Меню Рубрики

Знакомство с народными средствами

Цели и задачи:

  • познакомить обучающихся с народными промыслами России и их особенностями;
  • развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой;
  • способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к Родине.

Оборудование:

  • образцы изделий и иллюстраций – «жостовские подносы», игрушки из глины, «гжель», вязаное кружево, вышивка, матрешки, «хохлома»;
  • выставка работ обучающихся, таблицы, рисунки, магнитофон, выставка книг и пособий;
  • диск с презентацией «народные промыслы России».

Методы:

  • метод образного видения;
  • метод исследования;
  • метод рефлексии.

Эпиграф к уроку: «Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано».

– Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
В старину люди зарабатывали на хлеб насущный занимаясь различными ремеслами.
– Что такое «ремесло»?

Справочное бюро:

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделия по заказу потребителя.

– Сохранились ли ремесла сегодня?

Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества.

– Откуда пошло это название «промыслы»?

Народный художественный промысел – одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначений, осуществляемая на основе коллективного освоения и приемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
Современные народные художественные промыслы – это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившие ранее признанное – «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач.
Мастер народного художественного промысла – физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошлого с настоящим, настоящего с будущим.

В нашем городе имеются культурные центры, где можно познакомиться с разнообразными народными промыслами, это:

– краеведческий музей,
– дом народного творчества,
– выставочные залы, где проходят авторские выставки мастеров.

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, и малопородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население вынуждено было заняться созданием промысловой продукции, которую можно было обменять на продукты питания, одежду, другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в своих произведениях. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века; наряду с ними возникло художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.
Богата земля российская разнообразными народными промыслами.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами этого искусства.

Сегодня я хочу воспеть и восславить
«Сердце доброе, щедрость да разум,
Руки искусные народа русского»

Слушаются выступления обучающихся:

  • Жостовская роспись
  • Городецкая роспись
  • Хохломская роспись

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией изделий.

Работа хороша, если в ней польза и душа!

– Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми.

Слайд-шоу работ мастеров народного художественного промысла.

– Народным называют искусство народных масс. Главной определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментикум, художественные образы, сюжеты, передаваемые ими их родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколения сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.
Отражая коллективное мировоззрение, произведение народного искусства в то же время несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Это вариантность в работе мастера – одна из характерных черт народных художественных промыслов.

– Сегодня на уроке мы познакомились и разобрались что такое понятие «народные художественные промыслы России», познакомились с работами мастеров народного художественного промысла. Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Создавая работы, мы сохраняем традиции, используя таланты и способности, что не в малой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды.

Широка ты, мать – Россия,
Есть в тебе таланты разные.
Тут и пляски огневые и умельцы знатные:
Кубки, ложки хохломские
И девчата знатные;
Самовары расписные,
Пряники печатные;
Есть подносы жостовские
С видами приятными;
Оренбургские платки –
Всем на удивление,
Но лаковые шктулки –
Просто заглядение!
Деревянные узоры,
Костяные гребешки,
Кольца, что ласкают взоры
Из аула Кубачи.
Вологодчина всегда
Кружевами славилась
Ну а гжельских мастеров
Тоже не убавилось.
Снова радует наш глаз
Огненная вышивка:
Все по вороту цветы
Ты поди-ка вышей-ка!
А орнамент-то какой,
Посмотри, порадуйся
Хоть полмира обойди,
Но такого не найти!
И пока живет страна
С опытом, традицией
Так давайте ж вместе все
Красотой гордиться!

источник

Педагогические условия — это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Одно из условий ознакомления детей средне дошкольного возраста с культурными традициями — это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 144 с..

Одним из направлений работы в ДОУ по нашей тематике является приобщение детей к русским народным традициям через формирование знаний о народных праздниках.

  • 1. Закладывать основы формирования праздничной культуры (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа);
  • 2. Развивать социальную сферу ребенка, способствовать формированию основ эмоциональной культуры;
  • 3. Развивать речь, посредством введения риторики (красноречия);
  • 4. Совершенствовать опыт просветительской работы с семьей ребенка;
  • 5. Обогащать содержание предметно — развивающей среды, позволяющей осуществлять основные направления праздничной культуры.

Решению поставленных задач способствует совокупность методов и форм организации работы:

ѕ изучение методической литературы по теме;

ѕ прямые и опосредованные, кратковременные и длительные наблюдения за реакциями воспитанника;

ѕ тематические беседы, проведение целенаправленных анкетных опросов;

ѕ изучение детского творчества (поделки, рисунки и т.д).

В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществляется в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Используются разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Одно из условий ознакомления детей средне дошкольного возраста с культурными традициями — это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно — прикладного искусства — все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Средних дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях, это — частушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, а так же считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. А также играет немаловажную роль в забавах и развлечениях Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. — СПБ.: «Детство-Пресс», 2004..

Работа по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников реализуется через:

— постижение основных пластов народной культуры: фольклора; прикладного искусства и т.п.;

ѕ введение ребенка в мир народной культуры посредством народных праздников;

ѕ знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;

ѕ знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

ѕ знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой;

ѕ изучение теоретических основ традиционной народной культуры;

ѕ использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями.

В работе с детьми дошкольного возраста используется русская народная тематика — народная поэзия, сказки, потешки, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина. Приобщая детей к русскому эпосу, у детей воспитывается любовь к Родине — России, к русскому народу, любовь к прекрасному. Какой радостью и восхищением загораются глаза детей, когда они посещают музей «Русская изба». В мир русской старины погружаются дети, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами, утюгами и другими предметами народного быта. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом». Наряду с историей и культурой русского народа, изучается история, культура, традиции своего края: песни и частушки, колядки и заклички, игры и хороводы. На наш взгляд, работа по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников, даст хорошие результаты, так как дети проявляют интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005, 205 с. .

Многие воспитатели используют как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры устное народное творчество.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное Хлынова Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012..

В процессе работы над темой решаются задачи:

  • 1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  • 2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
  • 3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
  • 4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  • 5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

В работе используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщают их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения пробудить интерес к устному народному творчеству. Поэтому необходимо глубже изучить различные виды народного творчества, прочитать специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. В развивающей среде группы должны появиться куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества детям предлагают поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учат детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап — инсценирование» Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев, 1984. — 254 с. .

Читайте также:  Средства народной медицины от радикулита

В работе используются следующие методы:

ѕ наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

ѕ словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);

ѕ игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, «Вечерах общения» и «Уроках доброты». Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

ѕ практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

источник

Котенко Виктория Викторовна
Воспитатель
МБДУ Детский сад №20
г. Лабинск

Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре. Данный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных качеств. Нравственное воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Необходимо приобщать дошкольников к истории и культуре народа.

В процессе работы по нравственному воспитанию создаются благоприятные условия дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чём расскажет или прочтёт им воспитатель. Воспитатель должен так организовать сообщение детям знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность.

В процессе работы по нравственному воспитанию детей, решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество.

Работа по нравственному воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Этому способствуют народные подвижные игры. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного возраста.

Чувство любви к Родине надо прививать с раннего детства и важно делать это на народных традициях, правилах, обрядах, по которым жили веками наши предки. Ознакомление детей с народными традициями пробуждает в них первые яркие представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому данную работу нужно включать в педагогический процесс детского сада.

Воспитателю целесообразно планировать материал по темам, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определённой системе. Работа по каждой теме обязательным элементом включает занятия, игры, свободную деятельность детей, праздники.

Знакомство с народными традициями может вестись по следующим направлениям:

— знакомство с устным народным творчеством: это пословицы, потешки, поговорки, заклички, песни, сказки, небылицы;

— с подвижными играми «Салочки», «Ручеёк», пальчиковыми играми;

— с народными росписями: «Дымка», «Жостово», «Гжель», «Хохлома»;

— с обрядами, народными праздниками: «Встреча осени», «Закликание весны», «Колядование», Масленица, Пасха, Рождество Христово;

— с местом проживания и особенностью строения жилища;

— со старинной кухонной утварью, посудой;

— с народными игрушками (матрёшка, кукла).

Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, в детском саду возможно создание русской горницы, кубанской хаты в которой находятся старинные предметы быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни людей прошлого. Здесь дети наглядно познакомятся с предметами быта прошлого, разучат потешки, поговорки, пословицы, почитают народные сказки, познакомятся с народной декоративной росписью.

Известно, что самым сложным в работе по ознакомлению с народными традициями, является составление рассказов для дошкольников. При этом важно:

— сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукцией, слайдами, схемами, рисунками и др.;

— обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому;

— не называть дат: они затрудняют восприятие материала;

— использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять; не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Интерес к народным традициям может отражаться в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, проведение проверочных заданий, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями.

Работа по воспитанию нравственных чувств у дошкольников — процесс сложный и длительный, который предполагает совместную деятельность воспитателей, детей и их родителей, поэтому важно в этом вопросе установить тесную связь с семьёй. Только в этом случае работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников даст необходимый результат.

источник

Знакомство дошкольников с народным ремеслами, как одно из средств гражданско-патриотического воспитания.
методическая разработка по теме

История родной страны, знакомство с обычаями, традициями предков, знакомство с их ремеслами и промыслами не теряют своей актуальности и занимают особую роль среди средств гражданско-патриотического воспитания.

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНЫМИ РЕМЕСЛАМИ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ТАЛАША – ЗАБЫТОЕ ИСКУССТВО КУБАНИ.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5, г. Армавир

Эффективному патриотическому и духовно нравственному воспитанию подрастающего поколения способствует изучение родной истории, культуры родной страны, знакомство с народными традициями, праздниками, ремеслами. Знакомство с народными ремеслами целесообразно начинать с дошкольного возраста, ведь наши предки приобщали к ним детей уже с четырех-пяти лет.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, народная культура, народные ремесла, ремесла Кубани.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой социальный и общественный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения и воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайную влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Приобщение детей к народным традициям, обычаям, ремеслам основано на формировании эмоционально-окрашенного чувства причастности к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом становления личности.

Наши предки справедливо говорили: «Прожитого не прожить, а прошедшего не воротить», «Не будь грамотен, а будь памятен, может что и сгодится», «Будешь во времени и нас вспомяни».

Знакомство с народными традициями открывает для детей огромные возможности, давая им знания и опыт организации и саморегуляции деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

Постепенно возвращаясь к истокам, восстанавливая забытые традиции предков, многими педагогами дошкольных образовательных учреждений создаются музеи и мини-музеи, посвященные русскому быту, традициям, ремеслам. Создаются выставки, альбомы, оформляются уголки, где дошкольники знакомятся с укладом жизни, обычаями, национальными костюмами своих предков. Все чаще замечено обращение к народному фольклору.

В возрождении народных традиций, в патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения особое место занимает знакомство с приобщением детей к народным ремеслам. Это могут быть, как народные ремесла России, так и ремесла конкретного региона, иначе говоря, ремесла малой родины.

Знакомя детей с ремеслами Кубани невозможно обойти стороной гончарное дело, плетение из природных материалов, лоскутное творчество, вышивку, ковку, резьбу по дереву и многие другие. Рассказывая о ремеслах Кубани, педагоги знакомят детей с предметами быта, убранством жилища кубанских казаков, свадебными традициями, казачьими семейными праздниками.

Так рассказывая детям о гончарном ремесле, следует рассказать о свойствах и видах глины, местах добычи глины в нашем регионе, подробнее остановиться на рассматривании глиняной посуды, особое внимание уделить глиняной игрушке, и конечно же предоставить детям возможность поработать на гончарном круге.

Знакомя дошкольников с вышивкой и кружевоплетением Кубани, необходимо уделить особое внимание оформлению, убранству казачьего жилища, рассказать о символике, присущей народной вышивке, о значении рушников, об их использовании в свадебном, родильном, крестильном и других обрядах. Здесь же можно подробно остановиться на оформлении Красного угла в казачьей хате, рассказать о его значении в жизни кубанской семьи.

Рассказывая детям о кузнечном ремесле, педагоги знакомят детей с причудливыми узорами из металла, созданными кубанскими мастерами. Рассматривая подковы, невозможно не познакомить с таким обрядом, как «Сажание на коня», рассказать о значении коня для кубанского казака.

Знакомство с кубанскими ремеслами обязательно должно сопровождаться народным фольклором: кубанскими песнями, сказками, поговорками и пословицами.

Особое внимание заслуживают ремесла, некогда утратившие свою актуальность и переживающие в наши дни второе рождение. Одним из таких незаслуженно забытых ремесел стало плетение из талаша или кукурузных рубашек.

Заселение кубанских земель началось по приказу Екатерины Второй, с целью укрепления южных российских рубежей. Люди, заселившие кубанские земли привезли с собой культуру, традиции, обычаи. Они не только оберегали южные рубежи России, но и активно развивали сельское хозяйство. Перепаханные поля и степи засевались различными культурами: пшеницей, подсолнечником, тростником, сахарной свеклой, кукурузой и т.д.

Кукуруза, как злаковая культура, занимала не последнее место в жизни кубанцев. Зерна кукурузы являлись ценным пищевым продуктом, как для людей, так и для животных. Початки кукурузы сушили, связывали бечевкой в своеобразные гирлянды , развешивали в комнатах, сараях, на чердаках. Стволы кукурузы шли на корм скоту, а так же использовались для укрепления хат и куреней, из них изготавливали плетни, ограды для задерживания снега. Сердцевина початка кукурузы использовалась как герметичное закупоренное средство. Сердцевинами кукурузных початков топили печи, при сжигании сердцевины угли издавали своеобразный запах и давали жар, используемый для выпечки хлеба. Из золы, оставшейся после сжигания сердцевины кукурузного початка, делали щелочной раствор для стирки.

Кубанские казачки при уборке и заготовке кукурузы обратили внимание на особенности листьев, окружающих кукурузный початок — кукурузные рубашки или талаш. Талаш имеет разные цвета и оттенки (от светло-коричневого до молочного), при увлажнении очень податлив, легко связывается, сплетается в косички, легко прошивается нитью. Таким образом, наряду с лозоплетением, на Кубани появился новый вид ремесла – плетение из талаша. Из талаша плели бечевки, коврики, подставки под чугуны, корзины, кошелки, короба для хранения сухих продуктов и белья.

К сожалению, некогда распространенное на Кубани ремесло, оказалось незаслуженно забытым. В наше время его возрождение привлекает многих преподавателей технологии, ИЗО, воспитателей ДОУ.

Плетение из талаша, как и другие кубанские ремесла, может занять достойное место в региональном компоненте образования, начиная с дошкольного возраста, ибо в прежние времена наши предки начинали приучать детей к рукоделию именно с 4-5 лет.

Талаш – удивительный природный материал, дающий большие возможности сближения ребенка с родной природой, культурой и традициями своих предков. Как и работа с различными природными материалами, работа с талашом формирует первые трудовые навыки, воспитывает бережное, заботливое отношение к природе. В процессе систематических занятий, изготовления различных по степени сложности поделок, детская рука приобретает точность, уверенность, совершенствуется координация движений, пальцы становятся более гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к дальнейшей учебной деятельности к школе.

Большое влияние оказывает работа с природным материалом и на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, цветовую гамму и т.д.

Начинать знакомство с талашом в ДОУ лучше всего с простых элементарных поделок. Например, с аппликаций. Высушенные листья талаша педагог заранее разглаживает утюгом. Затем уже дети самостоятельно вырезают из него нужные формы, наклеивают на картон, согласно замыслу.

После аппликации можно перейти к поделкам, требующим одну-две перевязки нитью. Так, начиная с самой простой – рыбки, можно перейти к осьминожку, сделав всего две перевязки (голову), оставшиеся кончики талаша заплести в восемь косичек – восемь ножек.

Кстати, плетение косичек из талаша, можно вынести в процессе обучения отдельной темой: показать детям деление листа на три части, научить простому плетению косичек из трех полосок. Позднее, сплетенные косички можно будет скручивать в колечки и уже из них делать интересные аппликации.

После изготовление простых поделок, можно перейти к поделкам более сложным. Детям очень нравится мастерить из талаша куколок. Изготавливать куколок будет гораздо интереснее после проведения предварительной работы: здесь и рассказы о куклах наших прабабушек, сказки о традиционных народных куклах, рассматривание иллюстраций с игрушками казачат и т.д.

Наши предки не делали куклам черты лица, веря в то, что через глаза и рот в куклу может вселиться душа. Мы же на своих занятиях можем нарисовать куколкам лица фломастерами, сделать глазки из бусинок, семян яблок, груш, арбуза, калины, акации.

Очень интересно в детских работах их талаша смотрятся разноцветные атласные ленты. Ленты можно вплетать куколкам в косички, завязывать бантики, украшать лентами передники, юбочки, рукава.

Из куколок можно составлять различные композиции, обыгрывать различные сюжеты из жизни наших предков. Например:

— в лес за грибами, дровами, ягодами.

Игрушки и поделки из талаша, изготовленные собственными руками, вызывает у детей яркие эмоции, искреннюю радость, восторг, происходит становление творческой личности ребенка. Изготовление той или иной поделки требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить, учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При изготовлении поделок дети учатся анализировать, слышать и выполнять инструкцию взрослого, планировать последовательность своих действий, контролировать себя по ходу работы. При изготовлении коллективных композиций у детей формируются доброжелательные, дружеские отношения, чувства товарищества и взаимопомощи.

Читайте также:  Народные средства для волос для осветления

В своей книге «Детский народный календарь», Г.Л. Дайн писала: «Чему учит нас народная культура? Не быть временщиками. Она учит ответственности. К сожалению, мы отрываемся от земли все стремительнее и выше: супер-технологии, прогресс, мнимые ценности. Как важно вовремя оглянуться назад, подумать, внимательно всмотреться в наследие ушедших поколений, почувствовать и понять их силу и любовь! Память – это связь поколений, это инстинкт самосохранения нации».

Возрождение народных ремесел, знакомство детей с ремеслами и промыслами предков, а так же с их традициями, обрядами, праздниками способствует патриотическому, нравственному воспитанию подрастающего поколения. Знакомство с родной культурой, способствует воспитанию любви к родной земле, народу, к родному языку. Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе. Задача современных педагогов и родителей, посмотреть на недавно и давно забытое с высоты нового времени, постараться понять жизнь наших предков и взять у них для себя то, что покажется важным и необходимым в воспитании подрастающего поколения.

1. Дайн Г. Л. «Детский народный календарь» Сергиев Посад , 2010,

2. Лыкова И.А. «Народный календарь. Золотая осень», Москва 2014.

3. Вакуленко Е.Г. “ Народное декоративно-прикладное творчество” Ростов-на-Дону 2007.

4. Кондратьев И.П. “ Кружева из талаша” Краснодар 2005

источник

Марина Балясова
Знакомство с русскими народными инструментами

ЗНАКОМСТВО С Русскими НАРОДНЫМИ ИНСТРМЕНТАМИ.

Познакомить детей с русскими народными инструментами — гусли, ложки деревянные. Историей их создания.

• Прививать любовь к народному творчеству, историческим корням.

• Развивать творческие способности и интерес к музыке.

• Воспитывать чувства уважения к страницам прошлого.

Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Мы отправимся на машине времени в прошлое. Давайте отправимся в русскую деревню. Давно это было. Жили, поживали в небольшой деревушке, деревянной избушке полезные вещи. Деревянные ложки, которыми хозяева избушки любили кушать кашу, да хлебать щи. Рубель, использовали при стирке белья. Железная пила, которой пилили брёвна. Оказывается, они были пригодны не только в хозяйстве.

Однажды в деревню, на весёлый праздник масленицы, появились бродячие артисты, певцы и музыканты. Исполнители народной музыки. Музыкальных инструментов у них не было, и решили они использовать для сопровождения своего пения подручные полезные вещи.

Ложки, сами по себе, ударяя друг о друга, очень точно и ладно отстукивали ритм, а в дуэте с рубелем, воспроизводили интересные шумовые звуки. Пила пела длинные протяжные нотки.

Дети слушают игр на ложках, и звучание пилы. Обсуждаем звучание и тембр инстрментов.

Стреляя из лука, охотники заметили, что тетива тоже издаёт красивый певучий протяжный звук. Так подручные полезные вещи превращались в музыкальные инструменты. Или по их подобию рождались русские народные инструменты. Например, гусли. Старинный русский инструмент. Гусли – самогуды, звончатые.

Они сделаны из доски. Форма их похожа на крыло, в середине круглая дырка, а сверху струны натянуты. Название их произошло, как вам может показаться не от слова гусь, а от древнеславянского слова густы, что означало – гудеть. Струна на инструменте гудела, её называли – гусла. Много струн – гусли. А играли на них так. Гусляр клал гусли на колени и перебирал по струнам пальцами. А сам пел и рассказывал былины.

Дети слушают игр на гуслях. Обсуждаем с ребятами, как они звучат.

Игра на музыкальных инструментах:

Под звучание русской народной песни КАЛИНКА, муз руководитель предлагает детям отстукать ритмический рисунок песни на ложках.

А сейчас, ребята, скажите, с какими музыкальными инструментами мы с вами сегодня на занятии познакомились? (Ответы детей)

А на занятии ИЗО, вы с педагогом эти инструменты зарисуете, чтобы познакомиться с ними ещё ближе.

Русская народная песня-хоровод

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Знакомство с русскими народными игрушками» Тема: «Знакомство с русскими народными игрушками» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественная.

Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Цель. Продолжать.

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры в процессе знакомства с русскими народными подвижными играми «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через знакомство с русскими народными подвижными играми»В настоящее время растет интерес.

Проект «Знакомство с музыкальными инструментами» Кратковременный проект «знакомство с музыкальными инструментами» Продолжительность проекта: с 2.11.2015 по 27.11.2015г. В настоящее время.

Сценарий НОД в подготовительной группе «Знакомимся с русскими народными инструментами» Сценарий активизирующего общения по художественно – эстетическому развитию («Музыка») в подготовительной группе «Знакомимся с русскими.

Совместно организованная деятельность воспитанников разного возраста «Знакомство с русскими деревянными инструментами» «Знакомство детей с русскими народными деревянными инструментами» Цель: формирование диалогического общения воспитанников разного возраста.

Знакомство детей с русскими народными потешками: «Котик», «Ах, не плачь, не плачь», «Ночь пришла» Конспект игры в рамках проекта по театрализованной деятельностиТема:Знакомство детей с русскими народными потешками: «Котик», «Ах, не плачь,.

Знакомство дошкольников с духовыми инструментами «Встреча с задушевным другом» 29 января воспитанники старших и подготовительных групп МБДОУ «ДСОВ № 26», встречали юных музыкантов духового отделения музыкального училища.

Знакомство с музыкальными инструментами с использованием ИКТ По залу расставлены изображения музыкальных инструментов, дети проходят под музыку в зал и их рассматривают, затем присаживаются на свои.

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Русские народные песни: «Ах, вы сени!», «Как у наших, у ворот» рялку продам, ложку продам, гармошку куплю – плясать пойду» В России русские люди много работали, пахали, сеяли, строили дома, шили себе.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Корткеросского района»

Устинова Наталья Сергеевна

Цели : Расширить знания о народных приметах .

Привить любовь к устному народному творчеству , жизни.

Сегодня мы поговорим о народных приметах . Старинные календари, гороскопы, приметы – всегда вызывали у людей любопытство. Это было необходимо в древние времена, это возрождают сейчас.

Таков долгий путь народной мудрости . Она дошла до нас в обрывочном и даже искаженном виде, так как запрещалась церковью, и светским правительством. Тем не менее интерес к древней мудрости, народным приметам не угас .

Наши предки в своих размышлениях о жизни, о судьбе отталкивались от природы…

— Ребята, какие народные приметы вы знаете ?

— Правильно, есть приметы о погоде , бытовые, о человеке, о животных.

Для уточнения прогнозов можно пользоваться местными приметами . Но следует учесть, что погоду нельзя определить по какому – то одному признаку. Только совокупность нескольких признаков, когда большая часть из них совпадает, даёт наибольшую вероятность.

Погода хорошая, если… (идет перечисление примет )

Ожидается наступление ненастной погоды, если… (перечислить и обсудить приметы ).

— Как вы думаете, на что способно число 13? (ответы детей)

Это число очень неудобно в быту. У библейских евреев, например , цифры обозначались буквами, и числу 13 досталась буква М, с которой начинается (и кончается) на языке израильтян слово смерть.

В английских кинотеатрах, как правило, нет 13 ряда. В домах нет квартир под номером 13. Это же правило соблюдается и в подмосковном звёздном городке, где живут и работают космонавты.

— Верить ли чёрной кошке? (ответы детей)

В народе считается , что ведьма, решившая устроить кому – то несчастье, перебегает ему дорогу в облике чёрной кошки. Вызвать повреждение здоровья человека гораздо проще, чем исцелить его, и что для этого нет никакой особой необходимости принимать облик какого – либо животного. С очень высокой степенью надежности можно утверждать, что любая черная кошка – кошка, а не ведьма. И она не является причиной несчастий.

— Ребята, как вы думаете, почему приметы так долго живут ?

— Причина живучести подобных примет лежит не в самой примете , а в том, как реагирует на нее человек.

— У разных народов есть разные приметы , часто не совпадающие, а нередко они вообще прямо противоположны. На того, кто не знает какой – то приметы или ее проявления , она и не действует.

— Вы знаете, как избежать выполнения плохих примет ?

— Да, правильно: перекреститься, постучать по деревяшке, трижды плюнуть через левое плечо.

— Действительность таких приёмов зависит от того, насколько вы сами верите в их эффективность.

— Ну, а добрые, счастливые приметы , к ним как относиться?

— Часто они улучшают, поднимают настроение, внушают уверенность и тем самым помогают достичь желаемого.

— Увы, человек устроен так, что если какое – то событие принято за добрую примету , то совершенно автоматически противоположное будет считаться приметой недоброй . Например , полные ведра воды – добрая примета . А пустые – как? И так во всем.

-Теперь давайте посмотрим народные приметы в растениях. А вы знаете какие нибудь приметы в растениях?

– из березы течет много сока – к дождливому лету;

– увидел на вербе пушок – весна на шесток;

– когда цветет черемуха, начинается похолодание;

– когда распускаются листья на дубе, похолодание бывает еще более сильным;

– на прудах появились листья белых кувшинок – заморозков можно не ждать;

– то же – когда зацветают луговая примула , мать-и-мачеха;

– если листья появятся на березе раньше, чем на ольхе и на клене, лето будет сухое, если наоборот – мокрое;

– если листья дуба распустятся раньше, чем у ясеня, – лето будет сухое. И наоборот;

– рассада пьет поливку – сухой сенокос, не вбирает – мокрый;

– обильный урожай щавеля – к теплому лету;

– обилие ягод летом – к суровой зиме;

– если бурьян вырос высоким – к снежной зиме;

– много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету на следующий год;

Способность предугадывать погоду является для растений настолько жизненно важной, что она попадает под действие естественного отбора. В результате в процессе эволюции сохранились лишь те формы, которые обладали этим свойством в достаточно выраженной степени. В настоящее время известно несколько сотен растений-барометров . Рассмотрим несколько из них.

– в ясные весенние дни цветы мать-и-мачехи горят золотыми звездочками, но стоит показаться в небе дождевой тучке, как цветочки закрываются, звездочки гаснут;

– когда на небе светит яркое солнце, золотые цветы одуванчика как бы копируют его, но стоит солнцу уйти за тучу, луговое «солнышко» тоже спрячется, с головой укроется зеленым «одеялом» ;

– еще четче работают белые пушистые шарики одуванчика. Перед дождем они сжимаются и парашютики удерживаются на месте, не разлетаются. Биологический смысл такого приспособления понятен : в дождь все семена упали бы возле материнского растения и не разлетелись на большие расстояния;

– весь май на клумбе светятся разноцветные фонарики; это цветут красные, желтые, фиолетовые тюльпаны. Перед дождем цветы свертывают свои лепестки и фонарики как бы гаснут;

– о приближении дождя подают сигналы цветы мокричника : они бывают закрытыми с утра, даже если сияет солнце. Если же они раскрылись утром и остались такими в течение дня, погода будет сухой;

– если сильно запахли донник, акация, смородина – жди дождя. Во влажной среде они образуют больше нектара. По этой причине над ними перед дождем вьется больше пчел, чем в ясную погоду;

– точно так же сильнее пахнут перед дождем цветы одуванчика, кувшинки, кислицы, лютика, розы, шиповника. Одновременно они закрываются;

– если же пчелы роем гудят на черемухе и рябине хорошая погода.

Древние мудрецы говорили : Мир таков, каким мы его себе представляем.

— Если кому- то его жизнь кажется серой, полной опасностей, болезней, ударов судьбы, она именно такой и будет. Но если кто – то замечает хотя бы иногда проблески солнца, радости жизни, приятные сюрпризы, то судьба к нему поворачивается лицом. И, начиная новое дело, не следует искать каких – либо примет . Самое лучшее, что можно сделать – это, гоня прочь все мысли о неблагополучном исходе, почаще думать об успехе.

источник

татьяна красавчикова
Знакомство с народными традициями в детском саду

«Знакомство детей с народными традициями» ГБДОУ детский сад № 76 Санкт-Петербурга: Красавчикова Т. Е. 2019год.

Знакомство с народными традициями. Почти каждый день чем-то значим. Мы на этом внимание не акцентируем, а рассказываем детям лишь о том, чем тогда занимались предки (какую работу начинали или заканчивали в этот день в поле, саду, огороде, какие примечали события в природе и т. д. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие народные прибаутки, пословицы, заклички, поговорки, которые совершенно естественно входят в активный словарь ребят. Сообщали детям о некоторых приметных днях, проводили слушание народных песен, разучивали хороводы соответствующей тематики, тем самым обогащали воспитанников знаниями о культуре русского народа, его традициях. Знакомство с народными традициями проходило и через творчество: рисование, лепка, аппликация, соответствующих тематике дня. Ребёнок, работая на заданную тему, ещё раз переживает свои впечатления от услышанного и увиденного ранее, лучше запоминает полученную информацию

Читайте также:  Чем лечиться от простуды при беременности народные средства

Например в октябре укрывали на зиму ульи, убирали их в ольшаник. Пчеловоды заботились о пчёлах. «Так как пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни», „Дай нам, чтобы пчелки водились, мед носили и не умирали» — так, повторяя за родителями слова, шептали крестьянские дети. На этот праздник народ придумывал пословицы и поговорки: Яблоньку за яблочки любят, пчелку — за мед. Масло сласно, а мед лучше. С медом и долото проглотишь. С медом и ошметок съешь. Медок сладок в меру. Сладок мед, да не по две ложки в рот. Для ознакомления детей и родителей с данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с народными традициями. 2. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, через проведение русских народных подвижных игр, конкурсов, знакомство с праздниками их обычаями и традициями. 3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей. 4. Способствовать формированию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (потекши, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки); Результат работы: Изготовление поделок детьми совместно с родителями.

Одной из задач по осуществлению данного направления является привлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс. Мы проводим русские народных подвижные игры. В папках передвижках подбираем рекомендации по приготовлению праздничного стола, знакомим с праздниками, обычаями и традициями русского народа. Всё это формирует у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивает способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде детской деятельности. Для привлечения родителей к приобщению детей к русской народной культуре используем такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказывается консультативная помощь. Взаимодействие с семьёй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.

«Знакомство детей 6–7 лет с народными промыслами Нижегородского края» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с народными промыслами Нижегородского края (Городецкой, Хохломской, Полхово –Майданской росписью). ЗАДАЧИ:Создать.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством знакомства с народными традициями и праздниками Яркая культура русского народа складывается из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники – это нить, связывающая.

Конспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе: «Знакомство с Карельскими народными играми». Цель: Познакомить детей с карельскими играми. Задачи: -Продолжать.

источник

Галина Смолина
«Знакомство с народными промыслами»

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания детей – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению.

Знакомство детей с традициями, народными промыслами, мастерством народных умельцев прошло в рамках тематической недели «Народные промыслы» (посуда и игрушки). С ребятами были проведены беседы о декоративно – прикладном искусстве Городца, Хохломы, Дымки, Гжели, показаны презентации, созданы выставки изделий народных промыслов, проведены выставки детских работ, дидактические игры, чтение книг о народных умельцах, декоративная лепка и роспись игрушек, бумажной посуды, силуэтных картинок.

Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, у детей возникает восхищение, гордость за свою страну и людей, которые в ней живут и творят.

Мини-музей как средство ознакомления с народными промыслами рязанского края Пояснительная записка. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь.

«Мы веселые матрешки». Конспект занятия в рамках цикла «Знакомство с народными промыслами» (вторая младшая группа) «Мы веселые матрешки» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ЦИКЛА «ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ» (вторая младшая группа). Цель Познакомить с самой.

Знакомство воспитанников дошкольного возраста с народными мастерами Брянского края В 2015-2016 году я выбрала тему по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по.

Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами» Уважаемые коллеги!В этом году наш детский сад работает по теме, связанной с народным творчеством, народными промыслами. Народное творчество.

Как знакомить детей с народными промыслами. (Из опыта работы) Знакомство с народными промыслами. (из опыта работы) Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного.

Краткосрочный проект «Знакомство с народными промыслами России» Краткосрочный проект «Знакомство с народными промыслами России» Автор: воспитатель Опалюк Татьяна Борисовна Участники проекта: дети средней.

ООД в средней группе по художественному творчеству. Рисование «Знакомство с народными промыслами. Ярмарка веселая. Гжель» Конспект ООД. Художественное творчество. Рисование в средней группе. Знакомство с народными промыслами. Гжель. Программные задачи: 1. Познавательные:.

Ознакомление старших дошкольников с народными промыслами Меня всегда интересовало декоративно-прикладное искусство, а в частности художественные промыслы. Ведь Нижегородская область – одна из ведущих.

Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками В настоящее время, когда ключевым вопросом является улучшение качества образования, проблема ознакомления детей младшего дошкольного возраста.

Знакомство с русскими народными традициями. Пришла коляда накануне Рождества! Коляда- моляда! Пришла коляда накануне Рождества! В этом году мы опять колядовали! Это уже вошло в традицию. Мы, с детьми старшей, а потом.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Знакомство старших дошкольников с русской народной

культурой средствами малых фольклорных форм.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Стоит вспомнить, что « любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», так писал академик Д. С. Лихачёв [6].

В наше время возникает потребность в воспитании и развитии детей, через малые фольклорные жанры, что поможет воспитать и развить новое поколение в любви и уважении к ним. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.

«Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» А. Н. Толстого, Родина. Эти слова очень ярко и точно отражают суть фольклора.

С помощью изучения малых фольклорных жанров у детей начинают складываться чувства, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его жизни.

Подтверждением тому могут служить обучающие программы таких авторов, как Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, Е.Г. Воронина; «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Оберег» Е.Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой методические разработки по различным направлениям: А.Н. Зимина — русские народные игры с пением; Л.И. Мельникова — земледельческие и календарные песни; А.Н. Рытов — обучение игре на народных музыкальных инструментах. Фольклорные элементы используются в самых разных областях воспитания и обучения, начиная с организации детских праздников и кончая психотерапевтическими мероприятиями. Тем не менее, остаётся актуальным вопрос организации учебного процесса в дошкольном учреждении, вопрос выбора методов, приёмов и средств знакомства детей с различными видами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального, декоративно-прикладного), а также подбор музыкального материала.

В своей работе по данной теме я опиралась на существующую в нашей стране уже на протяжении 14 лет действующую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Целью, которой является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации [9].

Некоторые задачи государственной программы:

— формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли — России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

— воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны [9].

Считаю, что каждый человек должен внести свой вклад в реализацию этой программы. Мы дошкольники должны ответственно подойти к этому, ведь нам достаётся «чистый лист», дети которые приходят в детский сад совсем малышами. Задачи программы должны стать ориентирами в нашей деятельности.

Цель моей работы является — сформировать представление детей о русской народной культуре средствами малых фольклорных форм.

• приобщать детей к истокам русской народной культуры;

• знакомить детей с традициями русского народа через малые фольклорные формы;

• Развивать творческие способности, любознательность и артистизм;

• Воспитывать интерес и любознательность к народному фольклору.

Для реализации поставленных задач я подобрала и изучила соответствующую литературу: Князева О.Л., Маханева М.Д.; Гейченко И.Л., Исавнина О.Г.; Косарева В.Н. и др. Составила перспективный план работы по данной теме, учитывая знания детей. Подобрала фольклор в соответствии возрасту детей, игры, художественное слово, дидактические игры с народной игрушкой, наглядный материал. Подобрала оптимальные методы мониторинга. Работая в данном направлении, я организовала соответствующую развивающую среду в группе. Сама сделала русскую избу в миниатюре, подобрала русскую народную одежду. Составила картотеку народных игр, потешек, загадок по времени года, считалочек.

Разработала конспекты праздника «Ярмарка», спектаклей, инсценировок с использованием фольклора.

Использую малые фольклорные формы в НОД и в течение дня. В своей работе широко использую народные игры, в которых применяю потешки, считалочки. Инсценировали с детьми спектакли по мотивам русских народных сказок, потешек, а также спектакли собственного сочинения по пословицам и поговоркам. Ребята с удовольствием принимали участия в этом занимательном творческом процессе. Показали спектакль детям младшей группы. Дети рисуют иллюстрации к русским народным сказкам. Совместно с детьми и родителями создали альбом «Мой папа лучше всех» с целью воспитывать любовь и уважение к отцу-защитнику, альбом «Любовь к родине».

Мы с детьми ходили в центр эстетического воспитания детей «Нефтяник» на экскурсию, смотрели на работы детей по декоративной лепке и рисованию. Мы в детский сад приглашаем фольклорный коллектив «Сретение».

Мною были подобраны следующие методы проведения мониторинга детей по теме: «Знакомство старших дошкольников с русской народной культурой средствами малых фольклорных форм»:

— игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры);

— чтения художественных произведений.

По результатам мониторинга я сделала вывод, что в процессе моей работы по приобщению детей к народной культуре были отмечены следующие изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют пословицы, поговорки в играх; знают много потешек, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок. Дети активно приняли участие в подготовке к празднику «Ярмарка», они самостоятельно изготавливали атрибуты, с большой ответственностью разучивали фольклор, готовили с родителями костюмы.

С детьми было легко работать в этом направлении, так как малые формы фольклора легко запоминать и разучивать.

После проведённой работы, у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора. Они с удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, разыскивают значение старинных слов.

В дальнейшем планирую работать в этом направлении, но уже хочу начать работу с детьми младшего дошкольного возраста, знакомя их с народной культурой, традициям. Буду и дальше пополнять развивающую среду в группе. Необходимо как детей, так и родителей приобщать к общей деятельности и просвещать в этом направлении.

1) Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986

2) Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127с.

4) Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет – Волгоград: Учитель, 2014 —

5) Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СПб: 2010.

6) Лихачев Д.С. Т 2.: Великое наследие; Смех в Древней Руси; Заметки о русском. – 496 с. — Л. : Худож. лит., 1987.

7) Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. –239с.

8) Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2000.

9) Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»

источник