Меню Рубрики

Занятие для детей народные средства

Программное содержание: уточнять представления дошкольников о разнообразии растений луга, поля, формировать умение узнавать и собирать лекарственные растения в определенных местах и в определенные сроки, хранить и применять их; знакомить детей с правилами сбора, хранения и применения лекарственных растений; развивать познавательную активность дошкольников, их экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; воспитывать уважение к родной природе, умение и желание активно беречь и защищать природные богатства.

Ход занятия

В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте — загадка:

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)

В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке — микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)

А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)

Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.

В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.

Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?

В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.

А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:

Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)

Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.

А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)

Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)

Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье — желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.

Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?

  • Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
  • Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
  • Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
  • Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
  • Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
  • Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
  • Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
  • Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)

Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.

Вороний глаз — его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.

Очень известное лекарственное растение — чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.

Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет — цветки и листья; кора и корни — до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.

Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!

Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.

В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)

А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.

Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.

В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.

Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями — дома.

Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр

источник

Если приключилась такая беда, и Ваш ребенок заболел – не стоит сходу паниковать и бежать в аптеку за вредными и дорогими препаратами. Ведь испокон веков, людей лечили народными средствами, а к лечению детей относились с еще, куда большим трепетом. Чем больше мы углубляемся в медицинские познания наших предков – тем больше удаляемся. Наверно поэтому лечение детей народными средствами остается популярным и в XXI веке.

Для начала необходимо запомнить несколько обязательных правил, при лечении ребенка народными средствами:
1. Самостоятельное лечение детей народными средствами ни в коем случае не отменяет посещение врача.
2. Не стоит приступать к лечению ребенка всевозможными травами, не посоветовавшись с педиатром.
3. Ни в коем случае не начинайте лечить народной медициной тяжелые болезни (например, энцефалит, менингит, пневмонию).
4. И самое главное, не нужно собирать и применять для лечения травы, растущие в центре города, на обочинах дорог, возле заводов.
Если вы решились лечить своего ребёнка каким-либо народным рецептом, то он, в первую очередь, должен быть тщательно проверен и взят из надёжных источников.
Не нужно насильно заставлять ребёнка принимать лекарство, оно должно преподноситься ему с любовью и лаской.

Лечение детей от кашля народными средствами.
Если у вашего ребёнка внезапно появился кашель, и вы вовремя не придали этому значения, то есть вероятность возникновения осложнения. Лечение сухого кашля у малышей, детей школьного возраста должно происходить своевременно. Существуют парочку рецептов народной медицины, которые быстро и без всяких последствий избавит вашего ребенка от кашля.

Рецепт. Картофель в «мундире».
Одним из вариантов снятия симптом кашля в народе считается картофель сваренный «в мундире». Готовый картофель нужно растолочь и добавить в него столовую ложку растительного масла. Такой компресс нужно положить на грудь и горло ребёнку и держать до тех пор, пока он не остынет. Пока ваш малыш держит компресс, дайте ему теплый морковный сок напополам с молоком. Пить его нужно потихоньку, небольшими глотками. Такое лечение нужно проводить регулярно в течении 2-3 дней и ваш ребёнок очень быстро пойдет на поправку.

Лечение насморка народными средствами.
Одним из популярных и очень эффективным народным способом лечения насморка у детей является лук.
Рецепт. Луковый компресс.
Возьмите луковицу и мелко натрите, затем заверните во влажную салфетку, приложите к носу вашего малыша и сверху положите какую-нибудь тёплую материю. В таком положении ребёнок должен лежать 15 минут в день. Повторять данную процедуру нужно 3-4 раза в день. Если вы регулярно будет выполнять этот процесс, то ваш малыш будет здоров уже через три дня.
Ментоловое масло
При насморке вашему ребёнку также очень поможет ментоловое масло. Его нужно закапывать несколько раз в день по 4 капли, при этом смазывать нос, лоб и виски.

Лечение ангины народными средствами.
При первых же симптомах ангины следует немедленно лечить вашего ребёнка народными методами.
Рецепт. Луковый настой.
При ангине мелко нарезанную луковицу нужно залить 0,5 л горячей воды и поставить на 12 часов, дав, таким образом, ей настояться, а затем процедите. Давайте своему ребенку по 4 стакана этого настоя 3-4 раза в день за 15 минут до еды.
Рецепт. Полоскание.
Мелко нарежьте 5 зубчиков (или 1 ст. ложку высушенных листьев чеснока) и залейте 500 мл. кипятка. Пусть настоится ночку, а затем давайте ребёнку полоскать горло этим настоем. Очень полезно разведенным соком хрена полоскать горло. Соотношение должно составлять 1:50. Также можно давать его ребёнку болеющего ангиной по одной чайной ложечке 3-4 раза в день. На выбор можно проводить полоскание горла настоем ромашки, солью, либо содой.

Лечение гайморита у детей народными средствами.
При возникновении гайморита у детей, его лечение нужно проводить постепенно, т.к. эту болезнь невозможно вылечить за короткий срок. Если у вашего ребенка заклало нос и при этом его преследуют частые боли, то лучше начать лечение с помощью хрена.

Рецепт. Настой из хрена и лимонов.
Для лечения гайморита у детей берете хрен, натираете пол стакана и смешиваете с лимонным соком (для получения сока нужно взять 2-3 лимона). Принимать ваш ребёнок должен эту смесь натощак за полчаса до приема пищи, 2 раза в день — утром и днём. При лечении, возможно, начнет пощипывать в глазах и даже слезится, из носа будет выделяться слизь. Не стоит этого бояться, и ни в коем случае не прекращайте курс лечения. Постепенно выделения будут уменьшаться. Проводить такие курсы нужно по мере появления первых симптомов гайморита.
Лечение простуды народными средствами детей.
При первых признаках заболевания ребенка острой респираторной вирусной инфекцией, нужно сразу начинать лечение. За щеку ребенка положить не большой кусочек лимона с кожурой, постараться держать его, как можно подольше, при этом рассасывать его, чтоб лимонная кислота, обволакивая горло, поступала внутрь организма. После такого лечения не рекомендуется прием пищи и воды, для большей эффективности. Через три, четыре час нужно повторить эту процедуру. Для дальнейшего лечения ребенка народными средствами, нужно определить какого рода кашель. Кашель подразделяется на два вида: влажный и сухой. Обычно у маленьких детей кашель начинается сухой, но уже после трех, четырех дней появляется мокрота. Сухой и влажный кашель лечить следует разными народными способами. При влажном кашле детям дышать становится легче. Влажный кашель дети переносят легче, для начала нужно сухой кашель перевести в стадию влажного, для этого нужно чаще давать ребенку теплую воду, подкисленную лимоном.
Замечательным средством лечения кашля в народной медицине является – хрен.
Рецепт: Сок из хрена.
На мелкой терке, натираем хрен, добавляем сахарный песок в одинаковых пропорциях, хорошо смешиваем смесь, и ставим в тепло на 12 часов. Периодически смесь хорошо встряхиваем, чтоб хрен благодаря сахару смог дать больше сока. По истечении времени, готовое средство переливаем в емкость через марлю, процеживаем, и выжимаем оставшееся в марле. Готовый, полученный сок даем ребенку каждый час по одной столовой ложке, на протяжении первых суток. Выжимка, которая осталась в марле, хорошо пригодится для компресса на грудь малыша.
Корень солодки, также очень подходит для лечения кашля, как народное средство. Для этого следует: после еды, каждые четыре часа принимать отвар в теплом виде.
Если у ребенка поднялась высокая температура, тогда для этого используют жаропонижающую смесь.
Рецепт: Жаропонижающая смесь.
При кашле в народной медицине хорошо использовать замечательный овощ – лук. На мелкой терке натрите лук, протрите яблоко, и добавьте мед. Пропорции должны быть равны. Хорошо перемешайте, и давайте малышу по одной ст. ложке три раза в день до еды.
Хочется рассказать о пользе чеснока при кашле. Но концентрированный сок нельзя давать малышу, поэтому приведем рецепт с использованием чеснока.
Рецепт: Чеснок с молоком.
Очистите пять, шесть зубчиков чеснока, хорошо потолките его и добавьте к нему один стакан молока. Тщательно перемешайте смесь, поставьте на огонь и дайте ей кипятиться, после этого смесь оставьте остывать. Давайте больному малышу отвар по одной чайной ложке, что облегчит ему дыхание и течение болезни.
Лечебные ванны
При проявлении первых признаков простуды, также рекомендуется начинать лечение с растирания, лечебных ванн и компрессов. Не забывайте, что эти процедуры делаются при температуре ниже тридцати восьми градусов тела. Лечебные ванны применяют детям любого возраста. Правильное проведение процедур не может повредить и нанести ущерб здоровью ребенка.
Наиболее эффективной горячей ванной является ванна с горчицей. Желательно проводить эту процедуру перед сном ребенка.
Способ приготовления такой ванной: В ванночку налейте воду, температура которой должна быть 36 градусов. Добавьте туда разведенную горчицу и посадите туда малыша. Обязательно следите за температурой воды и состоянием кожи ребенка. Эта процедура длится не более семи минут. После этого ребенка следует вытереть, хорошо укутать и уложить спать. При повышении потливости, аккуратно смените ребенку одежду. В некоторых случаях, если вы обнаружите вовремя процедуры покраснения на коже ребенка, следует прекратить прием ванны.

источник

Светлана Птица
Конспект занятия «Лекарственные растения»

Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.

Задачи: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека;

учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;

воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.

Оборудование: ширма, игрушка-медведь, «Волшебная книга», стаканы, горячая вода, атрибуты к игре, засушенные лекарственные растения, картинки с изображением лекарственных растений.

Читайте также:  Средства от клещей для собак народными средствами

_Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то охает и плачет. Посмотрите, да это же Мишка. Что случилось?

Мишка: Здравствуйте. Ой, ребята, помогите!

Подскажите, что мне делать?

Воспитатель: Животные, а так же и люди лечатся различными растениями.

А как называются такие растения, ребята?

Дети: Лекарственные растения.

Мишка: Но какие лекарственные растения нужны чтобы вылечить горло? Что же делать?

Воспитатель: Я знаю. У меня есть «Волшебная книга», с помощью нее мы отправимся в путешествие в страну лекарственных растений и сможем помочь Мишке.

-Вы готовы отправиться в путешествие?

-Но должна вас предупредить, что путешествие будет не простым, впереди нас ждут сложные задания, справитесь?

-Тогда откроем «Волшебную книгу.

Эта страничка приглашает нас посетить «Зеленую аптеку».

Она расположена недалеко нужно только пройти по этой дорожке, затем перешагнуть вот через эти камешки. Вот и наша «Зеленая аптека», располагайтесь поудобнее.

-У каждого на стульчиках лежат картинка с лекарственным растением.

Посмотрите внимательно и назовите это растение и мы его увидим на экране.

Воспитатель: Вот получилась настоящая «Зеленая аптека» с лекарственными растениями.

-Я открываю следующую страничку. Это страничка загадок и отгадок.

Как растет он расскажите.

Воспитатель: Дети, кто покажет и расскажет о одуванчике.

Дети: Одуванчик растет на лугу. У него есть корень, длинный, тонкий, прямой стебель, резные листья и желтый цветок. (Сопровождается показом на экране.)

Мишка: А все понятно, я видел такой цветочек.

Воспитатель: А сейчас послушайте я расскажу, чем полезен он.

В листьях много витаминов и клетчатки. Улучшается аппетит. Листья немного горчат, но именно горечь очень полезна. Если хотите избавиться от нее, подержите листья в подсоленной воде в течение нескольких минут. А еще листья и корни помогают при кашле.

Мишка: Какое полезное растение!

Воспитатель: Мишка, а дети знают и стихотворение о одуванчике.

Ребенок: Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик

Он везде произростает, его даже дети знают.

Аппетит он улучшает, и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик, как аптека.

Мишка: Ой, сколько я нового и полезного узнал об одуванчике.

Воспитатель: А вот загадка о другом лекарственном растении.

Стоит в поле кудряшка – белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое?

Мишка: Да это же моя белая рубашка.

Воспитатель: Нет это растение!

Что же если не моя рубашка?

Воспитатель: Тот цветок зовут … (Ромашка).

Воспитатель: Правильно, а кто хочет для Мишки рассказать об этой красавице?

Ребенок: Ромашка растет на лугу, полянке, у речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый.

Листья узкие и похожи на укроп. Цветочки маленькие и их много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.

Воспитатель: А сейчас послушайте, почему же ее называют лекарственным растением.

Ромашка – лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы.

Мишка: Да вот какое растение мне нужно.

Воспитатель: А вот послушай Миша стихотворение о ромашке.

Ребенок: Если случится тебе простудится,

Появится кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится,

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Воспитатель: Послушайте последнюю загадку на этой страничке.

Растет на клумбе огонек,

Мишка: А, я ничего не знаю об этом растении.

И никогда не видел. Покажите и расскажите об этом ярком и нужном растении.

Ребенок: Календула растет на клумбе. У нее есть корень, сочный стебель, продолговатые листья и яркий оранжевый цветок.

Воспитатель: Верно, а кто из вас помнит, как в народе называют это растение? (Ноготки).

Воспитатель: Потому что семена, которые собирают, похожи на скрученные, изогнутые ноготки.

Календулу применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке.

А кто расскажет стихотворение о календуле?

Ребенок: По цветкам, есть знатоки?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали и о растениях рассказали.

Давайте теперь отдохнем и превратимся в цветочки.

Открываем новую страничку книги.

Воспитатель: А здесь пакетик с сухим лекарственным растением.

Ребята, люди собирают и высушивают вот так растения для того чтобы можно было лечится круглый год.

Сейчас мы поиграем в игру: «Назови лекарственное растение».

Вы выберите себе пакетик с растением и назовите Мишке, как оно называется.

Мишка: Сколько много знают ребята о лекарственных растениях.

Воспитатель: Открываем следующую страничку нашей «Волшебной книги».

А здесь игра: «Собери лекарственное растение из частей».

Мишка: Ой, полянка получилась!

Воспитатель: А в нашей аптеке есть минилаборатория. В лаборатории готовят настои из лекарственных трав.

-Проходите в лабораторию, сейчас вы должны внимательно наблюдать и помогать мне.

-Из каких растений будем готовить настой? (Из ромашки и календулы.)

-Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым можно полоскать горло, промыть носик.

-И так, что мы будем готовить? (Настой из лекарственных трав.)

-Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него 1 столовую ложку лекарственного растения.

-А теперь я залью травы кипятком. Настой называется «настоем», потому что он должен настояться.

-Скажите, вода, которой я заливала травы, какого была цвета?

-Теперь накроем настой крышкой и посмотрим как изменяется цвет воды. (Вода меняет цвет.)

Растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получился настой, которым можно лечиться.

Мишка: Спасибо вам, ребята. Я все запомнил.

Воспитатель: Сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад из «Зеленой аптеки». Мы много узнали и многому научились.

Мишка: Благодарен очень вам,

С вами было так интересно, но мне нужно идти горлышко свое лечить.

Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями Перпиктивный план работы с детьми подготовительной к школе группе в рамках рабочей программы «Ознакомление дошкольников с лекарственными.

Проект «Лекарственные растения» Интегрированные образовательные области: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура».

источник

Программное содержание:

— сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы;

— дать представление об одном из основных отличительных качеств растений и животных – способе питания;

— сформировать понятия о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других;

— расширять знания о частях различных растительных форм, и их функциях;

— уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;

— обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;

— воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;

— развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;

— развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.

(для старшей группы детского сада)

— сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы;

— дать представление об одном из основных отличительных качеств растений и животных – способе питания;

— сформировать понятия о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других;

— расширять знания о частях различных растительных форм, и их функциях;

— уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;

— обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;

— воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;

— развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;

— развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматривание схем — моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.

Последующая работа: Рисование лекарственных растений.

Оборудование и материалы : иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, иван-чай, зверобой; иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; опорные картинки «Что нужно растению для жизни», «Части растения, и их функции», «Что могут делать живые организмы», комнатные растения: алоэ, крассула, сенсевиерия, ветки тополя с раскрывшимися почками, карточки лекарственных растений, разрезанные на части, конверты с заданиями.

Воспитатель: Дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса, что заболели все лесные звери: у белочки болит горло, медвежонок простудился, а у лисы сильный кашель. И они просят у нас помощи. Что, же нам теперь делать? Как помочь бедным животным? Дети рассуждают.

Воспитатель: Я придумала, мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа?

Дети: То, что нас окружает, и не сделано руками человека.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас в группе можно назвать природой?

Дети: Цветы, луковицы, веточки тополя .

Воспитатель: А стол, игрушки можно назвать природой?

Воспитатель: Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа говорит нам, что согласна помочь, раз мы так хорошо узнаем ее. Но для этого нам придется потрудиться – ответить на ее вопросы. Воспитатель берет конверт с заданием.

Смотрите, вот я и нашла первое задание: Природа бывает живая и не живая. Пусть каждый из вас назовет то, что принадлежит Живой и Неживой природе. Ответы детей.

Воспитатель: А что отличает живую природу от неживой. Что могут делать только живые существа? Показ опорных картинок. Ответы детей (рождаются, растут, дышат, пьют воду, питаются и умирают).

Воспитатель: Дети, а человек, мы с вами — это природа? Мы сможет прожить без творений природы (без воды, земли, воздуха и солнышка)?

Воспитатель: Правильно, Природа дает нам для жизни все, и мы можем называть нашу природу — Матушкой.

За правильные ответы мы получаем очередную подсказку, и Природа говорит нам, что нужно отправляться в лес. Тогда следуйте за мной.

Дети, как можно назвать одним словом то, что вы видите на доске ?

Воспитатель: А какое самое главное отличие растений от животных, что они умеют делать, а животные и мы с вами нет?

Дети: Питаться солнечным светом и делать для нас кислород.

Воспитатель: Поглощать солнечный свет и выделять кислород . Правильно. Они это могут делать, потому что в листочках находится вещество, благодаря которому все растения имеют зеленую окраску. Без растений мы не смогли бы прожить ни минуты. А что нужно растению для жизни? Воспитатель показывает опорные картинки.

Дети: Вода, земля, солнце, тепло, воздух.

Воспитатель: А теперь Матушка Природа хочет проверить, как вы знаете ваших зеленых соседей? Как называются растения, расположенные на доске в верхнем ряду?

Воспитатель: Что их всех объединяет? Давайте назовем части дерева.

Дети: Корни, ствол, ветви, листья, плоды.

Воспитатель: Деревья с листочками называются…

Воспитатель: А деревья, у которых вместо листочков есть иголки, называются…

Воспитатель: Что вы видите во втором ряду?

Воспитатель: В чем их главное отличие от деревьев?

Дети: У дерева один крупный ствол, а у кустарников несколько тонких. Деревья обычно высокие, а кустарники низкие .

Воспитатель: А как можно назвать растения из нижнего ряда?

Воспитатель: Какие части есть у травянистого растения?

Дети: Корни, стебель, листья, цветок.

Воспитатель: Для чего растению нужна каждая из частей? Показ опорных картинок. Ответы детей. Сможет растение прожить без какой – ни будь из частей: без корня или без листьев и почему ?

Воспитатель: Р астению важна каждая часть, как нам с вами нужны и руки, и ноги, и голова, и нам без них никак не обойтись.

Матушка Природа привела нас в лес. Ребята, говорят, что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут мази и таблетки?

Дети: Нет. В лесу растут растения, с помощью которых можно лечить.

Воспитатель: Как называются такие растения?

Воспитатель: Послушайте стихотворения про них.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

Какие вы молодцы, на все вопросы правильно ответили, и Матушка Природа приглашает вас отправиться в «Зеленую аптеку». А сейчас мы узнаем о том, как люди научились использовать лекарственные растения.

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Теперь другое задание Природы – Вы должны вспомнить названия растений и рассказать о них все, что вы знаете. Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?

Воспитатель: А вы знаете, почему оно так странно называется?

Воспитатель: Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?

Воспитатель: Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля. Воспитатель показывает иллюстрацию .
Посмотрите на картинку: будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке. Давайте встанем в кружок и все вместе прочитаем стихотворение про солнышко, а наши пальчики будут нам помогать. Пальчиковая гимнастика.

Солнышко, солнышко погуляй у речки,

Солнышко, солнышко разбросай колечки,

Мы колечки соберем, золотистые сорвем,

Поиграем, поиграем, а потом тебе вернем.

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение?

Воспитатель: Почему оно так называется?

Дети: Подорожник растёт около дорог.

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья, поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей. Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?

Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли “порезник, ранник”. Это про него загадка:

Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.

А еще настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Читайте также:  Как повысить уровень гемоглобина народные средства

Дети, а как называется это растение? О каком растении говорят, что оно жжёт?

Воспитатель: Одна крапива заменяет семерых врачей — гласит народная мудрость.

Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

А вот посмотрите, уж это растение знают все.

Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит? Ответы детей .

Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали — одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят. Дыхательная гимнастика.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.

Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе. Посмотрите на это растение. Как оно называется?

Воспитатель: Правильно. Слово Ра на иностранном языке означает солнце. Правда, ромашка — похожа на солнышко? Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Какие лекарственные растения вы еще знаете? Кто узнал это растение?

Воспитатель: Правильно, а почему он так называется?

Дети: Если его съест животное, оно может отравиться.

Воспитатель: Зверобой — средство от многих болезней. Из него изготавливают мази, которые заживляют раны, успокаивает боль.

А вы узнали следующее растение?

Воспитатель: А почему он носит такое название?

Воспитатель: Иван – имя, которое очень часто встречается на Руси. С ним заваривают вкусный и полезный чай .

Воспитатель: Второе его название — кипрей. Чай успокаивает, снимает головные боли, улучшает сон. Из его корней делают муку и пекут хлеб, варят супы и каши, а листья используют на салат.

Дети, скажите, только травы могут быть лекарственными?

Воспитатель: Кто знает этот кустарник?

Воспитатель: Наверняка каждого из вас лечили чаем с малиновым вареньем. Она помогает вылечить простуду. А какие вы знаете деревья, обладающие лечебными свойствами? Воспитатель показывает иллюстрации. Дети называют знакомые деревья: липа, береза, рябина, дуб.

Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в эти деревья и потянем свои веточки к солнцу. Физкультминутка.

Наступило утро, солнышко проснулось,

Спящие березки ветром всколыхнуло,

Поздоровались друг с другом, наклонившись в стороны,

Солнцу ветки протянули, радуясь дню новому.

Воспитатель: Вот сколько растений, которые могут помочь нам справиться с болезнями, мы сегодня повстречали, но это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы! Вы молодцы – знаете все растения, и Природа приготовила нам следующее задание.

Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно присесть за столы. Вот наша лесная полянка, на ней выросли «зеленые доктора». Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Игра «Узнай и собери растение»)

Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.

Воспитатель: Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Ребята, давайте вспомним с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились? Ответы детей.

Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе — большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть!

источник

Направление: «Охрана здоровья. Физическое развитие»

Тема: «Народные средства от простуды»

Цель: Знакомство воспитанников с народными средствами от простуды.

Познакомить детей с народными средствами от простуды, а так же поделиться знаниями своих средств.

Развивать умение полно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Осознание того, что необходимо использовать и народные средства от простуды для сохранения и подержания здоровья.

Оборудование: МО, карточки с алфавитом, приз-магнит, мел, доска, памятки с рецептами, листы бумаги и ручки.

Словарные слова: народные средства, простуда.

Ребята, улыбнитесь друг другу, что бы заряда от улыбки хватило на все занятие.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня будет очень интересное занятие. Вы многое узнаете, поделитесь своим опытом. О чем будем говорить, узнаете, если сможете ее расшифровать. Каким образом, сейчас объясню.

Воспитатель раздает алфавит с цифрами каждому ребенку.

— Посмотрите на экран. Перед вами зашифрована тема занятия цифрами. Каждая цифра – это буква алфавита. Вы должны в памятке найти цифру, а над ней буква и так составить тему. Самый первый получит приз! Итак, начали!

Первый получает приз – магнитик.

— Молодцы! Тема нашего занятия «Народные средства от простуды».

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете, что такое народные средства, это как?

Дети размышляют и высказывают свое мнение.

— Я принимаю ваше мнение. Народные средства – это область народной медицины, которая включает в себя знания о болезнях, методах и средствах лечения, которые передаются в народе из поколения в поколение.

-Давайте зачитаем и запомним.

2 человек зачитывают определение.

— Молодцы! А что такое простуда, это вы должны знать.

— Молодцы! Простуда – это охлаждение организма, вследствие чего возникает болезнь.

— Давайте зачитаем и запомним.

3 воспитанника зачитывают.

— Молодцы! А сейчас, я предлагаю вам превратиться в народных лекарей. Закройте глаза, расслабитесь и на мой счет их откроете. И вы будете уже лекарями. Итак….

Дети закрывают глаза, воспитатель медленно считает-

— Поздравляю вас, теперь вы народные лекари. Давайте поаплодируем!

— Молодцы! Как хорошо себя поздравили! Итак, лекари, предлагаю вам для начала решить сложные задачи. Слушайте внимательно!

1. Лекарь собирал травы для чая от простуды с воскресенья по вторник, а потом готовил этот чай со среды до понедельника.

— Сколько дней собирал лекарь травы?

— И сколько всего дней он работал?

2. Простуженный человек болел со вторника по четверг. А после того, как в четверг лекарь принес ему чай, он проболел еще 2 дня и выздоровел.

— Сколько всего дней болел человек, и в какой день он выздоровел?

— Последние 2 дня болезни, какими днями недели они были?

— Молодцы! Ну, а теперь самое главное. Лекарь должен знать, в какие месяцы травы собирают. Поэтому, сейчас выясним, отгадывая загадки.

1. Этот месяц пятый по счету и последний месяц весны. Какой это месяц?

2. В народе говорят: «… солнце поворачивается на зиму, а лето на жару». Какой это месяц?

3. Что за месяц делит лето пополам?

Половина лета здесь, другая там.

Половина пролетела, половина только будет

Будет море, будет солнце в месяце .

4. Наши предки восьмой месяц называли «серпень». Какой это месяц?

— Не весь август собирают травы, а до определенного числа. Оно стоит после 8 и до 10. Какое это число?

— Правильно. Травы заготавливают с мая по 9 августа. Ну, а ягоды по мере созревания. Мед качают с июля по август.

— Посмотрите, как много мы узнали как лекари. А теперь самое главное! Переходим к народным средствам от простуды. Ими ни в коем случае пренебрегать нельзя. Именно при простуде народные средства являются наиболее эффективными, особенно если захватить простуду в самом начале.

Итак, когда вы простудитесь, чем вас родители лечат?

Воспитатель кратко записывает на доску.

После зачитывает все рецепты.

— Молодцы! Хорошие вы лекари. А теперь послушайте мои рецепты народных средств, некоторые из них вы получите, как памятку. Увезете домой, и будете при простуде лечить себя и родителей. Итак…

1. Мед, смешанный с ягодой – брусникой или клюквой. Ягоду растолочь и в равных пропорциях смешать. Например, полстакана ягоды и полстакана меда. Убрать в холодное место. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Почему именно эти ягоды – в них много витаминов, обладающих потогонным, противовоспалительным и жаропонижающим свойствами. Мед усиливает эти свойства, поскольку является еще и природным ферментом.

Главное преимущество этого рецепта, что он прост, и вы сами сможете его приготовить. Да и брусника, и клюква – это наши ягоды.

2. Мед, имбирь и лимон. На 300 мл. меда берется один лимон и 100 гр. имбиря. Имбирь и лимон измельчается и добавляется в мед, хорошо перемешивается и ставится на сутки в темное место. После добавляется в чай или в теплую воду по 1чайной ложке 3 раза в день.

Обладает противовоспалительным, потогонным свойством. Очень хорошо помогает. Практически сразу наступает облегчение.

3. Если нет температуры, можно погреть руки, опустив их в горячую воду по предплечье на 1/3. Вместо воды, можно приготовить отвар из трав – душицы, чабреца, хвойных почек (можно добавить к отвару и горчицу), или добавить морскую соль или горчицу, как самостоятельный элемент. На ноги надеть шерстяные или пуховые носки во время процедуры.

Благодаря этому улучшается кровообращение, тело прогревается и организму легче справиться с простудой.

4. Фиточай от простуды, состоящий из листа брусники, мяты перечной, березового майского листа, сушенного яблока, листа малины. Перечисленные травы кладутся в термос, заливаются кипятком и настаиваются 30-40 минут. Отвар сливается и принимается в теплом виде 3 раза в день за 30 минут до еды. Этот чай обладает противовоспалительным, мочегонным, успокаивающим свойствами.

5. Самый невероятный способ – на ночь надеть шерстяную шапку, а на ноги шерстяные носки. Выпить теплое питье по вышеперечисленным рецептам и лечь спать. Как ни странно, проходит насморк, и самочувствие значительно улучшается.

Рецептов народных средств много, всех и не перечислить. Но в каждой семье есть свои, которые эффективны и помогают. Можно пробовать и новые, но с большой осторожностью и желательно посоветоваться с врачом – педиатром. Главное это – не навредить!

Воспитатель раздает памятки с рассмотренными рецептами.

Воспитатель : Наше занятие подошло к концу. Предлагаю вам сдать экзамен и придумать свой рецепт от простуды, например с чесноком или луком.

Воспитатель раздает листы с ручками.

— Молодцы! Эти рецепты оставьте себе на память, возможно, пригодятся, и вы опробуете их. А теперь в заключении стихотворение И. Горюновой о простуде.

Не понять когда, откуда.
Заболели мы — простуда
Все испачкали платки
Мы лечились, как могли,
Столько кашляли, сопели
Меда столько ложек съели.
Так устали. но немножко
Подышали над картошкой
Ножки парили в горчице
Утомились мы лечиться.
Постараемся мы впредь
Так серьезно не болеть.
Закаляться будем чтоб
Не напал на нас микроб.

Ритуал окончания занятия « Солнечные лучики».

— Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

— А сейчас мне хочется узнать ваше мнение о занятии. Закончите одно из предложений:

Самое интересное на занятии было……………………………………

источник

Впервые заикание обычно проявляется в возрасте двух лет по причине особой чувствительности нервной системы, активного формирования речи и, как нередко бывает, внезапного испуга. Чаще данное явление встречается у мальчуганов (прим. – почти в 4 раза чаще, чем у девочек), и во многих случаях, увы, переходит далее во взрослую жизнь, если родители не утруждали себя лечением, решив, что «пройдет само». А ведь согласно статистике, именно в самом начале развития этого дефекта речи с ним проще всего справиться. Причем, успешно и навсегда.

Что нужно делать родителям дома, чтобы дополнить лечение, рекомендованное специалистами?

Содержание статьи:

Какими народными средствами можно вылечить заикание?

На самом деле, лечение заикания «бабушкиными» средствами – это иллюзия. Невозможно избавиться от этого недуга с помощью трав.

Многочисленные советы, распространяемые в Сети на эту тему, основываются на седативном действии трав. Да, есть растения, оказывающие успокаивающий легкий эффект, но большинство рекомендуемых «супер-средств для лечения заикания» как минимум не приносят никакого результата и обладают совсем другим действием, а некоторые могут даже навредить ребенку.

Что нужно знать о предлагаемых народных методах?

  1. Крапивный сок. По мнению авторов данного рецепта, крапива обладает противосудорожными свойствами. Но учитывая, что вещества крапивного сока в реальности «не доходят» до мозга, противосудорожный эффект растения остается весьма сомнительным. Кроме того, вряд ли логоневроз, имеющий психосоциальные корни, способен пройти или даже стать менее интенсивным от воздействия крапивы. Также важно отметить, что крапива имеет много других побочных эффектов.
  2. Отвар на основе ясенца белого. Еще один популярный рецепт, тиражируемый многими сайтами. Авторы обещают смешивать растение с другими травами и потом держать данный отвар во рту и сплевывать. Увы, горький отвар, который ребенку придется держать во рту несколько минут, никакого эффекта не даст. А вот отравление, при проглатывании – легко. В данном растении содержатся специфические алкалоиды, токсически воздействующие на нервную ткань при проникновении в мозг. А проникают в мозг данные вещества, в отличие от крапивы, довольно легко.
  3. Мед. Для детей-аллергиков средство противопоказано. Для всех остальных вредным не будет, в комплексной терапии, но и особого результата в лечении заикания не принесет.
  4. Калина. Морс из этих ягод действительно полезен, а в сочетании со светлым медом может обеспечить мягкий седативный эффект. Естественно, в качестве основного средства лечения морс будет бесполезен.
  5. Ромашковый отвар . Растение с неоспоримыми целебными свойствами и седативным легким эффектом, который заметен у малышей младше 2 лет. Для детей постарше нужна «космическая» дозировка, чтобы получить нужный результат. А подобные дозировки грозят отравлением. В малых же дозах, рекомендованных врачом, ромашка позволит немного активизировать работу иммунной системы, если это вообще требуется.
  6. Гусиная лапчатка. Если вам нужен противовоспалительный и отхаркивающий эффект – растение будет полезным. Что касается логоневроза – никоим образом это средство пользы не принесет, даже в лекарственных сборах.
  7. Вереск с хмелем. Что касается свойств этих двух растений – оно бесспорно: оба обладают седативными/снотворными свойствами, и эффект усиливается при их сочетании. Но, заваривая их ребенку, помните о том, что сильно концентрированный отвар ребенку ни к чему, как и излишняя сонливость. Кроме того, не стоит забывать и об индивидуальной аллергии.
  • Травы – это нагрузка для детского организма. Если в травах нет острой необходимости (их не прописал врач), то лучше отказаться от подобного самолечения.
  • Внимательно изучайте свойства растений, которые вы завариваете для лечения какой-либо болезни вообще.
  • Не назначайте отвары трав самостоятельно, тем более для ребенка: прием любых средств – только после консультации у врача!
  • Не полагайтесь целиком и полностью на информацию с сайтов в интернете – пусть даже специфических, медицинских: консультируйтесь у специалистов!
  • Само по себе, лечение травами без комплексной терапии – занятие бессмысленное.
Читайте также:  Народное средство когда болит аппендицит

И самое главное – пока вы пытаетесь вылечить свое чадо от логоневроза дома, травками, заболевание переходит в стадию, на которой даже реальное лечение станет сложным и долгим.

Да, есть и такие. Конечно, они не являются волшебными таблетками, мгновенно действующими на дефект речи, но их действие основано на поставке/транспортировке «строительного материала» для нервных клеток, а также клеток мозга, и проч.

То есть, это — не средство лечения, а вспомогательные продукты, которые усилят действие основной терапии.

  1. Творог, сметана, натуральные йогурты.
  2. Льняное масло. Его можно мазать на хлеб — или же принимать по ложке.
  3. Квашеная капустка с растительным маслом.
  4. Рыбий жир. Его можно принимать в капсулах или в качестве приготовленной жирной морской рыбы. Например, палтус, сельдь, семга и проч. В этой рыбе, помимо «строительного материала» для разных клеток, имеются еще и жиры Омега 3.

Что касается сладостей – их дозировку для ребенка с логоневрозом следует сильно уменьшить. Сахар повышает гиперактивность, что в данном случае совершенно ни к чему.

После постановки точного диагноза и полного обследования у специалистов, а также в комплексе уже выработанной врачами терапии (и только в комплексе!), родители могут использовать следующие методы и способы, чтобы помочь своему ребенку:

  • Проанализируйте ситуацию и найдите причины стрессового состояния ребенка. Начните с себя! Часто причиной стресса становятся родительские крики, семейные ссоры, жесткое отношение и проч. Займитесь атмосферой в доме – она должна быть комфортной для ребенка.
  • Устраняйте факторы, провоцирующие испуг у ребенка : страшилки в мультфильмах и кино, рассказы «про страшную черную комнату», громкая музыка и толпы людей, излишняя публичность и проч. Скорректируйте круг общения малыша на время основного лечения.
  • Вовремя выявляйте внутренние страхи чада. Он может бояться пауков, пчел, привидений, чудовища в шкафу, соседской собаки и даже самих соседей, темноты и лифтов, и проч. Страх разбираем на составляющие вместе с ребенком и ищем способы избавления, соответственно возрасту ребенка.
  • Любите ребенка. Речь не о дорогих подарках, а о внимании. Любить чадо – это уметь выслушать и понять, поддержать, участвовать в его жизни, выполнять обещания, уметь просить прощение, позволять ребенку самостоятельно делать выбор, и проч.
  • Контролируем дыхание. Учите чадо говорить на выдохе. Сначала вдох – потом говорим. Это азы лечения заикания. Причем на выдохе для начала произносим одно-два слова, и только потом, когда привычка сформируется, можно переходить к попыткам выдавать сразу 3-4 слова и больше.
  • Учите ребенка говорить медленно. Не нужно никуда торопиться. Подстраивайтесь в семье под нужный темп детской речи. Не тараторьте сами. Своим примером покажите ребенку – как надо говорить.
  • Следите за правильной осанкой. Прямой позвоночник – это более качественное снабжение мозга кислородом.
  • Не забываем про массаж (прим. — спинно-воротниковой зоны) у специалистов.
  • Поговорите с воспитателем/учителем. Объясните, чего нельзя делать, и как нужно общаться с ребенком. При отсутствии понимания ищите учреждение, в котором ребенку будет комфортно. Корни половины всех неврозов у детей тянутся из школы и садика.
  • Снижайте уровень требований к ребенку. Возможно, ваша планка слишком высока для малыша.
  • Пойте песни. Купите караоке и пойте вместе с ребенком. Песне-терапия всегда полезна при лечении логоневроза.
  • Играйте в специальные игры , предполагающие воспроизведение конкретных звуков.
  • Не говорите ребенку, что он – заика, и что вы лечите его заикание. Ребенок вообще не должен думать, что с ним что-то не так. Проводите лечение незаметно для ребенка и его психика.
  • Не слушайте советов вроде «лечить испуг испугом». Такая «терапия» может привести к микроинсульту.
  • Читайте вслух каждый вечер. Сами, вместе с ребенком, по очереди, по ролям. Устраивайте театральные представления и концерты.

С проблемой заикания в юном возрасте (прим. – до 7 лет) знакомятся до 20% малышей. При правильном подходе и лечении большинству удается избавиться от этого дефекта речи, благодаря комплексной терапии и созданным нужным условиям.

  1. Слишком эмоционально яркие, подвижные игры лишь усугубляют проблему.
  2. Чем меньше участников – тем лучше.
  3. Играть лучше дома и на природе. Участие в публичных мероприятиях временно отложить.
  4. Не забывай про полезные компьютерные тренажеры, которые были разработаны специально для лечения заикания. Только не злоупотребляйте компьютером.
  5. Играть в специальные игры, цель которых – лечение логоневроза, следует ежедневно, хотя бы по 15 минут. Вечером – только расслабляющие игры, с утра – дыхательные, днем – на чувство ритма.

  • Ложимся на спинку, на живот укладываем любимую книжку.Далее вдох через нос и дышим животом, наблюдая, как книжка поднимается и опускается. Почти кораблик на волнах. Выдыхаем плавно, медленно, через сомкнутые губы.
  • Развиваем длинный выдох. Используем для тренировки мыльные пузыри, игрушки-вертушки, игры с воздухоболом, и проч. Дуем через соломинку и пускаем пузыри в воде, дуем на одуванчики и кораблики в воде, надуваем шарики, и проч.

  1. Футболисты. Используя мячик, напеваем слог Мо (бросаем об пол), затем Мэ (об стенку) и Ми (в потолок).
  2. Театр мимов.Поем на выдохе и протягивая звук гласные А, О, У и И, используя разную интонацию. Сначала сердито, потом нежно, потом удивленно, восторженно, грустно и проч.
  3. Колокольня.Низким голосом (большим колоколом) поем БОМ, потом колокол поменьше – БЭМ, затем маленький колокольчик – БИМ. Далее – в обратном порядке.
  4. Тише-громче.По очереди пропеваем звуки А, О, Э, У и Ы – сначала тихо, потом громко, потом еще сильнее (на одном дыхании), а потом постепенно затихая.
  • Фыркаем лошадкой, чтобы губы вибрировали.
  • Прилепляя язычок к нёбу, цокаем им, как на конной прогулке.
  • Надуваем щечки и по очереди сдуваем.
  • Мягко покусываем зубками верхнюю губу, потом нижнюю.
  • Изображаем часики, перекидывая язычок-маятник из одного уголка рта – в другой.
  • Разговариваем, как рыбки – изображаем речь движением губ, но остаемся «немыми».
  • Надуваем щечки и втягиваем их максимально внутрь.
  • Вытягиваем губки в трубочку – как можно дальше, потом максимально широко растягиваем их в улыбке.
  • Открыв рот, слизываем воображаемое варенье сначала с верхней губы – по кругу, потом с нижней.
  • «Чистим зубки», проглаживая язычком внутренний ряд нижних зубов, потом верхних.
  • Надуваем щечки и поочередно тыкаем язычком то в одну щеку, то в другую.
  • 5-6 раз подряд сильно «зеваем» с открытым ртом, а потом, не закрывая рот, столько же раз кашляем.

На каждое упражнение – минимум 3-4 минуты.

Тренируем чувство ритма

Выбираем любимое стихотворение и «отхлопываем» его, как барабанщики, вместе с ребенком. Хлопки делаем не на каждый слог – упор на сильную долю стихотворения.

Стихи для ритмической тренировки ищем у Маршака, Барто и Чуковского.

  1. Насос. Ножки – на ширину плеч, тянемся прямыми руками до самого пола и делаем громкий вдох, округляя спинку.
  2. Часики. Ножки – на ширине плеч. Наклоняем голову вправо, прижимая ухо к плечу и делая громкий вдох носом. Затем выпрямляемся и выдыхаем, качаем головой «туда-сюда». Повторяем с левым плечом.
  3. Маятник. Опускаем голову и резко выдыхаем. Затем поднимаем ее, смотрим на потолок и шумно вдыхаем. Далее легко и незаметно выдыхаем.
  4. Перекаты. Выставляем левую ножку вперед и перекатываемся с правой (с носка) на левую. Затем опускаемся на корточки и, громко вдохнув, переносим вес на правую ногу.
  5. Обнимашки. Опускаем руки вниз, делаем громкий вдох, затем обнимаем себя же за плечи и спокойно выдыхаем.

Эта статья ни в коей мере не заменит отношения между врачом и пациентом. Она носит информативный характер, и не является руководством для самолечения и диагностики.

Игры, народные средства, дыхательную гимнастику от заикания для занятий с ребенком лучше подберите вместе со специалистом — логопедом или невропатологом!

источник

Организм ребенка более подвержен поражению множеством различных вирусов и бактерий. Не совсем окрепший иммунитет не может полноценно противостоять болезням, из-за чего нуждается в поддержке. Она не ограничивается рациональным питанием и правильным уходом. Существуют способы, как поднять иммунитет ребенку народными средствами.

Новорожденные дети появляются в этом мире безо всякой защиты от бактерий и вирусов. Начало выработки иммунных клеток относится к возрасту 6-7 лет, а окончательно их система сформируется только к подростковому возрасту. Неокрепший организм для восстановления сил нужно поддержать. В особенности это касается периодов 2-6 и 13-15 лет. Перед тем как повысить иммунитет у ребенка, нужно изучить, в каких ситуациях это точно необходимо. Вот основные признаки:

  • время примерно за 4-6 месяцев до момента первого похода в садик или же школу;
  • в периоды осени и весны, когда вспышки инфекций и авитаминоз отмечаются чаще;
  • у малыша наблюдается постоянная усталость, бледная кожа на лице, а под глазами – темные круги;
  • при заболеваниях не повышается температура;
  • ребенок часто болеет и медленно выздоравливает.

Наряду с витаминами, физической активностью и правильным питанием существуют еще несколько вариантов, чем поднять иммунитет ребенку. К ним относят простые рецепты и домашние процедуры. Они могут восстановить защитную функцию организма. Повышение иммунитета такими народными средствами у детей может проводиться при помощи:

  1. Полоскания рта и горла. Для этого используют солевой раствор. Делать процедуры надо после еды (полчаса и более).
  2. Полезного чая. Употребление после еды травяных настоев календулы, ромашки, шиповника, зверобоя или мяты дает бактерицидный эффект и устраняет оставшуюся пищу с поверхности миндалин.
  3. Питания. Для поддержания пищеварения важно давать детям кисломолочные продукты и овощи, богатые клетчаткой. Это усилит синтез в кишечнике иммуноглобулина.
  4. Имбирь. Корень растения считается хорошим средством для профилактики либо борьбы против заболеваний верхних дыхательных путей.

Разбираясь, чем поднять иммунитет ребенку, возьмите ромашку. Она обладает противовоспалительным свойством. Повышение иммунитета народными средствами у детей проводится при помощи настоя ромашки на паровой бане. Процесс приготовления следующий:

  1. Влить 0,2 л воды температурой 60 градусов в 3 ст.л. ромашковых цветков.
  2. Накрыть посуду крышкой, поместить в пароварку на 15 мин.
  3. Спустя это время вынуть емкость, оставить ее остывать на 1 час.
  4. Далее процедить настой над чистой посудой.
  5. Пить как обычный чай, между приемами пищи по 150 мл, до 3 раз/день. При желании добавить 1 ч.л. меда.

Уникальное народное средство содержит очень много полезных для организма веществ. Спиртовая настойка прополиса детям для иммунитета дается в редких случаях: лучше взять специальный состав по рецепту ниже. В действующем веществе сохраняются ценная растительная смола, воск, дубильные вещества и эфирное масло. В медицине прополис ценится как хороший природный антибиотик, который помогает повышать защиту против множества бактерий, в числе которых даже стафилококк.

Чтобы повышать иммунитет у детей, средство необходимо применять по следующему рецепту:

  1. Взять 4 ч.л. меда, 1 ч.л. очищенного прополиса.
  2. Растопить оба ингредиента, смешать, довести до однородной консистенции.
  3. Средство применяется по 0,5 ч.л. ежедневно.

Лучшие народные средства для иммунитета детям – это травы, отвары. К ним добавляют ягоды. Осенью и летом обязательно нужно употреблять их свежими. Весной же или зимой ягоды легко купить замороженными в магазине. Особенно эффективны для повышения иммунитета шиповник, клюква, рябина, смородина, брусника и боярышник. Как применять их для укрепления защитных функций организма? Запомните народные рецепты:

  1. Взять 2 кг черноплодной рябины, перетереть ее с 1,5 кг сахара. Подавать детям по 1 ч.л. с утра и столько же – вечером. Повторять на протяжении 21 дня.
  2. Размять 0,5 кг клюквы, порезать 3 зеленых яблока кубиками. Соединить эти продукты, добавить к ним еще стакан грецких орешков. Далее влить 0,5 ст. воды и всыпать столько же сахара. Поварить до закипания, а затем выложить в банки. Дважды за сутки кормить малыша 1 ст.л. средства.
  3. Стакан ягод шиповника заварить 1 л воды, после закипания потомить полчаса. Принимать после охлаждения по 150 мл на протяжении дня.

Среди трав не последнее место в укреплении организма занимает эхинацея. Повышение иммунитета народными средствами у детей проводится при помощи настоя из лекарственного растения, ведь малышам нельзя давать спиртовую форму. Что делать родителям:

  • Для приготовления необходимо взять 1 ст.л. сырья, затем настаивать средство около полусуток, предварительно заварив кипятком.
  • Перед употреблением остается процедить настой и довести до объема в пол-литра.
  • Давать пить всего по 100 мл перед едой.

Еще один метод, как повысить иммунитет в домашних условиях, – это прием витаминов. Не обязательно покупать таблетки, ведь средство легко приготовить и самостоятельно. Потребуются сухофрукты, грецкие орехи, лимон и мед. Рецепт смеси для укрепления иммунитета выглядит так:

  1. Сухофрукты 10 мин. подержать в кипятке.
  2. Дать им обсохнуть, слив воду при помощи дуршлага.
  3. Убрать, если есть, косточки.
  4. Почистить грецкие орехи.
  5. Лимон прокипятить около 2 мин., оставить охлаждаться, порезать дольками.
  6. Переработать сухофрукты с лимоном при помощи блендера, смешать с оставшимися продуктами, залить медом.

Наталья, 29 лет Посещаем детский садик пока только 3 месяца, столько ж раз уже болели. Педиатр посоветовала быстрый способ для поднятия иммунитета – обычная ромашка. Стала добавлять немного в чай или сок, сынок даже не замечает разницы, а результат есть. Дополнительно стала покупать побольше свежих фруктов. Думаю, что как раз травами можно легко повышать иммунитет.

Елена, 35 лет У меня сын уже подросткового возраста, 14 лет. Последнее время стал часто болеть. Дома ненадолго открываем форточку проветрить, а с утра уже слышен кашель, и так постоянно. Начиталась отзывов о витаминной смеси, решила приготовить – лимон, мед, орешки с сухофруктами. Едим ежедневно всей семьей. Уже месяца 2 никто не болел.

Оксана, 32 года Моему ребенку уже 5 лет, поэтому прополис нам пить можно. Так как сын очень любит теплое молоко на ночь, стала добавлять в него пару капель настойки. Болеть мы стали реже, но даже если простудились, то нет такого сухого кашля, который был раньше. Рекомендую прополис, он полезный, а пара капель в молоке практически незаметна по вкусу.

источник