Меню Рубрики

Средства народной педагогики тест

А) подготовке учителя к работе в школе

В) способах научного познания

С) психологических особенностях личности

Д) физиологических закономерностях развития личности

Е) воспитании человека в современном обществе

2.В переводе с греческого педагогика означает

3.Развитие педагогики как науки определяет

А) необходимость передачи социального опыта

В) управление работой педагогов-практиков

С) уровень научно-технического прогресса

D) наследие предшествующих цивилизаций

Е)повышение роли личности в общественной жизни

4.Задачи педагогической науки

А) изучение способностей учащихся

В) контроль и оценка знаний учащихся

С) сотрудничество учителя с родителями

D) вскрытие закономерностей обучения и воспитания

Е) формирование детского коллектива

5.Система педагогических наук включает

А) межнаучные коммуникации философии и психологии

В) принципы обучения и воспитания

С) отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых

D) результаты социологических исследований

Е) систему методов педагогического исследования

6.Объектом педагогики является

А) психологические особенности личности

В) методы педагогического исследования

D) учение о принципах построения теории

Е) междисциплинарные связи человекознания

7.Перед общей педагогикой ставятся задачи

А) изучение проблем миграции населения

В) анализ зарубежного педагогического опыта

С) исследование закономерностей восприятия

D) освещение истории развития педагогических теории

Е) воспитание, обучение подрастающего поколения

А) средство воспитания личности в коллективе

В) наблюдение за поведением детей на экскурсии

С) активизация познавательной деятельности учащихся

D) прием обучения использованный учителем

Е) метод массового сбора материала при помощи опросников

9. Методы педагогического исследования это

А) способы усвоения новых знаний

В) способы закрепления изученного материала

С) способы решения проблемных задач

D) способы формирования личностных качеств

Е) способы познания объективной реальности

10. Необходимость передачи социального опыта возникла

А) одновременно с появлением общества

В) с появлением технических средств обучения

С) в ходе разработки содержания образования

D) с развитием педагогики как науки

Е) в результате создания классно-урочной системы

А) общение людей в неформальных объединениях

В) воздействие среды на личность

С) передача социального опыта

D) учебная деятельность школьников

Е) подготовка человека к профессии

12. Понятие, не являющееся принципом воспитания

D) сознательность воспитанников

Е) воспитание в коллективе

13. Факторы, влияющие на постановку цели воспитания

А) потребности общества в человеческих ресурсах

В) идеалы родителей в отношении детей

С) возможности учебно-воспитательных заведений

D) интересы педагогов общеобразовательной школы

Е) стремление учащихся приобрести профессию

14. Выражение, не раскрывающее сущность воспитательного процесса

А) меркантильность педагога

В) уважение к личности ребенка

С) целенаправленность деятельности субъектов

D) двусторонний характер педагогического процесса

Е) опора на положительные качества личности

15. Образовательный стандарт — это

D) способ изучения личности

А) форма обучения учащихся

В) конечный результат формирования личности

С) уровень цивилизации общества

D) показатель успеваемости учащихся

Е) подготовка к выбору профессии

17. Субъективные факторы воспитания

А) особенности проявления наследственности

В) уровень развития науки и техники

С) влияние семейных отношений

D) влияние климата и природных факторов

Е) влияние средств массовой информации

А) подготовка к выбору профессии

В) увеличение роста и массы тела ребенка

С) стихийный процесс, независимый от воли человека

D) приспособление к условиям жизни

Е) количественные и качественные изменения в организме человека

19. Факторы развития личности

А) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание

В) интерес к учебе, уровень достижений

С) уровень знаний по учебным дисциплинам

D) статусное положение личности в коллективе

Е) методы обучения и воспитания

20. Движущие силы процесса воспитания

А) познавательные интересы личности

В) противоречия, возникающие в развитиии личности

С) процесс накопления количественных изменений

D) сложившиеся формы взаимоотношений

Е) требования родителей, предъявляемые к детям

21.Качества, передающиеся от родителей к детям:

В) черты характера, способности

С) способность к определенному типу деятельности

Е) цвет глаз, кожи, группа крови, тип нервной деятельности, темперамент

22.Понятие личность характеризует

А) интерес в процессе обучения

В) индивидуальные особенности человека

С) природные задатки и способности

D) материальное положение человека

Е) общественную сущность человека

А) научно-теоретическая подготовка

В) система отношений к педагогической деятельности

С) готовность к педагогической деятельности

D) умение планировать процесс обучения

Е) ориентация в различных отраслях науки

24.Требование к личности педагога

А) профессиональная компетентность

25.Объект деятельности педагога – это

26. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются

Д) индивидуальные особенности школьника

Е) приспособление к условиям

27. Главной движущей силой воспитания является

А) противоречие между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями

В) противоречие общественного развития

С) противоречие между умственным и физическим трудом

Д) противоречие индивидуального морального сознания

Е) расхождение ценностных ориентаций

28. Важным признаком результативности процесса воспитания является

А) понимание сущности процесса воспитания воспитателями

В) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний

С) знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения

Д) формирование умений и навыков общения

Е) совершенствование знаний в практической деятельности

29. Требование личностного подхода

А) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

В) участие воспитанников в совместном обсуждении программ воспитания

С) отказ от централизованного школьного воспитания

Д) полная свобода действий воспитанников

Е) координация усилий школы, семьи и общественности

30. Сущность принципа единства воспитательных воздействий заключается:

А) решении всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь

В) опоре воспитателей на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка

С) в координации воспитательных воздействий школы, семьи и общественности

Д) учете возрастных и индивидуальных особенностей

Е) координации средств массовой коммуникации со школой

31. Закономерность воспитания –это

А) общее руководящее положение, требующее последовательности действий при различных обстоятельствах

В) адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего устойчивыми свойствами

С) варианты организации конкретного воспитательного процесса

Д) управление деятельностью учащихся при помощи разнообразных повторяющихся дел

Е) условия и предпосылки воспитательного процесса

32. Принцип гуманизации характеризует

В) уважение права человека быть самим собой

С) развитие познавательных сил учащихся

Е) воспитание аккуратности, бережливости

33. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает

А) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания

В) слаженность действий воспитателей и родителей

С) борьбу с вредными привычками, ленью, разгильдяйством

Д) усвоение содержания образования

Е) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде

34. Нравственное воспитание-это

А) опыт поведения школьников

В) формирование эстетического вкуса

С) научное мировоззрение личности

Д) знание гуманитарных дисциплин

Е) усвоение общечеловеческих ценностей

35. Стержнем гражданского воспитания является

А) отсутствие конфликтов между воспитанниками

В) целенаправленная деятельность школьников

С) политехническое образование

Д) энциклопедичность знаний

36. Цель экологического воспитания – это

А) формирование диалектно-материалистического мировоззрения

В) формирование экологической культуры

С) формирование всесторонне развитой личности

источник

Воспитание — это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека. Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств и подходов этнопедагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Предмет этнопедагогики

Этнопедагогику можно в общем представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Народная педагогика — не наука, но предмет науки этнопедагогики. В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем педагогическая наука не вытеснила из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее она важнее всего для педагогов, особенно — для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания. Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Общность педагогических культур объясняется многими факторами:

а) общностью исторических условий развития разных народов;

б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной. Этнопедагогический обзор народов России дает уникальную информацию о великой стране, объединяющей более ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями.

Итак, этнопедагогика изучает:

1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Внутри каждой из названных тем — большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе — и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

Читайте также:  Врос ноготь на большом пальце ноги что делать народные средства

Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.

О характере народного воспитания интересное наблюдение сделано Антоном Семеновичем Макаренко. По его мнению, оно осуществляется «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях. Это положение Макаренко подтверждается народной педагогикой, в которой все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей. Педагогические явления просматриваются во всех сферах народной жизни, например, на свадьбе, на молодежных праздниках и даже на поминках, но более всего, конечно, в трудовой деятельности. Педагогика труда — величайшая из педагогик.

Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа. Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародно и может быть охарактеризовано как антивоспитание, ибо оно развращает человеческую личность.

Средства народной педагогики

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица — не старина, не прошлое, а живой голос народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др. Наиболее распространенная форма пословиц — наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д.

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл — это жизнь человека от рождения до смерти.

Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать. Подобные народные поэтические произведения интересны тем, что демонстрируют всеобщую любовь к детям. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Колыбельная песня складывалась веками, в ней — самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Колыбельная песнь — величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок — еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

ОТРОЧЕСТВО — период детства, наименее богатый песнями. Младшие подростки поют песни раннего детства, старшие подростки — песни юности. Особенно же увлекаются мальчики богатырскими песнями — песнями воинов, повстанцев, разбойников. Девочек интересуют более всего посиделочные и хороводные песни.

Тем не менее и у подростков есть своя поэзия. Это — жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки в многочисленных разновидностях. В считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, художественная функция их — именно в своеобразной игре словом и ритмом, для которых характерна бойкость и красочность. При исполнении считалок дети оформляют их какой-либо простейшей мелодией, а порою просто используют мелодию той или иной известной детской песни. Представляют интерес и дразнилки, более всего распространенные среди младших подростков. В детской среде существовали своеобразные словесные игры, рассчитанные на несообразительных и излишне доверчивых сверстников. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням. Однако это не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство.

ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Самый богатый репертуар — у юношества. Девушки всех народов поют лучшие песни народа, и сами являются их создателями. В лирических песнях девушек — их автобиография, раздумья и мечты, их благодарность матери, отцу, односельчанам. Изумительными творениями поэтического гения народа являются свадебные плачи невесты. Еще более многообразны по жанру песни взрослых мужчин и женщин, песни родителей. Эти песни тесно связаны с жизнью народа. Среди них преобладают обрядовые, ритуальные. Еще больше песен о труде и борьбе, песен социального протеста. Они прямо не ставят проблем воспитания, но воспитывают мелодией, мыслью, чувствами, примером воспеваемых героев, событиями из народной жизни. Есть песни-гимны, призывающие молодежь к верности заветам предков, они выражают идеалы, в них — живая душа народа, поэтому воспитательное значение этих песен огромно, они несут большую идейную и педагогическую нагрузку, их особенно ценили народные педагоги.

КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСНИ

Песня — сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен — эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они — одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

И сами слова песен, и условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.

Велика образовательная роль сказок. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ — народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке — не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом — источник педагогической эффективности сказок.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК

В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги — источник мудрости. В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания.

В сказках естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Народная сказка способствует формированию нравственных ценностей, идеала. Идеал для ребенка — далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты. Конечно, это непросто, но в том-то и мастерство педагога, чтобы попытаться понять каждого воспитанника.

источник

Тема 1. Введение в этнопедагогику

Вопрос плана

Вопрос плана

Вопрос плана

1. Что такое социальная психология?

2. В каком веке возник термин «социальная психология»?

3. Какие этапы развития проходит любая наука?

1. Какие периоды можно выделить в истории социальной психологии?

2. Что относится к источникам социальной психологии?

Читайте также:  Народные средства при цервикокраниалгия

3. Какие предпосылки выделяет Б.Д. Парыгин, рассматривая историю возникновения социально-психологической теории?

4. Какими школами была подготовлена социальная психология?

5. Какие науки сыграли особую роль в становлении социальной психологии?

1. С каких трех сторон рассматривается социальная психология как наука?

2. Как можно охарактеризовать методологию социальной психологии?

3. Какие явления интересуют феноменологию социальной психологии?

4. Что включает праксиологическая сторона социальной психологии?

5. Назовите структуру социально-психологической теории по Б.Д. Парыгину

6. Что понимается под философско-антропологической теорией общения?

7. Что является предметом социальной психологии?

1.1. Понятия: этнопедагогика, народная педагогика, народное воспи­тание, их соотношение.

1.2. Исторический обзор проблемы.

История всемирной педагогики многогранна, она слагается из опыта

отдельных народов, каждый из которых имеет свои особенности.

Этнопедагогика – это область современной педагогической науки, имеющая междисциплинарный характер. Значимость этнопедагогики в профессиональной подготовке будущего педагога сегодня чрезвычайно велика. Этнопедагогическая компетентность должна сегодня рассматриваться как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, поскольку возрастает значимость для общества этнонациональной составляющей личности.

Этнопедагогика, в общем, представляется как история (прошлое) и теория народного воспитания (как и в чём зафиксировано устное народное творчество). Этнопедагогика – направление в исследовании социализации и образования. Это направление сформировалось во второй половине 20-го века на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. Появление этнопедагогики связано с переменой политического курса страны, ориентации на свободный демократический выбор личности. Предшествующий процесс интеграции отдельных этнических групп в многонациональном государстве, который осуществлялся, с 20-х годов прошлого века, способствовал утрате родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания многочисленных народов нашей страны. Обращение к духовной и материальной культуре разных народов позволяет определить педагогические цели воспитания и обучения и строить воспитательно-образовательный процесс с опорой на народное наследие.

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте (чувственный, практический опыт) этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на ценности семьи, рода, племени, народности, нации. В этнопедагогике – традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются в их влиянии на становление личности.

Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 г. ученым-педагогом Г.Н. Волковым. Этнопедагогика предлагает изучение традиционной культуры воспитания, педагогики, этнической общности. «Народная педагогика – основной объект этнопедагогики, в ней преобладает эмпирика, где много ценных фактов и идей, но нет целостной системы взглядов, обобщающей теории» (Г.Н. Волков).

Основнойцелью этнопедагогики является учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп.

В определении места этнопедагогики в системе педагогического знания существуют различные позиции:

1. Этнопедагогика как сфера семейного воспитания и элементарного образования, т.е. изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрения на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнические отношения между старшими и младшими поколениями; приемов и традиций воспитательных воздействий и т.д.

2. Этнопедагогика как инструмент построения на этнокультурной основе общего образования.

Сегодня в разной справочной литературе можно встретить толкование этнопедагогики как народной педагогики. Многие авторы отождествляют эти два понятия как синонимичные. Рассмотрим понятие «народная педагогика».

Народная (этническая) педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках. Народная педагогика отражает особенности воздействия природной и социальной среды на становление и развитие человека (В.М. Бызова).

Народная педагогика (этнопедагогика) – область педагогической науки, в которой рассматриваются этнические особенности практики воспитания и обучения разных народов (В.М. Полонский).

Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, в народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса (В.Г. Крысько).

По мнению В.С.Кукушкина, этнопедагогика – обобщенное понятие, обозначающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов, а народная педагогика – воспитательные традиции конкретной этнической группы.

По сути этнопедагогика выступает как теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики, представляющей собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта народа, выработанных и накопленных в процессе общественного развития.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями других этносов.

Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни.

В народном сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания, которые нашли отражение в фольклоре. В народной педагогике прослеживаются логическая стройность и систематичность. В народной педагогике достаточно полно представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример.

Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в народной педагогике реализовывались в особом внимании и заботливом отношении к детям. Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.).

В традиционной педагогике всех народов последовательно проводиться идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания воплощались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница – красавица» и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогических функций: развитие ума, воспитание честности, порядочности, трудолюбия и т.д.

Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу. Они включают: ум, красоту, нравственные достоинства, физическую силу (здоровье), выносливость. В народной педагогике учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. В народных традициях имеют место своеобразные формы организации и самодеятельности детей и молодежи: трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисленными состязаниями и театрализованными представлениями.

В истории народной педагогики выделяются основные этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функции. Первым и главным лицом в традиционном воспитании была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики – идей, традиций, опыта.

В процессе формирования общественных образовательных институтов народная педагогика прочно сохранила свои позиции.

Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал разрушительное воздействие на народную педагогику: утрачивались национально-педагогические традиции, самобытные формы воспитания. Народная педагогика представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания. Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов педагогической системы без изменения оригинального характера народной педагогики.

Развитие педагогики во многом определялось содержанием народной педагогики, т.к. научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отражался опыт народного воспитания.

Источниками изучения народной педагогики являются фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература.

В России термин «народная педагогика» впервые употребил в 1864г. К.Д.Ушинский, назвавший русские сказки «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики».

К основным принципам этнопедагогики относятся:

· принцип культуросообразности (образование соотносится с многоаспектностью разных культур, направленностью образовательных процессов на отражение и воспроизведение мировых общечеловеческих и этнических культурных ценностей в их взаимосвязи);

· принцип интегративности (построение этнопедагогики как развивающейся системы научно-педагогических, культурологических знаний, имеющей многообразные связи с основными курсами педагогики и практической педагогической деятельностью);

· принцип практико-ориентированности (отбор содержания, направленного на решение практических педагогических задач средствами этнопедагогики; учет актуальных образовательных потребностей тех, кто включен в процесс освоения содержания данного курса, и формирование у них практических умений целесообразного использования методов этнопедагогики);

· принцип субъектности (содержание курса максимально содействует развитию у обучающихся субъектной позиции, предполагающей готовность нести ответственность за собственный выбор, самостоятельность, творчество и инициативность в решении образовательных и педагогических задач в условиях полиэтнического состава учащихся).

Предметом этнопедагогики является народная педагогика.

Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Самое распространенное толкование определения педагогики «наука о воспитании», то, как следствие народная педагогика «наука о народном воспитании». Что такое «народное воспитание»?

Народное воспитание – объективно-закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности связи поколений, осуществляющиеся в соответствии с целями народной педагогики.

В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука.

Возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.

Педагогическая наука и народная педагогика взаимодействуют и взаимно благоприятствуют развитию друг друга, образуя единое пространство – педагогическую культуру.

В народе испокон веков вырабатывался самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Обычаи и традиции проявлялись в отношении к природе, в устном народном творчестве, народных ремеслах, в одежде, в законах гостеприимства, в обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, которые способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской тради­ции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюби­мую работу делает с любовью.

Развитие культуры, системы образо­вания возможно на естественном многовековом фунда­менте народных традиций. Педагогические наука и практика, игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культуры.

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы — основной и главный объект этнопедагогики, предмет которой — народ­ная педагогическая традиция.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт народа, выявляет возможности и эффективные пути реализации педагогических идей народа в современной науке и прак­тике.

В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А.Леруа-Гурана: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам».

Задача исследования народных традиций состоит в том, что­бы проследить, как они образовались, почему сохраняются, ка­ковы условия и какова потребность, которая приводит к их сохранению, и, в чем секрет их сущест­вования.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности ста­рых обычаев в современных условиях и определяет целесообраз­ность обычаев, содействующих воспитанию человека.

Этнопедагогика делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих наро­дов. Сравнительный анализ педагогических достижений народа позво­ляет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики.

Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы:

пе­дагогика семейного быта;

поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям;

загадки как средство умственного воспитания;

на­родные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и мо­лодежи;

самодельные игрушки и творчество детей;

детская и молодежная среда, ее педагогические функции;

колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики;

общ­ность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Общность педагогических культур объясняется многими фак­торами:

а) общностью исторических условий развития разных народов;

б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Эта общность проявляется в представлениях народа. Например, в представлении о единстве трудящихся. Поговорка «В единении — сила» на многих языках звучит как афоризм. Пословицы и пого­ворки разных народов, призывающие трудящихся к объединению своих усилий, звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл: в них показывается всесильность сплоченных людей и обреченность человека, оказавшегося вне общества.

Вот примеры: «Громада — великий человек» (укр.), «Мир по слюнке плюнет, так — море» (рус.), «Если весь мир плюнет, сделается озеро» (тат.), «Деревня плюнет, озеро образуется» (морд.). «Один плюнет — высохнет, на­род плюнет — получится озеро» (чув.), «Если вздохнуть всем наро­дом — ветер будет» (рус.), «Народ вздохнет разом — будет буря, топ­нет ногой разом — будет землетрясение» (кит.). У многих африкан­ских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдешь дружной толпой, крокодил никого не тронет». Мысль о силе солидарности ярко подчеркивается народами сле­дующим образом: «Сноп без перевясла — солома» (рус.), «Когда прутья в метле — богатырь не сломит, развязали метлу — по прутику переломает ребенок» (груз.), «Витая мочалка — веревка, не витая — сор» (чув.). «Муравьиная рать льва одолеет» (азерб.), «Мал мура­вей, а большую гору строит» (кор.), «Мал муравей, а роет склон горы» (чув.), «Сплоченность людей — нерушимая крепость» (кор.), «Слабые вместе — сила, сильные в одиночку — слабость» (чув.).

Читайте также:  Физическое развитие детей средствами народного танца

В народных афоризмах ярко подчеркивается обреченность оди­ночки. Убедительность достигается посредством сравнения слабо­сти одиночки с силой сплоченных людей: «Тысяча человек сразу не умирает» (мальгашская). «Одинокий умрет — никого не останется, один из ста умрет — девяносто девять останется» (чув.), «Семьдесят семь одному скорей помогут, чем один — семидесяти семи» (чув.), «Одним пальцем иголку не удержишь» (укр.). «Одна пчела мало меду наносит» (укр.). «Одной рукой узел не развяжешь» (чув.), «Одной рукой узел не завяжешь» (азерб.). «Лучше один день с друзьями, чем сто дней одному» (мальгашская) и др.

Приведенные примеры свидетельствуют о духовной общности не только того или иного народа, но и всех народов.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в самобытности культур разных народов. Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию.

Этнопедагогический обзор народов России показывает их дружеские от­ношения, которые взаимно обогащали друг друга этнопедагогическими приобретениями. Народы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более вы­сокий уровень культуры и нравственности. Нерусские на­роды достигли огромных успехов в своем развитии при поддерж­ке русского народа. Русский народ поднялся при материальной и духов­ной помощи всех других народов.

Итак, этнопедагогика изучает:

1. Основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приуче­ние);

Например, уход за ребенком — одно из первых педагогических понятий народа. Он включал в себя кормление, пеленание, одевание, купание, лечение, прогулки и т.п. Много веков тому назад народ уже не только представлял эти элементы отдельно, но и связывал с ними отдельных лиц: кормилица, кор­милец, няня и т.п. У каждого лица были вполне определенные обязанности. Если кормилицы были из среды простонародья, то кормильцами становились только наиболее знатные бояре и бра­ли их только в княжеские семьи. В крестьянских семьях лучшими няньками оказывались бабушки, старшие сестры и братья.

2. Ребенок как объект и субъект воспитания (родное дитя, си­рота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоро­вье, привитие любви к прекрасному);

4. Факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, тради­ция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

Фактор воспитания – природа. До сих пор еще не создано обобщающих трудов о том, как народ использовал природные явления в воспитании подрас­тающего поколения. А.П.Чехов писал, что народ учился не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили его птицы, когда им пели песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багро­вую зарю, деревья и травы. Природа — это не просто место обитания, это и двор дома, звезды на небе, травы, запо­ведные леса, священные родники, и др. Следовательно, исследова­ние педагогических возможностей природы как фактора воспитания представляет безграничный простор для деятельности этнопедагога.

Слово как фактор воспитания. Материнский язык — основа основ разви­вающейся личности. Мать, лишившая своего ребенка родного язы­ка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та, кто воспитала». Нет полноценного воспита­ния вне сферы духовной культуры родного народа.

5. Методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, за­поведь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, заве­щание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6. Средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, пого­ворки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7. Организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, кото­рые никогда не ставились народной педаго­гикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмот­ря на их воспитательную ценность.

Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосудар­ственными традициями: проводы зимы, фестиваль «Русская зи­ма», сабантуй, акатуй — праздник песни и труда (у татар и чува­шей), праздник цветов (у марийцев) и др.

Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования педагогических традиций на­рода, в которых обучение и воспитание осуще­ствляется в гармоническом единстве. В настоящее время творческое возрождение народных этических и педагогических традиций вос­принимается как инновационный феномен, настолько они забыты. Их приспособление к новым социальным условиям при­водит к педагогическим находкам, к неожиданно про­дуктивным новшествам.

1.2. Исторический обзор проблемы

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изу­чению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.

Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обо­гащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. В классической педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и народных педагогических традиций, пути проникновения идей народной педагогики в культурное сознание рассмотрел Я.А. Коменский. На традиции семейного воспитания опирался И.Г. Песталоцци. Непосредственным развитием положений народной педагогики являются принцип культуросообразности воспитания, разработанный А. Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая педагогическую систему К.Д. Ушинского.

Я.А.Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспита­ния в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой – все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании прин­ципа природосообразности великий педагог также учитывал на­родный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы состав­ляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятель­ность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиции и обычаев. Первый труд, задуманный им, — это «Сокровищница чешского языка», в котором он мечтал собрать все — отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи. А чудо их чудес народной педагогики — «Мудрость старых чехов»?!

Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.

Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важней­ших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. Только народное воспитание явля­ется живым органом в историческом процессе народного развития». Сказки и рассказы Ушинского — лучший пример использования народной педагогики в воспитании, как в семье, так и в школе.

Контрольные вопросы и задания

1. Приведите примеры и факты влияния народной педагогики на ваше
собственное воспитание: назидания бабушки, внушения отца, советы матери, пожелания старших товарищей.

2. Запишите народную пословицу, первой пришедшую вам на ум.

3. Назовите народную песню, которая имеет для вас наибольший лично­стный смысл.

4. Дайте максимально простое и одновременно емкое определение предмета народной педагогики.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 22403 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Вопрос контрольной работы по предмету «Педагогика»

Что такое народная педагогика? Приведите примеры средств народной педагогики.

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.

Средства народной педагогики:

— фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.);

— народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

— труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;

— народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки), игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.;

— религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;

— народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество и т.д.); таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;

— забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;

— взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;

— социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.);

— быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.).

Эти и другие средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности.

Исследуя народную педагогику, учёные приходят к выводу, что её элементы не являются разрозненными, вместе они образуют единую систему воспитания. Разумеется, эта система возникла не на научно-теоретической основе, однако она формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.

С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, к труду, к защите родины, формирования у нового поколения уважения к законам и нормам общественной морали. Идеи и опыт народной педагогики особенно актуальны в общественном, семейном и дошкольном воспитании. В ней четко выражены понимание добра и зла, поощряемые и осуждаемые в народе ценности, черты характера и качества личности (трудолюбие – лень, смелость – трусость, верность – предательство и т.д.).

В народной педагогике учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, а используемые методы отличались большим разнообразием: разъяснение, совет, убеждение, показ, личный пример, приучение, принуждение, порицание, запрет, упрек, поощрение, наказание (моральное и физическое), соревнование. (В современной педагогической деятельности принуждение и приучение считаются нежелательными, а физические наказания и вовсе запрещены, однако не будем забывать, что времена, когда формировалась народная педагогика, были гораздо более суровыми.)

Неудивительно, что богатое педагогическое наследие разных народов мира служит источником идей для научной педагогики.

Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский одно из своих наиболее известных сочинений – книгу «Материнская школа» (1633) – посвятил семейному воспитанию, и считал, что обоснованная им «материнская школа» должна стать частью национальной системы образования.

Знаменитый швейцарский педагог И.Г. Песталоцци был убеждён, что народ является носителем наиболее правильных педагогических идей. В его романе «Как Гертруда учит своих детей» (1801) главная героиня – простая крестьянка, но именно от неё читатель узнаёт о новой дидактике начального образования.

Потенциал народной педагогики высоко оценивал великий русский педагог К.Д. Ушинский, посвятив этому вопросу труд «О народности в общественном воспитании» (1857). Он был убеждён, что «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

Идеи народной педагогики сохранили актуальность в XX веке, к ним обращались выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В наши дни народная педагогика по-прежнему является неиссякаемым источником педагогических идей.

Примером средств народной педагогики, которые мне наиболее близки. служат сказки. Так, например, сказка «Лиса и журавль» учит взаимоотношениям и показывает пример того, как не надо себя вести в социуме. Сказка «Гуси- лебеди» моделирует ситуации оставления без присмотра маленьких детей и учит ответственности за свои поступки и т.д.

источник