Меню Рубрики

К средствам народной педагогики относится

Материал может быть использован для работы с родителями и выступления на педсовете

Средства народной педагогики и возможности их использования

при воспитании трудолюбия

В последнее время прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике. Это часть общей духовной культуры народа. Под народными традициями понимают социальный опыт, нормы поведения, передаваемые из поколения к поколению. Без этого невозможно воспитать полноценную личность. Воспитание подрастающего поколения на традициях народной педагогики способствует укреплению национального самосознания важного для самобытности общества.

Следует отметить, что общего мнения относительно того, что вкладывать в понимание « средства народного воспитания» не выработано. Большинство исследователей к средствам народной педагогики относят труд, игру, слово, общение, искусство, народные праздники и обряды, произведения устного народного творчества и т.д. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Как мы уже отмечали, труд – это основа воспитания личности. Народная педагогика призывает формировать у детей привычку добросовестно относиться к труду с самого раннего возраста. Также следует воспитывать у детей уважительное отношение к труду других людей. Воспитание трудолюбия должно быть целенаправленным, развивать личность. Наши предки считали, что человеку мало просто любить труд, нужно иметь привычку, потребность трудиться, не проводить бесцельно время. Свою трудовую школу маленький ребёнок начинал рядом с членами семьи: подавал инструменты, наблюдал за работой, в дальнейшем заканчивал работу. Подрастая, ребёнку доверяли более сложную работу, Так он постепенно овладевал ремеслами близких и родных. По сведениям Г.Н.Волкова в 50 –е годы прошлого века мальчики 10 – 12 лет могли выполнять 100 – 110 видов труда, а девочки этого возраста – 120 – 130 видов. Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих семьях.

Важным фактором развития детей является игра. Это социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин отмечали важную роль игры в развитии ребёнка, считая её ведущим видом деятельности у детей. Игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании. Она является отражением жизни народов, в ней воспитываются качества, необходимые для выживания именно на той местности, где проживал данный этнос. Высоко оценивали воспитательное и образовательное значение народных игр Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.Ф.Лесгафт. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание личности осуществляется прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует». Различают обрядовые, досуговые игры, народные забавы. Например, в нашей местности популярны обрядовые игры, проводимые в праздники «Навруз», «Сабантуй», «Сәмбелә», «Нардуган», также в «Рождество», «Святки», и «Масленицу». В народных играх отражался образ жизни, труд и быт людей. Они были не только развлечением. С малых лет дети подражали в играх взрослым, изображая серьёзные занятия старших: охоту, жатву и т.д. Считаем уместным привести слова педагога и психолога К.В.Динейки: «Народные игры родной страны должны жить и развиваться. К ним следует относиться как к сокровищам педагогики родного народа. Ведь, в конечном счёте, народная цивилизация сохраняется именно в системе народных воспитательных средств, призванных укреплять и углублять преемственность поколений».

Отдельные средства народной педагогики воздействуют действием (труд, игра), третьи формой (изделия народного творчества). Наиболее действенными являются словесные средства воспитания . Говоря о необычайной силе слова как фактора народного воспитания, академик Г.Н.Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребёнок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно». Многие писатели говорили о важности родного, материнского языка. Для ребёнка знакомство с родным языком начинается с колыбельной песни. Колыбельные песни были пожеланием счастья и благополучия маленькому человеку и выражали любовь матери. Взрослея, дети знакомились с богатейшим песенным наследием народа. Среди различных песен были и связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами.

Когда ещё не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, сочиняли пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, небылицы, создавали сказки, легенды и другие произведения. Народные творения сохранялись в народной памяти и передавались от поколения к поколению. Каждый рассказчик привносил в них что – то своё, приукрашал их. Так создавалось устное народное творчество , «фольклор» (в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»). Устное народное творчество оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, в них представлен своего рода нравственный кодекс. Среди произведений устного народного творчества первыми появились те, которые объясняли явления природы, мира, историю племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже появились произведения для веселья, выражения чувств и переживаний. К ним относятся пестушки, потешки, прибаутки, загадки, сказки, лирические песни, частушки и другие.

Пестушка – короткий стихотворный напев нянек, матерей, которые сопровождают действия ребёнка в самом начале его жизни.

Потешки передают ребёнку нравственные основы в процессе игры при повторении различных движений и жестов.

Прибаутка – небольшая стихотворная сказка с ярким динамичным сюжетом, служит для развлечения малыша («забавушки»).

Загадки – одно из самых древних произведений фольклора. Это иносказательное описание предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать, своего рода испытание в мудрости.

Пословицы и поговорки – самые короткие произведения устного народного творчества. В сжатой и образной форме в них отразилась мудрость народа, его отношение к окружающему миру и к жизни. Пословица – краткое законченное изречение, имеет поучительный смысл. Указывает, как правильно поступать в разных ситуациях, как относиться к дружбе, учению, труду. Они легки для запоминания, нередко содержат рифму или созвучие:

«Терпенье и труд всё перетрут». В нашей речи встречаются и поговорки. Это тоже короткое и меткое народное выражение, украшающее речь. Поговорки также пришли из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи прошлого.

Таким образом, в процессе ознакомления детей с народным фольклором, они учатся понимать значения слов и выражений, подбирать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки, так называемые жемчужины народного творчества, живут в речи и помогают в самых разных ситуациях, потому что отражают многовековой опыт наших предков.

Сказки называют золотым фондом народного фольклора, сокровищницей педагогических идей. Это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных событиях, но характер этих фантастических событий очевиден. Дети проявляют к сказкам нескрываемый интерес, причина в их языке, стиле, простоте и выразительности. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, добавлять окончание фраз, им нравятся небольшие песенки и стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию речи малыша, его нравственности, духовности. Учиться уму – разуму на примерах сказки для них предпочтительнее, чем слушать мамины нравоучения. Возрастом сказки считают дошкольный возраст. Сказка пользуется у дошкольников огромной любовью. Почему же сказка эффективна при работе с детьми? Дело в том, что сказка позволяет детям мечтать и фантазировать. Это особая реальность, в ней в доступной для ребёнка форме можно постигать взрослый мир чувств и переживаний. Слушая и воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя со сказочным персонажем, отождествляет себя с положительным героем. Ненавязчиво ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути решения конфликтов, поддерживается его вера в себя. Включается механизм идентификации – процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей и образцов поведения. Следует отметить важность правильного подбора сказок для детей взрослыми, как воспитателями, так и родителями. При выборе сказки нужно обращать внимание не только на её доступность и занимательность, но и моральную сторону, следует избегать грубости и жестокости. Нами был составлен примерный список сказок для воспитания трудолюбия. Положительным моментом является и то, что сказка помогает создать вокруг ребёнка жизнерадостную атмосферу, что очень важно для развития положительных нравственных качеств личности ребёнка. Многие сказки воплощают в себе идеи трудовой этики, внушают мысль о том, что труд составляет основу жизни, что без работы невозможно само существование человека. Все они учат любить труд и ненавидеть, зло, трусость и лень. Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Итак, жизненная мудрость как следствие отражённого в сказках многовекового народного опыта в сочетании с ясностью и доступностью решений, художественным совершенством делает сказки благодатным педагогическим материалом для воспитания у детей положительных нравственных качеств, в том числе и трудолюбия. Сказки, народные песни, считалки, загадки, пословицы и поговорки не потеряли своего значения и в наши дни. Народные сказки, пословицы, поговорки можно считать жизненными рекомендациями старших поколений. Они выражают философские, этические воззрения нашего народа, его нравственный потенциал. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слушая сказку, ребенок получает урок самовоспитания. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

Некоторые исследователи полагают, что в старшем дошкольном возрасте можно включить в педагогический процесс и знакомство с эпосом. Эпос – большие устные эпические сказания в стихотворной и прозаической форме. Данные народные сказания обладают жанровым многообразием: русские былины, якутские олонхо, татарские баиты, карельские руны, нарты и дастаны. В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, ратной и трудовой дружбы. Образы эпоса до сих пор вдохновляют мастеров культуры в их творчестве, питают соками национальную культуру.

Искусство также считают средством народной педагогики. Народное искусство, является хранителем исторической памяти и непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений. Оно отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития её культуры. Отношение ребёнка к искусству основано на эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через обряды, народный эпос, декоративно – прикладное творчество позволяет детям как бы стать участником событий. Постигая народное искусство, дети знакомятся с его глубинным смыслом с миром идей, чувств, картиной мира, ценностей человека. Отсюда — понимание искусства происходит через «вживание» в чужую культуру, являясь одной из форм диалога культур. Здесь механизм воспитания работает путём погружения ребёнка в культуру.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, птиц. Они непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Народные праздники занимают особое место в процессе воспитания детей. Они представляют собой синтез многих видов народного искусства. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его жизнь. Они включали в себя ритуальные действия, игры и состязания, народные гуляния с танцами и песнями, обрядовую кулинарию. Ничто так не объединяло народ, как народные праздники. Академик Г.Н.Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности». Сочетая различные виды творчества (песни, стихи, народные танцы, пословицы и т.д.) они оказывают большое воспитательное значение на сознание и чувства детей. Знакомясь с обрядами, песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях народа. Через участие в народных праздниках у них формируется отношение к своему народу, другим культурам и, в частности, к труду.

Сегодня назрела необходимость переосмысления традиций народной педагогики. Следует чаще обращаться к средствам и методам народной педагогики как педагогам в школе, так и родителям в семьях, в особенности при воспитании у детей трудолюбия.

источник

Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений об опыте воспитания, который остался в памяти народа

Педагогическая культура народа наиболее отчётливо выражается в народном творчестве. К основным средствам народной педагогики относятся: труд, устное народное творчество, игры, песни, танцы, традиции, обряды, обычаи.Основой народной педагогики было и есть трудовое воспитание. Труд– самое древнее и апробированное средство народной педагогики, обязательное условие и неотъемлемая часть жизни человека. В процессе труда осуществлялось нравственное, физическое, умственное, эстетическое развитие и воспитание человека. В процессе трудовой деятельности сформировались такие нравственные качества как патриотизм, трудолюбие, терпеливость, настойчивость в достижении поставленной цели, честность, скомность, бережливость, уважение к людям труда. Можно сказать , сформировался белорусский национальный характер. Занятия ремёслами (изготовление вещей из камня, кости, дерева, глины, ткачество, прядение, гончарство и др.) привели к дифференциации трудовой деятельности человека, к развитию более сложных общественных отношений. Родное слово – это первое, с чем сталкивается ребенок в своей жизни. С помощью родного слова передаются элементы народной морали, народная психология, традиции, культура, духовные и моральные ценности. Знакомство ребёнка с родным словом чаще происходит через устное народное творчество. Устное народное творчество на протяжении многих тысячелетий было своеобразным “учебником жизни”, передавало от старшего поколения к младшему опыт и знания, жизненную мудрость, этику, взгляды на воспитание и обучение детей.Пословицы и поговорки высказывают общественную мысль, регламентируют поведение человека. Народная сказка. Под воздействием сказок формируется мировоззрение, этические представления народа. Потешки или забавлянки – это небольшие песни, которыми сопровождались многие действия ребенка. (“Лады-лады-ладки, “Сарока-варона”). К древнейшим и важным средствам народной педагогики относятся игры. Игра – школа жизни. Поэтому всю жизнь белорусов сопровождают народные игры, в которых принимают участие и взрослые, и дети. Простота, доступность белорусских народных игр делают их незаменимыми помощниками в воспитании. Приметы и поверья сохраняют информацию о явлениях и фактах реального и воображаемого, о добре и зле, справедливости, счасье. Праздники и обряды. Праздники обязательно сопровождались красивыми поэтическими действиями и обрядами, шутками, розыгрышами. Традиции – тот мостик, который соединяет поколения, своеобразный ключ передачи от дедов и прадедов к отцам, детям и внукам определённых устоев, норм и правил поведения и взаимоотношений людей. Обряд – определённые символические действия, обусловленные тем или иным обычаем. Обычай – наследственный стереотипный способ поведения, один из регуляторов отношений между людьми. От рождения и до смерти человека сопровождают народные песни, которые помогают в труде и радуют на досуге, всегда рядом и в счастье и в горе. Песня прославляет человека, который обладает высоконравственными качествами, а иногда даже проклинает бездельников и предателей. История, быт, культура народа находят своё отражение в народных танцах. В них воплощаются национальные черты характера народа. Жизнерадостность, целомудренность, стремление к красоте, коллективный характер исполнения, мягкий юмор – характерные черты белорусского народного танца.

Читайте также:  Кто и как лечился от рака народными средствами

В народной педагогике можно выделить много методов воспитания: труд, пример и авторитет, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет, приучение, внушение, объяснение, беседа, испытание, клятва, торжественное обещание, поощрение, похвала, благословение, осуждение, наказание, проклинание, запугивание, обзывание и др.

  1. История становления и развития системы образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании. О принципах и структурных компонентах системы образования РБ.

Общественное дошк. воспитание в мире появилось еще в конце 18в.

Первые ДУ в России появились во 2-й половине 19в., в основном платные, частные. На благотворительные средства ДУ открывались в крупных городах. Содержание работы зависело от содержателей данных учреждений. В основном все учреждения работали по системе Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

На развитие общественного дошк. воспитания в России огромное влияние оказали Семанович, Шлегер и др. После раволюции общественное дошк. воспитание вошло в единую систему народного образования и стало 1-ым звеном.

В 1943г. открывается академия пед. наук РСФСР и при ней сектор дошкольного образования, который возглавила Усова А.П.

Значительное влияние на разработку теоретических основ и методического обеспечения для ДУ оказала деятельность кафедр дошкольной педагогики «Московского государственного пед. института им. Ленина» и «Ленинградского пед. института им. Герцена» Вопросами умственного воспитания занимались: Усова, Леушина; Эстетического – Флерина; вопросами игры – Жуковская.

В результате исследований под руководством Усовой было определено содержание, формы, методы и средства обучения детей дошк. возр.

В 1953гвводится обязательное систематическое обучение в д/с, основной формой обучения признано занятие.

В 1960г открывается первый в мире научно – исследовательский институт по дошкольному воспитанию, возглавили который ряд ученых. Было открыто 6 лабораторий: 1- раннего возр.; 2- дошк. возр.; 3- экспериментальной дидактики; 4- возрастной психологии; 5- эстетического восп.; 6- физического восп. Работа лабораторий была направлена на:

— проведение различного рода психо – педагогических исследований;

— разработку программ и методик дошк. воспитания;

— изучение, обобщение и распространение передового пед. опыта;

— исследования вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школе.

Основным законом Республики Беларусь, направленным на регулирование общественных отношений в сфере образования, является Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Кодекс Республики Беларусь об образовании направлен на обеспечение реализации права на образование, закрепленного в статье 49 Конституции Республики Беларусь, создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах, также предусматривает создание системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, в том числе лицами с особенностями психофизического развития. Он закрепляет гарантии государства на получение бесплатного образования, принципы государственной политики в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся.

Кодекс Республики Беларусь об образовании – кодифицированный нормативный правовой акт, обеспечивающий полное системное регулирование общественных отношений в сфере образования. Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть закрепляет основополагающие нормы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. В Особенной части содержатся нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений при получении основного (дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования), дополнительного (дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых) и специального образования.

Кодекс Республики Беларусь об образовании вступил в силу с 1 сентября 2011 года.

Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

  • приоритета образования;
  • приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
  • гарантии конституционного права каждого на образование;
  • обеспечения равного доступа к получению образования;
  • обязательности общего базового образования;
  • интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
  • экологической направленности образования;
  • поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
  • государственно-общественного характера управления образованием;
  • светского характера образования.

Компонентами системы образования являются:

  • участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
  • образовательные программы; учреждения образования;
  • организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
  • иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
  • индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
  • государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
  • учебно-методические объединения в сфере образования;
  • организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
  • организации — заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
  • государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления,

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8674 — | 7109 — или читать все.

источник

Методы воспитания народной педагогики

Метод – в переводе с греческого означает путь или способ достижения заданной цели. В педагогике метод воспитания можно рассматривать как общественно обусловленное педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого (родителями и детьми, учителем и учеником, социальным педагогом и воспитуемым), способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. Выбор методов воспитания зависит от цели и задач воспитания, содержания и закономерностей воспитательной деятельности, условий ее реализации; особенностей объекта и субъекта воспитания.

С точки зрения воспитательных целей и задач, которые ставит перед собой педагог, метод воспитания можно рассматривать как способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, способствующий выработке у воспитанников заданных качеств.

Методы воспитания народной педагогики соотносятся с системой методов, принятых в общей педагогике, где они подразделяются на три группы: 1) методы формирования сознания; 2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, направленные на трансформацию нравственных знаний в поведения; 3) методы стимулирования поведения и деятельности.

В народной педагогике выделяются следующие методы воспитания: разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намек, укор, осуждение, наказание и т.д.

Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и т.д.).

После разъяснения и показа использовались упражнения, сопровождаемые советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определенной работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приемы труда.

Другим распространенным приемом в народной педагогике является назидание. В памятниках народной педагогики встречается кодекс назиданий старшего – младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодежи, отца – сыну.

А. Е. Измайлов отмечает, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрек, даже определенные педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». И далее приводит примеры подобных афоризмов. Узбеки говорят: «Если дурной человек откажется от зла, мир станет цветком», «Если родина спокойна, лицо твое не пожелтеет». Казахи считают: «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской философии советуют: «Если посеял просо, не жди пшеницы». Киргизы призывают: «Если ты велик – будь скромен». Таджики указывают признак мужественности: «Если ты мужчина, выходи на поле боя». Туркмены обращаются ко всем, кто отвечает за людские судьбы: «Если ты правитель – грей свой народ, как солнце».

Методы народной педагогики имеют и свои возрастные особенности. Например, в раннем детстве широко используется метод приучения. Например, детей приобщают к регулярному выполнению гигиенических процедур, вовремя ложиться спать и вовремя вставать, быть опрятными и аккуратными, содержать игрушки и одежду в порядке, без напоминаний делать вовремя уроки, быть вежливыми с родителями, взрослыми, сверстниками и т.д.

В более старшем возрасте ребенок уже пытается разобраться, понять причину, почему он должен поступать так, а не иначе. В этот период эффективным оказывается метод убеждения, которое содержит разъяснение и доказательство, чтобы ребенок осознал разумность определенных действий и поступков, усваивал нормы и модели поведения, принятые в обществе, и чтобы выполнение этих норм становились для него осознанной необходимостью.

А. Э. Измайлов отмечает действенность таких методов народного воспитания, как поощрение и одобрение. Ребенок, по его мнению, всегда испытывает потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Похвала и одобрение оказывают большое стимулирующее воздействие на детей. Осознавая роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». При этом рекомендуется слова одобрения и похвалы произносить с улыбкой на лице.

В этнопедагогике широко используется и такой метод народного воспитания, как намек. Узбекские пословицы гласят: «Для умного человека достаточно и намека», «Умному – намек, глупому – палка». Г. Н. Волков отмечает, что «педагогическая ценность намеков в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне».

В памятниках устного народного творчества, особенно на Востоке и Кавказе, зафиксированы такие методы народного воспитания, как родительское благословение и благопожелание. Родители благословляют своих детей на добрые дела, общественно важные поступки, а любящие жены напутствуют своих возлюбленных на ратные подвиги.

Все вышеперечисленные методы народного воспитания использовались для стимулирования или оценки деятельности человека, если они вписывались в нормы человеческого общежития. Но, к сожалению, в жизни случались и отклонения от норм народной этики. В таких случаях приходилось обращаться к таким методам, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрек.

Самым действенным методом народного воспитания в этнопедагогике считается личный пример. Любые методы воспитания окажутся не эффективными, если сами воспитатели (родители или учителя) не будут служить примером для подражания.

Указанные методы воспитания не являются набором теоретических умозаключений. Они воплощены в нравственных кодексах многих народов, таких как «Кут-сюр» у якутов, «Адыге-хабзе» у народов Кавказа, в пословицах, поговорках, афоризмах и т.д. и напрямую воздействуют на волю и чувства человека. Они проверены временем и опытом разных народов. В этом заключается их действенность, сила и достоверность.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта1
Обобщение опыта – многообразный и всесторонний процесс, систематическая и планомерная работа, в которой в той или иной мере принимает участие каждый работник системы профобразования. Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта невозможно без тщательно продуманной и научно обоснованной программы, а также без организации этой работы в каждом звене системы профобразования. Сущность передового (результативного) опыта В словаре педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса. Педагогический опыт подразделяется на: исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства). В основе передового опыта лежит стремление педагогов создать индивидуальную систему профессионального мастерства, избежать шаблонные подходы, стереотипные действия. «Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, развитии конкретного педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников учреждения образования». Передовой педагогический опыт – это результат большого напряженного, а главное, творческого труда. Критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта. Первым важным признаком или критерием ППО является актуальность, т.е. его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями. Второй признак ППО — высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов. Третий показатель ППО – рациональность, т.е. оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью. Четвёртый показатель ППО — стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени. Пятый показатель ППО — Новизна — Отсутствие аналогов в практике педагогической работы. Шестой показатель ППО — Значимость . Опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов. Седьмой показатель ППО – Эффективность. Позитивные качественные результаты использования в практике (по данным мониторинга). Восьмой показатель ППО — соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Девятый – Воспроизводимость. Идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике педагогической работы Планирование работы по изучению и обобщению передового опыта строится по формуле: Цель (для чего?) – содержание (что?) – методы, средства (как?) – результат (какой?). Планировать такую работу не просто – её нельзя выразить в количественных показателях. Длительность изучения и обобщения педагогического опыта находится в прямой зависимости от объёма изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение одного учебного полугодия, а может планироваться на год и более. Методы изучения педагогического опыта Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы: 1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе образовательного мониторинга учащихся; сравнение документов автора педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; 2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта. 3. Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации образовательно-воспитательных процессов и явлений. Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным. 4. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в сопоставлении результатов. 5. Метод самооценки: метод, оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей. 6. Беседа: ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. 7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов. 8. Изучение продуктов деятельности: изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности. 9. Эксперимент (может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим): Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта. Обобщение педагогического опыта Обобщение опыта предполагает: выделение главных идей опыта, оценку его по выше названным критериям, его характеристику в категориях педагогики (цель, содержание, технологии, формы, методы, приёмы, средства, условия, результаты), описание с обозначением составных элементов опыта и раскрытие связей между ними. Обобщить опыт – значит описать его в виде целостной структуры. Понять, почувствовать, увидеть структуру опыта – важная задача педагога, обобщающего свой или чужой опыт. Собранные факты и материалы необходимо систематизировать по отдельным вопросам, которые исследовались в работе педагога. Затем выделить типичное, характерное, отбросив второстепенное, несущественное, сделать обоснованные выводы. Провести педагогический анализ отобранных и систематизированных материалов. Собрав достаточный материал, проанализировав и обобщив его, педагог описывает опыт, прилагает к нему необходимый материал (перечень его зависит от сути изучаемого опыта). Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.
Читайте также:  Народные средства перед экзаменом

. закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

Большое внимание разработке закономерности и принципов организации педагогического процесса уделял выдающийся русский педагог А.С. Макаренко. Он утверждал, что хороший педагог – это не тот педагог, который заучивает правила и требования к организации педагогического процесса, а тот, который изучает законы тех психических явлений, которыми собирается управлять.

Термин закономерность является производным от «закон», который в современной философии определяется, как внутренняя связь и взаимообусловленность явлений.

Под закономерностями целостного педагогического процесса (воспитания и обучения) понимают существенные, устойчивые связи в развитии и формировании личности, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в ее воспитании и обучении. На основе закономерностей, которые характеризуют научную (теоретическую, объективную) сторону педагогического процесса, формируются принципы (лат. слово, означает первооснова) его практической реализации.

Принципы педагогического процесса – руководящие нормативные требования, предъявляемые к практической организации обучения и воспитания.

Наиболее продуктивно система общепедагогических закономерностей была раскрыта в работах академиком И.Ф. Харламовым. В частности, к числу важных закономерностей (принципов) педагогического процесса, он относил:

1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им ОО в самых различных его проявлениях.

2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность, обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Стимулы активности личности:

Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает.

Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.

Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.

3) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Воспитание – это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками.

4) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которые он хочет достичь в своем развитии (П.К. Анохин).

5) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования.

6) В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности.

7) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

8) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

Современные педагогические технологии.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-коллективную систему обучения;

-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

-исследовательские методы в обучении;

-проектные методы обучения;

-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

-здоровьесберегающие технологии и др.

§2. ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он — цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Особенности личностно – ориентированного урока.

1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.

2.Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4.Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.

5.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

§4. ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

1.Технология разноуровнего обучения.

Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:

-малоспособные; которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

-талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

-около 90% ученики, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы. Овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом , вариативном(творческом) уровнях.

-Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения.

-Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях.

2.Технология коллективного взаимообучения.

Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».

При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания;

в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

— каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

— повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

— отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение

3. Технология сотрудничества.

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп. – общность ццели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

4. Технология модульного обучения

Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

Читайте также:  Почему бывает эндометриоз как его лечить народными средствами

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно — опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).

Технология перспективно — опережающего обучения.

Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии;

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его части;

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).

Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В ) тих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.

В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений — на уроках математики, драматизированные отношения героев — на уроках чтения, истории. Например, при изучении темы «Одежда в разные времена» дети получают домашнее задание по истории: одеть бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить, придумать диалоги для беседы.

Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д.

Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследовательский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

Структура и органы управления образовательной организацией

Управление Школой осуществляется в соответствии с Законом Рк «Об образовании» и Уставом школы на принципах единоначалия и самоуправления, демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности, взаимодействия с предприятиями, учреждениями, организациями, в которых работают обучающиеся, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общественностью.

Директор Школы является единоличным исполнительным органом.

Директор Школы назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области в лице комитета образования администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области.

Трудовой договор с директором Школы подписывает Председатель Комитета образования администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области в лице комитета образования администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области.

Директор Школы подотчетен Учредителю. Срок полномочий директора определяется трудовым договором.

К компетенции директора Школы относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Школы, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции Учредителя.

Компетенция директора Школы:

— осуществляет общее руководство Школой;
— выдает доверенности от имени Школы;
— открывает лицевые счета в органах Федерального казначейства в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
— распоряжается имуществом и средствами Школы в порядке и пределах, установленных действующим законодательством и Уставом Школы;
— согласовывает с Учредителем совершение сделок, в которых имеется заинтересованность;
— утверждает структуру и штатное расписание в пределах бюджетной сметы Школы, утвержденной в соответствии с порядком, установленным муниципальными правовыми актами;
— заключает договоры с физическими и юридическими лицами;
— издает приказы и распоряжения, утверждает положения, правила, инструкции, графики и иные локальные акты по вопросам, входящим в компетенцию директора Школы, обязательные для выполнения обучающимися и всеми работниками Школы;
— устанавливает форму, систему и размер оплаты труда работников Школы в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области в лице комитета образования администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области.
об оплате труда работников муниципальных учреждений, бюджетной сметой Школы;
— осуществляет прием на работу и увольнение с работы, осуществляет расстановку кадров Школы, заключает с работниками трудовые договоры, заключает коллективный договор, если решение о его заключении принято трудовым коллективом;
— распределяет учебную нагрузку совместно с руководителями методических объединений;
— принимает решение о поощрениях, дисциплинарных и материальных взысканиях к работникам Школы;
— совместно с профсоюзным комитетом разрабатывает и утверждает Положение о материальном поощрении и доплатах учителям и работникам Школы по согласованию с управляющим советом Школы;
— устанавливает доплаты и другие выплаты в пределах имеющихся средств в соответствии с локальными актами Школы, с учетом мнения представительного органа работников Школы;
— утверждает правила внутреннего трудового распорядка Школы;
— утверждает Положение о формировании управл

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

источник

Татьяна Иванова
Средства народной педагогики в реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подрастающего поколения — проблема важная и актуальная.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития механизмов поведения и деятельности, в становлении личности. В этом возрасте дети должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости и т. п.

Наша задача – научить детей понимать смысл нравственных требований и правил, видеть проявление нравственных качеств в жизни, видеть разницу между добром и злом.

Чтобы нравственное воспитание детей дошкольного возраста проходило более эффективно, нам педагогам в работе необходимо использовать различные способы воздействия на данный процесс. Одним из таких способов является использование народных сказок, игр, традиционных праздников и т. д., накопленных к народной педагогике.

Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. ученых доказывают, что цели и задачи нравственного воспитания в народной педагогике — это воспитание высоконравственного человека, труженика, семьянина.

Так, по мнению Г. Н. Волкова к средствам народной педагогики для нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно отнести жанры устного народного творчества [1].

А. П. Орлова полагает, что к средствам народной педагогики для нравственного воспитания дошкольников относятся все виды народного творчества: родное слово, устное народное творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники [3].

В качестве первого средства А. П. Орлова выделяет родное слово, которое обретает свою силу через знание родного языка. Язык материализует в себе духовную культуру народа, влияет на формирование этнокультурной специфики, относится к элементам культуры [3].

Как отмечает Н. В. Ивочкина, особенность народной игры как средства народной педагогики заключается в том, что она выступает в качестве народной традиции [2].

Немало важную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения средствами народной педагогики играет знакомство дошкольников с обычаями и традициями.

По определению С. А. Шмакова, обычай — то, что обычно, обыденно высоко, принято. Традиции закрепляли успехи, лучший опыт человеческих отношений, ритуальные действия создавали игровую импровизационную атмосферу [4].

Знакомя детей с традициями своего народа, мы даем возможность дошкольникам познакомится с историей своего народа, с историей возникновения той или иной традиции.

По мнению Г. Н. Волкова, праздник также является средством народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Сочетание средств народной педагогики в празднике имеет мощный воспитательный потенциал. Каждый праздник имеет свои обычаи, к нему готовятся долго, он обязательно включает в себя традиционные виды устного народного творчества: песни, колядки, заговоры [1].

Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. доказывают, что возможности народной педагогики заключаются, в комплексном взаимодействии ее средств: родного слова, дела, устного народного творчества, народного искусства, обычаев и традиций, игры, праздника, которое выражается в нравственном воспитании дошкольников.

Таким образом, согласно народной педагогике нравственное воспитание детей дошкольного возраста включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, своего родного языка, своих национальных традиций, обычаев и обрядов.

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 168 с.

2. Ивочкина, Н. В. Народная игра как средство социализации подростка [Текст] / Н. В. Ивочкина // Актуальные проблемы развития личности. – М., 1994. – 215 с.

3. Орлова, А. П. Проблемы народной педагогики [Текст] / А. П. Орлова // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 154-155.

4. Шмаков, С. А. Нетрадиционные праздники в школе [Текст] / С. А. Шмаков. — М.: Новая школа, 1997. — 336 с.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия — вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

источник