Меню Рубрики

Мелодия к народными средствами

Термин «мелос»ввел в научное употребление советский музыковед Б. Асафьев в работе «Речевая интонация» (в 30-е годы). В разные годы свои наблюдения о свойствах песенной мелодики высказывали В.Одоевский, В.Серов, В.Прокунин, П.Сокальский, Ю.Мельгунов, Е.Линева, В.Пасхалов и др. Позже Л.Мазель и В.Цуккерман говорили о принципах анализа мелодики, а Т.Бершадская- о последовании интонационных циклов. Музыковеды-фольклористы М.Енговатова и Б.Ефименкова при рассмотрении мелодики народных песен употребляют понятие «мелодические ячейки». В.М.Щуров предлагает название «мелодические звенья», т.к. напевы народных песен часто строятся путём сцепления нескольких мелодических попевок*. Итак, в научном взгляде на мелодику подходы различны, но типичные мелодические рисунки до настоящего времени не были охарактеризованы.

Понятие «мелодика» употребляется в обобщенном (широком) или конкретном (узком) значениях.

Широкое – мелодичность музыки, когда речь идет о певучести, лиричности, т.е. о выразительных качествах музыки.

1).Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно (в вокальной музыке или одноголосный наигрыш в инструментальной музыке).

2).Мелодия – это совокупность нескольких компонентов музыкального языка – интонация, ритм, ладовая окраска.

3). Мелодия – это главный (или равноправный наряду с главным) голос многоголосного музыкального произведения. Например, в подголосочной полифонии типа «склад со второй».

Для собирателей и исполнителей народной песни особый интерес должно представлять крестьянское понимание мелодии.

Например, Е.Э.Линева, много и интересно описывавшая свои встречи с крестьянами, записала: «песня, как река льется, с извилинами и загонами, а новая – как чугунка бежит».

Формы и тип мелодики

1) Попевочный типпростейшая форма, которая складывается из варьирования и повторения простейших интонаций (или интонационных элементов). Встречается в календарных песнях, детских, древних хороводных, причитаниях. Это напевы с узким

В.М.Щуров. Стилевые основы русской народной музыки.Тема «Изучение народной мелодики» гл.У111.стр.185

2) Развитый тип мелодики, ее формы:

-нисходящее мелодическое движение из « вершины-источника»;

-нисходящее движение с признаками поступательного;

— восходящее движение одним или несколькими скачками и заполнение его нисходящим движением.

-мелодический рисунок в виде «синусоиды», где напев начинается в среднем регистре, достигает вершины, а затем опускается ниже своего начала (может вернуться на начало);

-мелодический рисунок в виде «восходящей волны»;

-мелодический рисунок в соотношении «вопроса-ответа»; «ответа-вопроса»;

-вращательное движение (опевание основных звуков);

— «обращенная волна» — нисходящее переходит в восходящее.

В песенных мелодиях – голосах существует понятие вариантности ивариационности (импровизационности) в двух значениях:

Вариации – это ритмические, мелодические изменения основного напева песни в разных строфах (куплетах);

Варианты – это ритмические или мелодические изменения в одном произведении подголосочного склада в разных голосах.

Варианты – разные исполнительские варианты одного произведения;

Разные мелодические варианты произведения одного (сходного) содержания, записанные в разных местностях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8889 — | 7205 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Автор: Силков Иван Николаевич, концертмейстер ансамбля народной песни «Румяные щёчки» г.Иваново
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Музыкальная культура и народная музыка в частности, способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно народная музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.
Народной музыке как уникальному средству воспитания должное внимание уделяли видные деятели школьной музыкальной педагогики О.А.Апраксина, НЛ.Брюсова, Н.А.Ветлугина, Г.С.Виноградов, и др. В частности, Н.Я.Брюсова в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка к народу, от его народной песни»

Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова задача любого образовательного учреждения, особенно это касается системы дополнительного образования. Личность имеет социальную, общественную природу и формируется под влиянием воздействий окружающей среды, обучения и воспитания, под влиянием условий жизни и деятельности, которую выполняет человек
Личность и ее психологические особенности формируются в детском возрасте под решающим влиянием обучения и воспитания, правильной организации жизни и деятельности ребенка. Организуя обучения и воспитание необходимо принимать во внимание некоторые врожденные, природные анатомо-физиологические особенности ребенка, например особенности его нервной системы, наличие музыкального слуха, чувства ритма и так далее.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к нему. С каждым днем возрастает интерес к окружающему; появляются новые интересные игры, сначала сюжетные, а потом и ролевые. В них ребенок воспроизводит жизнь взрослых, познает мир, игра способствует всестороннему развитию ребенка, развитию его восприятия, воображения, мышления. Эмоции ребенка становятся более устойчивыми, формируются интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. В игре, в доступных формах трудовой деятельности, под воздействием взрослых формируются личностные проявления, привычные формы поведения, волевые качества. При этом, в каком бы виде деятельности ребенок не проявлял себя, на какой стадии своего развития не был, он эмоционально откликается на выразительные интонации музыки.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, она помогает в воспитании личности, она необходима каждому ребенку, а не отдельным, от природы музыкально одаренным детям. Но каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявлениях. И чтобы открыть перед ним дверь в мир музыки необходимо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, чему способствуют занятия народной музыкой.
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни, служит средством сохранения национальных традиций. Многолетний опыт работы с детьми позволяет говорить о необходимости расширения репертуара русских песен, хороводов, игр, а также изготовления необходимых атрибутов и костюмов. Несомненно, именно народная музыка, фольклор являются совершенным средством в воспитании детей, способствуют воспитанию таких качеств, как любовь к Родине, своему народу, к традициям своего края.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного и младшего возраста получает первые представления о культуре. При этом народный фольклор обогащает детские игры новым содержанием.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков наши предки использовали прибаутки, потешки, приговорки, которые в игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Яркие, оригинальные, порой шуточные и сказочные, доступные по форме и содержанию заклички и попевки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии. Основатель русского народного хора М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, частушка, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Вот почему, приобщение ребенка с ранних лет к народному творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую под силу педагогам дополнительного образования, работающим в ансамбле народной песни.
На занятиях в ансамбле подбирается необходимый для дальнейшей деятельности музыкальный и методический материал. Параллельно осуществляется знакомство детей с народными традициями и детским фольклором. Формы и способы подачи информации могут быть разнообразными. Это и беседа, и занятия, на которых особое внимание можно уделить русскому народному искусству; участие в обрядах, играх, хороводах; прослушивание народной музыки и обучение игре на народных музыкальных инструментах. Таким образом, детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества. В процессе работы для педагога важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, инсценировок сказок и т.д., поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, знакомить с музыкальной культурой своего народа.

Чтобы успешно претворить в жизнь поставленные задачи, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального и поэтического материала и высокое качество исполнения его;
2. учет возраста и особенностей конкретного ребенка, в том числе, его общего и музыкального развития;
3. учет специфики восприятия музыки детьми ;

источник

Термин «мелос»ввел в научное употребление советский музыковед Б. Асафьев в работе «Речевая интонация» (в 30-е годы). В разные годы свои наблюдения о свойствах песенной мелодики высказывали В.Одоевский, В.Серов, В.Прокунин, П.Сокальский, Ю.Мельгунов, Е.Линева, В.Пасхалов и др. Позже Л.Мазель и В.Цуккерман говорили о принципах анализа мелодики, а Т.Бершадская- о последовании интонационных циклов. Музыковеды-фольклористы М.Енговатова и Б.Ефименкова при рассмотрении мелодики народных песен употребляют понятие «мелодические ячейки». В.М.Щуров предлагает название «мелодические звенья», т.к. напевы народных песен часто строятся путём сцепления нескольких мелодических попевок*. Итак, в научном взгляде на мелодику подходы различны, но типичные мелодические рисунки до настоящего времени не были охарактеризованы.

Понятие «мелодика» употребляется в обобщенном (широком) или конкретном (узком) значениях.

Широкое – мелодичность музыки, когда речь идет о певучести, лиричности, т.е. о выразительных качествах музыки.

1).Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно (в вокальной музыке или одноголосный наигрыш в инструментальной музыке).

2).Мелодия – это совокупность нескольких компонентов музыкального языка – интонация, ритм, ладовая окраска.

3). Мелодия – это главный (или равноправный наряду с главным) голос многоголосного музыкального произведения. Например, в подголосочной полифонии типа «склад со второй».

Для собирателей и исполнителей народной песни особый интерес должно представлять крестьянское понимание мелодии.

Например, Е.Э.Линева, много и интересно описывавшая свои встречи с крестьянами, записала: «песня, как река льется, с извилинами и загонами, а новая – как чугунка бежит».

Формы и тип мелодики

1) Попевочный типпростейшая форма, которая складывается из варьирования и повторения простейших интонаций (или интонационных элементов). Встречается в календарных песнях, детских, древних хороводных, причитаниях. Это напевы с узким

В.М.Щуров. Стилевые основы русской народной музыки.Тема «Изучение народной мелодики» гл.У111.стр.185

2) Развитый тип мелодики, ее формы:

-нисходящее мелодическое движение из « вершины-источника»;

-нисходящее движение с признаками поступательного;

— восходящее движение одним или несколькими скачками и заполнение его нисходящим движением.

-мелодический рисунок в виде «синусоиды», где напев начинается в среднем регистре, достигает вершины, а затем опускается ниже своего начала (может вернуться на начало);

-мелодический рисунок в виде «восходящей волны»;

-мелодический рисунок в соотношении «вопроса-ответа»; «ответа-вопроса»;

-вращательное движение (опевание основных звуков);

— «обращенная волна» — нисходящее переходит в восходящее.

В песенных мелодиях – голосах существует понятие вариантности ивариационности (импровизационности) в двух значениях:

Вариации – это ритмические, мелодические изменения основного напева песни в разных строфах (куплетах);

Варианты – это ритмические или мелодические изменения в одном произведении подголосочного склада в разных голосах.

Варианты – разные исполнительские варианты одного произведения;

Разные мелодические варианты произведения одного (сходного) содержания, записанные в разных местностях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10381 — | 7281 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

«Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»
Ш. Гуно

Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства.

Главное из средств музыкальной выразительности — МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения. П. И. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…»

Слово «мелодия» произошло от двух слов — melos — песнь, и ode — пение. Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль. В общем, мелодия — это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю ее целиком, мы напеваем отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы. Несколько звуков образуют мотив — маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения.

Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью.

Вот, например, русская народная песня «Ай, во поле липенька». Ее мелодия легка и изящна. Подвижный темп, плавное движение, светлая мажорная окраска помогают выразить радостное настроение, ощущение молодости и счастья.

Иной характер мелодии в песне «Ах ты, ноченька». Печальное настроение девушки сравнивается здесь с осенней темной ноченькой. Неторопливо течет широкая мелодия в минорном ладу.

«Серенада» Ф. Шуберта – одна из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поется ночью в честь возлюбленной…

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной час; и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное «серенада» Шуберта – о счастливой любви: наступит день, влюбленные встретятся, и все же ее мелодия открывает нам очень многое – то, чего нет в словах и о чем вообще рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, — вот содержание произведения, в котором перечислено все, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.

Читайте также:  Как вылечить полипы народными средствами

Немало на свете и веселых мелодий, рожденных в минуты радости или дни праздников. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма. Кому не знакома прелестная и грациозная «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хочешь отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте учувствовало несколько человек – ведь радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр – собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.

Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом; слушая ее, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее звуках живет для нас облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке, причем даже самая легкая музыка была необыкновенно прекрасной – ведь ее писал Моцарт!

Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил свое отношение к великому венскому классику: «Идешь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, все приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».

В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта – та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдешь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это закономерно: ведь жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения.

Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живет человек.

И поэтому не стоит удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» — создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием.

Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так написал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить ее незавершенной».

Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во все черное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.

Душевное состояние Моцарта в период над Реквиемом с огромной драматической силой передал А. С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».

Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек.
За мною всюду как тень он гонится.
Вот и теперь мне кажется, он с нами сам – третий сидит.

Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который был досконально посвящен Моцартом в замысел всего сочинения.

Моцарт остановился вначале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби. Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день») основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.

Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких мелодий: то напряженно-драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в этом балете достигла своей предельной выразительности – так убедительно и достоверное повествует она о событиях возвышенной и трогательной сказки Гофмана.

Несмотря на обращение к сказочному сюжету из немецкой литературы, музыка «Щелкунчика» глубоко русская, как и вообще музыка Чайковского. И новогодние танцы, и волшебные картины зимней природы – все это в балете проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку, выросшему в России, в атмосфере ее культуры, музыки и обычаев. Не случайно сам П. Чайковский признавался: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».

Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточие…

Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нем присутствует все многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г. Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка». Может быть, правота этих слов особенно очевидна, если речь идет о мелодии: ведь именно мелодия ближе всего к интонации живой речи. И все же – разве можно содержание мелодии передать словами? Вспомните, как трогательна, как необыкновенно выразительна «Мелодия» («Жалоба Эвридики») из оперы К. Глюка «Орфей и «Эвридика» и как о многом может сказать она, не прибегая к словам.

В данном фрагменте композитор обратился к чистой мелодии – и эта мелодия сама по себе сумела завоевать весь мир!

Не следует ли из сказанного, что мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым? Ведь для любого человека одинаково выражается радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.

Не означает ли это, что мелодия угадывает нас самих – наши затаенные чувства, наши невысказанные мысли? Ведь не случайно говорят: «струны души», когда хотят обозначить то, что дает нам возможность воспринимать и любить безграничную прелесть окружающего мира.

Подведем итоги:
1. Что такое мелодия, и какой она бывает?
2. В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
3. Вспомните несколько мелодий, в которых бы выражались различные интонации: грустная, ласковая, веселая и т. д.
4. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «мелодия – душа музыки»?
5. Как содержание музыки влияет на характер мелодии?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
«Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении Дмитрия Хворостовского), mp3;
«Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптиной Пустыни), mp3;
«Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении Фёдора Шаляпина), mp3;
Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика», mp3;
«Ай, во поле липонька», русская народная песня (в исполнении Сергея Лемешева), mp3;
Моцарт. Маленькая ночная серенада, mp3;
Моцарт. Реквием «Lacrimosa» («Слезный день»), mp3;
Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик», mp3;
Шуберт. Серенада, mp3;
3. Статья, docx.

источник

  • Музыка (1408)
  • Симфоническая (528)
  • Фортепианная (379)
  • Камерная (243)
  • Скрипичная (175)
  • Духовная (107)
  • Хоровая (83)
  • Органная (39)
  • Народная (39)
  • Композиторы (1379)
  • Музыкальные жанры и формы (665)
  • Концерт (229)
  • Симфония (163)
  • Соната (105)
  • Вальс (71)
  • Увертюра (64)
  • Ноктюрн (28)
  • Прелюдия (25)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (409)
  • Танцовщики (183)
  • Балетмейстеры (63)
  • Опера (342)
  • Музыканты (333)
  • Пианисты (171)
  • Скрипачи (106)
  • Виолончелисты (36)
  • Вокальное искусство (277)
  • Певцы (263)
  • Музыка и литература (223)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (207)
  • Романс (138)
  • Музыкальная культура народов мира (133)
  • Музыкальные инструменты (128)
  • Дирижёры (125)
  • Музыкальный словарь (88)
  • Музыка и живопись (72)
  • Музыкальные театры мира (61)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (50)
  • Музыкотерапия (49)
  • Оперетта (31)

Обычно я пишу посты когда что-то наталкивает меня на мысль, что неплохо было бы об этом написать. Вот и на этот раз, случилось именно так. Смотрел на днях последнюю версию «Анны Карениной» режиссера Джо Райта с великолепной музыкой Дарио Марионелли. Картина очень понравилась. Но сейчас разговор не о ней. Дело в том, что Дарио Марионелли использует в своей музыке к фильму всем знакомую мелодию «Во поле березка стояла». Вот это и натолкнуло меня написать данный пост.
Будет правильно начать со слов Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Классическая музыка тесно связана с народной. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
Современное ему аристо­кратическое общество с пренебрежением отно­силось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии прос­толюдинов. Бросив вызов подобным предубежде­ниям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Воплотив в своих произ­ведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.

К его луч­шим произведениям, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).

М.И. Глинка. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы «Иван Сусанин»

По «фольклорному» пути, проложенному Глин­кой, устремились и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Некоторые из них создавали блес­тящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочине­ния.

А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». «Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»)

А.П. Бородин продолжает традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» («Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»). А.А.Римский – Корсаков утверждает в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет «в жанре народных протяжных напевов». Пример – песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.

П.И. Чайковский «Анданте кантабиле» из Струнного квартета №1

В жанре народных протяжных напевов создаёт произведения и П.И.Чайковский. Когда кто-то слышит романс Чайковского, на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» впервые, он нередко принимает его за народную песню. Народная песня в произведениях П.И. Чайковского – «частая гостья».

П.И. Чайковский. Симфония №4 — финал

Так, например, в финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола». Можно вспомнить его Andante cantabile из «Струнного квартета №1», где основной темой является песня «Сидел Ваня», романс «Я ли в поле да не травушка была…», украинскую песню «Выйди, выйди, Иваньку» в финале Первого фортепианного концерта композитора.

С.В. Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано (исп. Ван Клиберн)

В замечательном 3-м концерте для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, — писал Рахманинов, — спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
Можно перечислить черты русской лирической песни – широкая распевность, загадки символов, гибкость и красота музыкального языка. Те же черты — выразительность, распевность, созвучие голосов и инструментальных мелодий — присутствуют в музыке русских композиторов.
Народные мелодии, можно сказать, лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот. Охватить полностью тему использования русских народных песен и мелодий в творчестве композиторов-классиков невозможно, так она обширна.
Мой пост не является уроком по данной теме, но все же, для желающих закрепить материал можно обратиться по ссылке.

Процитировано 17 раз
Понравилось: 16 пользователям

источник

Считали, что «сольфеджио» — скучный предмет?! Бывая на моей страничке, вы поймете, что это далеко не так. Что «сольфеджио» бывает интересным и веселым! Уважаемые коллеги! Эту страничку я создаю специально для преподавателей теории музыки. Я хочу делиться здесь своими наработками и опытом, для того, чтобы педагоги могли использовать что — то в своей работе. Я работаю в школе более 30 лет . Сольфеджио — мой любимый предмет.

Анатолий Константинович Лядов / Anatoly Lyadov. «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра

Анатолий Константинович Лядов / Anatoly Lyadov
«Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра

Симфонические миниатюры А.К. Лядова появились в зрелый период творчества композитора. Их немного, и все они программны. И некоторые из них имеют конкретную литературную программу, изложенную автором. «Восемь русских народных песен» музыкальные исследователи обычно не относят к программной музыке Лядова, но и к обработкам народных песен, которых у него более 200 — тоже. В чем же тут подвох? Давайте разберемся.
Сочинение представляет из себя цикл миниатюр для оркестра. Собственного названия у него нет, но каждая пьеса имеет свое «имя» по жанру народных песен. Некоторые из этих песен уже были опубликованы ранее в сборниках обработок народных песен Лядова для одного голоса и фортепиано. Но композитор вновь решил обратиться к этим подлинным мелодиям, только в инструментальном виде. Но зачем это ему понадобилось? Ведь из песни слово не выкинешь. А он это сделал свободно, без угрызений совести. Неужели ему нечего было оркестровать?
Как всегда, у гениев все просто, но не так примитивно.
Как поведала история, Лядов жил «двойной» жизнью. Зимой он преподавал в Петербургской консерватории, а все лето проводил на даче, в деревне Полыновке. Что же удивительного? На дачах написано много произведений Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и других композиторов. Но Лядов жил не просто на даче. Он жил в деревне. Много времени проводил в общении с семьей крестьянина Ивана Громова, ходил по окрестностям и записывал народные песни. Конечно, он весь был пропитан духом русского фольклора. Он знал не только крестьянский быт (особенно любил косить и рубить дрова), но и понимал тип мышления «простых людей», их нравы и характеры, отношение к земле, к жизни. В то же время он был прекрасно образованным, «начитанным» и глубоко мыслящим человеком. И это сочетание интеллегентности и деревенской простоты сказалось в его творчестве. Именно в «Восьми русских народных песнях» он соединил две непересекаемые в обычной жизни вещи – деревенскую хоровую песню и симфонический оркестр. Это делали и другие русские композиторы – Мусоргский и Бородин, Римский-Корсаков, и Чайковский, и даже Скрябин. Но Лядов это сделал по-своему неповторимо.
Да, автор использует подлинные народные мелодии, у которых раньше были слова. Но это не просто еще одна «обработка», и его задумка не в том, чтобы к народной мелодии «приписать» оркестровый аккомпанемент. А в том, чтобы богатыми средствами оркестра выразить то, что между слов, между строк, о чем не принято говорить словами.
Да, он тоже, как и его коллеги, соединял народные мелодии с европейскими принципами гармонизации, применял в оркестре инструментальные приемы народных инструментов (жалеек, балалаек); использовал народные жанры и рисовал сказочных персонажей. Но в «Восьми песнях» он пошел дальше и глубже.
В этом цикле – емкое отражение души народа в символическом проявлении. Литературной программы, как в других его симфонических картинах, здесь нет. Но если Лядов сам не выписал сюжет из русских сказок, то это еще не значит, что его там нет вовсе. Программа заложена в самих жанрах песен, которые выбраны автором не случайно, не просто для «разнообразия» и выстроены не случайно именно в таком, а не ином порядке.
Как это может быть? Жанр – это всего лишь классификация песен по тем или иным признакам.
В науке – да. Но не в фольклорной традиции. Ни одна песня в деревне не поется «просто так». Она всегда «к месту». И «ко времени». Речь идет не только о «приуроченных песнях», которые связаны с календарным обрядом, и который творится в определенное время года (Колядки – в новогодье, заклички – весной, купальские – летом и так далее). Плясовые, застольные, свадебные, шуточные песни – тоже соответствуют своему действию. Словом, за каждой песней – целая сказка. Поэтому композитору не пришлось комментировать песни. Каждый жанр говорит сам за себя. Лядову, видимо как раз нравилось то, что коротко и лаконично можно выразить очень глубокую мысль.
Каждая песня из цикла – это характер. Не столько портрет персонажа, сколько выражение состояния души. Эта душа многогранна. И каждая пьеса – это ее новая грань.
Теперь подробнее о каждой пьесе и о том, что она означает в неписанной программе Лядова.

Читайте также:  Мазь от лишая для детей народными средствами

Д уховный стих – это характер калик перехожих. В старину в зеленые Святки (неделя перед Пасхой) в дом приходили бродячие музыканты и пели Духовные стихи. В каждой песне — сюжеты о «небесной» жизни, о загробном мире, о душе и так далее. В данном цикле – это символ молитвы. И эта «духовность», собственно, задает тон всем остальным пьесам.
***
К оляда- М аляда – это зимние Святки, неделя перед Рождеством, когда в дом приходили ряженные, плясали с хозяевами дома, пели им величальные (то есть хвалебные) песни, показывали кукольный театр (вертеп) на библейский сюжет. Быть может, это марионетки зажигают вифлеемскую звезду и несут дары младенцу Иисусу? В оркестровке все «кукольное», «крошечное» — тихие шаги пиццикато, негромкие трубы – голоса кукол, но характер все же торжественный.
***
П ротяжная – это наиболее красочное выражение страдания народного. Как сказал поэт, «этот стон у нас песней зовется». Несомненно, имелись ввиду протяжные. В каждой такой песне рассказывается о тяжкой судьбе, женской доле или какая-то душещипательная история с грустным концом. Мы не будем даже искать подлинные слова этой песни, ведь средствами оркестра композитор выразил еще больше. Хочется обратить внимание, как ансамбль виолончелей исполняет основную мелодию в подражание ансамблю голосов хора. Виолончели здесь особенно задушевны.
***
Ш уточная – «Я с комариком плясала». Изображение писка комаров – это не самая главная прелесть пьесы. Звукоизобразительность – это неотъемлемая часть почерка автора, но этим он лишь отвлекает внимание, желая немного приободрить слушателя после такого глубокого горя, которое было в предыдущей пьесе. Вспомним, что значит выражение «чтоб комар носа не подточил». Или — как это Левша блоху подковал? Все эти символы – тонкость, отточенность ума, остроумие. Веселая шутка – что может лучше отвлечь от горя и печали?
***
Б ылина о птицах – это разговор особый.
Былина – это какая-то быль, то есть история о том, что было. Она обычно рассказывает о подвигах русских богатырей. И музыка обычно повествовательного характера, медленная спокойная, «эпическая». А отношение к птицам в древние времена было особенным. Птицы были почитаемы на Руси как священные. Весной, «закликали» жаворонков, а осенью провожали журавлей на юг. Но автор не использовал веснянки, а написал «былина», что говорит о каком-то мифе.
В сказках часто упоминаются вороны, орлы, голуби, ласточки, которые могут разговаривать человеческим голосом. Так же есть примета, что если птица бьется в окно, значит вестей жди. По поверьям — птица – это символ человеческой души, летящей с «того» света, то есть из загробного мира. Словно наши далекие предки подсказывают нам что-то очень важное.
В то же время музыка этой былины – далеко не повествовательного характера. Композитор остался верен самому себе, выбрав звукоизобразительный путь: сплошь я рядом форшлаги деревянных духовых, что изображает полеты птиц и порхания с ветки на ветку; в начале пьесы — птица словно стучится в окно (пиццикато), и, судя по музыке, несет весть недобрую. Она мечется, стонет, а в самом конце – низкие унисоны струнных словно выносят суровый приговор Судьбы. И, скорее всего, он неотвратим.
***
К олыбельная – логическое продолжение «приговора». Традиционные колыбельные песни для детей обычно очень спокойные. Но здесь – не все так прямо. Если кто и качает люльку – так это не добрая мамаша, а сама Смерть. Это она стучалась в дверь в прошлой пьесе. А сейчас – стонет и вздыхает. Словно кто-то прощается навеки с дорогим человеком. Но ведь это не похоронная песня, а колыбельная! Все правильно. Когда человек умирает своей смертью – он постепенно засыпает и больше не просыпается. И вот смерть поет эту жалобную колыбельную, словно окутывает своим туманом, увлекая за собой в сырую могилу. «Спите, спите. вечным сном. »
***
Но тут — П лясовая — появилась волшебная дудочка пастуха, свирель. Связь с загробным миром в деревне приписывалась всем пастухам, потому что они знали язык птиц и зверей, и скота. А дудочки делали из «волшебной» травы, которая играет сама. Эта волшебная дудочка — маленькая, тоненькая как комар, может проскользнуть в царство смерти и вывести человека обратно на «этот» свет. Но он должен не просто идти, а плясать. И тогда, пройдя по тонкой ниточке, связывающей «тот» свет и «этот», человек возвращается к жизни.
И что он видит первым делом?
Свет! То есть Солнце!
И людей – друзей и родных.
***
Х оровод – это когда все вместе держатся за руки и идут по кругу. Круг — это символ солнца. А солнце – это тепло, изобилие и богатство. Последняя пьеса – это победа над смертью и радостный гимн Ее Величеству Жизни.

Вот так в коротких пьесах, буквально, в «нескольких словах» вместилась вся философия и поэзия русского народа в гениальном пересказе композитора-миниатюриста Анатолия Лядова. Прислушайтесь, и вы услышите там частичку себя как истинно русского человека.
Инна АСТАХОВА

источник

Музыка представляет собой язык звуков, который неотделим от природы. Звуки имеют огромное влияние на человеческую психику и на организм в целом. Это воздействие может быть как созидающим, так и уничтожающим, поскольку различные стили музыки могут оказывать различное воздействие на физическое и эмоциональное здоровье человека.

Влияние музыки на человека определено, прежде всего, его психоэмоциональным состоянием. Если музыка гармонирует с этим состоянием, то она, по мнению ученых, оказывает положительное влияние на человека. В том случае, если этой гармонии нет, то влияние музыки на человека будет весьма негативным.

Современная популярная музыка не блещет текстами песен, как правило — это набор незамысловатых фраз. Музыкальное сопровождение данных текстов, похоже до безобразия, это как правило, ритмичное повторение барабанов, плюс другие инструменты. А нам, как известно, еще шаманы использовали ритмичное постукивание в свои барабаны (камлание) для того, чтобы войти в транс или ввести других в транс. А когда человек в трансе сознание не контролирует, то что человеку говорят и это все идет сразу в подсознание, минуя критическую оценку сознания. Выходит так, что тексты современных, популярных песен идут, минуя наше сознание сразу в подсознание. Вот этим и объясняется то, что стоит человеку раз услышать подобную «попсовую» песенку и он будет ходить и мычать ее весь день.

Для того чтобы шаману легче было ввести человека в транс, для этого применяли табак. Одурманенный табаком человек под ритмичное постукивание шамана еще быстрее впадал в транс. В наше время, для того, чтобы эффективнее вводить толпы молодежи в транс, используют табак, пиво, водку, а так же современную технику. Клубы, где любит «тусить» молодежь, оснащена и современной светотехникой, все моргает и крутится, всюду из колонок доносится громкое «бацканье», внимание молодых людей и так рассеяно, а тут еще и одурманивающие напитки, а иногда это и синтетические наркотики. Думаю понятно, что от такого влияния музыки ни чего хорошего ждать не стоит. Тут присутствуют все элементы используемые при зомбировании. Вот вам и пример влияния современной популярной музыки на человека.

Древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание — самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души».
И не стоит забывать историю, когда в фашисткой Германии, огромному количеству людей перед выступлением Гитлера проигрывали возбуждающие марши. Этим и объясняется гипнотический талант Гитлера. После такой обработки немцы были готовы воевать со всем миром.

Влияние музыки на интеллектуальные способности человека
Психологами совместно с неврологами выполнялся следующий эксперимент. Отбирали кандидатов и регистрировали деятельность мозга до и после прослушивания современной популярной музыки. Кроме того, использовались тесты на запоминание, просили запомнить 20 слов. Во время прослушивания сборников популярных песен оказалось весьма заметным резкое снижение числа активных точек в правом полушарии и небольшое уменьшение активных точек в левом. Тест с запоминанием после прослушивания музыки, давался значительно труднее, чем до прослушивания.
Испытуемые только через час вернулись к нормальному состоянию. Вывод: негативный результат влияния популярной музыки очевиден.

Влияние рок музыки на человека
Не только одна популярная музыка негативно влияет на человека, это еще и тяжелый рок.
Тут тоже используется и ритм, частота чередования света, громкость. Переизбыток высоких или низких частот серьезно травмируют мозг. Американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). Мощность на рок концертах с каждым годом только растет и уже давно перешло за 20 тысяч ватт. Музыканты и певцы на данных выступлениях одеты, как правило, вызывающе и угнетающе (подражание темным силам), все их поведение только и делает, что насаждает насилие плюс тексты песен, особенно зарубежных исполнителей, которые прямо призывают к насилию и восхваляют темные силы. Кроме насилия тяжелая рок-музыка способствует злоупотреблению наркотиками. Вы, наверное, замечали как подростки после концертов рок-группы выходили на улицы и нередко крушили, ломали что попало под руки. В Америке зафиксировали, что с приходом рок-музыки возросли случаи суицида.

Влияние музыки на растения
Уже не раз проводились данные эксперименты. Брались одинаковые семена, сажались в одинаковые условия, словом было соблюдено все, что могло отразиться на их росте.
Первую группу семян помещали под 3-х часовое воздействие тяжелого рока
Вторую группу семян под «попсовую» музыку на тоже самое время.
Третья группа семян под классику, музыка Баха на 3 часа.
Спустя определенное время, когда семена взошли и подросли, выяснилось, что самые маленькие растения это в первой группе, потом во второй и самые высокие и здоровые в третье группе.
Подобные эксперименты проводились не раз, и на других растениях и оценивали плоды растений. Везде было замечено негативное влияние тяжелой и популярной музыки.

Как это ни удивительно, но фактором восприятия музыки является еще и национально-культурная принадлежность лица. К примеру, представитель Европы не всегда будет испытывать ощущение комфорта при прослушивании восточных мотивов, а длительное воздействие такого рода музыки может вызвать у него сильное психическое расстройство. Точно так же жителям восточных стран вряд ли придётся по вкусу западная музыка.

И все-таки ученые считают, что благотворное влияние музыки на человека уже доказано. Специалисты считают, что имеют значение не только ритм, стиль, тональность музыки, но и то, на каком музыкальном инструменте было исполнено произведение. Звучание каждого музыкального инструмента имеет свое влияние на конкретную систему организма человека.

Читайте также:  Народные средства от коллоидного рубца

Самое благотворное влияние на человека оказывают народные композиции. Этническая музыка дает возможность успокоиться и расслабиться. Народная музыка, возвращая человека к его историческим корням, помогает открыть энергетические центры и нормализовать жизненный поток. Народная музыка очищает пространство от негатива, насыщает энергией биополе человека. Дадим Вам маленький совет. Чтобы понять, какое влияние оказывает музыка именно на Вас, попробуйте во время прослушивания разных стилей музыки прислушаться к себе, понять какие ощущения и эмоции вызывает у вас данное музыкальное произведение.

источник

2 класс. 3 четверть.

Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.

Задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры.
  2. Развитие вокальных навыков средствами ладовой сольмизации; развитие чувства метроритма в системе ритмической работы; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания.
  3. Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала. Закрепление навыка ритмической работы в ансамбле.

Музыкальный материал к уроку:

1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).

2. “Камаринская” – из “Детского альбома” П.И.Чайковского (слушание).

1. Вступительная беседа

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка. ” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси.

Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.

– Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси?

Говорит, что с песней на Руси родились.

– Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.

2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц”

И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?

Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.

Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.

– Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами. В ходе работы.

Работу мы начнем с начала.

Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.

– И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Вспоминаем, из каких долей состоит наш ритмический рисунок?

– Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма. Что означает цифра в начале ритмической записи?

Количество долей ТА в такте.

– На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки.

Давайте повторим отдельно с каждой группой с названиями.

На доске запись ритмической партитуры плясовой “Светит месяц”

А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли про себя.

– Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?

Для плясовой, т.к. ритм передает ощущение подвижного движения.

– Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали и споем ее в сложном варианте: с названиями ступеней.

Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней

– Ну, а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог “ДО” в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода.

Исполнение мелодии в темпе на слог “ДО”

Это мелодия плясовой. Так как…

– Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Вспомните известные вам русские инструменты.

Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…

– Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.

3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопровождением

– Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.

Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?

Детям показывается портрет. Они называют имя композитора

Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

– И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия.

Это были Вальс, Полька и Камаринская.

– Какой же из этих танцев родился в России?

– Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.

Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?

Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.

– Что ж, давайте, проверим, правильны ли ваши предположения.

Слушаем. И определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?

4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

Она близка к русской плясовой.

– Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!

Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.

Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.

“Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.

– Что же их тогда объединяет?

Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.

– Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.

источник

Наталья Карагодина
Русская народная песня как средство обучения выразительному пению

Пение — важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач и гармонического развития ребенка, развивает у него интерес и любовь к музыке, углубляет представления об окружающей действительности.

Программа обучения пению в детском саду содержит такие задачи, как формирование устойчивого интереса к пению, обучение выразительному пению, обучение певческим навыкам, развитие голоса и слуха детей.

Для решения этих задач мы опираемся на народные песни как на одно из самых совершенных средств музыкального воспитания.

Чем же привлекает педагогов народная песня? Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор — все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

Программа предусматривает следующие народные песни и попевки в младшей группе: «Ладушки», «Зайчик, ты зайчик», «Петушок».

В работе над песней «Петушок» стремлюсь научить детей петь высоким звуком. Добившись выразительного пения, обращаю внимание всех на вступление к песне. Говорю детям: «Слышите, как звонко пост петушок? Не дает детям спать». Работаю над тем, чтобы дети чисто интонировали седьмую ступень натурального минора. Для этого первое слово «петушок» учу припевать мягко, а второе — выделяя. Когда песня выучена, провожу инсценировку её. Дети поют песенку, сидя на стульчиках, а петушок прохаживается перед детьми, помахивая крыльями. К концу песни дети делают вид, что засыпают, а петушок будит их звонким «ку-ка-ре-ку».

Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народные песни — отличный материал для обучения детей напевному пению.

В средней группе используются народные песни «Дождик, дождик, пуще», «Две тетери»; игры — хоровод «Ходит Ваня», «Гуси вы, гуси».

Пенис песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей четкое произношение. Пропевание слов с частым повторением согласных «д», «и» требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля соль) не отвлекает их внимания на запоминание мелодических оборотов. Этой песней начинаю работу с детьми над динамическими оттенками. Объясняю, что будем постепенноусиливать звук, как порыв ветра усиливает шум дождя. На следующих занятиях использую песню как распевку, пропевая её от ля, си-бемоль, си

Пение песни «Две тетери» позволяет продолжить работу над напевностью исполнения. Мягкая гармония аккомпанемента, связное его звучание помогают напевному пению.

Сложность интонирования зависит от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся устойчивые ступени лада, мелодия с поступенным движением вверх и вниз, мелодия, построенная на удобных интервалах. В песне «Две тетери» первая фраза начинается и заканчивается тоникой, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половины мелодии закрепляем умение детей слышать и воспроизводить голосом поступенное движение мелодии вверх к тонике.

В старшей группе программа рекомендует использовать народные попевки и песни «Чики-чики, чикалочки», «Бай-качи, качи», игры с пением «Ворон», «Васька-кот».

Опевание пятой и третьей ступеней в песне «Чики-чики, чикалочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имен детей побуждает их активно включиться в пение. В течение года использую песню «Чики-чики, чикалочки» в качестве распевки. Так, при разучивании песни «Веснянка» (музыка А. Филиппенко) использую эту попевку, настраивая детей на высокое звучание.

Интонационной особенностью песни «Бай-качи, качи» является повторение мелодии в определенной последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоить гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники.

Очень любят дети игры с пением. Важно, способствовало раскрытию игрового образа. Так, в движения соответствуют тексту песни.

На занятиях со старшими детьми использую ранее выученные народные песни, но ставлю перед ними другие задачи. Например, для чистого интонирования и различения двух соседних ступеней использую песню «Дождик». Попевку «Петушок» использую для определения длинных и коротких звуков. При разучивании песни Ан. Александрова «К нам гости пришли» распевку провожу на песне «Бай-качи, качи» м заостряю внимание детей на возвращении мелодии к основному звуку тоники. Дети при разучивании используют накопленный опыт.

В подготовительной к школе группе рекомендованы песни «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», «Во поле береза стояла»; игры и хороводы: «Заинька», «Как на тоненький ледок»,

чернозем», «Теремок», «Каравай», «Горелки» Репертуар народных песен для подготовительной группы обусловлен тем, что дети к этому возрасту, систематически занимаясь на музыкальных занятиях, имеют уже достаточный опыт в пении, поют без сопровождения. Поэтому введено много игр- хороводов, которые можно исполнять вне занятий. В работе с подготовительной группой также использую ранее выученные народные песни, рекомендованные программой, а также и дополнительно вводимые народные попевки.

Известно, что повторение мелодии на одном и том же звуке представляет некоторую сложность в интонационном отношении. При пенни попевки «Андрей-воробей» ставлю задачу научить детей высоко держать повторяющийся звук. В качестве распевания беру эту попевку, пропевая ее от разных ступеней перед такими песнями, как «Зимняя песенка» (музыка М. Красева, «Встречаем май» (музыка В, Герчик, настраивая детей на высокое слитное звучание.

Пение русских народных песен, сопровождаемых движением, т. е. хороводов, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа, с его песенным прошлым. Хороводы «Калина», «Как на тоненький ледок» являются прекрасными образцами для работы над выразительностью пения, т. е. песня с динамическими оттенками, с правильным звукообразованием и дыханием.

Народные песни поются детьми не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатели всегда находят момент, когда можно использовать пение. Например, пошел дождь, воспитатель предлагает детям спеть русскую народную песню «Дождик, дождик, пуще». В группе, играя, дети поют полюбившиеся им попевки, потешки, прибаутки.

Кроме того, мы используем народные песни и хороводы в развлечениях и праздниках. Так на первомайском утреннике дети водят хоровод «Земелюшка-чернозем». Перед разучиванием этого хоровода объясняю, что его придумал народ и исполнял, выходя на гулянья. Во время развлечения летом в лесу дети исполняют песню «Во поле береза стояла», которая оставляет в их душах глубокий след, радость общения с природой через песню.

Русские народные песни прочно вошли в жизнь детского сада. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию.

Консультация «Обучение детей выразительному пению» (из опыта работы) Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Постигая мир.

Методическая работа «Значение пения, основные принципы обучения пению на уроках хора в общеобразовательной школе» Пение занимает важное место в развитии школьников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают.

Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников Целью данной работы является формирование и развитие целостной, духовно.

Описание опыта работы «Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений» Возраст 5-6 лет часто называют «библиотечным». Это время «влюбить детей в книгу». Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом,.

Паспорт проекта «Русская народная культура» ПРОЕКТ «Русская народная культура» Информационная карта проекта Тип проекта: краткосрочный (с 09.03.16 по 25.03.16) Вид проекта: групповой,.

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Подгрупповое логопедическое занятие «Русская народная игрушка» Цель : Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством русского народа. Расширение.

Проект для дошкольников «Русская народная вышивка» «ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОСИНКА» ПРОЕКТ Тема: «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА» Руководитель проекта: Войтенко В. А. НОВОСИБИРСК Краткая аннотация.

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста» Автор разработчик: Мезенцева Светлана.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

источник