Меню Рубрики

Восстановление нейронов головного мозга народными средствами

Бытует миф, что нервные клетки не восстанавливаются. Этим принято объяснять ослабление когнитивных функции у людей старшего возраста. Однако недавние исследования восстановления нервных клеток позволили развенчать устоявшиеся убеждения.

Природой изначально заложено такое количество нервных клеток, чтобы человеческий мозг мог нормально функционировать на протяжении определенного количества лет. При формировании эмбриона образуется огромное количество нейронов головного мозга, которое гибнет еще до момента появления ребенка на свет.

Когда клетка по какой-либо причине погибает, ее функцию делят между собой другие активные нейроны, что позволяет не прерывать работу головного мозга.

В пример можно поставить изменения, происходящие в головном мозге при ряде старческих заболеваний, например, при болезни Паркинсона. Клинические проявления патологии не заметны до тех пор, пока деградация не повредит более 90% нейронов головного мозга. Это объясняется тем, что нейроны способны брать на себя функцию погибших «товарищей» и, таким образом, до последнего поддерживать нормальное функционирование головного мозга и нервной системы человека.

Известно, что начиная с 30-летнего возраста активизируется процесс гибели нейронов головного мозга. Это связано с износом нервных клеток, которые испытывают колоссальную нагрузку на протяжении всей жизни человека.

Доказано, что количество нейронных связей в мозгу пожилого здорового человека примерно на 15% ниже, чем у молодого человека в возрасте 20 лет.

Старение ткани головного мозга – это естественный процесс, от которого никуда не деться. Утверждение о невозможности восстановления нервных клеток основано на том, что им просто не нужно восстанавливаться. Изначально природой заложен запас нейронов, достаточный для нормального функционирования на протяжении человеческой жизни. К тому же, нейроны способны брать на себя функции погибших клеток, поэтому работа мозга не страдает даже при гибели значительной части нейронов.

Ежедневно формируется определенное количество новых нейронных связей в мозгу у каждого человека. Однако, из-за того, что ежедневно гибнет большое количество клеток, новых связей оказывается значительно меньше, чем погибших.

Нейронные связи мозга у здорового человека не восстанавливаются, потому что организму это просто не нужно. Погибающие с возрастом нервные клетки передают свою функцию другим нейроном и жизнь человека продолжается без каких-либо изменений.

Если по какой-то причине произошла массовая гибель нейронов, и количество потерянных связей многократно превышает ежедневную норму, а оставшиеся «в живых» не справляются с функциями, запускается процесс активной регенерации.

Таким образом было доказано, что в случае массовой гибели нейронов можно пересадить небольшое количество нервной ткани, которая не только не будет отторгнута организмом, но и приведет к скорейшему возникновению большого количества новых нейронных связей.

Американец Т. Уоллис сильно пострадал в автомобильной аварии, в результате чего впал в кому. Из-за полностью вегетативного состояния пациента, врачи настаивали на отключении Уоллиса от аппаратов, однако его семья отказалась. Мужчина провел в коме почти два десятилетия, по истечению которых внезапно открыл глаза и вернулся в сознание. К удивлению врачей, его мозг восстановил утраченные нейронные связи.

Удивительно, но после комы у пациента сформировались новые связи, отличные от тех, которые были до инцидента. Таким образом можно сделать вывод, что мозг человека самостоятельно выбирает пути регенерации.

Сегодня мужчина может разговаривать и даже шутить, однако его телу понадобится длительное время для восстановления двигательной активности из-за того, что за два десятка лет комы мышцы полностью атрофировались.

Нервные клетки ежедневно гибнут в ответ на действие любого фактора, раздражающего нервную систему. Помимо травм или болезней, таким фактором выступают эмоции и нервное напряжение.

Доказано, что гибель клеток значительно увеличивается в ответ на воздействие стресса. Кроме того, стрессовое состояние в значительной мере замедляется естественный процесс восстановления соединительной ткани мозга.

Итак, как восстановить нервные клетки? Существует несколько условий, выполнение которых поможет избежать массовой гибели нейронов:

  • сбалансированное питание;
  • доброжелательность к окружающим;
  • отсутствие стресса;
  • устойчивые морально-этические нормы и мировоззрение.

Все это делает жизнь человека прочной и устойчивой, а значит препятствует ситуациям, в ответ на которые теряются нервные клетки.

Следует помнить, что самые эффективные лекарства для восстановления нервной системы – это отсутствие стрессов и полноценный сон. Добиться этого помогает особый настрой и отношение к жизни, над которыми должен работать каждый человек.

Восстановить нервные клетки можно простыми народными способами, применяемыми для снятия стресса. Это всевозможные натуральные отвары лекарственных трав, улучшающие качество сна.

Кроме этого, существует препарат, положительно влияющий на здоровье нервной системы, однако о его назначении следует консультироваться с врачом. Это лекарство относится к группе ноотропов – препаратов, улучшающих кровообращение и метаболизм головного мозга. Одним из таких препаратов является «Ноопепт».

Еще одна «волшебная» таблетка для здоровья нервной системы – это витамины группы В. Именно эти витамины принимают участие в формировании нервной системы, а значит стимулируют процессы обновления нервных клеток. Не зря витамины этой группы назначаются при ряде неврологических нарушений, спровоцированных повреждениями различных нервов.

Восстановить нервные клетки поможет гормон счастья, который также стимулирует процесс клеточного обновления.

Избежать проблем с работой мозга в старости помогут сбалансированное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, умеренная физическая активность и здоровый сон. Следует помнить, что здоровье собственной нервной системы находится в руках у каждого человека, поэтому пересмотрев образ жизни в молодости можно избежать развития различных старческих патологий, и тогда не придется искать средство, способное восстанавливать нервные клетки.

источник

Крепкий сон, креветки и секс

Текст: Екатерина Хрипко

Раньше было принято говорить, что нервные клетки не восстанавливаются — однако новые исследования подтверждают, что мы способны не только «тратить» нервы. Нейрогенез — или процесс образования нервных клеток — открыли недавно, так что полного представления о нём у учёных пока нет, а данные зачастую расходятся. Трудность и в том, что изучать мозг человека непросто по очевидным причинам — медицинским и этическим, — и исследования пока проводятся в основном на грызунах. Тем не менее мы попробовали разобраться, что на сегодня известно о нейронах.

В отличие от клеток других тканей, нейроны не способны делиться, поэтому учёные долгое время думали, что мы ограничены запасом, доставшимся при рождении. Позже выяснилось, что новые нейроны всё-таки появляются в течение жизни — они возникают из стволовых клеток, которые способны превратиться практически в любые. Свой запас таких универсальных помощников есть и у мозга. Пока научное сообщество не определилось с точным количеством отделов, в которых формируются новые нейроны. Известно, что они образуются в субвентикулярной зоне (тонком слое клеток вдоль желудочков мозга) и в зубчатой извилине гиппокампа — отдела мозга, который отвечает за эмоции и память.

Значительная часть свежих нервных клеток быстро погибает — из-за микросреды, работы нейромедиаторов, активности некоторых белков и прочей химии мозга. Кроме того, новорождённой нервной клетке для существования необходимо сформировать связи (синапсы) с другими: одиноко плавающие нейроны мозгу не нужны. В среднем в структуру мозга каждый день встраивается около 700 новых выживших нейронов.

Мозг взрослого человека состоит примерно из 86 миллиардов нейронов — но при рождении их намного больше. По словам сотрудника лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, психофизиолога Ильи Захарова, уже к концу первого года жизни число сохранившихся нейронов становится в два раза меньше, чем при рождении. Развитие мозга активнее всего происходит в первые три года жизни — в это время образуются нейронные связи, в которых сохраняется весь интеллектуальный и эмоциональный опыт, сформированные и закреплённые навыки. Всё, что ребёнок видит, трогает, нюхает, пробует на вкус или познаёт как-то ещё, фиксируется в виде новой синаптической связи. Подобным образом мозг будет развиваться всю жизнь, но главный скачок он совершает в раннем детстве.

Одновременно мозг старается навести порядок и уничтожает часть нервных клеток, которые не успели вступить в связи с другими, считая их бесполезными. Происходит так называемый апоптоз — запрограммированная гибель клеток. Это нормальный процесс, в котором нет ничего страшного.

По словам Захарова, хотя стресс может способствовать гибели клеток за счёт токсического эффекта некоторых гормонов и нейромедиаторов, такая потеря тоже не критична. «Разрушающий нервные клетки» стресс вообще очень размытое понятие. «Все знают, что такое стресс, и никто не знает, что это такое», — писал ещё основоположник учения о стрессе Ханс Селье.

Главный редактор сайта «Нейроновости» Алексей Паевский отмечает, что нейрон сам по себе клетка крепкая, и когда речь идёт о гибели, то подразумевается не единичное эмоциональное потрясение, а так называемый окислительный стресс — сдвиг химических реакций в организме в сторону окисления. К нему может приводить синдром хронической усталости, длительная депрессия, нейродегенеративные заболевания (например, болезнь Паркинсона или болезнь Альцгеймера), травмы и другие факторы.

Переживать из-за стрессовой утраты нервных клеток не стоит и потому, что существуют способы её компенсировать — в первую очередь это пластичность головного мозга. Один нейрон может сформировать множество синаптических связей — обычно их около десяти тысяч — и в случае необходимости берёт на себя функции погибшего товарища. Например, признаки болезни Паркинсона начнут проявляться, только когда погибнет больше 90 % нервных клеток мозга. Выходит, что одна клетка может работать за девятерых.

Учёные сходятся в мнении, что мозгу вредят те же процессы, что не приносят пользы остальному организму: депрессия, хроническое переутомление, недосыпание, несбалансированное питание, слишком большое количество алкоголя. Эти факторы, скорее всего, препятствуют и образованию новых. Логично, что обратный эффект должны нести занятия, которые полезны в целом — а в идеале ещё и приятны.

Образование новых нейронов и их встраивание сильно зависит от микроокружения, в том числе от нейромедиаторов — специальных веществ, помогающим клеткам передавать друг другу сигналы; эти сигналы могут быть и возбуждающими, и тормозящими. Нейромедиаторов множество, и к ним относятся, например, всем известные дофамин и серотонин — они положительно влияют на формирование нервных связей. Деятельность, которая способствует выбросу дофамина или серотонина, может способствовать нейрогенезу; к ней относится всё приятное или полезное для выживания и продолжения рода: еда, смех, любовь, секс, а также получение новых знаний.

Захаров уточняет, что пока сложно выделить конкретный нейромедиатор, гарантированно влияющий на нейрогенез, но можно точно сказать, что получение свежей информации играет положительную роль. Познавательные процессы и опыт не только способствуют возникновению новых нейронов, но и «помогают» им выжить — обучение вовлекает клетки в создание новых цепочек.

Кроме этого, на нейрогенезе хорошо сказывается и так называемая обогащённая окружающая среда. У мышей, которые жили в клетках со своими собратьями, а также множеством занимательных предметов — от бегового колеса, игрушек и лабиринтов до самой разнообразной еды, — количество новых нейронов было больше, чем у грызунов, одиноко обитавших в пустых клетках. В мире людей под богатой окружающей средой подразумевают «человеческую» версию всего того, что было у мышей: нам нужны социальные контакты, развлечения, решения различных задач, физическая активность, богатый рацион и совершение открытий.

В исследованиях, проведённых опять же у мышей, оказалось, что чем больше животное «занимается спортом» (бегает в колесе) в детстве и юности, тем дольше оно сохраняет ясность ума в старости. Ещё было отмечено, что сочетание физической нагрузки с умственной способствует лучшему запоминанию и усвоению знаний. Эти эффекты связывают с когнитивным резервом, который теоретически влияет на нейрогенез у взрослых — правда, механизмы этих процессов пока не ясны.

Именно после этих экспериментов стали говорить, что для поддержания здоровья мозга нужно бегать — но, вероятно, принципиально важна сама физическая активность, а не её конкретный вид. Другое дело, что невозможно заставить мышь заняться йогой или танцами, чтобы изучить их влияние на мозг. Илья Захаров рассказывает, что у людей, ведущих активный образ жизни, старение мозга замедляется, ведь спорт — это тоже опыт, постоянное получение и развитие навыков. А ещё он влияет на здоровье мозга физически — улучшает кровообращение, способствует доставке питательных веществ в нервную систему.

Считается, что во сне связи между нейронами становятся прочнее, а вся накопленная за день информация упорядочивается — происходит что-то вроде дефрагментации жёсткого диска. Недостаток сна (хроническое недосыпание и стабильная бессонница) не только препятствует нейрогенезу, но и снижает позитивный эффект от процессов обучения — мозг просто не успевает привести полученные знания в порядок.

Рекомендации о сбалансированном и разнообразном питании актуальны и для нервной системы. Жирные кислоты омега-3 — одни из главных веществ, усиливающих формирование новых нервных клеток; они также положительно влияют на пространственную память и работоспособность, не говоря уже о здоровье сердца. Эти соединения надо искать в жирной рыбе и морепродуктах — от креветок до водорослей. Полезный эффект приписывается и таким веществам, как флавоноиды (ими богаты зеленый чай, цитрусовые, какао, черника) и ресвератрол (содержится в винограде, красном вине).

Этот вариант не рекомендуется использовать с профилактической целью — то есть просто для стимуляции нейрогенеза. Но давно доказано, что депрессия негативно сказывается как на существующих нервных клетках, так и на образовании новых. Антидепрессанты, кроме очевидного эффекта коррекции настроения, обладают благотворным для нейрогенеза эффектом. В числе прочего они способствуют выработке нейромедиаторов — а те, в свою очередь, улучшают и формирование нейронов, и психологическое самочувствие.

источник

Наш мозг – удивительное и уникальное творение. Ученые по сей день не могут раскрыть и объяснить абсолютно все его функции и возможности. В науке существует термин «нейрогенез». Он означает способность мозга порождать новые нейроны из стволовых клеток и клеток-предшественников. Появился он не так давно, потому что ранее считалось, что утраченные нейронные связи и нервные клетки не способны восстанавливаться. Но проведенные многочисленные исследования доказали обратное.

Долгое время в научном и медицинском мире преобладало мнение, что нервные клетки гибнут постоянно и с возрастом их становится все меньше. Именно этим объяснялось постепенное утрачивание когнитивных способностей у пожилых людей. Также медики были уверены, что вредные привычки, черепно-мозговые травмы и некоторые другие факторы неизбежно приводят к разрушению мозговых клеток. Отчасти это так. Но они не учитывали тот факт, что утраченные клетки могут полностью восстановиться. Человек вполне способен обрести утерянные когнитивные способности. Кроме того, люди способны самостоятельно и осознанно разрушать ненужные и деструктивные нейронные связи и создавать новые – полезные и положительные. Такая удивительная способность нашего мозга названа нейропластичностью.

Читайте также:  Снятие отека после ушиба народными средствами

В мире существуют тысячи примеров, когда люди до глубочайшей старости оставались в абсолютно здравом рассудке и даже вели активную деятельность. Однако, противоположных примеров тоже немало. Ученые смогли выдвинуть ряд основных советов, которые помогают восстанавливать клетки мозга, улучшать его работу и сохранять когнитивные способности независимо от возраста.

Прежде чем мы перейдем к советам, ознакомьтесь с интересными фактами о нашем мозге:

  • Мозг весит примерно 2-3% от массы тела, но потребляет около 20-25% всей имеющейся в организме энергии.
  • Мозг не отличает реальность от фантазии и мыслей. Все, что вы думаете, чувствуете, представляете, видите – воздействует на структуру мозга и оставляет свой отпечаток.
  • Мозг никогда не отдыхает. Он перерабатывает информацию, даже когда вы спите.
  • Чем больше в жизни человека страхов, тревог, стресса, тем сильнее поражается область, отвечающая за память.
  • Существует мнение, что мы задействуем лишь около 10% возможностей своего мозга. На самом деле постоянно задействуется вся его структура , под 10% подразумевается сознание. Около 90% процессов происходит в подсознании, которое нам недоступно в обычном состоянии. Поэтому правильнее будет сказать, что мы осознаем лишь около 10% работы нашего мозга.
  • Все наши привычки, убеждения, способы эмоционального и психологического реагирования – просто устойчивые нейронные связи в мозгу. Их можно разрушать и строить новые.
  • Разрушение старой нейронной связи происходит за 40 дней. Именно столько дней идут религиозные посты – происходит ментальное очищение. Новые нейронные связи строятся 21 день.

Итак, теперь рассмотрим, какие факторы помогают нам восстанавливать нервные клетки и улучшать работу мозга. Они являются отличной профилактикой постстрессовых синдромов, старческого слабоумия и других проблем, связанных с возрастными изменениями мозговых структур и следствиями психологических и физических травм.

Наш нейрогенез очень зависит от уровня физической активности. Мозг постоянно нуждается в притоке большого количества кислорода, который доставляется через кровь. Сидячий образ жизни, малоподвижность приводят к ухудшению кровотока. Когда кислорода не хватает, мозг вынужден снижать свои функции, чтобы тратить меньше ресурсов. При пассивном образе жизни начинает снижаться память, ухудшается концентрация, появляется быстрая утомляемость, сонливость и происходит много других негативных процессов.

При физической активности, даже обычной ходьбе, приток к мозгу чистой, насыщенной кислородом крови, увеличивается. Кроме того, в период физических нагрузок начинается усиленная выработка дофаминов (гормонов счастья), которые заряжают энергией, бодростью, хорошим настроением. Чем больше дофаминов вырабатывает мозг, тем легче человек переносит стрессы и иные сложные жизненные ситуации. Высокая стрессоустойчивость сохраняет здоровье нервной системы.

Выбирайте любой, понравившийся вид спорта и занимайтесь им регулярно. Это укрепит здоровье, восстановит клетки мозга и будет способствовать нейрогенезу.

Питание имеет очень большое значение для нашего здоровья. Увеличение количества полуфабрикатов, синтетических продуктов и прочей вредной пищи напрямую связаны с ростом заболеваний в современном мире.

Для мозга и организма в целом вредна жирная, ненатуральная калорийная пища. Сбалансированное правильное питание очищает организм и проясняет сознание. Работа мозга значительно улучшается, если человек следит за своим рационом и есть много свежих овощей, фруктов, орехов, злаков.

Известно, что мозговую деятельность стимулирует глюкоза. Но получать ее лучше не из вредного сахара или калорийный углеводных сладостей, а из фруктов/сухофруктов, шоколада, ягодных десертов.

Исследования показали, что все долгожители не имеют лишнего веса и питаются очень простой, натуральной пищей.

Польза медитаций признан не только духовными течениями, но и современной традиционной медициной. Практики созерцания и сосредоточения позволяют успокоить свой ум, гармонизировать внутреннее состояние, развивать осознанность.

Наш мозг, так же как и кишечник нуждается в очищении от шлаков, только от ментальных. И медитации – это лучший способ удалить из своего мозга все лишнее и ненужное. Во время медитаций повышается выработка «гормонов счастья», которые помогают побороть тревогу, страхи, стрессы.

Медитирующий человек становится спокойным, уравновешенным, проницательным, лучше приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, быстрее находит правильные решения.

Медитация – прекрасный метод осознанной помощи своему мозгу и нервной системе. Это очень мощный инструмент для нейрогенеза. Альтернативой медитациям являются молитвы.

Во время занятия сексом в организме происходят сотни реакций, способствующих нашему здоровью. Снижается уровень стресса, активируется энергетический потенциал, идет выработка серотонина, окситоцина, дофамина. Именно эти гормоны считаются нейромедиаторами, помогающими мозгу восстанавливать утраченные нейронные связи и активно строить новые.

Кроме того, секс стимулирует отдел мозга, отвечающего за память, повышает иммунитет и разгоняет кровь. Люди, которые регулярно занимаются сексом, более стрессоустойчивы и жизнерадостны. Чем чаще в вашей жизни бывает секс, тем больше у вас нервных клеток.

Тренировать необходимо не только тело, но и ум. Для здоровой мозговой деятельности человеку необходимо постоянно развивать свой ум. Для этого существует огромное количество способов:

  • обучение чему-то новому (например, иностранному языку);
  • путешествия в новые, ранее незнакомые места;
  • хобби, увлечения;
  • смена трудовой деятельности;
  • знакомства с новыми людьми;
  • чтение книг.
  • участие в интеллектуальных играх, квестах.

Для того чтобы клетки мозга были в полном порядке, необходимо постоянно поддерживать в себе любознательность, открытость ко всему новому, а также сохранять критическое мышление и субъективное восприятие.

Все изложенные принципы очень просты и их можно легко применять в свой жизни. Они помогут восстановить клетки мозга и нервы самостоятельно, даже если вам пришлось пережить серьезные психологические или физические травмы. Человеческий организм невероятно жизнеспособен и может полностью самовосстанавливаться. Но движущей силой в этом является ваше мышление. Мысли материальны. И все, что вы думаете о себе, своем теле, здоровье, состоянии, будет воплощаться в жизнь. Поэтому всегда думайте о здоровье и чистом разуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо за вашу внимательность и помощь!

источник

С возрастом нам становится все труднее сосредотачиваться на новой информации. Нетренированная память ослабевает и дает сбои. Как сделать так, чтобы мозг не подводил и позволял понимать даже самые сложные вещи до старости?

Ученые не перестают напоминать: умственные способности ухудшаются потому, что между нервными клетками головного мозга ухудшается связь. И если раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются, то сейчас появилось новое утверждение. Клетки головного мозга, а также нервные клетки можно восстановить с помощью регулярных умственных тренировок.

Голова будет лучше соображать, если есть постное красное мясое, печень, вареный картофель, бананы, овсянку, гречку, рыбу.

Нормальное функционирование мозга зависит от наличия в организме витаминов, которые препятствуют быстрой утомляемости, отвечают за скорость реакции, позволяют сохранить память острой, сосредоточиться. Такие витамины в больших количествах содержатся в постном красном мясе, говяжьей печени, вареном картофеле, ржаном хлебе, бананах, йогурте, овсянке, гречке, яблоках, жирной рыбе и грецких орехах.

Легкая нагрузка «разбудит» мозг и активизирует его деятельность

Для начала освой упражнение «Движение глазами». Оно мгновенно улучшает память и приводит голову в рабочее состояние. В течение 30 секунд одновременно двигай зрачками из стороны в сторону. Улучшится координация полушарий мозга, а зоны, отвечающие за память активизируются.

Теперь глубоко подыши через нос. Во время глубокого дыхания организм расслабляется, а к мозгу поступает больше кислорода.

Сядь прямо и закрой рот. Такая поза позволит сосредоточиться и мыслить более «здраво». Поэкспериментируй: сначала реши в уме какую-нибудь математическую задачу, сидя на стуле сутулясь и с открытым ртом, а затем — выпрямившись, с закрытым ртом. Ты быстро почувствуешь разницу.

Для того, чтобы к головному мозгу начала поступать кровь, достаточно регулярно делать небольшую зарядку. Ты можешь делать приседания или гулять в парке по 30 минут. Такая легкая нагрузка «разбудит» мозг и активизирует его деятельность.

Внимание — главная составляющая хорошей памяти

Чтобы сохранить хорошую память на долгие годы, необходимо регулярно играть в шахматы, карты, лото, разгадывать кроссворды и судоку. Словом, тренировать мозг напрямую. Твоя главная задача — развить внимания. Ведь именно оно — главная составляющая хорошей памяти.

Старайся каждый день что-то запоминать. Новое слово на английском языке, короткий стишок, скороговорку. Используй зрительные образы, чтобы запомнить материал надолго. Не стыдись и обыкновенной «зубрежки».

Чтобы лучше запоминать, тебе необходимо вникнуть в суть предмета, представить его образно, используя простые ассоциации. Например, чтобы запомнить номер телефона, разложи его цифры на номера известных тебе квартир и дни рождания людей. В этом номере может быть зашифрован твой вес, возраст, длина волос и даже количество браков.

Цвет одежды меняет образ мыслей

Старайся каждый день одевать новые вещи. Ученые доказали, что в зависимости от одежды меняются не только ощущения человека, но и образ мыслей. Поменяй руку, которой обычно чистишь зубы — это заставит тебя встряхнуться. Откажись от стереотипов. Отвечай нестандартно на привычные вопросы, вроде «Как дела?», «Ты уже покушала?». Попробуй «увидеть» свою квартиру с закрытыми глазами. Походи по комнатам, вспомни, где и как стоят разные предметы, какого они цвета, как они выглядят утром и вечером. С закрытыми глазами у тебя резко активизируются другие органы чувств. Пойди в магазин или на работу новой дорогой, пусть она будет длиннее прежней. Это положительно скажется на работе мозга. Прочти книгу, которую не читала раньше, например, экономическую теорию или законы рекламы. Отключите звук телевизора и, глядя на изображение, пытайся представить, о чем говорят герои сериала.

Сфокусируйся на «дереве», даже если мысли начнут разбегаться

Посмотри на любой предмет, который находится в поле твоего зрения. Постарайся думать о нем столько, сколько сможешь. Если это дерево, думай только о том, что это — дерево. Через некоторое время ты заметишь, что думаешь о чем-то другом, но не об этом предмете. Причем, поток твоих «убежавших» мыслей будет представлять из себя логическую цепочку: какое это дерево, что из него делают, я видела такую вещь у подружки. У каждого человека будет своя логическая цепочка, но мысль непременно «убежит». Поймав этот поток, попытайся по ступенькам вернуться назад к «дереву», вспоминая каждое звено мысленной цепи. Затем повтори тоже самое с другим предметом. Упражнение нужно делать ежедневно.

В конце каждого дня Пифагор задавал вопросы самому себе

Великий математик каждое утро прокручивал все события минувшего дня, вспоминая их до самых подробностей и мельчайших деталей. Помимо этого он давал оценку собственным поступкам, задавая себе вопросы:»Что я сделал сегодня? Что не сделал полезного? Какие поступки заслуживают осуждения, а какие — похвалы?»

Эта техника получила впоследствии название «Экзамен сознания». Начав постепенно погружаться в прошлое, вспоминая то, что было вчера и позавчера, ты превратишь свой мозг в мощный компьютер. Через месяц-другой после регулярного выполнения «Экзамена сознания», ты привыкнешь держать внимание постоянно включенным. сможешь мгновенно восстанавливать события любого периода своей жизни вплоть до рождения, будешь легко запоминать наизусть огромные куски текста и длинные поэмы, ряды цифр, гаммы цветов. «

источник

Теперь мы знаем, что нервные клетки восстанавливаются. Но как же медленно! Кому надо дать пинка для ускорения процесса?

Мозг способен восстанавливаться после повреждений. Но происходит это довольно медленно, и человеческой жизни может просто не хватить. Профессор Сиддхартха Чандра занимается регенеративной неврологией и утверждает, что близок день, когда пациентов с такими диагнозами, как рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера и болезнь двигательных нейронов, наконец-то можно будет стабильно и эффективно лечить. Об этом он рассказал в лекции на платформе TED, а Slon публикует сокращенную версию ее перевода.

Я рад, что могу рассказать о возможностях восстановления тканей мозга после повреждений, и для меня как невролога это особенно важно, потому что мы можем дать надежду на выздоровление пациентам, чьи состояния сегодня считаются неизлечимыми. Проблема вот в чем. Сравните фото здорового головного мозга с фотографией мозга пациента, страдающего болезнью Альцгеймера. Красным отмечены видимые повреждения: атрофия, рубцы.

Я мог бы показать изображения мозга больных с другими диагнозами – рассеянным склерозом, болезнью двигательных нейронов, болезнью Паркинсона, синдромом Хантингтона, – везде похожая история. Эти недуги представляют серьезную угрозу, возможно, самую серьезную в наше время. Статистические данные просто пугают. Сейчас около 35 миллионов человек живут с одним из перечисленных выше диагнозов, и это обходится человечеству в 700 миллионов долларов в год. И ситуация только ухудшается, потому что заболевания эти тесно связаны с возрастными изменениями, а население, как мы знаем, стареет. Вопрос: почему мы до сих пор не знаем способа эффективно лечить больных, страдающих от таких недугов?

Чтобы было проще разобраться во всем этом, возьму на себя смелость прочитать сильно ускоренный курс по высшей нервной деятельности. Придется вкратце пересказать все, чему я учился в медицинском институте! На деле мозг устроен просто: когда нейроны и глиальные клетки здоровы и работают, вместе они создают целую симфонию электрических импульсов, лежащих в основе нашей мыслительной деятельности, способности думать, запоминать, учиться, нашей способности переживать и чувствовать, нашей двигательной активности, наконец. Но любое повреждение одного из звеньев цепи приводит к нарушениям работы системы, а нарушение дает о себе знать в форме заболевания.

Я проиллюстрирую свое повествование видеопримером. Это Джон, мой пациент, он пришел ко мне в клинику на прошлой неделе. У Джона болезнь двигательных нейронов. Джон был так любезен, что согласился рассказать, как и почему ему был поставлен такой диагноз, как болезнь проявилась.

Джон: Я узнал, что у меня болезнь двигательных нейронов, в октябре 2011-го. Меня беспокоило затрудненное дыхание. Сейчас проблемы с дыханием усугубились, плюс у меня появилась слабость в руках и ногах, большую часть времени мне приходится проводить в инвалидной коляске.

Суть в том, что за восемнадцать месяцев здоровый мужчина оказался в инвалидной коляске, дышать ему помогает кислородная маска. И такое может случиться с кем угодно, с вами, вашим отцом, братом, другом. Вот что происходит, когда погибают двигательные нейроны. А когда поражается миелиновая оболочка нервных волокон, возникает рассеянный склероз.

Я знаю, о чем вы думаете. Вы недоумеваете: этот парень влез на сцену и обещал обнадежить, а вместо этого рассказывает ужасные вещи, беспросветные, вгоняющие в депрессию. Да, я сказал, что эти заболевания очень тяжелы, они кого хочешь выбьют из колеи, да и лечения, по сути, пока нет. И на что же тут надеяться?

Читайте также:  Окраска волос в рыжий цвет народными средствами

Знаете, полагаю, надежда есть. И вот она: картина мозга пациента с рассеянным склерозом. И она демонстрирует способность мозга к регенерации. Да, мозг на это способен, просто делает он это недостаточно быстро и эффективно.


Посмотрите: белые пятна на рисунке – поврежденные области, а вот бледно-голубые – области, где клетки восстановились. Чтобы не было недопонимания: они тоже были белыми! Восстановление произошло не благодаря лечению, нет, доктора тут ни при чем. Это поразительно. В основе процесса лежит способность стволовых клеток генерировать новый миелин, прикрывать им поврежденные участки. В чем сенсационность: во-первых, таким образом была опровергнута аксиома всех времен и народов. Мы точно знали, когда учились на медиков, что нервные клетки не восстанавливаются, в отличие, скажем, от клеток печени или костной ткани. А вообще-то – да, восстанавливаются, просто медленно. Во-вторых, это задает нам совершенно определенное направление для поиска новых способов лечения. Много ума не надо, чтобы понять: мы должны просто потенцировать процесс восстановления клеток, который и без нас происходит.

Так почему же, спросите вы, до сих пор нет эффективной терапии? Ведь не только что же все это выяснилось. Отвечу: все дело в том, что разработка лекарственных препаратов – невероятно сложный и полный рисков процесс, ставки здесь высоки, а шансы на успех невелики. Надо отбросить 10 тысяч неподходящих вариантов, чтобы найти один работающий и безопасный. Можно потратить пятнадцать лет и более миллиарда долларов, но так и не добиться успеха.

Но как делать это быстрее, как изменить правила игры? Для этого потребуется понять, где же процесс стопорится. Одна из таких стадий – длительные опыты на животных. Но познать самого себя человек может, только изучая себя, то есть именно человека (несколько перефразирую Александра Поупа). Так реально ли исследовать все эти процессы на непосредственно человеческом материале? Да. У нас есть возможность использовать стволовые клетки, уникальные в своем роде: они способны к саморегенерации, плюс из них можно создавать клетки для починки разных органов, будь то печень или костная ткань, и даже, возможно, двигательные нейроны или миелиновую оболочку нервных волокон. Действительно ли это дает нам шанс на революцию в лечении неврологических пациентов?

Полагаю, да. Моя уверенность базируется на открытиях последних двадцати лет. Мы помним о первой клонированной из клетки взрослой особи овечке Долли, здесь, в Эдинбурге, но куда важнее другое научное открытие. Его совершил японский ученый Синъя Яманака, нобелевский лауреат, впервые получивший индуцированные плюрипотентные стволовые клетки. Он продемонстрировал, что нужно всего 4 компонента, чтобы абсолютно любую клетку преобразовать в стволовую. Трудно преувеличить значение этого события в науке, потому что оно означает, что каждый из числа сидящих в этой аудитории – сам себе набор запчастей. Возьмите клетку, скажем, кожи, преобразуйте ее в стволовую, и ее можно будет использовать там, где она нужна для лечения. Когда я учился на врача, над этим тезисом все мы просто посмеялись бы, а сегодня это самая настоящая реальность. И вот он – источник надежды.

Есть два пути применения стволовых клеток в регенеративной неврологии. Первый – использование их в разработке лекарственных средств. Можно взять клетку кожи, сделать из нее плюрипотентную стволовую и запустить ее в работу как двигательный нейрон. Да, вот так просто, плюрипотентные стволовые клетки это действительно могут. Но главное, что таким образом мы можем наблюдать за клеткой, сравнивать ее поведение с поведением здоровых и зараженных нейронов в конкретном организме. У нас даже есть возможность трансформировать клетку таким образом, чтобы она светилась, так нам удобнее будет наблюдать за ней. Используя этот трюк, мы провели исследование и выявили, что поврежденные нейроны гибнут в 2,5 раза чаще здоровых. Это потрясающий метод для ведения фармакологических разработок, раньше такого и представить себе было нельзя.
Второй момент касается непосредственного использования стволовых клеток для терапии. Напомню, что наш мозг и сам по себе содержит стволовые клетки, и все, что нам нужно сделать, это расшевелить их, чтобы восстановление шло быстрее. Я расскажу в двух словах, максимально просто, но вы должны понимать, что этот эксперимент длился пять лет и стоил мне множества седых волос. Мы ввели стволовые клетки внутривенно пациентам с рассеянным склерозом – это были клетки, полученные из тканей их собственного костного мозга. Для тестирования выбрали показатели работы зрительного нерва, потому что у больных с этим диагнозом, к сожалению, зрение очень сильно страдает. Так вот, в течение года до начала эксперимента зрение у испытуемых плавно ухудшалось (мы провели три замера: за 12 месяцев, за 6 месяцев и непосредственно перед введением клеток). После введения показатели резко пошли вверх (2 замера – 3 и 6 месяцев после). Я и сам не думаю, что такой эффект возник благодаря тому, что введенные клетки заменили миелиновую оболочку нервных волокон, нет. Полагаю, это и было стимуляцией активности собственных стволовых клеток мозга, тем самым пинком для них: просыпайтесь, работайте, создавайте миелин. Это потрясающе.

Джон: Надеюсь, когда-нибудь ваши исследования помогут таким людям, как я, вернуться к нормальной полноценной жизни, ребята.

Я хотел бы поблагодарить Джона за то, что он принял участие в нашей беседе, и одновременно сказать ему и другим людям с таким или похожими диагнозами: я вижу перспективу. Думаю, день, когда мы по-настоящему сможем помогать вам, ближе, чем кажется. Спасибо!

источник

Нынешнее время упоминается, как век исследований мозга. Одной из наиболее интересных тем в области научных исследований этого органа стала способность мозга изменять свои структурные и функциональные свойства в качестве ответа на опыт человека, полученный в течение всей жизни. В большей части истории нейрофизиологи полагали, что основная мозговая структура предопределяется до рождения, и единственные изменения, которые могут в ней произойти, являются дегенеративными, результатами болезней, травм (сотрясений, ЧМТ). Современные ученые направили исследования на восстановление мозга. К каким выводам они пришли? Мозг восстанавливается или нет?

Два основных открытия были сделаны учеными, занимающимися нейронными сетями и исследованиями человеческого мозга. Исследование, опубликованное в Cell Stem Cell, сообщают, что японские врачи начали культивировать мозг человека. Журнал Science представил материал о том, как химически удалось предотвратить разрушение путем стимулирования регенерации (обновления) мозговой и спинной нейронной сети.

Нейрон – это структурная единица нервной ткани, под микроскопом напоминающая тело со щупальцами. Задача нейрона – прием и обработка информации.

Японцы исходили из клеток головного мозга, которые путем соответствующего культивирования размножили в десятикратном размере и обогатили в соответствии со строением мозга человеческого эмбриона. Было также обнаружено, что в возникших частичках мозгового вещества, размер которых составляет 1-2 мм, спонтанно возникает нервная активность, измеряемая в электромагнитных импульсах. Ученые из города Кобе полагают, что в перспективе станет возможным создавать структуры мозговой ткани, которые могут быть имплантированы вместо частей, поврежденных болезнью (ишемическим инсультом, рассеянным склерозом и др.) или травмой.

Мозговые нейроны не способны регенерироваться, как их собратья в нервных окончаниях. Другой способ спасения поврежденных частей головного или спинного мозга (повреждения часто приводят к серьезным последствиям, в т.ч. параличу, коме) заключается в активации возможности регенерации в обоих основных органах нервной системы. В экспериментах на мышах команда, возглавляемая доктором Че Кьяном, работающая в Гарвардской медицинской школе в Бостоне, смогла получить ответ на вопрос, восстанавливаются ли клетки мозга, повлияв на процесс химически. У мышей ученые методом генной инженерии стимулировали высвобождение вещества mTOR, которое отвечает на регенерацию нейронов. Оно присутствует у новорожденного, но разрушается у взрослого человека, особенно после травм. Благодаря этому процессу ученым удалось восстановить почти половину поврежденного зрительного нерва за короткое время (2 недели). Было зарегистрировано даже формирование новых аксонов.

Че Кьян подвел итог: «Мы знали, что после окончания развития сети перестают расти из-за генетических механизмов. Мы считаем, что один из этих механизмов также может восстановить регенерацию, остановить отмирание после травм».

Достижения в области неотложной медицины обеспечили больше выживших пациентов с повреждением головного мозга. Сегодня известно, что мозг взрослого человека способен перестроить свои функциональные связи, создавая новые, изменять физиологические параметры. Это явление называют нейропластичностью, оно стало основой метода лечения заболеваний ЦНС различного происхождения.

Меньше клеток отмирает и больше формируется у аутистов. Можно сказать, что аутизм, как ни парадоксально, – это расстройство, благотворно воздействующее на мозг.

Согласно последним данным, человеческий мозг содержит около 85 млрд. нервных клеток (нейронов). Известно, что в течение жизни происходит постепенная потеря этих клеток (они начинают гибнуть около 30-летнего возраста).

Одно из первых исследований, вызвавших интерес к пластичности мозга среди непрофессионалов, провела Элеонор Магуайр из Университетского колледжа Лондона. Она обнаружила, что у лондонских таксистов гораздо более развитый гиппокамп, чем у водителей автобусов. Гиппокамп – это мозговая часть, ответственная, среди прочего, за восприятие пространства. Учитывая тот факт, что водители такси должны помнить много названий улиц, их размещение и связь, родилось предположение, что это изменение вызвано тренировкой в пространственной ориентации, которой водителям автобусов не хватает.

Проблема этого исследования заключается в том, что оно не отличает врожденную и приобретенную функцию. В этом контексте интересные результаты предоставили исследования скрипачей, установившие, что эти музыканты имеют гораздо большую поверхность моторической (двигательной) коры, относящейся к пальцам левой руки. Это соответствует тому, что при игре на скрипке каждый палец левой руки должен сделать самостоятельное движение. При этом на правой руке все пальцы работают совместно. Против возражения о возможности генетической предрасположенности выступает факт, что разница между организацией левого и правого полушария прямо пропорциональна возрасту, когда музыканты начали играть на скрипке.

Реорганизация коры головного мозга наблюдалась также у людей с врожденными зрительными или слуховыми дефектами. Согласно принципу «use it or loose it» (использовать или потерять), незадействованную кору головного мозга может использовать другая функция. Области, первоначально предназначенные для обработки зрительных или слуховых стимулов, лишаются их, а их пространство используется для других функций, например, тактильных. Реорганизация – это результат роста длинных отростков нейронов, аксонов. После травмы головы с поражением мозга нейронные соединения могут быть восстановлены или заменены новыми соединениями, которые компенсируют потерянную функцию другой частью мозга.

Один из величайших сюрпризов последнего времени – открытие того, что взрослый мозг может в некоторых областях создавать совершенно новые нейроны из стволовых клеток, а на этот процесс влияет человеческий опыт.

Информация, не известная широкой общественности, заключается в том, что мозг на протяжении всей жизни создает новые клетки. Это явление называется нейрогенезом.

Человеческий мозг состоит из многих частей (но клеточное обновление происходит не во всех). Нейрогенез наблюдается в месте, отвечающем за обонятельные ощущения, и в гиппокампе, играющем важную роль в качестве памяти.

Эксперты также обнаружили, что новые клетки производит и поврежденный мозг. Доказательства более высокого нейрогенеза во время болезни представил новозеландский Университет Окленда, исследовавший людей с болезнью Хантингтона, при которой снижаются умственные способности человека, проявляются нескоординированные движения. Создание новых нейронов было наиболее интенсивным в максимально пораженных тканях. К сожалению, для подавления болезни этого недостаточно. Выявление условий, при которых происходит этот процесс, и его стимулирование может привести к лечению болезни Хантингтона или Паркинсона путем трансплантации стволовых клеток в пораженные участки мозга.

В изучении нейропластичности мозга медицинская наука делает первые шаги. Следующий шаг – точное описание условий, при которых происходят его изменения, определение конкретного влияния на отдельные функции в жизни человека. Для понятия и использования знаний о нейропластичности необходим также анализ генов, связанных с ростом аксонов или нейронов из стволовых клеток.

По последним оценкам, ежедневно в гиппокампе производятся около 700 новых клеток головного мозга. На первый взгляд это количество не кажется большим, но создание каждого нового нейрона очень важно, особенно, для психологического состояния человека. Если происходит прекращение формирования новых клеток, начинает проявляться депрессия, психоз. Восстановление нейронов головного мозга актуально для обучения, памяти, интеллекта (изучение определенных мест, ориентация в пространстве, качество воспоминаний).

Недавние научные исследования показали, что улучшить производство новых клеток мозга можно самостоятельно, т.е. в домашних условиях. Какие виды деятельности оказывают положительное воздействие на формирование нейронов?

Производство нейронов увеличивает:

  • обучение;
  • секс;
  • тренировка когнитивных функций;
  • мнемотехники;
  • физическая активность (значительная помощь);
  • питание (регулярное питание, более длительные паузы между приемами пищи)
  • витамин Р (флавоноиды);
  • омега-3 (также хороший антидепрессант).

Производство нейронов уменьшает:

  • стресс;
  • депрессия;
  • отсутствие сна;
  • питание, богатое насыщенными жирами;
  • наркоз, применяемый по время операции;
  • алкоголь;
  • наркотики (особенно, Амфетамин);
  • курение;
  • возраст (с возрастом нейрогенез продолжается, но замедляется).

Нейроны могут погибать при ряде заболеваний:

  • эпилепсия – гибель клеток происходит во время приступа;
  • шейный остеохондроз – нейроны отмирают из-за нарушения кровообращения;
  • гидроцефалия;
  • энцефалопатия;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Паркинсона – заболевание, характерное расстройством подвижности ног, рук, мозжечковыми признаками (из-за поражения миндалевидного тела);
  • болезнь Альцгеймера – заболевание, приводящее к деменции, расстройству речевых функций (из-за повреждения речевых рецепторов).

Нейроны могут временно перестать обновляться при приеме некоторых лекарств от рака. Поэтому после лечения онкологии фармацевтическими препаратами люди страдают от депрессии. После восстановление нейрогенеза депрессия исчезает.

Можно с уверенностью утверждать, что образование новых мозговых клеток у здоровых людей происходит естественным образом. Однако, ускорится или замедлится процесс, во многом зависит от самого человека.

В дополнение к возможности самообновления мозг постоянно меняется, адаптируется к внешней среде, оптимизируя свою деятельность в соответствии с жизненными условиями человека. В случае травмы, сильной интоксикации ядами, медикаментами, микроинсульта, происходит нарушение кровообращения (уменьшается приток крови к мозгу), развивается гипоксия (кислородное голодание), из пораженных областей функции могут передаться неповрежденным сегментам, из одного полушария в другое. Так человек способен научиться новым вещам, создать новые привычки в любом возрасте.

На мозг влияет повседневная жизнь, способы действий, постоянные привычки. Для максимального проявления его чудесных способностей необходима активность, стимулирование мозговой деятельности всеми возможными способами.

Целенаправленная электростимуляция поддерживает содействие нейронов в определенном центре. Это неинвазивная, немедикаментозная терапия, выполняемая посредством проведения низкого тока через электроды, расположенные на голове. Электростимуляция способна вернуть мозговую активность и восстановить нейроны, избирательно активируя защитные механизмы в мозге, вызывая повышенное выделение эндорфинов, серотонина.

Читайте также:  Народные средства для лечения дерматита

Физическая активность и процесс нейрогенеза тесно связаны. С увеличением частоты сердечных сокращений и кровотока через сосуды при физических нагрузках увеличиваются уровни факторов, стимулирующих нейрогенез. Физическая активность также способствует выщелачиванию эндорфинов, уменьшению гормонов стресса (особенно кортизола). В то же время повышается уровень тестостерона, что также способствует нейрогенезу.

Для предотвращения негативных последствий старения, как тела, так и мозга, физическая активность – отличный выбор. Она сочетают в себе обе указанные цели. Не обязательно поднимать гантели или делать упражнения в фитнес-центре. Достаточно регулярной энергичной ходьбы, плавания, танцев, велоспорта. Эти действия укрепляют ослабленные мышцы, улучшают кровообращение, умственные способности.

Любое действие, направленное на снижение напряжения, стресса, способствует нейрогенезу. Выберите активность, соответствующую вашим предпочтениям.

Есть много способов, как восстановить нейроны, сохраняя свежий, острый ум. Помочь в этом могут различные действия:

  • чтение – читайте каждый день; чтение заставляет думать, искать связи, поддерживает воображение, вызывает интерес ко всему, включая другие возможные виды умственной деятельности;
  • изучение или развитие знания иностранного языка;
  • игра на музыкальном инструменте, прослушивание музыки, пение;
  • критическое восприятие реальности, изучение и поиск истины;
  • открытость всему новому, чувствительность к окружающей среде, общение с людьми, путешествия, открытие природы и мира, новые интересы и увлечения.

Недооцененный и вместе с тем эффективный метод поддержки мозговой деятельности – ручное письмо. Оно поддерживает память, развивает воображение, активизирует мозговые центры, координируя движение мышц, участвующих в процессе письма (до 500). Другое преимущество ручного письма – сохранение эластичности, подвижности суставов, мышц кисти, координация тонкой моторики.

В связи с рассматриваемой темой, надо сказать, что человеческий мозг на 70% состоит из жира. Жир – это часть каждой клетки тела, в т.ч. мозговой ткани, где в форме миелина представляет собой изоляцию, окружающую нервные окончания. Мозговые клетки создают его из сахара, т.е. не ждут поступления жира из пищи. Но важно употреблять здоровые жиры, не способствующие возникновению и развитию воспаления. Пользу здоровью приносят, прежде всего, жиры, содержащие омега-3.

Многие люди, слыша слово «жир», невольно вздрагивают. В попытках сохранить стройную талию, они покупают обезжиренные продукты. Эта пища нездорова, часто даже вредна, потому что жир заменяется сахаром или другими ингредиентами.

Исключение жира из рациона – ошибка. Его ограничение должно быть строго избирательным. Гидрогенизированные жиры, содержащиеся в маргаринах, промышленно обработанных пищевых продуктах, вредны для организма. Ненасыщенные жирные кислоты, наоборот, полезны. Без жира организм неспособен поглощать витамины A, D, E, K. Они растворимы только в жире, имеющие большое значение для мозговой активности. Но нужны также насыщенные жиры, содержащиеся в животных источниках (яйца, сливочное масло, сыр).

Низкокалорийное питание – это хорошо, но оно должно быть разнообразным, сбалансированным. Известно, что мозг потребляет много энергии. Обеспечьте ее утром. Овсяные хлопья с йогуртом и ложкой меда – идеальный вариант завтрака.

Как восстановить мозг с помощью продуктов и народных средств:

  • Куркума. Куркумин влияет на нейрогенез, увеличивает проявление нейропатического фактора, необходимого для ряда неврологических функций.
  • Черника. Содержащиеся в чернике флавоноиды стимулируют рост новых нейронов, улучшают распознавательные функции мозга.
  • Зеленый чай. Этот напиток содержит EGCG (эпигаллокатехин галлат), способствующий росту новых нейронов головного мозга.
  • Брахми. Клинические исследования, изучающие влияние на функции мозга растения брахми (бакопа Монье) показали, что через 12 недель использования у добровольцев значительно улучшилось словесное обучение, память, повысилась скорость обработки полученной информации.
  • Солнце. Здоровое воздействие солнечных лучей на тело – 10-15 минут в день. Это способствует формированию витамина D, влияет на секрецию серотонина, рост мозговых факторов, непосредственно воздействующих на нейрогенез.
  • Сон. Его достаток или недостаток существенно влияют на деятельность мозга. Отсутствие сна вызывает ингибирование нейрогенеза в гиппокампе, нарушает баланс гормонов, уменьшает степень мыслительной деятельности.
  • Секс. Половая активность увеличивает секрецию гормонов счастья, эндорфинов, уменьшает беспокойство, напряжение, стресс, способствует нейрогенезу.

Положительные воздействия медитации на человеческий мозг и здоровье в целом научно задокументированы. Неоднократно доказано, что регулярная медитация приводит к росту серого вещества в нескольких областях мозга, включая гиппокамп.

  • Медитация стимулирует развитие определенных познавательных способностей, особенно внимания, памяти, концентрации.
  • Медитация улучшает понимание реальности, сосредоточение на настоящем, препятствует обременению ума страхами прошлого или будущего.
  • Во время медитации мозг работает в другом ритме. В первых фазах возникает повышенная активность, что проявляется более высокой амплитудой α-волн. В процессе медитации (в ходе следующих фаз) возникают δ-волны, связанные с регенерацией тела, реабилитацией после болезней.
  • Медитация, проводимая вечером, стимулирует мозг, увеличивая производство мелатонина, что является частью процесса нейрогенеза. Тело расслабляется.

Ормус, моноатомное (одноатомное) золото часто ассоциируется с увеличением интеллекта, общим здоровьем мозга. Дэвид Хадсон, открывший ормус и начавший его анализ, сказал, что вещество способно восстановить тело на генетическом уровне. Профессионалы, которые занимаются ормусом, также утверждают, что моноатомное золото может исправить ошибки ДНК и даже активировать «спящую» ДНК.

Психическое здоровье (по словам специалистов) более важно, чем само физическое состояние. Итак, как поддержать функцию мозга? Прежде всего, надо знать, что ему вредит.

Мозг потребляет значительное количество кислорода, необходимого для его правильной работы. Но современный человек постоянно подвергается воздействию загрязненного воздуха (выхлопы транспортных средств, пыль от промышленного производства). У людей из более крупных городов возникают частые головные боли, кратковременные расстройства памяти. Более длительное вдыхание загрязненного воздуха вызывает постоянные изменения в мозге.

Как показывают новые исследования, в дополнение к возникновению рака, сердечных заболеваний и ряда других проблем со здоровьем, алкоголь и никотин могут нарушить функционирование мозга.

В противовес алкоголю, никотиновые соединения не повреждают мозговые клетки непосредственно, но приводят к другим неврологическим расстройствам, в т.ч. к рассеянному склерозу. Долгосрочное потребление алкоголя, длительные запои, кроме «белой горячки» вызывают химический дисбаланс, приводящий к структурным нарушениям. Было показано, что у алкоголиков уменьшается объем черепа.

Тело, включая мозг, максимально восстанавливается во время сна. Длительный дефицит сна может нанести ущерб важнейшему органу. Тело не успевает создавать новые нейроны, а старые теряют способность взаимодействовать с нервными клетками. При бессоннице, вызванной перенапряжением, лучше выпить таблетку снотворного.

На голове есть несколько точек, стимулирующих перенапряженную нервную систему. Поместите пальцы обеих рук чуть выше ушей, осторожно массируйте кожу, создавая легкое давление. То же самое сделайте на верхней части головы. Наконец помассируйте виски и жевательные мышцы на щеках.

И одна интересная вещь. Тот факт, что мозг нуждается в достаточном количестве кислорода, объяснен выше. Но знаете ли вы, что с этим могут иметь проблемы дети? Им нравится прятаться под одеялом, часто так засыпая. Во время сна увеличивается количество выдыхаемого углекислого газа. Это снижает уровень кислорода, что нарушает правильное функционирование мозга.

Это относится и к взрослым. Во время сна обеспечьте достаточный запас свежего воздуха.

Выводы ученых значительны для всех. Исследования показывают, что люди любого возраста могут изучать новые вещи, формировать новые привычки. То, чему мы учимся в жизни, кем себя окружаем, что и как решаем делать, как думаем, определяет, кто мы, какое у нас видение мира. Чем более человек открыт новым стимулам и знаниям, тем больше он развивает свой мозг.

Благодаря активному подходу можно устранить привычные, но невыгодные стереотипы. С помощью различных психологических методов можно заменить «истоптанные» пути в мозге новыми. Можно трансформировать тревожные мыслительные схемы в реалистичные, заменить отрицательное отношение к миру позитивным. Все зависит от восстановления мозга и от самого человека.

источник

Нейроны головного мозга формируются в период пренатального развития. Происходит это за счет разрастания определенного вида клеток, их передвижений, а затем дифференцирования, во время которого они меняют свою форму, размер и функции. Большая часть нейронов гибнет еще во время внутриутробного развития, многие продолжают это делать после рождения и на протяжении всей жизни человека, что заложено генетически. Но вместе с этим явлением происходит и другое – восстановление нейронов в некоторых мозговых отделах.

Процесс, при котором происходит формирование нервной клетки (как в пренатальном периоде, так и жизненном), носит название «нейрогенез».

Широко известное утверждение, что нервные клетки не восстанавливаются когда-то сделал в 1928 году Сантьяго Рамон-И-Халем – испанский ученый-нейрогистолог. Это положение просуществовало до конца прошлого века пока не появилась научная статья Э. Гоулд и Ч. Кросса, в которой приводились факты, доказывающие продуцирование новых клеток головного мозга, хотя еще в 60–80-х гг. некоторые ученые пытались донести до научного мира это открытие.

В настоящее время «взрослый» нейрогенез изучен на том уровне, который позволяет сделать вывод о том, где он происходит. Существуют две таких области.

  1. Субвентрикулярная зона (находится вокруг мозговых желудочков). Процесс регенерации нейронов в этом отделе совершается непрерывно и обладает некоторыми особенностями. У животных происходит миграция стволовых клеток (так называемых предшественниц) в обонятельную луковицу после их деления и превращения в нейробласты, где они продолжают свою трансформацию в полноценные нейроны. В отделе человеческого головного мозга происходит тот же самый процесс за исключением миграции – что, скорее всего, связано с тем, что для человека функция обоняния не так жизненно необходима, в отличие от животных.
  2. Гиппокамп. Это парный отдел головного мозга, который является ответственным за ориентацию в пространстве, закрепление запоминаний и формирование эмоций. Нейрогенез в этом отделе особенно активен – в сутки здесь появляется около 700 нервных клеток.

Некоторые ученые утверждают, что в человеческом мозге регенерация нейронов может происходить и в других структурах – например, коре больших полушарий.

Современные представления о том, что образование нервных клеток присутствует во взрослом периоде жизни человека, открывает огромные возможности в изобретении методов лечения дегенеративных болезней головного мозга – Паркинсона, Альцгеймера и подобных, последствий черепно-мозговых травм, инсультов.

Ученые в настоящее время пытаются выяснить, что именно способствует восстановлению нейронов. Так, установлено, что астроциты (особые нейроглиальные клетки), которые являются самыми устойчивыми после клеточного повреждения, производят вещества, стимулирующие нейрогенез. Также предполагают, что один из факторов роста – активин А – в сочетании с другими химическими соединениями дает возможность нервным клеткам подавлять воспаление. Это, в свою очередь, способствует их регенерации. Особенности обоих процессов еще недостаточно изучены.

Нейрогенез – это постоянный процесс, на который периодически могут негативно воздействовать различные факторы. В современной нейробиологии известны некоторые из них.

  1. Химиотерапия и лучевая терапия, применяющиеся в лечении раковых заболеваний. Клетки-предшественницы испытывают на себе влияние этих процессов и перестают делиться.
  2. Хронический стресс и депрессия. Количество клеток мозга, которые находятся в стадии деления, резко уменьшается в тот период, когда человек испытывает негативные эмоциональные чувства.
  3. Возраст. Интенсивность процесса формирования новых нейронов уменьшается к старости, что сказывается на процессах внимания и памяти.
  4. Этанол. Установлено, что алкоголь повреждает астроциты, которые участвуют в производстве новых клеток гиппокампа.

Перед учеными стоит задача – изучить как можно полнее эффекты воздействия внешних факторов на нейрогенез с целью того, чтобы понять, как зарождаются те или иные болезни и что может способствовать их излечению.

Исследование формирования нейронов мозга, которое проводилось на мышах, показало, что физические нагрузки напрямую влияли на деление клеток. Бегающие в колесе животные давали положительные результаты по сравнению с теми, кто сидел без дела. Этот же фактор положительно сказался в том числе и на тех грызунах, которые имели «пожилой» возраст. Кроме того, нейрогенез усиливали умственные нагрузки – решение задач в лабиринтах.

В настоящее время интенсивно проводятся эксперименты, которые ставят своей целью поиск веществ или других терапевтических воздействий, способствующих формированию нейронов. Так, в научном мире известно о некоторых из них.

  1. Стимуляция процесса нейрогенеза с помощью биоразлагаемых гидрогелей показала положительный результат на культурах стволовых клеток.
  2. Антидепрессанты не только позволяют справиться с клинической депрессией, но и влияют на восстановление нейронов у страдающих этим заболеванием. В связи с тем, что исчезновение симптомов депрессии при лекарственной терапии происходит примерно за один месяц, а процесс регенерации клеток занимает столько же, ученые выдвинули предположение, что появление этой болезни напрямую зависит от того, что нейрогенез в гиппокампе замедляется.
  3. В исследованиях, направленных на изучение поиска способов восстановления тканей после ишемического инсульта, было установлено, что периферийная стимуляция головного мозга и физиотерапия усиливали нейрогенез.
  4. Регулярное воздействие агонистами дофаминовых рецепторов стимулирует восстановление клеток после их поражения (например, при болезни Паркинсона). Важным для этого процесса является различная комбинация лекарственных средств.
  5. Введение тенасцина-С – белка межклеточного матрикса – воздействует на клеточные рецепторы и повышает регенерацию аксонов (отростков нейронов).

Отдельно необходимо сказать о стимуляции нейрогенеза посредством введения стволовых клеток, которые являются предшественниками нейронов. Этот метод является потенциально действенным в качестве лечения дегенеративных болезней головного мозга. В настоящее время он проводился только на животных.

Для этих целей используются первичные клетки зрелого мозга, сохранившиеся еще со времен эмбрионального развития и способные к делению. После деления и трансплантации они приживаются и превращаются в нейроны в тех самых отделах, уже известных как места, в которых осуществляется нейрогенез – субвентрикулярной зоне и гиппокампе. В других областях они образуют глиальные клетки, но не нейроны.

После того, как ученые поняли, что нервные клетки восстанавливаются из нейрональных стволовых, они предположили, возможность стимуляции нейрогенеза посредством других стволовых клеток – кровяных. Правда оказалась в том, что они проникают в мозг, но образуют двуядерные клетки, сливаясь с существующими уже нейронами.

Основная проблема метода заключается в незрелости «взрослых» стволовых клеток головного мозга, поэтому существует риск того, что после пересадки они могут не дифференцироваться или погибнуть. Задача исследователей состоит в том, чтобы определить, что конкретно заставляет стволовую клетку перейти в нейрон. Это знание позволит после забора «дать» ей нужный биохимический сигнал для начала трансформации.

Еще одно серьезное затруднение, встречающееся на пути внедрения этого метода в качестве терапии, – бурное деление стволовых клеток после их трансплантации, что в трети случаев приводит к образованию раковых опухолей.

Итак, в современном научном мире вопрос о том, происходит ли формирование нейронов, не стоит: уже не только известно, что нейроны могут восстанавливаться, но и, в некоторой степени, определено, какие факторы могут влиять на этот процесс. Хотя основные исследовательские открытия в этой сфере еще впереди.

источник