Меню Рубрики

Знакомство детей с народными средствами

Знакомство с народными промыслами как одна из форм патриотического воспитания дошкольников.

Автор: Останина Виктория Александровна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце»

Дошкольное воспитание – это первая ступень системы образования. Она призвана формировать у детей первое представление об окружающем мире, о природе родного края, о своей Родине. Важно именно на первом этапе начать формирование патриотических чувств у подрастающего поколения.

Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.

Ребёнок должен чувствовать себя частью своей Родины, должен понимать её изнутри, сопереживать, чтить традиции своей страны, быть частью своего народа, знать историю, уважать труд людей.

Россия всегда славилась своими мастерами. Народные художественные промыслы — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Приобщение к народной культуре реализуется через знакомство с различными видами декоративно — прикладного искусства, формирование умения распознавать народные промыслы по внешним признакам, воспитание в детях уважения к труду народных мастеров, развитие художественно — изобразительных навыков через продуктивно-творческую деятельность.

В своей работе по знакомству детей с народными промыслами использую такие формы работы, как:

— беседы по ознакомлению с творчеством наших предков,

— знакомство детей с героическим прошлым наших предков через знакомство с историей своей семьи,

— проведение с детьми тематических досугов,

— знакомство с обрядами русского народа через проведение традиционных для русского народа праздников (Масленица, Праздник русской берёзки),

— продуктивная деятельность направленная на знакомство с промыслами.

Одним из самых эффективных методов работы по приобщению детей к традициям и творчеству русского народа, на мой взгляд, является метод проектов. Именно в рамках проектной деятельности ребёнок совместно со взрослыми, родителями и воспитателями, через поисково — исследовательскую и творческую деятельность знакомиться с творчеством своего народа. Темы проектов могут быть разнообразны. Например, мы с ребятами начали знакомство с народными промыслами через знакомство с одним из главных символов своей страны – Русской матрёшкой.

Педагогический проект «Русская матрёшка», реализован в нашем ДОУ феврале-марте этого года.

творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: дети знают историю возникновения и виды русских матрёшек; умеют создавать образ различных матрёшек в разных техниках.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о русском сувенире «Матрёшке» как символе своей Родины.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

В рамках работы над реализацией проекта дети знакомились с различными видами матрёшек: загорской, полхов-майданской, семёновской, авторской и т.д.

Учились их изготавливать матрёшек в различных техниках: рисование, аппликация, пластилинография. Так же дети создавали свою авторскую матрёшку. Занимались социальной живописью.

В процессе работы дети слушали русскую народную музыку, делились впечатлениями, знакомились с историей возникновения матрёшки, с первыми её создателями. Виртуально совершали экскурсии на фабрику по производству матрёшки.

Ценность и новизна данного проекта в том, что результатом работы над проектом стала не просто выставка детских работ, а настоящая русская ярмарка. Дети расхваливали своих матрёшек перед гостями ярмарки, как когда — то давно это делали настоящие коробейники. Авторы матрёшек с удовольствием загадывали загадки, рассказывали стихи о различных видах матрёшек, с охотой делились своими знаниями, приобретёнными в процессе реализации проекта со сверстниками. Да, мы не продавали своих матрёшек, а с удовольствием вручали их как награду, за активное участие в отгадывании загадок. Масса ярких эмоций, множество положительных впечатлений и хороший запас знаний – вот результат нашей ярмарки.

Родители так же не отставали от детей и с удовольствием изготавливали вместе с детьми различные виды матрёшек для ярмарки.

Самые активные мамочки в тесном контакте с воспитателем изготовили лепбук. Знакомство с русской матрёшкой приобрело современную форму – интерактивная папка – лепбук смело и ярко вошёл в жизнь дошкольного образования детей и занимает достойное место среди наглядно- дидактических пособий. При этом замечу, что лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.

Народные промыслы интересны детям, они с удовольствием знакомятся с историей родной страны через знакомство с трудом мастеров своей Родины.

Мы не останавливаемся на месте, мы смело идём вперёд, ставя перед собой новые цели. Теперь планируем познакомиться с русской народной куклой. Ведь именно она дарила детям массу положительных эмоций в далёком прошлом и изготавливалась любящими руками родителей – наших прапрапрадедов.

источник

Педагогические условия — это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Одно из условий ознакомления детей средне дошкольного возраста с культурными традициями — это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 144 с..

Одним из направлений работы в ДОУ по нашей тематике является приобщение детей к русским народным традициям через формирование знаний о народных праздниках.

  • 1. Закладывать основы формирования праздничной культуры (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа);
  • 2. Развивать социальную сферу ребенка, способствовать формированию основ эмоциональной культуры;
  • 3. Развивать речь, посредством введения риторики (красноречия);
  • 4. Совершенствовать опыт просветительской работы с семьей ребенка;
  • 5. Обогащать содержание предметно — развивающей среды, позволяющей осуществлять основные направления праздничной культуры.

Решению поставленных задач способствует совокупность методов и форм организации работы:

ѕ изучение методической литературы по теме;

ѕ прямые и опосредованные, кратковременные и длительные наблюдения за реакциями воспитанника;

ѕ тематические беседы, проведение целенаправленных анкетных опросов;

ѕ изучение детского творчества (поделки, рисунки и т.д).

В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществляется в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Используются разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Одно из условий ознакомления детей средне дошкольного возраста с культурными традициями — это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно — прикладного искусства — все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Средних дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях, это — частушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, а так же считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. А также играет немаловажную роль в забавах и развлечениях Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. — СПБ.: «Детство-Пресс», 2004..

Работа по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников реализуется через:

— постижение основных пластов народной культуры: фольклора; прикладного искусства и т.п.;

ѕ введение ребенка в мир народной культуры посредством народных праздников;

ѕ знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;

ѕ знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

ѕ знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой;

ѕ изучение теоретических основ традиционной народной культуры;

ѕ использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями.

В работе с детьми дошкольного возраста используется русская народная тематика — народная поэзия, сказки, потешки, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина. Приобщая детей к русскому эпосу, у детей воспитывается любовь к Родине — России, к русскому народу, любовь к прекрасному. Какой радостью и восхищением загораются глаза детей, когда они посещают музей «Русская изба». В мир русской старины погружаются дети, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами, утюгами и другими предметами народного быта. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом». Наряду с историей и культурой русского народа, изучается история, культура, традиции своего края: песни и частушки, колядки и заклички, игры и хороводы. На наш взгляд, работа по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников, даст хорошие результаты, так как дети проявляют интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005, 205 с. .

Многие воспитатели используют как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры устное народное творчество.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное Хлынова Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012..

В процессе работы над темой решаются задачи:

  • 1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  • 2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
  • 3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
  • 4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  • 5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

В работе используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщают их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения пробудить интерес к устному народному творчеству. Поэтому необходимо глубже изучить различные виды народного творчества, прочитать специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. В развивающей среде группы должны появиться куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества детям предлагают поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учат детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап — инсценирование» Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев, 1984. — 254 с. .

В работе используются следующие методы:

ѕ наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

ѕ словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);

ѕ игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, «Вечерах общения» и «Уроках доброты». Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

ѕ практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

источник

Автор: Мандровская Галина Анатольевна

«Фольклор как средство развития познавательных способностей детей».

Мандровская Галина Анатольевна

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

«Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно». Устное народное творчество — богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка.

Мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных через сито веков. Но, тем не менее, у современного ребенка ещё слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, к его культуре, традициям. Современные дети играют в компьютерные игры, и не играют в народные, так как почти нет традиций, когда народные гуляния были массовыми и дети больше времени проводили на улице чем в доме, сидя у компьютера. Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей то, что и они являются носителями русской культуры. Я стараюсь показать им, как прекрасен и интересен наш Русский язык, как многолик и разнообразен на примере потешек, поговорок, загадок прибауток, пословиц, закличек и сказок.

Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества необходимо начинать с первых дней посещения ребенка в детском саду, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Читайте также:  Народные средства при тошноте во время беременности

В своей работе с детьми я стараюсь как можно шире использовать все виды фольклора (сказки, потешки, песенки, попевки, прибаутки, приговорки, поговорки, пестушки, загадки, игры, заклички и др.). Так как они мудро поучают ребенка, приучают его к культуре своего народа, способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, как к чуду, но и способствуют развитию познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников.

Для достижения положительного результата в своей работе я наметила следующие задачи:

• Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире, используя устное народное творчество;

• Повышать в душе каждого ребенка интерес к русскому народному творчеству, фольклорным произведениям;

• Формировать представления о душевном богатстве, разнообразии и красоте культуры родного народа через фольклорные произведения;

• Воспитывать уважение к русским народным традициям.

Кроме того, я предварительно изучила соответствующую литературу и учла это при составлении перспективного планирования; создала картотеку фольклорных произведений; подготовила развивающую среду; провела работу с родителями.

Я начала свою работу с потешек и песенок, в которых используется различные части тела ребёнка и взрослого, так как потешки для детей раннего возраста близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. («Водичка- водичка, умой моё личико», «Пальчик — мальчик, где ты был?», «Наша Маша маленька», «Баю — бай», «Баю- баюшки – баю» и др.). Затем мы перешли к ознакомлению с потешками о природе и природных явлениях ( о солнышке, о травушке, о дождике, о радуге, о петушке и пр.)

Для детей среднего возраста я стала применять считалки для распределения ролей в игре. Все дети во время игры, чтобы справедливо назначить водящего выбирались считалкой. Использование в игре считалки развивает в детях моральные качества: уметь быть справедливым, не хитрить, не быть выскочкой.

Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

При работе с пословицами и поговорками подбирала их так, чтобы смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д. Первый опыт позволил им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения по форме и величине («По семенам всходы»). Второй опыт показал, что всходы зависят от качества семян («От худого семени не жди доброго племени», «Что посеешь, то и пожнёшь»).

Когда у детей возник вопрос: Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? Почему трава под снегом остаётся зелёной? Мы с детьми поставили опыт: налили две бутылки с тёплой водой и установили на сугробе и в глубине его. Дети сделали вывод, что снег удерживает тепло. А я подобрала для этого опыта пословицы: «Снег холодный, а от стужи укрывает», « Много снегу — много хлеба; много воды — много травы». Некоторые пословицы и поговорки помогали раскрыть причинно-следственные связи в природе. Например: «Красна ягода, да на вкус горька». Мы рассуждали с детьми о прямом и переносном смысле пословицы и приходили к выводу, что истину говорит поговорка «Не всякая красная ягода спелая, да вкусная». На таких занятиях, как «В гостях у бабушки Арины», «В гостях у Хозяюшки», «Посиделки», «Бабушкина избушка», я использовала пословицы по социальным отношениям. Например: «Изба детьми весела», «Вся семья вместе, так и душа на месте», и дети, рассуждая делали вывод, что им сегодня весело и хорошо от того, что их много, что они дружные и веселые.

В своей работе особое внимание я уделяю знакомству детей с русскими народными играми и забавами. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи. Во время проведения народных подвижных расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.

Загадки, которые я использую в своих занятиях, служат средством проверки мудрости. Загадки я стараюсь использовать практически на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Ценность загадок, я вижу в том, что дети начинают размышлять, их внимание направлено на предметы и явления и их признаки, повышается способность и определённость мышления, и сила воображения.

Кроме того, загадки позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть его тайны.

Основным средством формирования познавательных способностей, в своей работе я выбрала сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

Общаясь со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения, начинают понимать элементарные причинно – следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь. Например, такие сказки р. н. сказки «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Колобок» учат детей основам безопасной жизнедеятельности; сказка «Заюшкина избушка» помогает узнать о свойствах льда и дерева; а сказки «Теремок» и «Репка» знакомят детей с нормами поведения в коллективе.

С целью расширения познавательных интересов ребенка я проводила работу с семьями воспитанников, используя для этого разнообразные формы: праздники, конкурсы и фотовыставки, совместные экскурсии в мини — музей «Бабушкина избушка». Также велась разъяснительная работа с родителями о необходимости дома вместе с детьми рассматривать картинки и картины, читать литературу и фольклорные произведения для детей, показывала серии картинок, подбор произведений для детей определённого возраста. Огромную помощь оказали мне родители при сборе наглядного и познавательного материала для создания предметно — пространственной среды и оформления Уголка Народного творчества в группе.

Я считаю что, детский фольклор является важным фактором воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. А итоги наблюдений позволяют сделать выводы о положительном влиянии фольклора на развитие познавательных способностей дошкольников.

источник

татьяна красавчикова
Знакомство с народными традициями в детском саду

«Знакомство детей с народными традициями» ГБДОУ детский сад № 76 Санкт-Петербурга: Красавчикова Т. Е. 2019год.

Знакомство с народными традициями. Почти каждый день чем-то значим. Мы на этом внимание не акцентируем, а рассказываем детям лишь о том, чем тогда занимались предки (какую работу начинали или заканчивали в этот день в поле, саду, огороде, какие примечали события в природе и т. д. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие народные прибаутки, пословицы, заклички, поговорки, которые совершенно естественно входят в активный словарь ребят. Сообщали детям о некоторых приметных днях, проводили слушание народных песен, разучивали хороводы соответствующей тематики, тем самым обогащали воспитанников знаниями о культуре русского народа, его традициях. Знакомство с народными традициями проходило и через творчество: рисование, лепка, аппликация, соответствующих тематике дня. Ребёнок, работая на заданную тему, ещё раз переживает свои впечатления от услышанного и увиденного ранее, лучше запоминает полученную информацию

Например в октябре укрывали на зиму ульи, убирали их в ольшаник. Пчеловоды заботились о пчёлах. «Так как пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни», „Дай нам, чтобы пчелки водились, мед носили и не умирали» — так, повторяя за родителями слова, шептали крестьянские дети. На этот праздник народ придумывал пословицы и поговорки: Яблоньку за яблочки любят, пчелку — за мед. Масло сласно, а мед лучше. С медом и долото проглотишь. С медом и ошметок съешь. Медок сладок в меру. Сладок мед, да не по две ложки в рот. Для ознакомления детей и родителей с данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с народными традициями. 2. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, через проведение русских народных подвижных игр, конкурсов, знакомство с праздниками их обычаями и традициями. 3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей. 4. Способствовать формированию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (потекши, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки); Результат работы: Изготовление поделок детьми совместно с родителями.

Одной из задач по осуществлению данного направления является привлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс. Мы проводим русские народных подвижные игры. В папках передвижках подбираем рекомендации по приготовлению праздничного стола, знакомим с праздниками, обычаями и традициями русского народа. Всё это формирует у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивает способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде детской деятельности. Для привлечения родителей к приобщению детей к русской народной культуре используем такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказывается консультативная помощь. Взаимодействие с семьёй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.

«Знакомство детей 6–7 лет с народными промыслами Нижегородского края» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с народными промыслами Нижегородского края (Городецкой, Хохломской, Полхово –Майданской росписью). ЗАДАЧИ:Создать.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством знакомства с народными традициями и праздниками Яркая культура русского народа складывается из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники – это нить, связывающая.

Конспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе: «Знакомство с Карельскими народными играми». Цель: Познакомить детей с карельскими играми. Задачи: -Продолжать.

источник

Знакомство детей с народными играми и забавами

: Для детей 3-4 лет 1. Источник: О.Н. Козак “Большая книга игр для детей от 3 до 7. 2. Задачи: а) Развивать у детей подвижность ловкость точность б)Ознакомление детей с устным народным творчеством в)Взаимодействие друг с другом в игре, умение общаться, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 3. Организация игры: игра проводится в просторном помещении или на улице. 4. Правила игры: — Выбираем ребенка в помощь воспитателя для создания ворот — Дети становятся друг за другом «паровозиком» — Воспитатель говорит слова и дети проходят через «воротики», как только слова заканчиваются- «воротики» опускаются, пойманные дети встают вместе с воспитателем 5. Ход игры: Выбираются два водящих, они становятся лицом друг к другу, берутся за руки, поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки, так что состав¬ляется цепочка. Игроки-ворота говорят считалку, а цепочка быстро старается пройти между ними. Тра-та-та, тра-та-та, Отворяем ворота, Золотые ворота -Проходите, господа! Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! При этих словах игроки опускают руки вниз — во¬рота захлопываются. Те участники, которые оказались пойманными, занимают места водящих, и игра продолжа¬ется. Разрешается воротам быстро проговаривать считал¬ку, а проходящим ускорять шаг или переходить на бег. 6. Усложнение: Сред. группа: Дети, которые стояли в паровозике образуют цепочку. Старш. группа: Водяшие образующие ворота, дети проговаривают слова самостоятельно.

Возраст: Для детей 4-5 лет 1. Источник: О.Н. Козак “Большая книга игр для детей от 3 до 7. 2. Задачи: а) Развивать у детей быстроту, ловкость. б) Знакомство детей с героем народных сказок Бабой – Ягой. в) Развивать смелость, доброжелательное отношение, друг к другу. г) учить быть внимательным, не нарушать правила игры. 3. Материал к игре: Ветка, помело, мел, веревка 4. Организация игры: игра проводится в просторном помещении или на улице. 5. Правила игры: — Роль Бабы – Яги берет на себя воспитатель — Очерчивается круг, дети в центре круга — Проговариваются слова и на последних фразах Баба –яга, прыгая на одной ноге, пытается веточкой коснуться ребенка. — Кого Баба-Яга коснулась, тот замирает — Игра заканчивается, когда поймана половина детей. 6. Ход игры: На земле рисуется круг диаметром 3-5 м. По счи¬талке выбирается водящий — Баба-Яга. Баба-Яга берет в руки ветку-помело и становится за кругом, все остальные игроки — в центр круга. Ребята дразнят Бабу-Ягу: Баба-Яга Костяная нога Печку топила, Кашу варила. С печки упала, Ножку сломала. Пошла на базар -Раздавила самовар. Пошла на улицу -Раздавила курицу, Пошла на лужайку -Испугала зайку, Пошла гулять в сад -Рассмешила всех ребят, Пошла в огород -Рассмешила весь народ! Баба-Яга скачет на одной ноге около круга и стара¬ется запятнать ребят, коснуться их веткой-помелом. Кого она осалит, тот замирает на месте. [Дети могут его раскол¬довать, если сумеют приподнять (оторвать от земли) и вынести за черту круга, но сами при этом не будут запят¬наны. Игра заканчивается, когда Баба-Яга поймает услов¬ленное количество участников. 7. усложнение: -Детей, которых Баба – Яга коснулась, могут расколдоваться, если им помогут другие. Их должны приподнять и вынести за круг — Бабой – Ягой может быть ребенок. 3

Возраст: Для детей 4-5 лет 1. Источник: О.Н. Козак “Большая книга игр для детей от 3 до 7. 2. Задачи: а) Развивать у детей быстроту, ловкость, подвижность б)

Знакомство детей с народными играми и забавами

в) Воспитывать выносливость, хитрость 3. Материал к игре: эмблемы с изображениями Морозов 4. Организация игры: игра проводится в просторном помещении или на улице. 5. Правила игры: — Выбираем ребенка в помощь воспитателю для исполнения роли Мороза — Остальные дети располагаются на одной из сторон игровой площадки — В середине площадки стоят два Мороза и говорят слова — Дети им отвечают — После слов дети бегут на противоположную сторону площадки, а Морозы их пятнают -Кого запятнают, стоит на месте — Игра заканчивается, когда, все оставшиеся дети перебегут на противоположную сторону 6. Ход игры: Вариант 1. Дети делятся на 2 группы и распо¬лагаются на противоположных сторонах игровой площад-ки. В середине площадки помещаются двое водящих (два мороза). Они обращаются к ребятам со словами: Мы два брата молодые, Два мороза удалые: Мороз — Красный нос, Мороз — Синий нос. Кто из вас решится В путь-дорожку пуститься? Все ребята отвечают: Не боимся мы угроз,И не страшен нам мороз! После этих слов дети перебегают на разные стороны площадки, т. е. 2 группы меняются местами. Морозы их ловят. Тот, кого им удается запятнать, считается заморо¬женным. Он остается на том месте, где был пойман, и дол¬жен с распростертыми руками преграждать путь играю¬щим при следующих перебежках. Когда замороженных кажется так много, что пробегать станет трудно, игра пре-i оащается. Вариант 2. Морозы ловят и замораживают перебегающих. Те сейчас же останавливаются и стоят не¬подвижно на том месте, где их заморозил мороз. Затем ‘орозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а эебята, ответив, перебегают обратно в дом, по дороге выру¬чая замороженных товарищей: дотрагиваются до них ру¬кой, и te присоединяются к остальным игрокам. Морозы ловят д\гтей, т. е. замораживают, и тем самым мешают им зыручать замороженных. После 2 перебежек выбирают новых морозов из непойманных, а пойманных ведущий подсчитывает и отпускает к остальным игрокам. Игра начинается сначала. Так играют до 3-5 смен водящих. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся уорозам ни разу, а также лучшая пара водящих. 7. Усложнение — Роль Морозов выполняют дети — Дети делятся на две группы и располагаются на противоположных сторонах — дети могут выручать «замороженных» товарищей дотрагиваясь до них рукой

Читайте также:  Народные средства от прикорневого кариеса

.Черного белого — не брать, «да» и «нет» — не говорить

Возраст: Для детей 5-6 лет 1.Источник: О.Н. Козак “Большая книга игр для детей от 3 до 7. 2. Задачи: а) Учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь б)Ознакомление детей с устным народным творчеством в) Развивать сообразительность, смекалку 3. Материал к игре: —————- 4.Организация игры: Дети сидят полукругом. 5. Правила игры: — Дети садятся полукругом — Ведущий – воспитатель подходит к одному из детей и говорит слова, затем задает вопросы -Ребенок отвечает -Если ребенок сделает ошибку — он становится ведущим 6. Ход игры: Это старинная народная игра. Дети садятся кругом, водящий подходит к кому-либо и говорит: Бабушка прислала сто рублей. Что хотите, то купите, Черное и белое не берите, «Да» и «нет» не говорите. После этого он задает вопросы, на которые ребята должны отвечать, избегая запрещенных слов: «черное», «белое», «да» и»нет». . Идет примерно такой разговор: — Ты любишь яблоки? — Не очень. — Какого цвета облака? — Дымовые. — Тебе нравится медвежонок Винни-Пух? — Я его люблю. — Какого цвета кот должен перебежать дорожку, чтобы не везло целый день? — Грязного. — Ты какой хлеб любишь больше — черный или бе¬лый? — Свежий. Если играющий оговорится, то он становится водя¬щим. 7. Усложнение — Ведущим назначается ребенок

Возраст: Для детей 5-6 лет 1.Источник: А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Детские народные подвижные игры». 2. Задачи: а) Учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь б)Ознакомление детей с устным народным творчеством в) Развивать сообразительность, смекалку 3. Материал к игре: —————- 4.Организация игры: игра проводится в просторном помещении или на улице. 5. Правила игры: — Выбираются дети на роли хозяина и двух покупателей. — Остальные игроки выполняют роли красок — Краски придумывают себе цвет и тихо называют его хозяину — Хозяин приглашает одного из покупателей — Покупатель и хозяин ведут диалог — Если покупатель угадал цвет краски, то забирает себе краску — Не угадавший покупатель встает в очередь за другим покупателем — Выигрывает покупатель, который набрал больше красок и становится хозяином 6. Ход игры: Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки — краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все крас¬ки выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: — Тук, тук! — Кто там? -Покупатель. — Зачем пришел ? — За краской. -За какой? — За голубой. — Если голубой краски нет, хозяин говорит: — Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси! Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так он подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: — Скачи на одной ножке по голубой дорожке. Правила игры. Хозяином становится поку¬патель, который угадал больше красок. 7. Усложнение — Покупателю не отгадавшему цвет краски хозяин дает более сложное задание (например: скачи на одной ножке)

Возраст: Для детей 5-6 лет 1.Источник: О.Н. Козак “Большая книга игр для детей от 3 до 7. 2. Задачи: а) Учить детей внимательно слушать, понимать текст, запоминать его, учить быстроте реакции. б)Закрепление знаний детей о составе семьи в) Развивать внимательность, доброжелательность, отношение к партнеру 3. Материал к игре: —————- 4.Организация игры: игра проводится в любом помещении. 5. Правила игры: — Дети становятся в пары и ударяют двумя руками в ладоши друг друга — Взрослый произносит слова — С последними словами дети прикрывают ладонями свои ушки, тот и выиграл 6. Ход игры: Дети разбиваются по парам, ударяют 2 руками в ла¬доши друг друга и приговаривают: Мама била, била, била И все папе доложила. Папа бил, бил, бил И все бабе доложил. Баба била, била, била И все деду доложила. Дед бил,бил,бил И все сестрам доложил. Сестры били, били, били И все братьям доложили. Братья били,били,били, И в кадушку закатили, А в кадушке две лягушки – Закрывай скорее ушки! При последних словах ребята должны быстро при¬крыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто сделает это быстрее 7. Усложнение — Дети выполняют удары ладонями различными способами — Дети сами произносят слова 1.

Возраст: Для детей 3-4 года 1.Источник: О.Н. Козак “Большая книга игр для детей от 3 до 7. 2. Задачи: а) Развитие грамотной, связной речи. Учить выполнять движения согласно тексту. б) Знакомство детей с русской народной традицией: «Изготовление каравая» в) Развивать у детей доброжелательность общения со сверстниками. 3. Материал к игре: —————- 4.Организация игры: игра проводится в просторном помещении. 5. Правила игры: — Дети стоят в кругу, держась за руки — Выбирается именинник, который стоит в центре круга — Воспитатель напевает слова, а дети делают движения в соответствие с текстом — Именинник произносит слова с помощью воспитателя и выбирает друга — Названный друг становится именинником, встает в центр круга и игра продолжается 6. Ход игры: Дети встают в круг, держась за руки, в центре хоро¬вода один из играющих (именинник). Дети идут хороводом по кругу, напевая: Как на Саши именины (назвать надо имя того, кто стоит посередине) Испекли мы каравай Вот такой вышины! (дети поднимают руки вверх и привстают на цыпочки) Вот такой ширины! (дети широко разводят руки) Вот такой нижины! (опускают руки и приседают на корточки) Вот такой ужины! (идут к имениннику, пока круг не сузится) Каравай, каравай! (расширяют круг до первоначаль¬ной ширины) Кого хочешь выбирай. Именинник поет: Я люблю вас всех, А Сережу больше всех! (Названный выходит на середину, а именинник ста¬новится в круг). Хоровод повторяется много раз, пока все дети не побывают именинниками. 7. Усложнение: — Слова текста произносят дети — Именинник в центре круга танцует 2.

Возраст: Для детей 4-5 лет 1.Источник: 2. Задачи: а) Учить запоминать текст игры, мелодию, движения. Формировать у детей художественное восприятие и умение создавать двигательный образ. б) Рассказ воспитателя о том, как в старину проходили различные гулянья, хороводы, кто в них участвовал. Как собирались на хороводы. Как их организовывали. в)Формировать у детей умения внешне передавать различные эмоциональные состояния. 3. Материал к игре: —————- 4.Организация игры: игра проводится в просторном помещении. 5. Правила игры: — Дети стоят в кругу, держась за руки -Дети идут по кругу, напевая, с взрослым слова — На припеве идут в центр круга и обратно. — И так далее 6. Ход игры: Дети встают в круг, держась за руки, Идут хороводом по кругу, напевая: 1.На горе-то калина, Под горою малина. Ну, что ж, кому дело, калина, Ну, кому какое дело, малина! 2.Там девушки гуляли, Там красные гуляли. Ну, что ж, кому дело, гуляли, Ну, кому какое дело, гуляли! 3.Калинушку ломали, Калинушку ломали, Ну, что ж, кому дело, ломали, Ну, кому какое дело, ломали! 4.Во пучочки вязали Во пучочки вязали. Ну, что ж, кому дело, вязали, Ну, кому какое дело, вязали! 5.На дорожку бросали, На дорожку бросали. Ну, что ж, кому дело, бросали, Ну, кому какое дело, бросали! 7. Усложнение: — Слова текста произносят дети — Ходьба и пение с разнообразными движениями рук и ног, как на припеве, так и во время куплета. 3.

Возраст: Для детей 3- 4 года 1.Источник: 2. Задачи: а) Учить сопровождать свои действия речью. б) Знакомство детей с персонажами народных игр (лиса) в) Воспитывать у детей дружелюбие, эмоциональность. 3. Материал к игре: —————- 4.Организация игры: игра проводится в просторном помещении. 5. Правила игры: — Дети стоят в кругу, держась за руки — В середине круга лежит игрушка — Дети говорят слова, идут по кругу и выполняют движения 6. Ход игры: Дети ведут хоровод в центре, которого сидит лиса (игрушка). Выполняются движения по тексту. Мы с лисичкой подружились, в хороводе закружились, Ты лисичка, не зевай, вместе с нами повторяй. Ручками захлопали — хлоп, хлоп, хлоп. Ножками затопали — топ, топ, топ. Покружились, покружились, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Покружились, покружились и остановились. Речетатив: И лисичке поклонились. 7. Усложнение: — На роль лисички выбирается ребенок

источник

Подгтовила: , музыкальный рукокодитель МДОУ детский сад №14 «Тополек»

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом — гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры — словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности. писала о том, что в народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет большое, широкое значение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания. Именно поэтому родная культура, русское творчество, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В различных разделах программы «Детство», по которой успешно работает наш детский сад, прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой:

· расширение представлений о русском народном искусстве,

· народном быте, культуре, о традициях и обычаях;

· накопление сенсорно — эмоциональных впечатлений о произведениях народно — прикладного искусства;

· обогащение детского замысла яркими впечатлениями через

· деятельность; приобщение детей к народным играм.

Перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, закличек, а вернуть им живое, естественное существование.

Изучение темы разными исследователями

Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни. Народ, который дал миру шедевр поэтического творчества «Слово о полку Игореве», летописи княжеских и городских дел, берестяную почту, творения Рублева, Пушкина, Толстого; народ, создавший Дмитровский собор во Владимире, московский Кремль, Адмиралтейство в Санкт — Петербурге сумел даже архитектуру простой крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров.

Народное творчество представляет собой одно из средств народной педагогики. Исследователь народного жанра считал, что у народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные средства и пути воздействия на юные поколения. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой. Работы до сих пор остаются лучшими в исследовательской литературе.

Многие исследователи обратились к великому наследию русского народа. Выдающиеся ученые — филологи, историки прошлого века , , стояли у истоков трудного и увлекательного пути постижения души русского народа, его безграничных творческих возможностей. Описания русского быта стали почти обязательными для этнографических исследований и очерков. И почти во всех публикациях зримо влияние педагогических интересов.

в своем сборнике «Пословицы русского народа» значительное место отвел скороговоркам, загадкам, игровым приговорам, сечкам, считалкам. Попытался ввести в научный оборот взятую из уст народа терминологию. По научному уровню исследований русского народного творчества выделяются работы , и особо . Наиболее весомым вкладом в науку были его труды, посвященные детским играм. рассматривал их как незаменимую школу физического воспитания.

Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали русское творчество. Записи уральского фольклориста содержат тысячи пословиц, поговорок, загадок, приветствий, скороговорок, частушек, песен, сказок. Его сборник «Меткое слово. Песни. Сказки» поистине — сокровищница мудрости и богатства. по праву можно назвать нашим уральским Далем.

Шли годы — менялась жизнь, изменился быт. Под воздействием новых условий претерпел коренные преобразования поэтический репертуар. Но во все времена в творчестве народа, как в чистом зеркале, отражена его жизнь. Здесь его труд и быт, смекалка, мудрость и поэтический взгляд на родную природу, любовь к Родине.
Созданная народом «энциклопедия жизни» неиссякаемый источник творческого вдохновения для историка, литератора, живописца, музыкального деятеля, языковеда.

Особенности представления темы в разных программах и методических пособиях

Несомненно, что интерес к народной культуре с каждым годом растет. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Не секрет, что представления воспитанников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре. Эти недостатки, на наш взгляд, нужно было восполнить большой, грамотной переработкой материала для обучения малышей. Многие педагоги ДОУ занялись изучением данной темы и практикуют ее в работе с детьми.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Но ни в типовой программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, ни в новых комплексных программах, ни в одной из парциальных проблема нравственного воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. Попытка восполнить этот пробел была предпринята ведущим научным сотрудником института педагогических инноваций РАО г. Москвы совместно с заведующей ДОУ № 000 г. Н. Новгорода . Ее результатом стала образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», теоретическую основу которой составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим
общечеловеческим ценностям. Авторы считают, что данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Эта программа явилась основой нашей работы по данной теме. Один из путей организации работы введения детей в традиционную русскую культуру предлагает московская программа «Наследие» авторов и Ведущие принципы, на которых построена программа, могут быть использованы при опоре на культуру любого народа России. Программа «Наследие» совершенно не предполагает культурного изоляционизма от требований современной жизни. Она дает здоровую и прочную основу для реализации самых современных идей экологического, нравственного, эстетического, трудового воспитания ребенка, перед которым, безусловно, должны открываться разные области современных естественно — научных и гуманитарных знаний.

Читайте также:  Препараты успокаивающие нервную систему народными средствами

Задачами этой программы являются:

· знакомство детей с жизнью природы, построенное на основе народного календаря.

· формирование исторического кругозора через изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность.

· приобщение взрослых к лучшим традициям семейного воспитания.

· приобщение детей к лучшим образцам отечественной литературы.

Авторы программы считают, что воспитатели имеют право выбора из предлагаемого материала того, что им наиболее близко и соответствует конкретным условиям детского сада.

Педагоги Приморского края из города Спасск-Дальний исследовали проблему ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа. Они разработали программу «Весточка» под руководством автора целью которой является развитие интереса к жизни народа в разное историческое время, к его культуре, к природе России. Апробация этой программы показала высокую практическую значимость в работе с детьми. Детей учили играть в русские народные игры, знакомили с русским фольклором, с былинами и сказками, с историей русского костюма и его элементами, с изделиями разных народных промыслов. Вовлекали в активное участие в проведении народных праздников.

Помимо программ по этому вопросу существует много методических разработок и пособий.

Богатый опыт работы опубликован сотрудниками ДОУ г. Коврова в методическом пособии «Знакомство детей с русским народным творчеством» по воспитанию детей в русских национальных традициях. Авторы-с о ставите л и , , посчитали необходимым обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир.

Педагогами были отобраны следующие приоритеты:

· Создание атмосферы национального быта.

· Широкое использование фольклора.

· Знакомство с обрядовыми праздниками.

· Знакомство с народным искусством.

· Знакомство с русскими народными играми.

Это и есть приобщение детей к важной части духовной культуры народа.

Народное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования заключается в уникальном объединении в народных произведениях традиционного опыта и возможности импровизации.

и в своей книге «Красна изба. » предлагают подходы к организации специальной среды в дошкольном учреждении, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, организовать самостоятельную игровую деятельность. Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. На помощь приходит детский фольклор, использование которого лежит в основе методического издания «На золотом крыльце сидели. » г. Санкт-Петербурга. Она считает, что каждую потешку и прибаутку с ребенком нужно обязательно обыгрывать вместе. В методике каждое поэтическое произведение связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественной потребности в двигательной активности.

Таким образом, изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило нам выбрать и применить на практике наиболее актуальные, интересные и подходящие к нашим условиям, уровню развития детей формы организации и методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы.

Цель, задачи и содержание работы с детьми

Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

1. Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.

2. Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.

3. Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.

4. Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

5. Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно — прикладному искусству.

6. Познакомить детей с народным месяцесловом.

7. Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).

Широкое использование фольклора (фольклор — источник познавательного и нравственного развития детей). Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).
Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.
Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

· Заучивание потешек, прибауток, закличек.

· Использование пословиц, загадок, поговорок.

· Чтение художественной литературы.

· Использование русских народных песен и танцев.

· Проведение русских народных игр.

· Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

· Применение игрушек и изделий народных промыслов.

· Представление кукольного театра.

· Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

· Рассказ о народных обычаях и традициях.

· Рассматривание иллюстраций о русском быте.

· Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

· Наблюдения в быту и природе.

· Экскурсии в музей и детскую библиотеку.

· Организация конкурсов рисунков и поделок

· Посещение тематических выставок

· Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

· Встреча с интересными людьми.

2. Описание системы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством.

Практика показывает, что легкость и непринужденность применения игровых форм в разных видах деятельности во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между поколениями «дедов и внуков».

При знакомстве детей с народной культурой совершается активное, творческое усвоение многих, казавшихся уже отмерших и застывших традиций народной культуры, многих полезных истин из «бабушкиного сундучка».

Опираясь на новую образовательную программу и , я составила перспективные планы совместной деятельности с детьми по месяцам для каждой возрастной группы. Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами народного быта, изготавливала пособия к занятиям, атрибуты к играм, по крупицам собирала материал, создавая картотеки.

Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне «разговорить» детей. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю, бай!
Ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди!

Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками «Водичка, водичка. », «Расти, коса. » и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.

Дети взрослели и нужно было подбирать фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т. д., в зависимости от того, о чем песня. Например, в потешке:

Далеко не все дети могли передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок в группе мог сыграть любую роль. В старших группах много времени уделялось рассказыванию сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам, например, «Кого встретил Колобок?». Проводились игры — драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.

Часто использовался и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь — людей насмешишь».
Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень богата плодами», «Март с водой, апрель — с травой» и другие.

Изучая пословицы о труде, дети оказались моими активными помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они дома с родителями отыскивали их, а в детском саду мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно их применять. Ребята часто подбадривали друг друга: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится» и т. д.. На досуге проводились соревнования «Продолжи пословицу».

Занимательным и интересным было знакомство детей с народным месяцесловом — земледельческим народным календарем. Многолетний опыт русских людей, любовь к природе, всевозможные метеорологические и агрономические знания в красочной форме пословиц и поговорок донес до сегодняшних дней автор книги «Народный месяцеслов» . Дети наблюдали явления природы на прогулках, отмечали изменения погоды, старались запомнить приметы, пословицы, старинные названия месяцев: «Июнь – разноцвет», «Октябрь – грязник», «Февраль – вьюговей» и другие.

Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума — это загадки. С нетерпением ждали они вечеров загадок, когда к ним приходила бабушка — загадушка. Она приносила в своей корзине природный и бросовый материал для изготовления поделки — отгадки к новой загадке.

Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества. На них приглашали детей из других групп и сотрудников детсада.

Важное значение, в работе придавалось обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя еще достичь главной цели — чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Это одна из проблем — дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, мы знакомили их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором. Рассказывали о сюжете игры, поясняли роль водящего, применяли считалки.

Дети узнали множество различных игр: «Гуси – лебеди», «Горшки», «Мак», «Плетень», «Взятие снежного городка», «Жмурки» и многие другие. В ходе любой игры мы привлекали внимание детей к ее содержанию, следили за физической нагрузкой, поддерживали эмоционально — положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремились научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте — маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр. Была оформлена горница, с предметами старины (ухват, чугуны, туеса, самовар, печь, прялка, половики и др.).
Почти все музыкальные занятия включают в себя хороводные игры, элементы фольклора, использование народных инструментов. На физкультурных занятиях разучены народные игры с предметами. Народные игры способствуют воспитанию мыслительной активности, физическому развитию детей. Каждая игра ставит ребенка в такую ситуацию, когда его ум должен работать живо и энергично. В результате его действия становятся все более осмысленными и целенаправленными.
Мною разработана система работы по ознакомлению с русской народной культурой в разных возрастных группах.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. В течение четырех лет мамы и папы помогали создавать «русскую горницу», собирая по крупицам старинные предметы быта, где дети увидели прялку в действии, пили чай из самовара. Также родители с большим интересом ежегодно принимали участие в проведении народных праздников и развлечений. Традиционными стали проводы масленицы, осенины, Рождественские колядки, праздник русской березки. Проводились развлечения с приглашением бабушек «Посиделки», «Бабушкины игры»; конкурсы «Наши руки не знают скуки» и многие другие.

Игра для ребенка — это комфортное проживание детства. В игре он проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Вот тут — то нам на помощь и приходит детский фольклор, где каждую потешку, прибаутку, приговорку мы обыгрываем вместе с детьми.

Особое место в воспитании детей на основе традиций русского народа, является инструментальная музыка. Знакомтство с народными инструментами всегда вызывает у детей огрмный эмоциональный отклик, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому музицирование на народных музыкальных инструментах широко используется в детском саду, как в свободной деятельности, так и в НОД. Начиная с первых музыкальных встреч, дети знакомятся с простейшими музкальными инструментами, приобретают навыки игры: на погремушках, колокольчиках, ложках и др. В старших грауппах дети приобретают знания о народных музыкальных инструментах, об оркестрах народных инструментов, учатся музицировать коллективно. Разработан цикл занятий по ознакомлению детей с народными музыкальными инструментами.

Первое направление в работе с детьми — это установление доверительных, добрых отношений между взрослыми и ребенком.
Второе направление — выполнение детьми различных движений при проговаривании текста. Это мелкая моторика, разнообразные выразительные движения — это показ, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет козлик, музыканты играют на разных музыкальных инструментах. Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными движениями, мимикой и жестами. Учится быть эмоциональным в речи и показе движений. Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт, который они реализуют в театрализованной деятельности. Детям фольклор близок и интересен, а мы, педагоги, им помогаем играть, набираться ума — разума, становиться добрее и музыкальнее.

Была проделана огромная работа по изучению темы, составлению конспектов занятий и сценариев народных праздников — всего того, что постепенно складывалось в систему. Мы старались соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни, начиная с младшего дошкольного возраста. Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.

1. , Корепанова детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2001.

2. Пословицы русского народа. — М.: Изд-воЭКСМО — Пресс, Изд-во ННН-2002.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с /

4. , и др.; Изд. 3-е, переработанное. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

5. Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. — М.: Дет. лит., 1986.

6. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей — //Дошкольное Воспитание, №4,1997.

7. , Маханева детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.

8. Козлова и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Уч. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издат. центр «Академия», 1998.

9. А мы просо сеяли/Очерки/-Л.:Дет. лит.,1984.

10. Меткое слово. Песни. Сказки./Сост. и автор вступ. статьи ; — Пермское книжное издательство, — Пермь,1 964.

11. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-12,1997;№1-2,1998.

12. Палицина звоны. Мет. пособие, книга2, г. Пермь, 1 999.

13. План-программа пед. процесса в д/с: Метод, пособие для воспитателей д/сада/ Сост. и др.- 2-е изд. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.

14. Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. ;- 2-е доп. изд.- М.:Дет. лит.,1984.

15. , Смирнова изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.

16. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.

источник