Меню Рубрики

Средства народной педагогики о нравственном воспитании

  • ОСОБЕННОСТИ НАЦИИ
  • ВОСПИТАНИЕ
  • СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
  • НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
  • НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • НАРОДНОСТЬ
  • ЭТНОС

Народная педагогика — это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности. В наше сложное и противоречивое время, я считаю, нам необходимо вернуться к нашим истокам, лучшим традициям, привить растущему поколению лучшие традиции народа.

В связи с ведущей идеей Закона «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров — формирование духовного облика молодежи на основе национальных и общечеловеческих ценностей — одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим компонентом которого является народная педагогика с её богатейшими прогрессивными традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.

Анализ истории древней педагогической мысли народов Средней Азии показывает, что первые социальные памятники педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной педагогической культуры.

Анализ наследия Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сины, Ал- Харезми, Юсуфа Хас –Хаджиба, Умара Хайяма, Абу Райхона Бируни, Мирзо Улугбека, Алишера Навои, Захириддина Бабура и других просветителей и ученых показывает, что их идеи о воспитании перекликаются с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывают с поступками, жизнью и деятельностьювеликих людей. Эти ученые выражали идеи гуманизма, подчеркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Прогрессивные идеи великих ученых и поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры узбекского народа, сохранив свою актуальность и до наших дней.

Знаменитые педагоги Ян Амос Коменский, Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа.

Народная педагогика –это проявление педагогической культуры масс, олицетворяющей идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, и взаимоотношении между ними. Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в поговорках, пословицах, сказках, загадгах, легендах, колыбельных песнях, пестушках, играх, хороводах, в прикладном искусстве.

В пятидесятых годах ХХ века Г.Н.Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры; место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н.Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п.

Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, исторических преданиях, народных приметах.

Народное творчество доступно и понятно всем, и его сила в том, что оно не навязывается людям, а вырастает из недр собственной народной культуры, а его идеи впитываются человеком через колыбельную песню, сказку, мудрую пословицу и поговорку нужными обществу качествами гражданина.

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

У каждого народа — своя народная педагогика, свой язык, но средства воспитания очень схожи. Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, — с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества. Каждый народ стремится донести в будущее самое дорогое духовное богатство — веками накопленную мудрость. Например, красота слов, песен и игр создает интересную гармонию в узбекской системе эстетического воспитания, представляющую собой вклад узбекского народа в общечеловеческую эстетику и педагогику.

Нравственное воспитание невозможно без важного фактора народной педагогики — примера, идеала, который призван показать ребенку, каким должен быть человек. Ясно осознавал народ значение личного примера в воспитании.

Нравственное воспитание подрастающего поколения не может быть абстрактным, оно всегда конкретно, национально. Нравственные нормы и ценности в этнической культуре приобретает свое особое значение и лишь исторически выработанный механизм их воспроизводства способствует эффективному воспитанию. Поэтому нравственное воспитание должно опираться на народные педагогические традиции.

Высокая эффективность народной педагогики проявляется, прежде всего в её воздействии на личность. Отсюда и естественность включения педагогических идей народа в образовательный процесс. Использование народного опыта воспитания в образовательных учреждениях способствует передаче обучающимся всего богатства знаний, которое было накоплено народом на протяжении всей его истории.

  1. Национальная программа по подготовке кадров. – Ташкент: Узбекистан, 1998.
  2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. – Москва: Академия, 2008.
  3. Волков Г.Н., Баубекова Г.Д. Этнопедагогика. – Ташкент: Фан, 2000.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Основными средствами народного воспитания являются труд, игра, слово, общение, искусство, произведения устного народного творчества и т.д.

Труд в жизни человека во все времена занимал ведущее место, он является сердцевиной народной педагогики. Поэтому не случайно данная тема ярко выражена в пословицах и поговорках: «Труд – всему отец», «Кто любит труд, тот любит жизнь», «Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут».

В то же время народ высмеивает ленивых людей, ищущих легкой жизни. Об этом говорят и народные пословицы: «Труд на ноги ставит, а лень валит», «Труд человека кормит, а лень портит», «От лени человек хворает, а от труда – здоровеет», «Лень до добра не доводит», «Лентяя по походке узнают», «У него лень за пазухой гнездо свила», «Ленивый спит сидя, работает лежа», «Без дела жить – только небо коптить, «Ленива та птица, которая не хочет сама себе гнездо строить».

О роли труда в жизни человека Г. Н. Волков вполне справедливо пишет: «Трудовое воспитание – венец всей системы народного воспитания. Вне труда нет ни эстетического, ни физического, ни нравственного воспитания, без труда нет и полноценного умственного воспитания».

О важности труда в человеческой жизни говорили многие прогрессивные мыслители всех времен и народов.

Истинное сокровище для людей – умение трудиться. (Эзоп)

Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)

Труд. первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. (Ф. Энгельс)

Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А. П. Чехов)

Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа. (М. Горький)

Таким образом, трудовое воспитание – стержневая проблема народной педагогики во все времена. Трудовое воспитание тесно связано с материальной и духовной культурой народа, их традициями. Так, например, у народов Севера труд органически связан с традиционными отраслями их хозяйства – охотой, рыболовством, оленеводством, которые исстари развивались в специфических условиях тундры и тайги.

Народная педагогика призывает формировать у детей с самого раннего их возраста устойчивую привычку добросовестного отношения к труду. Особого внимания требует к себе воспитание в детях уважительного отношения к труду других людей. Приобщение детей к труду должно носить целенаправленный воспитательный характер, стать средством развития личности каждого ребенка, с учетом того, что именно в процессе активной деятельности у человека вырабатывается культура труда, воспитывается творческое отношение к делу, а также дисциплинированность, организованность, коллективизм.

Игра является важным фактором развития детей. А. Н. Леонтьев, разрабатывая теорию деятельности, утверждал, что, начиная с раннего детства и до 7 лет, для ребенка ведущим видом деятельности является игра.

Д. Б. Эльконин глубоко раскрыл и описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит усвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Он также отмечал важную роль игры в развитии ребенка.

Как известно, игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании, служит важным условием умственного, нравственного, физического воспитания ребенка. Многие психологи и педагоги обращают внимание на воспитывающую и развивающую функцию игры в педагогическом процессе.

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы».

Включение в воспитательную деятельность игр своего и других народов, кроме осмысления детьми традиций и истории своего народа, его мудрости и целесообразности традиций народного воспитания дает понимание единства всех народов (игры, как известно, практически во всем мире имеют много общего).

Содержание игр на каждом этапе развития ребенка существенно меняется. Так, в младших классах педагогам рекомендуется проводить подвижные игры, направленные на совершенствование навыков естественных видов движений. Это игры с бегом, прыжками на месте, с места в высоту, в длину с разбега, игры с метанием на дальность и в цель, игры в мяч и др.

Игра – отражение бытия народов, и поэтому через нее, в ней у детей воспитываются те или иные качества (физические, интеллектуальные), которые необходимы для выживания именно на той территории, где исторически проживал этнос.

Подвижные игры развивают быстроту реакций, мышление, внимание, память и т.д.

В старших классах большое место отводится коллективной игре (например, игре с мячом), развивающей дружеские связи, дружеское общение, симпатию и т.д.

Игры, в том числе традиционные, развивают когнитивное мышление, память, внимание и др.

Традиционные игры воздействуют на развитие личностных качеств учащихся. Они передают традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету родного народа.

В народной педагогике отмечается влияние досуговых, обрядовых игр и национальных видов спорта на развитие личности школьника.

Игры, способствующие физическому развитию ребенка, проводятся и в свободное время с учащимися младших классов. Сюда относятся игры с мячом, игры с арканом, занятия в жокей-классе, где ребята овладевают сложной наукой езды на коне, борьба, игры с бегом на короткие дистанции, перетягивание канатов и т.д. В таких играх заложены большие возможности по развитию личности ребенка.

У многих народов (особенно Севера) есть игры, имитирующие повадки животных. Они полезны при изучении родного края, развивают ловкость, внимательность и наблюдательность.

В республиках Поволжья и Приуралья, особенно среди тех народов, которые исповедуют ислам, популярны обрядовые игры, посвященные праздникам «Науруз», «Сабантуй».

В виде спортивных состязаний проводятся игры «Бой батыров», «Попади в цель», «Догони девушку» и многие другие.

К национальным видам спорта приобщаются учащиеся старших классов. В процессе освоения национальных видов спорта юноши узнают о том, что хорошо подготовленные в прошлом воины могли стрелять из лука вдаль или увернуться от пущенных в воина стрел, отбив их концом своего копья.

В процессе игры совершенствуются двигательные навыки, развиваются волевые качества, способности, формируется характер, вырабатываются объективные оценки индивидуальных и коллективных результатов. В народных играх реализуются все формы активности ребенка, происходит социализация личности и осмысление окружающего мира и самого себя. Усваивая в игре самобытную культуру своего народа, ребенок развивается гармонично.

Игры способствуют социализации детей и их благополучной адаптации. Они способствуют также выработке терпения, выдержке в отношениях между детьми, учениками, установлению дружеских, эмоциональных отношений; являются средством позитивного стимулирования для детей, стремящихся к успеху, одобрению; целенаправленной актуализации успехов у отдельных детей перед детским коллективом в целях повышения их самооценки, для изменения устоявшихся стереотипов по отношению к ним.

Игра помогает решить многоаспектную проблему развития коммуникативных навыков, когнитивных способностей, мышления, внимания, памяти и сформировать дружеские отношения между детьми.

Слово. Говоря о необычайной действенности слова как фактора народного воспитания, академик Г. Н. Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно».

Для ребенка знакомство со словом начинается с колыбельной песни. В нем выражена любовь матери к маленькому человеку, пожелание счастья и благополучия в ожидающем его будущем.

Любовь к родному слову запечатлена в пословицах и поговорках:

Мал язык, да всем телом владеет.

Я. А. Коменский говорил, что начинать обучение ребенка нужно на родном языке, а великий русский педагог К. Д. Ушинский так и назвал свой первый учебник для детей – «Родное слово».

Материнскому слову, родному языку посвятили свои произведения И. С. Тургенев, И. А. Бунин, Г. Тукай, Р. Гамзатов.

Вот как преданность родному языку выразила А. Ахматова в стихотворении «Мужество», написанное в годы Великой Отечественной войны:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Читайте также:  Народные средства при воспалении десен от протезов

Родной язык – начало всех начал. Но все же в таком многонациональном государстве, каким является Россия, знание только родного языка недостаточно.

Для общения с представителями других народов нашей страны необходимо и знание русского языка, который является в России языком межнационального общения.

Прекрасно выразила мысль о необходимости знания двух языков, о равной любви к ним балкарская поэтесса Танзиля Зумакулова:

Текут две речки в сердце, не мелея,

Не менее благородно и трогательно звучат и слова аварского поэта Расула Гамзатова, высказанные им в книге прозы «Мой Дагестан»:

Мой родной аварский язык! Ты мое богатство, сокровище, хранящееся про черный день, лекарство от всех недугов. Если человек родился с сердцем певца, но немым, то лучше бы ему не родиться. У меня в сердце много песен, у меня есть голос. Этот голос – ты, мой родной аварский язык. Ты за руку, как мальчика, вывел меня из аула в большой мир, к людям, и я рассказываю им о своей земле. Ты подвел меня к великану, имя которому – великий русский язык. Он тоже стал для меня родным, он, взяв за другую руку, повел меня во все страны мира, и я благодарен ему.

Общение является одним из важных факторов народного воспитания. Оно присутствует везде: и в процессе трудовой деятельности, когда необходимо тесное слаженное взаимодействие между участниками трудового процесса, и в игровой деятельности, особенно в коллективных видах игры, когда для победы так необходимо взаимопонимание между партнерами.

Л. В. Мардахаев определяет общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Речевой этикет различает формы общения: между сверстниками, связанными одними интересами, потребностями, одной субкультурой, и между представителями разных поколений, это так называемое межпоколенное общение, которое предполагает разные модели речевого поведения: младший (мальчик/девочка) со старшим (мужчиной/женщиной) или старший (мужчина/женщина) с младшим (мальчик/ девочка). То есть отмечаем восемь различных моделей речевого поведения.

В качестве основного требования речевого общения здесь выступает нормативность, включающая такие речевые характеристики, как точность, ясность, чистота. Точность речи проявляется в адекватном ситуации и содержанию выборе языковых средств; ясность – в доходчивости, понятности для тех, кому она адресована; чистота – в отсутствии нелитературных элементов, уместности используемых средств.

Достижение взаимопонимания возможно в том случае, если участники процесса общения обладают определенной культурой общения, которая определяется как совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств общения, позволяющих успешно решать коммуникативные задачи.

В процессе общения важно не только передать информацию, но и установить с собеседником дружеские отношения, необходимые в процессе совместной деятельности.

Культура общения – это умение осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми – способности и умения воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе взаимодействия.

Высокого уровня взаимоотношений достигает тот педагог, который рассматривает общение как двусторонний процесс, при котором его воспитанник становится полноправным партнером. Талант общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть, смягчить естественную трудность общения из-за различий в возрасте и жизненном опыте, помочь воспитаннику обрести уверенность в общении в качестве полноправного партнера.

Культура общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие способов общения и его эмоционально-эстетического проявления. Она предусматривает взаимное доверие субъектов общения.

Основой культуры общения является доверительное отношение человека к человеку. Обязательный компонент культуры общения – тактичность, умение понять чувства и настроение другого.

Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п.

Народные традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности того или другого народа и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей. Народные традиции помогают передавать от поколения к поколению накопленный народом опыт жизнедеятельности и успешно адаптироваться человеку в соответствующей национальной среде.

Народы России сумели сохранить богатые традиции в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несмотря на коренные преобразования в жизни нашей страны, во многих сферах сознания и деятельности продолжают сохраняться следующие традиции: культурные (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России); боевые (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат); трудовые (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства). Очевидно, что процесс реформирования общества повлечет за собой и формирование новых традиций на основе нового наработанного опыта духовно-нравственного возрождения России.

Искусство. Отношение ребенка к искусству основано на его эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через песни, обряды, народный эпос, декоративно-прикладное творчество позволяет ребенку как бы войти внутрь событий, стать их участником. В этом суть потенциальной возможности влияния искусства на эмотивную часть сознания. Воздействуя на ребенка, искусство формирует ценностное знание, определяет позицию и поведение ребенка. Именно это впоследствии ложится в основу отношения подростков к людям, самому себе и природе. Происходит процесс культурного развития ребенка.

Воспитание положительного, заинтересованного отношения к этническим культурам начинается с приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, присущим народному искусству своего и других народов. На этическом уровне – это проявление внимательности, доброжелательности и тактичности во взаимоотношениях с людьми независимо от их национальности и религиозных чувств.

Постигая народное искусство, подросток знакомится с его глубинным смыслом, с национальной культурой, где перед ним раскрывается реальный мир идей, чувств, побуждений, картина мира, ценностей человека. Следовательно, понимание искусства – это одна из форм диалога культур, полнота постижения которого происходит через «вживание» в чужую культуру, через возможность взглянуть на мир ее глазами.

На рациональном уровне народное искусство создает предпосылки освоения моральных норм: уважение к личности, ненасилие, гуманное отношение к человеку, причем их принятие идет без сопровождения готовыми оценками, что позволяет ребенку более полно и адекватно выражать собственные чувства и переживания. Иными словами, основным механизмом воспитания становится погружение ребенка в культуру, приобретение опыта гуманного отношения к миру.

Искусство воздействует на познавательную и эмоциональную сферы, тем самым обусловливая формирование нравственных мотивов и эталонов. Под влиянием искусства у ребенка становятся более полными и отчетливыми представления о культурах разных народов.

Понимание народного искусства в подростковом возрасте способствует формированию у ребенка коммуникативной компетенции, обусловливает его способность вступить в диалог с другой культурой, становится условием воспитания одобряемого обществом поведения. В настоящее время такой интегративный подход к знакомству с национальными культурами помогает практически решать социокультурные проблемы, овладевать основами межкультурной коммуникации.

Особое место в процессе народного воспитания подростков занимают народные праздники, представляющие собой синтез многих видов народного искусства. Они всегда выполняли важные общественные функции: помогали включиться в реальную социальную жизнь, осознать свою принадлежность к данному народу. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его духовно-нравственную жизнь. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, и ничто так не объединяет его, как народные праздники. Г. Н. Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности».

Народные праздники отражают нравственные устои народа, развивают этические и эстетические чувства, содержат педагогические элементы, являются яркими и радостными событиями в жизни детей, тем самым выступая условием воспитания толерантного поведения подростков.

Сочетая различные вилы творчества: песни, стихи, народные танцы, пословицы, театрализованные инсценировки и т.д., они оказывают большое воспитательное влияние на чувства и сознание ребенка, так как дети объединяются общими переживаниями. Через участие в тематических праздниках, посвященных родному краю, природе, труду, у подростков формируется отношение к своему народу, другим культурам, природе и в целом к миру. Знакомясь с обрядовыми действиями и сопровождающими их песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях каждого народа.

Сотворчество педагога и подростка на основе народного искусства – один из возможных путей вхождения подростка в пространство культуры. Организация межличностного взаимодействия подростков на фольклорной основе предполагает формирование их интереса к культуре других народов, создание развивающей среды, способствующей формированию мотивов самообразования и социального сотрудничества (личностно-ориентированный подход, активные формы обучения, интеллектуального досуга); предоставление подросткам возможности получить социальное признание результатов своей творческой деятельности (от проведения праздников, концертов, викторин, театрализованных представлений и т.д.).

Вовлечение подростков в мир искусства разных народов способствует формированию их активного интереса в области краеведения, этнографии и истории этих народов. Учебно-поисковая деятельность подростков – это не только занятия в группе, но и участие в мероприятиях творческого характера. Они проводят поисковую работу, используя литературные и музейные источники, творчески перерабатывают и интерпретируют полученные результаты, обсуждают результаты самостоятельной исследовательской деятельности. Это способствует сплочению коллектива, служит дополнительным стимулом и придает новую эмоциональную окраску поисково-исследовательской деятельности.

В давние времена, когда не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, «творили» пословицы, поговорки, загадки, потешки, скороговорки, небылицы, сочиняли сказки, легенды и множество других произведений. Народные творения, созданные на протяжении веков, сохранялись в памяти народа и передавались из поколения в поколение, от одного рассказчика к другому. Каждый следующий исполнитель привносил в них что-то свое, делая его более интересным и красивым. Так складывалось устное народное творчество, или фольклор, что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное творчество».

Среди произведений устного народного творчества первыми появились те из них, в которых содержалось объяснение мира, явлений природы, история племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже стати складываться произведения для удовольствия и веселья, для выражения чувств и переживаний. К ним можно отнести загадки, потешки, сказки, лирические песни, частушки, анекдоты и другие.

В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, то есть в них был представлен своего рода нравственный кодекс.

Миф – в переводе с греческого означает «сказание, предание». Мифы отражают древнее представление человека о мире. Это объяснение мира древним человеком.

Мифы о природе, обществе и человеке, рожденные народной фантазией, содержат начало науки, искусства и религии, учат людей жить и умирать в соответствии с их понятиями об истине, добре и красоте.

Одни мифы рассказывают о происхождении Земли, Солнца, Луны, звезд, о четырех основных стихиях – огне, воде, земле, воздухе, о явлениях природы. Такие мифы называются космогоническими (от греч. космос – порядок, мир, красота). Мифы, рассказывающие о героях, людях, но в силу своих подвигов приближенных к богам, называются героическими.

У славян тоже была своя мифология. Древним славянам мир казался похожим на большое яйцо. Посредине Вселенной расположена сама Земля. Верхняя часть Земли – наш живой мир, мир людей. Нижняя сторона – мир мертвых. Вокруг Земли расположены девять разных небес. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по мировому древу, которое связывает между собой нижний мир, землю и все девять небес.

Жители Древней Руси считали землю и небо живыми существами, супругами, чья любовь и породила все живое на свете. Бога неба называли Сварогом. Землю до сих пор называем матерью.

Загадки – одни из самых древних произведений фольклора. В древнерусском языке слово гадать означало «думать, размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Эго иносказательное описание какого-либо предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать. Чтобы отгадать загадки, требовались смекалка и ум, поэтому в древности загадка – это своего рода испытание мудрости.

Почти все загадки строятся на сравнении, причем загадываемый предмет сравнивается с другими предметами, в которых означаемый признак выражается значительно отчетливее. Очень часто в загадках предметы неживого мира сопоставляются с живыми существами и наоборот.

Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый.

Иногда для лучшего запоминания части загадки связывались рифмами.

Крашеное коромысло // Через реку повисло. (Радуга)

Его бьют, а он не плачет, // Веселее только скачет. (Мяч)

Пословицы и поговорки – это наиболее краткие произведения устного народного творчества. В них в сжатой и образной форме отразилась мудрость народа, его отношение к жизни и к окружающему миру. Многие пословицы и поговорки пришли к нам из глубокой древности.

Пословица – это краткое законченное изречение, имеющее поучительный смысл. Обычно она состоит из одного предложения и часто прямо указывает, например, на то, как правильно поступать в тех или иных ситуациях, как относиться к труду, дружбе, учению.

Сто раз отмерь, один раз отрежь.

Не спеши языком, торопись делом.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытянешь рыбку из пруда.

Часто пословица, помимо прямого смысла, имеет и более широкий – переносный. Например, известная и очень часто употребляемая пословица «Волков бояться – в лес не ходить» употребляется не только и не столько тогда, когда человек боится ходить в лес, но и в любой ситуации, когда человек чего-то опасается и поэтому отказывается от дела. Пословица и заключенная в ней народная мудрость его подбадривает, советует не отступать от задуманного.

Читайте также:  Как лечить алкоголизм у женщин народными средствами

Пословицы имеют краткую, отточенную веками форму, что делает их легкими для запоминания. Нередко они содержат внутреннюю рифму или созвучие: «Что написано пером, того не вырубишь топором».

В нашей речи встречаются не только пословицы, но и поговорки. Поговорка – это короткое и меткое народное выражение. Поговорка украшает речь и делает ее более яркой. Так, если хотят сказать о ком-то, что он хвастается, ведет себя высокомерно, то говорят, что он задирает нос. Если кого-то ругают, а он не чувствует себя виноватым и ведет себя по-прежнему, то говорят, что с него как с гуся вода, и т.д.

Поговорки также пришли к нам из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи, которые уже ушли в историю. Например, поговорка «работать спустя рукава», которая означает плохую, небрежную работу, пришла из Древней Руси, где богатые и знатные люди не занимались физическим трудом и носили одежду с очень длинными рукавами, спустив которые ничего нельзя было делать руками. Обычаи ушли, а поговорки остались, и любознательные дети часто интересуются первоначальным смыслом этих поговорок.

Пословицы и поговорки живут в нашей речи, помогают в самых разных жизненных ситуациях, так как в них нашел отражение многовековой опыт наших предков. У каждого народа по любому поводу можно найти мудрое высказывание. И не важно, на каком языке бытуют пословицы и поговорки, смысл у них схож, потому что все народы стремятся к добру, миру, терпению и трудолюбию, и все народы осуждают лень, ложь, зазнайство и т.д.

Обойди весь свет и вернись в свой дом. (Кабардинская)

Родное гнездо и птица не забывает. (Эвенкийская)

Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни. (Осетинская)

Умный человек подобен роднику. (Мордовская)

У одного ум в словах, у другого – в делах. (Долганская)

Для всякого дела ум нужен. (Эвенская)

Мудрец сыт своей мудростью. (Осетинская)

Цена человека – его труд. (Кабардинская)

Торопливая работа вкривь идет. (Марийская)

Легко сломать, а сделать трудно. (Чувашская).

Дерево дорого плодами, а человек – делами. (Татарская)

Поработаешь – поешь. (Чукотская)

Возьмется народ – озеро перельет. (Татарская)

Общими силами скалы ворочают. (Осетинская)

Дружные сороки верблюда склюют. (Тувинская)

Рыба без воды не проживет, а человек – без дружбы. (Эвенкийская)

Сказки – это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях.

Во всех сказках говорится о вещах, которых в жизни не бывает, но сам характер этих придуманных, фантастических событий может быть очень разным. Существует три основные разновидности сказок: о животных, волшебные и бытовые сказки.

В сказках о животных нереальность ситуации состоит в том, что их герои – звери, которые действуют, думают и говорят, как люди. У них и характеры человеческие, причем обычно у каждого животного свой характер, который остается неизменным в разных сказках. Так, в русских народных сказках лиса обычно обманщица, заяц – доверчивый и пугливый, медведь – сильный и неповоротливый, петух – смелый и задиристый и т.д. Таким образом, в иносказательной форме сказки о животных говорят об отношениях между людьми.

Значительно больше волшебных предметов, явлений и событий в волшебных сказках, о чем говорит само их название. В них также бывают говорящие животные, но главными действующими лицами являются люди, на долю которых выпадают сложные и опасные испытания, с ними происходят всевозможные невероятные приключения и превращения. Они встречаются с фантастическими персонажами, такими как Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. В волшебных сказках есть и волшебные предметы: гребень, который может превратиться в лес, говорящая печка или клубочек, показывающий дорогу.

В бытовых сказках фантастики и волшебства почти нет, и действуют в них не герои и богатыри, а обычные люди. Но события, которые происходят в этих сказках, тоже не совсем реальны: в них много преувеличений и смешных ситуаций. В бытовых сказках высмеиваются человеческие недостатки, возникшие проблемы решаются не волшебными средствами, а с помощью сообразительности, ума, изобретательности героя.

В народных сказках можно увидеть некоторые общие черты. Например, обычно сказка начинается зачином (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве и т.д.), а завершается концовкой (стали жить-поживать да добра наживать; и я там был, мед-пиво пил и т.д.).

Многие события в сказке повторяются три раза. Часто в сказке употребляются одни и те же выражения – устойчивые сказочные формулы (скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; накормила-напоила и спать уложила и т.д.) и постоянные характеристики предметов и персонажей (добрый молодец, красна девица, сине море и др.).

Эпос. Художественный гений всех пародов нашей многонациональной России создал величайшие произведения. Важное место среди них принадлежит героическому эпосу – это наше духовное богатство, на протяжении столетий создававшееся народами, которые живут на огромной территории России.

Слово «эпос» происходит от греческих «слово, повествование» и «творю».

Героический эпос возник на основе древнего мифологического эпоса в эпоху, когда происходило разложение первобытнообщинного строя. Его развитие продолжилось в период образования раннефеодальных государств, неизменно сопровождавшийся войнами. Это является объяснением того, что в эпических сказаниях могут встречаться исторические факты и лица.

Столетиями эпос любого народа передавался из поколения в поколение устным путем, хранился и воспроизводился по памяти. Это было искусство высокое, сложное, требовавшее от человека особых способностей и качеств.

В традициях многих народов было принято петь сказания в сопровождении музыкального инструмента (на гуслях – у русских, на домбре, думбыре – у башкир, на топшууре – у алтайцев, на хомсе – у хакасов, на хомусе – у якутов и т.д.). Сказитель обязан был владеть музыкальным инструментом в совершенстве. Способность слить воедино песню и музыку – одно из важнейших требований к сказителю.

Эпос обладает художественным своеобразием в передаче действительности (событий и поведения героев), которая в первую очередь проявляется в максимальной свободе освоения пространства и времени.

Пространство в эпосе имеет протяженность как но горизонтали, так и по вертикали. Герой может свободно перемещаться из одного мира в другой, например, из подземного мира, преисподней в наземный мир, мир людей. Верный конь может доставить героя из одного края земли в другой.

Время в эпосе – «давно прошедшее», в эпосе изображаются «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

В то же время изображаемое в героических сказаниях – не слепок истории, а многокрасочная картина своеобразного восприятия жизни, где желаемое выдается за действительное, а быль сосуществует с фантазией.

Героический эпос народов России дошел до нас в виде больших устных эпических сказаний в стихотворной и прозаической форме. Отметим жанровое многообразие народных сказаний героического и лироэпического характера. Это русские былины, якутские олонхо, татарские байты, карельские руны, нарты народов Северного Кавказа, дастаны тюркоязычных народов и т.д.

Среди выдающихся памятников героического эпоса особо выделяются алтайский эпос «Маадай-Кара», бурятский улигер «Гэсэр», карельские руны «Калевала», мордовское предание «Сияжар», калмыцкий «Джангар», тувинское эпическое сказание «Meгe Баян-Тоолай», русские былины о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.), эпические сказания народов Кавказа «Нарты», якутское мифологическое героическое сказание (олонхо) «Нюргун Боотур Стремительный», башкирский героический эпос (кубаир) «Урал-батыр» и др.

В основе эпосов большинства народов России, в первую очередь тюркских и монгольских, лежат мифологические представления, в соответствии с которыми весь мир состоит из трех ярусов – небесного, земного и подземного (подводного). Небожители бессмертны, а земля населена простыми смертными. Небожители доброжелательно относятся к людям и помогают им в борьбе с чудовищами подземного мира, которые олицетворяют силы зла.

В эпических сказаниях следует различать разные эпические стадии, видеть процесс происходящих изменений. Чем древнее эпос, тем слабее в нем отголоски конкретных фактов, тем сильнее фантастическое начало, временна́я неопределенность. Древнейшей формой эпоса в России ученые считают якутское олонхо. Его иногда определяют как «догосударственный» эпос, желая подчеркнуть, что в олонхо еще нет государств, правителей, межгосударственных отношений и конфликтов.

Героические сказания народов, складывавшиеся в период образования раннефеодальных государств, формирования народностей, крупных военных столкновений качественно отличаются от архаического эпоса типа олонхо. В них на первом плане – героико-историческое начало, пафос защиты от иноземных врагов, первые социальные конфликты, осознание народом своей самобытности и силы. Этот эпос возникает на почве истории в результате усвоения, творческой переработки и переосмысления предшествующего эпоса архаического типа, он использует накопленный художественный арсенал, он до известной степени связан сложившимися традициями.

Рассматривая произведения разных жанров и народов, все же нельзя не заметить в этих сказаниях общие черты, то характерное, что проявилось с древнейших неповторимых времен. Это касается в одинаковой степени как народов родственных, живущих в историческом соседстве, так и тех, кто в прошлом не соприкасались между собой. Наличие такой общности можно объяснить тем, что чертами общности и яркого сходства пронизаны многие сферы производственной деятельности, социальной организации, быта, культуры народов, особенно на ранних ступенях истории.

Эти общие черты свойственны образам титанов, героев, наделенных мощью и знанием всего племени, народа. Бесстрашно вступая в борьбу с грозными силами, преодолевая любые невзгоды, герои эпоса отстаивают право своего рода, племени, народа на родную землю, на привольную и свободную жизнь.

В эпосе нашла отражение вековая борьба людей за светлое будущее, их мечты и думы, общие для разных народов, объединяющие их. Не случайно любимые герои эпоса всех племен и народов всегда выступают защитниками слабых и обиженных.

В речах и поведении героев получает свое законное выражение народный кодекс чести, в который входят понятия о воинской чести, рыцарском поведении на поле битвы, благородстве, великодушии, чувстве товарищества. Герой эпоса в своей психологии, нравственной позиции, в словах и действиях осуществляет народный идеал свободного и могучего человека, служащего великим целям.

В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, великодушия и братства народов, ратной и трудовой дружбы между людьми различных наций и верований. Гуманистические идеалы пронизывают и объединяют произведения как народов самых отдаленных эпох, так и произведения, более близкие нам по времени. Недаром эпические герои, созданные безвестными народными певцами и сказителями в далеком прошлом, увлекают и волнуют нас сейчас. Достаточно вспомнить имена героев русских былин Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича, якутского богатыря Нюргуна Боотура Стремительного, башкира Урал-богатыря, адыга Сосруко и др. Прошли века, а эти образы вдохновляют мастеров культуры, воссоздающих их в поэзии и прозе, на сценах театров и кино, на живописных полотнах и в скульптуре.

Эпос – это важнейшая ступень в художественном развитии отдельных народов и всего человечества. Во многих отношениях он стоит у истоков многих литературных жанров, питает своими соками национальную культуру. Но и сам по себе он продолжает сохранять художественное обаяние.

К героическому эпосу русского народа относятся былины. Былина (от слова быль, т.е. то, что было в прошлом) – это особый жанр русского фольклора, рассказывающий о богатырях и народных героях и сочетающий η себе реальные события с вымыслом.

Возникли былины более тысячи лет тому назад из древних песен и легенд. В былинах храбрые и благородные богатыри сражаются за родную землю и спасают ее от вражеских нашествий. В них выражается мечта народа о сильном и добром защитнике земли русской, которому все под силу. Однако в былинах изображались не только героические события, но и повседневная жизнь: работа на пашне, сватовство, конные состязания, торговля, далекие путешествия.

В те давние времена былины пели, пение сопровождалось игрой на гуслях, что придавало рассказу особую торжественность. Спокойное, мелодичное исполнение певцов завораживало слушателей, очаровывало их яркими образами.

Среди героев былин почетное место занимают богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти созданные народом защитники земли русской показаны рядом с реально существовавшими людьми, например с князем Владимиром Красное Солнышко, что придает достоверность происходящим событиям.

В былинах, как и в сказках, своя особая композиция: они состоят из зачина (в нем говорится о времени и месте действия), основной части (рассказывается о героических подвигах богатырей) и концовки. Среди художественных средств былинного слога особо выделяются постоянные эпитеты (ветры буйные, добрый молодец, славный богатырь), повторы, преувеличения-гиперболы.

Яркий, красочный мир русских былин вдохновил многих композиторов и художников на творчество. Так, по мотивам былин композитор Η. Л. Римский-Корсаков создал оперу «Садко», художник В. М. Васнецов – картины «Богатыри», «Витязь на распутье».

Важной частью культуры любого народа являются его народные песни.

У русского народа богатейшее песенное наследие. Не случайно А. С. Пушкин был собирателем и исследователем русских песен. Через песни он стремился познать «мысль народную», ведь их содержание отражает жизнь, духовный мир простых людей, переживания, чувства.

Русских народных песен много, и они очень разные. Есть песни, связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами. Множество песен связано с семейнобытовыми обрядами, например такими, как свадьба, уход сына на военную службу, похороны.

Читайте также:  Народные средства при отсутствии обоняния

Большое место занимают исторические песни. Это песни о действительных событиях, известных людях русской истории. Примером тому являются песни, сложенные об Отечественной войне 1812 г. В них народ осуждает грабежи и насилие французских завоевателей, которые вошли в Москву, прославляет солдат и полководцев, особенно М. И. Кутузова.

Кто, братцы, Москву разорил?

Разорил Москву неприятель злой,

Неприятель злой, француз молодой.

Выкатил француз пушки медные,

Направлял француз ружья светлые,

Он стрелял-палил в матушку Москву,

На борьбу с Наполеоном поднялись защищать свое Отечество не только русские люди, но и другие народы России. Общее горе объединяло людей. Так, война 1812 г. стала важнейшим событием и для башкирского народа, она вызвала у него патриотический подъем. Подтверждением этому стал цикл исторических башкирских песен об Отечественной войне 1812 г. Вот одна из них – «Ужель не слышали в чужих странах»:

Не надо, дети, не пугайтесь зря:

Мать-воспитатель, дети, с вами рядом.

Вернутся все, когда побьют врага,

Француза опасаться вам не надо.

Коль с вами рядом воспитатель-мать,

То тысяча батыров новых будет.

А если вдруг вас одолеет враг.

То мать-Урал весь свет к войне пробудит.

Ужель не слышали в чужих странах.

Как величаво простерся Урал,

В какие битвы ни ходили мы –

Башкир никогда поражения не знал!

Интересны народные лирические песни, в которых раскрывается внутренний мир человека. Многие из этих песен известны и по сей день: «По улице мостовой», «Вниз по матушке по Волге» и др.

Многие выдающиеся русские композиторы преклонялись перед русскими народными песнями, обращались к ним в своем творчестве. Они вводили народные мотивы в свои произведения. Так, в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» звучит раздольная русская песня «Высота ль, высота поднебесная». Μ. П. Мусоргский тоже использует в своей опере «Хованщина» лирическую народную песню «Исходила младешенька». У М. И. Глинки есть пьеса для фортепиано, которая представляет собой вариации на тему народной русской песни «Среди долины ровный. «.

Русские композиторы интересовались фольклором и других народов. Так, например, композитор А. А. Алябьев создал знаменитые «Кавказские песни».

источник

Татьяна Иванова
Средства народной педагогики в реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подрастающего поколения — проблема важная и актуальная.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития механизмов поведения и деятельности, в становлении личности. В этом возрасте дети должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости и т. п.

Наша задача – научить детей понимать смысл нравственных требований и правил, видеть проявление нравственных качеств в жизни, видеть разницу между добром и злом.

Чтобы нравственное воспитание детей дошкольного возраста проходило более эффективно, нам педагогам в работе необходимо использовать различные способы воздействия на данный процесс. Одним из таких способов является использование народных сказок, игр, традиционных праздников и т. д., накопленных к народной педагогике.

Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. ученых доказывают, что цели и задачи нравственного воспитания в народной педагогике — это воспитание высоконравственного человека, труженика, семьянина.

Так, по мнению Г. Н. Волкова к средствам народной педагогики для нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно отнести жанры устного народного творчества [1].

А. П. Орлова полагает, что к средствам народной педагогики для нравственного воспитания дошкольников относятся все виды народного творчества: родное слово, устное народное творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники [3].

В качестве первого средства А. П. Орлова выделяет родное слово, которое обретает свою силу через знание родного языка. Язык материализует в себе духовную культуру народа, влияет на формирование этнокультурной специфики, относится к элементам культуры [3].

Как отмечает Н. В. Ивочкина, особенность народной игры как средства народной педагогики заключается в том, что она выступает в качестве народной традиции [2].

Немало важную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения средствами народной педагогики играет знакомство дошкольников с обычаями и традициями.

По определению С. А. Шмакова, обычай — то, что обычно, обыденно высоко, принято. Традиции закрепляли успехи, лучший опыт человеческих отношений, ритуальные действия создавали игровую импровизационную атмосферу [4].

Знакомя детей с традициями своего народа, мы даем возможность дошкольникам познакомится с историей своего народа, с историей возникновения той или иной традиции.

По мнению Г. Н. Волкова, праздник также является средством народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Сочетание средств народной педагогики в празднике имеет мощный воспитательный потенциал. Каждый праздник имеет свои обычаи, к нему готовятся долго, он обязательно включает в себя традиционные виды устного народного творчества: песни, колядки, заговоры [1].

Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. доказывают, что возможности народной педагогики заключаются, в комплексном взаимодействии ее средств: родного слова, дела, устного народного творчества, народного искусства, обычаев и традиций, игры, праздника, которое выражается в нравственном воспитании дошкольников.

Таким образом, согласно народной педагогике нравственное воспитание детей дошкольного возраста включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, своего родного языка, своих национальных традиций, обычаев и обрядов.

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 168 с.

2. Ивочкина, Н. В. Народная игра как средство социализации подростка [Текст] / Н. В. Ивочкина // Актуальные проблемы развития личности. – М., 1994. – 215 с.

3. Орлова, А. П. Проблемы народной педагогики [Текст] / А. П. Орлова // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 154-155.

4. Шмаков, С. А. Нетрадиционные праздники в школе [Текст] / С. А. Шмаков. — М.: Новая школа, 1997. — 336 с.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия — вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Раздел 7. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Название работы: «Нравственное воспитание в народной педагогике»

Ахметханова Гульнара Масгутовна.

Республика Татарстан, Высокогорский район, «МБОУ «Мульминская СОШ Высокогорского муниципального района», село Мульма.

Народной педагогикой называют область народных эмпирических знаний, в которых находят свое отражение цели и задачи воспитания, совокупность народных средств, умений и навыков воспитания и обучения, применяемых народом. Изучая народную педагогику, нам приходится использовать методы исследования и источники других наук, особенно фольклора и этнографии, дающих значительный фактический материал по народному воспитанию.

Педагогическая ценность народного поэтического творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую ценность и отражают педагогическую мудрость народных масс – это важнейший источник народной педагогики.

В народной педагогике накоплен многовековой воспитательный опыт народа. В области нравственного воспитания молодежи народ опирался на простые нормы, являющиеся отражением и реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка в отношениях между людьми.

Привлечение положительного опыта народной педагогики и простых норм нравственности данного народа в воспитательной практике современной школы имеет большое значение для повышения эффективности всего воспитательного процесса. Усвоение определенных суммы морально-этических правил должно сопровождать развитие ребенка в семье, в детском саду, в школе.

Для успешного ведения воспитательной работы в условиях национальной школы весьма необходимы учет местных условий, творческое использование положительных воспитательных традиций данного народа и борьба с пережитками старины. Кроме того, использование близкого и понятного для местного населения нравственного опыта данного народа значительно повышает результативность педагогической пропаганды среди родителей.

Обращается большое внимание на воспитание у детей уважения к старшим. Эта черта считается признаком благовоспитанности молодого человека. Купая ребенка в первый раз уже повивальная бабка приговаривала:

Будь вежливым в разговоре!

Это наставление затем многократно повторяется родителями и усваивается детьми очень рано. Детям внушают, что они сами станут взрослыми и будет очень плохо, если их не будут уважать дети. В народной шутке рассказывается: в старину один недобрый человек захотел избавиться от отца – старика, который уже не был в состоянии трудиться и приносить пользу семье. Посадил он старика в большой короб, чтобы отвезти его подальше от села и выбросить. Когда выезжал из ворот, к нему обратился его младший сын:

— Папа, не забудь обратно захватить короб!

Отец был удивлен просьбой сына:

-Когда ты станешь таким же, как дедушка, короб понадобится мне для того, чтобы в нем отвезти и выбросить тебя.

После таких слов отец, устыдившись своего поступка, стал внимательно ухаживать за стариком.

Молодежи прививаются такие качества, как доброта, добросердечность, нетерпимость к жадности, ибо как ты сам относишься к другим, так и другие люди будут относиться к тебе: «Золото не будет лежать на земле, доброта не забудется».

Гуманность и вежливость проявляются и в гостеприимстве, которое отмечается многими исследователями как характерная черта народа. Умение принимать гостей – большое искусство, которому старшие любовно обучают молодежь. Люди, встречая гостей, обязательно угощают их хотя бы чаем: «Приветливое лицо и плиточный чай», — «Приветливое лицо, хлеб да соль», говорят они.

Народная пословица поучает: «Гость побудет недолго, но увидит очень многое», так как со стороны все недостатки видны весьма отчетливо. Поэтому гостя рекомендует встречать у ворот и оказывать ему всякие почести, чтобы не оказаться невежливым.

Народная педагогика выступает против эгоизма, себялюбия. Кто отрывается от коллектива, от масс, ставит себя выше других, тот не может претендовать на уважение со стороны народа. Одинокий человек не в состоянии совершить что-либо существенное: « Одна ласточка не делает весны», «Из одного волоса каната не совьешь», « Из одного бревна, путь даже толстого, дом не построишь», «Баран гору не забодает».

Родина – это колыбель человека. С ней связана вся его жизнь. Потому бесконечно дорога родина народу. «Своя родина – золотая колыбель», «Родина моя – и отец и мать» — говорится в народных пословицах. Как близко сердцу каждого человека это сравнение родины с колыбелью, с родной матерью! Дороги даже самые малые приметы родного края. Не случайно ведь говорится: «И дым отечества сладок», «Даже собака с родной стороны кажется милей».

В моральном воспитании значительную роль играют пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки любого народа являются как бы кратким моральным кодексом, выработанным многовековым опытом трудящихся;

Пословицы и поговорки народа всегда использовались как средство убеждения в воспитательной практике. Вот, например, пословицы, воспитывающие вежливость: «Уважение к другому – оценка самому себе». «Если окажешь уважение страшим, и тебе окажут уважение», «Гостю своему не говори обидных слов», «Вкусный кусок пирога, почетное место на санях предоставь гостю».

О скромности. « Не возвышай себя, не унижай других», «Не хвали самого себя, пусть тебя похвалят другие», «Бахвальство – позор», «Насмехаться над другими – насмехаться над самим собой», «Всадник хвалится конем, глупый хвалится женой, дурак хвалится собой».

Для полноты счастья человеческой жизни необходимо семья. По мнению народа: «Только кукушка не вьет себе гнезда, только глупый не обзаводится семьей». Многодетность для трудовой семьи была даже выгодна и не только по практическим соображениям (лишние рабочие руки), но и в воспитательном отношении: она создавала условия для дружбы, взаимопомощи, взаимного уважения и влияния детей друг на друга.

Воспитательное воздействие родителей на своих детей коренится в авторитете, личном примере взрослых. Роль родителей в правильном наставлении детей огромна. На это указывают многие народные изречения: «Сын отца, не стрелявшего оленей, не застрелит и дикую лошадь», «Если уж молоко матери не пошло ему впрок, то коровье – и подавно».

О любви родителей к своим детям, о родительской заботе говорят многие пословицы: « И медведь свое дитя называет беленьким, а еж мягоньким», «Думы матери о ребенке, а думы детей о степи», «Думы родителей о детях, думы детей о каменистых горах».

Безусловно, воспитание детей в семье требует больших усилий. Дети сами проникают чувством глубокой благодарности к заботливым родителям, воспитавшим их. Поэтому и говорится в народе: «Родители — золотые крылья», «Пока есть отец, познай людей, пока несть конь, познай землю».

Носителями педагогической функций по отношению к детям являются старшие братья и сестры: «Глядя на старшего брата, растет младший, глядя на старшую сестру, растет младшая».

В народной педагогике о старшем брате принято говорить с особенным уважением и любовью. Это древний обычай. Старший брат всегда поможет, научит, если нужно- защитит, поддержит. Младшие дети должны подчиняться старшим как более опытным, прислушиваться к их советам.

Таким образом, в ходе всей жизни народа сложились моральные нормы и требования к молодежи, а также своеобразные средства и методы нравственного воспитания.

Хузиахметов А.Н, Калаев А.В. « Воспитание личности школьников»

С. Н. Николаева. « Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»

Г. В. Лунина. «Воспитание детей на традициях русской культуры»

источник