Марина Балясова
Знакомство с русскими народными инструментами
ЗНАКОМСТВО С Русскими НАРОДНЫМИ ИНСТРМЕНТАМИ.
Познакомить детей с русскими народными инструментами — гусли, ложки деревянные. Историей их создания.
• Прививать любовь к народному творчеству, историческим корням.
• Развивать творческие способности и интерес к музыке.
• Воспитывать чувства уважения к страницам прошлого.
Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Мы отправимся на машине времени в прошлое. Давайте отправимся в русскую деревню. Давно это было. Жили, поживали в небольшой деревушке, деревянной избушке полезные вещи. Деревянные ложки, которыми хозяева избушки любили кушать кашу, да хлебать щи. Рубель, использовали при стирке белья. Железная пила, которой пилили брёвна. Оказывается, они были пригодны не только в хозяйстве.
Однажды в деревню, на весёлый праздник масленицы, появились бродячие артисты, певцы и музыканты. Исполнители народной музыки. Музыкальных инструментов у них не было, и решили они использовать для сопровождения своего пения подручные полезные вещи.
Ложки, сами по себе, ударяя друг о друга, очень точно и ладно отстукивали ритм, а в дуэте с рубелем, воспроизводили интересные шумовые звуки. Пила пела длинные протяжные нотки.
Дети слушают игр на ложках, и звучание пилы. Обсуждаем звучание и тембр инстрментов.
Стреляя из лука, охотники заметили, что тетива тоже издаёт красивый певучий протяжный звук. Так подручные полезные вещи превращались в музыкальные инструменты. Или по их подобию рождались русские народные инструменты. Например, гусли. Старинный русский инструмент. Гусли – самогуды, звончатые.
Они сделаны из доски. Форма их похожа на крыло, в середине круглая дырка, а сверху струны натянуты. Название их произошло, как вам может показаться не от слова гусь, а от древнеславянского слова густы, что означало – гудеть. Струна на инструменте гудела, её называли – гусла. Много струн – гусли. А играли на них так. Гусляр клал гусли на колени и перебирал по струнам пальцами. А сам пел и рассказывал былины.
Дети слушают игр на гуслях. Обсуждаем с ребятами, как они звучат.
Игра на музыкальных инструментах:
Под звучание русской народной песни КАЛИНКА, муз руководитель предлагает детям отстукать ритмический рисунок песни на ложках.
А сейчас, ребята, скажите, с какими музыкальными инструментами мы с вами сегодня на занятии познакомились? (Ответы детей)
А на занятии ИЗО, вы с педагогом эти инструменты зарисуете, чтобы познакомиться с ними ещё ближе.
Русская народная песня-хоровод
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Знакомство с русскими народными игрушками» Тема: «Знакомство с русскими народными игрушками» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественная.
Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Цель. Продолжать.
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры в процессе знакомства с русскими народными подвижными играми «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через знакомство с русскими народными подвижными играми»В настоящее время растет интерес.
Проект «Знакомство с музыкальными инструментами» Кратковременный проект «знакомство с музыкальными инструментами» Продолжительность проекта: с 2.11.2015 по 27.11.2015г. В настоящее время.
Сценарий НОД в подготовительной группе «Знакомимся с русскими народными инструментами» Сценарий активизирующего общения по художественно – эстетическому развитию («Музыка») в подготовительной группе «Знакомимся с русскими.
Совместно организованная деятельность воспитанников разного возраста «Знакомство с русскими деревянными инструментами» «Знакомство детей с русскими народными деревянными инструментами» Цель: формирование диалогического общения воспитанников разного возраста.
Знакомство детей с русскими народными потешками: «Котик», «Ах, не плачь, не плачь», «Ночь пришла» Конспект игры в рамках проекта по театрализованной деятельностиТема:Знакомство детей с русскими народными потешками: «Котик», «Ах, не плачь,.
Знакомство дошкольников с духовыми инструментами «Встреча с задушевным другом» 29 января воспитанники старших и подготовительных групп МБДОУ «ДСОВ № 26», встречали юных музыкантов духового отделения музыкального училища.
Знакомство с музыкальными инструментами с использованием ИКТ По залу расставлены изображения музыкальных инструментов, дети проходят под музыку в зал и их рассматривают, затем присаживаются на свои.
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Русские народные песни: «Ах, вы сени!», «Как у наших, у ворот» рялку продам, ложку продам, гармошку куплю – плясать пойду» В России русские люди много работали, пахали, сеяли, строили дома, шили себе.
источник
Козина Любовь Витальевна
Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками
В настоящее время, когда ключевым вопросом является улучшение качества образования, проблема ознакомления детей младшего дошкольного возраста с русской народной сказкой – одна из самых актуальных. Именно сказки – это дополнительная помощь в познавательном развитии и формировании речи детей. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. Не секрет, что родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. К сожалению, родители меньше стали читать и рассказывать детям сказки. Намного проще купить диск с мультфильмом или игру и оставить ребенка наедине с компьютером. Поэтому воспитательно-образовательную работу по ознакомлению дошкольников со сказками, считаю важной и жизненно необходимой.
Основной целью моей работы является разработка разнообразных моделей деятельности детей и взрослых, с использованием интегрированных методов и форм организации образовательного процесса по знакомству детей с русской народной сказкой.
В соответствии с целью выведены и основные задачи работы:
— рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста на основе ФГТ;
— обеспечить познавательное развитие детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности;
— воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
— учить детей участвовать в совместном обсуждении услышанного, эмоционально реагировать на прослушанное произведение, умело сочетать содержание сказки с жизненными наблюдениями, различными видами детской деятельности для постижения детьми окружающего мира.
— вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности, использованию игр-драматизаций.
— приобщать детей к сказкам для создания базовой основы их общей культуры.
— развитие речевой активности и коммуникативных способностей.
В своей работе мы исходили из предположения о том, что если в процессе знакомства с русскими народными сказками использовать многоаспектный подход, то познавательное и коммуникативное развитие детей будет наиболее эффективным.
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки очень прост и поэтому доступен детям. Сюжет прозрачен, но загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», как дети замирают, затаив дыхание. Сказка не учит напрямую. Она будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, это конституция нравов и свод законов бытия.
Свою работу по знакомству со сказкой мы выстроили в несколько этапов:
1 Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.
Цели на данном этапе: -учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее;
— вовлекать детей в обсуждение сказки.
Первые книги обязательно должны быть с картинками — желательно с большими. реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультика) позволяют остановить мгновение, еще и еще раз вернуться к любимым персонажам и самостоятельно вспомнить про то, что было в книге. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.
2 Путешествие в музей «Русская изба».
Цели: —познакомить с предметами старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде.
В музее мы рассматриваем предметы, которые встречаются нам в сказках: чугунок, ухват, люлька и др.
3 Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.
Цели: -пробудить интерес к родному слову;
— развивать речевую активность, коммуникативные способности.
Для этого брали отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняли по очереди. Вместе с детьми находили выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запоминали роли всех героев.
4 Театрализованная деятельность.
Цели: -вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности;
— учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.
Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому в группе мы создали театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра (конусный театр, театр масок, театр би-ба-бо, театр картинок, так и различными атрибутами: маски-шапочки, костюмы для ряженья. Дети охотно используют все содержимое театра. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Так как с введением ФГТ игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности мы выбрали:
встречи со сказочными героями,
самостоятельная игровая деятельность.
Отдельные эпизоды из сказок, сказочных героев мы стараемся включить во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое и в повседневную деятельность.
Герои кукольного театра используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Для этого в своей работе мы используем следующие методы и приемы:
Творческие задания: — рассказать знакомую сказку по кругу, — помоги собрать сказку по картинкам, -разыграй сказку, — узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая., — продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).
Проблемные ситуации (Почему поссорились лиса и журавль) Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке.
Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» — это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»— полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)
Игровые задания: — физкультминутки по сказкам, — нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).
Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».
В процессе ознакомления младших дошкольников с русскими народными сказками, мы решаем задачи следующих образовательных областей:
«Социализация» — развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость)
«Безопасность» — учить ребенка умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) — показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
Образовательная область «Труд» — Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Образовательная область «Художественное творчество» — воспитывать желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке.
Образовательная область «Коммуникация» — развивать умение, использовать все части речи, отвечать на разнообразные вопросы, формировать навык связанной речи.
В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитатьльно-образовательного процесса в ДОУ. Мы обращаем внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы. Привлекаем родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений. Проводим родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок, консультации: «Первые книги ребенка», «Приобщение дошкольников к чтению», организуем выставки работ детей и родителей на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки».
Мой совет: читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки.
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству. Задачи. 1. Познакомить.
Масленица (презентация о знакомстве детей с русскими народными традициями, праздниками) 1 СЛАЙД Собирайся народ, в гости Масленица ждет! Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех! 2 СЛАЙД Масленица начинается в понедельник,.
НОД «Колобок». Формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР посредством знакомства с русскими народными сказками Непосредственно образовательная деятельность «Колобок» Цель: формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через знакомство с русскими.
НОД «Козлятки и волк». Формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР посредством знакомства с русскими народными сказками Непосредственно образовательная деятельность «Козлятки и волк» Цель: формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через знакомство.
НОД на тему «Знакомство со старинными русскими инструментами». НОД на тему «Знакомство со старинными русскими инструментами». Задачи: • Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с предметами.
Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.
Сценарий НОД в подготовительной группе «Знакомимся с русскими народными инструментами» Сценарий активизирующего общения по художественно – эстетическому развитию («Музыка») в подготовительной группе «Знакомимся с русскими.
Знакомство младших дошкольников с изобразительным искусством Эстетическое воспитание осуществляется во всей работе детского сада. Одним из средств его является изобразительная деятельность. Изобразительное.
Знакомство с русскими народными инструментами 1. Занятие из раздела ЗНАКОМСТВО С Русскими НАРОДНЫМИ ИНСТРМЕНТАМИ. (Гусли, ложки.) Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами.
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Русские народные песни: «Ах, вы сени!», «Как у наших, у ворот» рялку продам, ложку продам, гармошку куплю – плясать пойду» В России русские люди много работали, пахали, сеяли, строили дома, шили себе.
источник
Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа
консультация (старшая группа)
Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа.
Подготовила воспитатель: Сорокина Мария Владиславовна
Проблема педагогическая: одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Первоочередной задачей для меня, это было формирование у детей положительного отношения к русской народной культуре осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Ведь приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в детском саду и поддерживается родителями дома.
Таким образом хочу сказать что, приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.
Во время планирования своей работы по приобщению дошкольников к народным традициям выделила следующие подходы:
включение детей в разные виды деятельности (беседы, познавательная, изобразительная, музыкальная с игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);
связь различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;
использование взаимодействия в системе «воспитатель-ребенок-родитель», так как семья является одним из основ становления личности
осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям, использование всех видов фольклора обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа. На примере народных поговорок и пословиц , я провожу беседу об уме и о глупости. Знакомлю детей с колыбельными песенками, потешками, прибаутками, приговорками.
Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад.
В группе есть уголок с народными художественными промыслами — эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, палехской росписи, о художественном гжельском промысле. Используются иллюстрации, изделия народных мастеров. Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям старшего возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, кружевоплетения, понятно искусство игрушечников.
В начале года по темам разработаны планы, которые формируют знания детей о традиционной культуре, знакомят с бытом и традициями наших предков как на исторических примерах, так и на примере собственной семьи, знакомят детей с литературными источниками: сказками, рассказами русских авторов, детским фольклором, художественными, музыкальными и песенными традициями родной земли. Используя различные формы взаимодействия, я вовлекаю детей в познавательную, речевую, художественно — эстетическую деятельность.
Уже стало традицией в нашей группе славить Осень, встречать Новый Год и Рождество, провожать зиму на Масленицу, закликать Весну. Рассказываю детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси, Рождества проведении Святок. Рассказываю о Деде Морозе, Снегурочке. Читаю и обсуждаю русские народные сказки про них. Разучиваем колядки. Каждый год проходит выставка детских новогодних открыток или поделок. Рассказываю о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны. Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, катаем на ПАСХУ яички, знакомимся с обрядами и традициями. На Троицу рассказываем о традиции народных гуляний, о березе — главной героине этого праздника. Разучиваем хоровод о березке, загадки о березе, о лете. Особенно важной темой Великой Победы. Проводились беседы о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы Отечественной войны, о детях-героях. Рассматривали фото и иллюстрации на эту тему.
На музыкальных занятиях с детьми слушаем и разучиваем русские народные песни. Обращаем, совместно с музыкальным руководителем, внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Проводим начальное обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, балалайке, колокольчиках, трещотках. Знакомим детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни, со звучанием русских народных инструментов: гуслей, гармони, балалайки, колокольчиков, рожка, трещотки, жалейки. Дети слушают игру оркестров русских инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров. С удовольствием используем с детьми всех возрастов на занятиях, праздниках, в свободное время подвижные игры с русской народной песней и хороводы
Совместная работа с родителями: Было предложено родителям совместно с детьми самим изготовить инструменты — шуршалки, гремелки, бренчалки, шумелки, и они с удовольствием отозвались. Так появились в нашем народном оркестре баночки из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги. Так же совместно с родителями дети реализовали проект «Семейное древо», в ходе которого смогли лучше узнать историю своей семьи и своего поселка. Огромный интерес вызывает у детей участие в конкурсе рукотворной книги «Книжное чудо своими руками», где дети раскрывают свои творческие способности. Такие встречи создают условия для развития у дошкольников речевого общения с взрослыми и сверстниками, приобщают детей к культуре чтения художественной литературы, языковой культуре, поощряя детское словотворчество.
На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомим детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры), разучиваем считалки, слова к играм. Сколько радости, веселья доставляют детям такие игры, как «Дрема», «Ручеёк» ,«Горелки», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т.д.
Исходя из опыта моей работы, можно сказать, что приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно этнографических средств для успешного ознакомления детей с традициями народа. Поэтому мне , как педагогу, необходимо глубже изучать различные виды народного творчества, читать специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. Соответственно возникает необходимость в накоплении соответствующих материалов и пособий (куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи). Суметь донести свою заинтересованность в положительном результате до родителей и суметь «заразить» ею.
Так как в приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи. Детей следует знакомить с биографиями родственников — участников Великой Отечественной войны (ветеранов), а в свою очередь буду стимулировать активное участие родителей в организации экскурсионных прогулок и краеведческих бесед со своими детьми. Если с раннего возраста растить ребёнка в познании родной культуры, родной речи, знакомить его с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного и эстетического воспитания.
Тогда в будущем наши воспитанники сумеют сохранить и приумножить культурные ценности России и своей «малой» Родины. При таком подходе к работе возможно добиться у детей тех черт характера, которые присущи русскому человеку: удали, широты души, личности, любви к родному краю — а это является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.
источник
татьяна красавчикова
Знакомство с народными традициями в детском саду
«Знакомство детей с народными традициями» ГБДОУ детский сад № 76 Санкт-Петербурга: Красавчикова Т. Е. 2019год.
Знакомство с народными традициями. Почти каждый день чем-то значим. Мы на этом внимание не акцентируем, а рассказываем детям лишь о том, чем тогда занимались предки (какую работу начинали или заканчивали в этот день в поле, саду, огороде, какие примечали события в природе и т. д. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие народные прибаутки, пословицы, заклички, поговорки, которые совершенно естественно входят в активный словарь ребят. Сообщали детям о некоторых приметных днях, проводили слушание народных песен, разучивали хороводы соответствующей тематики, тем самым обогащали воспитанников знаниями о культуре русского народа, его традициях. Знакомство с народными традициями проходило и через творчество: рисование, лепка, аппликация, соответствующих тематике дня. Ребёнок, работая на заданную тему, ещё раз переживает свои впечатления от услышанного и увиденного ранее, лучше запоминает полученную информацию
Например в октябре укрывали на зиму ульи, убирали их в ольшаник. Пчеловоды заботились о пчёлах. «Так как пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни», „Дай нам, чтобы пчелки водились, мед носили и не умирали» — так, повторяя за родителями слова, шептали крестьянские дети. На этот праздник народ придумывал пословицы и поговорки: Яблоньку за яблочки любят, пчелку — за мед. Масло сласно, а мед лучше. С медом и долото проглотишь. С медом и ошметок съешь. Медок сладок в меру. Сладок мед, да не по две ложки в рот. Для ознакомления детей и родителей с данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с народными традициями. 2. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, через проведение русских народных подвижных игр, конкурсов, знакомство с праздниками их обычаями и традициями. 3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей. 4. Способствовать формированию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (потекши, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки); Результат работы: Изготовление поделок детьми совместно с родителями.
Одной из задач по осуществлению данного направления является привлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс. Мы проводим русские народных подвижные игры. В папках передвижках подбираем рекомендации по приготовлению праздничного стола, знакомим с праздниками, обычаями и традициями русского народа. Всё это формирует у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивает способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде детской деятельности. Для привлечения родителей к приобщению детей к русской народной культуре используем такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказывается консультативная помощь. Взаимодействие с семьёй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.
«Знакомство детей 6–7 лет с народными промыслами Нижегородского края» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с народными промыслами Нижегородского края (Городецкой, Хохломской, Полхово –Майданской росписью). ЗАДАЧИ:Создать.
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством знакомства с народными традициями и праздниками Яркая культура русского народа складывается из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники – это нить, связывающая.
Конспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе: «Знакомство с Карельскими народными играми». Цель: Познакомить детей с карельскими играми. Задачи: -Продолжать.
источник
Подгтовила: , музыкальный рукокодитель МДОУ детский сад №14 «Тополек»
Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом — гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры — словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности. писала о том, что в народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет большое, широкое значение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания. Именно поэтому родная культура, русское творчество, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В различных разделах программы «Детство», по которой успешно работает наш детский сад, прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой:
· расширение представлений о русском народном искусстве,
· народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
· накопление сенсорно — эмоциональных впечатлений о произведениях народно — прикладного искусства;
· обогащение детского замысла яркими впечатлениями через
· деятельность; приобщение детей к народным играм.
Перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, закличек, а вернуть им живое, естественное существование.
Изучение темы разными исследователями
Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни. Народ, который дал миру шедевр поэтического творчества «Слово о полку Игореве», летописи княжеских и городских дел, берестяную почту, творения Рублева, Пушкина, Толстого; народ, создавший Дмитровский собор во Владимире, московский Кремль, Адмиралтейство в Санкт — Петербурге сумел даже архитектуру простой крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров.
Народное творчество представляет собой одно из средств народной педагогики. Исследователь народного жанра считал, что у народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные средства и пути воздействия на юные поколения. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой. Работы до сих пор остаются лучшими в исследовательской литературе.
Многие исследователи обратились к великому наследию русского народа. Выдающиеся ученые — филологи, историки прошлого века , , стояли у истоков трудного и увлекательного пути постижения души русского народа, его безграничных творческих возможностей. Описания русского быта стали почти обязательными для этнографических исследований и очерков. И почти во всех публикациях зримо влияние педагогических интересов.
в своем сборнике «Пословицы русского народа» значительное место отвел скороговоркам, загадкам, игровым приговорам, сечкам, считалкам. Попытался ввести в научный оборот взятую из уст народа терминологию. По научному уровню исследований русского народного творчества выделяются работы , и особо . Наиболее весомым вкладом в науку были его труды, посвященные детским играм. рассматривал их как незаменимую школу физического воспитания.
Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали русское творчество. Записи уральского фольклориста содержат тысячи пословиц, поговорок, загадок, приветствий, скороговорок, частушек, песен, сказок. Его сборник «Меткое слово. Песни. Сказки» поистине — сокровищница мудрости и богатства. по праву можно назвать нашим уральским Далем.
Шли годы — менялась жизнь, изменился быт. Под воздействием новых условий претерпел коренные преобразования поэтический репертуар. Но во все времена в творчестве народа, как в чистом зеркале, отражена его жизнь. Здесь его труд и быт, смекалка, мудрость и поэтический взгляд на родную природу, любовь к Родине.
Созданная народом «энциклопедия жизни» неиссякаемый источник творческого вдохновения для историка, литератора, живописца, музыкального деятеля, языковеда.
Особенности представления темы в разных программах и методических пособиях
Несомненно, что интерес к народной культуре с каждым годом растет. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Не секрет, что представления воспитанников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре. Эти недостатки, на наш взгляд, нужно было восполнить большой, грамотной переработкой материала для обучения малышей. Многие педагоги ДОУ занялись изучением данной темы и практикуют ее в работе с детьми.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Но ни в типовой программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, ни в новых комплексных программах, ни в одной из парциальных проблема нравственного воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. Попытка восполнить этот пробел была предпринята ведущим научным сотрудником института педагогических инноваций РАО г. Москвы совместно с заведующей ДОУ № 000 г. Н. Новгорода . Ее результатом стала образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», теоретическую основу которой составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим
общечеловеческим ценностям. Авторы считают, что данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Эта программа явилась основой нашей работы по данной теме. Один из путей организации работы введения детей в традиционную русскую культуру предлагает московская программа «Наследие» авторов и Ведущие принципы, на которых построена программа, могут быть использованы при опоре на культуру любого народа России. Программа «Наследие» совершенно не предполагает культурного изоляционизма от требований современной жизни. Она дает здоровую и прочную основу для реализации самых современных идей экологического, нравственного, эстетического, трудового воспитания ребенка, перед которым, безусловно, должны открываться разные области современных естественно — научных и гуманитарных знаний.
Задачами этой программы являются:
· знакомство детей с жизнью природы, построенное на основе народного календаря.
· формирование исторического кругозора через изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность.
· приобщение взрослых к лучшим традициям семейного воспитания.
· приобщение детей к лучшим образцам отечественной литературы.
Авторы программы считают, что воспитатели имеют право выбора из предлагаемого материала того, что им наиболее близко и соответствует конкретным условиям детского сада.
Педагоги Приморского края из города Спасск-Дальний исследовали проблему ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа. Они разработали программу «Весточка» под руководством автора целью которой является развитие интереса к жизни народа в разное историческое время, к его культуре, к природе России. Апробация этой программы показала высокую практическую значимость в работе с детьми. Детей учили играть в русские народные игры, знакомили с русским фольклором, с былинами и сказками, с историей русского костюма и его элементами, с изделиями разных народных промыслов. Вовлекали в активное участие в проведении народных праздников.
Помимо программ по этому вопросу существует много методических разработок и пособий.
Богатый опыт работы опубликован сотрудниками ДОУ г. Коврова в методическом пособии «Знакомство детей с русским народным творчеством» по воспитанию детей в русских национальных традициях. Авторы-с о ставите л и , , посчитали необходимым обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир.
Педагогами были отобраны следующие приоритеты:
· Создание атмосферы национального быта.
· Широкое использование фольклора.
· Знакомство с обрядовыми праздниками.
· Знакомство с народным искусством.
· Знакомство с русскими народными играми.
Это и есть приобщение детей к важной части духовной культуры народа.
Народное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования заключается в уникальном объединении в народных произведениях традиционного опыта и возможности импровизации.
и в своей книге «Красна изба. » предлагают подходы к организации специальной среды в дошкольном учреждении, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, организовать самостоятельную игровую деятельность. Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. На помощь приходит детский фольклор, использование которого лежит в основе методического издания «На золотом крыльце сидели. » г. Санкт-Петербурга. Она считает, что каждую потешку и прибаутку с ребенком нужно обязательно обыгрывать вместе. В методике каждое поэтическое произведение связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественной потребности в двигательной активности.
Таким образом, изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило нам выбрать и применить на практике наиболее актуальные, интересные и подходящие к нашим условиям, уровню развития детей формы организации и методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы.
Цель, задачи и содержание работы с детьми
Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
1. Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.
2. Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.
3. Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
4. Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
5. Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно — прикладному искусству.
6. Познакомить детей с народным месяцесловом.
7. Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).
Широкое использование фольклора (фольклор — источник познавательного и нравственного развития детей). Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).
Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.
Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
· Заучивание потешек, прибауток, закличек.
· Использование пословиц, загадок, поговорок.
· Чтение художественной литературы.
· Использование русских народных песен и танцев.
· Проведение русских народных игр.
· Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
· Применение игрушек и изделий народных промыслов.
· Представление кукольного театра.
· Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
· Рассказ о народных обычаях и традициях.
· Рассматривание иллюстраций о русском быте.
· Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми
· Наблюдения в быту и природе.
· Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
· Организация конкурсов рисунков и поделок
· Посещение тематических выставок
· Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
· Встреча с интересными людьми.
2. Описание системы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством.
Практика показывает, что легкость и непринужденность применения игровых форм в разных видах деятельности во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между поколениями «дедов и внуков».
При знакомстве детей с народной культурой совершается активное, творческое усвоение многих, казавшихся уже отмерших и застывших традиций народной культуры, многих полезных истин из «бабушкиного сундучка».
Опираясь на новую образовательную программу и , я составила перспективные планы совместной деятельности с детьми по месяцам для каждой возрастной группы. Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами народного быта, изготавливала пособия к занятиям, атрибуты к играм, по крупицам собирала материал, создавая картотеки.
Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне «разговорить» детей. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю, бай!
Ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди!
Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками «Водичка, водичка. », «Расти, коса. » и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.
Дети взрослели и нужно было подбирать фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т. д., в зависимости от того, о чем песня. Например, в потешке:
Далеко не все дети могли передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок в группе мог сыграть любую роль. В старших группах много времени уделялось рассказыванию сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам, например, «Кого встретил Колобок?». Проводились игры — драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.
Часто использовался и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь — людей насмешишь».
Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень богата плодами», «Март с водой, апрель — с травой» и другие.
Изучая пословицы о труде, дети оказались моими активными помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они дома с родителями отыскивали их, а в детском саду мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно их применять. Ребята часто подбадривали друг друга: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится» и т. д.. На досуге проводились соревнования «Продолжи пословицу».
Занимательным и интересным было знакомство детей с народным месяцесловом — земледельческим народным календарем. Многолетний опыт русских людей, любовь к природе, всевозможные метеорологические и агрономические знания в красочной форме пословиц и поговорок донес до сегодняшних дней автор книги «Народный месяцеслов» . Дети наблюдали явления природы на прогулках, отмечали изменения погоды, старались запомнить приметы, пословицы, старинные названия месяцев: «Июнь – разноцвет», «Октябрь – грязник», «Февраль – вьюговей» и другие.
Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума — это загадки. С нетерпением ждали они вечеров загадок, когда к ним приходила бабушка — загадушка. Она приносила в своей корзине природный и бросовый материал для изготовления поделки — отгадки к новой загадке.
Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества. На них приглашали детей из других групп и сотрудников детсада.
Важное значение, в работе придавалось обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя еще достичь главной цели — чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Это одна из проблем — дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, мы знакомили их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором. Рассказывали о сюжете игры, поясняли роль водящего, применяли считалки.
Дети узнали множество различных игр: «Гуси – лебеди», «Горшки», «Мак», «Плетень», «Взятие снежного городка», «Жмурки» и многие другие. В ходе любой игры мы привлекали внимание детей к ее содержанию, следили за физической нагрузкой, поддерживали эмоционально — положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремились научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте — маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр. Была оформлена горница, с предметами старины (ухват, чугуны, туеса, самовар, печь, прялка, половики и др.).
Почти все музыкальные занятия включают в себя хороводные игры, элементы фольклора, использование народных инструментов. На физкультурных занятиях разучены народные игры с предметами. Народные игры способствуют воспитанию мыслительной активности, физическому развитию детей. Каждая игра ставит ребенка в такую ситуацию, когда его ум должен работать живо и энергично. В результате его действия становятся все более осмысленными и целенаправленными.
Мною разработана система работы по ознакомлению с русской народной культурой в разных возрастных группах.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. В течение четырех лет мамы и папы помогали создавать «русскую горницу», собирая по крупицам старинные предметы быта, где дети увидели прялку в действии, пили чай из самовара. Также родители с большим интересом ежегодно принимали участие в проведении народных праздников и развлечений. Традиционными стали проводы масленицы, осенины, Рождественские колядки, праздник русской березки. Проводились развлечения с приглашением бабушек «Посиделки», «Бабушкины игры»; конкурсы «Наши руки не знают скуки» и многие другие.
Игра для ребенка — это комфортное проживание детства. В игре он проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Вот тут — то нам на помощь и приходит детский фольклор, где каждую потешку, прибаутку, приговорку мы обыгрываем вместе с детьми.
Особое место в воспитании детей на основе традиций русского народа, является инструментальная музыка. Знакомтство с народными инструментами всегда вызывает у детей огрмный эмоциональный отклик, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому музицирование на народных музыкальных инструментах широко используется в детском саду, как в свободной деятельности, так и в НОД. Начиная с первых музыкальных встреч, дети знакомятся с простейшими музкальными инструментами, приобретают навыки игры: на погремушках, колокольчиках, ложках и др. В старших грауппах дети приобретают знания о народных музыкальных инструментах, об оркестрах народных инструментов, учатся музицировать коллективно. Разработан цикл занятий по ознакомлению детей с народными музыкальными инструментами.
Первое направление в работе с детьми — это установление доверительных, добрых отношений между взрослыми и ребенком.
Второе направление — выполнение детьми различных движений при проговаривании текста. Это мелкая моторика, разнообразные выразительные движения — это показ, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет козлик, музыканты играют на разных музыкальных инструментах. Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными движениями, мимикой и жестами. Учится быть эмоциональным в речи и показе движений. Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт, который они реализуют в театрализованной деятельности. Детям фольклор близок и интересен, а мы, педагоги, им помогаем играть, набираться ума — разума, становиться добрее и музыкальнее.
Была проделана огромная работа по изучению темы, составлению конспектов занятий и сценариев народных праздников — всего того, что постепенно складывалось в систему. Мы старались соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни, начиная с младшего дошкольного возраста. Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.
1. , Корепанова детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2001.
2. Пословицы русского народа. — М.: Изд-воЭКСМО — Пресс, Изд-во ННН-2002.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с /
4. , и др.; Изд. 3-е, переработанное. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
5. Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. — М.: Дет. лит., 1986.
6. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей — //Дошкольное Воспитание, №4,1997.
7. , Маханева детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
8. Козлова и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Уч. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издат. центр «Академия», 1998.
9. А мы просо сеяли/Очерки/-Л.:Дет. лит.,1984.
10. Меткое слово. Песни. Сказки./Сост. и автор вступ. статьи ; — Пермское книжное издательство, — Пермь,1 964.
11. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-12,1997;№1-2,1998.
12. Палицина звоны. Мет. пособие, книга2, г. Пермь, 1 999.
13. План-программа пед. процесса в д/с: Метод, пособие для воспитателей д/сада/ Сост. и др.- 2-е изд. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
14. Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. ;- 2-е доп. изд.- М.:Дет. лит.,1984.
15. , Смирнова изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.
16. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
источник
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.
Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»
Цель : сформировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского народа.
Ведущий: Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие русского народа, мы вспомним обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. У нас вами будут помощники. А как вы думаете какие? Молодцы! Сегодня наши помощники: сказки, пословицы, поговорки, загадки.
«Как пойду я на быструю речку»
Как пойду я на быструю речку,
Сяду я да на крут бережок,
Посмотрю на родную сторонку,
На зеленый приветный лужок.
Ты сторонка, сторонка родная,
Нет на свете привольней тебя.
Эх ты, русское наше приволье,
Ты — широкое наше раздолье,
Ведущий: Ну, что поплыли! Вперед!
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что такое загадка? ( Загадки — выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство . )
Каким гребешком никто не причёсывается? (Петушиным)
Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (Петух)
Родится без ног и без головы, а как подрастёт — вырастут и ноги и голова. (Яйцо)
Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья)
Часто умывается, а полотенцем не утирается. (Кошка)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется.(Топор)
Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь)
У нас под окошком полно репы лукошко. (Звезды)
Белым цветёт, зелёным висит, красным падает. (Яблоко)
Ведущий: Молодцы! Справились с загадками! Ребята, а как вы думаете, какие это были загадки? (Русские народные)
2 конкурс: «Дело мастера боится».
Ведущий: Ребята, а как вы думаете какой был русский народ?( Русский народ был очень трудолюбив, помогали друг другу в работе)
Молодцы! Но для работы и жития были нужные и необходимые предметы. Сейчас мы с вами будет доставать по очереди карточки, где нарисованы русские предметы. А вы должны назвать его и рассказать, как оно использовалось.
Ведущий: Молодцы! Справились с предметами! Поехали дальше!
Ведущий: Дорогие ребята, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь. Любите сказки? А что такое сказка, знаете? (Сказка — это занимательный, рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.)
1. Вышли дружною семьей, чтобы справиться с одной. Не приди на помощь мышка, ничего б у них не вышло. («Репка»)
2.Колотил да колотил, по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)
3. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. («Маша и медведь»)
4. Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)
5. Дед бил, бил – Не разбил; Баба била, била – Не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула…(Курочка Ряба)
Ведущий: Молодцы! Плывем дальше!
4 конкурс «Продолжи пословицу»
Ведущий: Ребята, а вы знаете, сто такое пословицы? ( Пословица — это краткое народное изречение с поучительным содержанием. ) Вам необходимо продолжить пословицу.
В тихом омуте черти ………….(водятся)
Глаза боятся , а руки …………(делают)
Любишь кататься, люби и саночки…………….(возить)
Семь раз отмерь, один раз …………….(отрежь)
Ученье свет, а неученье ………………(тьма)
Ведущий: Молодцы! Справились с пословицами! Поехали дальше!
5 конкурс «Особенности русского быта»
Ведущий: Ребята, нужно ответить на вопросы, они содержат любой ответ.
1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)
2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)
3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)
4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)
6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)
8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)
9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)
10. Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)
11. Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)
Ведущий: Молодцы! Справились с вопросами! Ребята, а мы с вами заканчиваем наше путешествие! Давайте подведем итоги.
Вы любите и знаете сказки, пословицы, поговорки, умеете загадки отгадывать. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа.
Досуговая деятельность, приуроченная к празднику «Масленица» на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Задачи: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Расширять и углублять представления о жизнедеятельности людей на Руси. Помочь родителям осмысленно знакомить детей с культурой русского народа через народные праздники ,устное народное творчество: русские народные сказки, потешки, прибаутки, песенки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, произведения декоративно-прикладного искусства). Через быт русского народа прививать любовь к истории и культуре нашей Родины. Воспитывать уважительное отношение к традициям русской культуры. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность.
Ход . Родители заранее делятся на две команды
Ведущая встречает гостей в русском народном сарафане.
Здравствуйте, гости дорогие!
Хорошему гостю хозяин рад!
Много гостей, много и новостей!
Время наше сложное – время социальных перемен. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяют телевизионные экраны, компьютеры, телефоны, планшеты. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.
Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, через декоративно – прикладное искусство народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории
Я, сегодня вас пригласила, чтобы наглядно показать, как можно познакомить детей с русской народной культурой и сделаем это через игру – викторину.
Тема нашего досуга посвящена быту русских людей на Руси.
Вас разделили на две команды. Так как берёза и ромашка являются символами России, то первая команда будут — Берёзки, а вторая команда – Ромашки. Берёзка — это символ духа Российского, а Ромашка – символ семьи.
Вы должны выслушать вопрос и чья команда первая позвонит в колокольчик, та и отвечает.
За каждый правильный ответ, команда получит берёзовый листочек или ромашку. А в конце игры мы подсчитаем баллы и объявим победителей.
«В избе – изба; На трубе — труба
Зашумело в избе; зашумело в трубе;
Видит пламя народ; а тушить не идет»
Ведущая. И действительно, войдя в избу, сразу обращали внимание на печь, она занимала почти пол – избы. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а её образ стал традиционным для русских народных сказок.
В каких русских народных сказках можно встретить печь?
Ответ. «По щучьему велению», «Гуси – лебеди, «Привередница», «Мороз Иванович».
(правильный ответ, команде присуждается листик или ромашка)
Ведущая. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
«Когда в печи жарко — тогда и варко»
Какими дровами топили печь? Обоснуйте свой ответ.
(за правильный ответ команде присуждается листик или ромашка).
Ответ. Топили печь, как правило, берёзой, дыма меньше и тепло дольше держится. А ольхой протапливали, чтобы прочистить дымоход. Сосну и ель использовали редко, они очень быстро прогорают. Если топили печь, чем попало, то говорили: «Подле леса живёт, а печку соломой топит».
Ведущая. А вы знаете, печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. На печке грели свои косточки старики и старухи – говорят, помогало. Самое главное, в ней можно было даже мыться.
А сейчас отдохните немного и послушайте, ребята приготовили музыкальный номер.
Дети играют на музыкальных инструментах.
А сейчас рублика «Говорят дети»
Ведущая. Открываем наше волшебное окно (дети по очереди загадывают загадки)
Всех в объятья принимает и баюкает, качает. (Люлька)
Кривая собачка в печку глядит? (Кочерга)
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько. По полу скок – скок и сел в уголок. (Веник).
Насыпать можно, а донести нельзя. (Сито)
Согнут калачом, укусить нельзя, и пройти нельзя. (Замок)
Ни свет, ни заря, пошел, согнувшись со двора. (Коромысло)
Стоит на крыше Арина, рот разиня. (Труба).
(за правильные ответы командам присуждаются листики или ромашки ).
Ведущая. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскоблены; на кроватях кружевные оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска.
Как назывался правый от печки угол, где командовала хозяйка?
(за правильный ответ команда получает листик или ромашку)
Ответ: бабий кут, то есть отгороженное место (слова закуток)
Ведущая. Правый от печки угол назывался бабий кут, или середа, здесь хозяйка готовила пищу, здесь же стояла прялка.
В другом, левом углу от печки помещались стол, скамья, висели иконы. Это было место для гостей. Как назывался этот угол?
(за правильный ответ команда получает листик или ромашку )
Ответ. Красный, значит красивый.
Ведущая. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Сажая гостей в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».
Назовите пословицы о гостеприимстве.
Ответы. Что есть в печи – на стол мечи.
Умей в гости звать, умей и угощать.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Музыкальная пауза (номер с ложками).
Ведущая. Почти всю обстановку в избе делали своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели туеса, корзины и лапти. Всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Все хозяйские постройки крестьянского двора (амбар, хлев, курятник) располагались поблизости от избы. Недаром пословица молвится:
«Дом вести – не бородой трясти»
«Без хозяйки — изба плачет, без хозяина – двор».
Все знают сказку о колобке — «По амбару метён, по сусекам скребён». Что же это за сусеки?
(за правильный ответ команда получает листик или ромашку).
Ответ. Это сделанный из толстых досок короб. Он внутри разделён на отсеки (сусеки). Сусек больше служит накопителем зерна. Из него оно постепенно осыпается в разные сусеки. Вот когда всё зерно уже выбрано, то приходится мести амбар и скрести сусеки.
Ведущая. Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье. Теперь мы посмотрим, знаете ли вы такие пословицы.
Баснями амбар ……………………….( не наполнишь )
НЕ тот хлеб, что в поле…………(а тот, что в амбаре ).
Хвались урожаем………………………(когда рожь в сусек засыпаешь )
Кто веет и сеет,………………( тот не обеднеет ).
Что в поле родиться,………………….( всё в доме пригодится)
Любили, и поиграть с детьми. Какие русские народные игры вы знаете? Поиграйте в любую игру так, как вы поиграли бы с детьми
Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру.
Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота».
Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи.
Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Если «мышка» выбегает из «дома», то «кошку» можно там задержать. То есть опустить руки, закрыв все «ворота».
Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку.
Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.
«Делай, как я!»
Игра предназначена для малышей, в нее лучше играть на улице, где много места.
Дети выбирают ведущего. Его задача состоит в том, чтобы придумать и выполнить такие действия, которые было бы трудно повторить остальным играющим, например, перепрыгнуть через что-то, попрыгать 50 раз на одной ноге и т. д.
Кто не сумел повторить за ведущим – выбывает из игры.
Можно также ввести правило, что дети водят по очереди, тогда из игры никто не выбывает, все играют просто ради веселья
Ведущая. Издавна ведется: веселье и труд- рядом живут! Ну и какая же русская душа не любит праздника.
Какие народные праздники вы знаете?
(за ответы команды получают листик или ромашку)
Ответ. Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Васильковый день (праздник полевых цветов), Троица, Духов день, Петров день(сенокос), Осенины (осенины встречаем –именины отмечаем).
Ведущая. Народная мудрость — это русские народные сказки, песни, пословицы и поговорки. А еще прибаутки, хитрые загадки, печальные обрядовые песни, торжественные былины. Так же это свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И хотелось бы, чтобы мы смогли с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах восприятие прекрасного и вечного.
Ну а сейчас подведем итоги нашей викторины (объявляется победитель)
Ведущая. Спасибо родителям, принявшим участие в нашей викторине.
(раздать грамоты родителям)
Спасибо и гостям за внимание. Давайте проводим наших гостей громкими аплодисментами.
источник