Меню Рубрики

Замените словосочетания языковые средства народная память

Цель урока: подготовка учащихся к ГИА

Задачи урока:

образовательные:

  1. работа с текстом, его частичный лингвистический анализ;
  2. подготовка к написанию сжатого изложения;

развивающие:

  1. развивать умения выделять главное, обобщать, сокращать текст;
  2. развивать умения логически излагать свои мысли;
  3. развивать умения аргументировать, доказывать;

воспитательные:

  1. воспитание любви к Родине; предкам;
  2. воспитание любви к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска

1. Выразительное чтение текста подготовленным учеником. (Текст у учащихся и на экране без деления на абзацы. Слайд 4).

Память и знание прошлого наполняют наш мир, делают его интересным и значительным. Если мы не видим за окружающим миром его прошлого, он для нас пуст. Нам скучно и тоскливо, и мы в конечном счете одиноки, так как с настоящими товарищами нас связывает общее прошлое: школа, институт, работа. А старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.

Человеческая память – творческий процесс: запоминается то, что нужно. Поэтому культура человечества движется вперед не путем перемещения во времени, а путем накопления ценностей. Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые и бытовые навыки, развивается творчество. При этом человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Впечатления прошлого: воспоминания детства, семейные фотографии, улицы, отдельные дома – постоянно напоминают о себе. Так ненавязчиво прошлое входит в духовный мир человека. Вот почему важно воспитываться в атмосфере памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.

Память активна. Она противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее нравственное значение памяти. Беспамятный человек – это прежде всего человек неблагодарный и безответственный. Ответственность рождается из понимания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится

в его личной памяти и в памяти окружающих. Но это не так. Поэтому каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.

Подобно тому как личная память человека формирует его совестливое отношение к родным и друзьям, историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Хранить память об истории Отечества, беречь память о его защитниках – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (По Д. Лихачёву)

2. Работа над стилем текста.

— К какому стилю относится данный текст?

— Назовите признаки публицистического стиля.

Публицистический стиль

  • Цель
  • Сфера употребления
  • Стилевые черты
  • Языковые средства

Слайд 6 (обобщающий)

Публицистический стиль

Цель: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, внушение ему определённых взглядов, идей.

Сфера употребления: газеты, журналы, радио и телевидение, митинги, собрания.

Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность.

Языковые средства:

  • а) общественно-политическая лексика;
  • б) тропы: эпитет, сравнение;
  • в) лексические повторы;
  • г) вводные слова, причастные, деепричастные обороты, сложные предложения

3. Определение типа речи.

— К какому типу речи относится текст?

— По каким признакам вы определили?

4. Задания ГИА

1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста? (Слайд 7)

  • А) Без прошлого мир для нас пуст и мы одиноки.
  • Б) Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.
  • В) Память не нужна для накапливания доброго опыта,

2) Объясните значение слов: ненавязчиво, безответственный (Слайд 8)

— Подберите синонимы к этим словам.

3) В каком словосочетании связь иная, чем согласование? (Слайд 9)

  • А) совестливое отношение
  • Б) накопления ценностей
  • В) недобрый поступок
  • Г) нравственный долг

— Проанализируйте каждое словосочетание.

4) Замените словосочетания синонимичными со связью согласование: (слайд 10)

культура человека, развивается творчество

5. Деление текста на части (У учащихся текст без деления на абзацы).

(Проверить с текстом на слайде) (Слайд 11)

6. Запись плана текста.

— Пункты плана должны включать ключевые слова. Поэтому, прежде чем составить план, необходимо определить их.

Чтение по абзацам и выделение ключевых слов:

  1. Память и знание прошлого делают наш мир интересным и значительным, без прошлого мир для нас пуст и мы одиноки.
  2. Человеческая память творческий процесс: путем памяти накапливается опыт жизни, формируется духовный мир человека, поэтому так важно воспитываться в атмосфере памяти.
  3. Память противостоит уничтожающей силе времени: каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.
  4. Личная память формирует совестливое отношение человека к окружающим, а историческая память формирует нравственную жизнь народа, поэтому наш долг – хранить память об истории Отечества.

7. Определение темы и идеи текста.

— Чтобы написать изложение, надо знать тему и идею текста.

— Где отражена тема? (В заголовке и в первом предложении).

— Какова идея текста? Где она может быть сформулирована? (В задании А). (см. слайд 7).

8. Работа над синтаксисом.

— Найдите предложения с однородными членами.

— Найдите сложные предложения, охарактеризуйте их.

— Определите количество грамматических основ в последнем предложении.

9. Повторение способов сжатия текста.

Способы сжатия текста (Слайды 13-16)

Содержательные

  1. Разделение информации на главную и второстепенную
  2. Свертывание исходной информации за счет обобщения
  1. Объединение.

Слияние нескольких предложений в одно.

  1. однородных членов обобщающим словом;
  2. СПП простым предложением;
  3. фрагментов предложения указательным, определительным, отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Удаление части речи.

Исключение повторов, фрагментов предложения, одного или нескольких синонимов.

10. Практическая работа. Сокращение текста.

11. Проверка. Зачитывание проработанных, сокращенных текстов.

Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.

Структура сочинения: (слайд 24)

  1. Тезис – основное положение, которое нужно доказать
  2. Аргументы – это факты (из жизни, из литературы, из истории), ссылки на авторитеты, суждения (пословицы, поговорки, крылатые слова)
  3. Вывод

— Наш урок подходит к концу. Я хочу пожелать вам, чтобы вы всегда помнили о важности воспитания в атмосфере памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (Просмотр слайдов 17-26 под музыку)

источник

Русский язык — один из самых богатых, красивых и сложных. Не в последнюю очередь таким его делает наличие большого количества средств словесной выразительности.

В этой статье мы разберем, что такое языковое средство и каких видов оно бывает. Рассмотрим примеры употребления из художественной литературы и повседневной речи.

Средства речевой выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль.

Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.

Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.

Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.

Тропы — языковые средства в русском языке, которые используются автором в переносном, иносказательном значении. Широко применяются в художественных произведениях.

Тропы служат для создания зрительных, слуховых, обонятельных образов. Помогают создать определенную атмосферу, произвести на читателя желаемый эффект.

В основе лексических средств выразительности лежит скрытое или явное сравнение. Оно может базироваться на внешнем сходстве, личных ассоциациях автора или желании описать объект определенным образом.

С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:

  1. Эпитет — самый известный и распространенный троп. Часто встречается в поэтических произведениях. Эпитет — это красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого объекта, его самые выразительные черты. Примеры: «румяная заря», «легкий характер», «золотые руки», «серебряный голос».
  2. Сравнение — слово или выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры: «прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка».
  3. Метафора — средство выразительности, в основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от сравнительного оборота, оно не оформляется союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи. Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
  4. Синонимы — слова близкие по значению, но отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют контекстуальные. Они принимают определенное значение в рамках конкретного текста. Познакомимся с примерами: «прыгать – скакать», «смотреть – видеть».
  5. Антонимы – слова, имеющие прямо противоположное друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый – черный», «кричать – шептать», «спокойствие – волнение».
  6. Олицетворение — передача неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленного. Для примера: «ива качала ветками», «солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал радиоприемник».
Читайте также:  Убрать желтизну волос народные средства

Средств лексической выразительности в русском языке очень много. Помимо группы знакомых каждому, существуют и те, которые многим неизвестны, но также широко используются:

  1. Метонимия — замена одного слова на другое, имеющее схожее или такое же значение. Познакомимся с примерами: «эй, синяя куртка (обращение к человеку в синей куртке)», «весь класс выступил против (имеются в виду все ученики класса)».
  2. Синекдоха — перенос сравнения с части на целое, и наоборот. Пример: «было слышно, как ликовал француз (автор говорит о французской армии)», «насекомое залетело», «в стаде было сто голов».
  3. Аллегория — выразительное сравнение идей или понятий с использованием художественного образа. Чаще всего встречается в сказках, баснях и притчах. Например, лиса символизирует хитрость, заяц — трусливость, волк — злобу.
  4. Гипербола — намеренное преувеличение. Служит для придания тексту большей выразительности. Ставит акцент на определенном качестве предмета, человека или явления. Познакомимся с примерами: «слова губят надежду», «его поступок — высшее зло», «он стал красивее в сорок раз».
  5. Литота — специальное преуменьшение реальных фактов. Например: «он был тоньше тростинки», «он был не выше наперстка».
  6. Перифраз — замена слова, выражения синонимичным сочетанием. Используется для того, чтобы избежать лексических повторов в одном или соседних предложениях. Пример: «лиса — хитрая плутовка», «текст — детище автора».

Стилистические фигуры — языковые средства в русском языке, которые придают речи определенную образность, выразительность. Изменяют эмоциональную окраску ее значений.

Фигуры речи широко используются в поэзии и прозе еще со времен античных поэтов. Однако современное и устаревшее толкования термина различаются.

В древней Греции полагали, что стилистические фигуры — языковые средства языка, которые по своей форме значительно отличаются от повседневной речи. Сейчас же считается, что фигуры речи — неотъемлемая часть разговорного языка.

Стилистика предлагает немало собственных средств:

  1. Лексические повторы (анафора, эпифора, композиционный стык) — выразительные языковые средства, которые включают в себя повтор какой-либо части предложения в начале, конце или на стыке со следующим. Например: «Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы».
  2. Антитеза — одно или несколько предложений, построенных на основе противопоставления. Для примера рассмотрим фразу: «В пыли влачусь — и в небесах витаю».
  3. Градация — использование в предложении синонимов, расположенных по степени нарастания или угасания признака. Пример: «Искорки на новогодней елке светили, горели, сияли».
  4. Оксюморон — включение во фразу слов, которые противоречат друг другу по смыслу, не могут употребляться в одной композиции. Самый яркий и известный пример этой стилистической фигуры — «Мертвые души».
  5. Инверсия — изменение классического порядка расположения слов в предложении. Например, не «он бежал», а «бежал он».
  6. Парцелляция — разделения единого по смыслу предложения на несколько частей. Для примера: «Напротив Николай. Смотрит не моргая».
  7. Многосоюзие — использование союзов для связи однородных членов предложения. Применяется для большей речевой выразительности. Пример: «Это был странный и удивительный, и прекрасный, и загадочный день».
  8. Бессоюзие — связи однородных членов в предложении осуществляется без союзов. К примеру: «Он метался, кричал, плакал, стонал».

Фонетические средства выразительности — самая маленькая группа. Они включают в себя повтор определенных звуков с целью создания живописных художественных образов.

Чаще всего этот прием используется в поэзии. Авторы применяют повтор звуков, когда хотят передать звучание раскатов грома, шелест листьев или другие природные явления.

Также фонетические средства помогают придать поэзии определенный характер. За счет использования некоторых сочетаний звуков текст можно сделать более жестким, или наоборот — мягким.

  1. Аллитерация — повтор в тексте одних и тех же согласных, создающих необходимый автору образ. Например: «Я мечтою ловил уходящие тени, уходящие тени угасшего дня».
  2. Ассонанс — повторение определенных гласных звуков с целью создания яркого художественного образа. Для примера: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм».
  3. Звукоподражание — применение фонетических сочетаний, которые передают определенный звуковой эффект: топот копыт, шум волн, шелест листвы.

Языковые средства в русском языке широко применялись и продолжают применяться в литературных произведениях, будь то проза или поэзия.

Прекрасное владение стилистическими фигурами демонстрируют писатели золотого века. За счет мастерского использования средств выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.

С языковыми средствами мы сталкиваемся не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни. Практически каждый человек использует в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты. Сами того не осознавая, мы делаем свой язык красивым и богатым.

источник

Упражнение 1.

Замените данные глагольные словосочетания именными, образуя от глаголов существительные; подчеркните именные словосочетания, в которых изменился падеж зависимого (управляемого) слова.
Образец: Прощаться с товарищами — прощание с товарищами .
Презирать трусов; бороться за мир; восхищаться картиной; встретиться с другом; уважать учителя; любить детей; осветить улицы; выполнить приказ; оросить поля; сортировать семена; хранить документы.

Упражнение 2.

К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению.
Образец. Сестрин платок — платок сестры .
Металлический стержень, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, пятиэтажный дом, трёх­трубный крейсер, информационный отдел, фруктовый нож.

Упражнение 3.

Из следующих слов образуйте словосочетания, в которых управление глагола соответствовало бы современной литературной норме.
Образец: Рассказывать, происшествие — рассказывать о происшествии .
Наблюдать, реакция; сожалеть, случившееся; ждать, извес­тия; пренебречь, совет; расправиться, враг; хлопотать, друг; волноваться, мать; тосковать, родина; переживать, неудача.

Упражнение 4.

Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель —
5. плюшевый медвежонок —
6. приморский парк —
7. клетчатый шарф –

без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол —
5. конское ржание —

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза —
4. голубоглазая девочка —
5. островерхие ели —

Упражнение 5.

Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.

1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору —
4. человек без совести —
5. вопрос по литературе —
6. гостиница при вокзале —
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью —
14.ружьё с двумя стволами —
15.парень с рыжими волосами —
16.особняк в три этажа —
17.девушка двадцати лет —

Упражнение 6.

Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление.

1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил —
7. бесшумно едет —
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –

Упражнение 7.

Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание.

1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием —
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука —
9. поступил без жалости –

Упражнение 8.

Замените данные словосочетания синонимичными:

Согласование на управление:
Норковая шуба, львиная грива, манная каша, голубиное гнездо, телефонный звонок.

Примыкание на управление:
Восторженно приветствовать, слушать внимательно, говорить улыбаясь, охотно читать, поехать отдыхать.

Согласование на примыкание:
Откровенный разговор, необдуманный поступок, пустые хлопоты, глубокая грусть, восточная пышность.

1. Замените словосочетание ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

2. Из списка слов (документ, на улице, навсегда, в лесу) подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание КРАСОТА ДУШИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Читайте также:  Как вылечить мениск коленного сустава без операции народными средствами

4. Замените словосочетание ОТЦОВ ДОМ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

5. Замените словосочетание БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание ВОЗМОЖНОСТЬ СЧАСТЬЯ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание ПОДРОБНОСТЬ ПЛАНА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание ХВОСТ РЫБЫ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10. Из списка слов (громко, у дома, у них) подберите зависимое слово к слову ГОВОРЯТ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

11. Замените словосочетание СЕСТРА ВАСИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

12. Замените словосочетание КУСТ СИРЕНИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

13. Замените словосочетание ЗВЁЗДНОЕ НЕБО, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

14. Замените словосочетание АБРИКОСОВЫЙ ДЖЕМ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

15. Замените словосочетание КОМПОТ ИЗ ВИШНИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

16. Замените словосочетание МЕДНАЯ ПРОВОЛОКА, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

17. Замените словосочетание ТЕАТР ГОРОДА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

18. Из списка слов (не спеша, книгу, в ней) подберите зависимое слово к слову ЧИТАТЬ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

19. Замените словосочетание СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

20. Замените словосочетание ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

источник

Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. По сей день русский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но всё же можно выделить два условных вида: стилистические фигуры и тропы.

Стилистические фигуры – это речевые обороты, которые использует автор для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности, а значит, лучше донести до читателя или слушателя необходимую информацию или смысл, а также придать тексту эмоциональную и художественную окраску. К стилистическим фигурам относятся такие средства выразительности, как антитеза, параллелизм, анафора, градация, инверсия, эпифора и другие.

Тропы – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности – неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся метафоры, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии и пр.

Как мы уже говорили, существует очень большое количество средств лексической выразительности в русском языке, поэтому в данной статье рассмотрим те из них, которые чаще всего можно встретить не только в литературных произведениях, но и в повседневной жизни каждого из нас.

  1. Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – это вид тропа, основой которого является преувеличение. Благодаря использованию гиперболы усиливается значение и производится нужное впечатление на слушателя, собеседника или читателя. Например: море слез; океан любви.
  2. Метафора (греч. metaphora – перенесение) – одно из важнейших средств речевой выразительности. Этот троп характеризуется переносом характеристик одного предмета, существа или явления на другой. Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются : подмоченная репутация; светящиеся глаза; бурлящие эмоции.
  3. Эпитет (греч. epitheton – приложение) – это определение, придающее самым обыденным вещам, предметам и явлениям художественный окрас. Примеры эпитетов: лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман.

ВАЖНО. Не каждое прилагательное является эпитетом. Если прилагательное указывает на четкие характеристики существительного и не несет никакой художественной нагрузки, то оно не является эпитетом: зеленая трава; мокрый асфальт; яркое солнце.

  • Антитеза (греч. antithesis – противопоставление, противоречие) – еще одно средство выразительности, которое используется для усиления драматизма и характеризуется резким противопоставлением явлений или понятий. Очень часто антитезу можно встретить в стихах: «Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин).
  • Сравнение – стилистическая фигура, название которой говорит само за себя: при сравнении один предмет сопоставляется с другим. Есть несколько способов, которыми может быть представлено сравнение:

    — речевым оборотом, в котором присутствуют союзы «будто», «словно», «как», «подобно» (Кожа ее рук была грубой, как подошва сапога).

    — придаточным предложением (На город опустилась ночь и в считанные секунды все стихло, как будто и не было той оживленности на площадях и улицах всего час назад).

  • Фразеологизмы – средство лексической выразительности речи, которое, в отличие от других, не может быть использовано автором индивидуально, так как это, прежде всего, устойчивое словосочетание или оборот, свойственный только русскому языку (ни рыба, ни мясо; дурака валять; как кот наплакал).
  • Олицетворение – это троп, которому свойственно наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов и явлений (И лес ожилзаговорили деревья, запел ветер в верхушках елей).
  • Кроме вышеперечисленных, существуют следующие средства выразительности, которые мы рассмотрим в следующей статье:

    • Аллегория
    • Анафора
    • Градация
    • Инверсия
    • Аллитерация
    • Ассонанс
    • Лексический повтор
    • Ирония
    • Метонимия
    • Оксюморон
    • Многосоюзие
    • Литота
    • Сарказм
    • Эллипсис
    • Эпифора и др.

    источник

    Замена словосочетания синонимичным (подготовка к заданию 7)

    Рассмотрим варианты формулировки этого задания.

    Вариант 1
    Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

    Вариант 2
    Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

    Для тренировки предлагаю выполнить некоторые УПРАЖНЕНИЯ.

    Предварительно рекомендую повторить ТЕОРИЮ по данной теме.

    Ну а эти СОВЕТЫ помогут вам избежать ошибок при выполнении упражнений:

    1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.

    2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

    3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием , при согласовании — прилагательным , при управлении — существительным .

    4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.

    Если необходимо преобразовать примыкание в управление , значит, наречие заменяем синонимичным существительным , можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО — ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ ).

    Если нужно преобразовать согласование в управление , то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ — ЧЕРТОЙ БАБУШКИ ).

    5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным ( БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении — ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ ).

    Упражнения по теме «Синонимия словосочетаний»

    Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

    с предлогом:
    1. бессонная ночь –
    2. подземный переход –
    3. алгебраическая задача –
    4. школьный портфель —
    5. плюшевый медвежонок —
    6. приморский парк —
    7. клетчатый шарф –

    без предлога:
    1. полковое знамя –
    2. солнечная энергия –
    3. лесной запах –
    4. учительский стол —
    5. конское ржание —

    зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
    1. двухэтажное здание –
    2. шестилетний ребёнок –
    3. белоствольная берёза —
    4. голубоглазая девочка —
    5. островерхие ели —

    Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

    1. каша из гречки –
    2. снаряд для спортсменов –
    3. тропинка в гору —
    4. человек без совести —
    5. вопрос по литературе —
    6. гостиница при вокзале —
    7. костюм в полоску –
    8. кусты сирени –
    9. совет отца –
    10. ком снега –
    11. судьба матери –
    12.занятия музыкой –
    13.собака с гладкой шерстью —
    14.ружьё с двумя стволами —
    15.парень с рыжими волосами —
    16.особняк в три этажа —
    17.девушка двадцати лет —

    Читайте также:  Как лечить солнечный ожог народные средства

    Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

    1. жалостно посмотрел –
    2. смело спрыгнул –
    3. устало шагал –
    4. осторожно слез –
    5. спокойно делал –
    6. беззаботно жил —
    7. бесшумно едет —
    8. бесстрашно бросился –
    9. бездушно пел –

    Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ

    1. говорил с тревогой –
    2. ждал с напряжением –
    3. охранял с заботой –
    4. глядел со смущением –
    5. уезжал со спокойствием —
    6. отзывался с гордостью –
    7. сделал с аккуратностью –
    8. плакал без звука —
    9. поступил без жалости –

    Ответы на задания по теме «Способы связи слов в словосочетании»

    Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

    с предлогом:
    1. бессонная ночь – ночь без сна
    2. подземный переход – переход под землёй
    3. алгебраическая задача – задача по алгебре
    4. школьный портфель — портфель для школы
    5. плюшевый медвежонок — медвежонок из плюша
    6. приморский парк — парк при море
    7. клетчатый шарф – шарф в клетку
    без предлога:
    1. полковое знамя – знамя полка
    2. солнечная энергия – энергия солнца
    3. лесной запах – запах леса
    4. учительский стол — стол учителя
    5. конское ржание — ржание коня
    зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
    1. двухэтажное здание – здание в два этажа
    2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет
    3. белоствольная берёза — берёза с белым стволом
    4. голубоглазая девочка — девочка с голубыми глазами
    5. островерхие ели — ели с острым верхом

    Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
    1. каша из гречки – гречневая каша
    2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
    3. тропинка в гору — горная тропинка
    4. человек без совести — бессовестный человек
    5. вопрос по литературе — литературный вопрос
    6. гостиница при вокзале — привокзальная гостиница
    7. костюм в полоску – полосатый костюм
    8. кусты сирени – сиреневые кусты
    9. совет отца – отцовский совет
    10. ком снега – снежный ком
    11. судьба матери – материнская судьба
    12.занятия музыкой – музыкальные занятия
    13.собака с гладкой шерстью — гладкошёрстная собака
    14.ружьё с двумя стволами — двуствольное ружьё
    15.парень с рыжими волосами — рыжеволосый парень
    16.особняк в три этажа — трёхэтажный особняк
    17.девушка двадцати лет — двадцатилетняя девушка

    Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
    1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью
    2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
    3. устало шагал – шагал с усталостью
    4. осторожно слез – слез с осторожностью
    5. спокойно делал – делал со спокойствием
    6. беззаботно жил — жил без забот
    7. бесшумно едет — едет без шума
    8. бесстрашно бросился – бросился без страха
    9. бездушно пел – пел без души

    Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
    1. говорил с тревогой – тревожно говорил
    2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
    3. охранял с заботой – заботливо охранял
    4. глядел со смущением – смущённо глядел
    5. уезжал со спокойствием — спокойно уезжал
    6. отзывался с гордостью – гордо отзывался
    7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
    8. плакал без звука — беззвучно плакал
    9. поступил без жалости — безжалостно поступил

    Задание 5. Замените данные словосочетания синонимичными:

    Согласование на управление:
    Норковая шуба, львиная грива, манная каша, голубиное гнездо, телефонный звонок.

    Примыкание на управление:
    Восторженно приветствовать, слушать внимательно, говорить улыбаясь, охотно читать, поехать отдыхать.

    Согласование на примыкание:
    Откровенный разговор, необдуманный поступок, пустые хлопоты, глубокая грусть, восточная пышность.

    Задание 6. Замените данные глагольные словосочетания именными, образуя от глаголов существительные; подчеркните именные словосочетания, в которых изменился падеж зависимого (управляемого) слова.
    Образец: Прощаться с товарищами — прощание с товарищами .
    Презирать трусов; бороться за мир; восхищаться картиной; встретиться с другом; уважать учителя; любить детей; осветить улицы; выполнить приказ; оросить поля; сортировать семена; хранить документы.

    Задание 7. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению.
    Образец. Сестрин платок — платок сестры .
    Металлический стержень, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, пятиэтажный дом, трёх­трубный крейсер, информационный отдел, фруктовый нож.

    Тест по теме «Синонимия словосочетаний»

    1. Замените словосочетание ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

    2. Из списка слов (документ, на улице, навсегда, в лесу) подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ , чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

    3. Замените словосочетание КРАСОТА ДУШИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

    4. Замените словосочетание ОТЦОВ ДОМ , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

    5. Замените словосочетание БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    6. Замените словосочетание ВОЗМОЖНОСТЬ СЧАСТЬЯ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

    7. Замените словосочетание ПОДРОБНОСТЬ ПЛАНА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

    8. Замените словосочетание ХВОСТ РЫБЫ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

    9. Замените словосочетание ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    10. Из списка слов (громко, у дома, у них) подберите зависимое слово к слову ГОВОРЯТ , чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

    11. Замените словосочетание СЕСТРА ВАСИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

    12. Замените словосочетание КУСТ СИРЕНИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

    13. Замените словосочетание ЗВЁЗДНОЕ НЕБО , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    14. Замените словосочетание АБРИКОСОВЫЙ ДЖЕМ , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    15. Замените словосочетание КОМПОТ ИЗ ВИШНИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

    16. Замените словосочетание МЕДНАЯ ПРОВОЛОКА , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    17. Замените словосочетание ТЕАТР ГОРОДА , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

    18. Из списка слов (не спеша, книгу, в ней) подберите зависимое слово к слову ЧИТАТЬ , чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

    19. Замените словосочетание СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ , построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    20. Замените словосочетание ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ , построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    Синонимия словосочетаний (ответы)

    1. — Сургучная печать
    2. — Потерял навсегда
    3. — Душевная красота
    4. — Дом отца
    5. — Грамота из бересты
    6. — Возможное счастье
    7. — Подробный план
    8. — Рыбий хвост
    9. — Бассейн для плавания
    10. — Громко говорят
    11. — Васина сестра
    12. — Сиреневый куст
    13. — Небо в звездах
    14. — Джем из абрикосов
    15. — Вишневый компот
    16. — Проволока из меди
    17. — Городской театр
    18. — Читать не спеша
    19. — Луч солнца
    20. — Поморщился с досадой

    источник