Привитие нравственных норм, привычек, качеств, поведения происходит за счет индивидуальных личностных особенностей. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. И все же, чем младше ребенок, тем больше он открыт к окружающему миру. Уже доказано, что личность формируется к пяти годам (А. С. Макаренко). Но дошкольный период остается наиболее гибким, благоприятным периодом в формировании нравственных норм.

Русский народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития.

Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В. Ф. Афанасьев, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Г. Стельмахович, К. Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Формирование личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др. ;

— методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

В дошкольном образовательном учреждении имеется система по ознакомлению дошкольников с сезонными народными праздниками, что обогащает чувственный опыт дошкольников к культурному наследию народа. Весной проводится народный праздник «Масленица». Встреча этого праздника сопровождается песнями, плясками, шумной и весёлой ярмаркой, а главным символом является — большая соломенная кукла. Готовятся все возможные угощения, особое место на праздничном столе занимают блины, как символ солнца и тепла. Каждый день масленицы носит своё название. Этот праздник воспитывает у детей любовь к родному краю, дети узнают о культуре русского народа, об обрядах и обычаях. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, взаимопомощь, дружелюбие.

Весною проводится праздник «Встреча жаворонков», на котором дети заучивают заклички о встрече весны, птиц, пословицы, народные игры: «Ручеек», «Гори, гори, ясно». «Скакалки», «Заря-зарница», «Перетягивание каната».

Главное в празднике – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. Совместно с родителями дети пекут булочки символ – весны. Жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах. Этот праздник воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение к птицам. К этому празднику дети изготавливают кормушки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, любознательность, душевность, общительность, бережливость.

Летом проводится праздник «Троица». Троица — это праздник берёзки — символа чистоты, света. Воспитанники знакомятся с традициями: уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде; народные гуляния у реки, в поле, у берёзы с пением песен о берёзе, хороводы («Во поле берёза стояла»). Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, вежливость, трудолюбие.

Осенью отмечают праздник «Осенины». Осенины — это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Празднуют Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе, уважение, интерес к обычаям. На осеннинах дети знакомятся с народными играми и хороводами, заучивают пословицы и поговорки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, общительность, душевность.

В зимнее время проводится праздник «Рождество». Рождество и Святки продолжались 13 дней – с 7 по 19 января. Все это время было посвящено исполнению многочисленных святочных обрядов, гаданиям, играм. Особой популярностью пользуется колядование: юноши и девушки собирались группками и обходили все дома в деревне, распевая под окнами колядки (ритуальные песни, восхваляющие хозяина и его семью) и получая за это угощенье, которое называлось «козюльками». На Рождество дети разучивают рождественские колядки, играют в русские народные игры, водят хороводы, калядуют. Этот праздник воспитывает у детей доброту, скромность, любовь к ближнему, вежливость. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, отзывчивость, искренность, коллективизм, общительность, душевность.

Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т. к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.

Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями — формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно — исторический опыт народа.

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Издательство «Просвещение», 2009. — С. 5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 103.

2. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. -М.:

Издательство «Просвещение», 1998. — С. 18.

3. Болотина Р. Л., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений. — М.: Академический Проект, Культура, 2005.

4. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Народные праздники и обряды как фактор этнокультурного воспитания детей На современном этапе развития нашего общества проблема этнокультурного воспитания становится как никогда актуальной и насущно необходимой.

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325» Выступление по теме: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г.

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций.

Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста» Введение Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные.

Проект «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Радуга» города Цывильска Чувашской республики Проект на тему: «Чувашские.

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть особенно успешна решена.

источник

К средствам воспитания относятся пословицы, поговорки, песни, танцы, сказки.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно и самого этноса. Патриотизм – это прежде всего любовь к родной природе. Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый фактор, многосторонний, многогранный. Народные педагоги по разному используют природу как фактор воздействия на личность. Природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в современной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. В процессе игры дети рано включаются в самовоспитание, которое происходит стихийно. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, способностях человека.

Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово – божественно. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речетативы, загадки, пословицы, назидания, притчи, сказки. Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны. Безграничная сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего – родного слова, родного языка.

Труд в народной педагогике занимает особенное место. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, народа – вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

В народе общение невероятно богато и многообразно. Общение – высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В специфике общения проявляется национальный характер.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человека. В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны. Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, ибо человечество – единый космический этнос.

Традиции как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.

В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

«Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идей, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими». (Г.Н.Волков).

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, методов и средств воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности, влияние окружающей среды и общественного мнения.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки, она позволяет воспитателю без каких-либо тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, а также уровень творческого мышления ребенка.

Читайте также:  Народная медицина средства при давлении

Песни — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Песне присуща высокая поэтизация всех строи народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность в том, что она учит прекрасному. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл — это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, который еще не научился понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т.п.

1. Какую роль в воспитании детей играют сказки? Охарактеризуйте некоторые из них.

2. Какие из народных песен предложили бы своим ученикам.

3. Какую народную песню вы могли бы принять в качестве гимна.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2002.

РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

источник

Если приключилась такая беда, и Ваш ребенок заболел – не стоит сходу паниковать и бежать в аптеку за вредными и дорогими препаратами. Ведь испокон веков, людей лечили народными средствами, а к лечению детей относились с еще, куда большим трепетом. Чем больше мы углубляемся в медицинские познания наших предков – тем больше удаляемся. Наверно поэтому лечение детей народными средствами остается популярным и в XXI веке.

Для начала необходимо запомнить несколько обязательных правил, при лечении ребенка народными средствами:
1. Самостоятельное лечение детей народными средствами ни в коем случае не отменяет посещение врача.
2. Не стоит приступать к лечению ребенка всевозможными травами, не посоветовавшись с педиатром.
3. Ни в коем случае не начинайте лечить народной медициной тяжелые болезни (например, энцефалит, менингит, пневмонию).
4. И самое главное, не нужно собирать и применять для лечения травы, растущие в центре города, на обочинах дорог, возле заводов.
Если вы решились лечить своего ребёнка каким-либо народным рецептом, то он, в первую очередь, должен быть тщательно проверен и взят из надёжных источников.
Не нужно насильно заставлять ребёнка принимать лекарство, оно должно преподноситься ему с любовью и лаской.

Лечение детей от кашля народными средствами.
Если у вашего ребёнка внезапно появился кашель, и вы вовремя не придали этому значения, то есть вероятность возникновения осложнения. Лечение сухого кашля у малышей, детей школьного возраста должно происходить своевременно. Существуют парочку рецептов народной медицины, которые быстро и без всяких последствий избавит вашего ребенка от кашля.

Рецепт. Картофель в «мундире».
Одним из вариантов снятия симптом кашля в народе считается картофель сваренный «в мундире». Готовый картофель нужно растолочь и добавить в него столовую ложку растительного масла. Такой компресс нужно положить на грудь и горло ребёнку и держать до тех пор, пока он не остынет. Пока ваш малыш держит компресс, дайте ему теплый морковный сок напополам с молоком. Пить его нужно потихоньку, небольшими глотками. Такое лечение нужно проводить регулярно в течении 2-3 дней и ваш ребёнок очень быстро пойдет на поправку.

Лечение насморка народными средствами.
Одним из популярных и очень эффективным народным способом лечения насморка у детей является лук.
Рецепт. Луковый компресс.
Возьмите луковицу и мелко натрите, затем заверните во влажную салфетку, приложите к носу вашего малыша и сверху положите какую-нибудь тёплую материю. В таком положении ребёнок должен лежать 15 минут в день. Повторять данную процедуру нужно 3-4 раза в день. Если вы регулярно будет выполнять этот процесс, то ваш малыш будет здоров уже через три дня.
Ментоловое масло
При насморке вашему ребёнку также очень поможет ментоловое масло. Его нужно закапывать несколько раз в день по 4 капли, при этом смазывать нос, лоб и виски.

Лечение ангины народными средствами.
При первых же симптомах ангины следует немедленно лечить вашего ребёнка народными методами.
Рецепт. Луковый настой.
При ангине мелко нарезанную луковицу нужно залить 0,5 л горячей воды и поставить на 12 часов, дав, таким образом, ей настояться, а затем процедите. Давайте своему ребенку по 4 стакана этого настоя 3-4 раза в день за 15 минут до еды.
Рецепт. Полоскание.
Мелко нарежьте 5 зубчиков (или 1 ст. ложку высушенных листьев чеснока) и залейте 500 мл. кипятка. Пусть настоится ночку, а затем давайте ребёнку полоскать горло этим настоем. Очень полезно разведенным соком хрена полоскать горло. Соотношение должно составлять 1:50. Также можно давать его ребёнку болеющего ангиной по одной чайной ложечке 3-4 раза в день. На выбор можно проводить полоскание горла настоем ромашки, солью, либо содой.

Лечение гайморита у детей народными средствами.
При возникновении гайморита у детей, его лечение нужно проводить постепенно, т.к. эту болезнь невозможно вылечить за короткий срок. Если у вашего ребенка заклало нос и при этом его преследуют частые боли, то лучше начать лечение с помощью хрена.

Рецепт. Настой из хрена и лимонов.
Для лечения гайморита у детей берете хрен, натираете пол стакана и смешиваете с лимонным соком (для получения сока нужно взять 2-3 лимона). Принимать ваш ребёнок должен эту смесь натощак за полчаса до приема пищи, 2 раза в день — утром и днём. При лечении, возможно, начнет пощипывать в глазах и даже слезится, из носа будет выделяться слизь. Не стоит этого бояться, и ни в коем случае не прекращайте курс лечения. Постепенно выделения будут уменьшаться. Проводить такие курсы нужно по мере появления первых симптомов гайморита.
Лечение простуды народными средствами детей.
При первых признаках заболевания ребенка острой респираторной вирусной инфекцией, нужно сразу начинать лечение. За щеку ребенка положить не большой кусочек лимона с кожурой, постараться держать его, как можно подольше, при этом рассасывать его, чтоб лимонная кислота, обволакивая горло, поступала внутрь организма. После такого лечения не рекомендуется прием пищи и воды, для большей эффективности. Через три, четыре час нужно повторить эту процедуру. Для дальнейшего лечения ребенка народными средствами, нужно определить какого рода кашель. Кашель подразделяется на два вида: влажный и сухой. Обычно у маленьких детей кашель начинается сухой, но уже после трех, четырех дней появляется мокрота. Сухой и влажный кашель лечить следует разными народными способами. При влажном кашле детям дышать становится легче. Влажный кашель дети переносят легче, для начала нужно сухой кашель перевести в стадию влажного, для этого нужно чаще давать ребенку теплую воду, подкисленную лимоном.
Замечательным средством лечения кашля в народной медицине является – хрен.
Рецепт: Сок из хрена.
На мелкой терке, натираем хрен, добавляем сахарный песок в одинаковых пропорциях, хорошо смешиваем смесь, и ставим в тепло на 12 часов. Периодически смесь хорошо встряхиваем, чтоб хрен благодаря сахару смог дать больше сока. По истечении времени, готовое средство переливаем в емкость через марлю, процеживаем, и выжимаем оставшееся в марле. Готовый, полученный сок даем ребенку каждый час по одной столовой ложке, на протяжении первых суток. Выжимка, которая осталась в марле, хорошо пригодится для компресса на грудь малыша.
Корень солодки, также очень подходит для лечения кашля, как народное средство. Для этого следует: после еды, каждые четыре часа принимать отвар в теплом виде.
Если у ребенка поднялась высокая температура, тогда для этого используют жаропонижающую смесь.
Рецепт: Жаропонижающая смесь.
При кашле в народной медицине хорошо использовать замечательный овощ – лук. На мелкой терке натрите лук, протрите яблоко, и добавьте мед. Пропорции должны быть равны. Хорошо перемешайте, и давайте малышу по одной ст. ложке три раза в день до еды.
Хочется рассказать о пользе чеснока при кашле. Но концентрированный сок нельзя давать малышу, поэтому приведем рецепт с использованием чеснока.
Рецепт: Чеснок с молоком.
Очистите пять, шесть зубчиков чеснока, хорошо потолките его и добавьте к нему один стакан молока. Тщательно перемешайте смесь, поставьте на огонь и дайте ей кипятиться, после этого смесь оставьте остывать. Давайте больному малышу отвар по одной чайной ложке, что облегчит ему дыхание и течение болезни.
Лечебные ванны
При проявлении первых признаков простуды, также рекомендуется начинать лечение с растирания, лечебных ванн и компрессов. Не забывайте, что эти процедуры делаются при температуре ниже тридцати восьми градусов тела. Лечебные ванны применяют детям любого возраста. Правильное проведение процедур не может повредить и нанести ущерб здоровью ребенка.
Наиболее эффективной горячей ванной является ванна с горчицей. Желательно проводить эту процедуру перед сном ребенка.
Способ приготовления такой ванной: В ванночку налейте воду, температура которой должна быть 36 градусов. Добавьте туда разведенную горчицу и посадите туда малыша. Обязательно следите за температурой воды и состоянием кожи ребенка. Эта процедура длится не более семи минут. После этого ребенка следует вытереть, хорошо укутать и уложить спать. При повышении потливости, аккуратно смените ребенку одежду. В некоторых случаях, если вы обнаружите вовремя процедуры покраснения на коже ребенка, следует прекратить прием ванны.

источник

«Народная педагогика – исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, передаваемый от поколения к поколению в устной форме».
Энциклопедический словарь

Когда еще не существовало педагогики, как науки, и не сочиняли умных книжек о «правильном» воспитании и обучении, наши прабабушки в поте лица трудились в поле, доили коров, рожали по семеро детей-погодок… в стогу сена, как бы между делом… И пели им на ночь душевные колыбельные вместо «Телепузиков», поили парным молоком вместо модных йогуртов, шили тряпочных кукол и мастерили деревянные паровозики вместо покупки дорогостоящих пупсов и «развивалок», учили уму-разуму по-своему, по-простому… И люди ведь были добрее, искреннее и здоровее!

Семья: зри в корень
В старину существовал культ семьи – многопоколенной семьи! Чем больше она – тем крепче. Семья — основа всего, корень, из которого растут ствол, ветки, цветы и плоды. Ведь не даром народная мудрость гласит: «Дерево на дерево опирается, а человек на человека». Каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Считалось, что предки оказывают на потомков сильное влияние, и их нужно почитать. Поэтому старших в семье уважали и слушались беспрекословно. А одинокого и бездетного человека часто сравнивали с бесплодным деревом, называли «перекати-полем», жалели.

Дети – творенья Божьи
Человек неотделим от природы. Его рождение и смерть – такая же закономерность, как смена дня и ночи, времен года – вечный круговорот жизни, поэтому дети считались вернувшимися на землю предками. И имя малышу выбирали в честь кого-нибудь из уважаемых прародителей. Огромным счастьем было «продолжить» себя в детях: чем больше их в семье – тем она счастливее («Без иголок – не дерево, без детей – не семья», «Дети – украшение дома»). Младенец – творение Божье: он чист, безгрешен, как ангел. Но в то же время появление на свет и первые месяцы жизни новорожденного были окутаны таинственностью. Считалось, что нечистая сила может украсть дитя и подменить его «нечистиком». Этим и объясняли врожденные уродства, физические и психические недостатки детей, задержку в развитии. Наибольшую опасность представляли некрещеные дети: наши предки верили, что таких малышей легко могли похитить ведьмы. В случае смерти некрещеного ребенка, он не давал покоя живым, особенно родителям.

Родители – душа и голова
Современные мамы после рождения ребенка стремятся как можно раньше вырваться «в люди». А ведь народная культура была другого мнения: мать и дитя – единое целое, и искусственно разрывать это единство означало наносить вред обоим. Главное предназначение женщины — вынашивание, рождение и воспитание детей. И не зря говорили, что «отец держит один угол хаты, а мать – три»: она полностью отвечала за домашний очаг, детей, внутрисемейные отношения. «Муж в доме – голова, а жена – душа», — гласит народная мудрость.

Отец осуществлял «внешнюю политику» семьи, занимался хозяйственным планированием. Он – глава, непререкаемый авторитет, защитник.

Бабушка – няня и помощница, старшие дети – пример младшим.

Взаимопомощь: на высоте!
Деревенская «улица» в отличие от современной, городской, воспитывала в правильном ключе — наказывая за неблаговидные поступки общественным порицанием. В любой семье очень боялись, чтобы «люди не засмеяли». А если нужна была помощь – собирались всей улицей, а то и всем селом – и помогали. Сгорел дом? Кто-то умер? Грядет свадьба? Соседи соберутся и помогут как материально, так и физически. Если семья закладывала новый дом — обязательно угощала по этому поводу соседей, если заготавливали дрова – определенную часть отдавали сиротам и вдовам. Кстати, сирот всегда брали на воспитание другие семьи.

Развивалки-обучалки
С чего начиналось воспитание? Конечно же, с народного творчества! И первое, с чем осмысленно знакомился ребенок, – голос матери. В маминых колыбельных был заложен глубинный смысл – они выполняли обереговую функцию. Колыбельные, по сути, считались заклинанием! Кроме того, колыбельные прекрасно справлялись со своим прямым назначением – убаюкать малыша.

Чуть позже, когда кроха уже начинал узнавать «своих», понимать речь, его забавляли песенками и стишками-пестушками, в которых малютку называли всевозможными ласковыми именами, хвалили. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. А это для благополучного развития крохи очень важно. За ними следуют стишки-потешки, сопровождающиеся играми с пальчиками, ручками, ножками малыша – вот вам и пресловутые пальчиковые игры, и эмоциональное развитие карапуза, и мелкая моторика – и все это народ знал издавна!

Дальше приходит время веселых прибауток-песенок, которые в игровой форме представляют малышу общую картину мира: рассказывают о быте, хозяйстве, природе. И все в доступной для ребенка форме – образной. Например, как курочка-рябушечка идет на реку за водичкой – цыпляток поить; кисонька-мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит – деток кормит. Все персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы.

Читайте также:  Народное средство от гипофиз микроаденомы гипофиза

Плюс прибаутки, считалки, загадки, поговорки… А уж о значении сказок в жизни малыша написано множество научных трудов.

Вот так наши прапрабабушки и прапрадедушки интуитивно чувствуя или зная от предков особенности детской психологии, сызмала прививали малышам «правильные» качества и стимулировали их развитие – а это уже самое что ни на есть нравственное воспитание с пеленок.

Духовное воспитание
В крестьянской семье детей обязательно крестили. На примере старших малыши учились соблюдать традиции и следовать заповедям Божьим. Детей учили беспрекословно слушаться взрослых, выполнять все их поручения. А вечером нужно было рассказать, что хорошего они сделали за день: помогли старому человеку, подмели двор, сказали кому-то доброе слово…

Считалось, что мать рождает не только тело малютки, но и его душу, поэтому без ее благословения не пахали землю, не засевали поле, не входили в новое жилье, не отправлялись в путь, не женились. Дети называли родителей на «Вы», соблюдая определенную дистанцию.

Трудовое воспитание
«Уже трехлетний мальчуган помогает матери: почистить картофель, подмести пол, отыскать отцовский кушак, собрать в чашку рассыпавшийся горох, выгнать кур с огорода». Это архивная запись о быте крестьян в одной из губерний. С десяти лет все дети уже пасли гусей и коров, с одиннадцати – начиналось обучение верховой езде. Мальчики в этом возрасте учились пахать и плести лапти, а девочки учились рукоделию – пряли, вышивали, шили, ткали. К пятнадцати годам девушка должна была научиться доить корову, грести сено, жать и вязать в снопы рожь, печь хлеб и готовить.

Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики, подтверждение тому сказки и множество пословиц: «Труд – всему отец», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Деревья смотри в пло¬дах, а людей — в делах», «Под лежачий камень вода не течет».

Физическое воспитание и закаливание
В украинских селах был такой обычай: впервые купая малыша, в ванночку клали цветы и травы. Мальчику – любисток (чтобы любили), веточку дуба (чтобы был крепким, как дуб), барвинок (чтобы долго жил), чернобривец (чтобы был чернобровым). Девочке – любисток и ромашку (чтобы любили), калину (чтобы была румяной), веточку вишни (чтобы была красивой). Закаливание (баня с последующим обливанием холодной водой, беганье босиком по росе), подвижные народные игры и хороводы, верховая езда, работа в поле плюс к этому свежий воздух – все это способствовало здоровому физическому развитию малышей.

Наказание & Похвала
В процессе воспитания, как правило, если не действовали методы убеждения или поощрения, применялось физическое наказание: нашкодничал — подзатыльник, плохо вел за столом — ложкой по лбу, совершил серьезный проступок – тогда уж по мягкому месту розгами или ремнем. Это не считалось предосудительным. Мало того, было довольно эффективным методом даже для уже подросших детей.

Практиковались и методы воспитательного воздействия: разъяснение и приучение. Например, рано ложится спать и вставать, быть вежливым.

Не забывали наши прадеды и о похвале, одобрении, поощрении – они малышу просто необходимы! Ведь недаром народная мудрость гласит, что дети и боги любят бывать там, где их хвалят.

И пусть наши предки наивно и несколько примитивно воспринимали действительность, зато их принципы – культивирование доброты и любви к людям, почитание старших, трудолюбие, близость к природе – по меньшей мере, вызывают уважение. И нам, всем из себя таким современным и модным, не мешало бы взять их на вооружение. Ведь сегодня, когда все нацелено на улучшение материальных благ, очень не хватает таких простых, но таких важных человеческих ценностей. Есть о чем задуматься…

Екатерина АНИЩЕНКО
Книга «воспитание ребенка в русских традициях» Л.Соколова, А.Некрылова.
Журнал Мир семьи, март 2009

источник

Нужно ли воспитывать ребенка в соответствии с народными традициями? нужно ли знакомить малыша с народными обрядами и праздниками?

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

— помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

— уважительно относиться к своим древним корням;

— чтить и уважать память предков;

— систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.

Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.

А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни – не их, а о них. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Можно дать тексты песен родителям, показать, как можно изменить текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Образность – важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.

Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно исправил их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.

Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Нарожать — нарожала, а научить не научила», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет», «Родительское слово мимо не молвится», «Добрая совесть – глаз божий».

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась народом как явление чуждое «Жизнь, потраченная на сон – пропавшая жизнь», «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда». Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело тихое и интимное.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга – матушка.

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т.ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье», «Дятла стук услышишь – день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа – малая вселенная – и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским. На тех же позициях стояли Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразно, жизнеспособна и в этом ее сила.

Землю мы до сих пор называем матерью – и это трудно оспорить. Только вот мы обращаемся с ней не всегда почтительно.

Как же называли Богиню Земли?

Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, кошь – кошелек, кошара, счастье, судьба). А также короб, корзина, куда складывали урожай. Вот и получается – Макошь – всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля.

Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий и ласковый взгляд неба – отца.

Мог ли такой человек учинить Земле-кормилице «Лунный пейзаж», отравить чистое небо дымом и ядовитыми газами?

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!»

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе.

Это первая школа для ребенка.

С первых младенческих лет он привык вверх ногами ходить,

Он привык в недетские игры играть

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, почти исчезают сегодня из детства.

Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так может возникнуть необходимость в создании кружка народных игр.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Масленица – переломная пора, любимый народный праздник.

Важную роль в масленичной обрядности играет сама продолжительность особых действий – обязательное исполнение длинных песен во время долгих гуляний вдоль села; долгое катание с гор на санях.

Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника.

В наше время устраиваются ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гуляния. Ну и, конечно, дома и в гостях, на школьном вечере и уличной ярмарке самое главное угощение – блины.

Этот всеми любимый праздник восходит к традициям Древнего Рима 1 века до н.э. Богиня Юнона, супруга Юпитера, дарила людям хорошую погоду, урожай, удачу в делах. Она была почитаема в каждом доме, ей приносили дары при вступлении в брак и при рождении ребенка. 1 марта женщины несли цветы к храму Юноны и прошли счастья в семье. Мужчины дарили женам и подругам щедрые подарки, не обходили вниманием служанок и рабынь.

Ты – свернутый, запечатанный свиток,

Ты – женщина, и этим ты права.

Традиционно традиция этот день мы помогаем детям почувствовать аромат обаяния, даем знания о том, как сохранить букет свежим, учим как дарить подарки и принимать их, показываем красоту ритуалов, рыцарские жесты, знаки внимания, приглашение на танец и др. И самое главное – уважение к женщине, матери, подруге.

Читайте также:  Народные средства от мошек в помещении

Эта традиция выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины. Этот праздник формирует отношение к защите нашего Отечества, воспитывает смелость, мужество, силу воли, дружеские отношения, чувство взаимопомощи.

Еще один праздник интимный и романтический, отмечается 14 февраля в Европе с 13 века, а в России с начала 90-х годов. При подготовке к празднику дети проявляют свои творческие возможности, фантазию, выдумку. Здесь можно иметь лепить, рисовать, печь, вязать.

Традиционно отмечаем «День невинных обманов» (1 апреля) – напоминание о древнем празднике весны, который справлялся в апреле и сопровождался играми и шутками. В этот день желаем друг другу как можно чаще смеяться. Смех снимает напряжение, понижение давления, преодолевает жизнь, 3 млн.смеха = 15 млн. физ.зар.

В образовании традиций входят и обряды.

С древнейших времен в обряд входило одаривание «Любишь подарки – люби и отдарки», напоминает пословица.

У древних считалось, что подарок обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу.

На масленицу дарили пряники с надписями: «Чин чина почитай, а подарок не забывай». На Пасху дарили друг другу крашеные пряники.

Возвращение крестьянина с ярмарки ознаменовалось обязательными гостинцами.

Каждое время имеет свой, характерный для него подарок.

Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические подарки – фигурки из теста, их полагается тут же съесть на счастье. Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые близкие, то можно подарить парфюмерию, косметику, немудреные самоделки – вышивку, плетение, рисунки.

Так в годы войны одним из главных сувениров, отсылаемых на фронт, оказался кисет – вещь сугубо мужская, но делают-то его женщины. Сшитый и вышитый он непременно должен был хранить в себе тепло, заботу и ласку женских рук, напоминать о доме, родных.

Потому так дорог он был солдату.

В последнее время самым распространенным подарком стали изделия художественного промысла, произведения народного искусства. Они возвращают человека к его корням, напоминают о связи поколений, о том, что он не первый на этой земле, и не последний, и что поэтому ответственен перед прошлым и будущем своей Родины.

Традиция живет в старом и новом.

Дети до сих пор любят старинный способ выбора считается в игре и придумывают новые.

В семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», т.е. в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом «Кто не уважает хлеб, тот ослепнет», «Хлеб натопчешь, бог накажет – земля проглотит». Эти пословицы внушают надежду на бережливость, трудолюбие, терпение. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, ее плодами и результатами труда.

Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что в пестовании внуков можно исправить ошибки, совершенные при воспитании собственных детей, пробуя организовать обратную связь поколений.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших – все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту admin@uti-puti.com.ua

Автор: Юрис
Добавлено: 11.03.2009
Просмотров: 37281 Рейтинг:
Ключевые слова: народные традиции, воспитании детей

источник

Надежда Лаптева
Статья «Воспитание детей через народные традиции»

Воспитание детей через народные традиции.

Воспитание, созданное

самим народом и основанное на народных началах,

имеет ту воспитательную силу, которой нет в

самых лучших системах, основанных на абстрактных

идеях или заимствованных у другого народа”.

В наше время возникает острая проблема воспитания детей. В каждой семье есть на это свои взгляды и мысли.

Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. «Почему ты не слушаешься, почему так себя ведешь?» – такие упреки порой слышит каждый ребенок. И у каждого родителя иногда опускаются руки, потому что ребенок просто не слышит или не воспринимает слова взрослого. Как бы это смешно не звучало, но иногда мама или папа просто не могут найти подход к своему ребенку, которого они знают с младенчества.

Я давно начала задумываться, что такое воспитание, через народную культуру. Разобраться в этом мне помог один случай.

У одной девочки в группе плохо проходила адаптация к детскому саду. Она постоянно плакала и просилась домой. Ни на какие слова и действия воспитателя, чтобы ее успокоить, не реагировала. И однажды, воспитатель поставила на занятии запись музыкальных частушек, дав детям по погремушке. Вдруг девочка, которая плакала, затихла и начала слушать частушки. Спустя некоторое время девочка вместе с остальными, взяв в руки погремушку, начала играть. А спустя некоторое время девочка стала реагировать на слова воспитателя и пошла вместе с детьми танцевать. После занятия, когда воспитатель собирала погремушки, то девочка захотела поиграть с погремушкой. Она оставалась у девочки почти до конца дня, причем девочка спокойно садилась за стол, шла мыть руки и легла спать без плача. Спустя некоторое время девочка стала спокойно заходить в группу, а потом вообще с радостью играла и общалась с детьми.

Этот случай показал, что ребенок не просто прореагировал на музыкальные звуки, а именно успокоился посредством музыкальной терапии. И вот я задумалась: как сделать так, чтобы ребенок не просто получал общее развитие посредством системы воспитания, но и знал нашу культуру. Даже совсем маленьких детей можно научить играть на погремушках, причем им это очень нравиться! Через погружение в народный быт и музыкальную культуру, мы можем дать детям совсем другое восприятие жизни, научить детей слушать и слышать себя и окружающих, смотреть на мир другими глазами, расширить свой кругозор. Я решила рассмотреть эту проблему с разных сторон.

Так что же такое воспитание по сути? И как правильно воспитывать ребенка?

Многие родители считают, что ребенок сам развивается, если растет, посещает детский сад или ходит в школу. Причем эти родители постоянно заняты и не уделяют ребенку должного внимания. Другие же занимают ребенка, записывая его на всевозможные кружки и занятия, в бассейн или в музыкальную школу, что ребенок просто не может вздохнуть. И объясняя это тем, чтобы «он не болтался, где не попадя». Можно подойти к проблеме воспитания детей как воспитание личности. Что ребенку нужно, чтобы он гармонично развивался? Самое главное для ребенка, а особенно для малышей – это любовь, забота и внимание родителей.

Дошкольный возраст – один из важных периодов становления ребенка и его личности, формирования у него первых представлений об окружающем мире. Это период, когда ребенок переживает все то, что с ним происходит.

Если мы хотим, чтоб ребенок знал что такое культура, доброта, любовь и уважение к старшим, а главное ценил это, то все, что предавалось у нас из поколения в поколение нашими предками, мы должны отдать нашим детям.

Недаром на Руси всегда славилось домашнее воспитание детей. Приобщение к культуре и нравственным ценностям было первостепенным. Именно через фольклор и народный быт создавались образ и личность ребенка.

Нашей целью является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.

Для того, чтобы прийти к поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

• проявлять интерес и учить уважительному отношению к культуре;

воспитывать интерес детей к устному народному творчеству;

• проявлять любовь и уважение к родному языку и его особе6енностям;

воспитывать в детях нравственные качества;

• во всем поддерживать ребенка, развивать его творческие качества;

• учить ребенка правильно и дружелюбно общаться со сверстниками;

воспитывать уважение к чувствам других

Для того, чтобы все эти задачи можно было выполнить мы обратимся к традициям русской народной культуры.

Знакомство детей с произведениями фольклора, приобщение их к богатству и красоте народно — прикладного искусства, воспитывает любовь к родному краю. Народная культура учит любить природу, воспитывает трепетное отношение к животным, расширяет кругозор у детей и способствует формированию лучших нравственно-духовных качеств.

Уже с раннего возраста можно ребенка приучать к культуре, через игры и занятия. Тем более это же так интересно и занимательно для него, а родители получают истинное наслаждение, от того, что у их чада все получается!

В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей.

Великий педагог А. Я. Коменский писал: «. народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке.» .

Народная педагогика заключает в себе многовековую культуру воспитания, общие черты воспитания разных народов, сохранившиеся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх, обрядах.

С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших общению, добру, воспитывая и обучая.

В настоящее время, к сожалению, большинство традиционных видов деятельности утрачено. Но в некоторых, деревнях и селах, в России, еще сохранились крестьянские обычаи, обряды и праздники, причем передавая из поколения в поколение свой опыт детям. Тем самым эти места стали уникальными в нашей жизни. Поэтому некоторые люди специально едут на другой конец земли, чтобы посмотреть, а главное – принять участие в таких праздниках!

“У каждого народа, — писал К. Д. Ушинский, — своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.

Чтобы приобщить к истоком народной культуры и вызвать интерес у ребенка к традициям, надо воспитывать это не только на занятиях, но и дома. Главное то, что ребенок может прочувствовать, понять и принять вместе со взрослым и только через наглядные примеры. Ведь очень сложно воспитать гармонично развитого человека, который не будет знать своих предков и их традиции.

Обогащение народной культурой позволит глубже проникнуться в художественно- эстетическое воспитания детей, приобщить их к традициям, поможет привить каждому ребенку любовь к творчеству, к прошлому своего народа.

Давайте любить свою историю, свою страну и свои традиции! А самое главная наша задача – это передать и прочувствовать это все со своими детьми. Если сейчас каждый из нас хоть чуточку начнет ценить то, что мы имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия, чтобы все это сохранить, то нас ждет светлое будущее!

1. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. Роза Буре

2. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Элейн Мазлиш, Адель Фабер

3. К. Д. Ушинский «О народности в общественном воспитании».

Воспитание интереса у детей к изодеятельности через сказку Консультация о воспитание интереса у детей к изодеятельности через сказку. В воспитании детей дошкольного возраста большое место отводиться.

Памятка для родителей «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине» Одним из главных направлений в воспитании детей, я считаю, воспитание чувства патриотизма, любви к своей семье, Родине. В старину, любовь.

Проект по патриотическому воспитанию детей средней группы «Русские народные традиции» 1. Отчёт о проведённой работе. 2. Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического.

Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа) Проект «Новогодние народные праздники и традиции» Группа №3 «Солнышко» Воспитатели: Краева В. Н. Ефремова И. С. Январь 2016 Проект «Новогодние.

Рождественские колядки — русские народные традиции (фотоотчёт) Цель: приобщить детей к русским народным традициям, с русскими народными обрядами, создать праздничное настроение по средствам русского.

Семейные народные традиции В нашей семье очень любят народные праздники. Один из них- Коляда. Это один из старейших славянских праздников соединившийся с Рождеством.

Социально-нравственное воспитание детей в игровой деятельности Игру принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Статья «Трудовое воспитание детей в семье» Трудовое воспитание детей в семье В трудовом воспитании детей есть область, где целиком распоряжаются родители: это приобщение к домашнему.

Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад № 47 «Радуга». Экологическое воспитание и образование.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» Тема: Традиции Россиян (русские народные праздники на Руси) Цели: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

источник