Меню Рубрики

Задержка речевого развития у детей народными средствами

Для начала следует четко уяснить, что процесс речевого развития у детей сугубо индивидуален. И говорить о задержке можно лишь после консультации и обследования специалистом. Ведь на развитие речи влияет множество факторов: контакт с мамой, среда, в которой малыш растет, и даже его пол. Лишь решив эту проблему, следует приступать к решению прочих задач: как сделать свое чадо более коммуникабельным, как научить ребенка писать без ошибок и как обеспечить его всестороннее гармоничное развитие.

В погоне за новомодными методиками родители часто упускают старые проверенные приемы. Их классифицируют как средства народной медицины, хотя на эффективность это никак не влияет. Что же стоит попробовать?

  1. Если установлено, что задержка носит психологический характер, то главное лечение – это общение. Благотворно влияет чтение народных сказок, былин и прочего фольклора.
  2. Причина неврологического характера? Не стоит сразу же принимать сильнодействующие медикаменты. Стоит сначала попробовать общеукрепляющие и успокаивающие сборы лекарственных растений. Благотворно скажется употребление мелиссы, душицы, левзеи и валерианы.
  3. Часто задержка речи идет в комплексе с другими заболеваниями: проблемами со слухом, аутизмом и патологией сосудов головного мозга. В таком случае лучше применять комплексный подход в лечении и не заострять внимание только на одной методике.

Обязательно введите в рацион малыша пищу, которая бы была богатой витаминами В-группы и микроэлементами. К примеру, недостаток магния проявляется плохой концентрацией внимания, тревогой и скрежетанием зубов (особенно по ночам).

На сегодняшний день, многие родители довольно часто сталкиваются с бессонницей у детей. Как правило, причин отсутствия сна может быть множество: переутомление, стресс, испуг, тревожность, наличие скрытых болезней и многое другое. Конечно, в случае, постоянного недосыпания ребенка, а также если вы наблюдаете ряд других симптомов, то необходимо обратиться к специалисту для выяснения точного диагноза. Но, а. . . .

Детская психика ребенка может быть не готова к резкости окружающего мира, поэтому даже громкий лай собаки или сильный стук может стать причиной сильного испуга, из-за чего у ребенка могут возникнуть трудности с речью, к примеру, заикание. Многие родители видят в этой проблеме сугубо проблему речи и полагают, что квалифицированный специалист сможет справиться с этим вопросом.. . . .

Народная медицина всегда находится в почете. Многие обращаются к народным рецептам из-за боязни врачей, другие из-за банальной экономии. Стоимость современных лекарств достаточно высока и доступна далеко не для каждого рядового потребителя. Но, как известно, экономить на собственном здоровье нельзя. Как правило, народные средства строятся вокруг большого количества витаминов, но перенасыщение витаминами далеко не всегда эффективно.. . . .

Правильная осанка – это не только признак красоты, грации, но и отражение вашего образа жизни, явный признак вашего здоровья. Идеальная осанка свидетельствует о сильных мышцах, эластичных суставах, о гибкости позвоночника. При малейших изменениях опорно-двигательного аппарата, внешне сразу становятся заметными проблемы с позвоночником. Это выражается в виде опущенной головы, шаркающая походка, сутулость. Всмотритесь в окружающих вас. . . .

Для того чтобы избежать появление такого заболевания, как атеросклероз, каждый человек должен с особой внимательностью подходить к вопросу о содержании в крови такого вещества, как холестерин. Как правило, практически двадцать процентов данного вещества проникает в организм через то, что мы употребляем в пищу. Стоит также отметить, что восемьдесят процентов вырабатывает сам организм и, по сути,. . . .

ПОДПИШИТЕСЬ НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНУЮ ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ И НОВОСТЕЙ NARODNAYA — MEDITSINA.com

Больше всего волос у блондинок.

32% женщин предпочитают визит в обувной магазин вместо секса.

У детей, вскормленных грудью, редко бывают кривые зубы.

Предупреждаем: самолечение может быть вредным для вашего здоровья, посоветуйтесь с врачом !

источник

  • ЛЕЧИМ ДОМА (50)
  • Академия красоты и здоровья (42)
  • ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ (39)
  • САЛОН КРАСОТЫ ДОМА (38)
  • КУРСЫ МАССАЖА (29)
  • ОН-ЛАЙН СПА (18)
  • Онлайн школа (14)
  • ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (14)
  • СПОРТКЛУБ (14)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОНЛАЙН (9)
  • ФИТНЕС НА ДИВАНЕ (9)
  • Дома из соломенных блоков (панелей) (7)
  • СЕПТИКИ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОЛЕЦ (5)
  • КЛУБ ВСТРЕЧ (5)
  • СОЗДАЁМ НАСТРОЕНИЕ (5)
  • КАБИНЕТ ОНЛАЙН РЕЛАКСАЦИИ (3)
  • ДОМ ИЗ МОНОЛИТНОГО АРБОЛИТА (2)
  • Альтернативное лечение микроволновой терапией (74)
  • ОН-ЛАЙН КЛИНИКА (49)
  • ОН-ЛАЙН КЛИНИКА СИСТЕМНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (23)
  • Банные премудрости (13)
  • ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (64)
  • Воспитание детей советы (53)
  • Всё одетях и родителях (98)
  • Гомеопатия для мам (24)
  • Гомеопатия и микроволновая терапия (29)
  • Детский сад (5)
  • Детство (11)
  • Дом и семья (3)
  • Женский клуб (6)
  • ЖЕНСКИЙ КЛУБ ЛЮБОВЬ И ОТНОШЕНИЯ (71)
  • ЖЕНСКИЙ КЛУБ МОЛОДОСТИ И КРАСОТЫ (35)
  • Женское здоровье (41)
  • Здоровье (59)
  • Здоровье детей (50)
  • Игры и развлечения (58)
  • Интересное (32)
  • КЛУБ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ (57)
  • КЛУБ МАМ СЕМЬЯ И ДЕТИ (51)
  • Колыбельные (4)
  • Красота (36)
  • КРАСОТА ЗДОРОВЬЯ (63)
  • Личные отношения (9)
  • Любовь и отношения (26)
  • Мамин журнал (1)
  • Материнство (12)
  • Мать и дитя (3)
  • Молодым мамам (43)
  • Моя беременность (5)
  • Наномедицина (78)
  • Народные методы лечения (5)
  • Народные средства (11)
  • Наше общество (34)
  • Обучение детей (34)
  • Общение с детьми (17)
  • Отцовство (9)
  • Полезные продукты (4)
  • Полезные советы (27)
  • Правила жизни (6)
  • Правильное питание (16)
  • Про прививки (53)
  • Психология (42)
  • Развитие ребенка (18)
  • Рецепты народной медицины (6)
  • Родители и дети (45)
  • Секреты воспитания (4)
  • Семейные отношения (25)
  • Семья (24)
  • СЕМЬЯ И ДЕТИ (55)
  • Сказки и притчи (52)
  • Советы родителям (46)
  • Сопровождение беременности (21)
  • Среда обитания (3)
  • Стихи (22)
  • Творчество (6)
  • Упражнения для детей (6)
  • УХОД ЗА РЕБЕНКОМ ДО ГОДА (7)
  • Школа (24)
  • Юморное (15)

Один из самых волнующих вопросов для родителей — развитие речи у ребенка. Считается, что развитие речи служит показателем и умственного развития ребенка. Это не всегда верно. И имеет, скорее, обратную тенденцию: при задержке речи у ребенка замедляются навыки общения и обучения.

У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. В течение первых двух лет жизни ребенок как бы созерцает мир и накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. К тому же к этому времени клетки мозга и мускулы речевого аппарата уже в достаточной мере развиты, чтобы ребенок начал выражать себя с помощью слов. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Этому может быть несколько причин.

1. Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет пищу изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно, или у него повышенное слюноотделение – это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда малыша рано отнимают от груди. Мышцы рта можно укрепить несложными игровыми упражнениями:

· Дуть и свистеть. Очень действенны любые упражнения, при которых надо с напряжением сводить губы вместе. Можно выдувать мыльные пузыри, а еще дуть на перышко, стараясь удержать его в воздухе. Очень полезны игрушки, в которые надо дуть – дудки, свистульки и т.д.

· Сосать. Почаще предлагайте малышу пить сок через соломинку, как можно сильнее втягивая щеки. Это очень полезное упражнение.

· Имитировать звуки. Малышу понравится имитировать звуки различных животных и птиц, а также предметов – поезда, машины, звонков и сирен.

2. Недостаточная концентрация слухового внимания. Такой ребенок плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана). Постарайтесь привлекать внимание ребенка к каждому звуку и слову. Почаще читайте вашему ребенку вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает. Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и привлекайте внимание ребенка к шутке. Показывайте ребенку окружающие его вещи и называйте их. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

3. Проблемы со слухом. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения. К несчастью, большинство проблем со слухом обнаруживается довольно поздно. От начала ухудшения слуха и до того времени, как вы можете заметить очевидные признаки нарушения слуха у вашего ребенка, может пройти довольно значительное время. Существует несколько признаков, в зависимости от возраста ребенка, по которым вы можете понять, все ли у него в порядке со слухом:

Новорожденный: должен вздрагивать при хлопке руками в 1-2 метрах от него и успокаиваться при звуке вашего голоса.
3-4-месячный ребенок должен проявлять ответную реакцию на вашу улыбку и жесты.
7-месячный ребенок должен лопотать и повторять за вами простые звуки.
От 7 до 12 месяцев: должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему человеческую речь.

Когда нужно начинать беспокоиться?

Педиатры выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка:
· Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка».
· Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
· Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
· Не понимает или не может ответить на простые вопросы.
· Не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения.
· Не может назвать кого-то из членов семьи.

Если вы обнаружили у своего двухлетки один или несколько из этих признаков, следует обратиться к педиатру. Первое, что сделает врач, это проверит слух у вашего ребенка. Незначительные нарушения слуха, например, после ушной инфекции, могут значительно тормозить развитие речи.

Если со слухом все нормально, врач может предположить незначительное отставание в развитии. В этом случае, скорее всего, он предложит вам подождать и понаблюдать за ребенком в течение 6-12 месяцев, чтобы посмотреть, нужно ли будет дальнейшее лечение. Но не следует в течение этого периода сидеть сложа руки. Ваша задача – помочь ребенку развить навыки речи. Даже если ребенок посещает логопеда, домашние упражнения могут сделать чудеса.

Примите в расчет и то, что речевое развитие мальчика может слегка запаздывать по сравнению с речевым развитием девочек. Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. Правда, у мальчиков с запаздыванием речевого развития и в два раза чаще диагностируются проблемы со слухом или с распознаванием речи.

Процитировано 96 раз
Понравилось: 30 пользователям

источник

Развитие речи у детей с задержкой речевого и психоречевого развития

По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!
И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе. Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?

Когда ребенок должен начать говорить?
В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» — повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» — протянуть руку.
В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.
В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.
В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» — это уже отклонение в развитии.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.
Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).
Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» — это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» — киска, носки, кинуть).
Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития :
— Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
— Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
— Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
— Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
— Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
— Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
— Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
— Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
— Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.
— Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
— Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

Читайте также:  Народные средства от кашля компресс из меда

В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?
Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.
Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.
Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь реьбёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.
Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».

В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?
Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.
Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.
Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.
Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.

Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция!

Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?
К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно.
Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.
Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).
Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.
Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.
Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?
Чем раньше, тем лучше.
Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.
Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.
Логопеды — помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.

Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?
Лекарственная терапия — среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.
Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.
Альтернативные методы лечения – иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.
Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.
Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.

Немного о методах коррекционной работы.
В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.
Например, активно используются пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Неолбходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 4,5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю – с музтерапевтом или арттерапевтом.
с 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.
Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.

В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите — срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.

источник

Личных особенностей ребенка очень много.

  1. Прежде всего, это тип высшей нервной деятельности:
    1. нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, быстрый (сангвинический). Речь сангвиника громкая, быстрая, выразительная, с ударениями и правильной интонацией, ровная, образна, иногда сопровождается жестикуляцией, мимикой и здоровым эмоциональным возбуждением.
    2. нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медлительный (флегматический). Речь флегматика медленнее, спокойная, иногда с короткими остановками, правильная, выразительная, без сильных эмоциональных проявлений, жестикуляции и мимики.
    3. Сильный, несдержанный тип с повышенной возбудимостью (холерический). Холерики бывают трех видов. Первые очень сильно возбудимые, «темпераментные» дети, у них очень сильна эмоциональная раздражимость, бывают беспричинно ускоренные реакции поведения и речи. Вторые очень неустойчивые, которым свойственно беспричинное раздражение, аффективные реакции, иногда с агрессией. Речь быстрая, с неправильными ударениями, иногда с выкриками, не очень выразительная. Третьи более «тяжелый случай» вторых, их речь упрощенная, грубая, отрывистая, с неправильными выражениями.
    4. Слабый тип с пониженной возбудимостью (меланхолический). Такие дети не выносят длительные раздражения, быстро выдыхаются и впадают в состояние длительного торможения. Их речь невыразительная, медленная, тихая, вялая, безучастная, без оттенков.
  1. тип ребенка по восприятию окружающего мира:
    • Визуал

Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. В воспитании ребенка-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.

Ребенок-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас.

Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения.

В соответствии с типом восприятия мира, необходимо применять доступные конкретному ребенку методы: визуалу подходят картинки, аудиалу — сказки, стихи на слух, кинестетику — прижимания к себе, поглаживания и поменьше запретов «не трогай».

  1. Прошу не смеяться, но и разница в темпераменте родителей и детей может привести к последствиям в виде ЗРР. Особенно «плохо», когда мама холерик, а ребенок флегматик или мама сангвиник, а малыш меланхолик. «Взрывной» маме необходимо все сразу и сейчас, а медлительному ребенку попозже и со временем. И хотя все мы люди, но не скидывайте со счетов, что, возможно, своим темпераментом вы забиваете желание ребенка говорить сразу же и правильно. В таких случаях некоторые дети начинают прятаться от мамы и в уединении проговаривать правильно старые или новые слова, доводя их до «совершенства».

И собственно, на возникновение ЗРР влияют внешние факторы, такие, как стрессовые ситуации, присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей), билингвизм семей, смена места жительства или детского садика.

Так, появление младшего ребенка в семье может привести даже не к ревности, а к нежеланию старшего ребенка «быть взрослым». Его же никто не спрашивал, хочет ли он быть старшим, ведь он сам еще ребенок. А если учесть кризисные этапы 2 или 3 лет (а то и одновременно и 2 и 3 лет), то можно только посочувствовать мамам с такими малышами. Ребенок может любить своего братика или сестричку, может помогать ухаживать за ним, но вот хотя бы в чем-то старшему ребенку хочется еще побыть маленьким. И иногда это как раз и выливается в нежелании разговаривать на «взрослом» языке. К тому же и младшего ребенка ваш малыш прекрасно понимает, да и что от него хотите вы, он также осознает. В общем, с маленькой разницей в возрасте, погодки нередко начинают говорить «по графику», только по «графику» младшего ребенка. У некоторых «старших» детей это проявляется в «сюсюкании», незначительных ошибках в уже четко произносимых словах.

Лично мой Львенок уже при выписке из роддома пытался взять сестричку на руки, потом играл с нею. Сейчас он делится с нею игрушками, вкусностями (хотя может их же у нее и забрать). Очень ревностно относится к любым попыткам «чужаков» потрогать его Аил-у. Но вот речь у него не та, какую мне хотелось бы услышать. Хотя иногда, забывшись, он говорит вполне сложные фразы из 5-6 слов, вполне отчетливо и достаточно грамотно.

Относительно билингвизма (и, реже, многоязычия) в семьях специалисты до сих пор не пришли к однозначному решению. Одни считают, что это хорошо, другие придерживаются диаметрально противоположного мнения. Тем не менее, практически все сходятся во мнении, что билингвизм семей способствует ЗРР. Ребенок понимает слова, но еще не может четко разделить их на два языка. Либо одно и то же явление или предмет имеют несколько названий, а выбрать, каким его назвать правильно, вызывает вопрос у ребенка, вследствие чего он начинает путаться. Хорошо, если это языки из одной языковой группы, а если из разных? Самый легкий для изучения английский, одни из самых трудных (не считая восточных языков) — славянские, в частности, русский. Поэтому однозначного решения в таком вопросе нет. Одни специалисты рекомендуют говорить на одном языке (или том, в какой стране живут родители и который будет его «родным»), другие придерживаются мнения, что родители должны говорить на своем родном языке постоянно, даже между собой. То есть ребенок должен знать, что с мамой (допустим) он говорит на болгарском, а с папой на немецком. Как решать эту проблему — это будет зависеть от родителей.

Читайте также:  Рецепт от аденомы простаты народными средствами

Лично меня приходили в садике послушать все, кому не лень. Мои родители говорили на украинском, садик был русским, а нянечка белоруска. Мои предложения состояли из правильной цепочки слов. Вот только сперва одно и то же слово я проговаривала на всех знакомых языках, потом переходила к следующему и так все слова в предложении. Наверное, поэтому без труда и сейчас понимаю все восточнославянские языки и частично все славянские, хотя говорю только на двух. К сожалению, понять меня в детстве без «сурдопереводчика» было затруднительно, и взрослым пришлось много времени потратить, пока я не поняла, что именно от меня хотят.

Вообще-то любая стрессовая ситуация может привести к замкнутости ребенка и нежеланию говорить. Важно также исключить семейные дрязги между членами семьи, хотя бы при ребенке.

Самое интересное то, что если с внутренними факторами «все понятно», они, как правило, речь тормозят, то с внешними не все так гладко. В зависимости от ряда факторов, в том числе и личных переживаний ребенка, эти внешние изменения в жизни могут как спровоцировать ЗРР у ребенка, так и вылечить его от нее. Самое простое — ребенок молчит, не хочет общаться. И тут родители его везут «на деревню к дедушке», на море, в другой город к родственникам. Естественно, что это огромный стресс для малыша, как бы он не был привычен к турпоходам. И вот в этом незнакомом месте у него набирается столько(!) впечатлений, что молчать или показывать жестами он больше не в состоянии. Ему необходимо выразить и обсудить свои переживания. И, ребенок начинает говорить к великой радости всех.

Специалисты, которые определят, есть ли ЗРР у ребенка или какая то патология, способствующая этому:

  • Невропатолог (невролог)
  • Педиатр
  • ЛОР
  • Логопед
  • Психоневролог (или психиатр)
  • Фонетолог

Основные методы борьбы с ЗРР:

  • Развивать мелкую моторику (можно обратиться к методике Монтессори);
  • Петь вместе с ребенком, читать стихи и сказки, побольше общаться;
  • Учить воспринимать звуки на слух, «показывать ребенку язык», то есть вместе с ним перед зеркалом произносить звуки. Только не вздумайте самостоятельно изготовлять и применять к своему ребенку специальные логопедические крючечки и проволочки. Только специалист может правильно подобрать методики таких процедур конкретно для вашего ребенка;
  • Поощрять общение с детьми — ровесниками или более старшего возраста. Очень часто при ЗРР врачи рекомендуют ребенку посещать детский сад или другие подобные детские учреждения;
  • Заниматься с ребенком спортом и физкультурой. Очень полезно в этом случае плавание. Сделать акцент на упражнениях, способствующих улучшению координации. Например, на хождении по брусьям (под присмотром взрослых) — для общего развития, на вращении юлы или волчка -для координации рук (и развития усидчивости ребенка);
  • Выполнять массаж ручек и ножек ребенка, а также общий массаж тела. Те же пальчиковые игры можно отнести к разряду массажных процедур, интересных ребенку. Наверное, многие знают, что если парализованный больной начал говорить, то вскоре он начнет немного двигать конечностями, и наоборот. То есть существует прямая зависимость между опорно-двигательным аппаратом и речью;
  • Врачи подскажут вам другие методики, которые применимы конкретно для вашего ребенка и вашего случая.

В целом можно сказать, что возрастная задержка развития до 3 лет не является непременным признаком заболевания. Тем не менее, ребенок должен быть обследован врачами, если к концу 3-го года он не начнет говорить.

Прошу принять при этом во внимание, что я не специалист в медицине, поэтому в каждом конкретном случае необходимо обращаться к специалистам.

источник

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как задержка речевого развития у детей. Лечение это комплексное воздействие на весь организм.

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как плохая и невнятная речь ребенка либо ее полное отсутствие. Задержка речевого развития представляет собой сложную патологию, на лечение которой может уйти много времени и сил. Именно по этой причине важно диагностировать ее как можно раньше, что значительно улучшает шансы на полноценное развитие крохи. Преимущественно такая патология диагностируется до 3 лет и сопровождается значительными отклонениями от возрастной нормы.

Причины задержки речевого развития у детей разделяют на:

В основе биологических причин лежат нарушения органического характера головного мозга, которые вызывают появление минимальной мозговой дисфункции. Чаще всего задержка речи может являться результатом воздействия на организм будущей матери неблагоприятных факторов:

  • внутриутробная гипоксия плода во время беременности;
  • асфиксия плода в процессе родовой деятельности;
  • травмы различного характера во время родов;
  • прогрессирование в организме матери инфекционных заболеваний во время беременности;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • переношенная беременность более 41-42 недель.

Кроме этого, речевые проблемы в детском возрасте могут возникать после различных заболеваний, перенесенных до 3 лет. Чаще всего причинами, которые вызывают появление такой патологии, являются:

  • менингиты;
  • энцефалиты;
  • осложнения различного характера после вакцинации;
  • частые и длительные болезни в раннем возрасте.
  • заболевания ротовой полости и чаще всего патология «уздечки».

Правильная речь тесно связана с состоянием слухового анализатора и при появлении проблем со слухом у ребенка может быть диагностирована задержка речевого развития. Многие специалисты говорят о том, что такое заболевание может возникать под влиянием генетического фактора, то есть если у родителей в детстве были трудности с речью, то, скорее всего, они возникнут и у ребенка.

  • Социально-педагогические причины речевой патологии выражаются в создании неблагоприятной микросоциальной обстановки, в которой речь становится не востребованной. Чаще всего такое заболевание развивается в следующих случаях:

    • присутствие двуязычия в семье;
    • педагогическая запущенность;
    • повышенные требования к ребенку;
    • отсутствие общения между членами семьи;
    • невнятная речь родителей.

    Вредное влияние на формирование речи в детском возрасте оказывает и чрезмерно информированная среда, поскольку в такой ситуации малыш сталкивается с большим потоком информации и не может правильно её усвоить.

    Обычно речевые отклонения сопровождаются характерной симптоматикой, которую родители уже могут заметить в раннем возрасте. Можно выделить некоторые признаки задержки речевого развития у детей:

    • в возрасте до года кроха никак не реагирует на окружающие звуки и ничего не произносит самостоятельно;
    • к 12 месяцам малыш не пользуется никакими жестами, например, не машет ручкой и не указывает на названные предметы;
    • к 1,5 годам ребенок не может повторять звуки, услышанные от взрослых;
    • малыш никак не реагирует на просьбы окружающих и имеет проблемы с пониманием речи, обращенной к нему;
    • после 2 лет ребенок пользуется жестикуляцией и имитирует звуки, однако, неспособен ничего произносить по собственному желанию;
    • в возрасте 2-3 лет кроха способен издавать лишь определенное количество звуков, но не может продемонстрировать какие-либо речевые навыки, рассказать о чем-либо или попросить что-нибудь.
    • у малыша нарушен тон речи, то есть все звуки и слова произносятся в нос и скрипучим голосом.
    • у ребенка все время рот остается приоткрытым и присутствует повышенное слюноотделение;
    • в 3 года малыш общается со взрослыми только заученными предложениями из мультфильмов и книг, но не строит их самостоятельно.

    Опасным сигналом является тот факт, что у взрослых возникают трудности с пониманием речи своего крохи. Обычно родители, которые постоянно находятся с ребенком, в норме к 2 годам должны понимать половину произносимых слов. К трем годам объем таких слов увеличивается до ¾, а к 4 годам детскую речь должны без проблем понимать все окружающие.

    Часто родители надеются на то, что проблемы с речью исчезнут самостоятельно по мере взросления, однако, это совсем не так. В том случае, когда задержка речи в детском возрасте возникает под воздействием причин органического характера, то обойтись без помощи специалиста уже не получиться. При выявлении родителями любых отклонений необходимо обратиться к специалисту как можно быстрее.

  • Для подтверждения диагноза «задержка речевого развития» специалистами проводится комплексное обследование пациента, которое включает в себя:

    • оценка состояния слуха и выявление различных нарушений;
    • проведение возрастного тестирования, которое позволяет определить уровень психомоторного развития и оценить состояние речи в раннем возрасте;
    • проведение беседы с родителями целью выяснения методов их общения с ребенком;
    • изучение особенностей течения беременности и родов, а также раннего развития малыша;
    • обследование артикуляционного аппарата;
    • оценка фонетического восприятия и активной речи.

    Диагностика задержки речи включает в себя и выявление причин появления такой патологии, поэтому проводится обследование малыша различными специалистами.

    Лечение задержки речевого развития у детей – это комплексное воздействие на весь организм, поэтому ограничиться одними логопедическими занятиями вряд ли получится. Выбор коррекционной работы с детьми, которые страдают такой речевой патологией, определяется факторами, вызвавшими появление такой патологии. В том случае, если заболевание возникло по социально-педагогическим причинам, то основной акцент в таком случае делается на организацию благоприятной речевой среды и демонстрацию правильного звукопроизношения.

  • При своевременной диагностике патологии и тесном взаимодействии родителей и специалистов удается достичь положительного результата.

    Особое место в коррекционной работе принадлежит лечебным процедурам, проведение которых позволяет восстановить функционирование центров головного мозга. Чаще всего назначается проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии, которые помогают восстановить дикцию и интеллектуальные способности, а также расширить словарный запас.

    Логопедический массаж считается одной из наиболее эффективных методов лечения, во время повеления которого специалистом оказывается воздействие на определенные отделы артикуляционного аппарата. При задержке речевого развития часто прибегают к помощи медикаментозных препаратов, которые помогают восстановить речь. Такие средства являются своеобразным питанием для нейронов мозга и обычно назначают прием:

    Прием такого лекарственного препарата, как Когитум помогает простимулировать деятельность зон, отвечающих за речь. Назначать такое лечение может только специалист, поэтому самостоятельный прием препаратов просто недопустим.

    Многие специалисты прибегают к лечению патологий речи с помощью неонотропных препаратов, которые помогают улучшить память и умственную деятельность. Мнение Комаровского по поводу задержки речевого развития у детей и лечения его таким способом отличается от позиции врачей. Он считает, что до настоящего времени медицине не удалось доказать эффективность этих препаратов и обоснованность их приема при лечении задержки речи.

    Устранение патологии предполагает тесное взаимодействие логопеда и родителей в развитии речи ребенка. Специалист поводит занятия и упражнения, отдельные элементы которых закрепляются с ребенком дома. Хороший результат коррекции речи дают:

    Задержка речевого развития в детском возрасте требует обязательного лечения, поскольку при его отсутствии возможно развитие тяжелых последствий. Конечно, легче предупредить патологию, чем потом тратить силы и средства на ее лечение. Именно по этой причине важно как можно больше времени общаться с малышом и уметь его слушать, а также создать благоприятную педагогическую среду для его развития.

    источник

    Задержка развития речи или ЗРР у детей – это сложная болезнь, которая выявляется до 4 лет. Характеризуется существенным отставанием в развитии речевой нормы. Могут быть сложности в выявлении глубины проблемы из-за того, что отличают два вида этого заболевания:

    • задерживается только речевое развитие, в интеллектуальном плане все так же, как и у сверстников. А, возможно, умственное развитие у малыша и выше, трудности только в произношении слов;
    • задерживается психоречевое развитие, то есть и интеллектуально, и эмоционально малыш сильно отстает от своих одногодок.

    ЗРР не может возникнуть само по себе, есть множество причин, которые послужили отправной точкой развития этой болезни. Зачастую, это:

    • травмы во время родов;
    • патологии развития плода внутриутробно;
    • повышено внутричерепное давление;
    • дислексия – это заболевание возникает вследствие генетической предрасположенности;
    • расстройство психики;
    • были получены травмы физического характера;
    • потеря или снижение слуха;
    • болезни мозга головы;
    • лицевая и ротовая мускулатура недоразвита.

    Когда причины этого заболевания не выяснены, тогда лечение будет затруднительно так, как провоцирующий фактор работает и дальше. Нужно, чтобы был поставлен верный диагноз и выявлены причины ЗРР.

    Как же понять, что у детей есть проблемы с развитием речи? Нужно обязательно обратить внимание на следующие возрастные симптомы:

    • в четыре месяца малыш не обращает внимания на жестикуляцию мамы-папы, бабушки-дедушки и других взрослых, не узнает самых близких людей, которые практически постоянно находятся с ним;
    • от шести до девяти месяцев не лопочет и не начинает произносить однотипных и повторяющихся звуков, таких, как ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.п.;
    • в полуторагодовалом возрасте не произносит простейших слов и никак не реагирует, когда взрослые обращаются только к нему, не понимает легких заданий и просьб;
    • давиться твердыми кусочками пищи, так как не умеет ее пережевывать;
    • не разговаривает или имеет очень скудный запас слов в двухлетнем возрасте;
    • маленький запас слов, не более 20, и неумение строить фразы хотя бы из двух простых слов в два с половиной года;
    • невозможно понять разговор трехлетнего малыша, его фразы позаимствованы у взрослых или мультфильмов.

    Все симптомы перечисленные выше, говорят о том, что у детей развивается ЗРР, которую можно скорректировать без серьезного и специфического лечебного применения. В том случае, когда эти симптомы останутся без внимания и не будут устранены до того, как малышу исполнится 5 лет, тогда заболевание будет развиваться.

    Если ЗРР была выявлена своевременно, то есть до двухлетнего возраста, тогда лечение, которое производится в комплексе при воздействии врачей и родителей, даст желаемый эффект. Ошибочно полагать, что достаточно только одних занятий с логопедом. Этот специалист может научить детей правильному произношению звуков и букв, комплексное лечение включает коррекцию и занятия у различных врачей.

    Зачастую, при этом заболевании назначают лечение лекарственными препаратами, направленное на восстановление речи. Нельзя заниматься самолечением – это может делать только психиатр или невропатолог. Могут назначаться: актовегин и корктексин, лецитин и нейромультивитамин, а также когитум.

    Такое лечение направлено на восстановительный процесс работы центра мозга головы, отвечающих за речевую активность, дикцию, интеллект или словарный запас. Но стоит понимать, что электрорефлексотерапия имеет много противопоказаний – это и расстройства психики, и судорожный синдром, и проявление эпилептических припадков.

    Детям могут подбирать иппотерапию или дельфинотерапию. Такие процедуры могут назначаться исходя из индивидуальных особенностей малыша.

    Медикаментозное лечение не даст никаких результатов если параллельно не будет проводиться педагогическое воздействие. Коррекцию отклонений производит дефектолог. Для этого он составляет индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.

    Если у детей проблемы с задержкой развития речи, тогда специалист может воздействовать точечно на язык и губы, щеки и мочки ушей, а также руки с помощью логопедического массажа.

    Упражнения, которые проводит с маленькими пациентами дефектолог, направлены они на развитие слухового аппарата и подвижности языка, а также лицевых мышц. Это могут быть звукоподражания и скороговорки, сказкотерапия и песни, лицевая гимнастика и упражнения, направленные для того, чтобы разработать мелкую моторику рук. Есть очень много упражнений, которыми просто необходимо пользоваться, но только согласно советам специалиста.

    С пациентом, у которого выявлена ЗРР нужно заниматься непросто ежедневно, а несколько раз в сутки, в том числе и в домашних условиях. Так что родителям нельзя обособиться и остаться в стороне, поручив все заботы врачам, если они хотят, чтобы лечение было эффективным.

    ЗРР, если лечение не будет проводиться, то можно ждать следующие последствия:

    • с годами разница в психическом и интеллектуальном развитии у детей становится все более ощутимой;
    • занятия на уроках в школе будут затруднены, может быть вопрос о переводе ученика в специализированное, коррекционное, заведение.
    • Родителям на заметку: беговелы для детей от 1 года до 7 лет

    Намного проще предупредить задержку речевого развития, чем потом ее вылечить. Взрослые просто обязаны проводить со своим крохой больше времени, и начинать общаться с ним с того момента, как только узнали о его существовании, то есть, когда он находится еще в утробе матери. Если дети не страдают от нехватки общения со взрослыми, они желанны и любимы, то никогда не возникает проблем с речевым развитием.

    источник

    Развитие речи у детей с задержкой речевого и психоречевого развития

    По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!
    И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе. Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?

    Когда ребенок должен начать говорить?
    В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» — повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» — протянуть руку.
    В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.
    В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.
    В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» — это уже отклонение в развитии.

    Читайте также:  Народные средства для улучшения кровообращения организма

    Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
    Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
    Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.
    Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).
    Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» — это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» — киска, носки, кинуть).
    Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

    Перечислим признаки значительной задержки речевого развития :
    — Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
    — Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
    — Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
    — Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
    — Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
    — Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
    — Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
    — Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
    — Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.
    — Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
    — Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

    В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?
    Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.
    Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.
    Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь реьбёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.
    Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».

    В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?
    Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
    Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.
    Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
    Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.
    Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.
    Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.

    Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
    Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция!

    Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?
    К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно.
    Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.
    Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
    Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).
    Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
    Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
    Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
    Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.
    Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.
    Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

    С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?
    Чем раньше, тем лучше.
    Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.
    Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.
    Логопеды — помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.

    Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?
    Лекарственная терапия — среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.
    Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.
    Альтернативные методы лечения – иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.
    Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.
    Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.
    Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.

    Немного о методах коррекционной работы.
    В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.
    Например, активно используются пальчиковые игры.
    В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
    Неолбходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.
    Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
    В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
    Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
    Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
    Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
    Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 4,5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю – с музтерапевтом или арттерапевтом.
    с 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.
    Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.

    В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите — срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.

    источник